Конспекты уроков по музыке 5 класс

Кулиева Валерия Андреевна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Класс: 5                                                                         Студентка: Кулиева Валерия

Дата:

Учитель: Евсеева Лилия Викторовна

Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов»

Тип урока: Углубление в тему (обобщение)

Вид урока: смешанный урок (лекция, беседа)

Цель: «Познакомить с народным фольклором в русской классической музыки»

Задачи: 

Личностная: воспитывать эмоциональную отзывчивость, на примере слушания музыки

Метапредметная: познакомить учеников с русским композитором А. К. Лядовым и его музыкальным произведением «Кикимора»

Предметная: развивать умение слышать музыку, анализировать её.

Методы:

  1. Наглядный
  2. Практический
  3. Словесный (беседа, рассказ, пояснение)
  4. Объяснительно- иллюстративный.

Структура:

1.Орг. момент

2.Слушание А.Е. Варламов «Горные вершины»

3.Слушание А.Г. Рубинштейн «Горные вершины»

4.Пение В. Веккер «Челябинск- ты моя любовь»

5.Слушание А. К. Лядов «Кикимора»

6.Итог

Оборудование: Наглядности (портреты композиторов, рисунок кикиморы, изображение муз. инструментов на ПК,) фортепиано, доска.

Учитель музыки:

Этап

Ход урока

хр.

1. Орг момент

2.Слушание А.Е. Варламов «Горные вершины»

3.Слушание А.Г. Рубинштейн «Горные вершины»

4.Пение В. Веккер «Челябинск- ты моя любовь»

5.Слушание А. К. Лядов «Кикимора»

6.Итог

Здравствуйте ребята. Меня зовут Валерия Андреевна. Я очень рада с вами познакомиться. Начнем урок.   Давайте музыкально поздороваемся

Давайте вспомним что такое романс.

д. это небольшое вокальное произведение, в романсах раскрываются чувства и переживания человека, его отношение к жизни и природе.

Послушайте, знакомо ли вам это стихотворение:

«Горные вершины спят во тьме ночной;

Тихие долины полны свежей мглой;

Не пылит дорого, не дрожат листы...

Подожди немного, отдохнешь и ты.

Знакомо вам это стихотворение?»

д. да.

Кто может мне назвать автора этого стихотворения?

д. М.Ю. Лермонтов.

Совершенно верно.  Сейчас вы услышите отрывок произведения, скажите – можно ли назвать это произведение романсом.

Слушаем.

д. можно

на прошлом уроке вы давали характеристику этого произведения кто может назвать характерные черты этой музыки?.

д. спокойная, нежная, лирическая, душевная.

Совершенно верно, эти черты несомненно передают характер романса.

А теперь мы послушаем второй романс на эти же стихи.  И вы мне ответите в чем отличия этих двух произведений.

Слушаем.

Так в чем же отличия этих двух романсов?

д. отличий почти нет музыка очень похожа, она одинаково ласковая, спокойная.

 Как вы считаете в каком романсе музыка более точно передает характер стихотворения.

д.  в обоих романсах.

Я тоже так считаю.

Сейчас мы с вами немного попоем.

Послушайте песню, которую я для вас сегодня приготовила.

Ее написал Владимир Веккер, а называется она «Челябинск, ты моя любовь».

ВХР

Трудности:

Методы:

- Поступенное движение вниз,

- скачки,

-ритмические ,

- проговаривание согласных, замыкание фраз.

-графический показ показ голосом образное сравнение,

- прохлопывание ритма мелодии,

-ассоциации, собственный показ.

Молодцы, вы здорово поработали.

Итак, мы вспомнили что такое романс. Но русские композиторы писали не только романсы. Например известный русский композитор Анатолий Константинович Лядов ученик русского композитора — сказочника Н. А. Римского -Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр (небольшие пьесы) на сюжеты русского фольклора.

Кто может мне сказать, что такое фольклор?

д. фольклор это устное народное творчество например сказки, былины, предания.

Не случайно мы с вами будем говорить именно о композиторе А. Лядове. Ведь основу его творчества составляют симфонические миниатюры на сюжеты русского фольклора. Анаторий Константинович родился в Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистичном мире. Лядов был прекрасным композитором и пианистом. Сказочные мотивы особенно  ярко проявились в позднем творчестве композитора. Волшебный мир сказки вдохновлял его. Лядов говорил «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте того, чего нет, только тогда я буду счастлив»

Сегодня мы познакомимся со сказочной картиной «Кикимора». Знаете кто это?

