План-конспект открытого урока "Аспекты работы над произведениями Р.Шумана на примере пьесы "Отзвуки театра"

Нагайцева Наталья Алексеевна

Открытый урок посвящен этапам работы над романтической пьесой Р.Шумана "Отзвуки театра": от формирования точных штрихов, звукоизвлечения, метроритма до осознания художественного образа произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Р. Шуман Отзвуки театра35.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

«АСПЕКТЫ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ Р.ШУМАНА НА ПРИМЕРЕ ПЬЕСЫ «ОТЗВУКИ ТЕАТРА»

Преподаватель: Нагайцева Наталья Алексеевна

Дата проведения урока: 20.03.2023 г.

Место проведения урока: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 1 имени А.Г. Рубинштейна» Города Томска  

Уровень проведения урока: школьный

Класс / срок обучения: 3 класс трехгодичного срока обучения по  ДОП «Музыкальное исполнительство. Фортепиано».

Учебный предмет: «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано».

Продолжительность урока: 20 минут.

Тема: «Аспекты работы над произведениями Р. Шумана на примере пьесы «Отзвуки театра» ор. 68».

Цель урока: Развитие музыкального мышления учащегося при исполнении музыки романтизма.

Задачи урока

Обучающие:

  1. Закрепить и углубить основные знания, пианистические навыки учащегося.
  2.  Научить качественному использованию средств выразительности в соответствии с требованиями стиля композитора
  3. Помочь в применении в процессе работы теоретических и практических знаний.

Развивающие:

  1. Активизировать музыкальное мышление учащегося, умение самостоятельно мыслить и действовать.
  2. Развить аналитические способности: анализ и синтез.
  3. Способствовать обращению к  рефлексии, формировать умение правильно оценить проделанную работу.
  4. Воспитать музыкальный вкус учащегося, понимание характерных черт фортепианной музыки различных стилей.

Воспитательные:

  1. Воспитать внимательность, быструю реакцию на слова преподавателя.
  2. Внушить чувство личной ответственности и понимание дисциплины.
  3. Формировать умение воспринимать и ценить прекрасное в искусстве.

Здоровьесберегающие:

  1. Создать доброжелательную, комфортную атмосферу на занятии.
  2. Своевременно снимать мышечные зажимы, преодолевать психологический дискомфорт.
  3. Развивать своевременную оценку учащимся собственных физических ощущениях во время исполнения.
  4. Следить за организацией игрового аппарата, прививая навыки активизации и расслабления различных групп мышц кистей, а также предплечья рук.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок закрепления полученных навыков

Структура урока:

  1. Вступительное слово преподавателя (3минуты).
  2. Работа над пьесой Р. Шумана Дед  (17 минут).

Содержание учебного материала:

  1. Вступительное слово преподавателя.

Сегодняшний урок посвящен работе над пьесой Р. Шумана из цикла «Альбом для юношества» «Отзвуки театра». Это одна из тех пьес, благодаря которым педагоги музыкальных школ имеют возможность познакомить учеников с особенностями стиля романтизма на ранних этапах обучения. Непосредственность, эмоциональность и искренность детей всегда привлекали Шумана. Он говорил: «В каждом ребенке скрыта чудная глубина».

Благодаря замечательным пьесам Р. Шумана дети могут не только развивать технические навыки, но и исполнять пьесы, наполненные чувствами, событиями, вдохновением и смыслом, погружаться в мир волнующих образов, передавать увлекательное содержание музыки, расширяя свою эмоциональную сферу.

Глубокая индивидуальность и своеобразие стиля композитора-романтика Р. Шумана выразились в его творчестве. Шуман стремился привнести в музыку конкретную выразительность, глубину понимания психологического состояния, яркость образов. В его музыкальном наследии множество произведений – «зарисовок», «портретов». «сценок», «картинок с натуры».

Композитор внес большой вклад в развитие фортепианного искусства для детей, создав в 1848 г. цикл программных произведений «Альбом для юношества». В пьесах цикла переданы грани внутреннего мира ребенка, его переживаний, впечатлений. Эти яркие выразительные пьесы явились источником вдохновения для многих поколений юных музыкантов.  

Пьесы «Альбома для юношества» написаны в характерном для Шумана стиле с некоторым облегчением фактурного изложения. В каждой пьесе встречаются свойственные композитору приемы сочинения. Индивидуализация образов приводит к тому, что мелодии нарушают предсказуемое русло, зачастую возникают как бы без начала и растворяются бея ясного окончания. Избегание метрических акцентов придает мелодиям непредсказуемость, романтическую таинственность. Точные мелодические мотивы, штрихи рисуют яркие музыкальные портреты героев пьес.

В композиторской технике Шумана большая роль отводится полифонии. В пьесах часто встречаются такие приемы как канон, имитация, контрапункт. Композитор свободно излагает мысли, меняя фактуру и используя, например, полиритмию. Характерна для Шумана особая роль басов: басовая линия выделяется, обособляясь при помощи запаздывающих или предупреждающих звуков. Фигурации аккомпанемента могут отделяться от ведущего голоса в мелодии либо сливаться с ним. В пьесах чувствуется мышление симфониста, слышится звучание инструментов оркестра, что придает красочность звуковой палитре.

Театральность и контрастность образов, различные настроения в каждой пьесе призваны передать впечатления ребенка.

Одна из таких пьес – «Отзвуки театра».

Сочными и смелыми мазками рисует Шуман в этой миниатюре многогранные контрастные театральные образы.

Итак, мы покажем некоторые моменты работы над пьесой Р.Шумана «Отзвуки театра».

