Работа над приёмом легато в классе фортепиано

Федулова (Козлова) Анастасия

Работа над приёмом легато в классе фортепиано

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_priyomom_legato_v_klasse_fortepiano.docx34.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Конспект открытого урока:

«Работа над приёмом легато в классе фортепиано».

Преподаватель по классу фортепиано

Федулова А.Н.

пгт. Пойковский  2021г.

Содержание.

1.Введение.

2.Основная часть.

2.1 Работа над мелодией.

2.1.1. Объединяющие движения рук.

2.1.2. Соединение долгих звуков с последующими короткими.

2.1.3. Интонационный анализ мелодии

3. Заключение.

4. Домашнее задание.

5. Список литературы.

                                Оформление класса

                Инструменты – два пианино.

                Наглядные пособия – рисунки и картинки.

  1. Введение:

Культура инструментального звука и звуковой контроль взаимосвязаны между собой. Культура инструментального звука и звуковой контроль создают посыл звука в струну, звук извлекается без стука по струнно- ударно- клавишному инструменту фортепиано.(см. энциклопедию).

При игре на фортепиано действуют три основных способа звукоизвлечения, которые называются штрихами:

- игра отделёнными друг от друга звуками (нон- легато);

- игра связанными между собой  звуками (легато);

- игра короткими звуками (стаккато).

Наряду с ними существуют промежуточные способы, зависящие от характера музыки, её темпа и динамики.

        Прием игры на фортепиано легато или штрих легато схож с кантиленой в музыке. Кантилена (итал. cantilena обозначает «пение»)- это напевная мелодия: как вокальная, так и инструментальная. Кроме того, термин также обозначает напевность самой музыки или манеры её исполнения. Сходство приема игры легато на фортепиано и кантилены в музыке в том, что прием легато сравнивают с образным выражением «поющие пальцы».  (стр. 16 мет. разр. для преподав. фор-но муз. школ и школ искусств, Москва). Игра мелодии легато для ученика более естественна, чем нон- легато и полезна для развития музыкальности, но представляет большую трудность для педагога. Нужно не бояться давать ребёнку возможность как можно раньше объединять связно звуки, тем более что часто дети делают это сами непроизвольно. В работе над упражнениями легато количество звуков под лигой надо прибавлять постепенно и направлять слуховое внимание на объединение звуков, но не говорить о «связных» пальцах. Пальцы должны «петь», а кистевые движения помогают объединять звуки. Постепенно следует приучать учеников к игре упражнений в разных тональностях и к секвенционному их повторению. Полезно играть упражнения в различных темпах, учитывая возможности каждого ученика.  

         Исполнение мелодии легато на фортепиано невозможно без интонирования, поэтому при работе над этим штрихом нужно идти от пения. Конечно, на фортепиано полностью подражать пению невозможно, однако, как сказал Г. Нейгауз: «Когда мы выставляем невозможное в качестве требования, то можем достичь высшей степени возможного».

         

Цель урока: освоение штриха легато.

Цель изучения штриха легато– воспитание у ученика- пианиста ценных исполнительских качеств:

-освоение приема легато

- закрепление пианистического (технического) навыка легато

Задачи:

Обучающие:

  1. Освоить и закрепить навыки механических движений пальцев правой и левой рук во время исполнения приема легато.
  2. Добиваться качественного воспроизведения звуков.
  3. Выдерживать длительности звучания нот.
  4. Обобщить и систематизировать приобретённые знания.
  5. Формировать внимательное отношение к звукоизвлечению и исполнительскому      процессу.

Развивающие:

  1. Развивать ощущения «удобства» при исполнении приема легато;
  2. Развивать музыкальный слух;
  3. Развивать координацию рук и подвижность пальцев.
  4. Развивать ассоциативность музыкального мышления (музыкальное воображение);
  5. Развивать умение организовывать свою работу и своё время.
  1. Развивать  музыкальные и творческие способности учащегося, его слуховые и технические возможности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать трудолюбие и внимание;
  2. Собранность и слуховой контроль;
  3. Воспитывать культуру воспроизведения звуков;

  1. Основная часть.

2.1.Работа над мелодией

“Главная роль в музыкальном произведении принадлежит мелодии, а все остальное лишь дополняет мелодическую мысль” (М. Глинка).

Мелодия - это определенная ритмическая и высотная последовательность звуков, связанных между собой в единое целое.

В работе над мелодией стоит задача добиться “хорошей исполнительской дикции” (Л. Оборин), певучего и ясного звука, который зависит от контакта с клавиатурой, опоры и цепкости пальцев.

   Г. Пёрселл «Прелюдия»

Рассказать немного о биографии композитора и его эпохи.

Исполнить произведение для прослушивания.

Трудность в работе над мелодией заключается в умение извлечения певучего звука. С учеником необходимо освоить два пианистических приема- туше звукоизвлечения, при котором полувыпрямленный палец начинает движение с поверхности клавиши: “от себя” (внедрение в клавиатуру) и активной последней фалангой нащупывает звук на « дне клавиши» в ладонь“к себе” (зацеп клавиши, что равно словосочетанию цепкость пальцев).

Прием “Внедрение”- палец полувыпрямленный, как бы преодолевая сопротивление, продвигается весом руки вглубь клавиши “движение от себя”.

Прием “Зацеп”, цепкость пальцев –вытянутый палец в момент прикосновения к клавише слегка сгибаясь, делает цепляющее движение концом фаланги, не скользит, а прилипает ко дну клавиши; «пальцевой» звук отличается легкостью, ясностью, прозрачностью. Следует помнить, что все пальцы движутся с поверхности клавиш без замаха. Звук извлеченный с замахом пальца создает акцент.

