Краткий курс по истории музыки и стилей

Мазурова (Яковлева) Ксения Владимировна

Что такое музыка? Каждый из  нас встречается с этим понятием каждый день, ведь этот вид искусства стал неотъемлемой частью нашей жизни, но не все представляют себе  какие стадии она прошла. Музыка – это искусство, в котором тоны организованы ритмически во времени и выстроены на определенной высоте.

Самое интересное, что музыка появилась еще в первобытном строе, как  и наскальная живопись. Варианты возниконовения:
1.Все пошло от слова, возбужденной человеческой речи;
2.Подражание пению птиц и звукам животных; 
3.Первые магические обрядах и заклинания
Музыка  -  неотъемлемая часть жизни их  в виде ритмичных выкриков, убаюкивание детей, устрашающие возгласы воинов,  а  так же погребальные обряды с плачами или же  победные  пляски и пение по возвращении воинов с охоты с отстукиванием ритма звенящими предметами.
Совмещение  различных виды искусства : музыка, танцы, изобразительное искусство, театр. 
Первые инструменты  по находкам археологов представляли собой различные свистки, раковинки, кости с дырочками. 
Античная эпоха – музыка становится самостоятельной, художественная деятельность человека отделилась отпрактической. Примеры мы видим в мифах Древней Греции
Основа мировоззрения античного искусства -  гармоничный мир человека, с его красотой, духовностью и силу. В этот период музыка играла уже важную роль, она сопровождала пиры, танцы, театральные представления, богослужения сопровождались игрой на музыкальных инструментах и пением. Об этом всем свидетельствуют мифы, барельефы, скульптуры. Появляются состязания между музыкантами, где исполнитель читали свои стихи под собственное сопровождение на кифаре или лире.
Жанры того времени – вокальные, хоровые: элегии, гимны, свадебные песни.
Развитие инструментального искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkaya_istoriya_muzki.docx45.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Что такое музыка? Каждый из  нас встречается с этим понятием каждый день, ведь этот вид искусства стал неотъемлемой частью нашей жизни, но не все представляют себе  какие стадии она прошла. Музыка – это искусство, в котором тоны организованы ритмически во времени и выстроены на определенной высоте.

