План-конспект урока "Формирование навыков игры в ансамбле"

Стороженко Татьяна Геннадьевна

Ансамблевое музицирование-это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_ansambl.docx17.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение образования детей

«Детская школа искусств» г.Сосногорск

План –конспект открытого урока по предмету «Ансамбль»

ПДОП «Специальность и чтение с листа» инструмент «Фортепиано»

Тема урока: «Формирование навыков игры в ансамбле в классе фортепиано»

                                                         Преподаватель: Т.Г.Стороженко

                                                             Обучающиеся: Бортник Кира 3 кл.

                                                Липнина Александра 5 кл.

Сосногорск, май 2023

Цель урока: Показ форм и методов работы над произведением в классе фортепианного ансамбля.

Задачи:

Обучающие

-формирование умений и навыков игры в ансамбле

-научить пользоваться полученными знаниями на практике

-закрепление умения слушать и слышать себя в клмплексе музыкальной ткани в процессе исполнения.

Развивающие

-развитие навыка игры в ансамбле, необходимых технических навыков, свободы игрового аппарата, слухового контроля учащихся

-формирование общего кругозора, формирование коммуникативной компетенции обучающихся

-развитие умений самостоятельно анализировать изучаемый материал

Воспитательные

-воспитание чувства ответственности в коллективной работе над произведением

-развитие эстетического вкуса

-воспитание настойчивости и целеустремленности в процессе практической деятельности

Здоровьесберегающие

-снятие мышечных зажимов

-правильная организация пианистического аппарата.

Методы обучения:

1.Метод показа

2.Метод сравнения и сопоставления фрагментов произведения

Содержание урока:

1. Введение

Ансамблевое музицирование-это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Актуальность заключается в том, что каждый ребенок становится активным участником ансамбля. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность и коллективизм. Обучающиеся знакомятся с выдающимися образцами музыкальной литературы, что способствует формированию их музыкального кругозора.

Технически грамотное ансамблевое исполнение подразумевает:

  • Синхронность при взятии и снятии звука
  • Равновесие звучания в удвоениях и аккордах, разделенных между партнерами
  • Согласование приемов звукоизвлечения
  • Передача голоса от партнера к партнеру
  • Соразмерность в сочетании нескольких голосов
  • Соблюдение общности ритмического рисунка
  • Единство динамики, фразировки.

2.Организационный момент.

Приветствие.

Педагог. Сегодня на нашем уроке обучающиеся: БортникКира 3 кл,  Липнина Александра 5 кл. продемонстрируют работу над упражнениями, направленными на формирование навыков фортепианного ансамбля. Проведем работу над произведениями: «Немецкий танец» Es-dur Л.В.Бетховен, «Сказочка» С.Прокофьев, «Вальсоль» М.Герцман.

О посадке за инструментом. При четырехручной игре исполнители располагаются у соответствующей половине клавиатуры. Партнеры должны так ее «поделить», чтобы не мешать друг другу, особенно при сближающемся или перекрещивающемся голосоведении(один локоть под другим)

3.Основная часть. Проведение практического занятия.

Упражнения: 1.Аккорды. Tenuto.( синхронно, единый темп,пульсация)

2.Аккорды.Staccato (вариант игры чередуя попеременно доли такта.

3.Игра гаммы C-dur(начинает Вторая партия на 2 октавы, продолжает 1 партия)

Сделан вывод чему научились играя упражнения,что можно улучшить.

Дано определение «Ауфтакт».Преддействие, небольшой взмах рукой (как дирижер),он подготавливает к началу игры первой ноты.

Работа над «Немецкий танец» Es-dur Л.В.Бетховен

Произведение выучено, работа направлена на совершенствование исполнения. Работа над синхронностью исполнения, над ритмом. Проигрывание партий с контрастной динамикой, обсуждение динамического плана. Исполнение в характере.

Работа пьесой С.Прокофьева «Сказочка»

Педагог задает вопросы о творчестве композитора, о музыке для детей.

Ответы детей.

Беседа «Учитель-ученики» о пьесе «Сказочка»

-музыкальный замысел

-характер музыки

-темпе, динамике

Исполняют пьесу, проводится работы над недостатками

Педагог делает вывод после заключительного исполнения.

Работа над произведением «Вальсоль» М.Герцман

Педагог рассказывает о творчестве композитора Республики Коми М.Герцмане

Произведение выучено, работа над исполнением ансамбля в характере, работа над ауфтактом, динамическим соотношением партий.

Заключительное исполнение как на концерте.

4.Заключительная часть урока.

Рефлексия.

Педагог с детьми обсуждают, чему учит игра в ансамбле, чему научились на уроке.

Домашнее задание.

Оценивание работы на уроке.

Вывод: Приобретенные навыки и умения игры в ансамбле совершенствуют слуховые, ритмические, образные  представления обучающихся, формируют их музыкально –эстетический вкус на высокохудожественных произведениях, воспитывают чувство партнера, обогащают кругозор.

Литература.

1.     Перельман Н. В классе рояля. М., 2002.2

2.    Вопросы фортепианной педагогики – сборник статей под ред. В. Натансона. М.: Музыка, 1971.

Статьи: Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля.

Лерман М. О некоторых задачах обучения будущего пианиста.

3.    Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982.

4.     Перельман Н. В классе рояля. М., 2002.

5.    Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.: Музыка, 1988.