Методический доклад " Учёт индивидуальных особенностей учащихся концертмейстером в вокальном классе"

Гурьева Ольга Ивановна

В докладе описана работа концертмейстера в классе вокала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._doklad_.docx26.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры              дополнительного образования города Нягани

                                 Детская школа искусств

             

                                Методический доклад

«Учёт индивидуальных особенностей учащихся концертмейстером в вокальном классе»

                                     

                                                               Подготовила :   Гурьева Ольга Ивановна


Каждый ученик по-своему индивидуален. Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях. Возникновение индивидуальных особенностей связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной деятельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств. К индивидуальным особенностям относится своеобразие восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.
       Должны ли в воспитании и обучении учитываются индивидуальные особенности? Я считаю, что процесс обучения должен максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход заключается в управлении человеком, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания обучения к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика.
        В своей  работе я хочу рассмотреть работу концертмейстера конкретно в вокальном классе и определить, каким образом он может изучить индивидуальные особенности обучающихся.
Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого ученика. Учёт особенностей учащихся носит комплексный характер и осуществляется на каждом этапе обучения: при восприятии цели, мотивации учения, решении учебных задач, определении способов действий и т. д. Происходит интеграция отдельных приёмов, способов индивидуализации обучения в единую систему, что повышает эффективность и обеспечивает единство обучения, воспитания и развития.
       В образовательном процессе учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусств концертмейстеру принадлежит особая роль, поскольку для развития творческой индивидуальности ребенка, воспитания будущего музыканта или любителя искусств необходима тщательно продуманная и организованная совместная работа руководителя и концертмейстера.
     Для успешной организации учебного процесса педагог вокала и концертмейстер должны быть единомышленниками, в таком случае концертмейстер для преподавателя становится помощником, а для ученика - педагогом-наставником и другом. Концертмейстер, как и педагог, должен внимательно изучить индивидуальные особенности вокального аппарата ученика, его недостатки и достоинства.
     На концертмейстера возлагается ответственная задача – ознакомить ученика с различными музыкальными стилями, воспитать его музыкальный вкус. Эту миссию он выполняет и через высокохудожественное исполнение аккомпанемента, и через профессиональную работу на этапах разучивания произведения с солистом.
      Концертмейстер вместе с педагогом участвует в выборе программы. В его обязанности входит подбор и адаптация музыкального материала с учетом индивидуальности каждого ученика. При этом критериями отбора репертуара для учащегося-вокалиста становятся его индивидуально-личностные характеристики, интересы, музыкальные данные, диапазон его голоса, артистичность, а также задачи, которые педагог ставит перед учеником. В этот период концертмейстер исполняет большое количество музыкальных произведений различной сложности, так что необходимо хорошо читать с листа и виртуозно владеть инструментом.
      Руководствуясь принципом индивидуального подхода к каждому исполнителю, нельзя обозначить единый план ведения занятия, одинаково пригодный для всех учащихся. Пианист должен помнить, как ученик пел в классе на уроке у педагога, как прошел предыдущий урок у концертмейстера и, исходя из этого, продумать заранее, над чем именно лучше поработать на следующем занятии. В случае прихода на урок ученика в утомленном или не совсем здоровом состоянии, понадобится на ходу менять задачу, выбирая направления, не требующие большой вокальной нагрузки. Занятия строятся по-разному в зависимости от способностей певца, строения певческого аппарата, если ученик не пел в этот день, то полезно его распеть несколькими упражнениями, которые давал в классе педагог и которые всегда знает концертмейстер.
