Методический доклад "Интеграция предметов музыкально-теоретического цикла в ДШИ"

Кунафина Наталья Валерьевна

Единству обучения и воспитания способствует интеграция предметов музыкально-теоретического цикла.  Прежде всего, конечно, связь налаживается между основными предметами ДМШ –теоретическими дисциплинами и специальным  инструментом, уроками хора, оркестра или ансамбля .  Такая интеграция чрезвычайно важна, ведь только понимая историческую ценность, особенности создания музыкальных произведений, их идеологическую, стилевую, жанровую направленность, зная строение произведений, особенности их наиболее выразительных средств, можно получить целостное музыкальное рассмотрение таких произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_predmetov_muzykalnoteoretichskogo_tsikla.docx29.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования

«Федоровская детская школа искусств»


Методический доклад

на тему:

«Интеграция предметов музыкально-теоретического цикла

как продуктивный метод развития

музыкального мышления учащихся

 на уроках в ДШИ».

                            подготовила преподаватель

                                                   музыкально - теоретических дисциплин:

      Кунафина Н.В.

                                                   

                                                                                                               

г.п. Федоровский

                                                                      2023        


   Традиционное музыкальное образование постепенно претерпевает всё большие изменения, которые обусловлены особенностями и проблемами современного общества. От педагогов требуется существенно повысить качество профессиональной подготовки, более широко применять активные формы и методы, технические средства обучения, целеустремленно осуществлять принцип единства обучения и воспитания, тесную связь семьи, школы и общественности. Наше время – время перемен.  При этом возрастает роль интеграции учебного процесса, взаимосвязи дисциплин, причем как внутренней – между предметами, преподаваемыми в музыкальной школе, так и внешней – между предметами музыкального и общеобразовательного направлений.

          Поэтому главной задачей музыкальной педагогики является не только формирование музыканта, но и формирование развивающейся личности в развивающемся мире.

Учебно-воспитательные задачи, которые решают преподаватели ДШИ, в своей основе едины для всех предметов. Это - воспитание интереса и любви к музыке, расширение музыкального кругозора, приобщение к разносторонним знаниям о музыке, формирование активных музыкально – слуховых представлений и развитие практических музыкальных навыков – исполнительских, слуховых, аналитических.                                  

Единство и взаимосвязь этих задач обусловлены музыкой, выступающей на всех занятиях и как объект познания, и как средство воспитания.
Наша задача  – построить процесс обучения так, чтобы сделать его наиболее доступным для обучающегося, наиболее удобным для восприятия учебного материала, максимально облегчить процесс усвоения и запоминания предмета. В этом плане особенно велика роль взаимосвязи между отдельными предметами.

Единству обучения и воспитания способствует интеграция предметов музыкально-теоретического цикла.  Прежде всего, конечно, связь налаживается между основными предметами ДМШ –теоретическими дисциплинами и специальным  инструментом, уроками хора, оркестра или ансамбля .  Такая интеграция чрезвычайно важна, ведь только понимая историческую ценность, особенности создания музыкальных произведений, их идеологическую, стилевую, жанровую направленность, зная строение произведений, особенности их наиболее выразительных средств, можно получить целостное музыкальное рассмотрение таких произведений.

 Интеграция знаний, полученных учащимися на всех уроках, является характерной особенностью учебного процесса.

В школе искусств интеграция осуществляется многопланово, хотя наиболее характерны сопутствующие связи при параллельном изучении предметов.

Обучение игре на инструменте и занятия по сольфеджио соприкасаются на всём протяжении обучения, и их взаимовлияние особенно ощутимо. Музыкальная литература использует опыт и знания детей, приобретённые на предшествующих уроках слушания музыки.

Так, на уроке сольфеджио важнейшую форму работы – анализ музыкальных произведений – можно построить путём интеграции со специальным предметом: репертуар для тематического анализа может быть предложен учениками из произведений по специальности, что значительно облегчает их работу по изучению и запоминанию текста.

