Дипломная работа

Кулиева Валерия Андреевна

Создание электронного пособия по дисциплине «Методика музыкального образования школьников с практикумом» для студентов педагогического колледжа

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplomnaya_rabota.docx12.81 КБ
Файл zaschitnoe_slovo_1.docx23.33 КБ
Файл prezentatsia_1.pptx79.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1»

                                                 

Кулиева Валерия Андреевна

Создание электронного пособия по дисциплине «Методика музыкального образования школьников с практикумом» для студентов педагогического колледжа

                                                         

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ВКР защищена

Специальность 050130

с оценкой____________________

Учитель музыки/музыкальный руководитель

«   » _______________ 201__ года

Курс 4, группа 40

Руководитель: Муталиева Л.С.

Челябинск, 2014

СОДЕРЖАНИЕ                                                  стр.

Введение

Глава 1.  Теоретико-методическая (технологическая) или теоретико-аналитическая  (должна быть озаглавлена)

1.1.

1.2.

1.2.1.

1.3.

Выводы по главе 1

Заключение

Список литературы

Приложение



Предварительный просмотр:

Защитное слово.

В современном образовании все большую популярность приобретают информационные технологии. С развитием мультимедийных технологий компьютер становится средством обучения, способным наглядно представлять самую различную информацию. Когда сегодня говорят об информационных технологиях в образовании, не редко подразумевают мультимедийные технологии, которые, по мнению российских и зарубежных исследователей, помогают более глубоко исследовать многие вопросы, при этом сокращают время на изучение материала. Мультимедиа представляет собой текстовую, видео, звуковую и фото-информацию, представленную в одном цифровом носителе. Применение компьютерных технологий в современном образовательном процессе – вполне закономерное явление. Однако эффективность их использования в обучении зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать. (СЛАЙД 2)

С развитием мультимедийных технологий компьютер становится средством обучения, способным наглядно представлять самую различную информацию. Как следствие, происходит развитие творческого потенциала обучаемого, способностей к коммуникативным действиям и навыкам экспериментально-исследовательской работы. Компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса они способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

Широкое применение информационные технологии нашли не только в предметах общеобразовательной школы, но и в дисциплинах ССУЗов, так как они облегчают процесс усвоения знаний учащимися, и делает процесс обучения наиболее продуктивным и интересным, и, исходя из актуальности проблемы, нами была сформулирована тема исследования: «Создание электронного пособия по дисциплине «Методика музыкального образования школьников с практикумом» для студентов педагогического колледжа». (СЛАЙД 3)

Цель исследования:создать электронное пособие по методике музыкального образования школьников с практикумом для повышения интереса и углубления знаний студентов педагогического колледжа к изучению дисциплины.

Задачи исследования представлены на экране.(СЛАЙД 4)

Методы исследования представлены на экране.(СЛАЙД 5)

Обратимся к Главе. (СЛАЙД 6)

В последние десятилетия значительное развитие в России приобрела идея технологизации и информатизации учебного процесса как важного средства совершенствования образовательной системы и обеспечения прогресса общества в целом. Проблемой исследования занимались такие ученые, педагоги и доктора наук как: В.Н. Глушкова, А.А.Леонтьева, В.К.Буряк, Л.Г.Вяткин, В.Н.Есипов, Л.В.Жарова, Р.М.Михельсон, Т.И.Шамова, И.И. Ильясов, В.Я.Ляудис.  (СЛАЙД 7)

(СЛАЙД 8) Когда сегодня говорят об информационных технологиях в образовании, не редко подразумевают мультимедийные технологии, которые, по мнению российских и зарубежных исследователей, помогают более глубоко исследовать многие вопросы, при этом сокращают время на изучение материала. Мультимедиа представляет собой текстовую, видео, звуковую и фото-информацию, представленную в одном цифровом носителе. В образовательном процессе мультимедиа используется и для проведения мультимедийных презентаций, и для создания обучающих курсов, и в дистанционном обучении. Применение компьютерных технологий в современном образовательном процессе – вполне закономерное явление. Однако эффективность их использования в обучении зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать.

С развитием мультимедийных технологий компьютер становится средством обучения, способным наглядно представлять самую различную информацию. Как следствие, происходит развитие творческого потенциала обучаемого, способностей к коммуникативным действиям и навыкам экспериментально-исследовательской работы.

Преимущество использования мультимедиа в образовании следующие:

-Информационная емкость - Возможность с помощью одной программы, относящейся к Internet – технологиям создать большое количество страниц, небольших «по весу», разместить на них большой объем графической, текстовой и звуковой информации

- Компактность. В качестве носителей для мультимедийных – технологий могут быть использованы различные типы дисков, USB-карты или электронные визитные карточки, но независимо от формы и емкости, все эти типы носителей отличаются компактностью и удобством хранения.

-Эмоциональная привлекательность. Программы, относящиеся к мультимедиа–     технологиям, дают возможность представить информацию не только в удобной для восприятия последовательности, но и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, подбирать доминирующие цвета и цветовые сочетания, которые создадут у зрителей позитивное отношение к представляемой информации.

