О некоторых вопросах исполнения штрихов при игре на кларнете

О некоторых вопросах исполнения штрихов при игре на кларнете

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Преподаватель по классу кларнета и саксофона А.Г. Малиновский

О некоторых вопросах исполнения штрихов при игре на кларнете

Цель данной работы – рассказать о разнообразии исполнительский штрихов при игре на кларнете, об их выразительной роли, о путях овладения ими в процессе обучения.

Умелое исполнение штрихов вместе с другими средствами выразительности помогают раскрыть характер произведения, создать тонкий и точный художественный образ.

Статья не претендует на исчерпывающее изложение всех вопросов, касающихся штрихов.

Способы исполнения штриха легато

При исполнении штриха легато на кларнете имеются отличительные особенности, которые продиктованы характером произведения. В нотах штрих обозначается лигой, при этом звучание легато может варьироваться в зависимости от темпа регистра и динамики.  То есть один и тот же штрих исполняется по-разному.  В одном случае необходимо играть певуче, как бы соединяя ноты в единое целое, в другом – исполнять легато исполняя каждую ноту независимо. Умение добиваться различных оттенков в связывании звуков является самым главным в искусстве исполнения штриха легато на кларнете.

Все оттенки легато трудно определить в описании. При исполнении характера штриха легато многое зависит от субъективного ощущения исполнителя. Однако можно определить основные виды:

1) legato;

2) legatissimo;

3) portamento.

Очевидно, что в сущности это различные штрихи. Объединяет их то обстоятельство, что кларнетист исполняет эти штрихи без участия языка. В нотах, как правило, нет указаний как именно исполнять легато, а обозначается лигой во всех случаях.

Однако исполнитель может опираться на характер произведения, темп, динамику. Также помогут указания характера исполнения. Например: cantabile, dolce, espressivo, strepitoso.

Разберем практические особенности исполнения определенных видов легато. За основу возьмем «базовый» legato. Прежде всего исполнителю надо освоить этот вид.

Legato следует исполнять на опертом дыхании, движения пальцев четкое, но без ударов. Необходимо следить за ровностью звучания – высокие ноты не должны звучать громче низких. Также необходимо следить за звуком некоторых «глухих» нот – не допускать их «проваливания». Переходы с ноты на ноту должны звучать ясно, определенно, но без подчеркивания или выделения.

Legatissimo – более сложный вид легато. При опертом дыхании, смягчаются переходы между нотами. Это достигается при помощи более плавного движения пальцев. При исполнении legatissimo есть две трудности. Необходимо сохранять точность интонации - не допускать того, чтобы получался штрих глиссандо. И необходимо сохранить ровность и непрерывность звука. Для решения этих задач, следует контролировать дыхание и амбушюр.

Portamento – может быть использован, например, в романтической музыке или для создания национального колорита. Как известно, на кларнете возможно некоторое повышение и понижение звуков с помощью работы амбушюра и пальцев. Таким образом возможно расширение или сужение интервалов, что можно использовать для достижения особой выразительности. Однако следует с осторожностью использовать portamento, чтобы не допускать манерности исполнения.

Надо понимать, что при переходе от одной ноты к другой при исполнении легато воспроизводится определенное количество шума от движения пальцев и механизмов инструмента. Чтобы уменьшить шум и улучшить легато, необходимо совершенствовать технику пальцев. Не следует поднимать пальцы высоко, следует избегать ударов пальцами. Однако нельзя держать пальцы слишком близко к отверстиям – это может сделать звук более глухим и неточным по интонации, а переходы между нотами неясными.

Для овладения штрихом легато надо обязательно играть пьесы кантиленного, протяжного характера, спокойные по темпу. При этом особое внимание надо уделить работе дыхания и амбушюра.

Начинать освоение штриха следует с legato. И только после формирования устойчивого интонирования и звуковедения, можно приступить к овладению legatissimo и portamento.

Важным является формирование слухового представления о звучании того или иного штриха. Для этого необходимо слушать музыку не только в исполнении кларнетистов, но и исполнителей на других инструментах. Очень полезным является анализ исполнения одних и тех же штрихов на разных инструментах. Например интересно сравнить исполнение легато на фортепиано и скрипке. Это поможет осмысленному подходу при исполнении кларнетистом различных штрихов.

Особенности исполнения штриха стаккато на кларнете в различных темпах

Цель данной главы – рассказать об отличиях исполнения штриха стаккато на кларнете в зависимости от темпа и о путях освоения специфическими приемами исполнения данного штриха.

