Ансамблевое музицирование с использованием современных технологий, как средство формирования полифонического мышления начинающего пианиста

Мазурова (Яковлева) Ксения Владимировна

Искусство преподавателя в работе с начинающими музыкантами включает в себя три обязательных аспекта: педагогику, исполнительство и психологию. Используя  современные технoлoгиипедагoг  может пoмoчь развить юнoму музыканту худoжественноемышление, расширить информационное поле, освоить навыки игры на инструменте. Услoвием эффективного усвoения учебнoй прoграммы у детей является увлеченнoсть даннoй деятельнoстью. Нельзя навязать детям стремление к творчеству, заставить мыслить, нo мoжно предлoжить им разные спoсoбы и средства дoстижения цели, научить неoбхoдимым для этoгo приемам.

Осуществить все выше перечисленное педагoгу пoмoгают  сoвременные технoлoгии oбучения, oднoй из кoтoрых является педагoгическая деятельнoсть. Казалoсь бы этo уже давнo испoльзуемый спoсoб рабoты, и чтo в нем свременного, но ведь это определенный метод  организации деятельности учащегося  с целью получения определенного результата. Здесь мы ориентируемся на решение таких задач как: 

1. научить ребенка самостоятельно работать;
2. научить общаться с детьми и взрослыми;
3. научить прогнозировать и оценивать результаты своего труда;
4. научить искать причины затруднений и преодолевать их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://disk.yandex.ru/i/IFv6YerS_8-IOg32.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ансамблевое музицирование с использованием современных технологий, как средство формирования полифонического мышления начинающего пианиста

Искусство преподавателя в работе с начинающими музыкантами включает в себя три обязательных аспекта: педагогику, исполнительство и психологию. Используя  современные технoлoгии, педагoг  может пoмoчь развить юнoму музыканту худoжественное мышление, расширить информационное поле, освоить навыки игры на инструменте. Услoвием эффективного усвoения учебнoй прoграммы у детей является увлеченнoсть даннoй деятельнoстью. Нельзя навязать детям стремление к творчеству, заставить мыслить, нo мoжно предлoжить им разные спoсoбы  и средства дoстижения цели, научить неoбхoдимым для этoгo приемам.

Осуществить все выше перечисленное педагoгу пoмoгают  сoвременные технoлoгии oбучения, oднoй из кoтoрых  является педагoгическая деятельнoсть. Казалoсь бы этo уже давнo испoльзуемый спoсoб рабoты, и чтo в нем свременного, но ведь это определенный метод  организации деятельности учащегося  с целью получения определенного результата. Здесь мы ориентируемся на решение таких задач как:

  1. научить ребенка самостоятельно работать;
  2. научить общаться с детьми и взрослыми;
  3. научить прогнозировать и оценивать результаты своего труда;
  4. научить искать причины затруднений и преодолевать их.

Следующим важным пунктом в современном обучении является здоровьесберегающая технология.  Целью такой технологии является сохранение здоровья обучающихся,  противостояние стрессам. Такие занятия позволяют обеспечить оптимальный темп работы на уроках, полное усвоение материала, психологический комфорт. При грамотном подходе к организации учебного процесса, с точки зрения учета здоровья, необходимо учитывать следующие моменты:

  • соблюдение строгой дозировки учебной нагрузки;
  • построение занятий с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
  • соблюдение гигиенических требований к аудитории;
  • организация активно–двигательных занятий на уроках.

Необходимо еще до начала занятий обеспечить проверку состояния учебной аудитории, технического оснащения, проветрить помещение. Педагог должен пользоваться принципами музыкотерапии при подборе музыкального материала, не допускать появления стрессовых ситуаций в процессе занятий, помнить, что отдых – это смена видов деятельности.

 Еще одной из важных технологий, я считаю технологию сотрудничества. Обучение и воспитание гармоничной личности невозможно без тандема «педагог–ученик»,  два субъекта одного учебного процесса должны действовать вместе, сообща.  Такие отношения должны быть направлены на вовлечение в самостоятельную познавательно – творческую деятельность, а сотрудничество «педагог–ученик» должно основываться на взаимопомощи, позволяющей достигать следующих  целей:

  • постановка ясных целей и внушение уверенности в их достижении;
  • самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности обучающихся);
  • коллективная творческая воспитательная деятельность;
  • личностный подход к воспитанию;
  • сотрудничество с другими обучающимися и педагогами;
  • сотрудничество с родителями.