Самое интересное, что музыка появилась еще в первобытном строе, как  и наскальная живопись. Варианты возниконовения:
1.Все пошло от слова, возбужденной человеческой речи;
2.Подражание пению птиц и звукам животных;
3.Первые магические обрядах и заклинания.
Музыка  -  неотъемлемая часть жизни их  в виде ритмичных выкриков, убаюкивание детей, устрашающие возгласы воинов,  а  так же погребальные обряды с плачами или же  победные  пляски и пение по возвращении воинов с охоты с отстукиванием ритма звенящими предметами.
Совмещение  различных виды искусства : музыка, танцы, изобразительное искусство, театр.
Первые инструменты  по находкам археологов представляли собой различные свистки, раковинки, кости с дырочками.
Античная эпоха – музыка становится самостоятельной,  художественная деятельность человека отделилась от практической. Примеры мы видим в мифах Древней Греции
Основа мировоззрения античного искусства -   гармоничный мир человека,  с его красотой, духовностью и силу. В этот период музыка играла уже важную роль, она сопровождала пиры, танцы, театральные представления, богослужения сопровождались игрой на музыкальных инструментах и пением. Об этом всем свидетельствуют мифы, барельефы, скульптуры.  Появляются состязания между музыкантами, где исполнитель читали свои стихи под собственное сопровождение на кифаре или лире.
Жанры того времени – вокальные, хоровые: элегии, гимны, свадебные песни.
Развитие инструментального искусства.
Существовало 3 группы инструментов: 
1.Струнные - лира и кифара – струнно-щипковые инструменты,на кифаре играли только мужчины, прижимая к себе инструмент и извлекая звук костяной пластинкой . Покровителем струнных исполнителей являлся бог Аполлон.
2. Духовые  - широко использовались в театральных представлениях и  танцевальных выступлениях.  Их представители авлос, флейта пана. Покровителем  исполнителей на духовых инструментах был Дионисий.
3. Ударные инструменты, которые использовались преимущественно для торжеств танцовщицами
Интересным фактом  является то, что в Древнем Риме широкое распространение получил орган-гидравлос, прародитель органа.
Нотация  представляла собой  буквы и имела  унисонный характер, в которых мелодия «топчется» на соседних звуках, ритм определяется ритмическим рисунком стиха.
Наиболее интересные представители: Платон и Аристотель, считали, что  этот вид искусства способен влиять на волю и сознание слушателей, воспитывать достойных граждан. Пифагор внес в музыку математику и попытался объяснить связь интервалов при помощи планет. Пифагорейцы первыми придумали интервальный строй и отделили двухдольный , трехдольный ритм.
Средневековье. Появляется разделение на духовную музыку и светскую. Духовная получила распространение в Григорианском хорале. Свое название Григорианский хорал получил от имени папы Григория I, представлял собой литургическое пение   Римской католической церкви на  латинском языке, монодическое, без участия музыкальных инструментов. Текстовую основу составляли: Святое Писание, житие святых, Псалтирь, труды Отцов Церкви. Григорианский хорал стал профессиональной основой европейской музыки.
Осьмогласие – песнопения, распространенные в Восточной части империи. Организованны они по  восьми  гласам, а соответственно по восьми разным ладам, которые по очереди использовались в богослужении. Из них в России сложился знаменный распев.
Светские направления и жанры.  В основе идеологии образ земного человека во всем многообразии жизни. Опиралась музыка на национальный характер,  на родной язык, а не на латынь. Представителями этого направления были  странствующие музыканты: трубадуры, менестрели, труверы, миннезингеры. Был распространен культ Прекрасной Дамы, трубадуры слагали песни об идеальных женщинах с прекрасными манерами и неземной красотой. Наиболее распространенный жанр этого времени канцона -  лирическое любовное стихотворение.
В 9 веке появляется новая
система записи, с помощью особых знаков – невм. От ноты невма отличается тем, что это комбинированный знак, в котором содержится звук или даже часть напева, подчинена тексту и дыханию, использовались в церковном пении. Следующий этап в нотной записи произошел в  11 веке. Монах Гвидо д’Ареццо, формулирует новый способ чтения музыкального текста: ноты располагаются на четырех линейках и в промежутках между ними; вводятся «ключи» для обозначения высоты (аналогичные сегодняшним скрипичному, альтовому и басовому); для удобства запоминания нотам даются названия по первым слогам молитвы к Иоанну Крестителю: ut, re, mi, fa, sol, la (ut впоследствии заменится на do, а si добавится к концу XVI века). Начинается расцвет многоголосной музыки, появляются первые композиторы, имена которых до нас дошли : Леонин, Перотин Великий и другие монахи собора Нотр-Дам.
В 15 веке приходит эпоха Ars Nova,ее создатель Филипп де Витри, ввел новую классификацию интервалов, выступил за защиту хроматической музыки, а не только диатонической, утверждал  эстетическую равноценность двухдольного и трехдольного размеров.
 
Яркие представители:  Филипп де Витри, Гийом де Машо 
Направления и жанры. В духовной музыке мотеты, мадригалы, появление мессы.
В светской  - одноголосные песни народного склада, многоголосные баллады, рондо.
Музыкальные инструменты того времени : 
Духовые – разнообразные трубы, волынки
Струнные – смычковые, такие как фидель, его использовали бродячие музыканты, менестрели, и щипковые – лютня, органиструм.
Ударные – колокольцы, бубен, а так же цимбал — струнный ударный музыкальный инструмент, который представлял собой трапециевидную деку с натянутыми струнами. Звук извлекался ударами двух деревянных палочек или колотушек с расширяющимися лопастями на концах.

