Программа по работе с детьми с ОВЗ

Федулова (Козлова) Анастасия

Программа по работе с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _fedulova_a.n.docx83.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ  И СПОРТА НЕФТЕЮГАНСКОГО РАЙОНА

КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ

НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Рассмотрено:

Педагогическим советом

НР МБУ ДО «ДШИ»

Протокол №_________

«___»_________2022г.

Утверждено:

Директор

НР МБУ ДО «ДШИ»

Приказ №________________

«__»________________2022г.

________________________

Программа

учебного предмета

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

для обучающихся, осваивающих адаптированную дополнительную общеразвивающую  общеобразовательную программу в области музыкального искусства

 «Основы музыкального исполнительства» (фортепиано)

направленность: художественная

уровень программы: стартовый

возраст: с 7-  лет

срок реализации программы: 3 года

Разработчик: Федулова А.Н. преподаватель по классу фортепиано НР МБУ ДО «ДШИ»

2022г.

Структура программы учебного предмета

I.Пояснительная записка 

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

1.1.Цели и задачи учебного предмета;

1.2.Особенности обучающихся;

1.3.Сведения о затратах учебного времени;

1.4.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета;

1.5. Форма проведения учебных аудиторных занятий;

1.6.Структура программы учебного предмета;

1.7. Методы обучения;

1.8.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

II. Содержание учебного предмета      

2.1 Годовые требования

2.2 Учебно-тематический план

III. Организация образовательного процесса

3.1. Годовые требования по классам

3.2 Планируемые результаты и способы определения их результативности;

IV. Формы и методы контроля, система оценок

4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

4.2. Критерии оценок;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

5.1.Методические рекомендации преподавателям;

VI.        Список учебной и методической литературы

6.1. Список использованной литературы.

6.2. Список учебной и методической литературы.

  1. Пояснительная записка

       Программа  учебного предмета «Музыкальный инструмент» для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в области музыкального искусства разработана и составлена с учётом  требований следующих нормативных документов:

- с Федеральным  законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ;  

- рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств (Письмо министерства культуры РФ от 21 ноября  2013г. № 191-0139/06-ГИ);

- методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, включая детей-инвалидов с учетом их образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 года№ВК-641/09).

Обучение по программе учащихся с ОВЗ осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких детей.

          Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами дополнительного образования в сообществе сверстников и взрослых является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечение полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности закреплено Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

       Одной из важнейших задач современной педагогики является социализация ребёнка, представляющая собой процесс усвоения человеческим индивидом определенной  системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

         Современная государственная система образования в России предполагает создание таких условий, при которых особый ребёнок со специальными образовательными потребностями получит возможность реализации своих возможностей. Включение (инклюзия) таких детей в социально-культурную и общеобразовательную среду представляет на настоящий момент актуальную проблему не только педагогики, но и психологии, и социологии. Распространение процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями психического и/или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Инклюзивная практика реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения адаптации образования для всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей. Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей.

       Обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности. Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого обучающегося.

      Искусство наряду с другими способами социализации призвано помочь ребёнку осмыслить мир и себя самого, усвоить знания об окружающей действительности и выработать эмоциональное отношение к явлениям природы и социальной жизни людей.  Но искусство является не только средством социализации, формирования духовно-ценностных ориентиров, эстетических чувств. Издавна известны и широко используются психокоррекционные, компенсирующие, терапевтические возможности искусства. Желание заниматься музыкой, в частности фортепиано, возникает у многих детей, ведь потребность самовыражения присуща всем людям, независимо от наличия или отсутствия у них физического недуга. Музыка является важным средством профилактики и коррекции целого ряда нарушений и положительно влияет на развитие всех сенсорных систем, памяти и психоэмоциональной сферы ребенка. Использование музыки с лечебными и коррекционными целями вылилось в отдельное направление в медицине, психологии и педагогике и получило название «музыкотерапия». Мозг человека еще до рождения способен к восприятию музыки и раннее музыкальное обучение является эффективным средством активации высших функций мозга и, в частности, абстрактного мышления. Известно, что между руками и мозгом существует тесная связь и поэтому игра на фортепиано при формировании и систематической тренировке общей моторики пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

                 Данная программа имеет личностно-ориентированную направленность, предполагает индивидуальную форму занятий, основные элементы которых направлены на развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы личности, мелкой моторики, стимулирования умственной и речевой активности. Вместе с тем, она имеет элементы художественной направленности, так как в течение ее реализации обучающийся приобщается к мировой музыкальной культуре, получает возможность самому создавать музыку. Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент»- это программа, адаптированная для обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Программа предполагает большую гибкость построения курса (вариативность) с учетом индивидуальных особенностей обучающегося, т.е. изложенные далее положения программы могут меняться в зависимости от диагноза, самочувствия или общего состояния ребенка. Особенностью программы является принцип построения занятия, который обязательно включает в себя различные виды деятельности (пальчиковые игры, двигательные импровизации, изучение нотной грамоты, чтение нот с листа, подбор по слуху, формирование исполнительских приемов). В содержание курса введены также упражнения для формирования осанки и мышечного тонуса, игры для развития тактильных ощущений. Предлагаемые программой методы способствуют развитию музыкальных способностей обучающегося и гармонизации его психофизического состояния, побуждают к творческому самовыражению. Важным в работе считаем «энергетический» аспект образовательной среды: создание на уроке атмосферы радости, эмоционального подъёма, удовольствия от общения. Актуальность программы заключается в её направленности при обучении игре на фортепиано обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на развитие их адаптационных механизмов, улучшение навыков  социального взаимодействия и общественного поведения, творческое развитие.

