Развитие тембрового слуха детей 5-7 лет

Федулова (Козлова) Анастасия

Развитие тембрового слуха детей 5-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tembrovogo_sluha_detey_5-7_let.docx32.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ  И СПОРТА НЕФТЕЮГАНСКОГО РАЙОНА

КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ

НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Методическое сообщение

РАЗВИТИЕ ТЕМБРОВОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ 5- 7 лет.

Подготовила: Федулова А.Н. преподаватель по классу фортепиано НР МБУ ДО «ДШИ» г.п.Пойковский

гп. Пойковский

2023г

РАЗВИТИЕ ТЕМБРОВОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ 5- 7 ЛЕТ.

ЦЕЛЬ:  ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛИ ТЕМБРОГО СЛУХА В МУЗЫКАЛЬНОМ  РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ.

ЗАДАЧИ:

  1. ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ПОНЯТИЕМ ТЕМБРОГО СЛУХА.
  2. ОПРЕДЕЛИТЬ ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ.
  3. ОПРЕДЕЛИТЬ МЕТОДЫ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ТЕМБРОВОГО СЛУХА.
  4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ТЕМБРОВОГО СЛУХА С ЦЕЛЬЮ ИХ КОРРЕКТИРОВКИ.
  5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ТЕМБРОВОГО СЛУХА.

Одной из главных задач современного дошкольного образования является гармоничное развитие личности ребенка, максимальное раскрытие его способностей и возможностей. В воспитании гармоничной личности важная роль принадлежит искусству. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставится задача развития у детей эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства.

Дошкольный возраст - это пора приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всесторонние развитие ребенка, побуждать к нраственно-эстетическим переживаниям.  Для полного восприятия музыкального искусства нужны музыкальные способности. Подробное описание их дано Тепловым Б.М. - к основным музыкальным способностям он относил ладовое чувство - способность переживать отношения между звуками, музыкально-слуховые представления - способность прослушивать "в уме" музыку, услышанную ранее, тембровый слух - способность слышать музыку во всей полноте ее выразительных средств.

Теплов относил тембровый слух к категории музыкально-сенсорных способностей. Музыкальносенсорные способности – это способности к различению отдельных свойств музыкальных звуков: высоты, громкости, тембра и длительности. В структуре музыкальности они предшествуют развитию основных музыкальных способностей. Поскольку основу музыкальной образности составляют музыкальные звуки, развитие чувствительности к свойствам звуков особого рода определяет впоследствии возможность понимания сложных художественных образов музыкальных произведений.

Как показывает практика работы в дошкольных образовательных учреждениях, тембровый слух у детей развит в меньшей степени по сравнению в другими способностями. Известно, что процесс развития тембрового слуха достаточно сложен, что объясняется рядом причин. В работах Н.А. Ветлугиной отмечается, что возможности узнавания тембровой окраски музыкальных инструментов обусловлены музыкальным опытом детей. Дети узнают тембры тех музыкальных инструментов, звучание которых они слышат наиболее часто. Следовательно, уровень развития тембрового слуха определяется теми условиями, которые используются педагогами для ознакомления детей с тембрами музыкальных инструментов.

Музыкальный опыт детей 5-6 лет уже довольно широкий. Образовательная программа предполагает, что дети уже знакомы с достаточно широким спектром тембров музыкальных инструментов: дудочка, металлофон, колокольчик, бубен, погремушка, барабан, гусли.

