Музыкальное воспитание в системе дополнительного образования

Ховрина Яна Юрьевна

Система дополнительного образования приобретает наибольшую значимость, так как она способствует наиболее полному влиянию на реализацию творческого потенциала детей и развитие личности. Возрастает роль музыкального образования. Современное музыкальное образование представляет собой взаимосвязанный процесс музыкального обучения, воспитания и развития учащихся, в результате которого у них воспитывается эмоционально-эстетический отклик на высокохудожественные произведения народного, классического и современного искусства, формируются музыкальные вкусы и интересы, развивается широта и глубина опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и обращения к музыкально-творческой деятельности.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное воспитание в системе дополнительного образования

Система дополнительного образования приобретает наибольшую значимость, так как она способствует наиболее полному влиянию на реализацию творческого потенциала детей и развитие личности. Возрастает роль музыкального образования.

Современное музыкальное образование представляет собой взаимосвязанный процесс музыкального обучения, воспитания и развития учащихся, в результате которого у них воспитывается эмоционально-эстетический отклик на высокохудожественные произведения народного, классического и современного искусства, формируются музыкальные вкусы и интересы, развивается широта и глубина опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и обращения к музыкально-творческой деятельности.

Слушание музыки, занятия вокалом и игрой на музыкальных инструментах оказывают благотворное влияние на развитие ребенка и формирование личности. Во время слушания музыки у детей происходит развитие центральной нервной системы, облегчается процесс социализации, развивается художественное мышление и чувство прекрасного. Занятия музыкой способствуют развитию речи, внимания, организованности, быстроты реакций и развитию мелкой моторики. Музыка воспитывает в ребенке дисциплинированную и ответственную личность, также дает ему правильное направление в жизни.

Обучение музыке способствует развитию таких качеств личности как: ответственность, целеустремленность, организованность, трудолюбие, пунктуальность, самостоятельность, смелость и собранность. Данные качества необходимы детям и подросткам для успешной учебы, а во взрослой жизни окажут значительную поддержку в профессиональной самореализации.

Едва ли можно представить себе мир, в котором нет музыки. Даже если у вас дома нет радиоприемника или лазерного проигрывателя, вы все равно постоянно слышите музыку по телевизору, в кино, в магазинах и лифтах, и даже по телефону. Человек нуждается в музыке так же, как в воздухе, которым мы дышим, или в пище, которую мы едим.

Педагоги-музыканты видят в музыке мощнейшее средство формирования личности, способ познания окружающего мира, так как музыка превращает все внешние воздействия в переживание и эмоциональный опыт, без которого личность не может состояться. Музыка формирует личность во всех отношениях. Она несет в себе эстетическую, познавательную, воспитывающую и развивающую функции. Освоение музыки помогает развить мышление – образное и логическое, абстрактное и конкретное, музыка формирует чувство ритма и гармонии, наблюдательность, память, воображение, голосовой аппарат, мелкую моторику пальцев. Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост. Таким образом, музыкальное искусство выходит за рамки изучаемого предмета и превращается в часть самой жизни человека, в основу понимания им смысла жизни и окружающего мира.

Педагоги всех времен и народов использовали музыку как средство формирования образа молодого поколения. Существует бесчисленное множество школ, учений, систем и методов обучения музыке и при помощи музыки. Их ценность состоит в том, что созданные в разные эпохи, они воплощали идеи своего времени, предназначены были для решения задач своего времени, формировали образ своего времени. Каждое следующее поколение педагогов трактовало школу преподавания с учетом изменившихся задач общества, уровня интеллектуального и технического развития. В итоге, в России сложились прекрасные традиции профессионального и общего музыкального образования, была сформирована уникальная система по подготовке профессиональных музыкантов и приобщению подрастающего поколения к музыкальному искусству и творчеству. В основу содержания системы музыкального образования положены исторически сложившиеся и апробированные традиции обучения детей и молодежи на лучших образцах классической и народной музыки.