     Данная программа ориентирована на обучающихся  в возрасте от 7 лет и рассчитана на 3 года обучения. Продолжительность учебных занятий с первого по третий год обучения составляет 34 недели в год.

1.1. Цель и задачи программы.

Цель:  Способствовать  реабилитации детей с ОВЗ средствами музыки, раскрытию творческого потенциала личности ребенка с ОВЗ, формировать коммуникативные навыки, развивать умственные способности у детей с ограниченными физическими возможности здоровья в процессе обучения игре на фортепиано.

Задачи:

Образовательные:  

   - формировать исполнительские навыки;

   - осваивать нотную грамоту, подбирать песни по слуху с помощью педагога;

   - научить обучающихся  понимать музыкальное произведение через интеграцию искусств (поэзию, рисование, аппликацию) ;

   - расширить музыкальный кругозор.

Развивающие:

   - развивать музыкальный слух, память, чувство ритма;

   - развивать творческий потенциал;

   - развивать познавательный интерес у обучающихся;

   - научить способам взаимодействия с окружающим миром;

   - стимулировать самостоятельную творческую инициативу, активные, в соответствии с уровнем развития ребенка, действия в культурном пространстве.

Воспитательные:

    - формирование адекватного представления о социальных ограничениях и возможностях их преодоления;

   - прививать художественный вкус;

   - способствовать  воспитанию воли и усердия;

   - воспитывать самостоятельность обучающегося и раскрыть лучшие    

индивидуальные черты его личности, помочь адаптироваться в социальной

среде.

  - способствовать формированию умения понимать свои и чужие эмоции, навыков регуляции и контроля своей деятельности.

1.2. Особенности обучающихся.

Дети с ограниченными возможностями здоровья.

     Ограниченные возможности здоровья ребенка—  это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости  мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.

    Задержка психического развития  является  пограничным состоянием между нормой и умственной отсталостью. Это понятие, которое говорит не о стойком,  необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается у ребенка при поступлении в школу. Дети с ОВЗ достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в  интеллектуальной сфере будут выражены нерезко, в других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

        Ограниченные возможности здоровья ребенка вызываются самыми разными причинами. Вместе с тем дети этой категории имеют ряд общих особенностей развития  познавательной  деятельности и личности.

       У всех детей с задержкой психического развития не сформирована готовность к школьному обучению, проявляющаяся в трудностях овладения навыками чтения и письма, трудностях в произвольной организации деятельности:

-они не умеют последовательно выполнять инструкции учителя,

-переключаться по его указанию с одного задания на другое.

    При этом учащиеся быстро утомляются, работоспособность их падает с увеличением нагрузки, а иногда просто отказываются завершать начатую деятельность.

   Всем детям с задержкой психического развития свойственно снижение внимания, которое может носить разный характер:

-максимальное напряжение внимания в начале выполнения задания и последующее его снижение;

-наступление  сосредоточения внимания  после некоторого периода работы;

-периодические смены напряжения внимания и его спада на протяжении всего времени работы.  

      Исследования психологов выявили у большинства  детей с задержкой психического развития:

-неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия,

 -пространственные и временные нарушения,

-недостаточность планирования и выполнения  сложных двигательных программ.  

    Таким детям нужно больше времени для приема и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений.

    У этой категории детей недостаточно сформированы пространственные представления:

-ориентировка в  направлениях  пространства осуществляется на  уровне практических действий,

-затруднено восприятие перевернутых изображений,

-возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации.                  Развитие  пространственных отношений тесно связано  со становлением конструктивного  мышления.

1.3.Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы, нагрузки, аттестации

Затраты учебного времени

Итоги

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

Количество недель

34

34

34

Аудиторные занятия

68

68

68

204

Максимальная учебная нагрузка

68

68

68

204

1.4. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета.

1 год обучения–   2 часа в неделю;

2 год обучения –  2 часа в неделю.

3 год обучения –  2 часа в неделю.

1.5. Форма учебных занятий  -  индивидуальная. Индивидуальная форма занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов, а также лучше узнать эмоционально-психологические особенности учащегося.

Продолжительность урока - 40 минут.

1.6.Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

•        сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

•        распределение учебного материала по годам обучения;

•        описание дидактических единиц учебного предмета;

•        формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

•        методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел    программы «Содержание учебного предмета».

1.7. Методы обучения.

       На занятиях применяются следующие методы работы:  беседа,  наглядный показ, выполнение заданий по замыслу педагога, диалог, решение проблемных ситуаций, творческие задания - лепка, рисование, изготовление нотных партитур, игры, викторины, работа по карточкам, пособиям и др.  

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления. Одно из них – формирование игровых навыков и приемов, становление исполнительского аппарата. Второе - развитие практических форм музицирования на фортепиано, в том числе, аккомпанирования.

   Некоторые игровые приемы и упражнения.

I.1. "Дождь и гроза" 

Учитель и ученик сидят за инструментом, учитель  -  справа. Игра сопровождается текстовым комментарием учителя. При повторном исполнении задания дети часто вызываются вести сюжет самостоятельно.

- Светит солнце. (Преподаватель играет мажорное трезвучие,  звук как бы повисает в воздухе.)