Ход урока: 

  1. Организационный момент и введение в урок.

Преподаватель сообщает учащемуся тему и цель урока, проверяет наличие нот, настраивает ученика на результативную работу над различными видами фортепианной техники.

  1. Основная часть урока.

Учащийся исполняет пьесу Р.Шумана «Отзвуки театра».

1 часть:

Мелодия начинается с движения из-за такта, что вызывает ощущение стремления вперед, порыва. Настойчивая мысль мелодии увлекает за собой, напряжение перерастает в crescendo. Чередование залигованных и отрывистых мотивов создает впечатление нервозности, драматизма. Под звуки музыки представляется сбивчивая речь, передающая переживания героя.  

Работа над мелодией в правой руке: выполнение точных штрихов, четкого ритма. Учащийся находит мотивы, из которых состоят фразы, планирует их динамику. При повторении мотивов вторые проведения должны быть более яркими. В конце раздела – кульминация, к которой приводит crescendo.

Партию левой руки составляют аккорды. Необходимо выстроить их по звуку с опорой на бас. Все три звука берутся одновременно, собранно. Для этого необходимо собрать мышцы ладони «купол», представить, как подушечки активно «берут» аккорд. Из-за такта аккорды играются тихо, с небольшим crescendo к сильной доле.

Окончание 1 раздела: быстрое снятие. Последняя терция (в правой) non legato, она не должна быть отрывистой. Исполнитель должен мгновенно перенести руки в нижний регистр для начала 2 части.

2 часть:

Звучат грозные октавы в нижнем и среднем регистре. Оркестровое tutti прерывает взволнованный рассказ. Октавы звучат торжественно и трагически, предвещая неотвратимое несчастье. В этом разделе работает весь игровой аппарат «от плеча», с опорой. В аккордах C dur нужно услышать мелодию (верхний голос, нота ми) и бас. Мелодию non legato необходимо исполнять четко, ритмично, одинаковыми длительностями. Мотивы стремятся от слабой доли к сильной.

Отдельную трудность вызывает сочетание оркестровых октав и мелодии на legato в правой руке во втором предложении, требуется достаточная растяжка и гибкость ладони. Работа над полифонией (3 голоса, два из которых идут параллельно в дециму, а третий голос – пунктирный ритм октав). Учащийся исполняет отдельно два параллельных голоса, выделяя верхний, слушая мотивы и подбирая нужную динамику. Окончания фраз - non legato, их надо дослушивать. Затем к двум голосам добавляется третий – октавы. В них слышится звучание медных духовых инструментов. Пунктирный ритм требует особого внимания: он должен быть точным, одинаковым во всех мотивах. Для сохранения легато во втором голосе надо вовремя снимать 1-й и 5-й пальцы (октавы), оставляя 2 голос связным.в конце 2-го раздела – кульминация, затем переход к 3 части (diminuendo).

3 часть:

3-й раздел начинается с piano. Вначале мелодия звучит неуверенно, постепенно набирает силу и приводит к кульминации в конце части. Уплотнение фактуры аккомпанемента, более драматичный остинатный ритм аккордов способствует усилению напряжения. Но увеличение числа аккордов не должно утяжелять музыку, а лишь создавать эффект необычности ситуации, волнения, стремления к победе. В последней фразе композитор изменил мелодию, расширив скачки на верхние звуки (звучит не ля 2 октавы, а до 3 октавы). Это придает значимость заключительным мотивам пьесы.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия учащегося. Получение домашнего задания.

         Цель, поставленная перед преподавателем и обучающимся, была успешно выполнена.

         Рефлексия учащегося: исполнение в процессе работы изучаемого материала на более высоком техническом и художественном уровне, исправление ошибок и недочетов. Учащийся применил навыки музыкального мышления (анализ и синтез), умения самостоятельной работы за инструментом, быстрой реакции на слова преподавателя.

        Домашнее задание: выполнять задачи, поднятые на уроке, в соответствии с ними планирование домашних занятий с целью достижения результатов.

При работе над пьесой Р. Шумана «Отзвуки театра» необходимо использовать методы и приемы, показанные на открытом уроке.

Принципы обучения, реализуемые в рамках урока:

- принцип прогнозирования и планирования урока;

- принцип доступности изучаемого материала;

- принцип развития творческой инициативы учащегося;

- принцип учёта возрастных и психологических особенностей учащегося;

- принцип формирования умений и навыков;

- принцип формирования интереса к предмету;

- принцип обучения музыкальной грамотности.

Методы и приёмы, используемые преподавателем на уроке:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);
  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, анализ художественных

     впечатлений)

Реализуемые педагогические технологии:

  • развивающего обучения;
  • личностно-ориентированного обучения;
  • педагогики сотрудничества.

Дидактический материал

Нотная литература:

Р. Шуман «Альбом для юношества» ор. 68

Методическая литература: 

  1. Асмус В. «Музыкальная эстетика Шумана». М., 1949
  2. Баренбойм Л. «Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства». М.-Л.,1969.
  3. Владыкина-Бачинская Н.»Р. Шуман». М., 1059
  4. Давыдов В.В. «Теория развивающего обучения». – М., 1996.
  5. Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой» - М., 1993
  6. Милич Б. «Воспитание ученика-пианиста». Киев,1977.
  7. Тимакин Е. «Воспитание пианиста» -  М., 198
  8. Щапов А.П. «Фортепианная педагогика» - М.: 1991

Ожидаемый результат:

Успешное техническое и художественное развитие учащегося, усиление трудолюбия, организованности, ответственности, формирование музыкального мышления, возрастание интереса к фортепианному искусству.