Интегрированное музыкальное занятие для старшей группы "Звуки дождя".

Толмач Елена Викторовна

Вызвать у детей интерес к музыкальному искусству через слушание музыки.
Расширять творческий опыт детей разнообразными способами действий, которые
необходимы для воссоздания музыкального образа «весёлого дождика» через
рисование, пластику, игру на музыкальных инструментах, игру «настроение
дождя». Создать атмосферу эмоциональной насыщенности музыкального занятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_starsh_gr_zvuki_dozhdya.odt30.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

               Интегрированное музыкальное занятие для старшей группы "Звуки дождя".
Цель:
Вызвать у детей интерес к музыкальному искусству через слушание музыки.
Расширять творческий опыт детей разнообразными способами действий, которые
необходимы для воссоздания музыкального образа «весёлого дождика» через
рисование, пластику, игру на музыкальных инструментах, игру «настроение
дождя». Создать атмосферу эмоциональной насыщенности музыкального занятия.

Оборудование:
Столы, с приготовленным оборудованием для рисования.
Мольберты с эмоциональными открытками и линейно-цветовыми карточками,
выражающие эмоции радости и сердитости.
Два зонтика, один тёмного цвета, другой яркого цвета.
Корзинка для Осени с листочками, яблоком, помидором, огурцом, пшеничным колоском.
Столик с музыкальными инструментами: металлофоном и колокольчики.
Перед входом в зал лежит мосточек с «брёвнышками».
Фонограммы.
Письмо от Осени.
Предварительная работа:
На музыкальных занятиях разучивалась песня-игра «Осень» сл. и муз. Л. Олиферовой. В конце игры Осень показывает детям большое яблоко (муляж) и отдаёт его кому-либо из участников игры. Дети под музыку передают яблоко по кругу из рук в руки. Тот, у кого яблоко осталось в руках по окончании музыки выходит на середину круга и пляшет с ним, импровизируя танцевальные движения, согласовывая их с характером музыки, а все дети хлопают.
Воспитатели для рисования «музыки дождя» заранее затонировали листы бумаги на каждого ребёнка для передачи образа « весёлого дождя». Тонировка проводилась акварелью, показан светлый тон неба с тучками, а осенний слой земли передан плавными переходами от жёлтого тона до- багряного.
С детьми разучена игра на восприятие характера музыки весёлой («Вальс-шутка»
Д. Шостаковича) и сердитой, колючей (« Фея Осени» из балета С. Прокофьева «Золушка»).
Для усиления восприятия музыки использовались эмоциональные открытки и линейно-цветовые карточки, выражающие эмоции радости и сердитости.

Зал празднично украшен: на центральной стене осенний пейзаж. На видном месте – удивлённое Облачко.
Ведущая. Здравствуйте, ребята. Сегодня я вас приглашаю на прогулку в осенний лес. А
дорога туда лежит через лесную речку, которую можно преодолеть через
бревенчатый мостик.
Ну что, согласны отправиться в путь? Тогда смелее идите за мной и
внимательно всё повторяйте.
Упражнение «Мосточек».
На носочках осторожно
Перейти мосточек можно.
Тише, тише не спешите,
Брёвнышки не раскатите.
Вот мы и попали с вами в осенний лес. Вы чувствуйте, как свеж и чист воздух? Сделаем глубокий вдох, расправим плечи.
Слышите, как стучит дятел? Поднимите голову вверх. Прямо над нами, на высокой сосне прыгает белка с ветки на ветку. Под ногами юркнул в норку мышонок, посмотрите.
Что вы ещё увидели вокруг себя? (Ответы детей: хитрую лису, ёжика.)
Посмотрите, внезапно на горизонте появилось маленькое Облачко. Послушайте, что оно нам говорит…
«Я принесло с собой дождь – тёплый, ласковый, короткий. Такой дождь любит солнышко, оно остаётся на небе, умывается и расстилается над всей землёй радужное полотенце.
Такой дождь любят и птицы, и травы, и грибы. Недаром люди называют его грибным».
О таком весёлом и быстром дождике рассказал в стихотворении «Дождь»
Самуил Яковлевич Маршак. Я вам его прочту.
По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова всё молчит.
А вмиг спустя
Мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зелёным листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По вёдрам и по лейкам
Пролётный дождь стучит.
А теперь послушайте эту музыку дождя, который стучит по зонтику, барабанит по подоконнику и крыше, звенит, попадая на листья.