- Вдруг набегает тучка. (Мажор сменяется минором.)

-  Из тучки начинает капать легкий грибной дождь. (Ученик легкими

движениями, вразброс, в медленном темпе, тихо извлекает звуки в верхнем регистре. Можно чередовать черные и белые клавиши.)

- Дождь усиливается. (Удары становятся более частыми, громкость звука нарастает. Преподаватель использует в аккомпанементе более сложные и красочные аккорды - септаккорды.)

- Вдруг пошел град. (Звуковой регистр понижается, сила звука все более усиливается.)

- Гром! (Удар несколькими пальцами сразу или кулачком по клавишам в низком регистре.)

 -  Дождь постепенно стихает и заканчивается. (Игровые приемы повторяются в обратной последовательности.)

-  На небе появляется радуга. (Преподаватель заканчивает "картину" красивыми аккордами.)

Подобным образом можно озвучить картину ночного неба с луной и звездами, метеоритами и космическими спутниками земли, летнего луга с пчелами, бабочками и жуками, подводного царства и др.

Во время выполнения задания  преподаватель не только исполняет гармонический фон, диктует содержание и подсказывает возможные способы игры, его задача более глубокая: а) следить за положением корпуса и правильной осанкой ребенка во время исполнения, особенно в крайних

регистрах фортепиано; б) следить за равномерной нагрузкой на обе руки, так как ребенок всегда старается работать более послушной, то есть более здоровой рукой; в) максимально задействовать в работе все пальцы рук, а не только те, которыми ребёнок привык манипулировать.

I.2. Другой вид творческого задания, родственный первому, можно назвать "Рассказываем сказку". 

   Устный пересказ известного сюжета либо сочиненного по ходу урока чередуется с его озвучиванием. Такой вид работы весьма полезен для детей с нарушениями речевых функций  для дополнительной тренировки артикуляционного аппарата, а также для формирования навыка связного пересказа. Преподаватель и ученик могут разделить между собой персонажей, а также всю "постановку" сюжета ученик может взять на себя. Преподаватель при этом выступает в роли "звукорежиссера", показывая или подсказывая, как легче и точнее изобразить того или иного персонажа, диалог или происходящее действие.

       На занятиях  также применяются пальчиковые игры из арсенала логопедов и дефектологов, гимнастические упражнения для рук, кистей и пальцев, используемые на занятиях ЛФК. Они призваны не только помочь овладению определенным видом движения, но и обогатить двигательный опыт на уроке, задействовать иные группы мышц, поскольку игра на фортепиано сопряжена с ограниченным пространственным положением тела и рук при тонкокоординированных движениях пальцев.

Задачи моторного развития детей на уроках фортепиано индивидуализируются в зависимости от степени поражения двигательных функций и направлены на следующее:

- максимальную разработку двигательных способностей пальцев рук;

- выработку точных и координированных движений рук и пальцев;

- ускорение моторных реакций;

- уменьшение контрактур(стягивания, сужения)  суставов рук и пальцев;

-развитие бимануальной (моторика обеих рук) координации как временной, так и пространственной.

Игры, на развитие тактильных ощущений.

II.1 «Сильный пальчик». 

В этом упражнении обучающийся «рассказывает» пальчиком другому человеку о своем отношении к определенным событиям и слушает, как это будет воспринято (преподавателем, мамой или товарищем). Это упражнение как нельзя  лучше укрепляет силу пальца, делая его устойчивым, где вся сила тяжести плеча ложится на него и в то же время ребенку разрабатываем каждый пальчик отдельно от другого т.к. у детей с ОВЗ, как правило, пальчики более сжаты, чем у здоровых детей. И еще это ведет к развитию мелкой моторики, а значит, улучшает и развивает речь, а это взаимосвязано.

II.2 «Семья»

Упражнение на разгибательное движение пальцев без помощи пальцев другой руки. Работает только одна рука, сначала сжатая  в кулачок. Пальчики поочередно, начиная с большого, показываются, но до конца не выпрямляются и слегка кланяются. На последней строчке кланяются вместе одновременно. Обратить внимание на то, чтобы пальцы не находились в напряженном состоянии: «Этот пальчик-дедушка, этот пальчик-бабушка, этот пальчик  - папочка, этот пальчик - мамочка, этот пальчик - я! Вот и вся моя семья!»

III.3 «Что я вижу»

Обучающемуся предлагается внимательно посмотреть на все предметы,

которые его окружают, а затем назвать их. Обязательно похвалить ребенка.

IV. 4 «Что я делаю».  

Обучающийся закрывает глаза. В руку ему  кладется предмет: палочка, мячик, что-то мягкое, шершавое, гладкое и т. д. Задается вопрос: «Что это?» Как правило, обучающийся отвечает правильно. Во время этого упражнения улучшается работа кисти и пальцев, что очень важно для «особенных» детей, т.к. у них менее развита мелкая моторика. Также включается в работу образное (ассоциативное) мышление.

1.8.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

Реализация программы учебного предмета «Музыкальный инструмент» обеспечивается:

-доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей;

-учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не менее 6 кв.м., оснащенными роялями или пианино и имеющими звукоизоляцию.

-во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

-используются раздаточные материалы, пособия, дидактические материалы, отвечающие особым образовательным потребностям детей с ОВЗ, и позволяющие реализовать программу и учитывать их особые образовательные потребности.