д. сказочный персонаж живущий в болоте.

Скажите а кикимора это положительный или отрицательный герой?

д. отрицательный.

Сюжетом Кикиморы послужили различные старинные поверья славяно- русского народа. Лядов взял рассказы о том, как живет и растет Кикимора, как изводит и пугает человека, и как зло на уме держит. Прочитайте народное сказание о Кикиморе.

Послушаем как композитор изобразил это коварное существо.

Ребята, а если бы мы не знали название этого произведения мы могли бы понять о ком пойдет речь?

д.нет.

Мы могли бы только почувствовать характер и настроение музыки.

Скажите,  а музыка сразу начинает рассказывать о злой кикиморе?

д. нет. Сначала музыка напоминает колыбельную.

 Верно, сначала музыка показывает нам маленькую Кикимору. Она еще не научилась делать гадости. Но затем музыка наполняется резкими выкриками.

Звучание каких инструментов вы услышали?

д. скрипки, духовые инструменты, флейты, гобой (показ иллюстраций)

Попробуйте описать характер самой кикиморы.

Послушайте как заканчивается это произведение.

Что можно представить?

д. Кикимора убежала в глубь болота. И на прощание взвизгнула.

Какие краски вы бы использовали при рисовании этой злодейки?

д. зеленые, коричневые, черные.

Давайте каждый из вас нарисует Кикимору. Можете нарисовать только саму Кикимору, а можете нарисовать вместе с ней и место, где она обитает.

Начнем.(повторное слушание)

.

какие интересные рисунки  у вас получились, и все разные.  Скажите а интересно было бы жить если бы не было сказок?

 Нет.

А почему?

Итак скажите мне пожалуйста, что такое фольклор?

д. устное народное творчество (сказки, былины)

а кто автор произведения Кикимора?

д. А.К. Лядов

где живет Кикимора?

д. в болоте.

 Дома пожалуйста закончите рисунок Кикиморы. Спасибо вам за урок.

До свидания.

5мин.

3 мин.

3 мин.

15 мин.

4 мин.

5 мин.

10 мин.



Предварительный просмотр:

  Класс: 5                                                                         Студентка: Кулиева Валерия

Дата:  

Учитель: Евсеева Лилия Викторовна

Тема урока: «Симфоническая сюита «Шахеразада» Н. А. Римского- Корсакова»

Тип урока: Получение новых знаний

Вид урока: Эвристическая беседа

Цель: «Раскрыть особенности симфонической сюиты.»

Задачи: 

Личностная: воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству

Предметная: научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности

  Метапредметная: развивать интерес к музыке через творческое самовыражение

Методы:

  1. Проектный;
  2. Наглядный;
  3. Практический;
  4. Словесный (беседа, рассказ, пояснение);
  5. Объяснительно- иллюстративный.

Структура:

1.Орг. момент

2.Пение В. Веккер «Челябинск- ты моя любовь»

3.Слушание А.Н. Римский-Корсаков сюита «Шахеразада»

4.Видео. Отрывок балета «Шахеразада» А. Н. Римский- Корсаков

5.Итог

Оборудование: Наглядности (портрет композитора, образы моря,) фортепиано.

Учитель музыки:

Этап

Ход урока

хр.

1. Орг момент

2.Пение В. Веккер «Челябинск- ты моя любовь»

3. Слушание А.Н. Римский-Корсаков сюита «Шахеразада»

4. Видео. Отрывок балета «Шахеразада» А. Н. Римский- Корсаков

5.Итог

Здравствуйте, садитесь.

На прошлом уроке было задано домашнее задание.

Откройте пожалуйста тетради, я посмотрю как вы раскрасили и дорисовали свою иллюстрацию.

У вас получились совсем разные рисунки, ведь все мы чувствуем музыку по- разному.

У вас было еще одно небольшое задание. Повторить и выучить слова песни о нашем любимом городе.

Примите певческую позу и продемонстрируйте знание песни

ВХР

Трудности:

Методы:

- проверка текста, заучивание слов.

- проговаривание согласных, замыкание фраз.

- чистое интонирование

-Конкурс «по рядам» (дети ставят друг другу оценки за исполнение)

- собственный показ

- показ, ассоциации, сравнение

 

Произведение в каком жанре вы исполняли?

