занятие по вокалу "Весну звали"

Павлюкова Ольга Валерьевна

Материал предназначен для детей начальных классов для знакомства с русскими традициям  встречи весны ,праздник "Жаворонки" разучивание заклички "Жаворонушки" и песни " Весну звали"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_vesnu_zvali.docx23.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс по вокалу

«Весну звали»

Педагога дополнительного образования Павлюковой Ольги Валерьевны

Дата проведения: 28.03.2023г.

 Наименование программы: «Весёлое путешествие в мир творчества»

 Раздел программы: Вокально- хоровые навыки.

           Форма занятия: открытие новых знаний,тренинг

Цель: познакомить с азами народной (фольклорной) вокальной техники.

Задачи:

1.Задачи направленные на достижения личностных результатов:

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
  • формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте;
  • развитие вокально-хоровых навыков;
  • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой

2.Задачи направленные на достижения метапредметных результатов:

  • размышление о воздействии музыки на человека, народными обрядами и традициями , русским народным фольклором.

4.Тип занятия: открытие новых знаний.

5Методы обучения: - наглядный (слуховой и зрительный); - словесный (рассказ, объяснение, диалог)

Методические приёмы: - творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;

6.Необходимое техническое оборудование: музыкальный центр, компьютер, экран, проектор.

Музыкальные произведения:

Видеофрагменты: https://youtu.be/ZffE0piYe7g

Цель: познакомить с азами народной (фольклорной) вокальной техники.

Задачи:

План мастер-класса

Разновидности вокального искусства.

Определение народного (фольклорного) пения.

Правильная постановка корпуса (упражнения).

Дыхательные упражнения.

Упражнения для голоса.

Скороговорки. Распевки.

Весенние заклички. Разучивание.

Введение:

актуальность опыта заключается в том, чтобы обучающиеся научились определять народную (фольклорную) манеру исполнения в вокальном искусстве и использовали в своей работе.

Предмет материала – народное (фольклорное) пение.

Объект, предмет исследования - человеческий голос, весенние заклички.

Научно-практическая значимость – использование данного материала в работе с обучающимися к календарным народным праздникам.


 

Основная часть.

(ход мастер-класса)

- Друзья я приглашаю Вас

На свой вокальный мастер – класс!

1. Свой мастер - класс, я хочу начать словами М. Горького, закройте глаза, почувствуйте красоту этих слов: «Когда я слушаю музыку, то забываю день на земле или ночь. Мальчишка я или старик, забываю все.

Пение – это великий дар, который каждый из нас получает при рождении. Как говорил Георгий Александрович Струве (выдающийся педагог, хормейстер, композитор, создатель хоровой школы «Пионерия») «Среди людей нет неталантливых. Все люди могут, и должны, научится петь».

А вы любите петь?

2. (1 минута) Пение бывает: народное (фольклорное, аутентическое), академическое, эстрадно - джазовое, рок-пение и т.д. Мы же с Вами сегодня познакомимся с народным (фольклорным), Тема нашего мастер-класса «Весну звали», Сегодня мы познакомимся с народными закличкми  и разучим песню «Весну звали»

3. Народное (фольклорное) пение – самый древний, естественным образом развивавшийся вид пения. Как правило, народное пение близко к естественной речевой манере человека, имеет грудное звучание и произношение звуков в народном пении «открытое» (то есть звук идет наружу, а не «в голову»).

Что значит поставленный голос?

Постановка голоса опирается на данные анатомиифизиологии и акустики. При обучении различным видам пения или сценической речи применяются особые приёмы, но существуют и общие принципы, позволяющие эффективно регулировать дыхание, использовать естественные резонаторы и правильно артикулировать.

Постановка голоса является обязательным начальным этапом при обучении пению. Большинство голосов от природы несовершенны, хотя иногда ряд качеств поставленного голоса может присутствовать у певца, не имевшего специальной подготовки. Поставленный певческий голос отличается свободой, естественностью, устойчивостью; певец способен достигать максимального акустического эффекта с минимальной затратой мышечной энергии. На характер постановки голоса могут оказывать влияние национальная манера пения, эстетические предпочтения эпохи, особенности того вида пения, которому обучают певца.

