Творческий проект по ритмике «К своим истокам прикоснись…»

 Ольга Николаевна Семенова

Фольклор, благодаря своему многообразию и наполненности, является эффективным средством развития метроритмического чувства у обучающихся. Использование на уроках ритмики фольклорного материала развивает чувства ритма обучающихся, ощущение ритмического стиля музыки, стихотворных текстов, развивает понимание специфических черт и особенностей этого стиля.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ВСЕВОЛОЖСКОГО РАЙОНА ПОС.ИМ.МОРОЗОВА"

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО РИТМИКЕ

«К СВОИМ ИСТОКАМ ПРИКОСНИСЬ…»

Руководитель проекта

преподаватель ритмики О. Н. Семенова

2023 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРОЕКТНОЕ ПОРТФОЛИО

ВВЕДЕНИЕ

ПРОЕКТ «К СВОИМ ИСТОКАМ ПРИКОСНИСЬ…»

Цели и задачи проекта

Ожидаемый результат проектной деятельности

Процессуально- деятельностные аспекты

Результативно- оценочные аспекты

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Материально-технические ресурсы

Методическое обеспечение

Ресурсное обеспечение проекта

Формы реализации проекта.

Методы реализации проекта

ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА

1.     «РУССКИЙ ХОРОВОД»

1.1.  Программа

2.     «ЯРМАРКА ФОЛЬКЛОРА»

2.1.   Программа

ИТОГИ ПРОЕКТА

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРОЕКТНОЕ ПОРТФОЛИО

Наименование учреждения

МБОУ ДО «ДШИ Всеволожского района пос. им. Морозова»

Наименование проекта

творческий проект «К своим истокам прикоснись…»

Продукт проекта:

открытый урок- концерт «Русский хоровод»,

открытый урок- концерт «Ярмарка фольклора».

Тип проекта

долгосрочный - сентябрь 2021 г. - март 2023 года.

познавательно-творческий.

социально-педагогический.

Участники проекта

учащиеся класса ритмики 1 -5 кл.

Характер координации проекта

непосредственный (гибкий)

Руководитель проекта

О. Н. Семенова преподаватель ритмики МБОУ ДО «ДШИ Всеволожского района пос. им. Морозова»

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важнейших составляющих развития метроритмического чувства, музыкальности, творческих способностей у обучающихся является приобщение детей к истокам народной культуры.

Русские народные игры, хороводы, пляски, народные песни, частушки, потешки, скороговорки, сказки, загадки, заклички, пословицы, поговорки являются богатейшим источником физического, познавательного и нравственного развития детей.

Воспитание на народных традициях дарит обучающимся радость, эмоциональный и творческий подъём, становится неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта детей.

Фольклорно-ритмическое воспитание сводится к усвоению и слуховой переработке учащимся конкретных типов и разновидностей метроритмических рисунков, фигур, комбинаций.

ПРОЕКТ «К СВОИМ ИСТОКАМ ПРИКОСНИСЬ…»

Проект «К своим истокам прикоснись…» направлен на сохранение и популяризацию культурного наследия России.  Язык, культура, традиции, искусство – все это главные отличительные черты, которые определяют народ.

Идея создания проекта связана с поиском новых форм и методов работы над развитием метроритмического чувства у обучающихся. Разработанная система средств воздействия на развитие метроритмического чувства позволила повысить эффективность музыкального воспитания обучающихся.  Приобщение к основам народной культуры и творчества с исконными ритмо - мелодическими оборотами привнесло несомненную пользу в плане нравственного, эстетического воспитания и образования детей.

Развитию чувства ритма у учащихся способствовало использование комплекса специфических форм, методов, приемов:

создание детьми различных мелодико-ритмических импровизаций на основе фольклора на один и тот же краткий поэтический текст;

формирование музыкально-слуховых представлений на основе фольклорной музыки;

включение моторики рук и различных элементарных музыкальных инструментов при восприятии и воспроизведении полиритмических структур фольклорной музыки;

включение элементов русской пляски и хороводных линий.

Знакомство с музыкальным и поэтическим фольклором, этнографией (костюмами, праздниками), русской пляской, музыкальными инструментами и их историей через фольклорно-хореографические и иные ритмизированные ансамбли, обрядовые и народно-сюжетные постановки, позволило приобщить детей к подлинной народной культуре.

Цель проекта

развитие метроритмического чувства, творческих способностей, воспитание интереса и уважения к национальной культуре.

В соответствии с целью, сформулированы следующие задачи:

Задачи проекта

образовательные:

расширить знания обучающихся о разнообразии и особенностях произведений русского фольклора, вызвать к нему интерес;

приобщить к народному песенному творчеству, хореографии, хороводным играм.

формировать навыки творческого взаимодействия в процессе       коллективного воплощения образов русского фольклора.

развивающие:

развитие общей музыкальности;

развитие элементарных навыков и умений народной хореографии;

развитие творческого художественного воображения;

активизация слухового контроля в работе над ритмом, умения координировать ритм        и метр;

развитие умения применять знания и навыки ритма в конкретной практической деятельности;

развитие музыкального мышления, внимания, ритмического слуха, фантазии и умения перевоплощаться;

 развитие познавательного интереса учащихся;

развитие синтеза зрительных и слуховых навыков.

воспитательные

воспитание интереса к поисково-познавательной деятельности;

формирование музыкальной и игровой культуры обучающихся;

воспитание устойчивого интереса к народному творчеству;

формирование музыкального вкуса;

формирование сценических навыков.

Успешность и эффективность в выполнении задач заключалась в активном взаимодействии в процессе подготовки преподавателя и учеников, в создании благоприятной, психологически комфортной обстановки, исключая психотравмирующие ситуации.

Ожидаемый результат проектной деятельности

Для преподавателя:

освоить основные принципы организации музыкально-фольклорной работы с обучающимися;

изучить психолого-педагогические аспекты проблемы развития чувства ритма; 

повысить качество работы с детьми через использование различных форм обучения, методов и методических приемов развития чувства ритма у обучающихся;

использовать фольклорный материал в работе;

повысить качество взаимоотношений с родителями;

 раскрыть воспитательный и развивающий аспекты проекта через уровень раскрытия фольклорного материала, через индивидуальные и групповые способы организации деятельности учащихся.

Для учащихся:

сформировать представления о фольклоре как источнике народной

мудрости, красоты и жизненной силы;

формирование умения музыкального сопровождения детьми простых

фольклорных мелодий;

 сформировать интерес и бережное отношение к культурным традициям своего народа;

развить координацию слов с движениями, фонематический слух, темп и ритм;

повысить уровень познавательного развития;

развить творческие способности;

развить умения работать в коллективе, навыки коммуникативного

общения.

Процессуально- деятельностные аспекты.

Применялись различные виды деятельности: двигательная активность, анализ стихотворного и нотного текста, обсуждение, коллективная и самостоятельная работа учащихся. Все это способствовало развитию способностей учащихся, их мотивации к достижению поставленной цели.

Учебно- познавательная деятельность заключалась в теоретическом объяснении материала, поиске методов достижения целей, прослушивании музыкального материала, в обсуждении с детьми поиска нужных средств для достижения результата.

Используемые методические приемы и средства работы над проектом активизировали познавательную и двигательную активность обучающихся, мотивировали их на самостоятельность в выполнении заданий, полностью соответствовали содержанию учебного материала, целям и задачам, возрастным особенностям и учебным возможностям учащихся.

При подборе материала для музыкального оформления уроков я руководствовалась следующими принципами:

доступность для восприятия музыкального материала обучающимися соответствии с их возрастными особенностями и учебными возможностями;

 были учтены темповые, метрические и метро-ритмические особенности упражнений.

Гипотеза

Фольклор, благодаря своему многообразию и наполненности, является эффективным средством развития метроритмического чувства у обучающихся. Использование на уроках ритмики фольклорного материала развивает чувства ритма обучающихся, ощущение ритмического стиля музыки, стихотворных текстов, развивает понимание специфических черт и особенностей этого стиля.

Новизной и отличительной особенностью проекта является:

разработка методов и методических приемов музыкального воспитания на основе изучения музыкального фольклора, направленных на развития чувства ритма у обучающихся;

создание игровых миниатюр, инсценировок фольклорных песен и небылиц, посредством заданий, основанных на музыкальном фольклоре;

использование межпредметных связей (подготовка концертных номеров по теме учащимися и преподавателями по специальности, и их совместное инструментальное исполнение на открытом уроке);

введение музыкально-поэтического фольклора как доминирующего средства для развития метроритмического чувства.