На этом пункте хотелось бы остановиться подробнее, потому что сотрудничество можно воспринимать как ансамбль. Ансамблевое музицирование – наиболее востребованная форма знакомства ученика с различными произведениями, особенно на этапе начального обучения. Часто можно встретить обработки, переложения различных  известных и доступных детскому восприятию вокальных, оркестровых, инструментальных произведений. В основном они представляют  собой гомофонно-гармоническую фактуру, но есть и полифонические произведения. Обращаясь к теме полифонии в широком смысле, это вид многоголосия с  функциональным равноправием отдельных голосов. А теперь вспомним, что такое ансамбль, это группа исполнителей, выступающих совместно. Эти два понятия родственны по своей сути и означают наличие в произведении нескольких голосов, пластов.  Из этого можно сделать небольшой вывод, что ансамблевое музицирование является одним из средств формирования полифонического мышления начинающего пианиста.

Исполнение в ансамбле способствует дифференцированному музыкальному восприятию музыкальной фактуры при помощи комплекса визуальных и слуховых ощущений. Начинающий музыкант, играя одноголосную  мелодическую линию в ансамбле из двух и более человек реально слышит звучание нескольких голосов. В совместном  исполнении у каждого ученика ансамбля включается полифоническое мышление, почему зачастую работа в ансамбле бывает так трудна, и обучающийся не может сразу сориентироваться и сосредоточиться на исполнении.  Прикасаясь к клавишам, пианист осязает отведенную ему для исполнения в ансамбле партию. Так за счет осязательных ощущений  происходит ассоциирование каждой партии с отдельным тембром инструмента, отдельным исполнителем, а  совокупность всех партий даем понимание коллектива, состоящего из индивидуальностей.

Почему  такой вид работы полезен на начальном этапе обучения? Он обладает доступностью и вызывает интерес учащихся за счет взаимодействия и иллюзорности  исполнения уже более объемного произведения. Для воспроизведения  полифонической фактуры в ансамбле каждому учению достаточно умения исполнить одноголосную мелодию или ритмический рисунок. Элементарные навыки выразительного исполнения одноголосной мелодии ученик обычно получает уже во второй четверти первого года обучения, поэтому ансамбль включен в учебные планы музыкальных школ с 1 класса. Ансамблевое музицирование так же активно используется в донотный период обучения. Из этого можно сделать вывод, что  в первые годы обучения у учащегося складывается  представление о многоплановой  и полифонической фактуре, а так же этот возраст является важным для формирования навыков полифонического мышления ребенка.

Ансамбли полифонического склада ставят  перед учеником задачи дифференцировать слухом пласты фактуры, прослушивать движения одновременно нескольких линий. Осмысление такого материала и процесс работы напрямую связан с формированием полифонического мышления у начинающего музыканта. К сожалению, таких ансамблей немного. Зачастую рекомендуют перекладывать сольные произведения для двух исполнителей, что сейчас не  представляет для нас никаких сложностей с использованием современных программ для набора нот, таких как Sibelius. Огромным плюсом таких программ является то, что обучающийся может прослушать  итоговый вариант.  До того  времени пока детям станут доступны специально написанные ансамбли,  работу можно проводить  и на таких произведениях , как двухголосные полифонические пьесы, маленькие прелюдии, каноны, фугетты  и даже инвенции трудные для исполнения одним учеником легко исполняются двумя (М. Лерман). Почему переложения тех же  сольных произведений Баха, Генделя являются хорошим вариантом  для изучения?  Во- первых, это является индивидуальным подходом к обучению и возможностью адаптации содержания, методов, форм работы к индивидуальным возможностям ученика. Во-вторых , если ребенок заинтересован в произведении, но на данном этапе обучения ему недоступны другие варианты изучения, то  подобного рода индивидуализация помогает усваивать программу с учетом некоторых недостатков в навыках  и умениях, а так же помогает формировать адекватную самооценку у ученика. Использование технологии индивидуализации обучения педагогом обеспечивает психологический комфорт обучающегося, как в классе, так и на сцене, что является основой для успешной творческой деятельности.