Штрих стаккато в исполнении талантливого кларнетиста может создать яркое впечатление у слушателей. Вместе с тем затруднения при исполнении стаккато могут испортить выступление артиста.

Как известно, штрих стаккато является довольно сложным при игре на кларнете. Особенно трудно дается этот штрих начинающим кларнетистам. Дело в том, что штрих стаккато является сложным по своей природе и требует очень тщательного овладения отдельными элементами приема, такими как атака и окончание звука. Также требуется точная координация работы дыхания, языка и пальцев. Роль преподавателя в этом вопросе чрезвычайно высока и ответственна. Преподаватель должен четко объяснить ученику весь комплекс задач и поэтапно контролировать правильное выполнение упражнений для достижения хорошего результата.

При исполнении штриха стаккато необходимо хорошо представлять составляющие элементы звука данного штриха. Звук складывается из трех моментов:

  1. Атака.
  2. Стационарная часть.
  3. Окончание.

Атака звука

Атака звука должна быть абсолютно четкой и уверенной, так чтобы начало звука было определенным, ясным и точным по своей высоте и не сопровождалось бы призвуками и подъездами. Следует избегать типичной ошибки – отталкивания или удара языка по трости. Это приводит к возникновению призвуков в звуке, особенно в верхнем регистре. Язык следует отдергивать от трости без удара. Движение языка должно быть быстрым и легким.

Стационарная часть звука

Стационарная часть звука – это основная часть. Нужно, чтобы эта часть звука была полноценной, с ясно ощутимыми высотой и характерным тембром кларнета. При исполнении штриха стаккато в быстром темпе не должны быть слышны только щелчки определенной высоты – в любом темпе звук кларнета не должен исчезать.

Окончание звука

Стаккато предусматривает такое исполнение, при котором звуки отчетливо разделяются паузами. Чем острее стаккато, тем больше паузы между звуками.

Для исполнения ряда коротких звуков нужно научиться своевременно останавливать звуки, чтобы между ними образовывались паузы. Остановить звук на кларнете можно двумя способами:

  1. Приостанавливается выдох.
  2. Прикосновением языка к трости.

Способ окончания звука определяется характером исполняемого фрагмента произведения. В медленных эпизодах используется преимущественно первый способ. В быстрых темпах – второй способ.

Играть быстрым и легким стаккато в течение продолжительного времени на кларнете удается далеко не всем, так как довольно скоро устает язык. Однако подобная трудность встречается довольно часто в оркестровой и сольной литературе. Часто кларнетисты для облегчения связывают первые два звука в каждой метроритмической фигуре. Но такой прием не всегда возможен - если нота повторяется или если в ансамбле другой инструмент играет стаккато.

В очень быстрых темпах кларнетисты не могут исполнять стаккато выдерживая паузу между нотами, штрих стаккато фактически исполняется без пауз.

В переложениях для кларнета часто можно встретить штрих стаккато, который механически перенесен с оригинального произведения, и при этом в быстром темпе вызывает затруднения при исполнении. В таких случаях следует учитывать специфику звучания в оригинале, и заменить штрих, если, конечно, это не приведет к искажению характера произведения. Часто штрих стаккато в быстром темпе в исполнении скрипачей или пианистов также не звучит как штрих стаккато.

Надо понимать, что всегда существует определенный предел скорости у любого кларнетиста при исполнения штриха стаккато.

Необходимо регулярно упражняться в овладении этим штрихом. Существует множество упражнений и этюдов для овладения необходимыми навыками.

Штрихи, как и динамические оттенки, интонация звука – составляющие выразительного исполнения. Очень важно, чтобы учащиеся знали, что штрихи можно играть по-разному. И знали это не только теоретически, но и практически.

Поскольку в музыке штрихи чрезвычайно разнообразны и изменчивы, поскольку их тончайшие нюансы сложно поддаются объяснению, постольку в работе с учеником главное внимание надо сосредоточить на слуховом восприятии штрихов.

Изучение записей выдающихся мастеров, не только кларнетистов, но и музыкантов других специальностей, поможет учащимся разобраться в выразительных качествах штрихов, одинаковых по обозначению, но, в зависимости от характера музыкальных образов, различных в исполнении.

Слушать записи лучше с нотным текстом изучаемого произведения. В этом случае учащийся может услышать и понять, как немногочисленные обозначения штрихов в нотах разнообразно воплощаются в реальном звучании. Опора на слуховое восприятие и отсутствие догматического подхода к толкованию нотных знаков – важнейшее условие при изучении штрихов.

 Литература

И.П. Мозговенко. О выразительности штрихов кларнетиста. Методика обучения игре на духовых инструментах. М., 1964