«Работа над ансамблем в младших классах»

Сопко Людмила Васильевна

Для преподавателей ДШИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_ansambl.docx50.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

детская школа искусств станицы Крыловской муниципального образования Крыловский район

Методическая разработка

«Работа над ансамблем в младших классах»

     Составитель:

                                                         преподаватель фортепиано, концертмейстер

                                  Сопко Людмила Васильевна.

2019 год.

Аннотация.

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль

в образовательном процессе

  1. Цели и задачи учебного предмета

  1. Методы обучения

  1. Работа над фортепианным ансамблем  в младших классах

  1. Заключение.

  1. Список используемой литературы.

Методическая разработка

«Работа над ансамблем в младших классах»

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

   Работа ДМШ и ДШИ ставит себе целью общее и эстетическое развитие учащихся, воспитание любви к музыке, подготовку к активной музыкальной деятельности в самых ее различных формах. Занятия на фортепиано – самое могучее средство музыкального воспитания. Следовательно, оно должно быть развивающим, т.е. специально ориентированным на всестороннее развитие учащихся. В традиционных формах и методах обучения главное – работа над музыкальным произведением, которая поглощает большую часть учебного времени и вытесняет более эффективные формы в плане развивающего обучения. Среди незаслуженно обиженных – ансамблевое музицирование, педагогическая ценность которого познана недостаточно. А между тем, оно способно повысить эффект фортепианного обучения и позволяет реализовать идеи педагогики сотрудничества.

   Ансамбль - это один из самых любимых видов совместного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом; занимаются и сейчас. В России в 18-19 веках во всех дворянских семьях традиционно обучали детей музыке, игре на различных музыкальных инструментах, чтобы на досуге они могли с удовольствием музицировать. Многие композиторы писали как для профессионального обучения и концертных выступлений, так и для домашнего музицирования. Долгое время четырехручные переложения симфоний, опер, балетов были единственным способом ознакомления с ними, что являлось, своего рода, просветительской функцией. Ведь ансамблевая фактура, которая могла охватить практически все регистры фортепиано, оказалась способной воспроизводить оркестровое звучание. Ансамбль в переводе  с           французского  (ensemble –буквально - стройное, целое) – «вместе, играть одновременно». Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе специальности.

  1. Цели и задачи предмета.

   Каждому педагогу известна любовь детей к игре в четыре руки. Дети обычно любят играть несложные пьески со своим педагогом, которому необходимо развивать в учениках способность понимать выразительность музыки с постепенным все  более тонким слуховым восприятием музыкальной ткани. Умение вслушиваться в звучание и добиваться правильной фразировки мелодии, в каждой партии в отдельности и в их сочетании, точно выдерживать звуковой баланс. 

Цели:

  • развитие творческой активности детей
  • развитие музыкального вкуса
  • развитие интереса к музицированию.

Задачи:

  • развитие музыкальных способностей:
  • чувства ритма;
  • тембрового слуха;
  • музыкальной памяти;
  • формирование навыков ансамблевой игры.

   Таким образом, основной целью предмета «Ансамбль» является формирование устойчивой мотивации познания, необходимой для того, чтобы ребенок мог самостоятельно учиться всю жизнь и самостоятельно осваивать различные области знаний. А задача педагога – создать условия для максимального самовыражения и саморазвития каждого учащегося.

3. Методы обучения

   Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • наглядный  (показ,  демонстрация  отдельных  частей  и  всего произведения);
  • словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала обеих партий);
  • практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);
  • прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
  • индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

4.Работа над фортепианным ансамблем  в младших классах.

   В нашей школе по ДПОП «Фортепиано» предмет фортепианного ансамбля вводится только в третьем классе.  Обучаясь игре на фортепиано, учащиеся ДШИ наряду с целым комплексом сольных пианистических навыков овладевают приемами и способами работы над разными видами совместного исполнительства; фортепианные дуэты, аккомпанементы, концерты. Совместное музицирование играет важную роль в развитии творческих способностей детей. Формирование навыков ансамблевого музицирования начинается уже с того момента, как ученик начал заниматься музыкой, т. е. с первых уроков обучения. Здесь можно вспомнить слова Г. Нейгауза, который говорил: «С самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование. Совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы». Основу начального ансамблевого репертуара составляют несложные произведения, популярные, доступные для детей по музыкальному языку и несложным гармониям. Основная задача - это постепенное накопление и осмысление музыки, естественного привыкания к ней, получение слухового удовольствия. Такая направленность работы дает успешный эмоциональный результат начального этапа обучения, формирует залог будущих успехов и желание заниматься. Современные пособия для начинающих пианистов включают в себя разнообразный материал для игры в четыре руки. Благодаря привлекательности ансамблевой игры на начальном этапе более легко и относительно безболезненно происходит организация игрового аппарата. Учащиеся естественным путем осваивают основные приемы звукоизвлечения, знакомятся с разными типами фактуры.

