К 150-летию Е.Ф.Гнесиной.

Юдина Татьяна Анатольевна

В статье рассматриваются основные направления работы Полины Викторовны Халабузарь, профессора, кандидата искусствоведения, методиста, автора известных нотных изданий и хоровых сборников.

В своей работе П.В.Халабузарь рассматривала различные формы интегративных процессов по музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, развитию хорового пения, используя лучшие традиции отечественного образования и, в первую очередь, методику и организацию работы школы им. Гнесиных. 150-летний юбилей Елены Фабиановны Гнесиной, организатора этого уникального комплекса,  мы отмечаем в этом году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_150-letiyu_e.f.gnesinoy.doc40.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Т. А. Юдина

Вспоминая Учителя…

Полина Викторовна Халабузарь, профессор, кандидат искусствоведения, методист, автор известных нотных изданий, репертуарных хоровых сборников,  методик по  музыкально-эстетическому воспитанию.  В своих работах  анализирует различные формы интегративных процессов по музыкально-эстетическому воспитанию  учащихся, используя лучшие традиции отечественного образования.  И в первую очередь, уделяет большое внимание сохранению и  развитию традиций хорового пения. Анализируя историю и традиции отечественного образования, отдельно ею отмечается методика и организация всей работы  в школе Гнесиных, явившейся основой  детского музыкального профессионального образования. Этому посвящена ее брошюра, изданная в Российском институте переподготовки работников искусства, культуры и туризма в 1995 году «Традиции хорового пения в школе Гнесиных».

Полина Викторовна была удивительно увлеченным своим делом педагогом. Обучаясь на кафедре художественного образования и воспитания  в вышеназванном институте,  лекции Полина Викторовна  проводила  дома и они были крайне интересны.  На пюпитре пианино стояла рукопись хоралов Баха,  которые она готовила к изданию.  До этого многие произведения Баха  либо не входили  в репертуар детских хоров, либо на музыку Баха был «наложен» другой текст, а она возвращала хоралам  оригинальный текст и их истинный  смысл. Впоследствии этот сборник «И.С.Бах. Избранные песни, арии, хоралы»  был издан  в 2003 году. В это же время ею были подготовлены в ксерокопированном варианте в Институте сборник «Одиннадцать детских песен» для хора В. Калинникова и его продолжение «Десять детских песен» (1997), в которые вошли не публиковавшиеся ранее  и почти не известные педагогической общественности произведения, а также четыре выпуска тетрадей «Пушкин в репертуаре детского хора» (1998), куда вошли Кантата для детского хора М.М. Ипполитова-Иванова «Памяти А.С.Пушкина», романсы и песни русских композиторов для детского хора (для младшего, среднего возраста).  Одним из главных в системе работы  школы Гнесиной, как было отмечено, выделялось хоровое пение. Сама Полина Викторовна также много работы уделяла  хоровому репертуару, считая, что хоровая музыка  тесно связана со словом, всегда программна, а пение произведений классического и современного репертуара открывает  путь учащимся к многоголосным хоровым партитурам. Все это также способствовало сохранению и развитию традиций детского хорового исполнительства. Ее глубоким убеждением было то, что эта особенность крайне важна для музыкального воспитания детей и в общеобразовательной школе, через которую проходят все дети.  Хоровое пение может обеспечить  музыкальное воспитание и обучение большой массы детей, ведь в России всегда традиционной формой музыкального воспитания детей являлось хоровое пение. Наглядный пример тому - русское классическое образование. Пению обучали и в церковно-приходских школах и в классических гимназиях. Пению обучал  Л.Н.Толстой в своей Яснополянской школе. Педагогическая система К.Ушинского, его пособие «Родное слово», включает тексты народных песен. Учителей пения готовили повсеместно и, открытая в 1895 году сестрами Гнесиными музыкальная школа,  важнейшим компонентом музыкального образования считала  занятия  именно в хоровом классе.

        Еще одной важной формой работы по музыкально-эстетическому воспитанию Полина Викторовна считала реализацию  совместной работы музыкальной и общеобразовательных школ для реализации данного направления. Она рассматривала эти вопросы по принципу единства обучения и воспитания  в различных формах музыкальной деятельности.  Одна из ее форм –  это слушание музыки. Именно поэтому она всегда считала ценной  систему Д. Кабалевского с его музыкальной концепцией преподавания музыки в общеобразовательной школе, основанной именно на слушании музыки, которая смогла вместиться в минимальное количество времени на этот предмет в учебном плане. В этот период в отечественной педагогике продолжает обсуждаться идея  всеобщего музыкального образования, лучшие отечественные педагоги ратуют за  введение музыкальных занятий в число обязательных предметов в общеобразовательной школе, для решения вопроса о массовом музыкальном образовании. Кроме слушания музыки, других различных форм музыкальной деятельности,  внедряется одно из положений о внешкольной лекционно-концертной  работе  циклами. Здесь П.В. вспоминала опыт В.Н.Шацкой,  организатора музыкально-познавательных бесед о музыке, ее тематические лекции, опыт Н.Г.Гродзенской по различным формам музыкального воспитания учащихся. Шло время, и понимая,  какое важное значение в системе музыкального воспитания  отводится общеобразовательной школе, через которую проходят все дети, в результате различных форм координации, возникают  музыкально-гуманитарные гимназии, общеобразовательные школы с совместными учебными планами общеобразовательной и музыкальных школ, хоровые студии. П.В. считала, что развитие детской хоровой самодеятельности, основанной на принципах высокого профессионального исполнительства – характерная черта современного состояния внешкольных форм музыкального воспитания. И в структуре музыкальных школ  появляются хоровые отделения, учебный план которых был разработан на основе опыта хоровых студий, предусматривающих  хоровое пение как основной предмет учебного процесса. Введение в музыкальных школах учебного плана, усиливающего роль хорового пения, дало возможность преобразовать многие хоровые студии в музыкально-хоровые школы, сохранив при этом лучшие традиции студийных форм работы. Широко распространяется опыт работы музыкальных школ и ДШИ на базе общеобразовательных школ. Это и многое другое (открытие обще-эстетических отделений, детские филармонии) П.В. Халабузарь рассматривает  в брошюре  «Новые формы интегративных процессов в педагогике искусства» (1998). В ней автор  обобщает опыт создания и развития  школ искусств, как  путь преобразования музыкальных школ, где открывались   хоровые, театральные, хореографические, изобразительные отделения, где трансформировалось содержание учебного плана, методы обучения. На практике показывала нам, студентам, лучшие школы Москвы, например, хоровую школу «Весна», гимназии, водила на концерты, рекомендовала новые интересные книги, занималась просветительством в лучших отечественных  традициях. А мы этот незаменимый опыт увозили с собой в глубинку.

        В заключении необходимо отметить, что различные формы координации совместной деятельности школ искусств и общеобразовательных школ  прочно вошли в практику многих регионов. На сегодняшний день это наиболее актуальный вопрос, прежде всего, в вопросах воспитания подрастающего поколения.  Изменения в законодательстве об образовании, введение в ДМШ, ДШИ, кроме предпрофессиональных программ и общеразвивающих, а в общеобразовательных школах, в рамках внеурочной деятельности, различных факультативов, кружков, а также хоровых студий, где охватываются  музыкально-эстетическим  воспитанием все желающие, говорит о том, что традиции  дополнительного  образования, идеи таких педагогов как Полина Викторовна Халабузарь, сохраняются и продолжают развиваться и далее.