Работа с трудными подростками в классе гитары
Помощь педпгогам и советы родителям в работе и общении с трудными подростками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_trudnymi_podrostkami.docx | 1012.47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Работа с трудным подростком в ДШИ класса гитары, особенности поведения, способы работы и советы родителя
Когда в семье растет ребенок, то с приходом подросткового кризиса его проявления ощущает вся семья. Что подразумевают психологи под определением «трудный подросток», и как вы можете помочь ребенку преодолеть этот этап?
Трудный подросток: краткие сведения
Трудный подросток – ребенок от 12 лет, поведение которого не вписывается в нормы, принятые в обществе. Попросту говоря, наблюдаются отклонения от общеизвестных норм. К категории трудных подростков относятся те, которые не могут найти общий язык с преподавателями, родителями. Любые методы воспитания принимаются в штыки. При этом их протест доставляет и им множество неудобств. Многие родители предполагают, что трудный подросток чувствует удовлетворение от своих ужасных выходок, однако в действительности, на подсознательном уровне он испытывает страдания.
У таких ребят имеются сложности психологического характера, и это проявляется практически во всем. Они проявляют агрессию, у них часто меняется настроение, подавленность сменяется вспышками ярости, они испытывают депрессивное состояние, страх. Все это подавляет трудного подростка, оборачивается проблемами в учебе, в семье. Общая учебная программа им дается сложнее, они не желают выполнять общие требования, ссорятся с учителями. Различные факторы провоцируют переход подростка от обычного к трудному. При этом такие дети необязательно похожи друг на друга: кто-то отстает в физическом развитии, другой обгоняет по этому показателю прочих сверстников, третий чрезмерно возбудим, четвертый очень замкнут и так далее. Все трудные подростки имеют собственные индивидуальные особенности, и было бы неправильно их обобщать..
Особенности поведения трудных подростков
Итак, как понять, что в кдассе трудный подросток? Замечено, что дети, у которых имеются проблемы с поведением, начиная с рождения и до 11 лет, они продолжаются и в подростковом возрасте. Вряд ли это удивит родителей, ведь различные всплески они переживают на протяжении многих лет.
Конечно, не всегда именно родители повинны в этом кризисе. Это не отменяет того, что им придется приложить усилия, и помочь трудному подростку. В современном обществе их число неустанно растет.
Любой, кто общался с трудным подростком или сам был ним, знает, какими особенностями поведения отличаются такие дети. Кажется, будто они пытаются удержать в душе ярость, которая все равно вырывается наружу. Когда трудный подросток проявляет наибольший всплеск негатива?
Чтобы это понять рассмотрим его характерные черты:
- негативно реагирует на чье-то желание помочь;
- отрицательно относится к прикосновениям;
- неохотно идет на визуальный контакт;
- с недоверием относится к окружающим;
- испытывает проблемы с учебой
Почему подростки становятся «трудными»: основные причины
Первым толчком к тому, что появляются отклонения в поведении старшего школьника, становятся проблемы в общении со взрослыми в семье либо в школе. Если кто-то из них поддерживает трудного подростка, то кризис проходит проще. Если же педагоги и родители настроены негативно, то он пытается найти поддержку извне. Часто выбор падает на асоциальные компании. Ему кажется, что таким образом он повышает свой статус. Впоследствии такую группу покинуть очень сложно.
В переходном возрасте многих детей называют трудными подростками. В этот период ребята демонстрируют изменения в поведении и во взаимоотношениях с окружающими. Самым нелегким периодом взросления считается переход от детства к взрослой жизни – подростковый. Это накладывает определенные изменения на личность любого человека, а если проблемы с воспитанием были изначально, то процесс взросления проходит еще сложнее. Именно в этот период психика ребенка перестраивается, появляются существенные изменения в учебной программе, нагрузка возрастает, отношения ребенка к учебе меняется. В поведении подростка появляются черты, которые оказываются для окружающих полной неожиданностью – нередко это провоцирует конфликты с семьей, учителями, сверстниками. Последствия: сильные внутренние переживания.
«Трудный подросток» - широкое понятие, к которому причисляют взрослеющих личностей, испытывающих определенные сложности в контактах с окружающими. Самые очевидные проблемы выявляются в общении с педагогами, семьей. В силу разных причин, ребенку сложно дается учеба, взаимодействие с окружающими.
Типы трудных подростков
Трудные подростки отличаются друг от друга.
Рассмотрим их типы:
- Циники, у которых наблюдается сознательное нарушение социальных норм. Они уверены, что все хотят поступать, как они, и в действиях их сковывает лишь трусость.
