Открытый урок «Работа над средствами музыкальной выразительности в классе фортепиано.»

Фурсова Инна Владимировна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного  образования "Детская школа искуссв №1 г.Рассказово"

                 

  Фортепианное отделение 

Открытый урок

Преподавателя МБУДО "ДМШ №1 города Рассказово"

по классу фортепиано Фурсовой И В

\

«Работа над средствами музыкальной выразительности в классе фортепиано.»

г. Рассказово

   2023 г.

Цель урока:

  • Образовательные:

- формирование и закрепление знаний о средствах музыкальной выразительности;

- закрепление знаний музыкальной терминологии;

- характеристика исполняемой фортепианной  музыки .

  • Развивающие:

- развитие аналитических способностей в области музыкального мышления;

- развивать умение выделять главное в работе над  музыкальным произведением;

  • Воспитательные:

- способствовать гармоничному воспитанию личности;

- способствовать воспитанию эстетического художественного вкуса;

- воспитание  бережного отношения к занятиям;

Тип урока:  комбинированный  урок.

 Форма урока: открытое индивидуальное занятие.

Методы ведения урока: словесные, практические, исследовательские.

Технологии обучения: личностно - ориентированное обучение, технология активного обучения.

Этапы урока:

  • Организационный момент.

Эмоциональный настрой, представление учениц, сообщение темы урока.

  • Введение в тему.

Беседа об особенности  музыки, как одного из вида искусств, анализ  какими средствами  выразительности  музыка передаёт эмоциональное состояние человека.

  • Основная часть.

Работа с ученицами над пьесами... Работа над интонированием, звукоизвлечением, музыкальной формой.

  • Подведение итогов урока. Саморефлексия.

Ход урока:

Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

Благодаря тому что музыка представляет собой временной вид искусства (в отличие от живописи, скульптуры), она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний. Каждое музыкальное произведение имеет, таким образом, некую «чувственную программу».

Существует программная музыка. Здесь встречаются изобразительные моменты, и такое изобразительное произведение имеет эмоциональную окраску. Чириканье птиц может быть и встревоженным и приветливым, шум волн – умиротворенным и грозным. Поэтому выразительность всегда присуща музыки, а изобразительность имеет второстепенное значение.

Исполнитель, будучи посредником между слушателем и композитором должен оживить, озвучить музыкальное произведение, творчески осмыслить его и выразить те мысли и чувства, которые стремился передать композитор.

На чем же основана музыкальная выразительность?

К средствам музыкальной выразительности относится: темп, динамика, регистр, тембр, ритм, гармония, лад, мелодия, интонация. Музыкальный образ создается определенным сочетанием средств музыкальной выразительности. Например, грозный характер передается с помощью динамики forte, низкого регистра, сдержанного темпа. Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом. С помощью голоса передаются эмоциональные состояния человека: смех, плач, тревога, радость, нежность и т. д. Интонационная окраска в речи передается с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладает теми же выразительными возможностями.

Речевая интонация выражает, прежде всего, чувства, настроения, мысли говорящего, как и музыкальная. Так, взволнованная речь человека отличается быстрым темпом,  непрерывностью или наличием небольших пауз, повышением высоты, наличием акцентов. Музыка, передающая смятение, обычно обладает теми же чертами. Скорбная речь человека, как и скорбная музыка (тихая, медленная), прерывается паузами, возгласами.

Б. В. Асафьев употреблял термин интонация в двух значениях. Первое наименьшая выразительно-смысловая частица, «зерно-интонация», «клеточка» образа. Например, интонация двух нисходящих звуков с акцентом на первом (интервал малой секунды) обычно выражает боль, вздох, плач, а восходящий скачок в мелодии на четыре звука (на кварту) с акцентом на втором звуке — активное начало.

Второе значение термина применяется в широком смысле: как интонирование, равное протяженности музыкального произведения. В этом смысле музыка не существует вне процесса интонирования. Музыкальная форма есть процесс смены интонаций.

Музыкальная форма в широком смысле — это совокупность всех музыкальных средств, выражающих содержание. В более узком—строение музыкального произведения, соотношение его отдельных частей и разделов внутри части, т. е. структура произведения.

Временная природа музыки позволяет передавать процессы развития, всевозможные изменения. Чтобы понять смысл произведения, прочувствовать его, необходимо проследить за развитием музыкальных образов.

Охарактеризуем некоторые разновидности музыки — музыкальные жанры. Музыка выразительность форма

В широком плане музыка может быть разделена на вокальную и инструментальную. Вокальная музыка связана со словом, поэтическим текстом. Ее разновидностями являются сольная, ансамблевая и хоровая музыка. В инструментальной музыке содержание выражается более обобщенно. К ее разновидностям относятся сольная, ансамблевая и оркестровая музыка.

Но деление музыки только на вокальную и инструментальную очень условно. Существует большое разнообразие жанров народной и классической музыки.

