Курсовая работа по МДК

Кулиева Валерия Андреевна

Создание электронного пособия по дисциплине "Методика музыкального образования школьников с практикумом" для студентов педагогического колледжа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Курсовая работа по МДК51.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки челябинской области

ГБОУ СПО (ССУЗ) Челябинский педагогический колледж №1

\

Курсовая работа

Создание электронного пособия по дисциплине «Методика музыкального образования школьников с практикумом» для студентов педагогического колледжа

                                                              Выполнила: Кулиева Валерия

                                                              студентка 30 группы,

                                                              специальность 050130

                                              Руководитель: Муталиева Л.С.

                                                Челябинск, 2014

                   Содержание

                                                                         

Введение………………………………………………………………… 2 

Глава I. Использование информационных технологий в музыкальном образовании.…………………………………………………………………............. 4

1.1. Понятие информационных технологий…………………………………. 4

1.2. Возможности информационных технологий в образовании…………... 6

1.3. Мультимедийная презентация. Виды. Классификация………………… 7

1.4. Рекомендации по составлению презентации…………………………… 10

1.5. Использование мультимедийных презентаций на уроках музыки…… 12

Выводы по главе I.…………………………………………………………… 16

Глава II. Создание электронного пособия «Методика музыкального образования». ………………………………………………………………………. 18

2.1. Целесообразность использования электронного пособия по «Методике музыкального образования»………………………………………………………… 18

2.2. Структура и содержание электронного пособия……………………….. 21

Выводы по главе II.….………………………………………………………. 23

Заключение …………………………………………………………………... 25

Список литературы ………………………………………………………..... 26

Введение

Актуальность проблемы исследования. В современном образовании все большую популярность приобретают информационные технологии. С развитием мультимедийных технологий компьютер становится средством обучения, способным наглядно представлять самую различную информацию. Когда сегодня говорят об информационных технологиях в образовании, не редко подразумевают мультимедийные технологии, которые, по мнению российских и зарубежных исследователей, помогают более глубоко исследовать многие вопросы, при этом сокращают время на изучение материала. Мультимедиа представляет собой текстовую, видео, звуковую и фото-информацию, представленную в одном цифровом носителе. В образовательном процессе мультимедиа используется и для проведения мультимедийных презентаций, и для создания обучающих курсов, и в дистанционном обучении. Применение компьютерных технологий в современном образовательном процессе – вполне закономерное явление. Однако эффективность их использования в обучении зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать.

С развитием мультимедийных технологий компьютер становится средством обучения, способным наглядно представлять самую различную информацию. Как следствие, происходит развитие творческого потенциала обучаемого, способностей к коммуникативным действиям и навыкам экспериментально-исследовательской работы. Компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса они способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

Широкое применение информационные технологии нашли не только в предметах общеобразовательной школы, но и в дисциплинах ССУЗов, так как они облегчают процесс усвоения знаний учащимися, и делает процесс обучения наиболее продуктивным и интересным, и, исходя из актуальности проблемы, нами была сформулирована тема исследования: «Создание электронного пособия по дисциплине «Методика музыкального образования школьников с практикумом» для студентов педагогического колледжа».

Цель исследования: путём анализа теории и практики использования информационных технологий создать электронное пособие по методике музыкального образования школьников с практикумом для повышения интереса учащихся к изучению предмета.

Гипотеза исследования: если в образовательный процесс на уроках методики музыкального образования систематически вводить информационные технологии, то интерес к изучению предмета возрастёт.

Объект исследования: процесс методического обеспечения уроков Методики музыкального образования школьников с практикумом в педагогическом колледже.

Предмет исследования: создание электронного пособия для самостоятельной работы учащихся ЧПК№1. 

Задачи исследования:

  1. На основе анализа методической литературы дать определение информационным технологиям, выделить свойства, виды;
  2. Выявить особенности использования информационных технологий в изучении учебной дисциплины «Методика музыкального образования»;
  3. Систематизировать материал по теме исследования и скомплектовать его в учебное (электронное) пособие.

При выполнении курсовой работы нами использованы следующие методы исследования:

Изучение литературы, анализ, синтез, обобщение, сопоставление, классификация, конструирование, проектирование.

Глава I. Использование информационных технологий в музыкальном образовании.

1.1.Понятие информационных технологий.

Понятие «технология» раньше относилось к сфере промышленного производства и обозначало систему взаимосвязанных способов обработки различных материалов и приёмов изготовления того или иного вида продукции. Применительно к информационным процессам с учётом их специфики можно сказать, что информационные технологии – это система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации на основе применения современных компьютерных и других технических средств.

