Исполнительский портрет С.Е. Фейнберга

Мазурова (Яковлева) Ксения Владимировна

 

 

Мазурова Ксения Владимировна
Исполнительский портрет С.Е.Фейнберга

Аннотация. В  данной статье автор со всех сторон освещает исполнительский портрет С.Е. Фейнберга, личность которого является одной из интереснейших среди русских музыкантов начала XX века. Композитор, педагог, пианист и музыкальный исследователь – Фейнберг во всех перечисленных областях музыкального искусства привнес что-то новое. Как композитор он обладал оригинальным необычным видением, создал свой образный мир. Пианистическое искусство Фейнберга, неповторимое по тонкости и глубине проникновения в сущность музыки, принесло ему мировое признание. Его педагогическая фортепианная школа в комплексе с художественными взглядами способствоваларазвитию прогрессивных принципов советского искусства, оказала воздействие на воспитание нескольких поколений молодых музыкантов. Теоретические труды Фейнберга по музыкальной эстетике и пианизму также содержат множество интересных положений и наблюдений.

Ключевые слова:  С.Е.Фейнберг, пианист, скрябинист, научная деятельность,концерты

 

 

 

Мазурова Ксения Владимировна
Исполнительский портрет С.Е.Фейнберга

Аннотация. В  данной статье автор со всех сторон освещает исполнительский портрет С.Е. Фейнберга, личность которого является одной из интереснейших среди русских музыкантов начала XX века. Композитор, педагог, пианист и музыкальный исследователь – Фейнберг во всех перечисленных областях музыкального искусства привнес что-то новое. Как композитор он обладал оригинальным необычным видением, создал свой образный мир. Пианистическое искусство Фейнберга, неповторимое по тонкости и глубине проникновения в сущность музыки, принесло ему мировое признание. Его педагогическая фортепианная школа в комплексе с художественными взглядами способствоваларазвитию прогрессивных принципов советского искусства, оказала воздействие на воспитание нескольких поколений молодых музыкантов. Теоретические труды Фейнберга по музыкальной эстетике и пианизму также содержат множество интересных положений и наблюдений.

Ключевые слова:  С.Е.Фейнберг, пианист, скрябинист, научная деятельность,концерты

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolnitelskiy_portret_feynbergastatya.doc81.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. Мазурова Ксения Владимировна
  2. Исполнительский портрет С.Е.Фейнберга

Аннотация.  В  данной статье автор со всех сторон освещает исполнительский портрет С.Е. Фейнберга, личность которого является  одной из интереснейших среди русских музыкантов начала XX века. Композитор, педагог, пианист и музыкальный исследователь – Фейнберг во всех перечисленных областях музыкального искусства привнес что-то новое. Как композитор он обладал оригинальным необычным видением, создал свой образный мир. Пианистическое искусство Фейнберга, неповторимое по тонкости и глубине проникновения в сущность музыки, принесло ему мировое признание. Его педагогическая фортепианная школа в комплексе с художественными взглядами способствовала развитию прогрессивных принципов советского искусства, оказала воздействие на воспитание нескольких поколений молодых музыкантов. Теоретические труды Фейнберга по музыкальной эстетике и пианизму также содержат множество интересных положений и наблюдений.

Ключевые слова:  С.Е.Фейнберг, пианист, скрябинист, научная деятельность,концерты

Performing portrait of S.E. Feinberg

Abstract. In this article, the author covers the
performing portrait of S.E. Feinberg, whose personality is one of the most interesting among Russian musicians of the early 20th century. Composer, teacher, pianist and music researcher - Feinberg brought something new in all the above areas of musical art. As a composer, he had an original unusual vision, he created his own figurative world. Feinberg's pianistic art, unique in its subtlety and depth of penetration into the essence of music, brought him worldwide recognition. His pedagogical piano school, in combination with artistic views, contributed to the development of the progressive principles of Soviet art and had an impact on the education of several generations of young musicians. Feinberg's theoretical writings on musical aesthetics and pianism also contain many interesting points and observations.

Key words: S.E. Feinberg, pianist, three pedagogical methods, concert , composer, scientific activity.

