Способы поддержки детской инициативы детей в процессе музыкальной деятельности

Боброва Елена Владимировна

«Способы поддержки активности и инициативы детей

в процессе музыкальной деятельности»

 

Цель: познакомить педагогов с  эффективными  способами поддержки активности и инициативы детей в процессе музыкальной деятельности.

Задачи:

- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в развитии  активности и инициативы дошкольников через музыкальную деятельность

-Активизировать педагогов в практическом применении методов и приёмов, присущих музыкальной деятельности, для использования их в работе с детьми дошкольного возраста.

- Способствовать  развитию коммуникативных навыков при выполнении заданий мастер-класса.

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности» [2]. Стандарт Дошкольного Образования основан на принципе поддержки инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности, в том числе в музыкальной деятельности. В пении самостоятельность детей проявляется посредством активного восприятия вокальных произведений, определения их характера, настроения, а также способности выразить при исполнении или создать в процессе сочинения интонационно богатый образ песни. Творческие задания, связанные с песенными импровизациями, наиболее способствуют проявлению самостоятельной музыкально-игровой деятельности дошкольников. Уже в младшем возрасте дети могут самостоятельно импровизировать несложные мелодии, например, напевая колыбельную для куклы, или импровизировать знакомые природные, бытовые звуки, а также звуки музыкальных инструментов, животных и птиц. У детей старшего дошкольного возраста уже имеется достаточный запас музыкальных впечатлений и поэтому они уже готовы импровизировать мелодию на заданный педагогом текст. Это может быть ответно — вопросная форма, например, я пою: «Что-то Машеньки не слышно?», а ребенок отвечает: «Погулять наверно вышла», или «Ау, ты где?», «Я здесь!» [1]. Такие задания не только активизируют слух, но и развивают творческую инициативу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podderzhka_detskoy_initsiativy.docx33.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №106 г. Тюмени

Консультация

Для педагогов ДОУ

ТЕМА:

«Способы поддержки активности и инициативы детей

в процессе музыкальной деятельности»

Подготовила:

музыкальный руководитель  

МАДОУ д/с №106 г. Тюмень

Боброва Елена Владимировна

I квалификационная категория

г. Тюмень

2023г

«Способы поддержки активности и инициативы детей

в процессе музыкальной деятельности»

Цель: познакомить педагогов с  эффективными  способами поддержки активности и инициативы детей в процессе музыкальной деятельности.

Задачи:

- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в развитии  активности и инициативы дошкольников через музыкальную деятельность

-Активизировать педагогов в практическом применении методов и приёмов, присущих музыкальной деятельности, для использования их в работе с детьми дошкольного возраста.

- Способствовать  развитию коммуникативных навыков при выполнении заданий мастер-класса.

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности» [2]. Стандарт Дошкольного Образования основан на принципе поддержки инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности, в том числе в музыкальной деятельности. В пении самостоятельность детей проявляется посредством активного восприятия вокальных произведений, определения их характера, настроения, а также способности выразить при исполнении или создать в процессе сочинения интонационно богатый образ песни. Творческие задания, связанные с песенными импровизациями, наиболее способствуют проявлению самостоятельной музыкально-игровой деятельности дошкольников. Уже в младшем возрасте дети могут самостоятельно импровизировать несложные мелодии, например, напевая колыбельную для куклы, или импровизировать знакомые природные, бытовые звуки, а также звуки музыкальных инструментов, животных и птиц. У детей старшего дошкольного возраста уже имеется достаточный запас музыкальных впечатлений и поэтому они уже готовы импровизировать мелодию на заданный педагогом текст. Это может быть ответно — вопросная форма, например, я пою: «Что-то Машеньки не слышно?», а ребенок отвечает: «Погулять наверно вышла», или «Ау, ты где?», «Я здесь!» [1]. Такие задания не только активизируют слух, но и развивают творческую инициативу.

    Музыкальная деятельность ребёнка в детском саду может осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности – музыкальных игр и творческих импровизаций на музыкальных инструментах, в движении, пении, театрально-исполнительской деятельности.

 Если мы хотим, чтобы наши дети верили в себя, развивались и экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками. Развитие - это всегда что-то новое, а новое всегда сопровождается и ошибками в том числе. Особенно у маленьких детей не проходит дня без приключений и новых открытий. Для педагогов это замечательная возможность показать: «Я тебе доверяю, ты сможешь это. Я рада за тебя!» К сожалению, часто мы упускаем эти возможности. И даже частенько лишаемся уверенности в себе. Предлагаю педагогам разделиться на три подгруппы и придумать самостоятельно продолжение условно возникшей ситуации .