Однако, на протяжении двух последних десятилетий система российского музыкального образования, несмотря на свою культурно-историческую значимость, переживает сложный период, вызванный рядом проблем. Основные проблемы были обозначены в Программе развития системы российского музыкального образования на период с 2014 по 2020 годы. На первое место поставлена проблема недостаточного понимания значения музыкального искусства и творчества в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Причем это «недостаточное понимание» пронизывает все слои общества и образовательные структуры. И это результат политической и экономической неустойчивости государства в период «перестройки», повлекший трансформацию всей системы культурно-нравственных установок, ценностных и мировоззренческих ориентиров, которые и сегодня оказывают влияние на развитие нашего общества. Поэтому решение вышеизложенной проблемы надо начинать в первую очередь с просветительской деятельности. В каждом отдельно взятом регионе необходимо создать культурно-образовательное пространство не только для детей, но в первую очередь для взрослых, деятельность которого способствовала бы приобщению к лучшим образцам отечественной и зарубежной культуры и «убеждала» людей в необходимости и важности развития и воспитания детей средствами музыкального искусства. Следует отметить, что правительство и передовая общественность нашей страны активно занялись вопросами сохранения и приумножения уникального культурного богатства России. В 2010 году Оргкомитет «Сочи 2014» создал программу Культурной Олимпиады «Сочи 2014», цель которой – через культуру и искусство представить город, в котором пройдут Игры. Однако эта Программа расширила свои границы и в географическом и во временном масштабе. Она практически затронула всю Россию и получила свое продолжение в настоящее время. В Сочи проходит огромное количество форумов по вопросам культуры, конференций, выставок художественного и декоративно-прикладного творчества, концертов выдающихся деятелей культуры и искусства и многих других мероприятий, призванных возродить культурно-исторические традиции России. Значимым событием стало проведение Первого Всероссийского фестиваля и выставки народной культуры. Одним словом, запущен грандиозный механизм сохранения и развития культуры в стране и конкретно в сочинском регионе. Но это лишь одна сторона медали. Мы рассмотрели вопрос создания культурно-образовательного пространства. Далее стоит вопрос уже чисто педагогического характера. Что же должны предпринять педагоги-музыканты, чтобы вернуть то время, когда в музыкальные школы и студии были переполнены, чтобы школьные хоры стали популярны, чтобы дети с удовольствием и радостью занимались музыкой? Что изменить или прибавить к традиционной школе обучения музыке? Как приблизить ее к современности, при этом, не растеряв самого главного, национального богатства?

В дополнительном образовании каждый педагог может создать свою совершенно оригинальную программу, включив в нее именно то, что на его взгляд будет для детей интересным, современным и привлекательным. Мною созданы несколько программ разного уровня для детей разного возраста – общеразвивающие и специализированные. Общеразвивающие направлены на формирование общей культуры ребенка, расширение его знаний о мире и о себе. На этом этапе происходит первое знакомство ребенка с музыкой. Я стараюсь сделать так, чтобы это знакомство поразило его детское воображение, наполнило его эмоциями, которые бы сохранились в его памяти на всю жизнь. Чтобы он стал ощущать потребность в общении с искусством. Для этого использую на занятиях разные способы подачи материала: и традиционные, и современные. Главная задача – сделать трудное интересным, а сложное – доступным. При этом нужно учитывать особенности развития и восприятия современных детей. С одной стороны, дети стали гораздо более развитыми и легко осваивают любые новинки электронной техники, разбираются в достаточно сложных компьютерных программах и играх. Но, с другой стороны, они практически перестали читать, и это существенным образом повлияло на способ усвоения информации. Если двадцать лет назад ученику вполне достаточно было записать и выучить правило, чтобы он сразу начал его применять, то теперь это правило непременно требуется подкрепить какой-нибудь зрительной картинкой. То есть, современный ребенок ориентируется не на слово, а на зрительный образ или символ. Учитывая этот факт, я практически весь предлагаемый материал для изучения сопровождаю видеосюжетом. При прослушивании музыки это могут быть картины природы, древние замки, египетские пирамиды, запись с концерта (оркестр, солист, танец, сцены из балета или музыкального спектакля, фрагменты из художественного или мультипликационного фильма). При знакомстве с музыкальными терминами я использую всевозможный наглядный материал, который является как бы связующим звеном между сложными положениями музыкальной теории и обыденными представлениями ребенка о жизни. Поэтому чем больше будет в это время стихов, картинок, сказок, чем больше будет различных образов, ассоциаций и аналогий, тем легче будет восприниматься теоретический материал, тем самостоятельней и осмысленней будут выполняться задания. Сказки, рассказанные на музыкальную тему, стихи в которых зарифмованы правила, картинки и видеосюжеты, помогающие усилить вербальный образ – все это помогает ребенку создать некую связь из привычных, обыденных, бытовых образов и сложного музыкально-теоретического материала.

Ребенок – это человек с тонкой душевной организацией, со сложными мыслительными процессами, со своими особенностями в развитии, со своим мировоззрением и восприятием окружающего мира и главная задача для любого преподавателя – найти к нему подход, заслужить доверие, завоевать авторитет. Преподаватель музыки должен быть достойным примером для детей, каждый день учиться, развиваться, расширять кругозор и совершенствоваться. Только таким образом, возможно, воспитать активную, творческую личность, увлечь ребенка музыкальными занятиями и добиться того, чтобы он поверил в свои силы несмотря ни на что.