С целью выявления уровня развития тембрового слуха у детей 5-7 лет был проведен констатирующий эксперимент. В нем принимали участие дети старших групп детского сада в количестве 10 человек. Задание было направлено на выявление уровня развития тембрового слуха по показателю различения звучания детских музыкальных инструментов. Использовали струнные (гусли, цимбалы, фортепиано), духовые (триолу, губную гармошку, дудочку), языковые (аккордеон, детскую гармошку) и ударные музыкальные инструменты, в разной степени отличающиеся друг от друга, по тембровым характеристикам. Сначала предлагали резко контрастные по звучанию инструменты разных групп (например, гусли, дудочку, барабан), затем – более близкие по звучанию, требующие все более тонкой дифференцировки тембров, внутри каждой их групп (например, триола, дудочка). При этом на барабанах и бубне всегда исполнялся дважды один и тот же ритмический рисунок – так называемый ритм суммирования (две восьмые и четверть), а на всех остальных инструментах – мажорное трезвучие сверху вниз.

В зависимости от успешности решения детям предлагали от 4 до 6 задач возрастающей трудности.

Занятие проводили в форме игры – загадки: «отгадай, на чем играю». Сначала показывали инструменты, знакомили с их звучанием, предлагали поиграть на них. Затем инструмента, которые лежали на детском столике, закрывали экраном, а сами играли на каком-либо из них. После этого экран убирался, и ребенок должен был отгадать загадку, показав инструмент.

Анализ результатов данного занятия, показал: дети успешно справляются с заданиями на различение тембров музыкальных инструментов, относящихся к разным подгруппам одной группы и тем более к инструментам одной и той же подгруппы, то их 3-е детей (30%) практически не различают.

Эти эксперименты выявили и влияние индивидуального прошлого опыта детей: если Ребенок имел тот или иной музыкальный инструмент, он, как правило, помнил его тембр и узнавал его в условиях дифференцирования. В одном случае ребенок «подменял» задачу: выбирал не тот инструмент, который звучал, а тот который ему понравился. Этого ребенка удалось направить на решение поставленной задачи.  Проведенный эксперимент определил, что уровень развития тембрового слуха у детей старших групп развит довольно неплохо.

В практике музыкального воспитания широко применяются музыкально-дидактические игры. Н.А. Ветлугина указывала, что «назначение музыкальнодидактических игр – ввести ребенка в понимание свойств и качеств чувственно воспринимаемых явлений». В музыкальной практике представлены игры, направленные на развитие тембрового слуха со следующими названиями: «Определи инструмент», «Наш оркестр», «Музыкальный домик». Данные названия игр предполагают, что у детей уже имеются знания о тембре, названиях и внешнем виде музыкальных инструментов. А так же существуют игры, разработанные воспитателями и музыкальными руководителями - «Дождь и ветер» сопоставлялось звучание металлофона и погремушки. Ассоциации с природными явлениями помогали детям запоминать и узнавать тембры инструментов. Сравнение со звуками природы развивало воображение и фантазию. Игра «Танцуем и поем» построена на сравнении тембра бубна и дудочки. Ритмичное звучание бубна связывалось с танцем, а методичное звучание дудочки – с песней наличие игровых персонажей усиливало игровую атмосферу, занимательность. Эти игры нужно использовать на занятиях для развития тембрового слуха.

В ходе проведенного эксперимента было установлено, что развитие тембрового слуха на образной основе у детей происходит интенсивно. За каждым тембром закрепляется определенная образная характеристика, что позволяет детям узнавать звучание знакомого музыкального инструмента среди других звуков. В процессе формирующей работы сюжет и содержание музыкальнодидактических игр можно менять. Однако для закрепления тембровых представлений образные характеристики музыкальных инструментов желательно оставить неизменными.

       Музыкальное исполнительство – это особый вид художественной деятельности. Для того, чтобы произведение было исполнено на инструменте, музыканту необходимо владение музыкальными способностями. Одной из главных составляющих в системе музыкальных способностей является музыкальный слух, недостаточная развитость которого делает невозможными занятия музыкальной деятельностью. Музыкальный слух в его проявлении по отношению к тембру называют тембровым слухом.

Одним из эффективных методов развития тембрового слуха у детей 5-7 лет является игра на детских музыкальных инструментах (элементарное музицирование). Данный вид детского исполнительства обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности, в том числе расширяет тембровые представления детей.

