МУЗЫКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ.

Толмач Елена Викторовна

В настоящее время, в связи с расширением круга оказания услуг детям с нарушениями развития среди моих пациентов появилось значительное число детей с аутичными чертами. И передо мной встал вопрос оказания помощи данной группе реабилитантов.  Возникла большая проблема, каким же образом строить занятия с такими детьми, ведь контакт с ними серьезно затруднен. И на помощь пришла музыка, а именно, игра на различных музыкальных инструментах. Но обо всем этом по порядку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykoterapiya.doc46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

В РАБОТЕ

С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ.

В настоящее время, в связи с расширением круга оказания услуг детям с нарушениями развития среди моих пациентов появилось значительное число детей с аутичными чертами. И передо мной встал вопрос оказания помощи данной группе реабилитантов.  Возникла большая проблема, каким же образом строить занятия с такими детьми, ведь контакт с ними серьезно затруднен. И на помощь пришла музыка, а именно, игра на различных музыкальных инструментах. Но обо всем этом по порядку.

Несмотря на многочисленные исследования, причины аутизма до сих пор до конца не выяснены.

Аутизм — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие.

 (Тэмпл Грэндин)

Аутизм характеризует:

- во-первых, экстремальное одиночество ребенка, нарушение его эмоциональной связи даже с самыми близкими людьми;

- во-вторых, крайняя стереотипность в поведении, проявляющаяся и как консерватизм в отношениях с миром, страх изменений в нем, и как обилие однотипных аффективных действий, влечений интересов;

- в-третьих, особое речевое и интеллектуальное недоразвитие, не связанное, как правило, с первичной недостаточностью этих функций. Аутизм это особый, чрезвычайно характерный тип психического дизонтогенеза. В основе его лежат тяжелейшая дефицитарность аффективного тонуса, препятствующая формированию активных и дифференцированных контактов со средой, выраженное снижение порога аффективного дискомфорта, господство отрицательных переживаний, состояние тревоги, страха перед окружающим. (В.В.Лебединский, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг)

Аутизм представляет собой тяжелую аномалию психического развития ребенка, характеризующуюся главным образом нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, перверсией интересов, стереотипностью деятельности.

Ранний детский аутизм был впервые описан в 1943 американским детским психиатром Л.Каннером на примере 11 детей, которые своим поведением напоминали взрослых, отгородившихся от людей и реалий внешней жизни. Поразительной, совершенно уникальной характеристикой этих детей была их неспособность взаимодействовать с родителями, устанавливать эмоциональный контакт и вести себя типичным для младенцев образом – улыбаться близким, принимать их ласку. Дети предпочитали неодушевленные предметы, речь у них обычно не развивалась либо развитие ее запаздывало. Речь их была стереотипна, состояла из невыразительных и не соответствующих ситуации фраз или повторов слов других людей и не служила средством общения. Дети боялись любых перемен и сопротивлялись малейшим изменениям окружающей обстановки.

Однако, несмотря на все вышеперечисленные особенности, следует рассматривать такого ребенка как уникальную личность, чьи «рассыпающиеся» способности необходимо собрать в единое целое, дабы оно способствовало адекватному социальному взаимодействию. Вполне вероятно, что тяга таких детей к музыке порождается из ощущения полной погруженности в доступное им музыкальное пространство и из чувства, что ты более целен внутри него, способен общаться с окружающим миром на доступном всем языке.

Для более точного понимания проблемы воздействия музыкотерапии на аутичных детей, мне видится необходимым выделить три основных этапа в музыкальном развитии ребенка.

  1. На этом этапе музыка, минуя когнитивный процесс, проникает в те области эмоций и самоощущения, которые непосредственно нарушены. Таким образом, ребенок может удовлетворить свою потребность в невербальном самовыражении. Этот этап можно также назвать начальным этапом в становлении активной коммуникации с окружающими. Здесь ребенок посредством издаваемых музыкальными инструментами звуков может выразить свое эмоциональное состояние.
  2. На втором этапе можно пронаблюдать, как у ребенка растет осознанность музыкальных и межличностных взаимоотношений. Ребенок видит, что его понимают.
  3. Данный этап выявляет определенный путь к той области, в которой ребенок способен найти подходящие для него средства самовыражения, источник удовлетворения и достижений.

Но моей основной целью было налаживание активной коммуникации с ребенком страдающим аутизмом, которая в дальнейшем послужила бы основой для проведения адекватных коррекционных занятий.

Таким образом, в основу была положена рецептивная методика, которая в дальнейшем перешла в активную методику.

Рецептивная методика включает в себя два слуховых процесса: слушание и восприятие звуков, что в свою очередь является основой для эффективной коммуникации. Эти процессы оказывают воздействие на подсознательном уровне и обладают проникающей силой. Слушание представляет собой слуховой опыт, который может работать при низком пороге восприятия и является достаточно мощным стимулом, чтобы привести к значительным переменам.

По моим наблюдениям, окружающая ребенка музыка способна изменить его настроение и поведение – от апатии до бурной деятельности и наоборот. Музыкальный опыт может как стимулировать, так и подавлять активность, поэтому чрезвычайно важен индивидуальный подход к построению занятий музыкальной терапии (выбор инструментов, подбор аккомпонимента, подбор музыкального фона и т.п.)