- Конформисты, идущие на конфликты под воздействием асоциальной компании. Преимущественно эти действия случайны, продиктованы подражанием «кумиру». Наблюдается у трудных подростков, имеющих большую зависимость от мнения окружающих. Зачастую становятся заложниками положения.
- Колеблющиеся. Им сложно устоять от соблазнов. Им хочется немедленно удовлетворить спонтанно возникающие потребности. При этом нарушение норм влечет за собой раскаяние.
- Аффективные подростки, отличающиеся повышенной обидчивостью и немаленькими притязаниями. Нередко им кажется, что они терпят несправедливое отношение, стремятся к протесту, мести. Среди категории часто встречаются демонстративные суицидники.
Работа с трудными подростками
Какую работу нужно провести с трудным подростком, чтобы улучшить ситуацию:
В ДШИ Опытные учителя знают, что в работе с такими ребятами стоит придерживаться определенных правил:
- Подчеркивать их достижения, повышая статус среди сверстников.
- Увлечь их необычным новым делом, в котором ребенок явно сможет достичь успеха.
- Поддерживать с ним доверительные отношения.
- Помочь с учебой, позиционировать ее как путь закалки характера.
- Признание подростка в социально-значимой деятельности.
Как справиться с трудным подростком: советы родителям
Родителям, как и их подрастающим детям, непросто дается сложившая ситуация. Зачастую они становятся свидетелями вспышек ярости, и не всегда способны адекватно реагировать на такие проявления эмоций. Важно понимать, что за детским гневом скрывается печаль, стыд, смущение и прочие чувства, с которыми он не может справиться. Осознавая свое бессилие, подросток набрасывается на оппонента, действуя на опережение. Чаще всего подростки не в состоянии осознать собственные эмоции, и не знают, как их выразить приемлемым для социума способом. Также они боятся попросить поддержки, и даже демонстративно от нее отказываются
В чем состоит задача родителей? Помогите сыну или дочери побороть негативные эмоции, и если он хочет выразить гнев, то пусть делает это более конструктивно.
Рекомендации, которым важно следовать:
- Попытайтесь определить, что скрывает ярость ребенка. Возможно, он волнуется или его одолела депрессия. Возможно, его смущает свой статус в обществе, и сверстники в чем-то превосходят его. Или ему не хватает общения и поддержки?
- Необходимо установление нерушимых границ. В вашей семье должны действовать разумные правила, за несоблюдение которых подразумевается разумное наказание. Когда вы и подросток будете в благожелательном расположении духа, объясните ему, что чувство гнева естественно, но нужно найти адекватный способ его выражения. Пример: подросток набрасывается на вас. За такие проявления эмоций следует наказание в виде лишения каких-нибудь домашних привилегий или неприятного разговора с человеком, вызывающим у ребенка авторитет. В этом возрасте соблюдение границ особенно важно.
- Не игнорируйте тревожные сигналы. Возможно, вы заметили, что перед вспышкой ярости ребенок мучается головной болью или активно расхаживает по дому. Возможно, он злится всегда по одной и той же причине. Если человек в состоянии определить ситуацию, вызывающую гнев, ему становится проще его держать под контролем.
- Помогите подростку отыскать метод, помогающий справляться с яростью. Подходящие варианты: спортивные упражнения. Возможно, ему подойдет спортивный зал, боксерская груша. Некоторым ребятам проще выплеснуть эмоции через музыку или другое творчество. Определите, что вызывает интерес вашего сына или дочери.
- У каждого подростка должно иметься пространство, где у него будет возможность привести свои чувства и эмоции в порядок. Юноша или девушка, испытывающие гнев, нуждаются в безопасном месте, где ему будет проще прийти в себя. Не нужно преследовать подростка, если он зол, требовать немедленных извинений или объяснения ситуации. Если приступ ярости не прошел, ситуация сразу же усугубиться и даже может стать причиной проявления физической агрессии.
- Если хотите, чтобы ребенок научился контролировать ярость – умейте сами справляться с гневом. Вы не сможете помочь подростку, если сами не способны
Возраст детей 12–16 лет самый продуктивный для гитаристов. Желание играть на гитаре появляется после общения со сверстниками, где какой-то незнакомый гитарист красиво играл, пел, был душой компании и привлекал к себе внимание, что очень актуально в таком возрасте. В этом возрасте интернет может оказать большую помощь. Ребенок может использовать просмотр видео-уроков на разных каналах You Tube. В этом возрасте формируется прочный фундамент гитарных знаний, который потом очень тяжело разрушить с годами даже очень сильной ленью.. Хорошим мотиватором игры на гитаре в возрасте 16-18 лет может быть игра в группе или сольные выступления в дружеской компании...
