Конспекты уроков по музыке 6 класс

Кулиева Валерия Андреевна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата: 2.10.14.                                                               Студентка: Кулиева Валерия

Класс: 6 «А».                                                               Методист: Шелепова Д. А.

Школа: №104.

Учитель: Желтикова Лариса Владимировна.

Тема четверти: “Мир образов вокальной и инструментальной музыки”.

Тема урока: «Уноси мое сердце в звенящую даль».

Цель: познакомить учащихся с новыми для них произведениями С. Рахманинова, расширить и углубить знания о творчестве великого русского композитора.

Задачи:

Личностная: воспитывать любовь и уважение к родине

Предметная: выявить особенности лирического образа в романсах Сергея Васильевича Рахманинова.

Метапредметная: развивать культуру художественного восприятия.

Тип урока: Формирование новых знаний.

Вид урока: Открытие новых знаний.

Методы:

1.Словесный (беседа, рассказ, пояснение).

2.Метод ассоциаций.

3.Практический.

4.Наглядный.

Структура:

1.Орг. момент.

2.Разучивание рнп «Во поле береза стояла».

3.Слушание С.В. Рахманинов «Сирень».

4.Работа с творческой тетрадью.

5.Слушание С.В. Рахманинов «Здесь хорошо».

6. Итог.

Оборудование: фортепиано, ПК, экран и проектор, доска, учебник, рабочая тетрадь.

Вокал:

Фортепиано:

Этапы

Ход урока

Хронометраж

1.Орг. момент.

Мотивация.

2. Разучивание рнп «Во поле береза стояла».

3. Слушание С.В. Рахманинов «Сирень».

4. Работа с творческой тетрадью.

5. Слушание С.В. Рахманинов «Здесь хорошо».

6. Итог.

Музыкальное приветствие.

(Включаю рнп «Во поле береза стояла»).

У: Знакома вам данная мелодия?

Д: отвечают.

У: Это русская народная песня «Во поле береза стояла».Для чего пели эту песню?

Д: Позвать весну.

У: Эта песня обрядовая. Ни одна песня не исполнялась просто так. Эту песню пели для того, чтобы скорее пришла весна, еда, счастье. Исполним песню.

Разучивание рнп «Во поле береза стояла».

Д: отвечают.

ВХР:

Трудности:                                            Методы:

Интонационные:      

-скачки;                                                 Звуковысотный показ.                        

-поступенное движение вниз;             Проигрывание мелодии.

Дикционные:

-замыкание слов и фраз.                     Собственный показ.

У: Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством великого человека, который жил и творил на рубеже XIX-XX веков. Это русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов. Его юность совпала с революциями. Он бежал от фашистов. Сначала он жил во Франции, потом переехал в США, где построил большой четырехэтажный дом. Несмотря на все его богатства, он не был счастливым, потому что счастливым он мог считать себя только дома на своей Родине. Каждый год он просил государство вернуться в Россию, но получал отказ.

С.В. Рахманинова называли величайшим композитором и пианистом всех времен, и как пианист он объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему дарили букет белой сирени. Для композитора сирень была символом Родины.  Как вы думаете почему?

Д: отвечают.

У: Воспоминания детства, много сирени где он родился, любимый цветок.

Родина Рахманинова – Новгородский край. Здесь он наполнился старинными напевами, колокольными звонами, здесь в нем пробудилась “бескрайняя любовь к России и ко всему русскому, народному. И даже в своей музыке он использовал образ сирени. Рахманинов очень любил сирень. Даже в завещании он просил на могиле посадить ему куст сирени. Это не просто дерево, куст или цветок.

Послушайте романс С.В. Рахманинова “Сирень” и скажите, какие чувства, ощущения вложил композитор в музыку?

С.В. Рахманинов «Сирень».

Д: нежность, любовь.

У: Верно, мечтательные, задумчивые интонации вырастают в распевную мелодию. Свежестью раннего весеннего утра веет от музыки романса “Сирень”. Это не случайно. Как вы считаете, что могло стать вдохновением для написания этого романса?

Д: отвечают.

У: Это была лучшая пора жизни композитора, ведь каждую весну и начало лета он проводил в Ивановке. В одном из своих писем впоследствии Рахманинов писал: “Именно здесь давно, когда я был еще совсем молод, мне хорошо работалось”. Эти воспоминания композитора легли в основу фрагмента рассказа Ю. Нагибина “Сирень”.

Чтение фрагмента рассказа Ю.Нагибина “Сирень”.