Даже элементарный анализ музыкального произведения, как и произведения другого искусства, представляет исследовательскую работу того или иного масштаба и всякий раз ставит перед собой какие-либо определенные задачи. Анализ произведения предполагает применение знаний, получаемых на уроках сольфеджио и музыкальной литературы. Научиться (и научить) подобного рода мобилизации разнообразных знаний, могущих способствовать более глубокому пониманию произведения, задача очень трудная и требует от педагога и учащегося большого напряжения.     Элементарный анализ произведения дает учащимся знания о строении музыкальных произведений, о связях строения с содержанием и важнейшими элементами музыки (мелодия, ритм и др.),  о музыкальных формах,  о музыкальных стилях и жанрах, о связях с тем или иным характером музыки, с теми или иными соотношениями образов в музыкальных произведениях. В процессе анализа музыкального произведения, учащиеся на практике знакомятся с понятиями:

  1. Музыкальные стили, жанры;
  2. Формы музыкальных произведений;
  3. Фактура, склад музыкальных произведений;
  4. Музыкальный синтаксис (музыкальная речь);
  5. Средства музыкальной выразительности;

На уроках слушания музыки и музыкальной литературы целесообразно развивать кругозор учащихся, в качестве домашнего задания, используя формы доклада, сочинения, размышления о композиторе, изучаемом на уроках специальности. При этом можно ставить различные задачи: сбор сведений об эпохе в целом, о композиторе – авторе конкретного произведения, об особенностях его музыкального стиля, об истории написания произведения. Это значительно облегчит воссоздание образа, передачу идейного и эмоционального замысла композитора в работе специалиста.

При изучении средств музыкальной выразительности также очень полезно обращаться к примерам учеников из специальности. Такая форма работы играет огромную роль в осознании развития образа музыкального произведения.

Для грамотного исполнения важно также знание формы произведения и умение слышать как каждую его часть, так и понимать всё произведение в целом, поэтому при работе на уроке музыкальной литературы над видами музыкальных форм,  следует обращаться и к материалу из занятий учеников по специальности.

Одной из интересных форм представления материала может быть урок-концерт, представляющий собой слияние сведений по теоретическим предметам с практическими навыками игры на специальном инструменте.

Навыки самостоятельного мышления, в процессе элементарного анализа, в значительной мере оптимизируют образовательный процесс.  

         Исполнительские навыки учеников также помогают при таких формах работы на уроке сольфеджио, как подбор мелодий по слуху, подбор аккомпанемента к диктантам и сочиненным мелодиям, а это, в свою очередь, отражается на навыках чтения с листа и при подборе по слуху на уроках по специальности.

Интеграция сольфеджио с хором также очевидна и важна. Основные задачи оригинальной методики известного музыканта, педагога, композитора  Г.А. Струве - способствовать активному развитию музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, гармонического слуха, координации, творческих способностей учеников через развитие  у них ладовых звуковысотных представлений, осуществляющееся  в различных видах музыкальной деятельности. Это пение ладовых песенок-попевок (по нотной записи, на слух, по руке педагога), освоение основ музыкальной грамоты в пении, с помощью музыкально-игровых приемов, активная работа над ритмическими трудностями в процессе живого исполнения.

 В рамках предметов слушание музыки и музыкальная литература важно разбирать стилистику композиторского письма пройденных хоровых произведений, особенности эпохи, в которую жил композитор, его мировоззрение; основные средства музыкальной выразительности произведений, их форму.

Те же самые задачи можно решать и при анализе ансамблевых, оркестровых произведений обучающихся. При этом на передний план выдвигаются также тембровые особенности произведений.

Конечно же, первоочередна и очень естественна связь музыкальных произведений с литературными. Ведь именно с помощью слова музыка получает конкретное смысловое наполнение, а поэтические строки с помощью музыки наполняются особой эмоциональностью и выразительностью.

Связь музыки и слова проявляется в многочисленных образцах вокальной, программной инструментальной музыки, в музыкально-драматическом искусстве. Так, например, великие произведения как оперы и балеты – доказательство полного взаимопроникновения и  взаимодополнения двух важнейших составляющих.

На уроках слушания музыки и музыкальной литературы необходимо  анализировать литературный текст (программу, либретто)  музыкальных произведений в разных вариантах,  сравнивать его с музыкой, находить структурные сходства или отличия, яркие изобразительные и выразительные моменты.

Помимо этого, полезно подбирать к инструментальным произведениям или их частям подходящие по смыслу или структуре поэтические произведения или отдельные образы, эпитеты из них.

Свои впечатления от прослушанного музыкального произведения учащиеся могут изложить письменно в форме небольшого сочинения, согласно плану анализа. Например, для учеников третьего года обучения по слушанию музыки – первого года обучения музыкальной литературе можно использовать следующий план:

  1. Образ или образы произведения:
  • На какие образы нацеливает нам название произведения (программа, текст)?
  • Сколько образов?
  • Какие они по характеру?
  • Что с ними происходит в течение произведения?
  • Какие музыкальные инструменты для этого используются?
  • Почему?
  1. Средства музыкальной выразительности:
  • Какие средства проявляются наиболее ярко?
  • Как именно?
  • Что с ними происходит в течение произведения?
  1. Форма:
  • Сколько разделов в произведении?
  • Есть ли повторения разделов, если есть – для чего, если нет – почему?
  • Как можно назвать такую форму (для групп, знакомых с видами музыкальных форм)?
  1. Личное отношение к произведению.
  • Что понравилось, запомнилось, показалось интересным, оригинальным?