Результативно- оценочные аспекты

Результатом проектной деятельности стали:

открытый урок-концерт «Русский хоровод»;

открытый урок - концерт «Ярмарка фольклора».

Уроки прошли результативно и творчески. Учащиеся получили положительный эмоциональный заряд от уроков, новые знания, что дало им мощную мотивацию для дальнейшего творчества.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Работа над проектом включала совместную деятельность преподавателя и учащихся, и распределяется поэтапно.

На всех этапах урока происходила обратная связь «учитель – ученик». В процессе подготовки основного этапа постоянно осуществлялся контроль, как за работой отдельных учащихся, так и за работой всего класса.  По окончанию выполнения каждого задания кратко обобщались результаты, поощрялись отличившиеся учащиеся.

I этап

подготовительный 

открытый урок-концерт «Русский хоровод»: октябрь 2021г.

открытый урок - концерт «Ярмарка фольклора»: сентябрь – октябрь 2022 г..

 выявление первоначальных знаний детей о народном фольклоре;

 обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

 подбор методической литературы для реализации проекта;

 подбор музыкальных фольклорных произведений;

 подбор иллюстративного материала, видео и художественного материала,

репродукций картин;

 определение сроков реализации проекта.

 подготовка атрибутов, пошив костюмов;

 создание презентаций по теме;

 информация для родителей о предстоящей деятельности;

 разработка конспектов организованной образовательной деятельности, концертов;

 составление картотеки методической литературы, пособий, игр,

видео и аудио материалов;

 обсуждение с родителями обучающихся вопросов, связанных с реализацией проекта;

 оформление в зале тематических стендов;

 оформление информационных файлов для родителей: размещение

рекомендаций и консультаций по данной теме в социальных сетях ( Вконтакте).

Ожидаемые результаты по I этапу

 создание картотеки музыкальных произведений, методической и художественной;

литературы, хороводных игр, иллюстраций, русских народных костюмов;

 изготовление атрибутики и фольклорных костюмов;

 создание подборки разработанных конспектов организованной образовательной

деятельности, праздников;

 презентации обучающихся: «По страницам русского фольклора», «Русские народные инструменты»;

 заинтересованность родителей темой проекта.

II этап

основной 

открытый урок-концерт «Русский хоровод»: ноябрь 2021 – апрель 2022 г

открытый урок - концерт «Ярмарка фольклора»: октябрь 2022г.- март 2023г.

 знакомство с историей возникновения русского народного танца, с танцевальными жанрами;

разучивание танцевальных движений русских народных танцев, песен, хороводов;

 организация сюжетно - ролевых, дидактических и музыкально-ритмических игр, индивидуальной и групповой работы;

 работа над концертно-лекционным материалом;

 освоение учащимися музыкального материала;

 сбор и систематизация информации для лекционной составляющей проекта;

 подбор стихов для более глубокого раскрытия содержания музыкального произведения;

 подбор иллюстраций картин для образного восприятия музыкального образа;

 формирование специфических знаний, умений, навыков;

 координация работы со всеми участниками проекта;

 организация выставки рисунков по теме;

 знакомство с русскими народными музыкальными инструментами и  историей их создания;

 знакомство с русскими народными песнями, использование их для выполнения ритмических заданий, для шумового оркестра;

 просмотр видеоматериалов;

 исследовательская работа;

  создание альбома «Русское народное танцевальное искусство», состоящего из исследовательских  работ учащихся;

 изготовление оформления зала и подготовка зала к открытому уроку;

 проведение репетиционных мероприятий;

 подготовка отчета по проекту.

Ожидаемые результаты по II этапу

 новые знания, развитие координация слов с движениями, фонематический слух, темп и ритм;

 формирование коммуникативных способностей;

 проявление активного интереса учащихся, основанного на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы

фантазии, воображения;

 активное участие родителей и детей в процессе подготовки к уроку, в создании атрибутов и реквизита к танцам и играм.

III этап

презентационный 

 Открытый урок-концерт «Русский хоровод» 15.05.2022г.

 Открытый урок - концерт «Ярмарка фольклора» 24.03.2023г.

 Обобщение результатов работы по проекту, на методическом совете.

Ожидаемые результаты по III этапу

 Проведение открытых уроков – концертов «Русский хоровод», «Ярмарка фольклора».

 Положительный эмоциональный заряд от урока у обучающихся, мотивация для дальнейшее творчество.

Выставка детских работ в зале.

 Заинтересованность родителей к совместному творчеству, всех участников образовательного процесса;

 Оценка родителей деятельности преподавателя.

 Обогащение развивающей предметно-пространственной среды зала.

Материально-технические ресурсы

 зал хореографии;

 музыкальные инструменты;

 ленты, атрибуты для игры, макеты для выступлений;

 музыкальный центр;

 ноутбук.

 фонограммы;

 русские народные костюмы.

Методическое обеспечение

 дидактический и раздаточный материал;

 пособия по народному творчеству;

 комплект методической и теоретической литературы;

 разработанные сценарии игр и праздников;

 картотека игр;

 литература;

 интернет ресурсы.

Ресурсное обеспечение проекта

Нормативно – правовой ресурс

 согласование проекта с администрацией ДШИ;

 утверждение проекта с администрацией ДШИ.

 Материально- технический ресурс

 приобретение расходного материала для изготовления

пособий и создания специальной среды зале.

 Кадровое обеспечение

Разработку и реализацию проекта обеспечивала О. Н. Семенова преподаватель ритмики МБОУ ДО «ДШИ Всеволожского района пос. им. Морозова».

Формы реализации проекта.

 коллективные

 групповые

 индивидуальные

 самостоятельные

Методы реализации проекта

 познавательно-поисковые

 проблемные

 экспериментальные

 проектные

 аналитические

 самостоятельные

ПРОДУКТ ПРОЕКТА

Результаты творческой проектной деятельности:

открытый урок-концерт «Русский хоровод», построенный на материале танцевального творчества и инструментального исполнительства, включая в себя рассказ о русских народных инструментах.

открытый урок-концерт «Ярмарка фольклора», подготовленный на основе устного и песенного народного творчества.

Основная цель

 развитие творческих способностей обучающихся на основе коллективной творческой деятельности.

Выбор формата проведения уроков был определен не случайно. Подготовка подобных уроков создаёт духовную общность детей, преподавателя, родителей, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. Дети изготавливали реквизит, подбирали костюмы, разучивали игровой, песенный, танцевальный материал, где проявились их творческие способности. Развитие творческих способностей происходило в занимательной, увлекательной игровой форме, на фоне положительных эмоций, исключая психотравмирующие ситуации.

Эта творческая деятельность находит своё отражение в уроках – концертах.

Открытый урок- концерт «Русский хоровод»

Программа   

В уроке-концерте принимают участие  обучающиеся 1-4 классов.

Звучит русская народная музыка. Дети, взявшись за руки, цепочкой входят зал.

Ведущие урока-концерта учащиеся 4 класса Лазарева Анастасия и Байков Никита.

Вступительное слово преподавателя.

Лазарева Настя:

Ото всех дверей, ото всех ворот

Приходи скорей, торопись народ!

Байков Никита:

Собирайся к нам народ,

Столько интересного нас сегодня ждёт.

Лазарева Настя:

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по страницам истории русского народного танца.

Байков Никита:

Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это самый распространенный и самый древний вид русского танца. Он появился предположительно в 9 веке нашей эры. Основное построение хоровода – круг. Круг – символ солнца, источник тепла и света, от которого зависел урожай. Женщины и мужчины, старики и дети, взявшись за руки, цепочкой двигались по кругу, с играми, с песнями и пляской.

Лазарева Настя:

Готовились к хороводу заранее. Женщины и девушки шили себе наряды, закупали ленты, платки на ярмарках.

Да и молодцы не отставали, рубахи с вышивкой одевали, всё самое нарядное и праздничное для танца русского!

О русском костюме нам расскажут Смирнова Майя и Правда Миша. Учащиеся представляют свои презентации.

Звучит русская народная песня «Не шей ты мне, матушка, сарафан»

Байков Никита:

Ни одно игрище, гулянье и любой другой праздник не обходились без хоровода. Водили хороводы и с сопровождением - с ложками, под дудочку  и под балалайку.

Испокон веков русский народ стремился выразить с помощью инструментальной музыки свои мысли, душевные переживания.  Талантливыми мастерами создавались и совершенствовались самые разнообразные музыкальные инструменты. О них нам расскажут: Федорова Варвара, Ефимов Максим, Домашек Эдуард.