Древние греки считали, что технология (techne – мастерство + logos – учение) – это мастерство (искусство) делать вещи. Более ёмкое определение это понятие приобрело в процессе индустриализации общества. Технология – это совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, при которых происходит качественное изменение обрабатываемых объектов [16, с. 42].

        Информационная технология – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединённых в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью считывания трудоёмкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надёжности и оперативности [10, с. 532].

Под информационной технологией в одних случаях понимают способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте, в других совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами. Следует заметить, что в каком – то смысле информационные технологии (понимаемые как обозначенные выше способы) являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс невозможен без обмена информацией между педагогом и обучаемым.

Информационные технологии характеризуются следующими основными свойствами:

  1. Предметом (объектом) обработки (процесса) является данные, а целью процесса является получение информации;
  2. Средствами осуществления процесса являются программные, аппаратные и программно-аппаратные вычислительные комплексы;
  3. Процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с донной предметной областью;
  4. Критериями оптимизации процесса являются своевременность доставки информации пользователю, её надёжность, достоверность, полнота.

Три технологических достижения составляют основу информационных технологий:

  1. Появление новых средств накопления информации на машиночитаемых носителях (магнитные ленты, кинофильмы, магнитные и лазерные диски);
  2. Развитие средств связи, обеспечивающих доставку информации практически в любую точку земного шара без существенных ограничений во времени и расстоянии, широкий охват населения средствами связи (радиовещание, телевидение, сети передач данных, спутниковая связь, телефонная сеть и др.);
  3. Возможность автоматизированной обработки информации с помощью компьютера по заданным алгоритмам (сортировка, классификация, представление в нужной форме и т.д.) [3, с. 45];

Информационные технологии делятся на три группы: сберегающие, рационализирующие и созидающие. Сберегающие экономят труд, время, материальные ресурсы. Рационализирующие улучшают автоматические системы поиска, заказа и т.п. Созидающие (творческие) информационные технологии включают человека в систему переработки и использование информации. Важная роль информационных технологий в развитии общества заключается в ускорении процессов получения, распространения и использования обществом новых знаний. Повышая качество интеллектуальных ресурсов общества, информационные технологии улучшают качество жизни [5, с. 18].

1.2. Возможности информационных технологий в образовании.

В современном понимании информационная технология обучения – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. И смысл информатизации образования заключается в создании, как педагогов, так и для обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации. Термин «компьютерная технология обучения» с учётом широких возможностей современных вычислительных сетей часто употребляется в том же смысле, что и «имитационные технологии» и «учебные игры». В то же время понятия «компьютерная технология» и «информационная технология» нельзя отожествлять. В информационных технологиях может быть компьютер как одно из возможных средств. Поэтому и термин «компьютерная технология» скорее неудачный, а вот вести речь о компьютерных средствах обучения, компьютерных программах вполне правомерно. Систематические исследования применения информационных технологий в образовании ведутся около шестидесяти лет. Программные продукты для учебного процесса чаще всего представляли собой электронные варианты следующих учебно-методических материалов: компьютерные презентации иллюстративного характера; электронные словари, справочники и учебники; лабораторные практикумы с возможностью моделирования реальных процессов; программы-тренажёры; тестовые программы; электронные учебники. В системе образования на сегодня накоплено множество различных компьютерных программ учебного назначения, созданных в учебных заведениях и центрах России. Немалое их число отличается оригинальностью, высоким научным и методическим уровнем. В сфере обучения сегодня, особенно с использованием операционной системы Windows, появились и новые возможности. Прежде всего, это диалоговое общение в так называемых интерактивных программах. Кроме того, стало возможным широко применять графику (рисунки, схемы, диаграммы, чертежи, карты). Графические иллюстрации в учебных компьютерных системах позволяют доходчивее передавать информацию обучаемому, облегчают её понимание. Учебные программные продукты, использующие графику, способствуют развитию интуиции, образного мышления. Возросшая производительность персональных компьютеров позволила достаточно широко применять технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет рамки применения компьютера в учебном процессе [2, c. 592].