    В обучении, ансамблевое музицирование, не менее важно чем сольное, хотя во многом от него отличается. Ансамбль активно развивает музыкальные способности, гармоническое и полифоническое слышание, метроритмическую стабильность. Не остается в стороне и техника, так как в работе очень часто приходится обращать внимание на точность игровых движений, чтобы они были похожи на звуковой результат, на единство штриха и на многие другие подробности и детали. Задача педагога в классе ансамбля развивать специфические ансамблевые навыки: синхронность, что является основным показателем хорошего ансамбля, баланс звучности, единая культура звукоизвлечения, артикуляция, динамическое разнообразие.

   С учениками своего класса я начинаю работать над ансамблями по сборнику «Азбука игры на фортепиано» под редакцией С. Барсуковой. Чем для меня удобен этот сборник? С первых уроков учащемуся предлагается играть простую мелодию, строящуюся на одном звуке, при этом педагог подыгрывает несложный аккомпанемент, основанный на элементарных аккордовых функциях. За счет насыщенного гармоническими красками сопровождения исполнение становится более живым и интересным. Пьесы изложены в очень доступной фактуре, музыка достаточно милая и привлекательная, детям очень нравится. Каждая из пьес ставит определенные методические задачи: постепенное овладение различными штрихами, преодоление метроритмических трудностей, работа над артикуляцией, но, конечно, главная из них — развитие навыков образно-выразительного мышления: все пьесы имеют названия и дают простор детской фантазии. Длительный период, связанный с постановкой рук и исполнением одноголосных мелодий, не позволяет ребенку сразу исполнять пьесы с гармоническим сопровождением. Поэтому ансамблевая форма игры оказывается целесообразной. Развитие гармонического слуха будет идти параллельно с мелодическим. В пьесках первая (верхняя) партия является одноголосной, а вторая - басовая, предназначенная для преподавателя, содержит гармоническое дополнение или сопровождение. Первая партия имеет ведущее значение и требует от ученика полного звука и уверенности. Ребенку очень нравится роль «примадонны», и нередко он музицирует намного выразительнее, чем при двуручной игре.

   Помимо закрепления нотной грамоты и навыков артикуляции идет работа над формированием таких первоначальных ансамблевых навыков как: взять звук вместе, снять звук вместе, выстроить звучность по вертикали, получить представление о том, как должен звучать полноценный фортепианный ансамбль.

    Формируются основные организационные моменты, такие как: посадка на уровне «своей» половины клавиатуры, «особое» положение локтей, позволяющее не мешать партнеру. Для формирования навыка одновременного взятия звука двумя исполнителями объясняется и значение ауфтакта. Ауфтакт слово немецкое. Дословный перевод его означает: «перед тактом, затакт». Это своего рода сигнал к началу. Он необходим для того, чтобы точно определить темп, характер исполняемого произведения. На первоначальном этапе роль дирижера берет на себя педагог, именно он показывает вступление. Ауфтакт можно показать через дыхание, можно показать кивком головы, а можно просто считать. На начальном этапе мы выбираем устный счет перед началом исполнения, который создает ощущение метра. Ученику необходимо научиться «правильно» чувствовать темп еще до начала игры. Полезно обоим партнерам взять дыхание - сделать вдох. Это делает начало исполнения естественным, снимает сковывающее напряжение. Такой вид ансамблевого музицирования дает педагогу возможность диктовать правильный темп, формировать у ученика верное темпоощущение. Играя вместе с педагогом, ученик находится в определенных метроритмических рамках, и как бы сложно ему не было он вынужден выдержать темп от начала до конца. Важно тут же обращать внимание на то, что не меньшее значение, чем синхронное начало, имеет и синхронное окончание, «снятие звука».  

   Работа в ансамбле вместе с педагогом подготавливает юного исполнителя к следующему этапу обучения – совместной игре с другим учеником, где в ансамбле друг с другом дети более внимательны и ответственны. Задача педагога продолжать развивать специфические ансамблевые навыки:

-умение вместе вступать и заканчивать произведение;

- умение играть вместе;

- обладать ритмическим и темповым единством;

- понимать функции своей партии.