У: Как вы думаете, почему Рахманинов пытался попробовать сирень на вкус? Разве не достаточно было аромата, которым был пропитан воздух в саду?

Д: отвечают.

У: Разный цвет сирени вызвал у него желание сравнить не только аромат, но вкусовые качества. Заметили ли вы в мелодии романса различные интонации или он был насыщен одним цветом?

Д: отвечают.

У: В мелодии было развитие, которое наполнило его целой цветовой палитрой. Например, во второй части романса звучат более напряженные интонации. Они выражают чувство взволнованности и мечты о счастье. Какими красками вы бы изобразили этот романс и почему?

Д: Нужно взять прозрачные, светлые, нежные акварельные краски (розовые, сиреневые, голубые, зеленые), потому что музыка воздушная, нежная, прозрачная, утонченная, наполненная ароматом запаха сирени.

У: какие образы природы можно увидеть, слушая романс?

Д: яркие образы оживающей природы, услышать шум ветра, дыхание весны. 

У: Музыка этого романса отмечена исключительной естественностью и простотой, замечательным слиянием лирического чувства и образов природы, выраженных посредством тонких музыкально-живописных элементов.

Какой образ воплощает в себе данный романс?

Д: лирико-философский.

У: Обратимся еще к одному романсу С.В. Рахманинова «Здесь хорошо».  Он также принадлежит к выдающимся образцам светло-созерцательных лирических произведений Рахманинова. Послушайте и скажите о чем этот романс.

Слушание С.В. Рахманинов «Здесь хорошо».

Д: о природе.

У: Романс построен, можно сказать, "на одном дыхании" - столь непрерывно льется музыка в гибком сплетении мелодических фраз голоса и фортепиано, в пластичных гармонических и ладотональных переходах. Какие интонации слышны в произведении?

Д: отвечают.

У: какой образ воплощает данный романс?

Д:  лирико-психологический.

У: Мелодия романса рождается из начальной вокальной фразы.

У: Как вы думаете, что главное в этом романсе?

Д: бесконечная любовь к России.

У: верно, Последние романсы Рахманинова относятся к 1916 году. Как он уехал из России он перестал писать. «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя…» - говорил он. Имя Рахманинова было под запретом, и его произведения не исполнялись ни на концертной эстраде, ни в учебных классах консерватории.  Об этом есть воспоминания людей. Но Россия всегда жила в его памяти.

Мы с вами тоже любим нашу родину. Подведем итог нашего урока. Сочините четверостишие, посвященное нашей родине – России.

До свидания.

1 мин.

10 мин.

10 мин.

5 мин.

9 мин.

5 мин.



Предварительный просмотр:

Дата: 25.09.14.                                                                    Студентка: Кулиева Валерия

Класс: 6 «А».                                                                      Методист: Шелепова Д. А.

Школа: №104

Учитель: Желтикова Лариса Владимировна

Тема урока: «Русский романс».

Цель: Воспитание любви к русскому романсу.

Задачи:

Воспитывающая: воспитывать интерес к музыке, воспитывать эмоциональный отклик на музыку.

Обучающая: закрепить понятие «романс», познакомить с произведениями М. И. Глинки и А. Е. Варламова.

Развивающая: развивать представление детей о многообразии русского романса.

Методы:

1.Словесный (беседа, рассказ, пояснение).

2.Метод ассоциаций.

3.Практический.

4.Наглядный.

Структура:

1.Орг. момент.

2.Разучивание А. Дольский «Удивительный вальс».

3. Слушание А. Е. Варламов «Красный сарафан».

4. Слушание М. И. Глинка «Я помню чудное мгновенье».

5. Работа с учебником.

6. Итог.

Оборудование: фортепиано, ПК, экран и проектор, доска.

Дирижирование:

Вокал:

Фортепиано:

Этапы

Ход урока

Хронометраж

1.Орг. момент.

2.Разучивание А. Дольский «Удивительный вальс».

3. Слушание А. Е. Варламов «Красный сарафан».

4. Слушание М. И. Глинка «Я помню чудное мгновенье».

5. Работа с учебником.

6. Итог.

Музыкальное приветствие.

У: Я сегодня для вас приготовила песню. Послушайте и скажите какой у нее характер. Обратите внимание на мое исполнение.

А. Дольский «Удивительный вальс».

Скажите, какой характер у этой песни?

Д: отвечают.

У: Как я исполнила песню?