В образовательной организации созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

Материально-техническая база соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

II.        Содержание учебного предмета      

2.1 Годовые требования

        Особенностью программы является комплексное построение занятия, которое обязательно включает в себя различные виды деятельности: пальчиковые игры, двигательные импровизации, изучение нотной грамоты, слушание музыкальных произведений, сольфеджирование, работа над развитием чувства ритма, работа по карточкам, партитурам, изготовленным на уроке, чтение нот с листа, подбор по слуху с помощью преподавателя, транспонирование с помощью преподавателя, упражнения на развитие внимания, формирование исполнительских приемов, выполнение творческих задания с помощью преподавателя и одного из родителей, игра в ансамбле с помощью преподавателя и одного из родителей;

Учебная программа по предмету «Музыкальный инструмент»  рассчитана на 3 года. В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения.      Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала.  Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до разбора и исполнения музыкального произведения c помощью родителей и педагога.

Содержание учебного предмета «Музыкальный инструмент» соответствует направленности  общеразвивающей программы на приобщение учащихся к любительскому музицированию.  

Часто на занятиях используется ансамблевая игра с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, которым долго бывает недоступна игра двумя руками. Играя мелодии одной рукой или из руки в руку, они слышат гармоническое сопровождение педагога или одного из родителей, что доставляет им удовлетворение и организует их во времени.  

Игра в ансамбле с учеником может быть сформирована следующими составами: в начальных классах ученик играет партию одной руки, педагог - другой. В дальнейшем исполняются ансамбли в 4 руки, для 2-х фортепиано педагог- ученик-родитель или педагог- ученик или ученик- родитель.

Для снятия напряжения и страха у обучающегося используется метод невербальной коммуникации Нордоффа-Роббинса. Обучающийся  вовлекается в процесс создания музыки совместно с педагогом через использование музыкального инструмента, даже не зная нот. Совместная игра на инструменте обеспечивает поддержку ребёнка, помогает ему выплеснуть эмоции, сближает ученика и учителя.

На занятиях с данной категорией обучающихся  применяются личностно – ориентированные технологии, которые ставят  в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов.

2.2 Учебно-тематический план

Тематический план 1-го года обучения специальности

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Знакомство с инструментом

4

2

2

Донотный период

8

4

4

Изучение нотной грамоты

8

4

4

Постановка рук

12

-

12

Развитие технических навыков

18

-

18

Работа над эмоционально-художественным развитием

18

5

13

                    Итого:

68

15

53

Тематический план 2-го года обучения специальности

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Работа над развитием навыков чтения нотного текста

18

4

14

Работа над развитием координации                        

12

2

10

Работа над аппликатурой

12

4

8

Работа над звуковым решением произведения

14

4

10

Работа над игровыми приемами и упражнениями

12

2

10

                    Итого:

68

16

52

Тематический план 3-го года обучения специальности

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Работа над развитием навыков чтения нотного текста

18

4

14

Работа над аппликатурой

12

4

8

Работа над звукоизвлечением

10

2

8

Знакомство с произведениями песенного характера: музыкой из мультфильмов, сказок, детских кинофильмов, песен;

8

2

6

Работа над игровыми приемами и упражнениями

10

2

8

Работа над    развитием технических навыков

10

2

8

Итого:

68

16

52

  1. Организация образовательного процесса

Для реализации настоящей программы предусмотрены как аудиторные (индивидуальные) так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия.  Внеаудиторная работа может быть использована обучающимися на выполнение домашнего задания, просмотры видеоматериалов в области искусств, посещение учреждений культуры (театров, филармоний, цирков, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях, проводимых образовательной организацией. По окончании каждой четверти учащимся должны выставляться четвертные оценки.     Каждый ребенок с ОВЗ уникален в своих проявлениях, что требует формирования индивидуальной адаптированной содержательной траектории и особого подхода в рамках реализации программы.

3.1. Годовые требования по классам:

1 год обучения.

       В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 12-16 музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления: 6-8 различных по характеру и форме музыкальных произведений, из которых выбираются пьесы для исполнения  на контрольном уроке, 6-8 пьес выбираются в порядке ознакомления для решения различных учебных задач:

- технических: координация рук, пальцев, работа над постановкой игрового аппарата, его раскрепощением, работа на снятие напряжений в мышцах или их раскрепощением (гипертонуса), постановкой рук, 3- го пальца.

- художественно- исполнительских: работа над фразировкой, динамикой, метроритмом;

- теоретических: знакомство с нотной грамотой: названием нот, их длительностями (такая работа является подготовкой для приобретения начальных навыков чтения с листа);

-  подбор по слуху и транспонирование: выученное по слуху произволение подбирается от различных белых клавиш (педагог исполняет партию вместе с ребенком, аккомпанемент в виде гармонической поддержки в простейшем варианте (ступенями) исполняет родитель).

Ученик должен приобрести в 1 классе следующие знания и навыки:

1.Освоение нотной грамоты:

-в  I  четверти  -  ноты в 1- ой октавы, с помощью педагога и родителя; целые, половинные, четвертные и восьмые длительности; прохлопывать ритм по карточкам с использованием этих длительностей; размеры двух-трёх- четырёхдольные; знаки альтерации;

-  во  II  четверти  -  освоение нот в басовом ключе (по мере возможностей здоровья учащегося и в зависимости от умственных способностей).

2. Знакомство со средствами музыкальной выразительности  -  в течение учебного года.