В первую очередь необходимо сказать о посадке за инструментом. Существует два вида фортепианного дуэта – на одном и на двух роялях. Дуэт на двух роялях получил наибольшее распространение в концертной практике. Преимущество этого ансамбля – в полной свободе, где в распоряжении каждого исполнителя свой инструмент. При этом богатейшие возможности фортепиано (независимое использование регистров, педали) еще больше расширяются. На двух инструментах, как правило, играют более опытные музыканты. Для начинающих все-таки предпочтительнее игра в 4 руки на одном инструменте. Конечно, это ограничивает детей в свободе (а иногда очень сильно), ведь они имеют в своем распоряжении только половину клавиатуры и должны уметь поделить ее, а также научиться держать локти так, чтобы не мешать друг другу (особенно при перекрещивающемся голосоведении). Но, даже  не смотря на эти неудобства, дети слышат друг друга все-таки лучше за одним инструментом, больше себя ощущают как единое целое, чувствуют поддержку друг друга, уверенность в себе.

Учащимся уже известны основные организационные моменты, такие как: посадка на уровне «своей» половины клавиатуры, «особое» положение локтей, позволяющее не мешать партнеру. Но раньше за этим в основном следил педагог, а теперь они должны себя самостоятельно контролировать.

Слаженность совместной игры и в отдельных приемах, и в общем замысле – основная задача любого ансамбля. Прежде чем начинать работу с дуэтом «ученик-ученик» над музыкальным произведением необходимо на начальном этапе выработать ансамблевые качества: одновременно взять звук, одновременно снять звук, передать мелодию, или пассаж, или момент сопровождения из одной руки в руку другого партнера. На первоначальном этапе мы отрабатываем все эти приемы на упражнениях, используя простые технические формулы: гаммы, аккорды, арпеджио.

     В ансамблевом репертуаре много пьес, где проходит имитация музыкального материала сначала у одного партнера, а потом у другого. Пианисты должны уметь передавать друг другу “из рук в руки” пассажи, мелодии, аккомпанементы, незаконченную фразу, не разрывая музыкальной ткани. Этот навык удобно отработать, используя гаммообразные пассажи. Ученики совместно выбирают любую удобную для них гамму, которую с большой октавы начинает играть левой рукой ученик, исполняющий вторую партию. Когда гаммообразный пассаж достигает первой октавы, то движение подхватывает и продолжает правой рукой его партнер. Данное упражнение можно играть на legato, staccato, non legato. Задача партнера - подхватить движение без ущерба звучания: сохранить темп, штрих, качество артикуляции. Подобным образом можно поработать и над аккордами, где вместо гаммообразного пассажа ученики используют тоническое трезвучие с обращениями. С самого начала необходимо приучать учащихся, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого. Но для этого необходимо знать партию партнера, научиться ее слушать и слышать. Данные упражнения как раз очень актуальны на первоначальном этапе. Они позволяют научиться слушать не только то, что сам играешь, а одновременно и то, что играет партнер и учитывать его исполнительские «интересы». Эти упражнения помогают ученику оценить и значение пауз. Пауза – это дыхание в музыке, которое бывает коротким или более длинным, но обязательно длится определенное время. Самый простой и эффективный способ преодолеть возникающее в паузах напряжение и боязнь пропустить момент вступления – это внимательно слушать звучащую у партнера музыку. Тогда пауза перестанет быть томительным ожиданием.

   Следующим этапом в работе будет синхронное исполнение учениками этих же технических формул. Здесь отрабатывается умение синхронно «взять» и «снять» звук, добиться равномерного звучания в аккорде и параллельных голосах. На уроке выбираем одного из учащихся для роли дирижера – он должен показывать вступление. Сигналом к вступлению служит небольшой кивок головы, состоящий из двух моментов: едва заметного движения вверх (ауфтакт, затем – четкого,  довольно резкого движения вниз). При игре в ансамбле атака звука должна производиться одновременно, а не по очереди. Поскольку фортепиано является инструментом ударным, то атака звука у нас достаточно конкретная, точечная. Нужно очень строго отмечать малейшую неточность при неполном совпадении звуков у обоих исполнителей. Особое место, в совместном исполнительстве занимают вопросы, связанные с метроритмом. Он, по существу, выполняет функции дирижера в ансамбле. Ощущение каждым участником сильных долей есть тот «скрытый дирижер», «жест» который способствует объединению ансамблистов, а значит, и их действий, в одно целое. Ощущение сильных и слабых долей такта, с одной стороны, и ритмическая определенность «внутри такта», с другой, вот тот фундамент, на котором основывается искусство ансамблевой игры. Если при неточности исполнения остальных компонентов снижается общий художественный результат, то при нарушении метроритма рушится ансамбль. Исполнение должно сопровождаться точной акцентировкой во время игры. Работа над концертным исполнением включает в себя: умение контролировать учащимися решения всех художественных и технических задач.   Ансамблист должен уметь подхватить незаконченную фразу или передать ее партнеру, не разрывая музыкальной ткани. Технически сложные места требуют серьезной индивидуальной работы, так как отставание одного из партнеров будет очень сильно влиять на общее впечатление от игры. Каждый участник ансамбля должен хорошо знать обе партии, тщательно выучить свою и внимательно ознакомиться с партией партнера. Только после этого возможны совместные репетиции.

