Работа над художественным образом на примере пьесы Р. Шумана «Фантастический танец» из фортепианного цикла «Листки из альбома»

Мазурова (Яковлева) Ксения Владимировна

Тема урока: Работа над художественным образом на примере пьесы Р. Шумана  «Фантастический танец» из фортепианного цикла «Листки из альбома»

Тип урока: закрепление полученных знаний, умений и навыков.

Форма урока: индивидуальная

Цель урока: развитие образного мышления обучающегося путём формирования эмоциональной сферы  с помощью средств музыкальной выразительности. Нахождение рационального пути к раскрытию музыкального образа произведения.

Задачи:

образовательная: на примере виртуозной пьесы сформировать представления о музыкальном образе, создаваемым комплексом средств музыкальной выразительности и исполнительских приемов;

развивающая:  развитие творческой самостоятельности в работе над  художественной стороной музыкального произведения;

воспитательная: воспитание творческой инициативы учащейся  для  осмысления стилевых особенностей композитора при музыкальном воплощении художественного образа пьесы; эмоциональной отзывчивости и расширение кругозора;

здоровьесберегающая: создание благоприятной рабочей обстановки на уроке,  чередование различных видов учебной деятельности ( игра на инструменте, беседа, слушание музыки )

Оборудование к уроку: фортепиано, ноты, аудиоматериалы.

 

Материалы к уроку: план  урока.

Ожидаемый результат: формирование у учащегося осознанного процесса исполнения пьесы с использованием опыта, приобретенного во время занятия.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_shuman.doc66.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «КУРСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Г.В. СВИРИДОВА»

Методическая разработка урока

Тема: Работа над художественным образом на примере пьесы Р. Шумана «Фантастический танец»  из фортепианного цикла «Листки из альбома»

Преподаватель :

Мазурова. К.В.

г. Курск, 2023г.

Тема урока: Работа над художественным образом на примере пьесы Р. Шумана  «Фантастический танец» из фортепианного цикла «Листки из альбома»

Тип урока: закрепление полученных знаний, умений и навыков.

Форма урока: индивидуальная

Цель урока: развитие образного мышления обучающегося путём формирования эмоциональной сферы  с помощью средств музыкальной выразительности. Нахождение рационального пути к раскрытию музыкального образа произведения.

Задачи:

образовательная: на примере виртуозной пьесы сформировать представления о музыкальном образе, создаваемым комплексом средств музыкальной выразительности и исполнительских приемов;

развивающая:  развитие творческой самостоятельности в работе над  художественной стороной музыкального произведения;

воспитательная: воспитание творческой инициативы учащейся  для  осмысления стилевых особенностей композитора при музыкальном воплощении художественного образа пьесы; эмоциональной отзывчивости и расширение кругозора;

здоровьесберегающая: создание благоприятной рабочей обстановки на уроке,  чередование различных видов учебной деятельности ( игра на инструменте, беседа, слушание музыки )

Оборудование к уроку: фортепиано, ноты, аудиоматериалы.

Материалы к уроку: план  урока.

Ожидаемый результат: формирование у учащегося осознанного процесса исполнения пьесы с использованием опыта, приобретенного во время занятия.

Структура урока

Этапы урока

Методы и приёмы

Время, мин.

  1. Организационный момент.

Приветствие, Объявление темы урока, Сообщение целей и задач

3

  1. Введение в тему.

Беседа об эстетике эпохи и стилевых особенностях исполняемого произведения; какими средствами музыкальной выразительности создаётся художественный образ произведения.

7

  1. Работа над произведением    Р. Шумана «Фантастический танец»

Исполнение пьесы. Определение структуры и формы пьесы. Работа над интонационно-ритмической составляющей мелодии и техническими трудностями, которые определяют в комплексе характер и образ произведения.  Закрепление навыка артикуляционной точности исполнения нотного текста. Прослушивание аудиоматериалов  для сравнительного анализа.

30

  1. Подведение итогов, оценка работы учащегося, домашнее задание.

Анализ работы на уроке. Обобщение, формулирование задания на дом.

5

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие. Сообщение темы, цели, задач урока.

Учитель: «Здравствуйте! Сегодня я проведу открытый урок с учащейся 3 класса ДШИ Агибаловой Ксенией. Тема нашего урока: Работа над художественным образом на примере пьесы Р.Шумана «Фантастические танцы». Цель урока: развитие образного мышления обучающегося путём формирования эмоциональной сферы  с помощью средств музыкальной выразительности. Нахождение рационального пути к раскрытию музыкального образа произведения.

2.Практическая часть. Введение в тему

Учитель: «Здравствуй, Ксения! Какое у тебя настроение? На уроке от тебя потребуется твоё умение фантазировать. Как ты думаешь, чему будет посвящён наш урок ? (предполагаемый ответ учащейся). На уроке мы будем создавать образ при помощи средств музыкальной выразительности, подробнее рассмотрим этот процесс на примере пьесы Р. Шумана «Фантастический танец».

Учитель: «Шуман жил в эпоху романтизма и, конечно, это отразилось на его сочинениях. Ксения, какая главная черта романтизма ?» (предполагаемый ответ учащейся).

