Открытый урок с учащейся 3 класса. "Работа над этюдом №29 ре мажор К.Черни(Гермер)

Анна Олеговна Дитятьева

На открытом уроке раскрываю важность ассоциативного подхода в изучении нотного текста.Введение образов, облегчает детям понимание сложных технических приемов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБУ ДО «Городская детская музыкальная школа» г.Воркута

ОТКРЫТЫЙ УРОК

 

На тему :  «Работа над текстом произведения технического плана

с учащейся 3 класса фортепиано»

подготовила и провела

преподаватель фортепиано

Анна Олеговна Дитятьева

стаж педагога 26 лет 

                                                            ВОРКУТА

29 марта 2022г

Открытый урок по специальности «Фортепиано» в 3 классе

(план-конспект)

Открытый урок по специальности «Фортепиано» в 3  классе

Тема: «Работа над текстом произведения технического плана »

Открытый урок проводит : Анна Олеговна Дитятьева

Описание. Урок с Ашурбековой Миланой,  учащейся 3 класса ДМШна предмет  преодоления затруднений в работе и восприятии текста в произведениях технического плана. Материал может быть полезен молодым преподавателям по  специальности «Фортепиано» ДМШ, ДШИ,  музыкальным руководителям кружков по фортепиано и всем, кто хочет улучшить качество своей игры на музыкальном инструменте.

Предмет: "Фортепиано"

Класс:   3

Тип занятия: урок — Облегчение восприятия нотного текста в игровой форме на базе ассоциативного мышления, отработка технических навыков в произведениях технического плана (Этюды)

Форма урока: индивидуальная

Цель урока. Обучение ученицы самостоятельности в анализе разучиваемого музыкального произведения с тем, чтобы устранить проблемы технического плана, и проблемы восприятия нотного текста

Задачи урока:

  1. познакомить обучающуюся с техническими приёмами и отработать их в конкретном произведении;
  1. воспитывать в обучающейся волю для достижения положительных результатов в труде;

образовательные:

  1. расширить музыкальный кругозор обучающегося;
  1. искать рациональные приемы игры на фортепиано;
  2. учить грамотно прочитывать структуру нотного текста;

развивающие:

  1. развивать образное мышление;
  1. развивать игровые навыки;
  1. совершенствовать навык игры по нотам;
  1. развивать мелодический, гармонический, звуковысотный слух;
  1. развивать чувство ритма;
  1. развивать инициативу в творчестве;
  1. развивать самостоятельность в работе;

воспитательные:

  1. воспитывать интерес к предмету, произведению и инструменту;
  1. воспитывать понимание и уважение к музыке разных жанров;

  1. воспитывать ответственность за результаты своего труда;
  1. воспитывать культуру поведения за инструментом.

Оборудование : инструмент фортепиано, подставки на стул и под ноги, стулья по числу присутствующих в классе

Ноты музыкальных произведений

Карл Черни, Этюд №29  D -dur  (Гермер);

Ожидаемый результат. Обучающийся познакомится с приёмами и методами, помогающими в преодолении технических трудностей и сложностей восприятия нотного текста.

План урока

  1. Организационный момент. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи — 1 mиh.
  1. Основная часть урока — 35 мин.

а)        Гимнастика на освобождение тела обучающегося от зажимов (для шеи, кисти и пальцев, плечевых и локтевых суставов, корпуса — 2 мин.

б)        Проверка качества выполнения домашнего задания — 5 мин.

в)        Игра гамм - 8 мин.

г)        Работа над музыкальным произведением — 20 мин.

  1. Закрепление материала — 5 мин.
  1. Заключительная часть

Оценка.

Домашнее задание — 3 мин.

Рефлексия. Подведение итогов — 1 мин.

Приёмы и методы работы на уроке :

  • словесный (беседа, объяснение),
  • практический,
  • творческий,
  • репродуктивный,
  • игровой метод,
  • метод наблюдения,
  • метод самостоятельной работы,
  • метод анализа и синтеза.

Ход урока

  1. Организационный этап

Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.

  1. Основная часть урока

Гшлнастика на освобождение тела обучающегося от зажимов (для шеи, кисти и пальцев, плечевых и локтевых суставов, корпуса (упражнения «Качели», «Мельница», «Самолёт», «Яблочко», «Арлекин», «Иди ко мне», вращения кистями, сгибания и разгибания пальцев к себе, от себя) Гимнастика развивает активность пальцев, освобождает лучезапястный, локтевой и плечевой суставы, шею, корпус тела.