Д: первый куплет с любовью, второй куплет с настойчивостью, первую часть куплета нежно, а вторую часть строго и упрямо.

У: верно. Каждое исполнение – особенное. Каждый чувствует музыку по разному. Исполните мне первый куплет.

ВХР:

Трудности:                                            Методы:

Интонационные:      

-скачки;                                                 Звуковысотный показ.

                                 

-поступенное движение вниз;             Проигрывание мелодии.

Дикционные:

-замыкание слов и фраз.                     Собственный показ.

У: Хорошо. О чем мы пели песню?

Д: о любви к Ленинграду.

У: верно. Скажите, как называют вокальное сочинение написанное на стихотворение любовного характера?

Д: романс.

У: совершенно верно. Назовите главную тему такого вокального сочинения?

Д: любовь, человеческие чувства.

У: верно. В романсах запечатлены прекрасные качества души русского человека, его устремленность к истине, добру, красоте и любви. Талантливый исполнитель романса словно сливается с образом героя романса и передает полноту его чувств. Один из великих композиторов, который писал романсы Александр Егорович Варламов (1801-1808). Среди его знаменитых романсов хочу отметить «Красный сарафан». Послушайте и скажите о чем оно.

А. Е. Варламов «Красный сарафан».

У: Почему романс называется «Красный сарафан»? Как вы думаете?

Д: отвечают.

У: В Древней Руси на свадьбу надевали красный сарафан. В старину считалось, что девушка, которая выходит замуж, является «умершей» для своей прошлой девической жизни и для своей семьи, и после замужества уходила в семью мужа. На венчании девушка была одета в скромный и печальный наряд. Именно красный сарафан символизировал начало новой жизни.

У: Как вы считаете, в романсе, который мы сейчас услышали, девушка хотела выйти замуж?

Д: отвечают.

У: Девушка не хотела замуж. Слышали ее слова: «Золотая волюшка
Мне милей всего!»?

Д: отвечают.

У: Напоем мелодию романса.

У: верно. Мы с вами говорили, что главная тема романса – любовь. Послушайте одно замечательное стихотворение о любви.

А.С. Пушкин «Я помню чудное мгновенье».

У: Назовите автора стихотворения.

Д: А.С. Пушкин.

У: верно. Кому посвящено это стихотворение?

Д: отвечают.

У: откройте страницу учебника 14. Здесь изображен Александр Сергеевич Пушкин и Анна Петровна Керн. Пушкин был очень влюблен в Анну Петровну и посвятил ей это стихотворение. Один великий композитор написал романс на стихотворение А.С. Пушкина. В нашем городе есть театр, названный в честь этого композитора, он расположен в конце Арбата. Подскажите его название.

Д: Театр Оперы и Балета.

У: верно. А в честь кого он назван?

Д: Михаил Иванович Глинка.

У: Верно, М. И. Глинка написал романс на данное стихотворение в 1840 году, через несколько лет после трагической гибели Пушкина. Он посвятил романс дочери Анны Петровны –Екатерине Ермолаевне Керн. Этот романс считается шедевром романсной лирики, одним из лучших произведений XIX века. Послушайте и скажите какое настроение у романса.

М. И. Глинка «Я помню чудное мгновенье».

У: Прочитаем каждое четверостишие и попытаемся дать им название.

На сколько частей можно поделить данное стихотворение?

Д: на три части.

У: Первая часть – воспоминание о первой встрече, вторая – горечь разлуки с любимой и третья – радость вновь наступившего свидания.

У: Обратимся к романсу М. И. Глинки. Какие чувства он у вас вызвал?

Д: отвечают.

У: Романсы великолепно передают палитру человеческих чувств и переживаний. Я надеюсь, вы в этом сегодня убедились. Вот почему шедевры русского романса устанавливают незримые связи между композитором, исполнителем и слушателем и оказывают целительное, благотворное воздействие на душу человека.

2 мин.

12 мин.

10 мин.

10 мин.

5 мин.

1 мин.



Предварительный просмотр:

Дата: 13.11.14.                                                               Студентка: Кулиева Валерия

Класс: 6 «А».                                                                    Методист: Шелепова Д. А.

Школа: №104

Учитель: Желтикова Лариса Владимировна

Тема четверти: “Мир образов вокальной и инструментальной музыки”.

Тема урока: «Русская духовная музыка».

Цель: приобщение учащихся к духовной музыке как части отечественной культуры и формирование у них интереса и положительной мотивации к художественно-эстетическому направлению внутри гуманитарного профиля.