Рассказ о муз инструментах

Лазарева Настя:

Ребята, сейчас перед нами выступит ансамбль баянистов. В исполнении Байкова Никиты, Попова Андрея и Усачева Ивана и преподавателя О.А. Князевой прозвучит русская народная певня «Хоровод».

По завершению выступления дети кланяются и расходятся по своим местам.

Байков Никита:

Хороводы медленные, с плавными неторопливыми движениями и скорые плясовые, когда словно вихрь подхватит и закружит в радостном движении.

О них нам расскажут Лазарева Настя и Маркова Аня .

Лазарева Настя:

 «орнаментальный хоровод»

 «фигурные», «узорные», «кружевные». Композиции хороводов напоминают причудливые узоры русских кружев. Участники ходят кругами, линиями, змейкой, цепочкой. Заплетают из хороводной цепи различные фигуры, согласуя свой шаг с ритмом песни, которая является сопровождением. Содержание таких хороводов связано с русской природой, коллективным трудом и бытом народа

Лазарева Настя:

Ребята, давайте вместе со мной исполним несколько элементов орнаментального хоровода.

Лазарева Настя и Байков Никита

собирают детей в хоровод. Все встают в линию и берутся за руки.

Байков Никита:

Добрый люд!

Честной народ!

Приглашаем в хоровод.

Крепко за руки возьмемся

Закружимся, запоем,

Змейкой, реченькой пойдем.

Звучит русская народная песня «Во поле береза стояла».

Дети поют песню «Во поле береза стояла» и двигаются хороводными шагами, выполняя фигуры хоровода.

После выступления все садятся на свои места.

Маркова Аня «Игровой хоровод»

Подвижный, игривый, весёлый – это игровой хоровод. Он неразрывно связан с русской песней. Главным является разыгрывание содержания песни – раскрытие сюжета. Песни, под которые исполняются игровые хороводы, называются игровыми или хороводными.

 Больше всего тем для игровых хороводов содержится в песнях, отражающих жизнь и быт народа. Исполнители танца с помощью пляски, мимики, жестов, игры на различных музыкальных инструментах создают различные образы, характеры героев.

Часто персонажами песни являются животные и птицы. Тогда участники хоровода, изображая птиц, зверей, подражают их движениям и повадкам.

Один из игровых хороводов, мы сейчас покажем. Он называется «Капустка».

Байков Никита:

В хоровод, в хоровод

Собираем весь народ!

Хоровод будем водить,

Гостей наших веселить.

Ведущие собирают детей в хоровод

Звучит русская народная песня «Капустка». Учащиеся исполняют игровой хоровод. После выступления все остались на стоять на своих местах.

Байков Никита:

Каждый может придумать свое движение, как говорили в старину, “щегольнуть коленцем”.

 В центр хоровода выходи

 Самые ловкие плясуны!

 Устроим соревнование!

Лазарева Настя:

Звенит веселый хоровод,
Все шире круг у нас,
И тот, кто в этот круг войдет,
Станцует нам сейчас.

В центр круга выходят Правда Миша и Чекмарев Андрей.

Звучит русская народная плясовая «Камаринская».

Все дети стоят по кругу, хлопают в ладоши, поддерживают танцующих. Танцоры по очереди, соревнуясь кто лучше, исполняют движения пляски.

После выступления все садятся на свои места.

Байков Никита:

Дружно все мы поплясали,

Много нового узнали,

И нисколько не скучали,

А теперь пришла пора

Нам проситься с вами.

Заключительные слова преподавателя.

Открытый урок - концерт «Ярмарка фольклора».

Программа

В уроке-концерте принимают участие  обучающиеся 1-5 классов.

Ведущий урока-концерта учащиеся 5 класса Байков Никита.

Вступительное слово преподавателя.

Танец - открытие «Ярмарка»

Звучит русская плясовая.

Картина первая.  Дети по очереди, группами, танцуя входят зал:

первая группа – коробейники;

вторая группа – две тройки лошадей;

третья группа- купцы.

Картина вторая – ярмарочная карусель.

Байков Никита

Как у наших у ворот

Собирался весь народ

Разгуляться, веселиться

Друг на дружку подивиться.

Потешками насмешить,

Хороводы водить,

Исполнить пляски,

 Веселые шутки,

Частушки, песни, прибаутки.

У нас такое мнение.                                                                                                                      Не будем мы скрывать.                                                                                                  

Решили праздник этот                                                                                                      Ярмаркой назвать!

Программа обширная,

Весельем обильная.

Мы вас с радостью приглашаем на Ярмарку фольклора!

«Стенка на Стенку»

Группа 1 Федорова Варя

Идибекова Полина

Фетисова Вероника

Матвеева Вика

Плетнева Ксения

Серебрякова Женя

Группа 2 Тонких Сева

Серебряков Саша

Попов Андрей

Лабазов Андрей

Усачев Иван

Прохоров Андрей

Байков Никита

Группа 2 БОйтесь, берегИтеся!

РебЯта питерские идут

Вы посторонИтеся!

Группа 1 О, дИво так дИво!

Откуда ж таких ребЯт понавалило?

Вы чЕго-то там сказали?

А мы ничего и не понЯли!

Группа 2 Мы ребята пИтерские !

Сапоги самовАрами

А сУмки-то нАши с красными товАрами!

Там товаров мнОго таких есть

Да не про вАшу честь.

Группа 1 Да и не нАдо нам вашего товару

Ни с какОго угару!

Мы на ярмарку сАми пойдем!

И товару любОго там наберем!

Чеботару Кирилл:

Хватит ребята дразниться!

Давайте веселИться!

Выходят учащиеся 1 и 2 кл. Дети исполняют песню « Как у наших у ворот»

Песня « Как у наших у ворот»

Говорить я зря не стану

Ни Матвею, ни Степану,

Коль не верите не надо,

Чай, другие слушать рады

Про историю про нашу

Расскажу я Николаше,

Акулине, Пелагее,

Все правдиво как умею.

Как у наших у ворот,

Муха песенки поёт,

Ай, люли, вот поёт

Ай, люли, вот поёт.

Комар музыку ведёт,

Стрекоза плясать идёт

Ай, люли, вот идёт,

Ай, люди, вот идёт.

Говорить я зря не стану

Ни Матвею, ни Степану,

Коль не верите не надо,

Чай, другие слушать рады

Расскажу я без обмана

Евдокии и Ивану

И Лукерье , и Кондрату,

Как умею - только правду.

Муравейка, милый мой,

Попляши-ка ты со мной,

Ай, люли, попляши,

Ай, люли, попляши.

Уж я рад бы поплясать,

Да уж очень я устал

Ай, люли, он устал,

Ай, люли он устал

Байков Никита

Музыканты выходите

Инструменты выносите

И сыграйте веселей

Для народа, для гостей.  

Выступает:

Байков Никита

Ну а мы для всех сейчас,

Заведём весёлый пляс!

Русская плясовая.

Исполняют учащиеся 1 – 5 кл.

Байков Никита

Этот инструмент горячий,

басовитый, заводной.

И душа восторгом плачет

под пассаж очередной!

Выступает:

Байков Никита

На ярмарках в старину тешились не только голь и баре,

 Но и родовитые бояре! А мы чем хуже?

 Повеселим мы всех сейчас –

Эй, зрители, сделайте веселые лица

И послушайте небылИцы!

Участники:

Саввин Сережа

Комбарова Злата

Голубев Арсений

Ефимчук Ярослав

Баймышева Валя

Альшина Магдалена

Чеботару Кирилл

Мартынов Авенир

🎵 Саввин Сережа:

Вы послушайте, ребята,

Небылицу расскажу:

Как по речке по Волжанке

Соловей плывёт на палке.

Сел на доску тонкую -

Развёл гармошку звонкую.

🎵 Комбарова Злата:

А я ещЕ чуднее знаю!

Уж и где это видано,

Уж и где это слыхано,

Петух в печи пироги печёт,

Кошка в окошке рубаху шьёт,

Поросёнок в ступе горох толчёт,

Конь у крыльца в три копыта бьёт,

Уточка в сапожках избу метёт.

🎵 Голубев Арсений:

Да разве Это чудо?

 Я ещЕ чуднее видел!

На болоте стоит пень,

Шевелиться ему лень.

Шея не ворочается,

А посмеяться хочется.

🎵 Ефимчук Ярослав:

Эко чудо! Удивили!

