Евстафьева А.С. «Приобщение старших дошкольников к истокам русской культуры через ознакомление с русскими народными инструментами»

РМО музыкальных руководителей Ярцевского района Смоленской области

Евстафьева А.С. «Приобщение старших дошкольников к истокам русской культуры через ознакомление с русскими народными инструментами»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Приобщение старших дошкольников к истокам русской культуры через ознакомление с русскими народными инструментами».

Подготовила: музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад №14 «Дружба»

Евстафьева А.С.

Ярцево, 2023

Цель: Приобщить старших дошкольников к русской народной культуре через знакомство с русскими народными инструментами.
    Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения русских народных инструментов.
2. Развивать представления детей о народной музыке и народных инструментах;
3. Развивать эмоциональную отзывчивость;
4. Сенсорные способности и звуковысотный слух;
5. Развивать чувство ритма, мелкую моторику рук;
6. Воспитывать любовь и интерес к русской народной культуре.
7. Формировать нравственно-патриотические чувства.

Оборудование: технические средства ИКТ, презентация с иллюстрациями, музыкальное сопровождение, картинки с изображением гармониста, фломастеры, клей и бархатная бумага.

Ход мероприятия

В современном мире нравственно-патриотическое воспитание особенно актуально. Оно – основа формирования будущего патриота, гражданина. Известно, что это чувство не возникает само по себе, а является результатом длительного воспитательного воздействия, начиная с самого раннего возраста. Конечно, то, какие качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и тех взрослых, которые окружают его. Поэтому в дошкольном учреждении необходимо  проводить работу по патриотическому воспитанию. А музыкальные занятия являются неотъемлемой частью этого процесса.

Слайд1 (заставка)

Опираясь на свой опыт и опыт коллег, можно сказать, что большое нравственно- патриотическое воздействие на ребенка оказывает русская народная музыка. Являясь частью всеобъемлющей русской культуры, она близка и доступна для понимания детей. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием и чувством юмора русских людей.

Слайд 2 (цели и задачи)

На русских песнях, прибаутках, частушках, дети воспитывались во все времена. Знакомство и игра на народных инструментах играют незаменимую роль в формировании патриотических чувств дошкольника. Работа с музыкальными шумовыми инструментами развивает восприятие и эмоциональную отзывчивость на музыку, развивает память, чувство ритма.

Поэтому приобщение к русской народной культуре невозможно без знакомства с русскими народными инструментами.

Слайд3 (картинка русскими народными инструментами)

Расскажу тебе, дружок, в древние века

Дунул тихий ветерок в трубку тростника.        

Человек услышал вдруг, мелодичный звук,

И родился в тот момент

Музыкальный….(инструмент.)

Муз. рук. : Ребята, а вы бы хотели узнать интересную историю о том, как родились русские народные инструменты? (Да) Ну тогда слушайте внимательно. Посмотрите, какая красивая коробка у меня в руках. Что же в этой, коробке?

(Звучит русская хороводная песня в инструментальном исполнении -

«Во поле береза стояла»)

Муз.рук. - Вы слышите музыку? Это же звучат русские народные инструменты, а исполняют они русскую народную песню.

(смотрим в коробку – там инструменты)

- Послушайте, как плавно, нежно льётся мелодия. Как красиво звучат русские народные инструменты. А хотите узнать, как появились на Руси музыкальные инструменты? Тогда отправимся с вам в путешествие. Закрываем глаза…

Слайд №4 и ЗВУК.

Муз.рук. - Ребята, мы оказались в лесу, на лесной поляне.  А вы знаете, что именно здесь родина народных инструментов? Ведь человек всегда старался подражать звукам природы.

(слайд №5) – Посмотрите, на акации висят сухие плоды, они качаются на ветру, шуршат семенами. Услышали люди этот звук и придумали музыкальный инструмент, который называется погремушка.

  Погремушка – это шумовой инструмент. Как вы думаете почему? (Ответы детей) Правильно, давайте послушаем, как звучит погремушка (ЗВУК)

(Слайд №6) - Подул сильный ветер, ветви деревьев стали биться, тереться друг о друга. Услышал человек этот треск и смастерил музыкальный инструмент трещотку

 Деревянные пластиночки, нанизанные на две верёвки. Стукаются друг о друга и трещат. Давайте, послушаем, как звучит трещотка (ЗВУК)

(Слайд №7) - А вот дятел стучит по сосне. Услышал человек этот звук и сделал из дерева музыкальный инструмент, который называется деревянные ложки

 Деревянные ложки – это ударный инструмент. А как вы думаете, почему ложки относятся к ударным инструментам? (Ответы детей) В ударных инструментах звук возникает, когда одна часть инструмента ударяется о другую или, когда по самому инструменту чем-нибудь бьют. Давайте послушаем, как звучат ложки. (ЗВУК)

(слайд №8)  - Мы вышли на берег реки. Слышите, ветер гудит в стеблях камыша. Если срезать этот стебелёк и подуть в него, то получится музыкальный инструмент, подумал человек, и смастерил духовой музыкальный инструмент, который называется - свирель и рожок.

 Как вы считаете, почему свирель и рожок относятся к духовым инструментам? (Ответы детей) Давайте послушаем эти волшебные звуки свирели. (ЗВУК)

(Слайд №9) - А вот на поляну вышел охотник с луком в руках. Натянул он тетиву, отпустил. И тетива вдруг запела, зазвенела. (Звук) «А ведь можно натянуть тетиву разной толщины на дощечку и играть на ней музыку», - догадался охотник. И получились у человека такие инструменты как балалайка и гусли.

 Балалайка и гусли - это струнные щипковые инструменты. Почему у них такое странное название? (Ответы детей). Правильно, у них есть туго натянутые струны, которые начинают «петь», если их перебирать или пощипывать пальцами.) Ребята, а вот балалайка стала символом нашей страны и музыкант, который играет на балалайке, называется балалаечником.

(показ видео игры на балалайке)

Наверное, многие из вас были в деревне. И представляете, как хорошо в деревне летом. Голубое небо, яркое солнце, звонко поют птицы. А когда наступает вечер, можно услышать звуки русского народного инструмента – гармони (гармошки).

Слайд 10

Гармонист – молодой парень, садится около дома, берет в руки гармонь и играет… полилась задушевная протяжная песня.

(звучит гармонь)

А играть на гармони не просто – нужно растягивать меха в разные стороны и одновременно нажимать на кнопки-клавиши. Да еще трудность состоит в том, что гармонист не видит этих кнопок, он играет на ощупь.

Русских мастеров, которые делали гармонь, было много. Славились мастера, жившие в Туле, в Саратове, а их инструменты называли «тульской гармошкой», «саратовской».

Ну а мы с вами сделаем свою гармошку и назовем ее… Придумайте сами название для своих гармошек.

Изготовление аппликации: раскрасить фигуру гармониста, из бархатной бумаги вырезать полосу шириной 4 см. длинно 16 см. согнуть ее гармошкой и приклеить к рукам гармониста. Нарисовать кнопочки на одной из сторон.

А пока вы делаете гармошку. Мы с вами послушаем, как играет Смоленский оркестр народных инструментов.

(запись оркестра)

  - Как хорошо, что в старину люди умели вслушиваться в звуки природы. Они подарили нам такие удивительные музыкальные инструменты. А раз их придумали и смастерили русские людирусский народ, то и назвали эти инструменты русскими народными.

Используемая литература:

- «Журнал «Музыкальный руководитель №4, 2009», статья Ю.В. Ильиной «Под звуки гармошки».

- сайт Маам.ru