Имя Самуила Евгеньевича Фейнберга принадлежит к плеяде выдающихся русских музыкантов XX века. Он известен у нас и за рубежом как композитор, пианист и педагог, во всех этих областях он сказал свое новаторское слово.

Самуил Евгеньевич Фейнберг родился 14/26 мая 1890 года в Одессе. В четырехлетнем возрасте он был перевезен родителями в Москву. У мальчика очень рано обнаружился музыкальный талант. В шесть лет он легко подбирал на рояле все, что игралось взрослыми. Его отдали учиться к пианисту А. Ф. Иенсену – впоследствии профессору Филармонического училища или, как тогда говорили, «Филармонии». Иенсен пробудил в своем ученике любовь к классической музыке. Сочинять Фейнберг начал в одиннадцать лет. Он показал свои первые произведения учителю. Тот одобрил их, дал Фейнбергу несколько уроков по теории и посоветовал читать квартетную музыку без инструмента.

В 1904 году Фейнберг поступил в «Филармонию» к А. Б. Гольденвейзеру и спустя год перешел вместе со своим профессором в консерваторию. Фейнберг с теплотой вспоминал о консерваторских годах. Он рассказывал, что Гольденвейзер, пользуясь авторитетом среди учеников, стремился привить им серьезное отношение к искусству. В его классе царила творческая и непринужденная обстановка. Большое внимание отводилось классике и новой русской музыке. Ученики исполняли произведения Рахманинова, Скрябина, Метнера, Катуара.

Одновременно с  исполнительством Фейнберг занимался композицией. Его юношеские произведения были написаны в стиле Шопена, которого он свободно играл уже в одиннадцать лет. Позже наступила эра Вагнера. Благодаря влиянию своего друга, филолога и страстного «вагнерианца» И.Б.Румера Фейнберг тщательно изучил оперы немецкого композитора. Близкой к композиторам-романтикам была сочиненная в 1907 году Фейнбергом соната для фортепиано, впоследствии уничтоженная.

Но самые сильные впечатления у Фейнберга были связаны со Скрябиным. Учась на седьмом курсе консерватории и в седьмом классе гимназии (Фейнберг учился во Второй московской гимназии), он выучил сонату №2 Скрябина и другие его произведения. Скрябинская музыка целиком захватила Фейнберга. Он был поражен смелыми музыкальными идеями, необычными гармоническими сочетаниями, мелодиями, что сделало его в последствии одним из ярких «скрябинистов» того времени.

В 1922 году Фейнберга приглашают в Московскую консерваторию на должность профессора класса специального фортепиано. В эти годы он много концертирует в нашей стране и за рубежом. Он играет Баха, Бетховена, а также новую музыку, знакомя слушателей с произведениями Прокофьева.

В сентябре 1925 года он принял участие в фестивале современной музыки в Венеции, где с успехом исполнил свою Шестую сонату. После этого состоялись его концерты в Вене и Берлине. Пресса писала о нем как об одном из самых выдающихся музыкантов современности.

В 1927 и 1929 годах Фейнберг вновь посетил Германию, выступив в Берлине, Лейпциге, Гамбурге и других городах. Его концерты вызвали многочисленные отклики и блистательный успех у немецкой публики и прессы. Тонкая экспрессивная игра Фейнберга, его своеобразная и нервная манера музыкальной фразы, его блестящая беглость и очень высокая музыкальность произвели на немецкую публику, привыкшую к менее сложному и выразительному пианизму, впечатления чего-то небывало свежего.

В конце 20-х годов Фейнберг исполнил в Москве в двух концертах все десять сонат Скрябина. Этим как бы завершился в его концертной деятельности период, связанный с интенсивной популяризацией композиторов московской школы. В дальнейшем он начинает чаще исполнять классиков и романтиков. Феноменальная память Фейнберга поражала, и было чему поражаться: он знал наизусть все основные произведения Баха, Шопена, Шумана, Скрябина, многие пьесы Рахманинова, Чайковского, Прокофьева и других композиторов. Увлекшись Бетховеном, он выучил тридцать две сонаты композитора. В сезоне 1940/41 года, впервые в истории исполнительского искусства, он сыграл одновременно сорок восемь прелюдий и фуг Баха, а также все сонаты Бетховена. Концерты проходили в переполненном Малом зале консерватории. В годы Великой Отечественной войны он много выступал в госпиталях в Москве, Тбилиси, Ташкенте и других городах. Фейнберг создает ряд патриотических песен, а также обработки вокальных и симфонических произведений Бородина, Мусоргского и Чайковского.