Помимо мультимедийных лекций существует множество других электронных продуктов учебного назначения таких, как образовательные электронные ресурсы, электронные издания, электронные учебники, электронные учебно-методические пособия. Возможностью создания электронного продукта учебного назначения является использование современной технологии гипертекста. Современные информационные технологии существенно расширили трактовку понятия гипертекст. Гипертекстовые связи могут быть установлены не только между фрагментами текста. Узлами гипертекстовой сети являются различные элементы представления учебного материала. Между собой могут быть связаны: текст и экспериментальная модель, наглядное пособие и сетевая база данных, график некоторой зависимости и элемент видеоряда. Технология гипертекста представляет широкие возможности для создания качественных учебников. Современный электронный учебник отличает «удобная среда обучения, в которой легко находить нужную информацию и возвращаться уже к пройденному материалу». При проектировании такого учебника можно заложить гиперссылки, опираясь на индивидуальные особенности человеческого мышления по связыванию информации и организации соответствующего доступа к ней на основе ассоциативного ряда. Применение гипертекстовых технологий при создании учебников даёт ряд неоспоримых преимуществ и зарекомендовано как средство повышения эффективности учебного процесса [20, с. 147].

1.3. Мультимедийная презентации. Виды. Классификация.

Мультимедийная презентация — набор слайдов и спецэффектов (слайд-шоу), текстовое содержимое презентации, заметки докладчика, а также раздаточный материал для аудитории, хранящиеся в одном файле.

Мультимедийная презентация является эффективным способом поддержки объяснения нового материала, позволяя акцентировать внимание на:

- главном, существенном;

- новых понятиях, формулах и т.д.;

- иллюстративных образцах;

- классификации материала.

Целесообразно использовать презентацию и в тренировочных формах закрепления изученного материала. Примером может быть выполнение самостоятельной работы по алгоритму, когда последовательность операций высвечивается на экране в определенном временном режиме [16, с. 135].

Виды презентаций.

Вид презентации

Назначение

Презентация-лекция.

Демонстрация слайдов, содержащих иллюстрации, тезисы, видеоролики или звук для объяснения нового материала, обобщения, систематизации.

Презентация-электронный учебник.

Дидактический материал для самостоятельного изучения учениками нового материала, осуществления первичного закрепления.

Презентация-задание.

Содержит формулировку задания, с помощью анимации организуется поэтапное решение задания ответ.

Презентация-тест с анимацией.

Содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ или отбрасываются неверные.

Презентация-тест с гиперссылками.

Содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью гиперссылки организуется переход на слайд с информацией о правильности выбора ответа. В случае правильного выбора осуществляется переход на следующий вопрос; если же ответ неправильный, происходит возврат на этот же вопрос.

Презентация-модель.

С помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи.

Презентация-контроль.

Для организации самопроверки, взаимопроверки домашнего задания или заданий для первичного закрепления можно использовать презентацию-текст, в конце указать критерии оценивания работы.

Слайд-шоу.

Демонстрация иллюстраций с минимальным количеством текста, с наложением музыки, с установкой автоматической смены слайдов, иногда с циклическим повторением слайдов.

Презентация-выступление(отчет).

Для сопровождения выступления, содержит иллюстрации, основные тезисы; не рекомендуется располагать на слайдах много текста, необходимо его преобразовать в схемы, диаграммы.

Классификация презентаций.

По направленности на определенную аудиторию:

-для работы в аудитории с проецированием на большой экран;

-для самостоятельной работы за ПК.

По функциональному использованию:

-деловая;

-учебная;

-обучающая;

-прикладная;

-развлекательная.

По характеру представляемой презентации:

-текстовая;

-аудио-видео;

-иллюстративная;

-комбинированная.

По структуре и управлению:

-линейная с жесткой последовательностью кадров;

-линейная с эффектом анимации;

-гипертекстовая;

-в форме Интернет-страницы;

-с эффектами скрытых слайдов.

1.4. Рекомендации по составлению презентации.

Для создания качественной презентации необходимо придерживаться четырех принципов построения:

  1. Зачем?
  2. Что?
  3. Как?
  4. Что дальше?

Автору нужно определить:

  • Зачем эта презентация учителю и ученику?
  • Что разместить на слайдах?
  • Как представить информацию на слайдах?
  • Что дальше делать с полученной информацией?

Общая структура презентации:

  • Заголовок;
  • План;
  • Список литературы к теме;
  • Комплект слайдов, раскрывающих содержание темы;
  • Вывод к теме.

Правила оформления структурных элементов презентации.

Заголовок:

  • Фон слайда отличен от основного фона презентации;
  • Название темы обязательно;
  • Возможно художественное дополнение;
  • Текст выравнивается преимущественно по центру;
  • Размер и цвет шрифта должен быть читабельным, не менее 24 и не более 30.

План:

  • Должен быть выдержан в общепринятой графической форме;
  • Пункты плана отделяются точкой с запятой, в конце обязательно ставится точка;
  • Должен содержать не более 3-7 пунктов;
  • Рекомендуется размер шрифта не менее 20.