Никого не рассмешили!

Ехал по дорожке

Тимошка в лукошке,

Петька в сапожке,

Кузька на одной ножке,

Сенька в стакане,

А Ваня на таракане.

Это, братцы, да не чудо ли?

🎵 Баймышева Валя:

Это не чУдо, не дикОвина!

Я видела чудо, чуднЕй того!

В новой-то деревне

чудо – чудное:

Утка-то в юбке,

В синем полушубке.

Коза — в сарафане,

Козел — в кафтане,

Корова в рогоже -

Нет её дороже.

Петушок в сапожках,

Курочка в серёжках.

🎵 Альшина Магдалена:

Чудо, чудо - чудеса,

 На пеньке сидит лиса.

Палочкою машет,

 А зайчата пляшут.

🎵 Чеботару Кирилл:

Вы послушайте, что мнЕ рассказывали

Плыли утром по реке,

 Два барана в челноке,

Черный с удочкой,

Белый с дудочкой

Черный рыбку ел,

А белый песни пел.

🎵Мартынов Авенир:

Да разве это чУдо?

Вы послушайте, что Я расскажу!

Пошёл медведь к броду,

Бултых в воду.

Уж он мок, мок, мок.

Уж он кис, кис, кис, кис.

Вымок, выкис, вылез, высох.

Встал на колоду ,

И – бултых в воду.

Байков Никита

Эх, хороши потешки складом

Ну, а песни наши – ладом!

Запевайте песню шуточную

Шуточную- прибауточную

Песня «Мы сидели на канаве»

Исполняют учащиеся 4 – 5 кл.

Байков Никита

Виртуозный, величавый,

клавиш бойкий перестук.

Всем по вкусу, и по нраву

бархатистый этот звук.

Выступает:

Байков Никита

Эй, народ честной, на месте не стой!

На карусель садись, хоть весь день крутись!

Попов Андрей выносит ленты. Участники номера, берутся за ленты, занимают свои места для выступления, образуя круг. Дети поют частушки, танцуют и двигаются по кругу, изображая карусель.

Байков Никита

Карусель, карусель,

Ты крутись побыстрей!

Запевайте-ка частушки

Чтоб порадовать гостей.

Частушки поют следующие учащиеся:

Ефимчук Ярослав

Баймышева Валентина

Комбарова Злата

Фетисова Вероника

Альшина Магдалена

Смирнова Майя

Идибекова Полина

Федорова Варвара

Матвеева Виктория

Плетнева Ксения

Тонких Всеволод

🎵Поют все дети.

Начинаем петь частУшки

Просим не смеЯться:

Тут народу очень мнОго –

Можем растерЯться.

🎵Альшина Магдалена

Выйду, вЫйду я плясать

В нОвеньких ботинках.

Все ребЯта говорят,

Что я как картИнка!

🎵 Комбарова Злата

Я плясала в три ногИ,

Потеряла сапогИ.

ОглянУлась я назад –

Сапоги мои лежАт.

🎵 Ефимчук Ярослав

Вы послУшайте, ребята,  

Нескладуху будем пЕть.

На дубУ свинья пасется,

В бане парится медвЕдь.

🎵 Баймышева Валентина

На платОчке у меня

РОзы распускаются,

Не могУ стоять на месте,

ПчЕлы все слетаются.

🎵Идибекова Полина

Сидит ежик на берЕзе,

Белая рубАшка.

На головке сапогИ,

На ноге – фурАжка.

🎵Плетнева Ксения

По дерЕвне я шла

И Ванюшку виделА.

Под кустом сидел и плАкал,

Курица обиделА.

🎵 Тонких Всеволод

Я рабОтаю, работаю,

Работы не боЮсь.

Если прАвый бок устанет,

Я на левый повернУсь.

🎵 Фетисова Вероника

Сидит Ванька у ворОт

ШирокО разинув рот,

А нарОд не разберет,

Где ворота, а где рОт.

🎵Федорова Варвара

Как у нашей у хохлАтки

Нынче вЫвелись цыплятки

А из одной скорлУпочки

МатрЕшки вышли в юбочке.

🎵 Матвеева Виктория

Ай да серенький котОк

Пошел к речке под мостОк,

В вОду хвостик опустил,

Кошкам рЫбы наловил!

🎵 Смирнова Майя

СамовАр, самовАр

Золотая нОжка.

Я посЕяла горох,

Выросла картОшка.

🎵 Быстрова Настя

Эх, топнула я,

Перетопнула я,

Тридцать три ватрушки съела,

Чуть не лопнула я.

🎵Поют все дети.

Хороши наши частушкИ,

И напев у них простОй.

На сегодня петь кончАем –

Ставим точку с запятОй.

Байков Никита

Вздохнув, начнёт играть в тоскливой дрожи -

Сначала вступит плавно, не спеша...

Потом рванёт меха! Мороз - по коже...

И развернётся русская душа!

Выступает:

Байков Никита

У кого там хмурый вид!                                                                

 Я грустить не разрешаю,

Мы играть здесь начинаем!

Игра

В игре принимают участие:

Идибекова Полина - ведущая

Ефимчук Ярослав

Баймышева Валя

Комбарова Злата

Альшина Магдалена

Смирнова Майя

Федорова Варя

Плетнева Ксения

Тонких Всеволод

Саввин Сережа

Матвеева Вика

Прохоров Андрей

Бунькова Маша

Быстрова Настя

Чеботару Кирилл

Голубев Арсений

Абдуллаева Алина

Мартынов Авенир

Серебряков Саша

Байков Никита

Сорока-белобока,

Где была?

Идибекова Полина:

Далеко!

Затеяла кашу варить

Чтобы деток накормить

На рынок пошла

Байков Никита

А что же взяла?

Парное молоко! Комбарова Злата

Куриное яйцо! Саввин Сережа

Крупу манную! Ефимчук Ярослав

Капусту кочанную! Баймышева Валя

Соленый огурец! Матвеева Вика

Мясной холодец! Прохоров Андрей

Сахар да соль! Тонких Всеволод

Белую фасоль! Бунькова Маша

Масло топленое! Быстрова Настя

Рыбку соленую! Чеботару Кирилл

Лавровый лист! Голубев Арсений 

Китайский рис! Альшина Магдалена

Чернослив да изюм! Федорова Варя

Шоколадный лукум! Абдуллаева Алина

Перец болгарский! Мартынов Авенир

Соус татарский! Серебряков Саша

Бисквитное печенье! Смирнова Майя

Клубничное варенье! Плетнева Ксения

Печку затопила,

Кашку варила,

Хвостиком мешала,

Сорока-белобока

Кашку сварила,

Да, славненькая кашка получилась.

Байков Никита

Ах, сколько песен спето,

Не сосчитать написанных стихов!

Ну как, скажите, душу не затронет                                                                                    Коронный звук развёрнутых мехов!

Выступает:

Заключительное слово преподавателя. Подведение итогов пректной деятельности.

Стихи о России

Стихи читают:

Серебряков Саша

Серебрякова Женя

Лабазов Андрей

Дети держат в руках свои рисунки и читают стихи.

Рисунок  П. Синявский

На моём рисунке  Серебряков Саша

Поле с колосками,

Церковка на горке  

Рядом с облаками.

На моём рисунке

Мама и друзья,

На моём рисунке

Родина моя.

На моём рисунке  Серебрякова Женя

Лучики рассвета,

Рощица и речка,

Солнышко и лето.

На моём рисунке

Песенка ручья,

На моём рисунке

Родина моя.

На моём рисунке   Лабазов Андрей

Выросли ромашки,

Вдоль по тропке скачет

Всадник на коняшке,

На моём рисунке

Радуга и я,

На моём рисунке

Родина моя.

На моём рисунке  Серебряков Саша

Мама и друзья,

На моём рисунке  Серебрякова Женя

Песенка ручья,

На моём рисунке  Лабазов Андрей

Радуга и я,

На моём рисунке ВСЕ ВМЕСТЕ

Родина моя.

Родимая страна  А. Прокофьев 

Читает Жолобова Полина

На широком просторе

Предрассветной порой

Встали алые зори

Над родной стороной.

С каждым годом всё краше

Дорогие края...

Лучше Родины нашей

Нет на свете, друзья!

Исполняет хор учащихся 1 – 5 кл.

