Обучение игре на фортепиано детей дошкольного возраста

Третьякова Наталья Борисовна

В данной работе раскрывается  преподавания игре на фортепиано с раннего детства, на примере методики  преподавания Лемешкиной Н.С.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Обучение игре на фортепиано детей дошкольного возраста 

(на примере  методики Лемешкиной Н. С.)

На создание этой методической  работы меня вдохновило знакомство с творчеством Лемешкиной Надежды Сергеевны.  Это наша современница, которая живет в Волгограде, ей в данное время 76 лет. Всю свою жизнь она преподавала в детской музыкальной школе по классу фортепиано и была концертмейстером. Сейчас она уже не работает, но занимается со своими внучками, обучает их игре на фортепиано и музыкальной грамоте. Благодаря интернету, я впервые увидела ее уроки  с детьми  4,5, а потом и полутора лет. Для меня это было открытием и  произвело огромное впечатление. Ее видео уроки  и книга  «Уроки игры на фортепиано для тех, кто еще плохо говорит, но всё понимает»  – помогают преодолеть боязнь работы с маленькими детьми. В настоящее время  Надежда Сергеевна занимается с внучкой, которой 1.5 года, эти уроки вы можете найти в интернете.

 Конечно,  заниматься в домашних условиях и в условиях  школы - это не совсем одно и то же, но элементы такой работы мы вполне можем использовать в педагогической практике. В своей работе постараюсь  обозначить основные направления и способы занятий  с маленькими детьми, и привлечь внимание преподавателей к этой деятельности.

Причина, по которой я решила обратиться к этой теме - всем ясна. В современном мире очень быстро всё меняется. И условия жизни, и виды деятельности человека, и процесс обучения детей. Родители с первых дней ребёнка стараются заниматься общим его развитием, умственным и физическим. Поэтому сегодня очень востребовано обучение детей с самого раннего детства. Это относится как к художественному обучению, там и к музыкальному. В нашей школе более десяти лет существуют музыкальные студии для маленьких детей, которые пользуется большой популярностью. Мы, как преподаватель курса специального фортепиано, вполне могли бы взаимодействовать с преподавателями студий и поучаствовать в этой  работе.

Еще одной причиной явились личные наблюдения. Если ребенок до 10 лет  не овладел инструментом, не научился бегло читать с листа, играть красивые произведения и не научился  определённым пианистическим навыкам, то после 10 лет очень сложно развить его интерес в этом направлении.  И ребёнок, в подростковом возрасте теряет интерес к занятиям. Поэтому раннее обучение положительно сказывается на общей заинтересованности ученика в обучении.

Есть ряд условий, которые должны соблюдаться в  обучении маленьких детей.

        Самое главное условие для ранних занятий - это желание ребенка и заинтересованность родителей. Эти условия обычно всегда присутствуют в раннем музыкальном обучении. Результаты такого обучения - эти дети становятся более раскованными, эмоциональными, умеют собираться на выступление, и в целом - опережают своих сверстников в музыкально – эстетическом развитии.

 Обучение музыке очень важно для общего развития ребенка, ведь игра на инструменте дает мощнейший толчок комплексному развитию ребенка. Развиваются мыслительные процессы,  способность слышать, анализировать, сравнивать, запоминать, уметь контролировать несколько процессов. Игра на инструменте это ещё и  работа мышц, координация движений рук и ног, умение быстро воспринимать информацию и преобразовывать её в действие.  Если сравнивать трёх-  и семи летнего ребёнка, то у юного ребенка б`ольшие возможности. Семилетний ребенок в сравнении с двух - трехлетним уже «слишком взрослый», пишет Надежда Сергеевна. У него сформировалась определённые понятия о мире, выработались свои «хочу» – «не хочу». Процесс восприятия новой информации уже не столь эффективен. Ведь мозг «взрослого» ребенка сравнивает поступающую информацию с «эталоном» сформировавшегося мировоззрения. И если ребенок семь лет рос в «мире без музыки», он не хочет принимать новые правила («Я должен сидеть и заниматься музыкой, а Петя в это время играет на компьютере!»).