В сезоне 1945/46 года С.Е. Фейнберг повторяет в Москве баховские и бетховенские циклы. Тяжелое сердечное заболевание заставило артиста сократить исполнительскую деятельность. В последний раз он играл публично 3 апреля 1956 года. В программу концерта пианист включил свою обработку баховской органной прелюдии и фуги ми минор, «Лесные сцены» и «Симфонические этюды» Шумана, три мазурки Шопена и Четвертую сонату Скрябина. Он находился в отличной пианистической форме. Всего за месяц до смерти Фейнберг записал на грампластинку несколько сложных произведений Баха. Среди его записей последних лет – баховские сорок восемь прелюдий и фуг. Не снижалась и творческая активность Фейнберга. В течение периода 50-х– начала 60-х он сочинил Одиннадцатую и Двенадцатую фортепианные сонаты, сонату для скрипки, концерт для фортепиано №3, серию песен на югославские народные тексты и другие произведения.

Много сил и времени Фейнберг отдавал Московской консерватории,в которой  он  заведовал кафедрой специального фортепиано, и в честь музыканта была установлена мемориальная доска.

Исполнительский стиль С.Е.Фейнберга отличает утонченная экспрессия, повышенная эмоциональность, сочетающаяся с продуманностью, логической стройностью музыкальных замыслов. Своеобразие художественных решений музыканта объясняется взаимодействием композиторского и исполнительского направления в творчестве, что придает уникальность его интерпретациям. Особенности композиторского мышления отразились на исполнительстве восприятием формы, конструктивной логикой организации звукового материала, слышанием музыкальной ткани. Как исполнитель Фейнберг отличался оригинальностью мышления и стремлением к пристальной аналитической работе с авторским текстом, воспитанным еще в консерватории. Его пианизм характеризуют противоположные качества: предельная пальцевая беглость – и умение наполнить кантиленным звучанием медленные этюды; сконцентрированная мощь, когда она необходима, – и владение техникой pianissimo.

На формирование исполнительского стиля пианиста повлияло изучение фортепианного творчества часто исполняемых им Баха, Бетховена, Шумана и Шопена. Музыка Баха помогла Фейнбергу обрести конструктивную ясность, умение слышать полифоническую ткань всей партитуры сочинения. Сонаты Бетховена показали возможности контрастов и придали его исполнению трагедийность и психологизм. Сочинения Шумана – поэтическую одухотворенность, простоту, а наследие Шопена дало понимание сути гармонии, воплощения образа.

Несмотря на то, что исполнительский стиль Фейнберга впитал в себя вышеперечисленные черты прошлого, Самуил Евгеньевич считал, что « даже самый талантливый и гибкий артист-исполнитель по художественным установкам принадлежит своей эпохе и тесно связан с господствующими в ней вкусами и настроениями» [3,  с 5]. Эти слова относятся и к нему, т.к. его исполнительский стиль сформировался под влиянием его современников – композиторов и пианистов.

Сильнее всего из современников на пианизм Фейнберга воздействовал стиль Рахманинова. Сходство можно увидеть в смелости интерпретаций, в особенностях звукоизвлечения, штрихов, фразировки, в свободе ритма, в стихийной, демонической виртуозности. Как и Рахманинов, Фейнберг выстраивает фразу с первой же ноты мелодии, запасаясь полновесным звуком и постепенно расходуя его по мере движения.

Также есть схожие черты с пианизмом Скрябина: неповторимое rubato, утонченная педализация, неисчерпаемое разнообразие звуковой палитры. Певучесть фортепианного звука – основная черта русской школы – также присуща и Фейнбергу.