Список литературы:

  • Вносится при необходимости;
  • Назначение – для самостоятельной работы студентов;
  • Рекомендуется вносить не более 5 источников;
  • Шрифт не менее 20.

Комплект слайдов:

  • Количество слайдов рассчитывается индивидуально;
  • Слайды выстраиваются согласно плану;
  • Любой слайд может содержать:

Заголовок:

  • Точку можно ставить только между предложениями;
  • Заголовки должны быть краткими;
  • Размер шрифта от 24 до 30;

Основной текст:

  • Текст на слайде должен содержать только ключевые фразы;
  • Рекомендуется использовать не более двух различных типов шрифтов и двух цветов;
  • Размеры шрифта 20-24;
  • Количество строк на одном слайде не должно превышать 7-8;
  • Выделение ключевых слов внутри текста выполняется с помощью другого цвета, курсива.

Изображение:

  • Занимает не более 60% размера слайда;
  • Количество изображений на одном слайде не более 10-20% размера слайда.

Диаграмма:

  • Название диаграммы обязательно;
  • Диаграмма занимает все место на слайде;
  • Линии и подписи должны быть хорошо видны.

Таблица:

  • Название таблицы обязательно;
  • Таблица заполняется цветом, отличным от цвета фона;
  • Оформление «шапки» таблицы должно отличаться от оформления содержания таблицы [8].

1.5. Использование мультимедийных презентаций на уроках музыки.

Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает преподавателю пакет Microsoft, который включает в себя, кроме известного всем текстового редактора Word, ещё и электронные презентации Power Point.

Используя возможности программы Power Point можно обеспечить наглядность в преподнесении любой учебной информации. Это – презентации. Наглядным можно сделать не только занятие, посвященное объяснению теоретического материала, но также тренажер, тесты, использовать презентации различных информационных блоков в письменной работе (реферат) обучающихся.

Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности - наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.

Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у обучающихся: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др. [19, с.124].

Подготовка презентаций - серьёзный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия детей.

Используя возможности программы Power Point можно разработать и использовать презентации для всех предметов музыкально-теоретического цикла.        

Большое внимание надо уделить заготовкам информации. Кто владеет технологией компоновки пакета слайдов в программе Power Point, наверное удивится этому. Однако это не просто заготовки. Так можно называть все виды информации. Такие материалы являются самостоятельными дидактическими ресурсами. И работа над ними, поначалу в стихийном порядке, в случайном выборе жанров и видов, - это полноценная методическая работа по внедрению ИКТ. По существу, любые компьютерные иллюстрации на уроках, даже без какого-либо оформления, уже являются электронными методическими ресурсами.

Необходимость начального этапа – этапа накопления и создания электронной информации – вполне объяснима. Собирать и копить материалы, понимая, что это и актуальные разработки, и одновременно заготовки будущих цельных ресурсов, целесообразно. Разумеется, без них невозможно комплектовать презентацию. Но отдельные заготовки имеют вполне самостоятельный смысл и ценность.

В рамках презентации используются графические материалы, текст, видео и фотографии, в том числе и организованные в виде слайд-шоу, анимационные вставки, элементы трехмерной графики, и, конечно же звуковое сопровождение, включая фоновую музыку и дикторские пояснения [20, с.100].

Среди наиболее ярких отличий мультимедийной презентации от прочих способов подачи информации можно выделить высокую насыщенность информацией и высокую интерактивность. Презентация может очень гибко адаптироваться под реакцию слушателей, например, меняя темп подачи информации, если при создании заложить такую возможность.

           В рамках учебного процесса можно выделить основные цели проведения компьютерной презентации: освоение нового материала, закрепление изученного материала, контроль знаний.

Презентация может не только преподносить учебный материал в аудитории, но и обслуживать все дидактические формы. Объяснение, контроль и креативные виды заданий в «мониторном» формате сопровождаются компоновкой мультимедийных информационных объектов для показа на экране. В музыкальных дисциплинах такой показ, разумеется, включает звучание. Теоретическая информация – заголовки, формулировки, описания – компонуются на мониторе и стационарном экране не только с изобразительным, но и еще и со звучащим (голосовым и музыкальным), а также видео с сопровождением. Вариантов расположения материалов, так называемых алгоритмов, великое множество, и в первую очередь зависят они от степени творческого воображения педагога.