Трехлетний ребенок – это чистая тетрадь. Нейронные связи в его мозгу еще только формируются. Он впитывает любую информацию, если она подается ему в игровой форме. Он воспринимает ее естественно, как часть окружающего мира. И музыка для такого человечка тоже становится частью его мира, простой и важной. Поэтому ребенка нужно приобщать к музыке с возможно более раннего возраста. Чем раньше ребенок начинает заниматься музыкой, тем полнее он сможет раскрыть свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Конечно,  основная трудность в таком обучении ложится  на преподавателя, который должен обладать определенными качествами. Учитель должен быть профессионалом: пианистом  и педагогом, но в данном случае – еще и  психологом, и просто добрым человеком, который любит ребенка и уважительно относится к нему. Урок должен проходить только в атмосфере душевного спокойствия. От педагога требуется всегда поиск и творчество, импровизация, хотя это не отменяет и продумывание каждого урока. Педагог должен стать другом  ребенка. В работе с маленькими детьми очень важна форма проведения урока. Она несколько отличается от традиционной формы урока.  

Систематичность занятий занимает важнейшее место. Чем меньше по возрасту ребенок, тем чаще должны быть занятия. В условиях школы это довольно сложно, но желательно проводить уроки 3-4 раза в неделю, более короткими по времени,  по 20-25 минут. Это связано с особенностями восприятия ребенка окружающего мира. Мышление ребенка - образное. Ребенок запоминает только яркие образы, а остальное быстро забывает. Если пропустить пару занятий, то ребенок не может сыграть песенку, которую отлично играл несколько дней назад.

Другим важным условием является то, что занятия  должны быть максимально образными. Музыкальные ноты, термины, для ребенка не понятны и не интересны. Задача педагога вдохнуть жизнь в эти понятия, найти для них понятный для ребенка образ. Тогда каждое занятие станет для  ребёнка ярким, образным, тогда ребенок будет хорошо запоминать и быстро продвигаться.  

Уроки должны быть короткими. Лемешкина Надежда Сергеевна, имея большой опыт работы, советует начинать уроки с 10 минут, увеличивая их постепенно до 15-20 минут, и затем , до полных 40 минут.

Уроки должны проходить в игровой форме. Не случайно, наверное, наш урок называется игрой на фортепиано!  Ребенку должно быть интересно. Игра является для ребёнка основным видом деятельности до 7  лет. И если им не хочется чем-то заниматься, значит – им скучно.

        Все дети развиваются по-разному. С кем-то можно начинать заниматься раньше, с кем-то нужно заниматься позже. Все хорошо вовремя и в меру! Ранние занятия, когда ребенок еще не готов к ним, не только не принесут ожидаемого результата, но и могут сформировать у ребенка нежелание заниматься музыкой. Чтобы понять, что ребенок готов к занятиям музыкой, нужно внимательно наблюдать за ребенком, за его реакцией на музыку, за желанием петь и танцевать

        Необходимо психологически готовить  ребенка к занятиям музыкой: петь, играть, танцевать, слушать музыку, смотреть музыкальные мультфильмы (например «Детский альбом» Чайковского, «Картинки с выставки» Мусоргского, обучающие музыкальные мультфильмы про нотки и инструменты, мультфильмы с песенками, например «Синий трактор»).

 Конечно,  это возможно, когда вы общаетесь с ребенком во внеурочное время, или близко знаете семью и можете давать рекомендации.

 Надо отметить, что подход к обучению малышей имеет свои особенности. Не нужно любой ценой пытаться  достигнуть быстрый результат. Все первые уроки не будут иметь видимых результатов. Это нормально. Двигаться надо постепенно, маленькими шагами, замечать - что ребенку интересно и развивать этот интерес. Отбрасывать не интересное ребёнку без сожаления. Позже, возможно возвращение к этому материалу. Нужно изучать ребенка и подстраиваться под него.  Конечно, это требует большой фантазии и терпения от педагога. Самое главное – ни в коем случае не говорить ребенку «сейчас у нас будет урок» или «сейчас мы будем учиться музыке». Говорите: «Давай с тобой поиграем». На первых занятиях ребенок должен сам захотеть нажимать на клавиши. При этом не следует на данном этапе фиксировать его внимание на определенных нотах. Пусть нажимает как хочет и что хочет. Главное, чтобы ему понравилось играть со «звучащей игрушкой». Впоследствии, мягко направляя его через игры, сказки, игрушки вы постепенно начнете знакомить его с каждой ноткой отдельно. Причем первым всегда начинает игру педагог, а ребенок просто наблюдает. И если он захочет, он повторит.