- Наглядность. Наглядность - это ключевой аргумент использования Internet – технологий. И лучше всего он выражается расхожей фразой: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», или даже прочесть.

-Мобильность. Все, что нужно для демонстрации - это носитель и компьютер. Это все, что Вам понадобиться для демонстрации мультимедиа продуктов.

-Интерактивность. Возможность непосредственно воздействовать на ход демонстрации - это одно из важнейших преимуществ Internet – технологий. Выбрать нужный для представления раздел или блок информации - неоспоримое достоинство Internet – технологий.

-Многофункциональность. Однажды, созданный с помощью мультимедиа – технологий, проект может иметь до десятка различных способов, например, размещение проекта  в сеть Internet для самостоятельного обучения учащимися. Также такой проект может обновляться и пополняться нужным материалом.

        Один из видов информационных технологий – мультимедийная презентация. (СЛАЙД 9) Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у обучающихся: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др. (СЛАЙД 10)

Использование мультимедиа, как правило, позволяет предоставить обучающимся больше возможностей для самостоятельной и независимой работы, а также – гибко варьировать учебные графики. Несомненно, появляются новые обучающие методики, новая педагогика, новые инструменты и новые ресурсы, доступные учителю.

Мультимедиа могут быть использованы для улучшения качества образования в отдельных предметных областях и в дисциплинах и находящихся на стыке нескольких предметных областей.

Электронное пособие по Методике музыкального образования школьников с практикумом позволяет ученикам наиболее эффективно усвоить данный материал, так как имеет наиболее удобную форму, содержит систематизированные знания по темам. Также предоставляется возможность эффективного контроля знаний как по отдельно изучаемой теме, так и в целом, это может быть и самопроверка и осуществление контроля со стороны преподавателя.

Обратимся непосредственно к электронному пособию. (СЛАЙД 11)

За основу нашего электронного пособия взяты методические пособия по методике музыкального образования школьников, составленные преподавателями колледжа. Электронное пособие состоит из двух разделов: «Вопросы теории и организации музыкального образования в школе» и «Основные виды музыкальной деятельности школьников на уроке музыки». Первый раздел состоит  из 8 тем:

Задачи и содержание курса «Методика музыкального образования в школе».

  • Учитель музыки.
  • Урок музыки.
  • Планирование и учет музыкальной работы в школе.
  • Из истории музыкального воспитания.
  • Методы музыкального образования.
  • Методы музыкального воспитания.
  • Информационно- коммуникационные технологии и технические средства обучения в музыкальном образовании.
  • Второй раздел  состоит из 6 тем:
  • Алгоритм работы по слушанию музыки.
  • Хоровое пение.
  • Музыкальная грамота и музыкальная грамотность.
  • Музыкально-ритмические движения.
  • Игра на музыкальных  инструментах.
  • Музыкально-творческая деятельность учителя и учащихся на уроке музыки.

Пособие так же включает иллюстрированный материал, воспроизводимый на презентации,  преподаватель имеет возможность комментировать представленные слайды в том объеме, в котором считает нужным. Представляем вашему вниманию комплект презентаций на бумажном носителе, электронный вариант на CD-диске. Также важное значений электронных пособий состоит в том, что преподаватель может быстро дополнять и изменять текстовый или иллюстративный материал при возникновении такой необходимости.

В электронном пособии представлен раздел «Методика проведения уроков музыки». Он состоит из шести тем, которые вы можете увидеть на экране.

К каждой теме имеется сопровождающая презентация, которая находится в папке «Презентации к темам».

С помощью данного пособия можно проверить полученные знания по определенным темам. Тесты к урокам находятся в папке «Тесты к урокам». В нашем пособии имеется два теста:

1.        Тест к теме 1, 2.1, 2;

2.        Тест к теме 3, 4, 5, 6.

Также важное значений электронных пособий состоит в том, что преподаватель может быстро дополнять и изменять текстовый или иллюстративный материал при возникновении такой необходимости.

!!!!!!!!

(СЛАЙД 12) Обобщая теоретический и методический материал, можно сделать вывод о практической ценности электронных пособий. С их помощью можно не только сообщать фактическую информацию, снабженную иллюстративным материалом, но и наглядно демонстрировать те или иные процессы, которые невозможно показать при использовании стандартных методов обучения. Кроме того, электронное пособие дает больше возможностей обучаемому для самостоятельной работы, позволяет выбирать глубину изучения темы.

Заключение.(СЛАЙД 13)

Представленное нами электронное учебное пособие  является первым в базе электронных пособий по дисциплине «Методика музыкального образования» в педагогическом колледже и  обладает следующими преимуществами:  облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на зрительную и эмоциональную память и т.п.; допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями.

Пособия может быть интересно преподавателям, которые ведут данную дисциплину, студентам для урочной и внеурочной (самостоятельной) деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кулиева Валерия , Ветер Анастасия ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Создание электронного пособия по дисциплине « Методика музыкального образования школьников с практикумом » для студентов педагогического колледжа Руководитель - Муталиева Л. С.