  • Кристина, 3 года. Самостоятельно взяла треугольник          

 (муз.инструмент) и пытается на нём играть. ( или барабан с палочками, металлофон с молоточком)

Пример (  его приведут педагоги из опыта работы ):

Лишить мужества

Вселить уверенность

Педагог забирает инструмент и говорит: «Ты ещё слишком маленькая, тебе ещё рано играть на таких инструментах, там палочки, молоточек, это опасно, можешь наткнуться».

Педагог говорит не шуми, Кристина. Видишь, все дети сидят и тихонечко играют

Педагог находится рядом, контролирует процесс игры и не мешает. После говорит: «Молодчина! Ты очень уверенно играла, была аккуратна, не размахивала палочками. Теперь я уверенна, что из тебя вырастет настоящий музыкант»

  • Кристина, 3 года. Самостоятельно взяла треугольник          

 (муз.инструмент) и пытается на нём играть. ( или барабан с палочками, металлофон с молоточком)

Пример (  его приведут педагоги из опыта работы ):

Лишить мужества

Вселить уверенность

  • Саша, 5 лет, ходит по группе и поёт громким голосом одну и ту же фразу из песни.

Лишить мужества

Вселить уверенность

  • Андрей, 6 лет, взял из куколього театра игрушку, никому из детей не дает играть.

Лишить мужества

Вселить уверенность

Не ошибки, а успехи и инициатива должны быть оценены и похвалены. Родители могут показать свою радость и позитивные чувства. При этом возникает близость. Ребенок чувствует себя принятым. Его уверенность в своих силах и способностях растет.

Развитие детской инициативы - одно из направлений развития личности. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки. Чтобы дети чаще проявляли инициативу, нужно вначале их обучать практическим навыкам.

Предлагаю педагогам взять по одному высказыванию,  зачитать вслух и заполнить нашу таблицу. ( таблица на магнитной доске – вверху заголовок, ниже после прочтения прикрепляются фразы.)

«В  развитии  детской  инициативы  и  самостоятельности  воспитателю  важно соблюдать ряд общих требований:»

-  развивать  активный  интерес  детей  к  окружающему  миру,  стремление  к получению новых знаний и умений;

- создавать   разнообразные   условия   и   ситуации,   побуждающие   детей   к активному  применению  знаний,  умений,  способов  деятельности  в  личном опыте;

-  постоянно  расширять  область  задач,  которые  дети  решают  самостоятельно;

- тренировать  волю  детей,  поддерживать  желание  преодолевать  трудности, доводить начатое дело до конца;

-    ориентировать     дошкольников     на     получение     хорошего     результата;

-  поддерживать    у    детей    чувство    гордости    и    радости    от    успешных  

самостоятельных действий;

- подчеркивать  рост возможностей и  достижений каждого ребенка;

- побуждать к проявлению инициативы и творчества.

Дети проявляют инициативу в разыгрывании продолжения ситуации, исполнении знакомого музыкального репертуара.

       Очень важно для поддержки детской инициативы в музыкальной деятельности, чтобы у ребёнка была возможность выбора музыкальной игры, а для необходима зона музыкальных инструментов, где ребёнок иог бы самостоятельно выбрать понравившийся ему инструмент и играть на нём. Также можно сделать несложные дидактические музыкальные игры

- «Угадай инструмент» (карточки с изображением  муз.инструментов)

-«Угадай на чём играю»

-«Оркестр и дирижёр» (раздавать детям карточки с изображением 20 карточек например с оркестром, 1 карточка-дирижёр» таким образом дети смогут устроить в группе оркестр и определить кто кем будет оркестром или дирижёром.

     

  Для того чтобы дети проявили инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности,   педагогу бывает необходимо ставить проблему (нам поручили приготовить концерт для малышей,  какие номера можем показать?), а порой достаточно включить музыку и приготовить атрибуты для движений – ленточки, флажки, султанчики, платочки и другое. Детский микрофон и элементы костюмов также инициируют возникновение игры в «Концерт» и использование своего музыкального опыта для танцевальных и певческих  импровизаций.

( предложить педагогам в подгруппах на основе знакомого им самим репертуара составить план концертной программы для детей другой группы или для вечернего концерта имениннику и т.д. Зачитать.)

     М.Р.

 Таким образом, педагог должен не только продумать пособия, игры и другие материал, но и игровые, проблемные или практические  ситуации, условия, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном музыкальном опыте, поощряющие детскую инициативу.

Пример 1: (предложить педагогам примерить на себя роль детей и разыграть ситуацию с ними)

Перед старшими дошкольниками ставится проблемная ситуация: диск с записью марша, под который дети должны были учиться маршировать «как солдаты»  при подготовке ко Дню защитника Отечества, испорчен. У меня есть диск, на котором перемешаны музыкальные произведения различных жанров. «Хотите помочь? Что будем делать?»

«Дети» приходят к выводу, что надо прослушать и выбрать марш.

Слушаем, выбираем.