д. песня.

Проверим вашу память, кто хочет 5 баллов назовите автора песни.

д. Владимир Веккер

Мы отлично поработали.

Скажите какое произведение мы слушали на прошлом уроке?

д. Кикимора

Вспомните, что послужило литературной основой «Кикиморы»?

д. сказки о Кикиморе.

А русские сказки, былины, поверья это что?

д. народный фольклор

Сегодня мы познакомимся с музыкальным произведением, в основе которого тоже лежит фольклор, но уже восточный.

Н.А. Римский-Корсаков, русский композитор ХIХ века.  Он очень любил русский фольклор. Он написал 15 опер по мотивам русских сказок. По своему образованию Римский- Корсаков был морским офицером, по долгу службы он совершил кругосветное плавание.  Во время путешествия композитор побывал в некоторых восточных странах и очень заинтересовался культурой и бытом этих государств. Особенно ему понравились арабские сказки под общим названием «Тысяча и одна ночь».

Вы слышали это название? Может кто знаком с некоторыми из этих сказок?

д. «Али- Баба и 40 разбойников», «Синдбад мореход», «Волшебная лампа Алладина»

Римский-Корсаков решил написать музыку к этим сказкам

У Римского-Корсакова сюита напоминает симфонию и тоже состоит из четырёх частей. Сюита и части сюиты имеют названия, т.е. имеют программу. Можно сказать, что композитор настраивает слушателей на определённые сюжеты и образы. Все вы знаете что такое программа. Скажите, что это?

д. последовательность действий.

Как вы думаете у музыки может быть своя программа?

д. да.

Скажите, что будет служить программой в музыке?

д.---

Даю подсказку в театре продают программки что в них написано?

д. сюжет представления.  Значит программа в музыке это ее сюжет 

Совершенно верно то есть музыка у которой есть сюжет называется...

д. программная музыка.

Композитор назвал сюиту «Шехеразада» и приложил к партитуре следующую программу. Прочтите в учебнике на стр. 21.

На какие два образа настраивает нас композитор?

д. Шахеразады и Шахриара.

Давайте послушаем фрагмент 1-й части сюиты и подумаем, какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы передать образы главных персонажей.

Закройте пожалуйста глаза и сосредоточьтесь. Послушайте сколько разных музыкальных образов вы услышите

Слушаем. (По очереди сначала море)

 Какие образы передает композитор в музыке?

д. море. Плывет корабль Синдбада а рассказывает эту сказку Шахеразада султану Шахриару

Мы выделили несколько образов. Теперь нам нужно определить какие инструменты озвучивают каждый образ.

Повторное слушание образов.

Давайте назовем и запишем средства музыкальной выразительности для наших образов.

Шахеразада

Шахриар

Мелодия: (плавная лиричная)

Динамика: (спокойная)

Тембры: (теплые, нежные)

Мелодия: (громкая, резкая)

Динамика: (бурная)

Тембры: (холодные,свирепые)

Итак, мы послушали только первую часть этого произведения а всего их четыре. Ответьте мне что же такое симфоническая сюита?

д.--

Она похожа на миниатюру? Чем?  В чем отличия? (Миниатюре один сюжет и одна часть.  А в сюите может быть несколько сюжетов и частей.)

Значит, сюита это ...

д.  Цикл произведений из самостоятельных частей, объединённых общим замыслом.

На премьере этой сюиты зал был полон зрителей. Сюита имела настолько большую популярность что по ее сюжету даже поставили балет. Давайте посмотрим отрывок.

А теперь мне бы очень хотелось, что бы вы изобразили рисунком один из трех образов этой сюиты. Шахриара, Шахеразаду или море. Пожалуйста приступайте и не забудьте передать в рисунке характер музыки (повторное слушание).

Заканчиваем.

Скажите, о каком композиторе шла речь на нашем уроке?

д. Римском- Корсакове.

Вспомните жанр музыкальных произведений который мы сегодня узнали?

д. симфоническая сюита.

Какие три образа мы услышали?

д. Шахриара, Шахеразады и моря.

Так в чем же различия сюиты от миниатюры?

д. в миниатюре одна часть в сюите несколько, но объединённые общим смыслом

А что у них общее?

д. есть сюжет оба произведения для симфонического оркестра

Спасибо за урок, до новых встреч!

2 мин.

15 мин.

6мин.

