Формирование мотивации учащихся детской музыкальной школы к обучению игре на гитаре

Глухих Петр Андреевич

Сообщение-доклад по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_motivatsii_k_obucheniyu_igre_na_gitare.docx17.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование мотивации учащихся детской музыкальной школы

к обучению игре на гитаре

В настоящее время всё более возрастает интерес обучения игре на гитаре и увеличивается число желающих заниматься на этом инструменте. Гитара становится все более популярной. Большой приток учащихся в детскую музыкальную школу должен был бы вызвать рост уровня исполнительского мастерства. К сожалению, уровень игры остается невысоким. В данной ситуации важным является мотивация детей к обучению игре на гитаре.

Все мотивы обучения можно подразделить на две большие группы. Первые связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения. К ним относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Вторая группа мотивов связана с потребностями ребенка в общении с другими людьми, их оценкой и одобрением, желание ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

Под «мотивацией» мы понимаем совокупность побуждений к обучению игре на гитаре. Учебная деятельность учащихся ДМШ побуждается целой системой разнообразных мотивов. Побудительная сила мотивов различается в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

В соответствии с данным разделением мотивов можно выделить основные причины интереса к гитаре. К ним относятся в первую очередь желание детей повысить уважение к себе со стороны сверстников. Иногда интерес к гитаре возникает после прослушивания какого-либо произведения. Достаточно часто это эстрадная композиция или песня. Большое количество детей приходят в ДМШ под влиянием родителей. Гитара привлекает своей мобильностью и красотой звучания.

В своей практике я постоянно сталкиваюсь с проблемой снижения интереса к инструменту в начале обучения. Это связано с тем, что в современном обществе сложилось неправильное отношение к искусству игры на классической гитаре. Подавляющее большинство считает гитару несерьезным инструментом. Бытует мнение о гитаре как об инструменте, пригодном только для простейшего аккомпанемента пению. Поэтому, большинство детей, приходящих в ДМШ не представляют себе объема требований, предъявляемых к ним в процессе обучения. Ученики сразу сталкиваются с большой нагрузкой по специальности, а также по другим дисциплинами.

Стоит также отметить, что в системе отечественного музыкального образования гитара не имеет академического статуса и ошибочно находится в народном отделе.

Часто первые шаги в освоении инструмента достаточно трудны и требуют ежедневной практики, к которой дети еще не приучены. Учащиеся и их родители не понимают и не видят конечных результатов.

Кроме того занятия ученика в музыкальной школе, как правило, имеют профессиональную направленность. Однако, не все выпускники музыкальных школ становятся профессиональными музыкантами. Так как стать профессиональным музыкантом хотят не многие, а других преимуществ музыкального образования родители, определяющие своих детей в музыкальную школу, не знают, возникает вопрос: для чего приобретать инструмент, вкладывать в обучение ребенка много времени, сил и средств?

Другая распространенная причина – несоответствие желаний ребенка с программой ДМШ. Добровольно возникшее желание играть на гитаре перерастает в обременительную обязанность. Дети и родители крайне мало слышат в исполнении на гитаре классической музыки. Многим людям привычнее видеть гитару в компаниях, и слышать исполнение лёгкой музыки. Сталкиваясь на уроках с классической музыкой, а не с ожидаемым музыкальным материалом, возникают проблемы с подбором репертуара. Образцы классической музыки, на основе которых и должно происходить овладениями навыками игры на музыкальном инструменте кажутся детям, и что особенно немаловажно, и родителям, слишком серьезными или даже скучными. И как следствие, интерес к овладению гитарой постепенно пропадает.

Также необходимо учитывать большую загруженность детей в общеобразовательных школах. По этим причинам начинается снижение интереса, как к гитаре, так и к классической музыке в целом.

Поскольку мотивация выступает особым «двигателем» в обучении, то ее специальное развитие рассматривается нами как важнейшая задача музыкально-образовательного процесса.

Считаю, что задача педагога детской музыкальной школы состоит в том, чтобы суметь заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом, и тогда необходимый для этого труд постепенно станет потребностью.

Для поддержания интереса к занятиям необходимо учитывать как внешние, так и внутренние мотивы, т.е. психологические особенности каждого учащегося.

Для успешного решения проблемы мотивации учащихся, преподавателю хорошо применять весь спектр известных и адекватных мер, следует любым способом заинтересовать каждого учащегося в отдельности. И, конечно же, выбор репертуара с учётом желаний учащегося играет в этом вопросе немаловажную роль. Но всегда следует помнить о том, что ни при каких обстоятельствах нельзя идти на поводу у учащихся относительно их плохого вкуса и сомнительных музыкальных пристрастий. Поэтому одна из самых важных и самых сложных задач педагога классической гитары заключается в том, чтобы привить ученикам хороший вкус, чтобы они получали истинное удовольствие от исполнения классической музыки и полюбили ее, но при этом не отбив у них желания играть на гитаре.

Повышению интереса к занятиям способствуют концертная деятельность и ансамблевая практика.

Кроме того, преподавателям-гитаристам необходимо постоянно проводить работу с родителями своих учеников в области пропаганды классической гитары: предлагать им ходить на концерты и мастер-классы профессиональных исполнителей, посещать концерты организованные ДМШ, а также знакомиться с видео- и аудио - записями выдающихся гитаристов. Такая «воспитательная» работа должна помочь преподавателю заинтересовать искусством не только детей, но и их родителей, сформировать верное представление о гитаре, как о классическом музыкальном инструменте. Это очень важно, потому что учащиеся должны видеть и чувствовать, что их музыкальные занятия и творческие достижения нужны не только преподавателю, но и окружающим их близким людям.

На основе вышеизложенного, можно сделать вывод, что у каждого ученика должна быть сформирована не эпизодическая, а внутренняя мотивация, подлинный интерес к гитаре, глубокое понимание и любовь к этому инструменту. Следует помнить, что истинная мотивация учащихся формируется постоянно на всем протяжении педагогического процесса, причем на всех его уровнях и касается абсолютно всех его аспектов.