Говоря об исполнительском стиле Фейнберга необходимо прежде всего отметить звучание рояля. Оно всегда глубоко индивидуальное, проникновенное. Умение накапливать силу звучания и расходовать её на предельные границы diminuendo, все это, тем не менее, никогда не становилось для пианиста самоцелью. Для интонирования Фейнберга была характерна манера выделять звучанием начала фраз, что объяснялось пониманием особенностей акустики (звук, взятый мягко, без акцента имеет способность дольше длиться). Он трактовал звук как выражение образа. Сколько образов – столько и различных звучаний. Forte в исполнении Фейнберга было как закономерный контраст к тончайшему piano, но даже при самом предельном fortissimo у слушателя оставалось ощущение, что звук может быть еще усилен. Любой колористический прием использовался Фейнбергом только в зависимости от драматургического развития того или иного произведения.

 Так же характерной особенностью исполнительства Фейнберга была любовь к быстрым темпам. Однако в его игре никогда не чувствовалось суеты, спешки; все компоненты фактуры – каждый голос – были прозвученными и рельефно прорисованными. В трактовке труднейших виртуозных мест не было демонстративности, они были естественно исполнены и не поражали внешней виртуозностью. Фейнберг был противником внешне-показных приемов, но при этом активно защищал «виртуозность», как необходимое качество пианиста. В этой любви к виртуозности просматривалось стремление к стихийному, демоническому исполнению. Так, например, он исполнял прелюдию gis-moll из второго тома «Хорошо темперированного клавира», сонаты Бетховена. Сам Фейнберг подшучивал над своим стихийным качеством и в шутку говорил, глядя на часы, что за 30 минут исполнил бы четыре сонаты Бетховена. Такой особенной была его нервная организация, обостренность чувств, сочетающаяся с логикой и исполнительской увлеченностью.

Над совершенствованием пианизма Фейнберг работал всю жизнь, вплоть до последних дней. Уже отказавшись от концертной деятельности, он ежедневно, по многу часов проводил за роялем, записывая свою игру на магнитофон. Прослушивал себя, анализировал, стремился улучшить свое пианистическое мастерство. Фейнберг был противником конкурсов, т.к. считал, что целью исполнителя становится совершенная игра, которая при этом лишается эмоциональности. Обладая совершенным техническим мастерством, он достигал баланса эмоционального и рационального начал, добавляя неповторимое своеобразие исполнения.

В течение всей своей жизни Фейнберг накопил огромный фортепианный репертуар, который  включал в себя все основные фортепианные сочинения Баха, Бетховена, Шопена, Шумана, Листа, Скрябина, большое число сочинений Чайковского, Рахманинова, Метнера. Так же Фейнберга отличал интерес к современной советской музыке. Он был первым исполнителем многих произведений отечественных композиторов – С.Прокофьева ( в частности, его Третьего концерта), Н.Мясковского, Ан.Александрова, А.Станчинского, В.Нечаева. Его пропаганда отечественной фортепианной музыки была общепризнанной.

Особую часть репертуара занимала музыка Скрябина. Стиль Скрябина труден своеобразной трактовкой фортепианной звучности. Фейнберг пришел к Скрябину через собственное творчество; уже в молодые годы о нем писали как о ярком «скрябинисте». Он сроднился со стилем композитора, даже немного подражал его манере игры. Однажды Скрябин посетил концерт Фейнберга, где пианист исполнял его Четвертую сонату. Это исполнение заслуживает особого внимания: исключительная чистота игры, точность техники и звуковое разнообразие, фортепианное звучание подобно оркестру. Фейнберг свободно обращается со временем, ритм подчиняется его воле. Необычно построение фраз, нет привычных нюансов, все наоборот, вместо crescendo diminuendo. Вторая часть сонаты создает образ фантастического танца, её темп непривычно быстрый, но при этом слышна ясность всех платов фактуры. Эмоциональные fortissimo сменяются предельным звучанием pianissimo.

Скрябин похвалил такое исполнение своего произведения. Скрябинская «жилка» навсегда осталась у Фейнберга. Благодаря ей он свободно интерпретировал другие стили. В последствии Фейнберг играл много сольных концертов из сочинений Скрябина (в частности, все его десять сонат).