К. Орф и последователи его идей справедливо считали, что элементарное музицирование является определенным видом музыкальной  деятельности, которая не требует длительного обучения и осуществляется в творческой импровизации, включающей музыку, движение и слово. Эти положения учитываются отечественной педагогикой, получая дальнейшую разработку на основе научных данных физиологии, психологии, музыкознания, в работах Л. А. Баренбойма, И. Ю. Дьяченко, О. В. Леонтьевой, Т. Э. Тютюнниковой и др.

В связи со сказанным, развитие тембрового слуха у детей  требует наличия следующих условий:

1) целенаправленного и систематического введения в уроки музыки изучения средств музыкальной выразительности, характеризующих тембр звучания детских музыкальных инструментов;

 2) использования на уроках музыки специальных методов развития тембрового слуха учащихся, включающих в себя слушание и элементарное музицирование;

3) вовлечения детей в творческую музыкальную деятельность, способствующую развитию тембрового слуха.

      В ходе исследования были  проанализировали проблемы, связанные с развитием тембрового слуха у детей. Изучая работы ученых, выяснилось, что тембровое воспитание как система, подкрепленная достаточно разработанной теоретической и методической базой, не существует. По мнению Т. А. Литвиновой, причиной тому – сложность самого явления тембра, его многоаспектность, сложность фиксации и словесного формулирования, а также направленность методики музыкального образования на развитие звуковысотного и гармонического слуха, отодвинувших тембр на второй план. Причиной может послужить и то, что феномен тембрового слуха – сложное явление, находящееся на стыке различных областей научного знания: акустики и психоакустики, музыкальной психологии, музыкознания, инструментоведения, теории и практики исполнительства, музыкальной педагогики.

Для тембрового компонента музыкальности определяющим свойством является ощущение (сенсорный процесс). Тембр обычно связывают с той стороной звукового ощущения,  которая выражается в акустическом отношении состава сложных звуков. Хотя тембр является элементарной характеристикой музыкального звука, его ощущение связано с очень многими факторами, такими, как атака, затухание, высота, громкость, «окружение» звука, шумы, вибрато, форманты.

Под тембровым слухом мы понимаем, вслед за Тепловым, способность вычленять из высотно-тембрового восприятия звука его тембровые особенности. По словам Т. А. Литвиновой, тембровый слух можно определить, как способность к восприятию тембров

музыкальных инструментов (и человеческого голоса), их выразительности и общего характера звучания, создаваемого различными темброобразующими компонентами. Тембровый слух на

сенсорном уровне реализуется как восприятие качественных параметров звучания, на содержательном –как определение роли тембра в создании музыкального образа и его семантики. По способу реализации различаются внутренний и внешний тембровый слух, по количеству воспринимаемых тембров –моно- и политембровый. По взаимосвязи инструментального тембра с различными темброобразующими факторами, которые могут

оказывать влияние на характер звучания, можно различать следующие стороны восприятия вуковой краски: тембро-регистровую, тембро-артикуляционную, тембро-гармоническую, тембро-фактурную, тембро-динамическую, тембро-ритмическую.

Эффективное развитие тембрового слуха у учащихся происходит наиболее успешно в процессе активизации различных видов музыкальной деятельности на уроке, в том числе и в элементарном музицировании.

Наиболее полное воплощение игра на музыкальных инструментах нашла в системе детского музыкального воспитания, разработанной

немецким композитором, общественным деятелем и педагогом Карлом Орфом. Именно Орф разработал детский инструментарий, на который опираются учителя музыки и в наше время.

В ходе исследования мы выяснили, что для интенсивного развития тембрового слуханеобходим комплекс специальных методов, включающий:

–распознавание широкого спектра различных тембров;

–определение градаций внутри одного тембра, возникающих в результате действия различных регистровых, артикуляционных, динамических условий;

–рассмотрение сочетаний тембров;

–определение взаимодействий инструментального тембра с другими музыкальными выразительными средствами.