Например, одна из таких схем – более традиционный вариант:

  1. Теоретический текст с фактами, общей характеристикой, разбором.
  2. Иллюстрации звучания и нотные примеры для анализа.
  3. Просмотр видеофрагментов (прослушивание целых номеров или сцен).
  4. Изобразительные материалы (могут добавляться «инкрустациями» в теоретический текст) [14, с. 374].

Создавая компьютерную презентацию – конкретную разработку урока на основе предварительно собранных материалов можно избрать более динамичный вариант – открыть презентацию, например, не названием темы, а видео иллюстрацией, звучанием музыки, поэтическим эпиграфом. Сама тема может прозвучать потом, главное, максимально эстетизировать подачу учебного материала и теоретической идеи.

Что касается презентации теоретической информации, то здесь также много возможностей. Визуальная форма представления информации, конечно, способствует ее лучшему запоминанию: такая форма вызывает любопытство. Чисто текстовые фрагменты будут скучны, поэтому лучше пользоваться комбинированными страницами - с изобразительными объектами и одновременным звучанием музыки.

Звучание музыки и показ видеоматериалов как элементы компьютерной презентации позволяют во много раз увеличить наглядность в преподнесении музыкальных знаний и сэкономить много организационных усилий.  

Самый большой эффект наглядности обучения с компьютером в сфере компьютерной презентации музыкального материала достигается одновременной трансляцией звучания и визуального обзора нотного текста. Презентация нот с помощью компьютера – это всего лишь эффективная современная форма наглядности учебной информации. Нотный текст на экране (после устного объяснения, предъявления в экранном режиме теоретических фрагментов) удобен для визуального обзора. Таким образом, экран (монитор) становится примитивной электронной доской. Методический прием «слушание музыки нотами» - не единственный в арсенале презентации нотного текста при электронной поддержке уроков. «Нарезка» нужных строк, а также пометки, которые необходимо сделать в нотном тексте при объяснении в области теории музыкального языка, средств выразительности, аналитического разбора.

Создание слайдов позволяет многоканально воздействовать на восприятие. Слово преподавателя и экспонированные на экране словесные формулировки и ноты, в сочетании со звуковой и видео иллюстрацией, создают комплекс знаний, эмоционально окрашенный и точно ориентированный.

Возможна также и изобразительная хрестоматия -  очень полезная и необходимая для музыкального обучения. Она комплектуется из репродукций и фото любых материалов: портретов композиторов и исполнителей, музыкальных инструментов, декораций спектаклей, документов и так далее. Аналогично можно представить видео хрестоматию, составленную из концертов, фильмов, интересных видео фактов и тому подобное.

         Преподаватель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Визуальная насыщенность учебного материала делает урок ярким, убедительным, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала. Также необходимо отметить, что презентация дает возможность преподавателю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков [6, с.104].

Выводы по главе I.        

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) заняли прочное место в образовании, на них возлагаются большие надежды, использование ИКТ и технологий мультимедиа в образовании способно радикально изменить существующую систему обучения.

Использование мультимедиа, как правило, позволяет предоставить обучающимся больше возможностей для самостоятельной и независимой работы, а также – гибко варьировать учебные графики. Несомненно, появляются новые обучающие методики, новая педагогика, новые инструменты и новые ресурсы, доступные учителю.

Мультимедиа могут быть использованы для улучшения качества образования в отдельных предметных областях и в дисциплинах и находящихся на стыке нескольких предметных областей.

Мультимедийные продукты и услуги интернета предоставляют широчайшие возможности повышения эффективности процесса обучения:

Мультимедиа является исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, и интеграции различных видов наглядной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.

Глава II. Создание электронного пособия «Методика музыкального образования школьников с практикумом».

2.1. Целесообразность использования электронного пособия по «Методике музыкального образования школьников с практикумом».

В настоящее время происходит активное внедрение информационных технологий и Internet технологий в процесс образования: и не только в точные, но и в предметы гуманитарного и естественнонаучного профиля.

Курс методики музыкального образования в школе является важнейшим при подготовке будущего учителя-музыканта. Само название курса говорит о его содержании, о том, как осуществлять воспитание детей средствами музыки.

Особенности и задачи курса заложены в каждом слове-понятии, составляющем название дисциплины. Именно музыка, как нам кажется, вводя школьников в мир музыкальных образов, способствует их духовному и эстетическому развитию, гуманизации профессиональных навыков.

Таким образом, одним из эффективных средств приобщения к ценностям музыкального образования может стать электронное пособие.