Следующим этапом в развитии музыкальной культуры  стала эпоха Возрождения, свое название она получила из-за восстановления интереса к античному искусству, ставшему идеалом  деятелей культуры того времени. Меняется фактура произведений, число голосов возрастает до 4-6-ти, складываются мажорный и минорный лад, тактовая система ритмики. Музыка все так же разделена на церковную и светсткую. В церковной музыке основными жанрами являются  месса и мотет (многоголосные полифонические произведения для хора без сопровождения или в сопровождении инструментального ансамбля). Из инструментов предпочтение отдавалось органу.

 Развитию светской музыки способствовал рост любительского музицирования. Появились первые концертирующие исполнители-виртуозы на лютне, клавесине, органе, виоле, различных видах продольных флейт.  
Распространенные жанры:​

Мадригал (итал. madrigаlе — песнь на родном языке) — многоголосные хоровые сочинения, написанные на текст лирического стихотворения любовного содержания;

Шансон (во Франции) —  полифоническая песня;

Баллата — танцевальная песня.

В 16 веке начинает активно развиваться инструментальная музыка, разрастаются семейства струнных и духовых инструментов, расширяется их диапазон, распространяется светское  и домашнее музицирование. Появляются новые инструментальные жанры: прелюдия (перед игрой) - вступительная пьеса,

ричеркар (изысканная пьеса) - полифоническое письмо,

канцона (песня без слов) – предшественница фуги.

Яркие представители этой эпохи:  Гийом Дюфай – нидерландский композитор, первый начал сочинять мессу , как цельную музыкальную композицию. Уильям Бёрд – английский представитель нотоиздатель, органист, композитор, писал мессы и  инструментальную музыку. Джовани Палестрина- глава римской школы, довел до совершенства светский жанр мадригала, который основывался на пастушеских песнях, двух-трехголосные без сопровождения, писались на стихи современных итальянских поэтов, сюжеты  рассказывали о любви или о каких-то мифологических, бытовых событиях.
Завершается эпоха Возрождения – появлением  первой оперы. Флорентийская камерата искала способы возродить античную трагедию. Они реформировали мадригальную комедию таким образом, что появился жанр оперы. Первыми постановками  считаются оперы «Дафна» (1598, не сохранилась) и «Эвридика» (1600).
Новые жанры открыли новую эпоху в музыке, которая называлась
эпохой барокко . В переводе это означало жемчужина или морская раковина причудливой формы. Эстетика  этого периода отличалась вычурными формами, пышностью динамики, сложностью. Самыми популярными инструментами  того времени становятся клавесин и орган.  Появляются школы: Итальянская, Немецкая, Французская.
Итальянская продолжает развитие оперы,  а так же формирует оркестровое направление и клавесинную  музыку. Появляется жанр концерта для одного инструмента с оркестром, в котором небольшая группа солирующих инструментов контрастирует с полным ансамблем.
Представители: Клаудио Монтеверди, самые известные его творения это  опера «Орфей» и «Ариадна». Антонио Вивальди -  популярность приобрели его скрипичные концерты, написано 8 скрипичных концертов, 4 из них – Весна, Лето, Осень, Зима, которые известны нам как «Времена года». Доменико Скарлатти  написал  более 500 сонат, 5 опер, 10 ораторий.
Французская школа прославилась светской музыкой, отличающейся изящностью образов, тонкостью письма и новаторством в области гармонии, ритма, фактуры. Жанры – клавесинные, оркестровые.
 Представители: Жан – Филипп Рамо известны нам пьеса Дикари, Циклопы. Франсуа Куперен создал боле 250 пес для клавесина. Большинство пьес имеет программные, это  женские портреты ( Шалунья, Недотрога, Сестра Моника), пьесы - состояния ( Сожаления, Нежные томления), пейзажи ( Тростники, Рождающиеся лилии).
Немецкая школа продолжает жанры органной и клавесинной музыки: сюиты, мотеты, вариации, партиты.
Яркие представители  органной музыки были  Дитрих Букстехуде и Иоганн Пахельбель, наибольшую известность приобрели их органные сочинения. Особой точкой в развитии   искусства эпохи барокко  стало творчество И.С. Баха. Его музыка развила полифонию до новых высот, одновременно с этим его творчество можно назвать синтетическим.
Бах был новатором, синтезировал жанры, гармонии, фактуру, форму, совмещал полифонический и гомофонно-гармонический строй.
Жанры творчества: Сюита, партита, концерт, вариации, фуга, токката, прелюдия, инвенция, кантата, страсти, месса.
Ярчайшие произведения его сочинения:
1. В клавирном творчестве  -  Нотная тетрадь А.М. Бах, Инвенции и синфонии, Хорошо темперированный клавир, 6 английских, 6 французских сюит, 6 партит, искусство фуги, Итальяский концерт, Гольдберг-вариации, Токката и фуга ре минор.
2. Оркестровое творчество – Бранденбургские концерты, 4 оркестровые сюиты (особую популярность имеет  Шутка, последняя часть второй сюиты)
3. Вокальное творчество -  написано более 300 кантат на духовную тематику.
 Наиболее известными из духовных кантат Баха являются «Christ lag in Todesbanden» (номер 4), «Ein feste Burg» (номер 80), «Wachet auf ruft uns die Stimme» (номер 140) и «Herz und Mund und Tat und Leben» (номер 147). Светские кантаты - две Свадебных, Кофейная и Крестьянская кантаты.
4. Пассионы и страсти – два ярких произведения Страсти по Матфею и страсти по Иоанну – произведения для хора и оркестра на евангельскую тематику страданий Христа.
Так же особую известность имеет месса Си минор.
Переломный момент в истории музыки 1709 год, изобретение фортепиано Бартоломео Кристафори. Этот инструмент давал музыкантам принципиально иные возможности: можно было играть громко или тихо в зависимости от характера прикосновения к клавишам