Задачи:

Личностная: воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;

Предметная: пробудить интерес к духовной музыке через слушание и исполнение музыки, соответствующих жанров.

Метапредметная: развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего.

Методы:

1.Словесный (беседа, рассказ, пояснение).

2.Метод сравнения.

3.Практический.

4.Наглядный.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Вид урока: урок-беседа.

Структура:

1.Орг. момент.

2. Пение рнп «Во поле береза стояла»

3. Слушание Знаменный распев «Дева днесь пресущественного рождает»

4. Слушание Д. Бортнянский «Слава отцу и сыну».

5. Разучивание Д. Бортнянский «Слава отцу и сыну».

6. Видеоролик «Церковное пение».

7. Итог.

Оборудование: фортепиано, ПК, экран и проектор, доска.


Вокал:

Фортепиано:

Этапы

Ход урока

Хронометраж

1.Орг. момент.

2.Пение рнп «Во поле береза стояла»

3. Слушание Знаменный распев «Дева днесь пресущественного рождает»

4. Слушание Д. Бортнянский «Слава отцу и сыну».

5. Разучивание Д. Бортнянский «Слава отцу и сыну».

6.Видеоролик «Церковное пение».

7. Итог.

Музыкальное приветствие.

У: Узнали эту песню? Для чего предназначена данная песня? Какая она?

Исполним обряд призыва весны, выходим в хоровод.

Пение рнп «Во поле береза стояла».

У: Русская музыка формирует наиболее важные стороны русской души любого россиянина. Как вы думаете, почему?

Д: отвечают.

У: Ведь русская музыка – это своеобразная летопись истории нашей страны. Истоки русской музыки находятся в глубокой древности. Её корни в народном искусстве. Чем славился русский народ?

Д: отвечают.

У: Русский народ всегда славился своей музыкальностью. Как думаете, откуда появилось большое разнообразие жанров песни? Какие жанры вы знаете?

Д: отвечают.

У: Песня сопровождала человека от рождения до смерти.

Этим объясняется и большое разнообразие песенных жанров среди которых есть былинные, трудовые, обрядовые песни, трудовые, игровые и многие другие.

Сейчас послушайте произведение и скажите какая эта музыка и где она может звучат.

Слушание Знаменный распев «Дева днесь пресущественного рождает».

Д: это духовная, церковная, божественная музыка, она может звучать в церкви.

У: откройте страницы 50-51 учебника и прочитайте их.

Как исполнялось это произведение?

Д: пение без сопровождения – a capella. В русских христианских церквях звучат произведения только a capella, музыкальное сопровождение свойственно католикам.

 У: Так что же мы с вами сейчас слушали?

Д: знаменный распев.

У: Какими свойствами обладает знаменный распев?

Д: внутренней мощью, эпической силой, величественностью и строгостью.

У: Церковное пение было одноголосным, без инструментального сопровождения и записывалось особыми знаками. Какими? Откройте страницу учебника 52 и прочитайте первый абзац. Посмотрите на экран.

У: Читаем далее после нотной строки.

Что значит партесное пение?

Д: многоголосное пение.

У: Какими свойствами обладает данная музыка?

Д: красочное звучание, энергия, ощущение движения, света, огромного пространства.

У: послушаем одно из таких произведений.

Слушание Д. Бортнянский «Слава отцу и сыну».

У: Чем звучание молитвы отличается от знаменного распева?

Д: многоголосие, ритмическое многообразие.

У: какой эмоциональный настрой несёт в себе эта мелодия?

Д: отвечают.

У: каком характере необходимо её исполнять?

Д: отвечают.

У: сейчас в таком характере, какой вы назвали поем это произведение.

Разучивание Д. Бортнянский «Слава отцу и сыну».

ВХР:

Трудности:                                            Методы:

Интонационные:      

-скачки;                                                 Звуковысотный показ.

                         

-поступенное движение вниз;           Проигрывание мелодии.

Дикционные:

-замыкание слов и фраз.                       Собственный показ.

У: Откройте страницу учебника 53. Сравните характер мелодии этой музыки с характером рисунка на иконе «Троица» А. Рублева и фреске Ф. Грека. В чем их сходство? В чем их отличие?

Д: отвечают.

У: хорошо. Я для вас приготовила одно интересное видео. Внимание на экран.

У: С какой музыкой мы сегодня с вами познакомились?

Д: с церковной.

У: где исполняется данная музыка?

Д: в храмах.

У: какая по характеру церковная музыка?