Так что же такое «Электронное пособие» и в чем его отличия от обычного учебника? Обычно электронный учебник представляет собой комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных носителях (твердом или гибком дисках), в которых отражено основное научное содержание учебной дисциплины. Электронный учебник часто дополняет обычный, а особенно эффективен в тех случаях, когда он: обеспечивает практически мгновенную обратную связь; помогает быстро найти необходимую информацию (в том числе контекстный поиск), поиск которой в обычном учебнике затруднен; существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям; наряду с кратким текстом - показывает, рассказывает, моделирует и т.д. (именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа-технологий) позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного индивидуума,   проверить знания по определенному разделу.

Но наряду с достоинствами существуют и недостатки, такие как: трудность восприятия с экрана текстовой информации и более высокую стоимость, по сравнению с книгой.

Электронное пособие по Методике музыкального образования школьников с практикумом позволяет ученикам наиболее эффективно усвоить данный материал, так как имеет наиболее удобную форму, содержит систематизированные знания по темам. Также предоставляется возможность эффективного контроля знаний как по отдельно изучаемой теме, так и в целом, это может быть и самопроверка и осуществление контроля со стороны преподавателя [20].

Цели и задачи электронного пособия по Методике музыкального образования:

  • Повышение интереса учащихся к предмету;
  • Приобретение знаний в соответствии с учебной программой и изучаемым базовым курсом;
  • Использование приобретенных знаний в гуманизации профессиональных знаний;

        Методическое обоснование и принципы:

  • Овладеть преподавателю-предметнику новой информационной технологией обучения;
  • Компьютеру передается значительная часть работы преподавателя, связанной с накоплением и систематизацией фактического и теоретического материала, фиксацией и учетом успеваемости школьников;
  • Получение учащимся с помощью компьютера дополнительной дидактической информации (учебного материала);
  • Приобретение навыков работы с новыми видами источников знаний;
  • Использование компьютера в самостоятельной подготовке учащихся к занятиям и сдаче зачетов и экзаменов;
  • Использования   принципа   наглядности   и доступности (картинки, схемы, графики, кроссворды и т. д.);
  • Контроль знаний (экзамен, зачет, коллоквиум, самопроверка).

      Для того чтобы создать электронное пособие нам следовало выбрать программу, наиболее подходящую для реализации этой цели. Перед нами было три программы Power Point, Конструктор сайтов и From Page. На данном этапе из трех более подходящих программ была выбрана программа Power Point. В нее включены такие возможности как: красочное оформление, организация множества различных эффектов, создание динамического меню и т.п., но эта программа не обладает таким свойством как, «информационная ёмкость», что достаточно проблемно при создании больших проектов [5, с.425].

Достоинства электронного пособия, на наш взгляд заключаются в следующем:

  1. Информационная емкость.

Возможность с помощью одной программы, относящейся к Internet – технологиям создать большое количество страниц, небольших «по весу», разместить на них большой объем графической, текстовой и звуковой информации, позволяет в полной мере продемонстрировать преимущества и достоинства рекламируемого продукта;

  1. Компактность.

В качестве носителей для Internet – технологий могут быть использованы различные типы дисков, USB-карты или электронные визитные карточки, но независимо от формы и емкости, все эти типы носителей отличаются компактностью и удобством хранения. Мини-диск, USB-карта или USB-часы можно носить в кармане, портмоне или даже на руке, при этом в каждом из носителей может быть размещено до нескольких десятков страниц, организованных с помощью современных Internet – технологий;

  1. Эмоциональная привлекательность.

Программы, относящиеся к Internet – технологиям, дают возможность представить информацию не только в удобной для восприятия последовательности, но и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, подбирать доминирующие цвета и цветовые сочетания, которые создадут у зрителей позитивное отношение к представляемой информации;

  1. Наглядность.

Наглядность - это ключевой аргумент использования Internet – технологий. И лучше всего он выражается расхожей фразой: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», или даже прочесть. Отличительные особенности, специфические свойства и преимущества рекламируемого продукта можно предельно реалистично продемонстрировать именно с помощью современных Internet – технологий, сочетающих в себе графических, звуковых и видео файлах;

  1. Мобильность.

Все, что нужно для демонстрации - это носитель и компьютер, телевизор или даже карманный компьютер. Оптимальным решением могут стать Internet – технологии в сочетании с ноутбуком, что особенно важно при выездных контактах. Нет нужды возить в машине кипы листовок или брошюр и переживать при поломке автомобиля с рекламными материалами в багажнике. Носитель, ноутбук или карманный компьютер - это все, что Вам понадобиться для демонстрации электронных продуктов, реализованных в таких программах;

  1. Многофункциональность.