5мин.

5мин.

10 мин.

2 мин.



Предварительный просмотр:

  Класс: 5                                                                         Студентка: Кулиева Валерия

Дата:  

Учитель: Евсеева Лилия Викторовна

Тема урока: «Музыка в кино, в театре и на телевидении».

Тип урока: Получение новых знаний

Вид урока: Эвристическая беседа

Цель: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.

Задачи: 

Личностная: воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству.

Предметная: научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности; дать понятия: «опера», «балет».

  Метапредметная: развивать интерес к музыке через творческое самовыражение.

Методы:

  1. Проектный;
  2. Наглядный;
  3. Практический;
  4. Словесный (беседа, рассказ, пояснение);
  5. Объяснительно- иллюстративный.
  6. Метод размышления.

Структура:

1.Орг. момент

2. Загадки.

3. Н.А. Римский-Корсаков «Ария Снегурочки» видеофрагмент.

4.  С.С. Прокофьев балет «Золушка» танец Феи Весны видеофрагмент.

5. Физминутка

6. Разучивание Е. Крылатов «Мы маленькие дети»

7. Музыкальная викторина.

8. Итог.

Оборудование: Наглядности, презентация, проектор, ПК, фортепиано.

Учитель музыки:

Этап

Ход урока

хр.

1. Орг момент

2.Загадки.

3. Н.А. Римский-Корсаков «Ария Снегурочки» видеофрагмент.

4.  С.С. Прокофьев балет «Золушка» танец Феи Весны видеофрагмент.

5.Физминутка

6.Разучивание Е. Крылатов «Мы маленькие дети».

7.Музыкальная викторина.

8.Итог.

Здравствуйте, ребята. Давайте музыкально поздороваемся.

Слайд 1. Обратите внимание на тему урока.

Я для вас приготовила загадки.

                             Он работает играя.

                           (Есть профессия такая!)

                           Он на сцене с давних пор.

                           Та профессия -        слайд 2(актер)

Он спектаклем заправляет,

Наизусть все сцены знает,

Учит он как роль играть.

Как профессию назвать? (режиссер)слайд 3

                           «Меню» в театре составляют

                           На весь сезон из разных пьес.

                           И только то, в него включают,

                           Что вызывает интерес?  (афиша) слайд 4

Пачку, пуанты надела Марина,

На сцену впорхнула, она -    (балерина) слайд 5

                           Со звонком он в зал придет,

                           Место нужное займет.

                           Посмотрев спектакль хороший

                           Будет хлопать он в ладоши?    (зритель) слайд 6

Есть у каждого в квартире

Он расскажет: что же в мире

Происходит каждый день.

Говорить ему не лень.

Папа смотрит там футбол

И кричит все время – «Гол!»,

Мама любит сериалы,

Что идут на всех каналах,

Ну, а я, -  «Спокойной ночи»

И мультфильмы очень, очень!   (телевизор) слайд 7

У: Мы отгадали все загадки, и думаю, что вы догадались, о чем сегодня на нашем уроке пойдет речь?   Слайд 8

Д:  О театре, кино и телевидении.

У: Напоминаю, что тема нашего урока Музыка в театре, кино и на телевидении. А так как у нас урок музыки, то что, мы должны будем выяснить?

Д: Какую роль играет музыка в этих видах искусства.  Слайд  10

Будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их, а также, узнаем, как называется литературный текст, для театральных постановок и кинофильмов.

У: Посмотрите внимательно и скажите, к какому музыкальному произведению относится данная иллюстрация?

Слайд 9   Опера «Снегурочка» -  автор русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков.

У: Правильно, это иллюстрация к опере «Снегурочка». Кто автор оперы? Кто нам скажет, на какой литературный сюжет написано это музыкальное произведение. Опера написана на сюжет весенней сказки русского писателя и драматурга Александра Николаевича Островского.

Давайте вспомним, что такое опера – музыкальный спектакль, в котором герои поют. Слайд 10. Посмотрим фрагмент оперы. Ария Снегурочки.

Обратимся к следующей иллюстрации. Слайд 11. К какому музыкальному произведению она относится?

Балет «Золушка» - русский композитор Сергей Сергеевич  Прокофьев.

Балет написан на сюжет сказки французского писателя Шарля Перро «Золушка». Посмотрим фрагмент балета. Танец Феи Весны.