Песня «Моя Россия»

ИТОГИ ПРОЕКТА

В рамках проектной деятельности учащиеся:

 участвовали в мастер-классах;

 знакомились с историей возникновения русского народного танца, с танцевальными жанрами;

 разучивали танцевальные движения русских плясок, песен, хороводов, игр;

 знакомились с русскими народными музыкальными инструментами и  историей их создания;

 знакомились с русскими народными песнями, использовали их для выполнения ритмических заданий, для шумового оркестра;

 просматривали видеоматериалы, рисовали рисунки;

 занимались исследовательской работой;

 творческими продуктами проекта стало создание альбома «Русское народное танцевальное искусство», который состоит из исследовательских работ учащихся и выставка рисунков по теме.

Результатом творческой проектной деятельности стали два открытых урока-концерта

«Русский хоровод», построенный на материале танцевального творчества и инструментального исполнительства, включая в себя рассказ о русских народных инструментах.

«Ярмарка фольклора». подготовленный на основе устного и песенного народного творчества.

 В результате проектной деятельности:

 повысился интерес к русской народной культуре у обучающихся – 87%;

 уровень усвоения материала обучающимися – 97%;

 69 % семей стали активными участниками проекта;

 собраны и систематизированы видео и печатные материалы по тематике проекта;

 20 детей стали участниками творческих выставок рисунков

    

Таким образом музыкальный фольклор в учебно-воспитательном процессе выступает как средство гармоничного развития обучающихся. Процесс развития музыкальных, коммуникативных, когнитивных способностей обучающихся на основе коллективной творческой деятельности достигается с помощью трёх составляющих: единство процесса обучения и воспитания; осуществление межпредметных связей; разнообразие видов деятельности, форм занятий.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

Стратегическая программа «Социокультурные истоки»- И.А. Кузьмин, А.В.

Камкин;

Бундарина Т.А Знакомство детей с русским народным творчеством

С.Петербург,1998г.

Князева О.Л. Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской

народной культуры.

Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики,

Новосибирск, Просвещение, 1987 г.

Мерзлякова С.И. Фольклор-музыка-театр: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС,

1999г.;

 Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. –М., 1983;

Русские народные песенки, потешки . Рис.О.Зотова, 1979г.;

Народная детская поэзия (прибаутки, считалки, игры, скороговорки);



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ВСЕВОЛОЖСКОГО РАЙОНА ПОС.ИМ.МОРОЗОВА"

Методическая разработка по предмету «Ритмика»

«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОЛЬКЛОРА НА УРОКАХ  РИТМИКИ».

Преподаватель ритмики О.Н. Семенова

2023 г.

Содержание

Введение.

Психолого-педагогические аспекты развития метроритмического чувства у обучающихся.

Практические аспекты влияния фольклора на развитие метроритмического чувства у обучающихся.

Выводы.

Список литературы.

Введение.

 Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости тесно связано с развитием чувства ритма у детей. Оно создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач на уроках ритмики. Чувство ритма, музыкально-слуховые представления и ладовое чувство составляют три основные музыкальные способности, которые образуют ядро музыкальности.

Ритм – один из первоисточников, первоэлементов музыки. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости тесно связано с развитием чувства ритма у детей. Оно создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Проблема развития метроритма приобретает особую актуальность, в связи с совершенствованием форм, методов и технологий обучения учащихся. Исходя из актуальности проблемы, мною сформулирована тема исследования: 

«Развитие музыкально -ритмических способностей обучающихся посредством использования фольклора на уроках ритмики».

Цель исследования:

теоретически обосновать и экспериментально проверить метод развития метроритмического чувства у обучающихся на уроках ритмики посредством фольклора.

Объект исследования:

процесс развития метроритмического чувства у обучающихся на уроках ритмики.

Предмет исследования: 

методика развития метроритмического чувства у обучающихся на уроках ритмики.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования мною сформулированы следующие задачи:

изучить психолого-педагогические аспекты проблемы развития метроритмического чувства у обучающихся.

рассмотреть основные принципы организации музыкально-фольклорной работы с обучающимися.

обосновать методы и приемы развития метроритмического чувства у обучающихся на уроках ритмики посредством фольклора.

проверить на практике эффективность метода развития метроритмического чувства у обучающихся на уроках ритмики посредством фольклора.

Гипотеза исследования: 

развитие метроритмического чувства у обучающихся на уроках ритмики посредством фольклора будет эффективным, если:

учитываются возрастные особенности музыкального развития детей.

Методы исследования:

анализ, синтез, обобщение и систематизация теоретических аспектов темы исследования, проектная деятельность, проведение открытого урока, статистическая обработка материалов.

Психолого-педагогические аспекты развития метроритмического чувства у обучающихся.

Ритм – один из первоисточников, первоэлементов музыки, жизненно важный для музыкального искусства. В музыкальной педагогике разработано немало способов развития у детей метроритмического чувства. Особое внимание этой проблеме уделяли такие педагоги, как Л.А. Баренбойм, Н.А. Ветлугина, Э.Ж. Далькроз, А.Н. Зимина, Е.В. Николаева, К. Орф, О.П. Радынова и др. Должно отметить, что в работах этих авторов фольклор представлен достаточно широко.

 Может ли фольклор выступить в качестве эффективного средства развития метроритмического чувства обучающихся и какие условия для этого необходимы.

Метроритмическое чувство является одной из главных музыкальных способностей, определяющих качество общения человека с музыкальным искусством, возможность        осуществления        им        любой музыкальной деятельности, будь то слушание, сочинение или исполнение музыки. Этим определяется необходимость развития данного чувства у ребёнка, начиная с первых этапов обучения его музыке. Каким должен быть этот процесс, с помощью каких средств он может осуществляться, можно определить, зная основные особенности этой музыкальной способности.

Первое, о чём говорят исследователи, характеризуя чувство ритма у человека, это его универсальность. Проистекает данное качество из ритмичности самой природы, ритмичности        окружающей        человека действительности. Ритм есть во всём: в движении времени – смене дня и ночи, чередовании времен года, в протекании любых природных процессов – дыхании живых существ, биении сердца, приливах и отливах, движении волн и др. Это позволяет считать ритм универсальной категорией, чьё содержание охватывает любые формы действительности, распространяясь, в том числе, и на результаты человеческой деятельности.

Всегда считалось, что именно музыка является сосредоточением ритма, наиболее ярким и непосредственным его воплощением. Именно в музыке ритм становится одним из основных, центральных элементов. Несет в себе определенную информацию,  выступает ярчайшим выразительным средством музыкального искусства. Вместе с тем, музыкальный ритм – это одно из самых сложных по организации ритмических образований, что находит отражение в различных определениях понятия.

В широком значении музыкальный ритм рассматривается как временная и акцентная сторона мелодии, гармонии, фактуры и всех других элементов музыкального языка. В этой трактовке подчеркивается связь музыкального ритма со всеми остальными средствами музыкальной выразительности. В узком же значении, напротив, понятие ритма связывается только с длительностью звуков в их последовательности и чередовании. Музыкальный ритм практически приравнивается к ритмическому рисунку. Вместе с тем, ритмический рисунок произведения образуется не только от сочетания одинаковых или различных длительностей, но и наличия акцентов. Это указывает на ещё одну составляющую музыкального ритма – метрическую акцентуацию. Метром в теории музыки называется равномерное чередование равных по длительности сильных и слабых долей времени. Метр как раз и организует ритм, он позволяет сравнить длительности отдельных звуков.

Благодаря        метру рождается ощущение равномерности всего музыкального движения, которое, в свою очередь, имеет ещё одну характеристику – темп, что значит «скорость движения» (скорость движения метрических единиц или метрических долей). Отсюда следует, что метр, темп и ритмический рисунок являются основными компонентами музыкального ритма. Все эти компоненты теснейшим образом взаимодействуют между собой. Их четкое разграничение позволяет выйти ещё на одну важнейшую особенность рассматриваемой музыкальной способности – многокомпанентность.

Характеризуя        данную        особенность, Д.К.        Кирнарская         пишет: «Первичным свойством чувства ритма является его родство с движением: слепок движения – это ритмическая фигура, и важнейшая ритмическая способность состоит в умении создавать такие звуковые слепки движений, устанавливать внутреннее родство между телесно-кинестетической формой движения, его        направленностью, энергетикой, и  соответствующими свойствами ритма. Второй компонент ритмической одаренности – это способность к формированию ритмического образа. Она проявляется тогда, когда движение уже стало ритмом, перешло в него.  Третий компонент чувства ритма – это чувство темпа».