Размещено н

Основная часть:

Для  нашего занятия мы выбрали преимущественно программные пьесы, которые наиболее ярко демонстрируют художественный образ музыкального произведения.(Пояснение для детей: Музыкальный язык очень хорошо умеет передавать чувства и настроения. Для того, чтобы «нарисовать» что-нибудь с помощью музыки или «рассказать» о чём-нибудь, композиторы прибегают к помощи обычного, словесного языка. Это может быть всего одно слово в названии пьесы.Все названия и словесные пояснения к музыкальным произведениям называют программой. А музыка, у которой есть программа, называется программной музыкой. )

На таком репертуаре начинающим музыкантам легче развивать и закреплять навыки применения различные средства музыкальной выразительности в создании яркого музыкального образа. Музыкальный язык пьесы понятен, доступен и близок к детскому мышлению и воображению.

Веденеева Вика  2 кл. исполняет пьесу «Белка». Сборник «У Лукоморья», включающий 20 музыкальных зарисовок для фортепиано был создан Ходошем в честь 200-летия гениального русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.Этот сборник создан по мотивам сказок Пушкина.  Для воплощения яркого сказочного образа .

- Какие  средства музыкальной выразительности ты знаешь?(Ответ)

-А что такое в твоем понимании музыкальный образ? (Вика отвечает: Это картина в музыке, ее характер и настроение. Музыкальный образ - это воплощенная в музыке картина, с ее образами, переживаниями, размышлениями.)

- Какой музыкальный образ мы воплощаем в пьессе «Белка»,какая она по характеру, какое настроение у этого произведения?(ответ)

В этой пьесе В. Ходош использовал выразительность мелодического рисунка, тембральное и гармоническое многообразие, динамическую фразировку, разнообразную артикуляцию.

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная

Да затейница какая!

Белка песен поет

Да орешки все грызет….

 Данная пьеса  помогает выработать острое пальцевое стаккато. А также непростой задачи для ребенка сочетания вокальной мелодической линии и острого стаккато в аккомпонементе. Структура – 3 части. Пьеса токкатного плана с элементами вальса в средней части). Движение мелодии – сначала по тоническому трезвучию, затем особый колорит вносит повышенная IV ступень и нисходящий хроматизм.(методы работы над острым стаккато+опора на сильную долю: беззвучное исполнение)

 Во втором предложении партия левой руки приобретает самостоятельный голос и на ее фоне правая продолжает стаккато по устойчивым ступеням лада, затем нисходящий мелодический вид ре минора (белка прыгает с ветки на ветку). В средней части – мелодия переходит в партию правой руки. В основе левой – Т , вниз от каждой ступени. Сразу необходимо обратить внимание ученика на аппликатуру. Исполнение довести до автоматизма, чтобы затем не терять развитие мелодии в правой руке. Кульминация переходит в третью часть. На фоне залигованной тоники в правой, как и в первой части мелодия проводится на стаккато в левой. Трудность: объем, исполнять стаккато необходимо активными пальцами под «ладонь». Как говорил Игумнов … нужно не только чувствовать музыку, но и пропускать ее через голову.

Еще одна пьеса в исполнении Вики прозвучит  В.Коровицин  «Емеля нав печке едет».Коровицын в качестве объединения цикла фортепианных пьес тоже использовал название «Детский альбом». Он наполнил свои пьесы сказочно-фантастическими образами, наиболее близкими детскому восприятию и воображению. Ярко выраженный мелодизм, удобная пианистическая фактура, современная гармония - все это делает произведения привлекательными и интересными. Вопрос к ученице: «Какой персонаж здесь раскрывается?» (Емеля – персонаж из сказки «По щучьему веленью». Отрывок из сказки: - Пришел к Емеле генерал и говорит: - Пожалуй-ка, Емелюшка к царю. А Емелюшка отвечает: - Неохото. Ежели царю надобно, пущай-ко сам и приходит, а мне и тут на печи – благодать! - Рассердился генерал, стал Емелю бранить, да корить. А Емеля знай себе на печи лежит с боку на бок поворачивается. Стал тогда генерал Емелю задабривать, обещал кафтан, шапку новую, да пол фунту медовых пряников. Говорит тогда Емеля: -По щучьему веленью, по моему хотенью, вези меня печь к царю во дворец! Тут изба задрожала, стены ходуном заходили, печь вырвалась и пошла-пошла поехала прямиком в царский дворец! А народ-то дивиться! «Емеля на печке едет» (А. Толстой «По щучьему веленью»). Мелодия задорная, стилизованная под народную плясовую. Средства музыкальной выразительности (штрих стаккато, контрастность оттенков-форте и пиано, темп подвижный) помогли Вике изобразить Емелю дерзкого и ленивого.

Тришина София 3 кл. «Итальянская песенка»

 Она создана как бытовая зарисовка во время путешествия композитора за границу. В письме из Флоренции композитор написал, что однажды они с братом услышали десятилетнего мальчика, поющего трагическую песню под гитару. Пел он красивым густым голосом с такой теплотой, что задел за сердце Петра Ильича. И вот эта песня и вошла в сборник под названием «Итальянская песенка».