3. Подбор мелодий по слуху: небольшие попевки и несложные мелодии по желанию ученика – в течение учебного года. («Василёк», «Чижик», «Сорока», «Андрей- воробей», р.н.п. «Как под горкой» и т.д., «Руки мыть» детс. песня);

4. Игра пьес двумя руками из сборников с помощью педагога (только мелодию, без аккомпанемента): «Фортепианная игра». Ред. А. Николаева; «Фортепиано. 1 класс». Ред. Б. Милича, А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой».

5. Игра ансамблей (ученик- педагог- родитель) – в течение учебного года.

6. Работа по карточкам с названиями нот – в течение учебного года.

7. Знакомство с детским репертуаром композиторов  –  классиков: «Детский альбом» П. И. Чайковского, «Альбом для юношества» Р. Шумана «Лирические пьесы»» Э. Грига, «Танцы кукол» Д. Шостаковича, и др. (в качестве иллюстрации  –  исполнение произведений  из этих сборников

педагогом и прослушивание аудиозаписей).

8. Беседы о музыке, о композиторах (работа с наглядным материалом) – в течение учебного года.

9. Прослушивание аудиозаписей фортепианных и оркестровых произведений западных и русских композиторов – в течение учебного года.

В  I  полугодии: исполнение нижнего, а затем верхнего тетрахорда гаммы до мажор, ля минор 3 - м пальцем в 1 октаве с пением нот каждой рукой отдельно; исполнение интервалов по всем октавам двумя руками одновременно: терций, квинт; упражнения на постановку игрового аппарата и организации пианистических навыков.

Во II полугодии: исполнение нижнего, а затем верхнего тетрахорда гаммы до мажор, ля минор 3- м ( или 2-3, 2-3-4 пальцами, по мере возможностей учащегося) пальцем в 1 октаве с пением нот вместе двумя руками; упражнения на постановку игрового аппарата и организации пианистических навыков.

Примерные  списки музыкальных произведений, рекомендованных для исполнения в течение учебного года.

Пьесы:

Т. Взорова, Г. Баранова, А. Четвертухина «Первые шаги маленького пианиста» «Ку-Ку», «Лошадка», р.н.п. «Динь- Дон»;

О. Геталова упражнения «Пчелка», «Пятачок и Винни- Пух»;

Е. Тиличеева «Дождь»;

М. Красев «Белые гуси»

Р.н.п. «Сорока»;

Е. Тиличеева «Поздравляем»

Упражнения:

Т. Взорова, Г. Баранова, А. Четвертухина «Первые шаги маленького пианиста»: упражнение для 1-го и 5-го пальцев;

Т. Взорова, Г. Баранова, А. Четвертухина «Первые шаги маленького пианиста» Упражнение на соединение двух, трёх, пяти звуков;

А. Артоболевская «Колечки- звоночки»;

А. Артоболевская «Змейка»;

Произведения песенного характера:

А. Артоболевская «Чижик»;

А. Артоболевская «Вальс собачек»;

А. Артоболевская «Прыг- скок» по мотиву из второй венгерской рапсодии Ф. Листа.

Р.н.п. «Василек»;

Р.н.п. «У кота- воркота»;

Чешс. н. п. «В погреб лезет Жучка»;

Р.н.п. «Как под горкой»;

Р.н.п. «Во саду ли, в огороде»;

Г. Эрнесакс «Паровоз»;

Ук.н.п. «Лепешки»;

2 год обучения.  

     В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 16-18 музыкальных произведений: 6-7 разнохарактерных пьес, 1-2 пьесы, 1-2 произведения песенного характера, 4-5 этюдов на различные виды техники, 1-2 произведения в порядке ознакомления  

   Игра пьес двумя руками из сборников с помощью педагога (только мелодию, без аккомпанемента): «Фортепианные пьесы, этюдов и ансамблей» под редакцией С. Ляховицкой и Л. Баренбойма, «Фортепианная игра». Ред. А. Николаева; «Фортепиано. 1 класс». Ред. Б. Милича, А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой», «Новая школа игры на фортепиано», «Феникс» 2022г.

-1-2 ансамбля.

- на каждом уроке рекомендуется читать с листа с демонстрацией пианистических навыков педагога, выбирая для этого короткие попевки, песенки, которые имеют учебную направленность (например, определённый ритмический рисунок; секвенционное  изложение мелодии; при исполнении учащимся попевок, педадог должен пропевать её нотный текст для лучшего усвоения материала и формирования слухового контроля у учащегося.

характерные гармонические последовательности в партии левой руки и др.);

-  разбирать и изучать терминологию, которая встречается в произведениях;

-  заниматься подбором по слуху несложных песен и играть их в 2-3 тональностях (педагог или родитель исполняет партию баса в виде гармонической поддержки);

- знакомство с главными ступенями лада: I-V-I, I-IV-I, I-IV-V-I.

Техническое развитие

Учащийся 2-го класса должен уметь играть в тональностях до двух знаков

  –  гамму на одну октаву отдельными руками (по возможностям ученика- 3- м пальцем с кулачка, 2-3 пальцами, 2-3-4 пальцами ) (упражнение змейка по А. Артоболевской).

- играть гаммы в ансамбле с педагогом или родителем, или в ансамбле с педагогом или родителем;

- играть терции, квинты от звуков «До», «Соль», «Фа».

 Примерные  списки музыкальных произведений, рекомендованных для исполнения в течение учебного года.

Пьесы.