      Установить творческий, рабочий контакт с вокалистом нелегко, но нужен еще и контакт чисто человеческий, духовный. Поэтому в работе концертмейстера с вокалистом необходимо полное доверие. Вокалист должен быть уверен, что концертмейстер правильно его «ведет», любит и ценит его голос, тембр, бережно к нему относится, знает его индивидуальные возможности, тесситурные слабости и достоинства. Все певцы, а юные в особенности, ждут от своих концертмейстеров не только музыкального мастерства, но человеческой чуткости.
Е. Кубанцева выделяет несколько этапов работы концертмейстера над аккомпанементом вокального сочинения:
• Предварительно зрительное прочтение нотного текста. Музыкально-слуховое представление.
• Первоначальный анализ произведения, проигрывание целиком - с совмещением вокальной и фортепианной партий.
• Ознакомление с данными о творческом пути композитора, его стиле, о жанрах, в которых он работал.
• Выявление стилистических особенностей сочинения.
• Отработка на фортепиано эпизодов с различными элементами трудностей.
• Выучивание своей партии и партии солиста.
• Анализ вокальных трудностей.
• Постижение художественного образа сочинения. Составление исполнительского плана.
• Правильное определение темпа. Нахождение выразительных средств, создание представлений о динамических нюансах.
• Проработка и отшлифовка деталей.
• Репетиционный процесс в ансамбле с солистом.
• Воплощение музыкально-исполнительского замысла в концертном исполнении.
    Концертмейстер должен выучивать свою партию с той же тщательностью, с которой он готовит сольный репертуар. Только тогда, не связанный трудностями и неожиданностями, сможет он свободно следовать за певцом, чувствовать его намерения, гибко и чутко откликаться на все динамические и темповые изменения, внимательно реагировать на внезапные и случайные отклонения солиста от заранее намеченного плана и сохранять ансамбль. Лишь когда пианист до конца уверен в себе, он не станет в звучании «прятаться» за певца.
      Уроки вокала - благодатная почва для воспитания певчески правильного, здорового голоса. Как считают специалисты, самый заурядный голос можно и нужно развивать. При этом концертмейстеру отводится важная роль, ему приходится заниматься с певцом самостоятельно, например, в случае болезни или командировки преподавателя. Работая с вокалистами, концертмейстер должен знать особенности развития голоса учащихся, в соответствие с предъявляемыми к ним требованиями учитывать их возрастные возможности. За период обучения голос учащихся изменяется и проходит несколько стадий. Принято различать четыре основных стадии. Это связано с физическим и нервно-психическим ростом ребёнка. У младших школьников голос имеет чисто детское звучание, про такой голос говорят: «головное звучание» или «высокое резонирование». Голос в младшем возрасте ещё нежный и неокрепший. Форсирование звучания может привести к нежелательным результатам. По мере роста ребёнка меняется механизм голосового аппарата, развивается голосовая мышца, постепенно усложняясь и приобретая упругость. Важно внимательно следить за развитием подростка, чтобы не пропустить признаки наступающей мутации, связанной с формированием не только гортани, но и всего организма, и правильно строить занятия. Голосовой аппарат перестаёт быть плавным, развитие его идёт в это время неравномерно. Концертмейстеру, как и педагогу по вокалу, необходимо заботится о соблюдении певческих норм и певческого режима. Знание таких тонкостей помогает концертмейстеру профессионально подходить к вопросу образования звукового баланса и осуществлению здоровьесберегающих технологий. Концертмейстеру надо хорошо знать голос ученика, так как необходимое звуковое равновесие зависит во многом от силы и тембра голоса. Концертмейстер также должен учитывать при осуществлении необходимого соотношения звука, что он находится за спиной вокалиста.
     Ученикам, особенно в младшем школьном возрасте, свойственна застенчивость и неуверенность, и именно концертмейстер помогает преодолеть эти черты личности, которые препятствуют самовыражению юного музыканта.
      В значительной степени это касается публичного выступления, когда ребенок испытывает наибольшее волнение. Ведь, как известно, выход исполнителя на концертную эстраду относится к категории стрессовых ситуаций и предполагает адаптацию к особому, отличному от рабочего состоянию. С чем же приходится сталкиваться и солисту, и аккомпаниатору? Прежде всего, с новыми, непривычными условиями: акустикой концертного зала, освещением. Юного вокалиста могут отвлечь неожиданные внешние раздражители и, как следствие, исполнитель может забыть слова, неточно воспроизводить ритмический рисунок, не выдерживая метроритмические рамки.