На рубеже 19-20 века начинается разложение классической формы, появляются авангардные течения. Одним из первых таких течений в европейской музыке становится Импрессионизм- прием взят из изобразительного искусства, связан с особой техникой мазка.
Эстетика направления -  передача настроений, приобретающих значение символов, фиксация едва уловимых психологических состояний, вызванных созерцанием внешнего мира. Воздействие  на все основные жанры музыки: вместо развитых многочастных симфоний стали культивироваться симфонические эскизы-зарисовки; в фортепианной музыке — столь же сжатые программные миниатюры, основанные на особой технике звукового "резонирования" и картинной пейзажности; на смену романтической песне пришла вокальная миниатюра с преобладанием сдержанной речитации, сочетающейся с красочной изобразительностью инструментального фона.
Сферы творчества – 1.Поэтический пейзаж 2.Фантастка, порожденная мифологией
 Жанры : инструментальная миниатюра, концерт, вокальная миниатюра.
Представители : Клод Дебюсси -  известен в основном по фортепианной миниатюре, обладал изысканностью звукоподражания, изысканностью пианизма, отсутствием «ударных» эффектов. Возрождает традицию принципы старинной сюиты – «Бергамасская сюита», самый известный номер «Лунный свет». Написал боле 80 фортепианных миниатюр.
Морис Равель ( 1875 – 1937) – пианист, дирижер, композитор. Оркестровал «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского, она стала не менее популярной, чем оригинал. Одним из популярных произведений стал о «Болеро» - соединил классическую традицию с испанскими ритмами. Так же писал в жанре концерта, миниатюры, увертюры.
 Новая венская школа -  творческое содружество А. Шенберга, А. Берга, А. Веберна.
Эстетика – преемственность классической венской школы с новизной восприятия. Основой стала атональная музыка и сериальность. По своей внутренней сущности  представляет собой типическое проявление модернизма в музыке. Для Новой венской школы характерны крайний субъективизм, преобладание образов разрушения над образами созидания, фактический отказ от принципов народности и национальности.
Известные представители и произведения: А. Шенберг струнный секстет «Просветленная ночь»,  «Первая камерная симфония», атональный романс « Ты прислонилась к серебристой иве», вокально-инструментальный цикл «Лунный пьеро».
А. Берг – представитель экспрессионизма, всемирную известность получил после сочинения оперы «Воццек»,  «Лулу», концерта для скрипки с оркестром «Памяти ангела».
В начале 20 века происходят эксперименты с электромузыкой -
Американец Тaддеус Кэхилл получает патент на свое изобретение — первый в мире электромузыкальный инструмент: телармониум, генерирующий звуки с помощью электромагнитных колебаний. Услышать телармониум уже нельзя, но современный электроорган работает на тех же принципах.
Русская школа  20 века -  Серебряный век и советская музыка.
Эстетика –