Как видно из приведённой цитаты, автор не только разграничивает отдельные стороны чувства ритма, но и указывает на его первооснову – движение. Это позволяет ей выделить и отдельный компонент данного чувства – слухо-моторный. При переходе на стадию формирования ритмического образа (Д.К. Кирнарская рассматривает чувство ритма в динамике психических преобразований) названный компонент соединяется с чувством акцента. Автор замечает: «Ни одно движение не может быть безакцентным, равно как и никакой его слуховой образ».

О том, что чувство ритма в своей основе имеет моторную природу, говорил ещё Б.М. Теплов. Более того, по мнению ученого, двигательные ощущения являются непременной составляющей процесса восприятия ритма, иначе говоря, ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма. Свидетельством тому могут быть различные физиологические проявления – как видимые (разнообразные движения ног, рук, головы, или качание всем телом), так и «зачаточные», недоступные для внешнего        наблюдения (движения голосового        и дыхательного аппарата, мышц конечностей, глубоко лежащих мышц грудной клетки и брюшной полости). Соответственно, при слушании музыки у человека возникает естественная потребность двигаться согласно ритму музыкального произведения.

Мнение Б.М. Теплова разделяют многие ученые и педагоги, одним из них является исследователь Г.А.        Ильина.        На        основании        изучения ритмических реакций человека она приходит к выводу о том, что чувство музыкального ритма действительно является способностью двигательно переживать     музыку.        Основываясь на положении о двигательной (моторной) природе чувства ритма, правомерно предположить, что движение является необходимым условием развития данной музыкальной способности у детей. Это, в свою очередь, определяет выбор педагогических средств развития чувства ритма, одним из которых и может стать фольклор.

Наряду с утверждениями о двигательной (моторной) природе чувства ритма, звучат и утверждения о его эмоциональной природе.  Энергичный, активный характер музыкального ритма предоставляет возможность        передавать в движениях        самые мельчайшие изменения настроения музыки. Простейшими из них, такими как притопы, хлопки, приседы, поскоки, отрывистые и плавные движения рук и ног, могут быть переданы некоторые характерные особенности музыкальной речи, например, паузы, акценты, штрихи и др. Это позволяет использовать двигательную активность ребёнка для развития у него эмоциональной отзывчивости на музыку. Непременным условием при этом является соответствие движений характеру произведения.

Метроритмическое        чувство - это одна из основных музыкальных способностей, обеспечивающая возможность восприятия понимания, исполнения, созидания ритмической стороны музыкальных образов. Эта способность        выражается в активном        (двигательном) переживании музыки, в яркой эмоциональной реакции на выразительные особенности самого музыкального ритма. В то же время, это комплексная способность, включающая в себя чувство темпа, чувство метрического акцента и способность ощущать внутреннюю заполненность метрических долей определенными длительностями/ритмическими фигурами. Связь с физиологическими процессами, протекающими в организме человека (такими, как пульс, дыхание, сердцебиение), с движениями (бегом, ходьбой, с ритмами трудовых процессов) свидетельствуют о природном, универсальном характере метроритмического чувства, что, в свою очередь, обусловливает возможность обратного влияния музыкального ритма на эмоциональную сферу человека, а также на его физическое состояние. Учет данных особенностей может помочь найти наиболее эффективные средства ритмического развития обучающихся.

В поиске таких средств исследователи обращаются к различным видам музыкальной деятельности – слушанию музыки, игре на музыкальных инструментах, пению и др. Однако ведущим видом деятельности в данном случае является движение детей под музыку. Подтверждением тому могут служить слова Г.М. Цыпина: «Музыкальное движение – это уникальный вид деятельности, в котором интенсивно складывается и получает развитие вся система музыкальных способностей и, прежде всего, чувство ритма». Это связано с тем, что само восприятие музыки может быть охарактеризовано как слухо-двигательный процесс, а двигательно-моторные реакции являются естественным, органичным компонентом этого процесса.

Музыкальное        воспитание        средствами        движения        осуществляется, прежде всего, в упражнениях, играх, плясках и танцах. Все эти виды музыкально-ритмических движений выполняют общую задачу – добиться слитности характера движения и музыки. При этом у каждого вида ритмических движений есть свои функции. В упражнениях (беге, поскоках, ходьбе, прыжках, отдельных     танцевальных     элементах) формируются основные умения и навыки выразительного движения. Поэтому все упражнения, как правило, имеют образные названия – «Шагают кузнечики», «После дождя» и т.д. Для ребёнка младшего школьного возраста с его конкретно-образным мышлением, «поэтическим» восприятием мира такая форма оказывается наиболее близкой. Это становится поводом для использования движений и в иных целях, например, в целях развития творческих способностей детей.

Суммируя        представления        об        образовательных        возможностях рассматриваемого вида деятельности, М.С. Осенева и Л.А. Безбородова предлагают целый перечень задач, решаемых с помощью музыкально-ритмических движений:

?         образовательные – формировать навыки владения ходьбой, бегом и другими видами движения как средствами выражения музыкальных образов;

умение двигаться в соответствии со структурой, темпом, динамикой и регистровыми особенностями музыкального произведения;

отмечать в движении метр, метрическую пульсацию, акценты, ритмический рисунок;

?        воспитательные – воспитывать у детей культуру движений, чувство ответственности в коллективно выполняемых упражнениях, играх и танцах;

?        развивающие – развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку;

художественно-творческие способности (путём комбинирования танцевальных        движений, их «придумывания»);

свободу        движений (посредством снятия мышечного и психологического напряжения);

«чувство пространства».

Практические аспекты влияния фольклора на развитие метроритмического чувства у обучающихся.

Музыкальные игры направлены на выражение эмоционального содержания музыки. Различают сюжетные игры, осуществляемые в образных        движениях,         и        несюжетные,        которые        разыгрываются        по определенным правилам, устанавливаемым в соответствии с характером и особенностями музыкального произведения. Начальной формой игры является игра с пением, где образ движения определяется текстом. Игра под инструментальную музыку считается более сложным видом деятельности, требующей от ребёнка большего внимания и концентрации на самом звучании музыки.

Детские пляски и танцы – ещё одна разновидность музыкально-ритмической деятельности. Их можно подразделить на пляски и танцы с зафиксированными движениями, свободные        (импровизационные), и комбинированные, где зафиксированные движения сочетаются со свободной импровизацией. Все они, как правило, основываются на элементах народных и классических танцевальных движений.

Говоря о музыкальном репертуаре для всех видов ритмических движений, исследователи подчеркивают: он должен отличаться высокой степенью художественности, динамичностью, стройностью и ясностью выражения художественного образа. Особое предпочтение в выборе репертуара отдаётся народной музыке.

Музыкальный материал должен отвечать тематике урока, соответствовать двигательным навыкам учеников, обеспечивать углубление и закрепление у них музыкально-слуховых представлений.

Например, при выполнении заданий на смену вида движения в зависимости от характера музыки следует обходиться       без       предварительного        прослушивания       музыкальных произведений. Задача педагога – объяснить детям суть задания, направить их фантазию «в нужное русло»: предложить исполнить произведение так, «как подскажет музыка». Подсказывать или показывать конкретные движения при этом не следует, ведь самыми важными моментами здесь являются творческое самовыражение ребёнка и индивидуальное восприятие им музыки. Именно поэтому методисты советуют в процессе разучивания упражнений использовать образные сравнения, метафоры, стихотворный текст. Именно они помогают учащимся правильно и выразительно исполнить ритмические движения, дают        возможность      лучше        прочувствовать содержание музыки и подсказывают ее структурные особенности.

Ведущим компонентом музыкальной культуры, имеющим немалую художественную ценность и большое воспитательное значение, является фольклор. В переводе с английского слово «фольклор» (folk – народ, lore – знание) означает – «народное знание», «народная мудрость», а употребляется оно обычно в значении «народное творчество». В науке фольклор рассматривается как особая сфера бытия народа, проявление его духовно-материальной культуры, как «коллективное и основанное на традициях творчество групп или индивидуумов, определяемое надеждами и чаяниями общества, являющееся адекватным выражением их культурной и социальной самобытности».

К формам фольклора относят: язык, литературу, танцы, игры, мифологию, ритуалы, обычаи, ремесла, архитектуру. Музыку так же считают одной из его форм, дающей возможность глубже познать действительность, исторические и национальные особенности любого народа.

Говоря о разновидностях фольклора, учёные выделяют словесный, музыкальный, хореографический и драматический фольклор. Это деление можно считать достаточно условным, так как отдельные жанры фольклора могут относиться и к словесным, и к музыкальным, и к хореографическим его видам. В этом проявляется их взаимосвязь и взаимозависимость.