Д: возвышенная, божественная…

У: В христианской церкви как исполняют произведения?

Д: a capella.

У: хорошо, что же такое a capella?

Д: пение без сопровождения.

У: что исполняется без сопровождения?

Д: знаменный распев.

У: в католической церкви исполняют произведения с сопровождением?

Д: да.

У: как по-другому называется партесное пение?

Д: многоголосное.

У: как раньше записывали ноты, с помощью каких знаков?

Д: с помощью крюков.

У: хорошо. Спасибо за урок. До свидания.

1 мин.

4 мин.

5 мин.

10 мин.

10мин.

5 мин.

5 мин.



Предварительный просмотр:

Дата: 23.10.14.                                                               Студентка: Кулиева Валерия

Класс: 6 «А».                                                                    Методист: Шелепова Д. А.

Школа: №104

Учитель: Желтикова Лариса Владимировна

Тема урока: «Образы музыкальных произведений».

Цель: Проверить знания учащихся с помощью музыкальной викторины.

Задачи:

Личностная: воспитывать у детей чувства уважения к друзьям.

Предметная: знакомство с произведениями героического характера, воплощающие в себе разные образы.

Метапредметная: развивать эмоциональную отзывчивость детей на музыкальные произведения различных образов.

Методы:

1.Словесный (беседа, рассказ, пояснение).

2.Метод ассоциаций.

3.Практический.

4.Наглядный.

5.Метод сравнения.

Тип урока: рефлексия.

Вид урока: проверочная работа.

Структура:

1.Орг. момент.

2.Музыкальная викторина.

3.Разучивание Булат Окуджава «Союз друзей».

4.Работа с доской.

5. Итог.

Оборудование: фортепиано, ПК, экран и проектор, доска.

Вокал:

Фортепиано:

Этапы

Ход урока

Хронометраж

1.Орг. момент.

Повторение материала.

2.Музыкальна викторина.

3. Разучивание Булат Окуджава «Союз друзей».

4.Работа с доской.

6. Итог.

Музыкальное приветствие.

Начнем наш урок с проверочной работы, как я и обещала. Даю вам минуту повторить вашу схему-солнышко по образам.

Я буду включать вам произведения, а вы будете угадывать какой образ оно воплощает.

Музыкальная викторина:

Автор

Произведение

Образ

А. Е. Варламов

«Красный сарафан»

Лирико-бытовой

М.И. Глинка

«Я помню чудное мгновенье»

Лирико-романтический

Русская народная песня

«Во поле береза стояла»

Лирико-обрядовый

Русская народная песня

«Матушка, что во поле пыльно»

Лирико-драматический

П.П. Булахов

«Гори, гори, моя звезда»

Лирико-трагический

М.И. Глинка

 «Жаворонок»

Лирико-пейзажный

Поменялись тетрадями с соседом. Проверяем. Ответы на доске. 1 ошибка- 6, 2 ошибки -5, 3 ошибки -4, 4 ошибки -3.

Мы рассмотрели лирические образы. Подберите слово-контраст: лирический-....

Д: героический.

Какими качествами героические произведения отличаются от лирических?

Д: лирическое произведение звучит спокойно, тихо, а героическое громко, в метроритме марша, с четкой артикуляцией.

Верно, герой говорит четко, смело чтобы было понятно и врагам, и друзьям. Послушайте героическую песню и скажите о чем она.

Почему поется возьмемся за руки, друзья?

Д: отвечают.

Раньше вставали русские в шеренгу, крепко взяв друг друга под руки, а напротив них вставали в шеренгу казаки с шашками. Один бежал и пытался разорвать колонну. Иногда стояла не одна такая колонна, бывало и больше. Эта масса была неуязвима.

Разучим песню и исполним ее в образе.

ВХР:

Трудности:                                            Методы:

Интонационные:      

-скачки;                                                 Звуковысотный показ.

                         

-поступенное движение вниз;           Проигрывание мелодии.

Дикционные:

-замыкание слов и фраз.                    Собственный показ.

Мы познакомились с одной из героических песен. Посмотрите на доску (на доске таблица с образами). Вам все понятно? Знакома схема? Что в ней изменилось?

Сейчас я буду включать вам произведения, а вы будете подбирать к ним образы.

Автор

Произведение

Образ

А.П. Бородин

«Богатырская симфония»

Героико-эпический

М.И. Глинка

Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь моя заря».