Учитель обобщает ответ учащейся:  «Мировоззрение романтиков основывалось на несовместимости мечты с реальностью.  Поэтому особое место  у композиторов — романтиков занимает тема фантастики. В произведениях Шумана она представлена игрой воображения , связанной с его образно-эмоциональным началом»

3. Работа над произведением Р. Шумана «Фантастический танец».

Учитель:        Теперь, зная об особенностях эпохи и композитора, прозвучит "Фантастический танец" ( исполнение ).

Учитель: «Если представлять сюжет данного произведения, следует отталкиваться от названия. Давай отталкнемся с тобой от слова фантазия, потому что Р. Шуман неоднократно обращался к теме сказочно-фантастических образов  (цикл «Фантастические пьесы»).  Но у него они выражены скорее фантастикой собственных видений, зачастую причудливые и капризные, вызванные игрой художественного воображения. Буквальный перевод названия этой миниатюры - «Фантазия-танец»,  что  точнее передает смысл и состояние этой пьесы. Ксюша, а какие эмоции ты переживаешь, когда  исполняешь «Фантастический танец»? (предполагаемый ответ учащейся).

Учитель обобщает ответ учащейся: «Нарисовав в воображении образ, будет легче передать эмоциональное состояние произведения. Но чтобы точнее его представить необходимо проанализировать выбранные композитором средства музыкальной выразительности. Давай вспомним,что относится к средствам музыкальной выразительности ?» (предполагаемый  ответ учащейся):

1. Мелодия;

2.Лад;

3.Гармония;

4. Регистр;

5. Метр, ритм, темп;

6.Тембр;

7. Фактура;

8. Штрихи;

9.Динамика.

Учитель: «Начнем с  определения тональности танца.» (предполагаемый ответ учащейся)

Учитель:  «Да, «Фантастический танец» написан в тональности ми минор, что  отражает сумрачную картину природы,её тревожность. Темп allegro molto ( очень быстро) передает образ  природной стихии. Чтобы полностью воссоздать картину фантастического танца необходимо ясно представлять  себе его строение. Ксюша, давай выясним, в  какой форме написана наша миниатюра?» (предполагаемый ответ учащейся)

Учитель: « Верно, форма пьесы простая двухчастная, репризная. 1 часть – период, 2 часть – пропорциональная первой и практически полностью ее повторяет.  Ксюша, скажи пожалуйста, какие еще  виды простых форм ты знаешь ?» (предполагаемый ответ учащейся). 

Учитель обобщает ответ учащейся:  «Верно. Хотелось бы дополнить, что  существует не только как   структура  и форма как  процесс, которая тесно связана с интонированием мелодии, которая  в свою очередь объединяет в себе триединство образа, чувства и мысли. Давай теперь перейдем непосредственно к техническим к трудностям произведения, с которыми мы сталкиваемся с самого начала?» (предполагаемый ответ учащейся)

Учитель: «Действительно, пьеса начинается с пассажа триолями, образуя бурный поток с акцентированным взлетом наверх. При игре триолей следует уделить внимание весовой игре и передаче из руки в руку шестнадцатых. (наглядный показ учителем, повторение учащейся, отработка упражнений). Артикуляцию можно выработать игрой разными способами. Весовую игру и ровность движения даст постепенное наращивание пассажа. Необходимо взять первую  группу триолей и  постепенно прибавлять  к ней по одной ноте из следующей группы в медленном темпе,  при этом контролируя перенос веса и соединение с последующей группой. Далее следует постепенно наращивать темп (наглядный показ учителем и повторение учащейся). Необходимо обратить внимание на смену движения триолей квартолями, т.к. это представляет техническую и ритмическую трудность. (работа над поставленными трудностями)

Учитель: «С какой следующей трудностью мы с тобой сталкиваемся ? (предполагаемый ответ учащейся).   

Учитель: «Верно, это независимость движений рук - активность и упругость пальцев правой руки, выразительное пение восьмых в левой руке. Мелодию необходимо проработать  отдельно левой рукой, слушать плавный переход одного интервала в другой, внимательно соблюдая аппликатуру, т.к. от  неё  зависит голосоведение. Шуман не зря отдает проведение мелодии левой руке, ведь это сразу отражает тот самый фантастический колорит, который заложен в названии произведения. Следует уделить особое внимание тембровой окраске левой руки, ее плавному ведению и интервалике, подключить слуховой контроль и прослушать все гармонические изменения, сконцентрировав на этом внимание, ведь от мелодии во многом зависит образ пьесы. (наглядный показ учителем и повторение учащейся).  Также особое внимание следует уделить паузам в правой руке между шестнадцатыми. Как ты думаешь, что дают нам паузы в произведении ? (предполагаемый ответ учащейся). 