 Пример: Вовлекайте его в игру с движением, например: «Пойдем спасать принцессу от Змея Горыныча». Вы маршируете и говорите подтекстовку, например «Раз-два, мы идем, мы принцессу спасем», а ребенок может просто наблюдать, возможно он захочет присоединиться, тогда сказку можно развивать. Кружась с куклой: «Раз-два-три, кружимся, с куклой Аней кружимся, весело кружимся с куклою мы».

Немаловажное значение имеют упражнения для рук и пальцев. Тут тоже нельзя ему говорить: «Делай как я», «Повтори за мной», а снова нужно превращать все в игры и сказки. Позже можно менять форму игры: педагог рассказывает, а ребенок показывает, например: «Стоит в поле два дерева, одно большое, как я, а второе маленькое, как ты. У дерева длинные-длинные веточки (вытянуть руки вперед перед собой), а на веточках много листиков (пошевелить пальцами). У меня листики большие. А на маленьком деревце листики маленькие. Покажи какие у тебя листики. Ветер дует – листики шевелятся быстро-быстро». И в подобном ключе.

На начальном этапе, занимаясь с детьми 4-5 лет, непосредственно за инструментом надо проводить 3-5 минут. Но все остальное время Вы должны заполнить интересными играми, сказками, упражнениями для рук, танцами, слушанием музыки и т.д. При этом необходимо чередовать активные и пассивные виды деятельности.

Любая методика – это лишь  база, фундамент, опираясь на который преподаватель, используя свои знания и опыт, фантазию, учитывая особенности конкретного ребенка, строит уроки. У каждого ребенка свой характер, и мастерство педагога состоит в  умении узнать ребенка, найти интересные для него виды деятельности и понятные ему образы и выстроить увлекательную индивидуальную игровую систему обучения. Вот именно в этом и состоит главная трудность такого раннего обучения - оно ориентировано на конкретного ребёнка. Именно в раннем возрасте,  возможно создать для ребенка музыкальную среду, которую он будет воспринимать как естественную часть своей жизни и такое обучение будет проходить более эффективно.

 В подготовке к уроку необходимо  продумать «сценарий» урока, и учитывать возможность гибкого изменения  схемы урока в ходе его проведения.

Неоходимо изучить и подготовить свой нотный материал: музыку, которую вы будете играть во время игр, множество детских песенок, которые будете петь с ребёнком. Позднее добавить репертуар для ребенка. Необходимо помогать ребёнку, подыгрывая ему различные аккомпанементы. Весь репертуар надо заранее подготовить, разобрать и ,если необходимо , выучить наизуть.  

Чтобы ребенку было интересно, нужно использовать реквизит- мягкие  и резиновые игрушки, красочные картинки, книги и ноты с картинками, поделки из пластилина, ленточки и т.д. Необходимо заранее продумать, что вы будете делать с этим реквизитом.  

Важную роль во время урока играет разговор преподавателя. Чем больше педагог использует короткие стихи, попевки, тем интереснее будет ребёнку. Стихи и попевки также способствуют развитию чувства ритма у ребенка и лучшему запоминанию образов. Желательно к каждой игрушке, к каждой картинке, которую используете на уроке , придумать стихотворное описание. В своем пособие Надежда Сергеевна дает такие попевки, но сам педагог тоже может составить свои собственные.

Пример.

Показываем ребенку на клавиатуру и спрашиваем: «А ты знаешь. Что это такое? Это музыкальная речка».  Можно сыграть глиссандо вверх и вниз. Проводим руками ребёнка по клавиатуре и проговариваем: «Белая речка бурлит. То вверх, то вниз бежит. Речка непростая, музыкальная такая. Смотри, наверху села птичка. Послушай, как она поёт». Пальцем ребёнка нажать на любую клавишу вверху и подпеть: «Чик,чик».» А внизу жуки сидят и в коробке жужжат». Пальцем ребенка нажать на любую клавишу внизу и проговорить « Жу, жу, жу». И т.д.