У: Какое значение имеет музыка в опере и балете?

Д: В опере поют, в балете под музыку танцуют.

У: А если мы уберем музыку из оперы и балета, что станет с этими жанрами?

Д: Они потеряют свою красоту и выразительность.

Физкультминутка

У: Я думаю, что каждый из вас когда-то был в театре. Какие театры есть нашем городе? (с 12 по 17слайд; последний Кукольный)

У: Но где же еще  мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр?

Д: Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм. Слайд 18

У: Да, телевидение дает нам возможность услышать многообразие музыки.

В каких передачах мы встречаемся с музыкой?

Д: Концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов. Передачи «Две звезды», «Минута славы», «Песня года», «Утренняя почта», «Субботний вечер», мультфильмы и конечно кинофильмы.

У: Как вы думаете, нужен ли при создании кинофильма литературный текст? Мы знаем, что для оперы и балета это либретто, а для спектакля или кинофильма необходим сценарий, который пишут режиссер-сценаристы.

У: А какую же роль выполняет музыка в кинофильмах?

Д: Она дает характеристику герою, описывает события, предвещает, о чем либо, настраивает зрителя на определенные моменты.

У: В кинофильмах можно услышать много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей.  

У: Одной из таких песен стала… Впрочем вы сейчас сами мне и скажете, как она называется.

Слайд 19

ВХР

Трудности:

Методы:

- проверка текста, заучивание слов.

- проговаривание согласных, замыкание фраз.

- чистое интонирование

-Конкурс «по рядам» (дети ставят друг другу оценки за исполнение)

- собственный показ

- показ, ассоциации, сравнение

А сейчас музыкальная мультипликационная викторина - «Угадай-ка!» слайд 20. Каждый пишет сам. Потом проверим и поставим каждому оценку.

1. «Песенка Снегурочки» из м/ф «Ну, погоди!»    Слайд 21

2. «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка»    Слайд 22

3. «Неприятность эту мы переживем» из м/ф «Кот Леопольд»    Слайд 23

4. «От улыбки» из м/ф «Крошка Енот» слайд 24

5. «Песня друзей» из м/ф «Бременские музыканты» слайд 25

6. «Песня Чебурашки» из м/ф «Чебурашка» слайд 26

7. «Антошка» из м/ф «Антошка» слайд 27

8. «Песенка Винни-Пуха» из м/ф «Винни-Пух и все все все» слайд 28

9. «Песенка мамонтенка» из м/ф «Мама для мамонтенка» слайд 29

10. «Песенка Деда Мороза» из м/ф «Дед Мороз и лето» слайд 30

У: Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на уроке? Слайд 31

Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет совершенно разные роли:

-служит музыкальной характеристикой героев,

-создает атмосферу действия,

-показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам,

-делает популярными произведения композиторов,

-показывает мастерство певцов и музыкантов.

Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо работали и получаете положительные оценки.

5 мин.

3 мин.

5 мин.

5 мин.

2 мин.

13 мин.

8 мин.

2 мин.



Предварительный просмотр:

  Класс: 5                                                                         Студентка: Кулиева Валерия

Дата:  

Учитель: Евсеева Лилия Викторовна

Школа: №155

Тема урока: «Жанры вокальной и инструментальной музыки»

Тип урока: Получение новых знаний: баркарола, вокализ, песня без слов.

Вид урока: Эвристическая беседа.

Цель: раскрыть взаимосвязь музыкального и литературного искусства в жанрах вокальной и инструментальной музыки.

Задачи: Личностная: формировать музыкальный вкус, воспитывать позитивное отношение к классической музыке.

              Предметная: выявить особенности жанров: вокализа, баркаролы, песни без слов.

             Метаредметная: развивать навыки музыкального восприятия путём сравнительного анализа; расширять музыкальный кругозор учащихся.

Методы:

  1. Наглядный
  2. Практический
  3. Словесный (беседа, рассказ, пояснение)
  4. Объяснительно- иллюстративный

Структура:

1.Орг. момент;

2.Слушание «Венецианская ночь» М. И. Глинка;

3.Слушание «Баркарола» Ф. Шуберт;

4.Слушание «Вокализ» С. В. Рахманинов;

5.Слушание «Романс» Г. Свиридов;

6. Итог.

Оборудование: Наглядности (портреты композиторов, таблица), музыкальный проигрыватель, фортепиано.