 Еще один важный момент в ансамблевой игре – это педализация. Надо сразу же объяснить ученикам, что педаль берет исполнитель второй партии, так как вторая партия обычно служит фундаментом для мелодии, при этом нужно внимательно слушать, что происходит в первой партии. Педаль должна быть четко отработана, так как из-за неумелого ее применения достаточно плотная фактура становится еще более тяжеловесной. Точная педализация обеспечивает не только «чистую» педаль, но и художественное слияние двух партий в единое целое. Работая над ансамблем, во время звучания первой партии исполнителю второй партии полезно не играть, а только брать педаль. Это непросто, требует внимания, навыка, слухового контроля, но дает хороший результат. Определение «хороший ансамбль» означает слаженность исполнения (синхронность, звуковой баланс партий, безупречный ритм), единство творческих устремлений, яркая передача художественного образа.

    Ансамблевое исполнение имеет свою специфику запоминания произведения наизусть. Если в сольном музицировании при выучивании очень часто преобладает «вызубривание», то игра в ансамбле этого не допускает.
Память ансамблиста формируется более интенсивно. Углубленное понимание музыкального произведения, его образно-поэтической сущности, особенности его структуры, формы образования – основное условие успешного, художественно-полноценного запоминания музыки.
Ансамблевое исполнение наизусть будет способствовать не механическому запоминанию, а откроет пути для развития аналитической, логической, рациональной памяти. Прежде чем перейти к заучиванию ансамбля наизусть надо понять музыкальную форму в целом, осознать ее как некое структурное единство, за тем переходить к усвоению составляющих ее частей, к работе над фразировкой, динамическим раскрытием так далее. Таким образом, роль ансамблевой игры при обучении игре на фортепиано очень велика. Она учит всему: ритму, быстрому освоению нотной грамоты, пониманию строения музыкальной формы, сознательному отношению к делу, ответственности. Это искусство вести диалог с партнером, то есть понимать друг друга, уметь вовремя подать и вовремя уступить. Если это искусство в процессе обучения постигается ребенком, то можно надеяться, что он успешно освоит специфику игры на фортепиано.
    Ансамблевый репертуар не должен превышать сложность пьес по специальности, иначе могут возникнуть исполнительские трудности, что будет мешать работе над художественным образом. В ансамбле у детей быстрее развивается мышление, воображение, сообразительность, быстрота реакции. Для учащихся средних способностей игра в ансамбле становится возможностью участвовать в концертных выступлениях. При этом более слабый подтягивается, и оба ученика становятся единым целым. Наградой им будет удовлетворение от совместно выполненной работы, объединения усилий и взаимной поддержки.

5. Заключение.

Фортепианный ансамбль – это та форма обучения, которая может помочь раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, разбудить интерес и любознательность, пополнить фонд его слуховых впечатлений, заинтересовать ребенка, эмоционально окрасить обычно малоинтересный первоначальный этап.

Игра в ансамбле играет важную роль в развитии творческих способностей детей. Приобретенные за годы учебы навыки и умения совместной игры совершенствуют слуховые, ритмические, образные представления учащихсяформируют их музыкально-эстетический вкус на высокохудожественных произведениях; воспитывают чувство партнерства; обогащают кругозор; учат воспринимать музыку осознанно.

  1. Список литературы:

  1. Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры», М. «Музыка», 1988; 2. А.
  2. Готлиб «Первые уроки фортепианного ансамбля», М. «Музыка», 1971; 3. М.
  3.  Соколов «Ансамбль для начинающих», М. «Музыка»,1981.
  4. Н. Ризоль, Очерки о работе в ансамбле 1986г. – Москва
  5. Е. Сорокина, Фортепианный дуэт. История жанра – М.: Музыка,1988