Знакомство с нотой «Ми»

«Птичка прилетела, за узким мостиком на веточку села. Посидела, посидела и песенку запела (педагог играет пальцем ребёнка): Ми, ми, ми-и-и, ми, ми, ми-и-и, на меня ты посмотри. Сейчас крылышком взмахну, на другую ветку «Ми» перелечу». На первом этапе важно все делать рукой ребёнка. Впоследствии ребёнок все сможет делать сам. Необходимо фиксировать внимание ребенка на расположении ноты («за узким мостиком»).

Первые занятия с ребенком надо начинать, конечно, с игры. Можно и нужно использовать игрушки. Мальчику интереснее играть с машинкой, медвежонком, солдатиком, девочке – с куклой, птичкой, рыбкой. Перед игрой надо рассмотреть те игрушки, которые вы приготовили. Машинка – для того, чтобы возить людей, грузовик - грузы. Положить груз в машинку и покатать, сказать – что она  не может ехать быстро. Так же обговорить с девочкой каждую игрушку. Вот с этого вы начинаете урок музыки: Разговариваете с ребёнком, расматриваете все игрушки. Сначала игрушек должно быть две- большая и маленькая, или тяжёлая и лёгкая , быстрая и медленная. Позже игрушек может быть 4-6 и более. Важно разговорить ребенка. Взрослый ведет беседу. «Посмотри какой слон серый, маленький, какой у него смешной хобот» (рукой покажите хобот на себе) «какие у него большое уши» (приложите два листа бумаги к своим ушам). «Я видела настоящего слона, он большой-пребольшой. А ты видела слона? А видела картинки?». Достаточно, чтобы ребенок просто кивнул головой.  Можно показать его на картинке, и желательно спросить ребенка « Ой, что-то я не вижу здесь слона?» Хорошо, если ребенок будет отвечать на Ваши вопросы. Но даже если он просто кивает – этого вполне достаточно.

Продолжайте разговор: «Посмотри какой у меня бегемот» И вы можете сказать или играя на инструменте пропеть: «Толстый-толстый бегемот, у него большой живот. Он тяжелый и большой с маленькой головой. И маленькие ушки у него на макушке». Предложите ребенку погладить бегемота по головке, потрогать за ушки: «Посмотри, как медленно, тяжело ходит мой бегемот». Покажите движения. Можно изобразить движения за инструментом, нажимая соответствующие клавиши.

 Преподаватель может придумать действие, сюжет, использовать свисток, дудочку, губную гармошку, чтобы вовлечь ребёнка в совместную деятельность. И хотя у ребенка не все получается, но он начинает с вами общаться и это уже хороший результат.

Следующий этап – подход к инструменту и знакомство с ним. Это надо делать ненавязчиво. Предложить поиграть в догонялки. Конечно ребенок должен быстро вас догнать.  «Теперь ты убегай, а я буду тебя догонять». Не сразу, но вы поймаете быстрого ребенка. И предложите ему другую игру: кто быстрее добежит до стула и сядет на него. Стул стоит возле пианино. Конечно, он первый добежит, но не сможет залезть на него. Придется ему помочь и похвалить,  какой он быстрый. А теперь можно поиграть в догонялки ладошками на клавиатуре. Если ребенок начал откликаться на ваши игры и принимать в них участие, можно начинать знакомство с руками.  

 Этапы начальных занятий:

  1. Знакомство с понятиями «право « и «лево»; игра с помошью 2 флажков - зеленого  и красного –« регулировщик» Сначала учитель показывает, «Зеленый свет- путь открыт» , «красный – путь закрыт». Потом начинается игра - ученик по сигналу едет на машинке. А потом эту роль берет на себя ребенок. Учитель помогает ребенку,  проговаривая с ним слова и подсказывая, какой флажок поднять.
  2. Упражнения для рук;

Вытяните вперед две руки – это мостик. Предложите ребенку посчитать,  сколько дощечек (рук) в этом мостике. Считайте вместе с ребенком: «Раз дощечка, два дощечка» и дополните «это мостик через речку». «Подул ветер, мостик закачался» - делайте руками поочередные движения вверх-вниз. «Мостик качается, удержать нас старается». «Мостик качался, качался и немного поломался» - руки по-прежнему вытянуты, но кисти опустите вниз. «Мостик совсем сломался» - руки падают вниз.