Учитель музыки:

Этап

Ход урока

хр.

1. Орг. Момент

2.Слушание «Венецианская ночь» М. И. Глинка

3.Слушание «Баркарола» Ф. Шуберт

4. Слушание «Вокализ» С. В. Рахманинов

 

5.Слушание «Романс» Г. Свиридов

6. Итог

Музыкальное приветствие.

Садитесь.

На прошлых уроках мы с вами говорили о взаимосвязи музыки и литературы.  

С какими жанрами мы познакомились на прошлых уроках?

Вспомните кто исполнял эту музыку?

д. симфонический оркестр.

Занесите в тетрадь таблицу, которую вы видите на доске.

Автор

Название

Жанр

Слова

Тембр

Аккомпанемент

Сегодня мы поговорим о взаимосвязи музыки и литературы в других жанрах.

Продолжим разговори о романсе напомните, что это за жанр?

д. небольшое вокальное произведение.

Прочитайте стихотворение на стр. 25.

Сейчас вы услышите романс написанный в интересном жанре- итальянской баркаролы. Кто-нибудь слышал про такой жанр?

д. нет

Точный перевод слова баркарола — песня на воде. Родина этого жанра Италия. Барка в переводе с итальянского- лодка.

 Итальянские лодочники при перевозке пассажиров пели красивые умиротворяющие песни так и появился жанр баркарола — песня лодочников.

Послушайте романс «Венецианская ночь» Михаила Ивановича Глинки.

И скажите какие интонации мелодии помогают передать песню на воде.

Так какие интонации мелодии передают песню на воде?

 д. интонации плавного покачивания мелодии.

Что вы представили слыша эту музыку?

Представьте вы плывете вечером по тихой воде гондольере медленно гребет и напевает красивую мелодию в такт покачивания волн.  

Скажите должен ли характер и метроритм песни совпадать с покачиванием воды?

Может быть кто-нибудь был в Италии в Венеции и видел такие барки? А по телевизору? Расскажите, как происходит такое путешествие по реке?

Михаил Иванович неоднократно был в Венеции. Он три года жил в Италии. Он пытался передать всю красоту такой прогулки. Звездная ночь, мирное покачивание барки, и лирическая песня гондольера.

Заносим в таблицу характеристики произведения.

Теперь послушаем романс- баркаролу зарубежного композитора Франца Шуберта. Шуберт никогда не выезжал с юга Франции где родился. Но он очень хотел увидеть Италию нок сожалению он мог только слушать рассказы своих друзей. Он не видел Венецианских каналов и барок. Но сумел сочинить баркаролу в подражании другим произведениям.

 Послушайте и скажите какие общие черты у этих романсов.

д. одинаково лиричная мелодия спокойный темп, поэтичный текст романсов, метроритм покачивания волн.

Прочитайте русский перевод стихотворения положенного в основу романса Франца Шуберта. сл. Ф. Штольберга

Заносим в таблицу

Скажите, если симфоническая музыка писалась по сюжетам сказок, то вокальная музыка пишется на слова...?

д. стихотворений.

Вот мы и проследили взаимосвязь музыки и литературы.

Но что стало бы с песней без стихотворного текста?

д. осталась бы мелодия без слов.

Верно осталась бы только мелодия просто песня без слов.

Так называется отдельный жанр вокальной музыки.

Например вокализ- концертное произведение для пения с инструментальным сопровождением. Часто оно поется на гласный звук. Вокализ это упражнение для развития выразительности голоса в переводе с итальянского и означает - гласный, певучий.

Послушайте вокализ Сергея Васильевича Рахманинова.

Какие чувства возникают при слушании этой музыки?

В вокальной музыке где есть человеческий голос, не нужен текст т.к. голос несет информацию души человека.

Занесем в таблицу.

Песни без слов нередко имеют и другие названия например мелодия ария серенада и даже романс, но романс без слов. Но так же произведения с такими названиями иногда имеют слова.

Послушайте романс Георгия Свиридова.

Скажите, как вы считаете нужны ли в этом произведении слова. Или музыка итак передает чувства композитора?

д.да, нет.

Почему?

д. …

В этом произведении можно услышать дуэт двух инструментов.

Здесь совсем не человеческого голоса, но инструменты тоже могут передавать чувства и эмоции (разбор инструментов по куплетам.)