Звучит «Вальс-шутка» Д. Шостаковича.
В музыке, которую вы сейчас слышали, ноты по длительности разные: одни – короткие, другие длинные. Так и у дождика – капли разные. Одни тяжёлые, длинные, другие – короткие, мелкие, лёгкие. Дождь то усиливается, то вновь затихает. Попробуем сыграть эти звуки «музыки дождя» с помощью колокольчиков и металлофона.
Дети играют без аккомпанемента, затем с музыкальным сопровождением.
А как же ещё можно изобразить дождик, чтобы мы могли его не только услышать, но и увидеть? Правильно нарисовать.

Занятие проводится в той части зала, которая подготовлена для рисования.
Отметить рисунки, соответствующие эмоциональному содержанию характеру музыки (радостные, добрые, светлые, солнечные).
Во время рисования звучит пьеса «Вальс-шутка» Д. Шостаковича.
Закончить эту часть занятия выставкой рисунков, которые дети дарят Облачку.
Итог: «Музыка Д. Шостаковича помогла вам так выразительно изобразить весёлый дождь. С заданием вы справились. Однако скажите, дождь, который вы нарисовали, - это грибной дождь, весёлый, приветливый, звонкий? Или это ливень, который принёс сердитый, колючий и холодный осенний ветер? (Дети должны объяснить, что лёгкие штрихи и мазки разной длины изображают именно грибной дождь. И фон рисунков: радостный, весёлый, солнечный – тоже подтверждает, что это грибной дождь).

А теперь споём песню, про такой весёлый дождик и потанцуем под музыку дождя.
Дети исполняют песню «Дождик» сл. и муз. Г. Вихарёвой.
Ребята, я же совсем забыла. Сегодня я получила от Осени письмо, вот оно (читаю).
«Дорогие ребята? Если вы помните, я в прошлом году обещала вас пригласить к себе в гости, в мой удивительный сказочный лес. Если вы согласны, то похлопайте громко в ладоши и позовите меня: «Золотая Осень, встречи с тобой просим!» Я услышу вас и приду».
Ну что, ребята, будем звать Осень?
Дети. Будем!
Дети зовут Осень, и она появляется под музыку.

Осень. Я, ребята, всех вам слышу,
Успокойтесь, тише, тише.
Я по лесу проходила,
Там порядки наводила.

Зверюшкам шубы я меняла,
Листвою землю укрывала.
А для белок и зайчишек
Запасла еловых шишек.

А для птичек есть рябинка,
Мишутке – мягкая перинка.
Ведущий. Вот какая Осень-волшебница. Не о ком в лесу не позабыла. А может и для
наших ребятишек подарки приготовила?

Осень. Для вас свои подарки
Я прячу там и тут,
Недаром многие меня
Волшебницей зовут.

Дети исполняют песню «Осень-гостья дорогая» сл. и муз. Л. Олиферовой. В конце песни
проводится игра с Осенью.
Осень. А сейчас я проведу с вами ещё одну игру, слушайте меня внимательно и
повторяйте за мной.

Раз, два, три, четыре, пять, Сжимают и разжимают кулачки
Будем листья собирать.
Листья берёзы, листья рябины, Поочерёдно загибают пальцы
Листики тополя, листья осины.
Листики дуба мы соберём,
В садик осенний букет принесём! Сжимают и разжимают кулачки
Осень. Давайте представим, что мы осенние листочки.

Танец-импровизация с осенними листьями под музыку Леграна «Шербургские зонтики».

Ведущая. Давайте теперь, ребята, попросим Осень поиграть с нами ещё в одну игру.
Посмотрите, наше Облачко-тучка очень удивлённо смотрит на нас.
Но, она добрая. А дождик ей нужен для того, чтобы поливать траву, деревья и
кусты.
Сейчас она с нами поиграет.

Проводится игра с тучкой «Настроение дождя» : если звучит музыка весёлого дождя, дети прячутся под зонтик с жёлтыми лентами, а если звучит тревожная, взволнованная музыка, то– под зонтик с серыми лентами.

Осень. Спасибо вам, ребята,
А теперь мне в лес пора.
С вами весело играть,
Песни петь и танцевать.
Я за всё благодарю
И подарки вам дарю.

Ведущая. Дети, давайте Осень поблагодарим за угощение.

Дети. Спасибо!

Ведущая. Мы потом их раздадим,
Всем подарочек дадим,
А листочки мы возьмём,
В нашу группу отнесём.
Будем группу украшать,
Тебя, Осень, вспоминать.
Любим мы твои дары,
Нет в году щедрей поры!
Под музыку Осень выходит из зала.

Ведущая. Ребята, а мы с вами сейчас пойдём в садик угощаться подарками Осени.
Отправляемся за мной в путь через речку.
Под весёлую музыку дети выходят из зала.