При этом специфика освоения тембро-звукового материала заключается в формировании определенных слуховых навыков, к которым можно отнести: распознавание тембров отдельных инструментов, их сочетаний, а также чередований по горизонтали; навык «тембровой ассоциативности»; дифференциацию звуковысотной линии от ее тембрового воплощения; выделение слухом отдельного тембра из многоголосной ткани; внимание к

характеру звучания и навык определения его особенностей по качественным параметрам (артикуляционным, регистровым, динамическим, фактурным).

    Методы развития тембрового звука, которые могут использоваться на уроке в процессе элементарного музицирования следующие:

–метод ассоциаций –тембр звука может описываться при помощи различных ощущений, сравниваться с предметом, людьми, животными, характеризоваться при помощи разнообразных эпитетов, метафор и др. (деревянный, прозрачный, шелковистый, пронзительный, благородный и т. д.);

–метод преувеличения –усиление нюансировки, исполнение одного и того жемузыкального фрагмента с различными динамическими оттенками –от пианиссимо до фортиссимо;

–метод тестирования –распознавание тембров различных инструментов в сольных произведениях или выделение конкретного тембра из контекста;

–метод конкретизации –выделение характерных особенностей звучания инструмента (регистр, специфика звукоизвлечения, способ подачи звука, качество звучания и т. д.);

–эвристический метод –метод поиска и подбора соответствующего инструмента для исполнения мелодии;

–метод сравнения –слуховой анализ различного музыкального материала в исполнении одного инструмента или исполнение одного и того же фрагмента различными инструментами;

–комбинаторный метод (метод ансамблей) –анализ соединения различных тембров в проведении мелодии, в разнообразных элементах фактуры, гармонии, других элементах музыкальной речи по степени слияния, интервальных соотношений, регистрового звучания и др.

Процесс реализации обучения опирается на следующие условия:

–целенаправленное педагогическое воздействие при организации элементарного музицирования учащихся;

–включение в процесс обучения игре на детских музыкальных инструментов творческих заданий по развитию тембрового слуха;

–опора на сенсорно-перцептивные способности детей 5-7 лет;

–развивающая направленность и высокий уровень художественных достоинств выбираемого учителем музыкального материала;

–адекватность образного строя и исполнительских трудностей выбираемых музыкальных произведений особенностям психологии и физиологии детей 5-7 лет;

–наличие положительных эмоций в процессе элементарного музицирования.

Вывод: После проведения экспериментальных занятий с детьми 5-7 лет количество учащихся с высоким уровнем развития тембрового слуха увеличилось на 22 %. Положительная динамика наблюдалась и в изменениях низкого уровня тембрового слуха: на 21 % меньше, чем на констатирующем этапе. Средний уровень развития данного показателя остался с минимальными изменениями: 46 % на констатирующем этапе и 45 % на контрольном.

      Таким образом, данные педагогического эксперимента говорят об

эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы.

Тембровый слух –это сложное явление, находящееся на стыке различных областей научного знания: акустики и психоакустики, музыкальной психологии, музыкознания, инструментоведения, теории и практики исполнительства, музыкальной педагогики. Педагоги ДШИ, используя доступные методы обучения, такие как игра на детских инструментах, музыкально- дидактические игры, превращают сложный процесс в увлекательные занятия, которые способствуют как музыкальному развитию детей, так и гармоничному формированию личности ребенка.

   

Литература

1. Литвинова, Т. А. «Развитие тембрового слуха как проблема современного музыкального образования / Т. А. Литвинова // Культурная жизнь юга России. –2009. –№ 1(30). –С. 131–32.

2. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. –М. :Просвещение, 1985. –458 с.

3. Передерий, О. И. «Развитие тембрового слуха в формировании музыканта» : О. И. Передерий. –СПб, 2003. –260 с.__