Вывод: в ходе слушания отрывков музыкальных произведений дети проявляют активность, применяют свой музыкальный опыт.

Пример 2: Для младших дошкольников можно создать игровую ситуацию: в кроватке лежит кукла с градусником – болеет. Как развеселить куклу, чтобы ей стало лучше? Вспоминаем стихотворение  В.Берестова «Кукла болеет»:

                                       Тише, тише, тишина!

                                       Кукла бедная больна.

                                       Кукла бедная больна,

                                       Просит музыки она.

                                       Спойте, что ей нравится,

                                       И она поправится.

«Дети»  проявляют инициативу в разыгрывании продолжения ситуации, исполнении знакомого музыкального репертуара.

В группе всегда есть дети с музыкальными способностями, быстро запоминающие музыкальные произведения, играющие на нескольких детских инструментах. Они отличаются активностью, способны заинтересовать остальных. Поэтому можно поручать им организовывать в группе музыкально-дидактические игры, с которыми дети познакомились на музыкальном занятии. Такие ребята являются как бы примером для остальных, вызывают у них стремление тоже быть активными.

   

 Ситуация: встречаются дети, которые быстро справляются с поставленными задачами при игре на музыкальном инструменте, но слишком самоуверенны: часто хвалятся, смеются над теми, кому с трудом дается игра на различных инструментах.

Ваше решение: ответы педагогов с места.

Решение: предложить этому ребенку исполнить что-нибудь более сложное, требующее от него дополнительных усилий. Выполняя такие задания, ребенок перестает чувствовать свое превосходство над другими детьми, так как ему самому приходится много работать над произведением и преодолевать трудности.: 

Надо стараться, чтобы музыка заняла в жизни детей важное место, пробудила в них добрые чувства. Для этого необходимы практические навыки, умения в пении, движениях, игре на детских музыкальных инструментах. Эти умения они приобретают не только на занятиях, но и  во время индивидуальных занятий с педагогом в музыкальных уголках. Только разрешив все эти задачи, можно добиться определенных успехов в развитии детского творчества. Научившись играть, ребенок применяет свои умения в быту. Например, игра «в семью» становится намного интересней, если хозяйка, принимая гостей, играет на пианино или металлофоне.  В процессе самостоятельной деятельности у детей развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

         От праздников, всевозможных развлечений, концертов у детей остается много впечатлений. В повседневной жизни у них возникает желание повторить номера из праздничных программ.

Что по вашему мнению, может поддержать в этом случае детскую инициативу и самостоятельность?

Предполагаемые ответы:

внести атрибуты, украшения, элементы костюмов, картинки по теме песен, аудио-записи, фотоальбом с праздника и т.д.

    Музыкальные игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельных действии детей. Часто они включаются в сюжетно-ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее место.

              Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и «концерты», основанные на опыте, приобретенном детьми, главным образом на занятиях. Играя в «музыкальное занятие», ребята распределяют роли музыкального руководителя и воспитателя. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых. Например, две девочки, изображая «музыкального работника» и воспитателя, сажают перед собой кукол и разучивают песню «Осенние листья». Одна из девочек строго говорит: «А это пойте тише, тоненьким голосочком». Музыкальное занятие в детской игре может иметь более сложную, развернутую форму: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на бубне, металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии).

            Посещение нашими детьми музыкальных детских спектаклей также оставляет у детей сильное впечатление. В семье дети часто смотрят телепередачи, что также обогащает их музыкальными впечатлениями, которые они пытаются отразить в самостоятельной деятельности. Дети с удовольствием смотрят выступления воспитанников из других групп детского сада, узнают знакомые песни, тут же их исполняют. Просмотр мультфильмов с музыкальным сопровождением, доставляет ребятам огромное наслаждение эмоциональное.

А знаете ли вы, какие мультфильмы наиболее популярны среди ваших дошкольников? ( перечислить м/ф, где звучат знакомые детям песенки  - Умка, Чебурашка, Крошка енот, Бременские музыканты, Львёнок и Черепаха и т.д. Продемонстрировать видеоклип с песней, пусть воспитатели подпевают. Можно предложить инсценировать, надев на них некоторые атрибуты, маски, или парики.)    

Лишь в совместной работе музыкального руководителя и воспитателя кроется причина успехов детей.    Ежедневная работа с каждым ребенком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю вместе с музыкальным руководителем осуществлять самостоятельную музыкальную деятельность детей.

    Таким образом, роль педагога в развитии инициативы и самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что он незаметно для ребенка побуждает его проявить активность в различных видах музыкальной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их инициативе.

Литература:

1.ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г.

2.Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2000г.

3.Т.И. Бабаева г. Санкт – Петербург «Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе».

4.Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 - № 6.

 5.Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ - М. : Центр педагогического образования, 2008г.

6.Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: принципы построения, советы, рекомендации - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.