А. Филиппенко «Цыплята»;

А. Березняк «Прозвенел звонок»;

В. Витлин «Серенькая кошечка»;

О. Геталова «Рыжий кот»;

Р.н.п. , обр. В. Игнатьева «Лиса по лесу ходила»;

Р.н.п. «Ходит зайка»;

Упражнения, этюды.

Т. Взорова, Г. Баранова, А. Четвертухина «Первые шаги маленького пианиста» Упражнение на соединение двух, трёх, пяти звуков;

О. Геталова Этюд С dur;

Е. Гнесина Этюд C dur;

А. Артоболевская «Колечки- звоночки»;

О. Геталова упражнение «Лягушки»;

О. Геталова упражнения «Добрый гном», «Часы», Упражнение- игра»;

А. Артоболевская «Змейка»;

Произведения песенного характера.

А. Артоболевская «Живём мы на горах» мелодия из музыкальной шкатулки;

М. Красев «Елочка»;

Р.н.п. «Во поле береза стояла»;

Укр.н.п. «Казачок»;

С. Ляховицкая «Где ты, Лёка?»;

В. Шаинский «Весёлый урок»;

3год обучения.

В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 16-18 музыкальных произведений: 1-2 произведения полифонического характера, 1-2 произведения песенного характера, 4-5 этюдов на различные виды техники, 4-5 разнохарактерных пьес, некоторые произведения в порядке ознакомления.

Чтение с листа пьес различного характера (уровень трудности – первый класс). Игра в ансамбле. Подбор мелодий по слуху, используя на опорных звуках простейшее аккордовое сопровождение.

Технические требования: мажорные и минорные гаммы до трех знаков включительно на две октавы в прямом движении, исполнение степеней T-S-D-T.

Примерные  списки музыкальных произведений, рекомендованных для исполнения в течение учебного года.

Упражнения, этюды.

И. Визная Этюд C dur ;

А. Шмидт Этюд С dur под редакцией А. Николаева;

Е. Гнесина Ges dur под редакцией А. Николаева;

Пьесы.

С. Слонимский «Считалка»;

М. Красев «На льду»;

М. Крутицкий «Зима»;

С. Ляховицкая «Дразнилка»;

А. Руббах «Воробей»;

К. Лонгшамп- Друшкевич «Полька»;

Арм.н.п. «Ночь»;

А. Филиппенко «Я на скрипочке играю»;

С. Степшина «На птицеферме»;

Укр.н.п. «Ой ти, дивчино»;

Произведения полифонического характера.

В. Моцарт «Пьеса»,  под редакцией В. Рывкина «Котёнок на клавишах»;

И. Бах «Менуэт», под редакцией В. Рывкина «Котёнок на клавишах»;

Произведения песенного характера.

М. Глинка хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин»;

С. Прокофьев «Болтунья»;

Ф. Лещинская «Маляр»;

Чешс. н. п. «А я сам, а я сам»;

Д. Файзи «Песня бабушки»;

В. Шаинский, перел. О. Геталовой «Песенка крокодила Гены»;

И. С. Королькова, Г.Г. Цыганова, песни «Сова», «Варежка», «Ёжик», «Бык»;

Ансамбли.

Т. Взорова, Г. Баранова, А. Четвертухина «Первые шаги маленького пианиста» И. Беркович «Мелодия»;

В. Шаинский, перел. О. Геталовой «Песенка крокодила Гены»;

И. С. Королькова, Г.Г. Цыганова, песни «Сова», «Варежка», «Ёжик», «Бык»;

В. Моцарт «Пьеса»,  под редакцией В. Рывкина «Котёнок на клавишах»;

И. Бах «Менуэт», под редакцией В. Рывкина «Котёнок на клавишах»;

 3.2. Планируемые результаты и способы определения их

результативности

   Обучающийся, закончивший  1-й год обучения, должен обладать  определенным уровнем универсальных учебных действий с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. У обучающегося  должны сформироваться  следующие качества:

-обучающийся должен уметь сыграть мелодию с помощью педагога или самостоятельно,

 -с помощью родителей дома закреплять проигранные пьесы в классе, выучить несложную музыкальную пьесу с помощью педагога и родителей,

-знать названия 3-4 нот уверенно, остальные с помощью педагога и находить их на инструменте,

-прохлопывать ритм по карточкам,  

-узнавать произведения, прослушанные на протяжении курса, их авторов по фотографии портретов.

Обучающийся, закончивший  1-й год обучения, должен проявлять интерес к процессу обучения. Проявлять «задатки» доброжелательного поведения и желание к общению с преподавателем.

Выявление результатов учебно-воспитательной работы  осуществляется с применением следующих форм контроля: диалога, педагогического наблюдения, проведения частично- самостоятельных  работ,  устного опроса и непосредственно исполнения с помощью или без помощи преподавателя.

 

Обучающийся, закончивший  2-й год обучения, должен  обладать определенным уровнем  универсальных учебных действий, которые начали развиваться на первом году обучения и получают дальнейшее развитие и совершенствование на 2-ом году.