В последнем куплете вы слышите диалог с трубой. Никогда еще в музыке военная трубе не говорила о любви но Свиридов показал нам такое необычное сочетание

Многообразие чувств и мыслей переданных в таких произведениях, удивительная красота позволяет слушателям воспринимать эту инструментальную музыку как выразительную речь, убедительное высказывание, исповедь души человека.

Как вы понимаете смысл выражения

 «Музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем»?

д....

Какую главную мысль мы можем вынести из урока.?

д. в вокальной музыке слова необязательны. Музыка передает чувства и без слов.

О каких жанрах мы сегодня говорили?

Что такое песня без слов?

Что такое баркарола?

Что такое вокализ?

Что объединяет?

Что объединяет эти жанры?

До свидания.

 5мин.

15 мин.

10 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.



Предварительный просмотр:

  Класс: 5                                                                         Студентка: Кулиева Валерия

Дата:  

Учитель: Евсеева Лилия Викторовна

Тема урока: Тип урока: Получение новых знаний

Вид урока: Эвристическая беседа

Цель: Воспитание у детей эстетического чувства, интереса и любви к музыке, литературе и живописи, познакомить детей с боевыми подвигами русских воинов, которые нашли своё отражение в музыке и изобразительном искусстве.

Задачи: 

Личностная: воспитывать уважение к защитникам Отечества и памяти об их подвигах.

Предметная: учить учащихся внимательно слушать и понимать глубокий смысл музыкальных произведений, посвященных русским воинам.

  Метапредметная: развивать интерес к русской художественной литературе, на примере творческой личности Бородина формировать стремление к разностороннему развитию личности, воспитание патриотизма.

Методы:

  1. Проектный;
  2. Наглядный;
  3. Практический;
  4. Словесный (беседа, рассказ, пояснение);
  5. Объяснительно- иллюстративный.

Структура:

1.Орг. момент

  2.Беседа

  3.Слушание А.П. Бородин «Богатырская симфония»

  4.Беседа

  5.Разучивание С.Никитин «О маленьком трубаче»

  6.Итог.

Оборудование: Наглядности, презентация, проектор, ПК, фортепиано.

Учитель музыки:

Этап

Ход урока

хр.

1. Орг момент

2. Беседа

3. Слушание А.П. Бородин «Богатырская симфония».

4.Беседа

5.Разучивание С. Никитин «О маленьком трубаче»

6.Итог.

Музыкальное приветствие. Слайд 1

У: Обратите внимание на тему урока. О чем пойдет речь?

Сегодня на уроке мы постараемся найти подтверждение нашей темы в музыке русского композитора А.П.Бородина. Давайте подумаем, а что означает слово Богатырь?

Д: крепкий, сильный, большой…

- Какой корень в этом слове?

-Чем богаты эти люди?

(силой, умом, ловкостью, богом одаренный)

Посмотрите на экран, я приготовила для вас выдержки из словарей слова богатырь. Прочтите. Слайд 2

Таким образом, можно выделить три стороны, отличающие богатыря, как думаете какие? Слайд 3

Давайте посмотрим на портрет композитора, музыка которого сейчас прозвучит. Слайд 4

Можно ли по внешнему виду сказать, человек-богатырь?

Д: Да, крепкого телосложения, высокого роста.

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) – русский композитор, проявил себя и как крупный учёный, общественный деятель.

Бородин - “богатырь в жизни и богатырь в музыке”. Слайд 5 Стасов.

Замечательно характеризуют облик композитора слова В.В.Стасова: “Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его – великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединённые с изумительной страстностью, нежностью и красотой”.

В своей музыке Бородин воплотил величие и мощь русского народа, героические черты характера русских людей, величавые образы национального былинного эпоса. Основным средством музыкального высказывания у Бородина всегда является мелодия – широкая, песенная, пластичная.

Вторая симфония была написана в 1876 году. Друзья композитора называли её “славянской героической”, “львиной”, “богатырской”. Последнее название и закрепилось за этой симфонией.

Что такое симфония? Слайд 6

Д: Большое музыкальное произведение для симфонического оркестра.

У:  А что такое симфонический оркестр? Слайд 7

Д: Оркестр – это большой ансамбль музыкантов, совместно исполняющих инструментальное музыкальное произведение. Самый полный и совершенный по звучанию среди всех оркестров – это симфонический.