Героико-трагический

С.С, Прокофьев

«Вставайте, люди русские»

Героико-патриотический

Г.В. Свиридов

Романс из сюиты «Метель»

Героико-романтический

М.И. Блантер

«В лесу прифронтовом»

Героико-философский

М.И. Глинка

Опера «Руслан и Людмила» Рондо Фарлафа

Героико-юмористический

Скажите, вы совершали подвиги будучи только в 6 классе? Расскажите мне о своем подвиге в небольшом эссе «Мой подвиг».

Домашним заданием будет нарисовать схему-солнышко со словом героико. До свидания.

1 мин.

1 мин.

7 мин.

16 мин.

10 мин.

5 мин.



Предварительный просмотр:

Дата: 30.10.14.                                                               Студентка: Кулиева Валерия

Класс: 6 «А».                                                                    Методист: Шелепова Д. А.

Школа: №104

Учитель: Желтикова Лариса Владимировна

Тема четверти: “Мир образов вокальной и инструментальной музыки”.

Тема урока: «Образы зарубежной музыки».

Цель: Знакомство с различными образами в творчестве Франца Шуберта.

Задачи:

Личностная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес и уважение к музыкальному наследию композиторов других стран.

Предметная: сформулировать особенности фантастических образов.

Метапредметная: развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Методы:

1.Словесный (беседа, рассказ, пояснение).

2.Метод ассоциаций.

3.Практический.

4.Наглядный.

5.Метод игры.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Вид урока: урок-игра.

Структура:

1.Орг. момент.

2.Проверка домашнего поискового задания.

3. Пение Булат Окуджава «Союз друзей».

4. Слушание Ф.Шуберт «Форель».

5. Слушание Ф. Шуберт «Лесной царь».

6. Слушание Ф. Шуберт «Аве Мария».

7. Итог.

Оборудование: фортепиано, ПК, экран и проектор, доска.

Доска:


Вокал:

Фортепиано:

Этапы

Ход урока

Хронометраж

1.Орг. момент.

2.Проверка домашнего задания.

3.Пение Булат Окуджава «Союз друзей».

4.Слушание Ф.Шуберт «Форель».

5.Слушание Ф. Шуберт «Лесной царь».

6.Слушание Ф. Шуберт «Аве Мария».

7.Итог.

Музыкальное приветствие.

Начнем наш урок с проверки поискового задания.

Раз мы заговорили о героическом, давайте вспомним песню, которую мы пели а прошлом уроке. Какой образ она воплощает?

Д: героико-патриотический.

У: воплотим героический образ с помощью музыкальных средств выразительности. Какие они? Как нужно исполнять данную песню?

Д: динамика, артикуляция, лад…

У: Вы позаботились о себе, принесли слова песни?

Пение Булат Окуджава «Союз друзей».

На прошлых уроках мы слушали с вами русские классические произведения. Европейские композиторы руководствовались теми же правилами? Такие же образы есть в их произведениях? Композторы же могли писать о природе, о семье, о своей любви?

Д: отвечают.

У: Одним из примеров композиторов зарубежной классической музыки является Франц Шуберт. Сегодня мы должны отгадать кроссворд чтобы узнать что занимает в творчестве Франца Шуберта важное место. Франц Шуберт родился в австрийском городе Лихтенталь в семье школьного учителя. Музыка в их семье занимала очень важное место. Обучаться музыке Шуберт начал с 8 лет. Мальчик обладал не только абсолютным слухом, но и голосом. Он пел в церковном хоре. Свое первое произведение Шуберт сочинил в 13 лет.

Когда у Шуберта стал ломаться (ломка голоса- переход с высокого тембра на низкий) голос, он был вынужден уйти из хора.

Повинуясь воле отца, он стал учителем начальной школы. Шуберт пошел работать чтобы его не забрали в армию. Оказывается, что в армию его и так бы не взяли из-за его маленького роста. Эта работа ему не нравилась. Он хотел заниматься только музыкой. А отец был против. Шуберт бросает эту работу, отчего у него разрываются отношения с отцом.

В течение 4-х лет ему негде было жить, и он поочередно жил у своих друзей, которые не бросали его в трудную минуту.

Шуберт очень комплексовал по поводу своей внешности. Маленького роста, плотный, коренастый, очень близорукий. Публичных концертов он не давал, а издатели платили ему гроши.

Порой у Шуберта не было даже нотной бумаги и его друзья сами рисовали для него нотные линейки на простой бумаге. Несмотря на все эти обстоятельства он сочинял замечательные произведения. Послушаем одно из них. Вспомните название этой песни.