Приём работы: объяснительно — показательный.

Проверка качества выполнения домашнего задания

Обучающийся показывает преподавателю выполнение домашнего задания:

  1. показ обучающимся гаммы С - dur: темп и все условия сохраняются, гибкая рука в коротких арпеджио, аккорды уверенные, сочные, звучные,  хроматическая гамма стремительная, пальцы в ней располагаются близко друг к другу, высота подъёма пальцев малая.

Методы и приемы работы :

  • метод контроля за исполнением упражнений и гамм,
  • предложение преподавателя отработать приём игры упражнений на крышке инструмента для усиления звучности и выравнивания звуков в поступательном движении,
  • анализ проведённой работы,
  • полезная самокритика и критика исполнения,
  • похвала за моменты достойного исполнения этюда.

Игра гамм

  1. При игре гамм важно обратить внимание обучающегося на аккуратное подкладывание первого пальца : правильный разворот руки, её собранность, округлость, близость пальцев друг к другу. Рука ведёт пальцы, кончики пальцев острые, чуткие. При игре арпеджио важна правильно выученная аппликатура. При тщательной работе в первом и втором классах, при систематическом закреплении навыка игры гамм и упражнений навык уверенного исполнения сохраняется. В противном случае он забывается. Пальцы собираются в направлении движения. При игре аккордов пальцы упругие, рука стремительна в воспроизведении аккордов. Работает вся рука  и

корпус.

 Задача - исполнить аккорды празднично, не суетливо, с достоинством.

Работа над этюдом

Исполнение в классе, как на сцене. Анализ и самоанализ исполнения, ремарки преподавателя.

Методы и приёмы работы: игра по крышке инструмента крепкими пальцами в медленном темпе. Мышцы пальцев при этом активно работают (пальцы активно работают подушечками, они сильные, как клюв птицы).

Если есть ритмические неровности например :

а)        в каждом такте соотношение 32 длительностей и шестнадцатых, причина — непонимание учащейся длины временного звучания шестнадцатой;

б)        взятие интервалов правой рукой штрихом стакатто, причина

— слабость крайних пальцев руки, неправильное распределение нагрузки на пальцы, непонимание звукоизвлечения интервалов и аккордов;

в)        неровность в гаммах, причина — отсутствует работы по укреплению пальцев на крышке инструмента, работа в медленном темпе игнорируется при самостоятельной работе дома, то важно недочёты, выявленные с помощью наводящих вопросов преподавателя, устранять систематически дома и на уроках, чтобы добиться более высоких результатов исполнения.

Если отработаны отдельные фразы, фрагменты, проучены связки во фразах и частях произведения, можно аккуратно собрать всё произведение, проиграв его целиком в среднем темпе с преподавателем в ансамбле, выявив, таким образом, слабые места в тексте. В результате анализа обучающийся сам может сформулировать для себя домашнее задание, а также рассказать преподавателю о приемах и методах работы над данным произведением дома.

Методы и приёмы работы:

  • метод контроля за исполнением,

предложение преподавателя отработать приём игры staccato на крышке

  • инструмента для усиления звучности и выравнивания звуков,
  • анализ проведённой работы,
  • полезная самокритика и критика исполнения,
  • похвала за достойные моменты исполнения пьесы.

Все недочёты, выявленные с помощью наводящих вопросов преподавателя, важно устранять систематически дома и на уроках, если хочется добиться более высоких результатов воспроизведения.

Домашнее задание

  1. Этюд. Отработать гаммы, пассажи, интервалы, моменты совпадения рук, синхронность работы рук при попадании в сильную долю в конце этюда, проработать вторую часть этюда.

Заключительная часть

Рефлексия

Беседа с обучающимся, что понравилось на уроке, почему. Что он хотел бы исправить. Что нового можно привнести в урок. Что ,на взгляд ученицы, стало восприниматься в тексте легче и увереннее.

Методическая литература

  1. Щапов А.П. «Фортепианная педагогика» - М.: 1991 Нотная литература
  2. Корыхалова Н. «Играем гаммы» - М.: «Музыка» 1995
  3. Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой» - М.:1993