- Обучение игре на классической гитаре — это сложная деятельность. активное участие ребенка в обучающей деятельности означает, что у ребенка складываются новые особенности психического (умственного, нравственного) развития и психических новообразований. Учитывая индивидуальные особенности каждого ученика необходимо избегать перегрузок. На желание играть отражается атмосфера в классе, взаимоуважение между учеником и учителем, основанное на авторитете учителя, а не на его авторитарных действиях. концертная деятельность и ансамблевая практика также способствуют повышению интереса к занятиям. Эффективным способом повышения мотивации является похвала за любые достигнутые результаты. Отрицательную, негативную мотивацию способен вызвать педагог, который опирается только на понятия «обязан», «должен», «необходимо». В такой ситуации, у ученика формируется: тенденция к уклонению от занятий, деятельность и результаты учения незначительны, чрезмерная отвлекаемость на занятии, чувство удрученности и неудовлетворенности, быстрое утомление, неподвижность и «твердость» мышления. Для организации внутренней мотивации важно создавать для ученика состояние успеха. Для этого необходимо примечать все моменты, когда учащийся действительно прилагает большое количество усилий для преодоления трудностей в учебе и у него это выходит. Это будет отличным стимулом. Огромное значение в воспитании гитариста имеют тон речи педагога, манера общения с ребенком. Эмоциональная окраска речи, тон педагога способны усилить впечатление от урока. Одним из условий повышения мотивации у ученика является мотивация родителей в обучении игре на гитаре. если родитель считает обучение музыке необходимым — ребенок будет учиться Таким образом, с целью повышения мотивации учащихся к занятиям на гитаре преподавателю-гитаристу необходимо: – постоянно проводить работу с родителями своих учеников в области пропаганды классической гитары; – предлагать им посещать концерты и мастер-классы профессиональных исполнителей; – посещать концертные мероприятия, организованные ДШИ; – вести активную концертную деятельность и ансамблевую практику; – знакомить с видео- и аудио записями выдающихся гитаристов.
- У каждого ученика должна быть сформирована не эпизодическая, а внутренняя мотивация, подлинный интерес, глубокое понимание и любовь к этому инструменту. Общий подъем интереса к гитаре необходимо поддерживать современными специально разработанными методиками, которые будут направлены на развитие личности и ее системы культурных ценностей. Исследователи вопроса формирования мотивации учащихся к игре на гитаре считают, что серьезных результатов в повышении уровня исполнительского мастерства на гитаре позволят добиться повышение статуса классической гитары в системе музыкального образования.
Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ торжествует.
Необходима деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей. Главное условие для этого – высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка.
Свободное время – умение разумно и интересно, с пользой для себя проводить свой досуг – острая проблема «трудных» детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у таких детей до 50 часов в неделю, а в день – до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение детей рационально использовать свое свободное время, неразвитость у них умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения, умения и навыки самоорганизации, планирование своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели. А для этого для нужно:
- Изучать интересы и способности «трудных» детей.
- Привлекать в общественно полезную деятельность, кружки и спортивные секции, движения милосердия.
- Поощрять любые виды художественного и технического творчества, участие в общественных и классных мероприятиях.
- Использовать методику «Ситуация успеха» (Приложение 3), проживая которую, подросток приобретает достоинство. В признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает, что он чего-то стоит как человек.
- Создавать атмосферу доверия и взаимоподдержки в классе.
Следует помнить, что общим принципом педагогики трудновоспитуемости является гуманно-личностный подход к ребенку. Можно выделить следующие особенности его применения к «трудным детям»:
- любить и уважать «трудных» детей сложнее, чем хороших, но любовь и забота нужна им больше, так как они, как правило, обделены этим;
- говорить с «трудными» как с взрослыми; не ломать резко их нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно;
- взять в основу работы с «трудными» оптимистическую гипотезу, верить в их исправление;
- предоставлять «трудному» проявить себя с положительной стороны;
- организовать переубеждение на их собственном опыте;
- предъявляя требования к «трудному», нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить;
- быть с «трудным» искренним, не лицемерить, не унижать его;
- не скупиться на поощрения и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков «трудного»;
- всячески поддерживать усилия «трудного» по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации;
- влиять, прежде всего, примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к людям, к детям.