Учитель обобщает ответ учащейся:  Они придают исполнению полётность, движение. Паузы приходятся на сильные доли, что даёт возможность прозвучать ярче мелодии. Необходимо проработать отдельно правую руку, чтобы не было акцентов на слабую долю. Можно собрать аккомпанемент в правой руке в аккорды, чтобы послушать гармоническое развитие. (наглядный показ учителем и повторение учащейся)  Ксюша, помни, что окончания лиг играются мягко, чтобы не нарушать единое движение фразы. Правая рука играет на движении кисти вниз-вверх, погружая руку на первую шестнадцатую, и легко, на выдохе, играя вторую шестнадцатую, что и придает полетность и оживленность правой руке, отражая тот фантастический оттенок.» (наглядный показ учителем и повторение учащейся)

Учитель: «Ксения, ответь, какой  главный принцип работы над виртуозной пьесой?» (предполагаемый ответ учащейся). 

Учитель обобщает ответ учащейся: «Действительно, главный принцип   состоит в том, чтобы решая технические сложности, помнить о главном – художественном замысле композитора. Необходимо обратить внимание на правильный выбор темпа исполнения. Он должен быть оживлённым, но не слишком быстрым. Преувеличенный темп приводит к сумбурности звучания, суетливости, снижает яркость восприятия. В пьесе необходима целостность темпа и его единство, т.к. от этого зависит форма и образ произведения.  Ксюша, с чего требуется начинать работу над темпом в произведении?» (предполагаемый ответ учащейся).

Учитель обобщает ответ учащейся:  «Работу над темпом необходимо начинать с медленного темпа с полным ощущением правильности артикуляций и движений, когда движения будут отточены, тогда можно постепенно сдвигать темп. Работая над увеличением скорости, не стоит забывать о динамике, ее сохранении и разнообразии красок. Необходимо внимательно работать с текстом в динамическом плане, выполнять все указания автора. Динамика произведения разнообразная, с резкими контрастами, например,  мелодия начинается с «P» и стремится к «sF» в следующем такте, и уже от него идёт плавное затихание мелодии. Резкие смены оттенков передают нам некую взволнованность пьесы.»

 Учитель: «Ксюша, на что стоит  обратить  внимание при передаче образности темы?» (предполагаемый ответ учащейся). 

Учитель обобщает ответ учащейся:   «Верно, при передаче образности темы  стоит уделить ее тембровой окраске, прослушиванию гармонической поддержки правой руки, собирая аккорды целиком и прослушивая их смену, развитие. Также следует обратить внимание на звучание кульминаций в пьесе. В каждом музыкальном предложении есть свои микрокульминации , к которым мы движемся. Т.к. форма произведения двухчастная репризная, то все кульминации будут схожими. Где у нас  находится главная кульминация ? (предполагаемый ответ учащейся).  

Учитель: «Верно, главная кульминация находится в конце  произведения, в точке золотого сечения, и идёт к доминантовой гармонии, накапливая напряжение и заканчивая мелодическое и гармоническое развитие пьесы, ставя точку в образе произведения. Ксения, давай с тобой вспомним, у какого композитора также есть  «Фантастические танцы» ?» (предполагаемый ответ учащейся).

Учитель:  «Да, верно, при работе над художественным образом произведения хотелось бы провести параллель  с «Фантастическими танцами» Д.Шостаковича. Давай с тобой прослушаем их и сравним. Ксения, как ты думаешь в чем они похожи, а в чём отличаются ?» (предполагаемый ответ учащейся).

Учитель обобщает ответ учащейся: «Главным отличием является то, что все 3 танца Шостаковича имеют жанровую природу, в то время как у Шуберта танец не принадлежит конкретному жанру . Сходство можно найти в легкой и прозрачной фактуре. Но настроения у танцев разное, у Шостаковича они более спокойные, в то время как у Шумана музыка достаточно волнительная. Каждый композитор создаёт свой собственный образ произведения, закладывая в него свои личные мотивы и чувства. Образ произведения состоит из многих компонентов - выполнение исполнительских, композиторских задач, умения следить за логикой развёртывания мысли, понимать все оттенки её содержания, наделять их собственной фантазией, образными представлениями.»

4. Подведение итогов. Оценка работы учащегося и домашнее задание.

Учитель: «Как ты думаешь, получилось ли у тебя сделать всё то, что мы планировали? Смогла ли ты решить поставленные задачи? Мы хорошо потрудились?» (предполагаемый ответ учащейся).

Учитель: «Урок прошел продуктивно и результативно. Ксюша справилась с поставленными задачами, были обговорены все неточности, проведен анализ полученных на уроке знаний, а так же дано домашнее задание.»

Дано домашнее задание: Р. Шуман. Фантастический танец

1. Проработать  произведение отдельно каждой рукой, добиваясь правильной артикуляции от каждой руки, подключая слуховой контроль, отработать движения каждой руки и внимательно совместить руки, не теряя независимости рук.

2. Поиграть пьесу под метроном.

3. Нарисовать собственную картинку, которая ассоциируется с образом произведения.

4. Прослушать другие фантастические танцы.

Литература:

1. Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано», Москва «Музыка», 1976г.

2. Асафьев Б. «Музыкальная форма как процесс», Москва «Музыка», 1971г.

3. Грохотов  С.«Шуман и окрестности», изд-во Классика XXI, 2019г.

4. Нейгауз Г.  «Об искусстве фортепианной игры», Москва «Музыка», 1987г.