Слушание Ф. Шуберт «Форель».

У: Как называется это произведение? Оно является первым словом нашего кроссворда. Что такое форель?

Д: рыба.

У: какой образ у данного произведения?

Д: лирико-пейзажный (второе слово кроссворда).

Еще одно произведение Франца Шуберта это баллада «Лесной царь». Скажите, что такое баллада?

Д: отвечают.

У: Откройте страницу 42 учебника. Прочитайте, что такое баллада.

Баллада «Лесной царь» - одно из самых знаменитых произведений Ф. Шуберта на стихи В. Гёте. Он написал ее когда ему было всего 18 лет. И Гёте тоже написал стихотворение в молодом возрасте. Если Шуберт написал музыку, а Гете написал текст будучи оба немцами, то на каком языке написала баллада, как вы думаете?

Д: на немецком языке (третье слово кроссворда).

Откройте страницу 45 учебника прочитаем балладу. О чем она? Сейчас послушаем балладу и вы мне скажете сколько героев в ней.

Слушание Ф. Шуберт «Лесной царь».

Д: отвечают.

К: Как взаимодействуют герои между собой?

Д: отвечают.

У: если конфликтуют, то какой образ воплощает баллада?

Д: драматический.

У: я для вас приготовила еще одно произведение Шуберта. Это самое красивое из его произведений. Оно вам знакомо. Посмотрите на экран.

Слушание Ф. Шуберт «Аве Мария».

У: как называется это произведение? Аве…

Д: Мария (четвертое слово нашего кроссворда).

У: Кто исполнил эту песню?

Д: Робертино Лоретти.

У: какой образ у данного произведения?

Д:

У: как думаете, какой голос у этого певца? Есть бас, баритон, дисконт, тенор.

Д: дисконт (пятое слово нашего кроссворда).

У: дисконт- самый высокий певческий голос мальчиков. Какое чувство вызвало у вас это произведение?

Д: возвышенное чувство, легкость.

У: У Шуберта было более 400 песен, но денег они ему не принесли. Он прожил всего лишь 30 лет. Он умер от брюшного тифа. Представляете сколько бы произведений он мог еще написать! Его могли бы занести в книгу рекордов Гиннесса. Франц Шуберт создал новый тип песен. Какой?

Д: баллада.

У: Они представляли собой небольшие музыкальный сцены с определенным сюжетом, в которых аккомпанемент как бы комментировал, а иногда иллюстрировал смысл слов. Песня в творчестве Шуберта занимает важное место. Мы молодцы, разгадали весь кроссворд. До свидания.

1 мин.

3 мин.

9 мин.

2 мин.

10 мин.

10 мин.

5 мин.



Предварительный просмотр:

Дата:                                                    Студентка: Кулиева Валерия

Класс: 6

Учитель: Евсеева Лилия Викторовна

Тема занятия: «День Святого Валентина»

Цель: Познакомить с историей праздника и его традициями.

Задачи:

Личностная: Воспитывать чувство доброты, любви и уважения к людям.

Предметная: Знакомство с произведениями любовного характера.

Развивающая: Развивать фантазию, активность, мышление.

Методы: 

  1. игры,
  2. словесный,
  3. наглядный,
  4. практический
  5. размышления.

Тип занятия: Углубление

Форма занятия: Игра

Оборудование: фортепиано, аудио проигрыватель, ПК.

Структура:

1.Орг. момент

2. Пение Г. Струве «Моя Россия»

3. Загадки

4. Игра «Приглашение»

5. Итог.

Учитель музыки:

Этапы

Ход занятия

Хронометраж

1 Орг.момент.

2. Пение Г. Струве «Моя Россия».

3.Загадки.

4.Игра «Приглашение»

5. Итог.

Музыкальное приветствие.

Совсем скоро наступит 14 февраля, кто знает какой праздник отмечают в этот день?

Д: День Святого Валентина.

Правильно! День Святого Валентина - день всех влюбленных!!! Что вы знаете о празднике?

Д: Влюбленные дарят друг другу подарочки, которые символизируют любовь и нежные чувства.

Все это верно. По старинной традиции все молодые люди могут, не таясь, признаться в любви, послав своему любимому или любимой открытку в форме сердца. Как называются эти открытки?

Д: Валентинки.