Однажды, созданный с помощью Internet – технологий, проект может иметь до десятка различных способов использования, начиная от их использования для поддержки PR-акций и выставочных мероприятий, до демонстрации при личных контактах с потенциальным клиентом или партнером, а также размещения их в сеть Internet на официальных сайтах [6, с.157].

2.2. Структура и содержание электронного пособия.

За основу нашего электронного пособия взято методическое пособие по методике музыкального образования школьников, составленное преподавателем колледжа.

Электронное пособие состоит из раздела «Методика проведения уроков музыки». Он состоит из четырех тем:

Тема 1. Место и роль методики в системе музыкального образования.

Методика музыкального образования как педагогическая наука изучает закономерности приобщения ребенка к музыкальной культуре, развития музыкальных способностей в процессе обучения различным видам музыкальной деятельности (восприятие, творчество и т.д.). В связи с этим цель данного курса – овладение студентами на базе личной музыкальной культуры профессиональными музыкальными знаниями, умениями, навыками, разнообразными методами и приемами музыкального воспитания и обучения детей.

Тема 2. Тематизм программы Д.Б. Кабалевского.

Стержнем программы Д.Кабалевского является тематизм, отражающий основные закономерности и функции музыкального искусства. Логика развертывания тематизма школьной программы тесным образом связана с логикой развития интонационного мышления школьника, накоплением практического опыта, осознанием связи музыки и жизни.

Тема 2.1. Интонационность как стержень тематизма программы «Музыка» Д.Б. Кабалевского.

    Интонационность – это и общее свойство разных видов искусств: и звено, связывающее композитора, исполнителя, слушателя (т.е. условие бытования музыки). Это означает, что интонационность пронизывает все грани художественно-педагогического процесса, что она определяет эффективность работы с детьми над воплощением музыкального образа на уроке музыки.

Тема 3.  Методика музыкального образования в начальной школе (1-4 классы).

Постижение отдельных элементов языка искусства – важная грань музыкального воспитания, но духовное совершенство человека воспитывают не отдельные средства выразительности, а музыкальные образы, в которые воплощается духовный мир художника. Для достижения этой цели необходимо идти от содержания к форме. Анализ отдельных элементов языка искусства должен раскрыть неповторимость и индивидуальность музыкального образа и уже на этой основе подвести к пониманию роли отдельных средств выразительности в создании музыкального целого.

Тема 4. Методика организации внеурочной музыкально-воспитательной работы со школьниками.

Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии.

Тема 5. Методика музыкального образования в среднем звене (5-8 классы).

Процесс создания художественного произведения – будь на то музыка, литература, живопись - едины. В нем всегда присутствует субъективное восприятие объективного мира. Это закономерно для всех видов искусств. Наука, изучая объективные законы природы, как правило, отстраняется от эмоционального восприятия. Искусство же познает мир через чувства, через личностное восприятие.

Тема 6. Учебно-методический комплект для начальной и основной школы, разработанный под руководством Д.Б. Кабалевского.

Программа, разработанная под руководством Д.Б.Кабалевского, исходит из музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой так же естественно связывает с жизнью. Выполняя художественно-эстетическую, воспитательную, обучающую функции, музыкальное искусство рассматривается как неотъемлемая часть самой жизни, как могучее, ничем не заменимое средство формирования духовного мира учащихся.

Выводы по главе II.

Обобщая теоретический и методический материал, можно сделать вывод о практической ценности электронных пособий. С их помощью можно не только сообщать фактическую информацию, снабженную иллюстративным материалом, но и наглядно демонстрировать те или иные процессы, которые невозможно показать при использовании стандартных методов обучения. Кроме того, электронное пособие дает больше возможностей обучаемому для самостоятельной работы, позволяет выбирать глубину изучения темы. Также важное значений электронных пособий состоит в том, что преподаватель может быстро дополнять и изменять текстовый или иллюстративный материал при возникновении такой необходимости.

     Представленное нами электронное учебное пособие  является первым в базе электронных пособий по дисциплине «Методика музыкального образования» в педагогическом колледже и  обладает следующими преимуществами:  облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на зрительную и эмоциональную память и т.п.; допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями.

         На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что электронные учебные пособия по учебным дисциплинам являются перспективными и их значимость в дальнейшем будет лишь увеличиваться.

Заключение

 Бесспорным является то, что информационные технологии на сегодняшний день заняли прочное место в образовательном процессе.  