Положительные реакции ребенка с аутизмом на музыку, которую он слышит, часто непредсказуемы, поскольку его поведение с точки зрения обычного человека нерационально. В процессе наблюдения за поведением ребенка на занятии следует обратить внимание на: непроизвольные телесные реакции, которые проявляются в ответ на высоту, громкость, темп или тембр звучащей музыки. Ребенок может демонстрировать страх, радостное возбуждение или равнодушие. Также он может перейти в фазу осознанного слушания. Какую музыку лучше использовать в качестве «фона»? По моему опыту великолепно подходят колыбельные песни Шуберта и Шопена, музыка Шопена в сочетании с шумом прибоя, игра на гитаре.

Одни  дети любят слушать музыку, которую им играет педагог, другие предпочитают музыку, льющуюся из магнитофона, возможно потому, что можно регулировать громкость.

Для проведения занятий музыкотерапии с аутичными детьми большую роль, несомненно, играет окружающая обстановка. Дети с аутизмом могут отвергнуть любой опыт, если что-то их тревожит в окружении. Необходимо убрать все лишние предметы, которые могут отвлечь ребенка от занятия, оставить следует лишь необходимые для работы. Помещение не должно быть слишком просторным, но и маленьким тоже. От занятия к занятию не следует переставлять предметы интерьера, все должно стоять на тех местах, на которых находилось при первом занятии. Ребенок должен чувствовать себя в безопасности. В комнате должно находиться значительное количество музыкальных инструментов, или предметов из которых можно извлекать звуки, например, погремушки, барабан, маракасы, металлофон, дудочки и т.п. Большинство своих занятий я проводила с использованием электронного пианино, на котором находилась клавиатура для выбора музыкальных инструментов. Дети очень быстро осваивали технологию выбора и делали это самостоятельно. Это приносило им большое удовольствие и позитивный эффект от занятия был получен.

Особое внимание следует уделить  физическому контакту во время занятия.  Дети с аутизмом по-разному реагируют на соседство взрослых. Некоторые из них активно сопротивляются тому, чтобы до них дотрагивались. Другие наоборот нуждаются в физическом контакте, подобно тому, который устанавливается с матерью.

Непосредственную физическую коммуникацию можно наладить, двигаясь вместе с ребенком под музыку, при этом держа его за руку. Слегка надавливая на кисть ребенка, или расслабляя сжатие, таким образом можно с ним «разговаривать» побуждая его к действию. Движения рук педагога усиливают воздействие музыки, его руки могут быть настойчивыми, заботливыми, сопротивляющимися, пассивными или напротив, направляющими. Они должны помочь ребенку следить за музыкой или побудить к действию без помощи слов.

Названные приемы можно использовать во время движения под музыку, которая должна быть мягкой и мелодичной, поскольку основная цель не спровоцировать физическую активность или непроизвольные рефлексы, а налаживание контакта.

Поначалу следует держать ребенка за руку и помогать ему примериться к темпу музыки, который может не совпадать с темпом, выбранным ребенком. При появлении аутистических стереотипных движений следует выбрать темп более быстрый, чем темп раскачивания, с тем, чтобы вынудить ребенка осознать это движение и музыку, восприятие которой должно управлять движением.  

Любая музыкальная деятельность в своей основе контролируется слуховым восприятием, в ее основе лежат способности звука проникать в слуховой анализатор, ассоциироваться с каким-либо событием и оставаться в памяти.        Способность к запоминанию звуков и их последовательности необходима для освоения вербального и невербального разговорного языка. Отсюда можно вывести зависимость от восприятия музыки к восприятию речи. Музыка или звук способны спровоцировать вербальную реакцию или отдельную вокализацию, которая может оказаться зачатком речевого высказывания. Что в дальнейшем вызовет стремление к активной коммуникации.

Основная цель в данном случае – установление позитивного контакта ребенка с окружающей средой. Для этого ребенку можно предложить выбрать вид деятельности и способы, которыми он может реализовать свои предпочтения. Например, слушание звуков подталкивает к тому, чтобы их произвести, что является основой активной методики, помогающей ребенку раскрепоститься.

На первом этапе работы по активной методике ребенку предоставляется свобода использования инструмента и собственного голоса так, как ему этого хочется. Основная цель – ребенок должен осознать звуки собственного голоса, голоса преподавателя и инструментов. Постепенно можно перейти к взаимосвязям между различными звуками, взяв, например, начало какой-нибудь музыкальной фразы в сопровождении голоса.

Особое внимание следует уделить игре на различных музыкальных инструментах. Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок повторил сперва простой ритмический рисунок, а в дальнейшем более сложный. Следует отметить, что речь ребенка с аутизмом, если таковая присутствует, маловыразительная. Поэтому темпо-ритмические тренировки помогут в работе над ее выразительностью и стремительностью.

Постепенно можно ввести игру перебором трех последовательных клавиш с пропеванием извлекаемых звуков, которые в дальнейшем можно перевести в пропевание имени ребенка. Затем к имени можно присоединить «здравствуй» и постепенно перевести в ритуальное приветствие. Это приносит определенный позитивный результат в налаживании коммуникации.