К словесному виду относятся такие жанры фольклора, как загадки, пословицы, поговорки, сказки, небылицы и др. Хореографический фольклор составляют народные танцы. В драматический вид народного творчества входит драматизация, инсценирование игр, сказок и др.

Предметом исследования выступает музыкальный фольклор, отличительной особенностью        которого        является        музыкальное интонирование. К жанрам музыкального фольклора относятся пестушки, потешки, прибаутки, заклички, музыкальные игры, хороводы, но самым обширным является жанр народной песни, куда входят эпические, исторические, трудовые, колыбельные, свадебные, календарные песни и др. Все они, так или иначе, связаны с другими разновидностями фольклора (немузыкальными). Вот что об этом пишет Л.Л. Куприянова: «Сама природа музыкального фольклора предполагает его импровизационную основу и синкретическую форму бытования, органично сочетающую поэзию, музыку и пластику движений».

Основные признаки, свойства фольклора:

бифункциональность – неразрывное единство практической и духовной функций фольклорного произведения.

полиэлементность – свойство фольклора, заключающееся в сосуществовании и связи его        различных        элементов (словесного, музыкального, танцевального, мимического и др.);

коллективность – данное свойство имеет двойственную природу: сочетание коллективного и индивидуального начал проявляется, как в создании или исполнении фольклора, так и в самом отношении к нему;

бесписьменность (фольклор – творчество устное, он живет только в памяти людей и передается в живом исполнении «из уст в уста»);

вариантность – данное свойство предполагает существование многочисленных «версий» одного и того же фольклорного произведения;

традиционность может быть объяснена так: на протяжении исторической жизни народа «складывались объективные идеалы творчества, которые затем становились практическими и эстетическими эталонами, отступление от которых было бы нецелесообразно.

Перечисленные свойства не исчерпывают всех особенностей фольклора, но именно они определяют методику работы с фольклорным материалом на уроках ритмики.

Наряду с тем, что народное творчество приносит радость детям, оно также развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное, ассоциативное        мышление, воображение        и        фантазию, активизирует творческие способности детей. Кроме того, фольклор может служить средством решения отдельных образовательных задач. Так, разнообразные народные попевки, в силу своей естественности, позволяют быстро наладить координацию голоса и слуха, а хороводно-обрядовые песни способствуют развитию у детей общей координации движений и их выразительности.  Яркие        музыкально-поэтические        тексты     развивают       артистичность, эмоциональность, голосовые возможности, формируют певческую культуру школьников. В целом же фольклор с его выразительным поэтическим     словом, точной     музыкальной         интонацией,  колоритной хореографией способствует воспитанию эстетического чувства учащихся, бережного отношения к культурным традициям своего и других народов.

С учащимися на уроках наиболее уместным будет использование произведений детского народного фольклора. Он чрезвычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения. Яркая образность музыкального языка детских фольклорных произведений способствует возникновению непосредственной эмоциональной реакции у детей, которая не замедлит проявиться в движениях. Становится возможным использование элементов танца, инсценирования, «разыгрывания» песен и т.д. Все это может стать основой для разнообразных творческих проявлений учащихся. При этом важно, чтобы исходный материал был подобран в соответствии с возрастными особенностями детей. Дети подвижны, чутко реагируют на яркую, образную речь, эмоционально включаются в игру, поэтому начинать следует с самых доступных форм творческих заданий, каковой является импровизация.

Для детских импровизаций (речевых, пластических, инструментальных) целесообразно использовать образцы не только музыкального, но и литературного фольклора – примеры всевозможных потешек, шуток-прибауток, дразнилок и т.д. Чтобы понять их, обучающимся достаточно лишь представить себя действующим лицом той или иной песенки. В 1 классе такими песенками-миниатюрами могут стать: «Весёлые гуси», «Кисонька», «Заинька», «Козлик», «Дождик» и другие. На таком материале с детьми можно построить        эффективную        ритмическую деятельность, связанную не только с пластикой движений, но и с пением, игрой на детских элементарных инструментах.

Для учащихся 2 – 3 классов доступны уже более сложные песни с более объемным фольклорным текстом. Песни могут исполняться соло, хором, с приплясом, в сопровождении народных инструментов, проговариваться речитативом, скандироваться в        хороводе. Ярким примером может послужить русская народная плясовая песня «Как у наших у ворот». Исполнение песни предполагает распределение учащихся по ролям.

Обдумывание сюжетных ходов может происходить непосредственно во время разучивания песни самими ребятами. Ими же ведётся и поиск выразительных движений. В задачу учителя входит: незаметно помочь, подсказать верные ходы.

Выглядеть это может примерно так. После первого знакомства с песней дети приступают к её инсценировке. Вначале появляются основные действующие лица – «муха», «комар», «стрекоза» и «муравей». Тут становится очевидной необходимость рассказчика, который поведал бы о том, что произошло «у ворот». В роли такого «рассказчика» может выступить хор. А так как эта песня – плясовая, то хор не только поёт, но и двигается в ритме плясовой: это могут быть повороты корпусом, различные движения руками, хлопки, приседы, притопы. Сопровождение к песне можно исполнить, воспользовавшись детскими        ударными        или        шумовыми инструментами. Это поможет акцентировать внимание учащихся на ритмических особенностях произведения. Чтобы многие ребята из класса смогли попробовать себя в главной роли, актеров можно менять, и каждый раз это будут разные варианты импровизации (в том числе, и ритмической): каждый постарается исполнить свою роль выразительно, привнести в нее что-то новое.

 Кроме творческих, импровизационных заданий в урок ритмики включаются разучивание и исполнение народных песен. Здесь так же возможно использовать различные варианты упражнений для развития метро - ритмического чувства. Эта возможность обусловлена не только яркостью образов, понятностью и доходчивостью текста песен, но и многообразием ритма. В песне дети находят именно ту ритмику, которая помогает им выразить свои мысли и чувства. Ритм как бы сам собой живет в ребенке и проявляет себя через воспроизведение самых простых форм музыкального и поэтического         искусства. Развитое чувство музыкального ритма может наблюдаться у детей в тех случаях, когда под воздействием звучащей народной музыки ученик испытывает чисто телесные ощущения, что незамедлительно проявляется в его поведении: так, при звучании веселой, искрометной народной музыки младшие школьники становятся очень подвижными, они бегают, прыгают, совершают всевозможные движения. Ритмы народной музыки, особенно близкой и понятной детям, воздействуют на все тело ребенка, чем и объясняется такая непосредственная реакция детей на звучащую музыку.

Хороводы: русская народная песня «Во поле береза стояла». В этой хороводной песне напев, слова и движения являются единым целым. Исследователи С.С. Балашова и Т.С. Шенталинская предлагают уже при первом знакомстве с песней соединить напев и движение, дать возможность каждому ученику «телесно прочувствовать» мелодию и выбрать свою роль в исполнении песни. Ритмический рисунок мелодии не сложный – чередование восьмых и четвертных длительностей, в начале второго предложения присутствует четверть с точкой. Но и на этом материале можно построить массу различных ритмических упражнений. Для начала можно прохлопать, простукать ритм произведения с одновременным скандированием текста по фразам и выделением сильной доли. Прием дифференциации ритма весьма эффективен – развивает музыкальный слух, прививает чувство ансамбля, а самое главное, он интенсивно развивает чувство музыкального ритма. Для более точных переходов и четкого ощущения метрической пульсации будет полезным прохлопывание восьмыми длительностями. Не стоит забывать и о том, что это хороводная песня, а значит, предполагает плавное, протяжное исполнение под соответствующие движения. В первом предложении это могут        быть простые        притопы, движения руками с последующим варьированием, а во втором – плавное движение по кругу. Если дети без особых проблем справляются с поставленными задачами, то задание можно усложнить – предложить исполнить песню каноном, разделив класс на две группы.

Еще один пример хоровода – игра «А мы просо сеяли». В ней происходит движение «стенка на стенку». Сначала девочки и мальчики, держась за руки, образуют два ряда – два хора. Хоры попеременно обращаются друг к другу – напевно ведут диалог, скандируют текст, иногда вставляют свои реплики. Одновременно с этим хоры попеременно двигаются навстречу друг другу и затем снова отступают назад. Пример интересен тем, что шаг может быть разным. В одних местах это обычный шаг с акцентом на последнем слоге, в других – шаг с притопом на последних двух слогах, а в третьих – дети идут приставным шагом. Широкое ритмоварьирование шага в хороводе способствуют формированию ощущения точной метрической пульсации, и даёт возможность применения различных ритмических сочетаний.