Таким образом, главную роль в звукоизвлечении играет конец пальца.

Когда оба приема звукоизвлечения освоены, можно приступить к дальнейшей работе над мелодией.

2.1.1.Объединяющие движения рук.

Для использования певучего легато важны объединяющие движения руки. Рука, устремляясь к очередному звуку, обязана двигаться, передавая опору от пальца к пальцу, как смычек, который плавно передвигается по струне. “Рука должна находиться напротив пальца” (Л. Николаев). Внешние движения руки, огибающие контуры мелодической фразы, должны быть незначительными. “Вихляние движения кисти и руки лишь создают тощую кантилену” Легато нужно исполнять без чрезмерных движений кисти. Кисть должна быть подвижной, с ощущением «пружинки», не зажатой. В ладони должно быть ощущение как один палец передает звук другому с слуховым контролем- «слушать и слышать как один звук переходит в другой. Разрешение лучше брать из ладони, слегка поглаживающим движением целого пальца к себе. Переносы с одной лиги на другую делать по дуге, но близко к клавишам. (К. Игумнов).

2.1.2.Соединение долгих звуков с последующими короткими.

Следует научить ученика слушать затухающий звук до конца и ощущать (“вести”) его кончиком пальца, пока он длится. Короткие звуки, следующие после долгих следует играть с той силой звучности, с какой звучали долгие звуки к моменту взятия короткого. Часто ученики этого не слушают и получаются “выкрики” и этим нарушается связность звучания. Каждый следующий звук мелодии не берется заново, а выливается из предыдущего. В дальнейшем умение слушать звук в сочетании с ощущением движения музыки помогает добиться певучего легато, музыкальной цельности.

После звуко-двигательного освоения партии правой и левой руки приступаем к интонационному анализу мелодии.

2.1.3.Интонационный анализ мелодии.

Ребенку необходимо рассказать, что такое интонация.

Интонация как термин имеет много значений. Например, интонация рассматривается как понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли, носительница музыкального содержания, как мельчайший мелодический оборот, выразительный интервал, исполнительский «тон» музыки. (стр.5 Окунев П.А.).

Интонация – это самая мелкая смысловая единица в музыке, как слово в разговорном языке.

Каждая интонация, как слово, имеет свой смысл. В разных музыкальных произведениях одна и та же интонация может приобретать разное значение.

Например:

-Восходящие интонации чаще символизируют активность, яркие сильные чувства: радость, страх, торжество, отчаяние.

-Поступенное движение менее активно, интервальное более активно.

-Нисходящее движение часто символизирует пассивность, бессилие, опадающие листья, человека, павшего духом.

При разборе каждая интонация должна быть наполнена смыслом, логически выстроена.

Интонации прелюдии построены на небольших интервал- терциях, восходящего и нисходящего движения. Каждую музыкальную интонацию можно сравнить со словом.  отражение музыкальных интонаций прелюдии мы нашли в стихотворении Ф. Тютчева «Весенние воды»  и соединили стихи с музыкой.

Работа над интонированием мелодии прелюдии по словам стихотворения.

  1. Заключение.

Фортепиано – необыкновенно чувствительный инструмент, поэтому качество прикосновения к клавишам сразу отражается на звуке. Существует множество различных способов звукоизвлечения для передачи музыкальных образов.

          Для певучей игры используют штрих легато, исполнение которого на фортепиано невозможно без интонирования. Поэтому при работе над легато нужно идти от пения.

          Качество штриха легато бывает разнообразным и зависит от характера музыки, её темпа и динамики, жанра.

Работа над легато предполагает максимальное обострение творческих музыкальных способностей и эмоционального отношения к исполняемому музыкальному материалу. Главное – обучение должно идти поэтапно - от простого к сложному. Необходимо обучение двигательной культуре.

Выразительное интонирование  или “пение” мелодии зависит от свободы аппарата, умения певучего звукоизвлечения. Певучий звук – это контакт с клавиатурой, опора и цепкость пальцев. Показ педагогом особенностей исполнения легато является основным при обучении.

“Овладение звуком есть первая и важнейшая задача среди других фортепианных технических задач, которые должен разрешить пианист, ибо звук есть сама мелодия музыки: облагораживая и совершенствуя его, мы поднимаем музыку на большую высоту” (Г. Г. Нейгауз).

         

4. Домашнее задание.

- Добиваться при исполнении легато певучего звукоизвлечения цепкими кончиками пальцев.

-Интонировать музыкальные фразы по движению мелодии, динамике, вести мелодию к опорным звукам  и внимательно себя слушать.

5.Список литературы.

1. Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М.Музыка, 1971.-287 с.

2. Щапов, А.П. Фортепианная педагогика. -М.Советская Россия, 1960.

3. Бейлина, С.З. В классе профессора В.Х. Разумовской. -Л. Музыка ,1982.

4. Коган, Г.М. Работа пианиста. -М.Музгиз, 1963.

5. Либерман, Е. Работа над фортепианной техникой. -М.Икар-МП,1996.

6. Москаленко, Л.А. Методика изучения фортепианной кантилены. - Н.НГКимГлинки,1999

  1. Тимакин, Е.М. Навыки координации в развитии пианиста. - М.Сов.Композитор,1987.
  2. А. Шмидт- Шкловская «О воспитании пианистических навыков». 1985г.