При обучении сценической речи к постановке голоса приступают после работы над дикцией и дыханием. В процессе постановки укрепляются все голосовые данные человека — объём, сила и звучность голоса.

-Первое, с чего нужно начать, это настроить правильное дыхание.

4.  певческое дыхание начинается с правильной постановки корпуса.

Если хочешь стоя петь,

Головою не вертеть.

Встань спокойно, подтянись,

И спокойно улыбнись.

Выполним с вами двигательные упражнения.

Исходное положение (стоя прямо, ноги на ширине плеч)

1 упражнение «Пружинки». «Вверх» подняться на носочки, «вниз» - опуститься.

2 упражнение «Пиджачок» описываем полукруговые движения плечами назад, как будто снимаем пиджак, накинутый на плечи, а затем вперёд, как будто надеваем.

Таким образом, отрабатывается певческая постановка корпуса при пении с опорой на ноги.

Молодцы!

5. (6 минут). А теперь перейдём к дыхательным упражнениям, которые способствуют не только развитию голоса, но и служат охране голоса от различных заболеваний.

Проведём с вами лечебную гимнастику:

1.«Выдох 3 раза» (Берём активный вдох по руке дирижёра и выдыхаем коротко 3 раза с силой);

«Длинный выдох» (Берём активный вдох по руке дирижёра и выдыхаем длинно 1 раз пока не закончится вдох);

«Обнимашки» ( согнуть руки в локтях,как буд -то мы себя обнимаем) и при этом сделать вдох.

Хорошо! С дыхательными и вокальными упражнениями справились, теперь переходим к артикуляционной гимнастике.

6. (4 минуты) Проговорим с Вами скороговорку, четко произнося каждое слово.

Сначала проговорим в медленном темпе, затем в умеренном, затем в быстром темпе.

скороговорка «У Вари на бульваре варежку порвали»

А теперь распоёмся, в процессе распевания я попрошу вас следить за своим певческим дыханием, певческой постановкой корпуса.

Мелодия распевки плавная, протяжная. И мы должны спеть её с вами легко, полетным красивым голосом.

Теперь вы попробуйте спеть, обратите внимание на мою руку, я буду показывать движение мелодии. Мышцы лица не напряжены. По моей руке начинаем петь.

Хорошо!

Как вы знаете, тема нашего занятия «Весну звали» и прежде ,чем мы разучим песню я предлагаю посмотреть видео о весенних праздниках и традициях русского народа. https://youtu.be/ZffE0piYe7g

Молодцы!

7. (12 минут) Мы с Вами познакомились с народной (фольклорной) манерой пения, теперь давайте её применим, переходим с вами к пению весенних закличек.

По русскому обычаю весну встречают трижды. Первый раз – в день Сретения. Второй раз – на Сороки 22 марта в день весеннего равноденствия. И третий раз – 7 апреля на Благовещение.

У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик. Желая поторопить птиц, хозяйки пекли из теста фигурки птичек с крылышками, глазками. По давней традиции в домашнем приготовлении жаворонков принимают участие дети. Их раздавали всем членам семьи. Нужно было выйти на улицу и, подбрасывая вверх птичку из теста приговаривать заклички:

Я сейчас продемонстрирую, а затем споём вместе.

1. Чувиль-виль-виль,

Жаворонушки

Прилятите к нам, принясите нам.

Лето тёплое, весну красную.

Нам зима надоела.

Весь хлеб переела.

Весна - красна.

На чём пришла.

На прутике.

На хомутике.

Чувиль-виль-виль.

Жаворонушки.

2. Жаворонушки, уж вы матушки.

Прилятите к нам, принясите нам.

Весну-красну.

На сохе, на бороне,

На ржаным калаче… У….

Молодцы!

Сегодня мы с вами разучим стилизованную песню «Весну звали», то есть это песня авторская сл. Н.Осошник , муз.В.Осошник
но написана в русском народном стиле.

Прослушивание аудио записи, разучивание текста и мелодии

Пойте чаще, пойте вашим друзьям, пойте с любимыми исполнителями.

Молодцы,ребята! Думаю, что Весне-красна услышала наши заклички и песню весёлую и скоро придёт к нам с ярким ,тёплым солнышком землю и нас согреет.

Спасибо всем за участие, до новых встреч!