  1. Знакомство ребёнка с пальчиками;

Преподаватель сжимает пальцы в кулак и говорит ребенку: «Посмотри какой у меня волшебный мешочек. А ты знаешь что в этом мешочке?». Быстро разожмите кулак, пальцы словно выпрыгивают. - «Ой, что у меня пряталось в мешочке?» - «Пальцы» - «А давай посчитаем сколько пальчиков поместилось в мешочке» Вместе с ребенком посчитай пальчики: раз-два-три-четыре-пять и добавляйте: «Пальцы хотят погулять» (шевелите пальцами) Сжимаете другую руку в кулак и спрашиваете ребенка сколько пальчиков прячется в этом мешочке. Играя, выделяйте голосом «Правый мешочек» , «Левый мешочек»

  1. Музыкальные игры. Заранее приготовить три контрастных произведения, например контрастные марши: военный, детский (Прокофьев « Марш» ) и сказочный ( например, Шествие гномов). Можно их найти и послушать в записи. Музыка должна быть контрастной. Попросить ребенка угадать, кто марширует, солдаты, дети или гномы? Необходимо настроить ребенка, объснить ребенку, кто такие солдаты, как они шагают, как идут дети, или сказочные гномы. Включайте музыку и вместе с ребенком отгадывайте.

 В заключение хочется сказать, что в наше время очень важно учить ребенка  именно в раннем возрасте,  когда он не втянулся в  такие виртуальные увлечения, как телефон, компьютер. Ребенок  на уроках активно познаёт мир с помощью музыки, песен, игры на инструменте.  Тот мир, который его окружает, занятия музыкой создают  правильную гармоничную среду развития личности ребёнка, подталкивают его к творчеству и самостоятельности. Методика Лемешкиной Надежды Сергеевны продолжает лучшие традиции нашей музыкальной педагогики и  уже сейчас активно используется преподавателями.

Нотные сборники для работы с ребенком. Конечно, они не являются обязательными. Можно использовать любые сборники, которые есть у Вас в наличии и к которым вы привыкли.

На начальном этапе:

 Королькова, И. Первые шаги маленького пианиста. Издание девятое / И. Королькова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.

– В начале сборника есть хорошие песенки на одной ноте. Ребенок знакомится со всеми семью нотами. Дальнейшие песенки пока сложны для ребенка, но Вы можете использовать их просто как песенки, распевая вместе с ребенком, а играть их Вы будете на более позднем этапе.

 Королькова, И. Крохе-музыканту. Нотная азбука для самых маленьких. Часть I. Издание двадцать первое / И. Королькова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – В сборнике очень удобно подобраны песенки начиная с одной ноты и плавно переходя к игре двумя руками.

Новая азбука игры на фортепиано. Учебно-методическое пособие для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ / под ред. С. А. Барсуковой. – РостовнаДону: Феникс, 2016. – В начале сборника есть много песенок на одной и двух нотках. Далее плавный переход к нотам в басовом ключе. Этот сборник пригодится Вам и на более поздних этапах.

Барсукова, С. Волшебные клавиши. Сборник легких пьес для фортепиано. Для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ / С. Барсукова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016.

– Хороший сборник для изучения басового ключа. Левая рука дублирует правую руку и ребенок быстро запоминает ноты в басовом ключе. Этот сборник пригодится Вам надолго.

Н.Смирнова    Ребёнок за роялем. «Музыка» , 1983 г.

 Геталова, О. В музыку с радостью. Издание 2 -е, исправленное и дополненное / О. Геталова, И. Визная. – СПб.: Композитор – Санкт-Петербург, 2006.

– Этим сборником Вы будете пользоваться не один год.

Список литературы

  1. Н.С.Лемешкина. «Уроки игры на фортепиано для тех, кто еще плохо говорит, но всё понимает» Волгоград, 2019;
  2. С. С.Альтерман. 40 уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет. Санкт– Петербург, 1999г.
  3. Сайт Надежды Сергеевны Лемешкиной    https://musicaleducation.ru/