У обучающегося должны сформироваться следующие качества:

-обучающийся должен уметь сыграть мелодию с помощью педагога или самостоятельно двумя руками с простейшим аккомпанементом;

- из руки в руку, (также, играть произведения с использованием метронома) с помощью родителей дома закреплять проигранные пьесы в классе,

- проявлять интерес к фортепиано самостоятельно, выучить музыкальную пьесу из 4-х звуков дома в поступенном движении или с небольшими скачками на терцию с помощью родителей,

-знать названия 4-5 нот и находить их на инструменте, остальные ноты называть с помощью педагога, находить их на инструменте,

-прохлопывать ритм по карточкам,  выкладывать ритмический рисунок из 2-3-х карточек с помощью педагога или самостоятельно,

-проигрывать фрагмент партитуры с помощью педагога или родителя от любого одного звука,

- узнавать произведения, прослушанные на протяжении курса, их авторов по фотографии портретов, находить портреты композиторов с наводящими подсказками педагога.

Обучающийся, закончивший  2-й год обучения, должен проявлять интерес к процессу обучения. Проявлять доброжелательное поведения и желание к общению с преподавателем, сверстниками.

Выявление результатов учебно-воспитательной работы  осуществляется с применением следующих форм контроля: диалога, педагогического наблюдения, проведения самостоятельных  работ,  устного опроса и непосредственно исполнения с помощью или без помощи преподавателя.

Обучающийся, закончивший  3-й год обучения, должен  обладать определенным уровнем  универсальных учебных действий, которые начали развиваться во втором году обучения и получают дальнейшее развитие и совершенствование на 3-ом году. 

    Обучающийся должен уметь:

- сыграть мелодию с помощью педагога или самостоятельно двумя руками с простейшим аккомпанементом,

 -простейшие произведения песенного характера:

обработки народных песен, песни из мультфильмов, сказок,

-с помощью родителей дома закреплять проигранные пьесы в классе,

-проявлять интерес к фортепиано самостоятельно,

-выучить небольшую музыкальную пьесу из 4-х, 8-ми тактов дома с помощью родителей,

-знать названия 6-8 нот и находить их на инструменте с наводящими наглядными подсказками педагога,

-прохлопывать ритм по карточкам,  выкладывать ритмический рисунок из 4-6-ти карточек с помощью педагога или самостоятельно, а затем проигрывать партитуру на инструменте от одного звука (например «Соль») с помощью педагога или родителя,

-узнавать произведения, прослушанные на протяжении курса, их авторов по фотографии портретов, находить портреты композиторов с наводящими подсказками педагога.

Обучающийся, закончивший  3-й год обучения, должен проявлять интерес к процессу обучения. Проявлять доброжелательное поведения и желание к общению с преподавателем, сверстниками. Выявление результатов учебно-воспитательной работы  осуществляется с применением следующих форм контроля: диалога, педагогического наблюдения, проведения самостоятельных  работ,  устного опроса и непосредственно исполнения с помощью или без помощи преподавателя.

IV.        Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

  Оценка качества реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент»  для детей с ОВЗ включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Содержание текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации успеваемости обучающихся разработаны ОУ и  изложены в Положении о  формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, в конце каждой четверти,  отметки выставляются в журнал и дневник учащегося.

В качестве средств текущего контроля успеваемости используется контрольный урок.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

При проведении текущего контроля следует учитывать состояние здоровья обучающегося с ОВЗ, его развитие.

При оценивании результатов учебного процесса учитываются степень освоения обучающимся  программы, его прилежание в освоении предмета, психофизические способности. Поэтому важнейшим принципом при оценке достижений обучающихся является дифференцированный подход.

Требования к содержанию промежуточной аттестации обучающихся.

Освоение образовательной программы завершается промежуточной аттестацией, на основании Положения о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся по дополнительным общеразвивающим общеобразовательным программам в области искусств, в 1 и 2 классах, во 2 и 4 полугодиях.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольного урока.  

Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся.

Освоение образовательной программы завершается итоговой аттестацией, на основании Положения о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся по дополнительным общеразвивающим общеобразовательным программам в области искусств, в конце года 3 класса.

Итоговая аттестация проводится в форме итогового зачета.  

4.2. Критерии оценок

Оценка «отлично» ставится при прекрасном демонстрировании приобретенных знаний, умений и навыков в области учебного предмета «Музыкальный инструмент».

Оценка «хорошо» выставляется при хорошем, достаточном уровне демонстрирования приобретенных знаний, умений и навыков в области учебного предмета «Музыкальный инструмент».

Оценка «удовлетворительно» ставится при слабом, но  достаточно удовлетворительном демонстрировании приобретенных знаний, умений и навыков в области учебного предмета «Музыкальный инструмент».

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если обучающийся отказывается отвечать на вопросы или дает неудовлетворительный ответ, показывающий незнание материала, демонстрирует очень слабый уровень приобретенных знаний, умений и навыков в области учебного предмета «Музыкальный инструмент».

 При оценивании обучающегося следует учитывать:

•  формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям исполнительской направленности;

•  степень индивидуального развития обучающегося с ОВЗ;

•  особенности состояния здоровья, физическое и интеллектуальное развитие;

•  развитие рефлексивных способностей, умений анализа и самоанализа;

•  развитие творческого потенциала;

•  наличие исполнительской культуры, художественного мышления;  

•  степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

 

V. Методическое обеспечения образовательной программы .

5.1. Методические рекомендации преподавателям.

Формы, методы ведения занятий, темп и уровень эмоциональности занятий, язык общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья очень разные. Есть и общее:

-звучание музыки,

пение песен,

-игра на инструменте,

-использование фортепиано в качестве пальчикового тренажёра,

-радостная атмосфера урока.  