Пьеса написана в простой двухчастной форме,в тональности Ре-мажор.  Светлая мелодия льётся спокойно, неторопливо.

Разучивая эту пьесу с учеником, надо заострить внимание на вальсовости музыкального образа. Необходимо отдельно работать над мелодией (в первой части подвижная, грациозная, а во второй – кантиленная) и аккомпанементом ( лёгким, вальсовым, с чуть заметной опорой на бас).

Во второй части фактура усложняется .Мелодия и аккомпанемент переносятся в правую руку, а в левой на выдержанном басу появляется однообразное «механизированное» движение четвертей.

Нужно позаботиться о том, чтобы аккомпанемент в правой руке звучал очень тихо и не заглушал мелодию.

Цикл фортепианных пьес « Детские картинки», одно из которых  фортепианная миниатюра композитора   Жилинского «Мышки» - является одним из ярких и красочных примеров программно-характерной пьесы. Написана она в простой двухчастной репризной форме.

-Какой музыкальный образ  воплощяет эта пьеса? Какой характер?(Ответ: Шутливый , задорный характер ).

Да, действительно шутливый , задорный характер выдерживается на протяжении всей пьесы . Лёгкие и острые форшлаги в правой руке с первых тактов раскрывают образ маленьких шустрых мышат. Для чёткости исполнения форшлагов, необходимо чтобы «отыгравший» палец быстро снимался с клавиши. Перед форшлагом нужно рекомендовать небольшое замаховое движение пальца. Этот замах делает кисть мобильной и создаёт готовлюсь к требуемому движению . Украшение должно исполняться с стремлением в основной звук «ми» .Основной звук исполняется staccato– отрывисто, коротко и легко, опираясь на образы быстрых маленьких мышат.

Подвижная и острая партия левой руки, выполняет роль дирижера определяющего единую пульсацию на протяжении всей первой части . Ученик должен понимать , что левая рука – аккомпанемент, который поддерживает, а не заглушает основную мелодическую линию. Исполнени staccato очень четкое и отрывистое , при этом не должна нарушаться ритмическая пульсация. Важно обратить внимание на движение руки в аккордах и интервалах, пальцы должны быть организованными и синхронными. Чтобы добиться компактности аккордов, можно поупражняться на крышке инструмента или на столе , добиваясь одновременного звучания всех пальцев в аккорде.

 Во втором предложении появляются новые штрихи, требующие особого внимания. К ним относятся – парные лиши в первых четырех тактах. В этом случае акцент на сильную долю предполагает мягкое снятие на последующую слабую долю. Первые два такта в обеих руках имеют одинаковые штрихи.

В последующих тактах правая рука – продолжает тот же ритмический рисунок, а левая – ведет мелодическую линию на staccato, тем-самым усложняя задачу.

Учить нужно потактово, ясно понимая движение в правой и левой руках. Штрихи нужно проучивать отдельно по партиям, учитывая правильную аппликатуру и динамические оттенки.

 Завершается первая часть гаммообразным пассажем legato, он должен прозвучать точно в ритмическом и динамическом плане. В этом случае поможет деление пассажа на звенья, заучивание должно привести к точному и ровному исполнению. Левая рука сохраняет острый ритмический рисунок.

Чтобы справиться с поставленными задачами ученик должен понимать образное содержание всех предложений. Можно придумать рассказ про шустрых мышат , которые убегают от кошки. Это способствует тому, что ученику будет легче исполнять все динамические оттенки в произведении,а главное появится интерес к исполняемому произведении.

Вторая часть написана в мажоре, более светлая и радостная. Исполнительские задачи остаются прежние .

Некоторую сложность можно увидеть в последних трех тактах – украшения в правой руке. Они исполняются на одном движении к четвертому пальцу.

Необходимо поучить их, добиваясь ровного движения пальцев в фаршлагах. Важно обратить внимание на синхронность обеих рук. Аккорд должен прозвучать вместе с нотой «ля» в правой руке.

 Такие пьесы рекомендуются для медлительных и малоподвижных детей, с целью развития эмоциональной восприимчивости в музыкальном исполнении.

Подведение итогов. Саморефлексия..

Главное в музыкальных занятиях с ребёнком - это помощь в овладении особенным художественным музыкальным языком. Умение передать яркие звуковые образы классической и современной музыки, помогает проснуться чувствам и мыслям начинающих музыкантов. Необходимо научить ребенка фантазировать, думать, анализировать, слушать, бережно относиться к звуку, содержательно и заинтересованно исполнять произведения на публике, иметь собственное отношение к исполнению пьесы. Важно помочь ребёнку раскрыть его внутренний потенциал и через музыкальный образ попробовать выразить себя и своё видение окружающего мира.

Ученицы умеет перечислить и   сформулировать  основные средства музыкальной выразительности. Стараются вслушиваться в свою игру и контролировать качество исполнения. Они понимают характер произведения, жанр, стиль. Принимали активное участие в анализе и исследовании  музыкального материала.