Созданное нами пособие доступно для восприятия, содержит большой объем информации и иллюстративного материала, помогает быстрому усвоению материала, способствует более эффективной самостоятельной работе учащихся по данной дисциплине, удобно в использовании. Еще одним достоинством нашего пособия является то, что это открытая система, т.е. позволяющая вносить необходимые изменения в любой структурный элемент пособия.

В дипломной работе мы планируем дополнить содержание уже созданных разделов, разработать цикл презентаций по вариативным программам, добавить тесты по пройденным темам, словарь терминов, видеозаписи и список дополнительной литературы ко всем темам, а также добавим вариант пособия для самостоятельной работы учащихся по дисциплине.

Список литературы

  1. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В., Методика музыкального образования: учебник для вузов [Текст] / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – Музыка, 2006. – 336 с.
  2. Богачинская Ю. С., Гончарова О. В., Теория и методика музыкального воспитания [Текст] / Ю. С. Богачинская, О. В. Гончарова. – М: Академия, 2012. – 256 с.
  3. Вихрев В. В., Христочевский С. А., Федосеев А. А., Филинов Е. Н., Информационные технологии. Учебное пособие [Текст] / В. В. Вихрев, С. А. Христочевский, А. А. Федосеев, Е. Н. Филинов. - М.: АРКТИ, 2001. – 164 с.
  4. Власов Д. А., Кузина Л. С., Монахов В.М., Технологические процедуры создания электронного учебника. 2-я всероссийская конференция "Электронные учебники и электронные библиотеки в открытом образовании" [Текст] / Д. А. Власов, Л. С. Кузина, В. М. Монахов. - М: МЭСИ, 2001. – 156с.
  5. Гейн, А. Г., Сенокосов, А. И., Шолохович, В.Ф. Информатика [Текст] / А. Г. Гейн, А. И. Сенокосов, В. Ф. Шолохович. – М.: Дрофа, 1998. – 189 с.
  6. Глушков, В. Н. Информационные технологии [Текст] / В. Н. Глушков. – М.: Олимп, 2001. – 592с.
  7. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст] / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. – М.: «Академия», 2000. – 287 с.
  8. Зайнутдинова Л. Х., Создание и применение электронных учебников [Текст] / Л. Х. Зайхутдинова. – Астрахань: ООО «ЦНТЭП», 1999. – 194 с.
  9. Иванова, Н. В., Подгорская Т. А., Шакирова О. Г. Создателям учебной презентации: требования гигены и дизайна.Методические рекомендации преподавателям и студентам [Текст] / Сост. Н. В. Иванова, Т. А. Подгорская, О. Г. Шакирова. –Челябинск, ЧГПК №1, 2009. – 12 с.
  10. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: 2002. – 224 с.
  11. Могилев, А. В. др. Информатика: Учебник пособие для студентов педагогических Вузов [Текст] / А. В. Могилёв. – М.:1999. - 816 с.
  12.  Муталиева, Л. С. Методика музыкального образования в школе с практикумом. Рабочая тетрадь для студентов педагогического колледжа по специальности 050130 «Музыкальное образование» в 2-х частях. -ч.1 [Текст] / Л. С. Муталиева. – Челябинск, 2013 – 164 с.
  13.  Назаров, С. В. Компьютерные технологии обработки информации [Текст] / С. В. Назаров. – М.: 1995. – 402 с.
  14.  Пермякова Т. Ю. Методика музыкального образования в общеобразовательной школе. Методическое пособие №3. Для самостоятельной работы студентов педколледжа по специальности 050601 «Основы теории и методики музыкального образования детей школьного возраста» [Текст] / Т. Ю. Пермякова. - Челябинск, 2010. – 56 с.
  15.  Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 417 с.
  16.  Полянский Н. М., Электронные учебники [Текст] / Н. М. Полянский. - М.: "Кибернетика", 2000. – 345 с.
  17.  Семакин, И. Г. и др. Информатика: Базовый курс для 7 – 9 класс [Текст] / И. Г. Семакин. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998. – 296 с.
  18.  Семакин, И. Г. Шенна, Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе [Текст] / И. Г. Семакин, Т. Ю. Шенна. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. – 302 с.
  19.  Симоновский, О. С. Новые информационные технологии [Текст] / О. С. Симоновский. – Ярославль: Издательство АТС, 2001. - 153с.
  20.  Христочевский С. А., Базовые элементы электронных учебников и мультимедийных энциклопедий. Системы и средства информатики. Вып.9 [Текст] / С. А. Христочевский. - М.: Наука. Физматлит, 2003. – 263 с.
  21.  Угринович Н. Д., Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов – 2-е изд. [Текст] / Н. Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. –198с.