Начиная работать с ребёнком,  необходимо вовлекать в  работу  и  его родителей, которым всегда объясняется цель упражнений и заданий, ожидаемый результат сейчас и в будущем. На всех этапах обучения ведётся работа над развитием музыкальности, слуха, памяти, ритма.  

Развитие музыкальности происходит под влиянием многообразных и ярких впечатлений, ведь  музыкальность – отзывчивость на музыку, способность к её «переживанию». Интенсивное развитие музыкального слуха (мелодического, гармонического и тембрового) происходит  на протяжении всего  процесса обучения. Воспитание активного внутреннего слуха, умения «слушать себя»  – контролировать свою игру, проверяя соответствие реального звучания задуманному  –  одна из существенных задач обучения.      Активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию обучающегося  -  основной метод воздействия при обучении игре на любом инструменте.        Дополнительные способы:

-словесные пояснения,

 -показ двигательных приемов и т.д.  

Большая роль отводится «исполнению» и «показу» педагога. Особенностью этого метода  является гибкость и многообразие «показа» в зависимости от конкретных задач данного момента работы с учеником.  

В образовательной деятельности применяется разумное сочетание различных методов и приемов обучения в зависимости от индивидуальности ученика (его способностей, характера, уровня развития, мотивации и т.д.).      Индивидуальное занятие  –  основная форма педагогического процесса. Различны типы занятий:

-освоения и закрепления  нового материала,

-комбинированные,

 -показательные.  

Различны и методы обучения:

-игра,

 -беседа,

-выполнение практических упражнений,

-прослушивание и анализ музыкального произведения и др.

На индивидуальных занятиях важна атмосфера доброжелательности, взаимопонимания между педагогом и обучающимся. Обучающийся должен почувствовать, что педагог разговаривает с ним, как с равным, рассуждает сам и серьезно выслушивает его рассуждения. Тогда обучающийся испытывает доверие к педагогу и у него появляется чувство  ответственности, стремление оправдать это доверие  -  так создается почва для того, чтобы заинтересовать обучающегося музыкальными занятиями.

Важен и момент индивидуального планирования  траектории развития обучающегося. В этом вопросе требуются знания и учёт психологических и личностных особенностей обучающегося, его интересов,  репертуарных предпочтений. Для обучающегося составляется индивидуальный план, выбираются те или иные музыкальные произведения, выявляющие достоинства обучающегося, и направленные на преодоление тех или иных недостатков (звуковых, технических, ритмических и т.д.).  

Основные принципы технологии:

1. Принцип самоактуализации. У обучающегося с ОВЗ существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных способностей. Важно побудить и поддержать стремление его к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.  

2. Принцип индивидуальности. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности обучающегося, но и создать условия и всячески содействовать их дальнейшему развитию.  

3. Принцип субъектности. Следует помочь обучающемуся  стать подлинным субъектом  деятельности, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.  

4. Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы обучающийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности.

5. Принцип творчества и успеха. Благодаря творчеству обучающийся  выявляет  и раскрывает свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в игре, участие в соревнованиях и победы способствуют формированию позитивной Я-концепции личности, стимулируют осуществление им дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».  

6. Принцип доверия и поддержки. Отсутствие авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса. Применение  в  педагогической деятельности гуманистических личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания. Вера в обучающегося, доверие ему, поддержка его стремления к самореализации и самоутверждению  –  основные составляющие общения. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация определяет успех обучения и воспитания.  Большое внимание следует уделять взаимодействию педагога с родителями. Формы работы следующие: ознакомление родителей с программой, целями и задачами обучения; консультации по учебно-воспитательной работе; посещение концертов совместно с обучающимися и родителями с целью накопления слухового опыта с последующим обсуждением увиденного и услышанного.

 

IX. Список использованной литературы.

1.Золотарёва А. Дополнительное образование детей. Федеральная программа. Академия развития. - Ярославль, 2004 г.

2. Методические советы к программе «Детство». – Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2004.

3. Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств). - М., 1991.

4. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста.  –  Киев, 1979.6.  10.  

5. Савенков А. «Ваш ребёнок талантлив». Федеральная целевая программа «Культура России». - Ярославль, 2004.

VI.        Список учебной и методической литературы.

1. Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста.-  Изд. «Советский композитор»- Москва, 1994.      

2. С. Барсукова.- Изд. «Феникс»- Ростов - на - Дону, 2012 «Волшебные звуки фортепиано». Сборник пьес для фортепиано, 1-2 класс ДМШ.

3. С. Барсукова.- Изд. «Феникс»- Ростов - на - Дону, 2011 «Весёлые нотки». Сборник пьес для фортепиано, 1-2 класс, вып. 2 ДМШ.

4. Взорова Т., Баранова Г., Четвертухина А. «Первые шаги маленького пианиста»;

5. Геталова О., И. Визная «В музыку с радостью»;

6. Готсдинер А. «Музыкальная психология», 1993г;

7. Королькова И.С., Г.Г. Цыганова «Новая школа игры на фортепиано»;

8. Королькова И.С., Г.Г. Цыганова, изд. 2-е- Ростов н/Д: Феникс, 2006 г. «Альбом ученика- пианиста»;

9. Николаев А. «Школа игры на фортепиано»;

10. В. Петрушин «Музыкальная психология и психотерапия», 2011г.

11. Рывкин В. «Котёнок на клавишах», Санкт- Петербург 1998г.;

12. Федорович Е.Н., Тихонова Е.В. «Основы музыкальной психологии», 2014г.