Слайд 2

Актуальность проблемы исследования. С развитием мультимедийных технологий компьютер становится средством обучения , способным наглядно представлять самую различную информацию . Одно из разновидностей мультимедийных технологий – электронное пособие, которое позволяет студентам наиболее эффективно усвоить данный материал , повышает интерес к предмету .

Слайд 3

Тема исследования: Создание электронного пособия по дисциплине «Методика музыкального образования школьников с практикумом» для студентов педагогического колледжа. Цель исследования: создать электронное пособие по «Методике музыкального образования школьников с практикумом» для повышения интереса и углубления знаний студентов педагогического колледжа к изучению дисциплины.

Слайд 4

Задачи исследования: 1. Провести отбор необходимого материала для электронного пособия . 2. Систематизировать материал по теме исследования и скомплектовать его в учебное электронное пособие. 3. Сделать вывод о целесообразности проведенного исследования и рекомендации по использованию электронного пособия в образовательном процессе на уроках методики музыкального образования в педагогическом колледже .

Слайд 5

Методы исследования: Изучение литературы; Анализ; Синтез; Обобщение; Сопоставление; Классификация; Конструирование.

Слайд 6

Глава 1. Методическое обеспечение образовательного процесса МДК 02.02 «Методика музыкального образования школьников с практикумом» Основные понятия исследования: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании, электронное пособие, мультимедийная презентация. Проблемой исследования занимаются: В.Н. Глушкова, А.А.Леонтьева, В.К.Буряк, Л.Г.Вяткин, В.Н.Есипов, Л.В.Жарова, Р.М.Михельсон, Т.И.Шамова, И.И. Ильясов, В.Я.Ляудис.

Слайд 7

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании – это совокупность методов , устройств и процессов , используемых для сбора , обработки и распространения информации и использования их в образовательном процессе . Электронное пособие (ЭП) – это электронное издание частично ( полностью ) заменяющее или дополняющее учебник .

Слайд 8

Мультимедийные технологии -объединение нескольких способов подачи информации – текст, неподвижные изображение (рисунки и фотографии), движущиеся изображения (мультимедиа и видео) и звук . Термин мультимедиа используют для характеристики компьютерных систем, графической, звуковой, видео и иной информации. Преимущество использования мультимедийных технологий в образовании : Информационная емкость Компактность Эмоциональная привлекательность Наглядность Мобильность Интерактивность Многофункциональность

Слайд 9

Выводы по главе I: Таким образом , информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) заняли прочное место в образовании. Мультимедиа является исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности , гибкости , и интеграции различных видов наглядной учебной информации , а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации .

Слайд 10

Электронное пособие содержит разделы: 1. «Вопросы теории и организации музыкального образования в школе »; 2. «Основные виды музыкальной деятельности школьников на уроке музыки »; 3. «Методика проведения уроков музыки ».

Слайд 11

В электронном пособии представлен раздел «Методика музыкального образования школьников с практикумом». Раздел состоит из 8 тем в первом разделе и 6 тем во втором разделе: 1.Задачи и содержание курса «Методика музыкального образования в школе». 1 .2.Учитель музыки. 1.3.Урок музыки. 1.4.Планирование и учет музыкальной работы в школе. 5.Из истории музыкального воспитания. 1.6.Методы музыкального образования. 7.Методы музыкального воспитания . 1.8.Информационно- коммуникационные технологии и технические средства обучения в музыкальном образовании. Второй раздел состоит из 6 тем: 2.1. Алгоритм работы по слушанию музыки. 2.2. Хоровое пение. 2.3. Музыкальная грамота и музыкальная грамотность. 2.4. Музыкально-ритмические движения. 2.5. Игра на музыкальных инструментах. 2.6. Музыкально-творческая деятельность учителя и учащихся на уроке музыки.

Слайд 12

В электронном пособии представлен раздел « Методика проведения уроков музыки ». Он состоит из шести тем : Тема 1. Место и роль методики в системе музыкального образования . Тема 2. Тематизм программы Д.Б.Кабалевского . Тема 2.1. Интонационность как стержень тематизма программы « Музыка » Д.Б.Кабалевского . Тема 3. Методика музыкального образования в начальной школе (1 – 4 классы ). Тема 4. Методика организации внеурочной музыкально-воспитательной работы со школьниками . Тема 5. Методика музыкального образования в среднем звене (5 – 8 классы ). Тема 6. Учебно – методический комплект для начальной и основной школы , разработанный под руководством Д.Б.Кабалевского .

Слайд 13

Выводы по главе I. Обобщая теоретический и методический материал, можно сделать вывод о практической ценности электронных пособий. Электронные учебные пособия по учебным дисциплинам являются перспективными и их значимость в дальнейшем будет лишь увеличиваться.

Слайд 14

Заключение Бесспорным является то , что информационные технологии на сегодняшний день заняли прочное место в образовательном процессе . Созданное нами пособие доступно для восприятия , содержит большой объем информации и иллюстративного материала , помогает быстрому усвоению материала , способствует более эффективной самостоятельной работе учащихся по данной дисциплине , удобно в использовании .

Слайд 15

Благодарим за внимание! Мы готовы ответить на Ваши вопросы, принять замечания и предложения.