У: Послушаем фрагмент 1-й части симфонии. Слово симфония, часто пугает тех, кто не привык слушать серьезную музыку. Им кажется, что это длинное и скучное произведение. На самом деле это совсем не так.  Экспозиция, представьте, это как в музее, вы приходите посмотреть картины; в музыке - это есть показ двух основных тем симфонии, главной и побочной. Сейчас мы с вами их послушаем и найдем различия или сходства. Слайд 8

У: Что можно сказать о характере и качестве главной темы?

Д: Яркий, могучий, широкий, решительный, суровый, маршевый…

Побочная, вторая тема певучая и мягкая, песенная.

У: Какая из них рисует нам богатырский образ?

Д: Первая, то есть главная.

У: Таким образом, можно сделать вывод, что в музыке переданы два образа, первый – это образ защитника, богатыря, а во второй передано чувство любви, заботы, трепетного отношения к Родине. Слайд 9. Запишем в тетрадь.

Ещё раз послушаем экспозицию первой части и подумаем, какую известную картину можно представить, слушая эту музыку?

Д: “Богатыри” Виктора Васнецова. Слайд 10

На своей первой персональной выставке в 1898 году Васнецов показал "Богатырей", работа над которыми длилась около двадцати лет. Картина воссоздает образы трех любимейших народом героев былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности. Кто расскажет о каждом богатыре?

Илья Муромец на чёрном коне – центральная фигура. Степенно, неторопливо всматривается он в даль из-под руки. В тёмных глазах – твёрдость, уверенность. Доброе лицо сурово.

Добрыня Никитич –твёрд. Зря меч из ножен не выхватит. Лицо строгое, благородное.

Алёша Попович моложе своих товарищей. Глаза мечтательные и лукавые. Он и поэт, и гусляр (играет на гуслях).

- Чем богаты эти люди? (Илья Муромец - силой, Никита – умом, Алеша – ловкостью)

У: А что вы знаете о самом художнике? Слайд 11

Д: Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в далеком вятском селе в большой семье деревенского священника. Он рано начал рисовать. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника, на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к народному эпосу.

- Чем похожа музыка и картина? (характером содержания)

- С помощью чего в картине выражается богатырский характер? (цвет, композиция)

- При помощи, каких средств выразительности Композитор и художник нарисовали свои образы? (муз: минор, ритм, регистр; худ: композиция, контраст, краски). Слайд 12

У: А сейчас мне бы хотелось прочитать «Балладу о маленьком человеке» Р. Рождественского.

На земле безжалостно маленькой  жил да был человек маленький

У него была служба маленькая  и маленький очень портфель.

Но однажды прекрасным утром постучалась к нему война.

Автомат ему выдали маленький, сапоги ему выдали маленькие

И маленькую по размеру шинель.

А когда он упал,  некрасиво, неправильно в атакующем крике вывернув рот, то на всей земле не хватило бы мрамора,

Что бы вырубить парня в полный рост!

У: Можно ли этого маленького человека назвать богатырем? Если да то почему?

Маленький богатырь – какое интересное сочетание слов. Но ведь такие действительно есть. Маленький, в смысле молодой. “Мал золотник, да дорог”,- гласит народная мудрость. Наверное, это о нём, о нашем маленьком трубаче, который в трудную минуту не растерялся и сделал то, что должен был сделать. О нем сейчас прозвучит песня.

У: Что же такого геройского совершил наш маленький богатырь?

Д: Не растерялся, встал впереди, заиграл революционный гимн, повёл за собой солдат в бой.

ВХР

Трудности:

Методы:

- проверка текста, заучивание слов.

- проговаривание согласных, замыкание фраз.

- чистое интонирование

-Конкурс «по рядам» (дети ставят друг другу оценки за исполнение)

- собственный показ

- показ, ассоциации, сравнение

У: Итак, давайте подведём итог нашему разговору о том, можем ли мы увидеть музыку? Слайд 13

Д: Да, можем. Слушая музыку Бородина, мы представляем себе героев-богатырей, защитников нашей Родины. “Богатырей” Васнецова, маленького трубача и других русских солдат, которые в трудную минуту, не задумываясь, готовы защищать свою Родину.

Нужны ли в наше время богатыри? Какими вы их представляете?

Учитель: Вспомним определения, с которыми мы сегодня познакомились на уроке слайд 14

Спасибо за урок, до свидания. Слайд 15

5 мин.

5 мин.

10 мин.

5 мин.

15 мин.

5 мин.