Объем звуков многих простых народных песен соответствует небольшому диапазону голоса ребёнка, что делает очень удобным их исполнение в начальных классах общеобразовательной школы. Например, песня «Петушок» построена на трех звуках, «Две тетери» – на четырех, «Как у нашей Дуни», «Комарочек», «Сеяли девушки яровой хмель», «Во поле береза стояла», «Бояре» – на пяти звуках. Ритм песен тоже очень простой: это чередование восьмых и четвертей. Размер обычно двух- и трехдольный. Музыкальные фразы часто заканчиваются четвертями, что удобно для детского дыхания. Куплетная форма с повторением мелодии соответствует склонности детей к повторению. Запев и припев, встречающиеся во многих народных песнях, дают возможность детям петь не все время, а с отдыхом: запев поют одни дети, припев – другие.

Немаловажным элементом музыкально-ритмической деятельности на уроке станет игра на элементарных детских музыкальных инструментах, таких как: бубен, барабан, трещотки, маракасы, ложки, треугольник, и мелодических ударных – ксилофон, металлофон. Это могут быть, как ритмические импровизации под аккомпанемент педагога, так и точное разучивание ритмической партии. В конечном итоге может получиться исполнение народной песни под ритмический аккомпанемент шумового оркестра. Важно, чтобы дети знакомились и обучались элементарной игре на инструментах именно на народных мелодиях.

Еще одним эффективным методом развития метроритмического чувства является метод «пульсирующего молчания» (по определению Г.И. Лаптева). Суть метода заключается в следующем: в процессе исполнения народной песни учитель останавливает пение детей на каком-либо предложении или фразе, заранее обговоренной с детьми. Далее наступает пауза, абсолютное молчание, во время которого дети мысленно («про себя») продолжают песню, а по взмаху учителя вновь начинают петь вслух, и далее песня звучит без «ритмомелодических сбоев».

Результативность метода ощутима тогда, когда после молчания дети поют продолжение песни в той же тональности, в том же темпе и с соблюдением всех ритмических особенностей напева. При этом преподаватель может останавливать пение детей не только в конце предложения, фразы, мотива, поэтической строки, но и в середине слова, а оставшуюся часть слова с мелодией ученик пропевает уже про себя, контролируя этот процесс уже внутренним слухом.

Вариантов его использования может быть много: преподаватель может после паузы предложить продолжить пение сначала одному, затем второму ученику и т.д. По мнению специалистов, наиболее эффективным метод становится в работе с учащимися со слабыми музыкальными данными. Приведённые     примеры     далеко     не     исчерпывают     возможность использования фольклора на уроках ритмики. Но именно они показывают – как, работая с народной песней, пляской, игрой или хороводом, можно способствовать развитию музыкальных способностей учащихся, в том числе, и развитию их метроритмического чувства. Предпосылками тому служат особенности самого фольклорного материала. Будучи синкретическим видом творчества, фольклор органично сочетает в себе музыку и движение, в силу чего оказывается способным стимулировать проявления двигательной активности ребёнка, а значит, и проявления его ритмического чувства.

Благодаря органичному единству слова и музыки, он обеспечивает непроизвольное запоминание многочисленных вариантов ритмических рисунков. Кроме того, яркое поэтическое слово является дополнительным стимулом к возникновению эмоциональных реакций детей на музыку, что, в свою очередь, обеспечивает формирование представлений о выразительных возможностях        музыкального        ритма.

Свойство        коллективности предопределяет преимущественное использование на уроке таких форм работы, которые могут объединить в себе действия детей всей группы, а значит, заставить их прислушиваться друг к другу, «жить в едином темпо-ритме и пристально следить за всевозможными ритмическими изменениями.      Свойство        вариантности обусловливает возможность исполнения народных песен и плясок в свободной импровизационной манере, что создаёт почву для естественных проявлений чувства ритма и, как следствие, осознания его природного, универсального характера. Традиционность фольклора, напротив, служит условием закрепления в сознании учащихся стабильных «ритмоформул», которые в дальнейшем помогут им ориентироваться в ритмической организации музыки. И, конечно, самым главным остаётся то, что фольклор, с его яркой образностью, близкими и понятными детям сюжетами, позволяет так организовать деятельность на уроке, что она превращается в игру, обеспечивая радостное и увлекательное вхождение ребёнка в искусство.

Выводы.

В результате изучения научной и методической литературы по проблеме исследования можно сделать следующие выводы:

Метроритмическое чувство  – одна из основных музыкальных способностей, обеспечивающая возможность восприятия, понимания, исполнения и созидания        музыкальных произведений.        Эта        способность выражается в активном (двигательном) переживании музыки, в яркой эмоциональной реакции на выразительные особенности музыкального ритма. В то же время, это комплексная способность, включающая в себя чувство темпа, чувство метрического акцента и способность ощущать внутреннюю заполненность метрических долей ритмическими длительностями/ритмическими фигурами.

Связь с физиологическими процессами, протекающими в организме человека (такими, как пульс, дыхание, сердцебиение), с движениями (бегом, ходьбой), с ритмами трудовых процессов свидетельствует о природном, универсальном характере метроритмического чувства, что, в свою очередь, обусловливает возможность обратного влияния музыкального ритма на эмоциональную сферу человека, а также на его физическое состояние.

Воспитание и развитие метроритмического чувства обучающихся может происходить в различных видах музыкальной деятельности, таких, как: игра на элементарных музыкальных инструментах, пение, слушание музыки и др. При этом ведущим видом деятельности остаётся движение под музыку. Эффективными способами развития чувства ритма также являются: ритмодекламация, моделирование (двигательное, речевое, графическое, изобразительное) ритмических структур, подтекстовка, прохлопывание ритма с одновременным пропеванием мелодии или проговариванием слоговых обозначений ритмических длительностей, а также разные упражнения и музыкальные игры.

Фольклор – есть особая сфера духовно-материальной культуры народа, представленная множеством разновидностей и форм – словесно-поэтических, хореографических, мифологических, драматических и др. Одной из них является музыкальный фольклор. Обладая рядом свойств и особенностей, таких, как        синкретичность, бифункциональность, коллективность, вариантность, традиционность и др., он, с одной стороны, требует к себе особого     подхода        при        изучении, с        другой, открывает        возможность многостороннего       воздействия       на       ребёнка       –       воспитательного, образовательного и развивающего. Это определяет исключительную роль фольклора в музыкальном развитии обучающихся и его особое место на уроках ритмики.

Рассматриваемый как средство развития музыкальных способностей детей, в том числе, их метроритмического чувства, фольклор обнаруживает свои преимущества. Органично сочетая в себе музыку, движение, слово, он оказывается способным стимулировать двигательную активность ребёнка и его эмоциональную отзывчивость на музыку, что служит необходимым условием формирования представлений о выразительных возможностях музыкального ритма;        являясь «кладовой» многочисленных вариантов ритмических рисунков, обеспечивает их запоминание и закрепление в памяти; предполагая коллективные формы исполнения, обусловливает необходимость совместных действий и, как следствие, необходимость подчиняться общему темпоритму музыкального движения и т.д.

Всё это делает        фольклор        одним из самых эффективных средств развития метроритмического чувства обучающихся.

Результат проектной деятельности:

? повысился интерес к русской народной культуре у обучающихся – 87%;

? уровень усвоения материала обучающимися – 97%;

?69 % семей стали активными участниками проекта;

? собраны и систематизированы видео и печатные материалы по тематике проекта;

? 20 детей стали участниками творческих выставок рисунков

Список литературы

1.Багадуров, В.А. Развитие чувства ритма у детей в музыкально-игровой деятельности /В.А. Багадуров. – Л., - 2011.

2.Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 2007.

3.Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С.Выготский. – Минск: соврем. слово, 2008.

4.Далецкий, О.В. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии / О.В.Далецкий. - М.: Композитор, 2007г.

5.Дмитриев, Л.Б. Детский фольклор / Л.Б.Дмитриев. - М.: Музыка, 2006. 6.Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе / Л.Г.Дмитриева, Н.М.Черноиваненко.

7.Кирнарская, Д.К. Музыкальные способности /Д.К. Кирнарская. - М.: Таланты XXI в., 2008.

8.Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В.Назайкинский. – М.: Музыка, 2007