    Концертмейстер в этой ситуации должен вовремя «подхватить» ученика, для этого необходимо обладать быстрой реакцией. Опытный преподаватель-концертмейстер помогает выступающему устранить напряжение перед концертом и достигнуть состояние комфортности сценического выступления.
Начинающие вокалисты порой думают, что чем громче они поют, тем красивее звучит их голос. Концертмейстер должен напоминать солисту, какой красочности и выразительности он добьется, разнообразя силу и окраску звука. Тут возникает опасность при пении piano – мелкое дыхание и звук «без опоры».
    Типичная ошибка певцов без опыта петь последние тянущиеся ноты фразы громко. Это, конечно, неграмотно и пианист должен указывать и неустанно следить за этим.
    Концертмейстер предостерегает начинающего певца от бессмысленных жестов вовремя пения. Лишние движения у певца легко превращаются в привычку и выдают его физическую (вокальную) скованность и напряженность. Жестикуляцию может себе позволить лишь большой артист, умеющий оправдать жестом внутреннее состояние, и чем она будет сдержаннее, тем уместнее и выигрышней для солиста.
     В младшем школьном возрасте, когда комплекс музыкальности еще недостаточно сильно окрашен гендерными особенностями, важно учитывать восприимчивость детей к воспитательным воздействиям музыкальной среды.
Тем не менее уже в начальной школе структура музыкальности мальчиков и девочек имеет свои отличительные особенности: метроритмическое чувство и звуковысотный слух являются стержневыми способностями музыкальной одаренности у мальчиков, в то время как у девочек огромную роль играет эмоционально-творческая составляющая музыкальности.
     Творческая составляющая музыкальной одаренности младших школьников, таким образом, связана с интеллектуальным началом у мальчиков и с эмоциональной возбудимостью у девочек.
      При выборе песенного музыкального материала надо принимать во внимание интересы каждой гендерной группы. Учитывая тот факт, что интересы мальчиков зачастую направлены на относительно отдаленные предметы и явления, важно обновлять музыкальный репертуар произведениями сказочного и фантастического содержания современных композиторов.
     Интересы девочек в основном направлены на отношения между людьми и на окружающие предметы и явления, что определяет лучшие знания девочек о себе, их большее внимание к своей внешности и к особенностям внешности и поведения окружающих. Благодаря этому у девочек уже с младшего школьного возраста наблюдается больший интерес к внутреннему миру, большая чуткость к чувствам и переживаниям человека, что требует включения в репертуар музыкальных произведений соответствующей тематики.
      В средних классах важно продолжать обращать внимание на проявления и развитие творческого потенциала обучающихся, стараясь превращать любую, даже внешне репродуктивную музыкальную деятельность в творческую, что позволит слить воедино музыкальное и личностное развитие ребенка, создавая ситуацию их взаимообусловливания.
      В старшем школьном возрасте особое внимание к индивидуальным проявлениям гендерных особенностей обучающихся важно сосредотачивать на этапе разработки образовательных программ. Музыкальное образование старших школьников проходит уже вне уроков музыки в условиях внеурочной деятельности и рассматривается как развитие внутреннего  потенциала, способности выступать творцом, созидателем прекрасного. Вследствие этого особое внимание следует уделять развитию творческой инициативы, творческой самостоятельности обучающихся, развитию оригинальности и силы музыкального воображения. Внутренний мир старшеклассников во многом сформирован, при этом девушки отличаются практичностью и реалистичным мировоззрением, тогда как юноши зачастую более мечтательны, склонны отступать от реальности и могут иметь самобытное мировоззрение.
     Таким образом, специфика работы концертмейстера с вокалистами заключается в том, что он должен хорошо знать природу певческого голоса, основы вокального пения и секреты взаимодействия инструмента и голоса. В профессии концертмейстера личностные качества не отделимы от профессиональных. Важнейшими из них являются: виртуозное владение инструментом, методикой, педагогическим мастерством, образовательными технологиями, организационными навыками, общей эрудицией; уравновешенность характера, чувство юмора. Также немаловажно учитывать индивидуальные возможности каждого отдельно взятого ученика, будь то солист, или участник ансамбля (хора).
      В работе концертмейстера с вокальным коллективом или хором появляется возможность взаимообмена, взаимообогащения, эмоционального "заражения" и тем самым поднимает активность каждого ученика.
     При групповой работе между учителем и учеником возникают более близкие контакты и создаются условия для проявления эмоций, выражения потребностей, развития интересов, большие возможности в вариации содержания и способов передачи информации, оказания помощи каждому ученику. Учащиеся ансамбля делятся на несколько подгрупп с учётом уровня обучения, склонностей и т. д.

     В заключении хочется сказать, что специфика работы концертмейстера требует от него особого универсализма, мобильности, умения переключаться на работу с учащимися различных классов детских школ искусств. Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего успеха – аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива.

                                 Список методической литературы


1. Кубанцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и хором // Музыка в школе. – 2001. - № 5
2. Мур Дж. Певец и аккомпаниатор. М., Радуга, 1987.
3. Нерушева О.А. Использование компьютерных технологий в деятельности концертмейстера детских школ искусств / О.А. Нерушева // Молодой ученый. – 2013. - № 7.
4. Таллибулина М.Т. Музыкальная одаренность: структура, гендерные и возрастные особенности проявлений: дис. канд. психол. наук. Пермь, 2003.
5. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль. «Академия развития», 1996.
6. Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. М.: Знание, 1986.