Тенденции культуры «серебряного века» глубоко изменили облик музыкального искусства, развиваются предыдущие творческие школы. Среди «традиционалистов», у которых движение к новому совершалось без разрыва с накопленным опытом, выделяются имена представителей петербургской школы, ближайших последователей Н.А. Римского-Корсакова, – А.К. Глазунова и А.К. ЛядоваМосковскую школу достойно представляет С.И. Танеев, а также менее известные, но одаренные авторы – А.С. Аренский, B.C. Калинников, М.М. Ипполитов-Иванов. В  искусстве сказалось обновленное мироощущение, драматизм и накал страстей «эпохи рубежа веков»,музыка заговорила образами символизма (А.Н.Скрябин), неоклассицизма (Н.К. Метнер), неоромантизма (С.В. Рахманинов), неофольклоризма (И.Ф. Стравинский), кубофутуризма (С.С. Прокофьев), свободно сочетая язык всех стилей.Изменение иерархии жанров, на первый план выходит синтетический балет и «русские сезоны»  С.П. Дягилева в Париже.
Известные произведения: И. Стравинский  балет «Весна священная. Главным для Стравинского становится не сильная или слабая доля в такте, а акцент.Несовпадение акцента и метра, чаще встречающееся в фольклоре, чем в академических сочинениях, придает музыке напряженность, наслаивание таких «свободных» ритмических фигур друг на друга и на тактовую «сетку» производит еще больший эффект. Эта техника — полиритмия — была широко распространена в традиционных культурах, а благодаря Стравинскому вошла в арсенал академической музыки. Так же известен балет «Петрушка».
А.Н. Скрябин соприкасается в истоках творчества с романтической  традицией, эволюционировал  к символизму, предвосхитив новые течений. Отдельные элементы его стиля родственны импрессионизму и экспрессионизму. Обладал цветным слухом и первый, кто использовал цветомузыку. Популярные произведения этюды, прелюдии, Поэма Экстаза, музыкальная поэма «Прометей».
С.В. Рахманинов - «самый русский композитор», пианист, в его произведениях воплощение внутренних  душевных состояний  соединяется с картинами внешнего мира, поэзией русской природы или эпичными образами национального прошлого. Писал духовную и светскую музыку. Популярные произведения  «Всенощное бдение», Концерт №2 для фортепиано с оркестром, опера «Алеко», вокальные произведения «Не пой, красавица при мне», «Сирень», Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром, Симфонические танцы.
 С С. Прокофьев – писал во всех современных ему жанрах: оперы, балеты, симфонии, фортепианные концерты, сонаты, оратории, кантаты. Прокофьев создал собственный новаторский стиль. Новаторскими чертами отмечены сочинения как раннего, так и заграничного и советского периодов. Многие его сочинения (всего более 130 опусов) вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры как, например, ПерваяПятая и Седьмая симфонии, балет «Ромео и Джульетта», ПервыйВторой и Третий фортепианные концерты, кантаты «Александр Невский» и «Здравица» , симфоническая сказка «Петя и волк», музыка к кинофильму «Поручик Киже» , «Мимолётности», «Наваждение», Седьмая соната и другие фортепианные пьесы.
Д.Д. Шостакович – советский педагог, пианист, общественный деятель. Специфичен гармонический язык, использовал особые звукоряды «лады Шостаковича», прибегал к серийной технике письма. Писал во многих существующих жанрах, самыми заметными в творчестве композитора являются симфонии и струнные квартеты, особую известность приобрели Пятая, Седьмая( Ленинградская), Восьмая и Одиннадцатая («1905 год») симфонии. Оперы «Нос», « Леди Макбет Мценского уезда», балеты «Болт», «Светлый ручей», 24 прелюдии и фуги для фортепиано, оперетта «Москва-Черемушки».