Первые "Валентинки" появились в XVIII веке и сначала были самодельными. Отправитель сам украшал открытки по своему усмотрению. Влюбленному приходилось изрядно потрудиться — и час, и два, прежде чем из его рук выходила приличная "Валентинка". Кроме того, обычай диктовал, что надобно сочинить приличествующее моменту стихотворение, можно было и пошутить, к примеру так: "Вот ключ к моему сердцу. Воспользуйся им, пока я не сменила замок". Главное условие "Валентинок" — анонимность, то есть, посылающий "Валентинку" не подписывался, а получатель должен был сам отгадать автора послания.

Считается что самую первую “Валентинку” изготовил в 1415 году герцог Орлеанский. Заточенный в лондонский Тауэр он написал любовное послание в стихах своей супруге, находившейся в тот момент во Франции.

Много веков назад древнеримским воинам закон не позволял вступать в брак, пока они находились на службе. Служба длилась целых 25 лет! Св.Валентин тайком венчал влюбленных, за что и был казнен 14 февраля. С тех пор этот день празднуют как день всех влюбленных.

Вот я считаю, что в этом классе все влюблены. Не верите? Но я точно знаю, что все люди любят своих близких, вы ведь любите своих родных, друзей?

А они, конечно же, любят вас. Кто-то любит свою кошку, кто-то - книгу, многие любят фильмы, свои компьютерные игры, но все должны любить свою родину.

Скажите, какая страна для вас родная?

Д: Россия.

Правильно.  А сейчас внимательно послушайте стихотворение, после я спрошу, о чем в нем говорилось.

 «Ясным светом заливает

Солнце синеву.

Я с тобой земля родная

Радуюсь, живу.

Ты светла и ты красива

Русская земля.

Я люблю тебя Россия,

Родина моя.

Твоя мудрость, твоя слава

Сотни лет живут.

Ты Великая Держава,

О тебе поют.

Ты о радости вещаешь,

Зная жизни суть.

Ты сынов благословляешь

На Великий Путь.

Над широкими полями

Облака плывут.

В тихой роще над рекою

Соловьи поют.

Я к земле могучей, сильной

Сердцем прикоснусь.

Ты живи моя Россия,

Дорогая Русь»

Скажите, о любви к чему в нем говорится?

Д: К Родине.

Правильно. Множество стихотворений написано про нашу Родину, но есть не только стихи, но и песни, такие как «Моя Россия». Сейчас мы с вами споем эту песню.

Пение песни «Моя Россия»

Работаем над дыханием, дикцией, интонированием во время пения.

Молодцы, садитесь на свои места.

Давайте чуть-чуть отдохнем, отгадывая загадки?

Садитесь ровно, кто знает ответ - поднимайте руки. Чья рука будет первой, тот и будет отвечать. Спрашивать того, кто красиво, правильно поднимет руку. Кто не выкрикивает!

«Приходит к людям вновь и вновь

Большое чувство под названием...»

Д: Любовь.

 «Маму, папу и друзей,

Даже всех учителей

Очень-очень я люблю,

……………………    им дарю»

Д: Валентинки.

«Жить без мамы не могу

И без папы пропаду,

Обниму их вновь и вновь,

Знаешь, что это?»

Д: Любовь.

«С девочкой одной играю,

Улыбаюсь, помогаю,

Мама удивится вновь:

- Что с тобой, сынок?»

Д: Любовь.

Кто отгадывал, молодцы!

Вы знаете, ребята, есть одна очень интересная и веселая игра, она называется "ПРИГЛАШЕНИЕ". Давайте с вами поиграем в неё.

Мне нужно 2 желающих: мальчик и девочка. Вставайте. Мальчик должен пригласить девочку куда-либо. В слух говорить нельзя, можно только показывать жестами.  Девочка должна угадать, куда ее приглашает мальчик.

Теперь поменяемся, кто еще хочет поиграть?

Все, ребята, заканчиваем нашу игру. Все кто старательно участвовал - молодцы, а кое-кому следовало бы вести себя спокойнее (смотрит в сторону тех, кто баловался).

Кто сегодня хорошо работал - молодцы. Но давайте узнаем у кого же больше всего жетончиков? (быстро считаем). Вы славно потрудились и получите свои заслуженные хорошие отметки (говорит тем трем детям, у кого больше всего).

Вот и закончился наш урок. Вы узнали что-нибудь новое для себя?

Д: Да (рассказывают)/Нет

А что вам больше всего запомнилось?

Дети отвечают.

Надеюсь, что вам было интересно. До свидания.

10 мин.

15 мин.

5 мин.

10 мин.

5 мин.