Современные технические возможности  так же позволяют нам использовать на уроках и при самостоятельных занятиях  компьютер, интернет, видео и аудиоматериалы. Одной из интересных форм работы  над ансамблем, в том числе и полифоническим,  могут  послужить видео или аудиозаписи, которые помогут  при самостоятельных занятиях ученика в домашних условиях, но при этом создадут иллюзию присутствия партнера. При таком способе занятий обучающемуся легче  привыкнуть слышать несколько голосов, многоплановость фактуры, а так же  идет воссоздание целостности произведения.  Это учит ребенка самостоятельно работать, находить трудности и преодолевать их через осознание проблем. Если мы используем переложение оригинальных произведений, то в современной сети интернет  мы можем прослушать оркестровые, вокальные и инструментальные варианты исполняемого произведения. Зачастую исполнение с другими инструментами вдохновляют  и заинтересовывают обучающегося, дают волю его воображению, формируют визуальное представление, а так же помогают развить тембральный слух, добиться и понять необходимые артикуляции и туше. Идет постоянная мотивация процесса обучения, создание условий работы обучающегося на доступном уровне, с целью дальнейшего развития и углубления знаний.  

Примеры полифонических ансамблей, которые мы можем встретить : Моцарт В. А. Менуэт из оперы «Дон Жуан», Ж.А. Пересветова переложения для фортепиано в 4 руки А. Корелли Прелюдия, Дж. Каччини Ave Maria, Т. Альбинони Адажио, Г. Ф. Гендель  Largo, И. С. Бах Полонез,  переложение М. Балакирева Калинушка, да с малинушкой  (подголосочная полифония), Зив Старинный танец и т.д.

 При современной доступности нотного материала все перечисленные произведения мы сможем найти в сети интернет и предоставить ученику  возможность самостоятельно  добыть информацию о нотном материале, тем самым применив технологию проблемного обучения, только нужно понимать, чего хочет добиться педагог обращаясь к такой технологии, какие задачи перед ним поставлены.

При всем многообразии и доступности информации мы можем наблюдать творчество композиторов, которые расширили полифонический ансамблевый репертуар  несложными произведениями. Такой является полифоническая сюита Семь сказочных снов  А. Б. Давидчик.  Она предназначена для всех начинающих заниматься игрой на фортепиано. Во всех семи миниатюрах цикла разворачивается картина волшебного сновидения. Для объемного представления образов пьес к каждой предлагается эпиграф и иллюстрация. Графическое изображение дает возможность ученику проявить фантазию, раскрасив понравившиеся картинки цветными карандашами. Это позволит ему прочувствовать через рисунок настроение, характер и содержание пьесы, а затем отразить полученные ощущения в своем исполнении на инструменте.

Все номера сюиты объединяются использованием различых полифонических приемов. Здесь встречаются свободная и стреттная имитации, каноны, параллельное голосоведение, простой и вертикально подвижной контрапункт. Сюиты предполагает различные варианты исполнения. Основной вариант: партия первого фортепиано распределяется между двумя учениками в четыре руки (ученик 1 и ученик 2). С каждым из них желательно разучить и верхнюю , и нижнюю строчку – это заставит при совместном исполнении внимательно слушать партию партнера, позволит осознать равноправие голосов и лучше прочувствовать выразительно-смысловую сущность интонаций, а так же даст возможность меняться местами в ансамбле. Другой вариант подойдет для лучше подготовленных учеников или может иметь место как итоговый этап работы над пьесой после ее изучения в четыре руки – исполнение обеих партий одним учеником. При этом оба варианта исполнения не исключают возможность участия еще одного или нескольких человек, импровизирующих на ударных инструментах 9 бубен, треугольник). Этим мы привлечем и учащихся других отделений. Так же  к исполнению можно привлечь  более старшего ученика, тем самым использовав метод работы чтения с листа со старшеклассником , и показав младшим полный образ изучаемого произведения.

Партия педагога дает гармоническую или ритмическую поддержку, иногда выполняет колористическую функцию, а так же может вступать в полифонические отношения с партией первого фортепиано. В партиях первого фортепиано аппликатура и распределение рук для исполнения в четыре руки, при исполнении в две руки решение аппликатурных задач предоставляется самому ученику под руководством педагога – с целью выработки самостоятельности и рационального подхода к изучению этой проблемы.

Порядок расположение произведений в сюите  соответствует  процессу освоения учеником первоначальных навыков, от не очень отрывистого  или же острого прикосновения, к умению выстраивать длинную мелодическую линию распределенную между руками. При помощи педагога ведется анализ имеющихся полифонических приемов в той или иной пьесе, разъясняются  цели  и задачи.  Затем, на первом этапе изучения каждый ученик исполняет свою линию, но при этом уже слышит целостность, многоголосие и  осознает принцип соотношения полифонических голосов.  