В начале 20 века формируется джазовое течение, в формировании задействованы три континента – Африка, Америка, Европа.Появление  регтайма. Первым, кто  соединил джаз и академическую музыку был  Джордж Гершвин. Написал «Rhapsody in Blue» - сочинения для фортепиано и джаз-оркестра, американское классическое сочинение, приобретшее всемирную известность. Еще одним произведением стала опера «Порги и Бес» - легла в основу голливудской киномузыки.

Послевоенный авангард. Открытие курсов в Дармштадте, пропаганда музыки прежде запрещенной нацистским режимом, попытки начать музыку с нуля. Среди композиторов, изобретавших новые техники, получившие название «сериальных», выделялись Мессиан, Пьер Булез и Карлхайнц Штокхаузен, а также молодые итальянские композиторы Луиджи Ноно и Лучано Берио. Кейдж сочиняет пьесу «4'33''», в которой музыканты выходят на сцену с инструментами и не играют в течение четырех с половиной минут. Так начинается исследование границ музыкального: во время исполнения сочинения все посторонние и случайные шумы становятся составной частью музыкального произведения. Широкое распространение получила музыка для кино и популярная музыка.
Музыка СССР. Классическая, симфоническая и оперная музыка СССР эволюционировала от революционных экспериментов к  академическому стилю сталинского периода. Наиболее значительными композиторами были Георгий СвиридовАрам Хачатурян. В 60-х годах в советском музыкальном пространстве начинают появляться композиторы, тесно связанные с авангардными течениями — в частности, Альфред Шнитке. Сочинения многих композиторов практически не исполнялись и не издавались, таких как Эдисон Денисов. Софья Губайдулина, Тихон Хренников.
Развитие музыки в кино- песни приобретали популярность, появилось поколение кинокомпозиторов :
Владимир Дашкевич («Шерлок Холмс»), Микаэл Таривердиев («Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»), Алексей Рыбников («Юнона и Авось»), сын Исаака Максим Дунаевский(«Ах, водевиль, водевиль», «Мэри Поппинс, до свидания!», « Д'Артаньян и три мушкетера», «Гардемарины, вперед!»), Александр Зацепин («Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию» и других фильмов).
 Джаз в России приобрел популярность в 30-е годы благодаря композитору Александру Цфасману, джаз-оркестры специализировались на  исполнении танцев ( фокстрот, чарльстон). В 40-е годы это направление подвержено гонениям, восстановление жанра произошло с началом политической «оттепели»
Еще одним направлением стала
эстрадная песня. Среди артистов раннего периода — Леонид Утёсов , Александр ВертинскийЛюбовь ОрловаКлавдия ШульженкоГеоргий ВиноградовВадим КозинРашид БейбутовВладимир Бунчиков и Владимир Нечаев. Песни в исполнении этих артистов часто входили в саундтреки к кинофильмам, и наоборот, песни из кинофильмов часто входили в репертуар эстрадных артистов. Традиционная популярная музыка была основным, официальным направлением советской эстрады, подвергалась особо тщательной цензуре. Музыка к песням писалась членами Союза композиторов (наиболее известные — Александра ПахмутоваВасилий Соловьёв-СедойТихон ХренниковДавид ТухмановРаймонд ПаулсЭдуард ХанокЕвгений Крылатов и др.), а тексты песен — профессиональными и благонадёжными поэтами. 
Современная музыка насчитывает большое количество направлений : рок, джаз, рэп, электронная музыка, поп-музыка, андеграунд, но все эти направления появились благодаря многовековой эволюции.