          На уроке сольфеджио при анализе вокальных музыкальных произведений важно учитывать мелодические, ритмические, тембровые, динамические особенности речевых акцентов.

Интересными формами интегрированных музыкально-литературных уроков являются урок-сказка, урок-спектакль, урок-размышление, урок-кроссворд.

С древнейших времен ярко прослеживается связь музыки с танцем. Известная русская балерина Г.Уланова замечала: «Когда бы и в каком балете мне не приходилось танцевать, я всегда стремилась осознать движения, из которых состоит танец. В то же время движения побуждают к сознательному восприятию музыкального произведения. А музыка становится более понятной и легче усваивается, придавая движениям особую выразительность, четкость, ритмичность». А об известной русской балерине А.Павловой говорили, что ее движения – это «танцующая музыка».

На уроках слушания музыки и музыкальной литературы в качестве творческих элементов урока можно использовать танцевальные движения, наиболее подходящие тому или иному музыкальному фрагменту,  всевозможные инсценировки, музыкально-танцевальные игры. Особенно эти формы работы актуальны при знакомстве с первичными музыкальными жанрами, а также в качестве способа отражения музыкальных форм, средств музыкальной выразительности.

Так, например, на этих занятиях, как и на уроке сольфеджио, очень полезен метод пластического интонирования, заимствованный из хореографического искусства - движения рук, идущие за звуком. Они дают возможность ребёнку увидеть мелодический рисунок произведения, номера или диктанта, разобраться в строении, тем самым способствуют осознанному определению на слух, исполнению, записи. Также целесообразно применять ритмические  упражнения – движение группами под музыку в определенных ритмических рисунках.

Важнейшая сторона интеграции предметов теоретического цикла с общеобразовательными – тесная взаимосвязь музыкального искусства с историей. Ведь важнейшей частью истории является изучение художественной культуры как явления общественного сознания. Музыкальные произведения своего времени обязательно отражают в себе и исторический облик эпохи в целом, и мораль общества, его идеологию и надежды народа.

Полезно проводить параллели между историческими событиями одного времени в разных странах и оценивать степень их взаимовлияния и влияния на культуру.

При сравнении различных произведений нескольких авторов также целесообразно сравнивать и исторические особенности их создания. Не стоит забывать про связь музыки с географией и биологией. Ведь, говоря об эпохе, стиле, конкретном композиторе и его произведении, педагог обращает внимание не только на время, но и на место. «Выразителем» математических принципов в музыке является предмет сольфеджио. Здесь педагог может разнообразно использовать математический инструментарий (цифры, математические понятия, формулы) в целях развития музыкального слуха, возможности краткого и более доступного объяснения, понимания и осмысления  учащимися  как самой музыки, так и музыкально-теоретических понятий.  
        Таким образом, решая задачи, стоящие перед нами, как и перед любой другой школой – сохранности контингента, доступности излагаемого материала, заинтересованности ученика в процессе обучения - мы пришли к выводу, что межпредметные связи в работе многопрофильного детского образовательного учреждения необходимы для наиболее полного всестороннего эстетического развития ребенка.

         Таким образом, интеграции предметов музыкально-теоретического цикла является важным и необходимым средством наиболее полного всестороннего развития музыкального мышления  ребенка.

На уроках сольфеджио и музыкальной литературы ученики получают необходимые знания по основам теории музыки, гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений.  Но без конкретной практики анализа, полученные знания остаются сухой теорией. Закрепляя полученные теоретические знания, учащийся одновременно вносит в исполняемую музыку больше упорядоченности и осмысленности. Безусловно, перегружать уроки   множеством теоретических сведений по анализу музыкальных форм не стоит, но начинать вводить элементы анализа необходимо с первого года обучения.

           Систематическое и планомерное осуществление интеграции на уроках теоретического цикла в ДМШ и ДШИ, установление взаимосвязи различных учебных дисциплин, построение и отбор материала, исходя из общих целей и задач образования, способствует достижению большего эффекта в общем развитии обучающихся, в гармоническом развитии всех сфер их интеллектуальной и эмоциональной деятельности.