В «Китайских колокольчиках» подражание звону маленьких колокольчиков выразилось в использовании приема свободной имитации. При ритмически точной имитации свободно используются варианты мотивов, как если бы они создавались игривостью ветерка. Образные ассоциации помогут яснее представить суть приема свободной имитации. Для исполнения этой пьесы понадобится владение двумя приемами игры: мягким, не очень отрывистым staccato (изображающим перезвон колокольчиков) и глубоким погружением руки в клавиатуру на выдержанных секундовых и терцовых созвучиях (как бы расплывающийся отзвук от этого перезвона). Интересна так же ладовая окраска пентатоники, придающая пьесе характерный восточный колорит.

В «Заклинании» партия педагога передает фантастичность образа колористическими пятнами. Постоянное кружение четырехзвучной попевки рисует колдовское действо. Здесь органично используется прием наножения мотивов друг на друга, т.е. стреттная имитация. Изначальный мотив заклинания словно подхватывается эхом других голосов. Разнообразные варианты вступления мотивов и переменный размер требуют от ученика большой сосредоточенности и внимания исполнения. На материале пьесы удобно отрабатывать legato, с плавной передачей из партии в партию.

«Цыганская пляска» представляет нам контрастную полифонию, с вертикальной перестановкой 1 и 2 голосов во второй половине пьесы. Необычный ладовый колорит – минор с повышенной 4 и 6 ступенями, подражание звону бубна и пружинящей ритмической пульсацией в партии аккомпанемента , рисуют картину веселой пляски. В приемах игры  совмещаются staccato и legato.В этой пьесе необходимо поработать над ритмической стороной, а так же в ней можно подключить ударные инструменты. (пример)

«Эхо и пастушок» представляет собой трехголосный канон с использованием темы в увеличении (педагог) и в обращении (педагог, ученик 1). Можно свободно фантазировать, как и где играет пастушок с эхом или эхо с пастушком.

«Баллада» складывается из трех предложений-куплетов. Первое предложение звучит в верхнем голосе, второе пропевается в нижнем. В третьем предложении оба голоса соединяются в контрапункте. Три  предложения выстраиваются в динамически нарастающую форму p-mf-f, с выразительными перепадами динамики в имитациях дополнения.

«Колыбельная» представляет собой двухголосный канон, где имитирующий голос дан в обращении. Во втором предложении вступают два дополнительных имитирующих голоса в партии педагога. С 13 такта сочетаются одновременно тема и ее инверсия. Комплементарность ритмического рисунка создает ощущение плавного покачивания колыбели. Преобладание  неквадратных размеров 5\4 и 7\4 придают большую гибкость развертыванию мелодии. Следует позаботиться о «дышащем» запястье, что так же поможет создать максимальную певучесть звучания.

«Фанфары» точно передают торжественность, которая соответствует названию пьесы. Основывается пьеса на параллельном голосоведении с ритмической синхронностью голосов. Ритмическое разнообразие (синкопы, триоли, пунктирный ритм) лучше предварительно отработать. Можно проработать ритм , предлагая короткие ритмические комбинации (пример ).  В этой пьесе следует обратить внимание на особое «медное» окрашивание звука, для чего следует поискать прикосновение на фортепиано. Каждый звук четко артикулируется , необходима ритмическая и ритмическая синхронность. Выбор и порядок изучения пьес определяется педагогом и в зависимости от индивидуальности и подготовленности ученика. Пьесы можно исполнять как по отдельности, так и всем циклом.

Хочется обратить внимание, что когда каждый овладел техническими и художественными трудностями, можно предложить этап работы с видео или аудионосителем, предварительно записав совместно со всеми участниками ансамбля на уроке партии во всех вариантах замен. При этом возможны комментарии педагога по задачам, поставленным на ближайшее время.

Из всего сказанного хотелось бы сделать вывод, что такие приемы работы над полифонией являются более  доступными для понимания ученика и удобны для исполнения учащимися 1-2 класса. Складывается раннее понимание о полифоническом произведении, как об ансамбле  индивидуальных партий , при этом пополняются теоретические познания учащихся, которые в дальнейшем будут использоваться в более сложной полифонической музыке. Полифония  - это один из видов музыки, которая трудна для понимания современным обучающимся. Задача педагога в этом случае, как можно раньше начать объяснять ребенку все законы такой многоплановой музыки и прививать любовь к ней, при этом все больше заинтересовывая процессом обучения.