Фейнберг был первым пианистом в нашей стране, публично исполнившим в нескольких концертах оба тома прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха. А так же он сделал его запись, которая вызвала восторженные отзывы не только советской, но и немецкой, американской прессы. Запись была сделана в 1961 году, когда пианисту шел семьдесят второй год. Фейнберг различал три подхода при изучении произведений Баха: «академический», «структурно-механический», и «полножизненный» [8; 186]. Первые два метода направлены на изучение полифонической музыки Иоганна Себастьяна Баха для клавесина и органа. «Полножизненный метод» был связан с идеей применения возможностей современного рояля к произведениям Баха.

Трактовка Баха Фейнбергом была очень тонкой, проникновенной, нехарактерной моде того времени отрешенного исполнения произведений. К интерпретации Баха Фейнберг привлекал все выразительные возможности фортепиано. По его мнению, сравнительно короткая протяженность фортепианного звука не должна приводить к акцентированию длинных нот: в таких случаях момент прекращения звучания воспринимается слухом с большей резкостью, чем постепенное затухание звука, взятого с естественной силой. У Фейнберга выдержанные ноты звучали протяжно и долго, причем он играл их негромко. В полифонических пьесах подвижного характера Фейнберг часто пользовался приемом non legato. Необходимой отчетливости игры он достигал тем, что делал все звуки продолжительными, независимо от их написания. Фейнберг не просто исполнял Баха, он воссоздавал произведение заново.

Интерпретация Фейнбергом Баха – значительное явление в советском исполнительском искусстве.

Несомненно известными в исполнении Фейнберга стали тридцать две сонаты Бетховена. Каждая соната представлена им как драматургический цикл.

Ранние сонаты Фейнберг преимущественно играл крепким, беспедальным звуком, придерживаясь указанных автором штрихов. Педаль вступала в свои права в таких сонатах, как «Лунная». Но и здесь пианист больше «опирался» на клавиатуру и избегал стилистически неоправданных педальных эффектов.

Бетховенская музыкальная речь указывает ритмические грани для исполнения. Любое эмоциональное перехлестывание ведет к ритмическому произволу, к нарушению стиля. Характерно, что Фейнберг даже в бетховенских произведениях импровизационного склада с исключительной точностью выполнял ритмический рисунок. От этого только выигрывала декламационная линия мелодии. Условности стиля не сковывали фантазию исполнителя. В каждом отдельном случае они приобретали художественный смысл. Для каждой сонаты исполнитель находил новые краски, новые образы. Но исполнитель нигде не подменял автора. Произведение звучало так, как ему подобало звучать.

Так же немаловажное место в репертуаре  и концертной деятельности Фейнберга занимали выступления в камерных ансамблях. Партнерами в вокальной музыке были певицы С.Кубацкая, М.Мирзоева, Ф.Петрова, Ф.Вахман, нередко участвовавшие в его авторских концертах. Со скрипачом Б.О.Сибором Фейнберг исполнил в 20-е годы Десять сонат для скрипки и фортепиано Бетховена, выступал в ансамбле с Л.М.Цейтлиным, с квартетом имени Страдивариуса, квартетом Московской консерватории и отдельно с музыкантами этого квартета – Д.М.Цыгановым, В.В.Борисовским, С.П.Ширинским. В ансамблях с инструменталистами Фейнберг исполнял сонаты Грига, Василенко, трио Черепнина, квинтеты Франка, Катуара и Гедике.

За несколько лет до Великой Отечественной войны исполнительское творчество Фейнберга стало очень популярным, он давал большое количество концертов, и достать билет на его концерт было сложной задачей.

  1. Список литературы
  1. Алексеев А.Д. О пианистических принципах С.Е.Фейнберга// Мастера советской пианистической школы./ Ред. А.А. Николаев. М., Государственное музыкальное издательство, 1961.
  2. Алексеев А.Д. Творчество музыканта исполнителя. М., Музыка, 1991.         С. 16 -19.
  3. Бунин В. Педагогика С.Е.Фейнберга. М.,Музыка,2000.
  4. Николаев А.А. Г.Г.Нейгауз и С.Е.Фейнберг о фортепианном искусстве//Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып.6. М., 1969.С. 134-165.
  5. Соколов М.Г. Детский альбом С.Е.Фейнберга// Вопросы фортепианной педагогики./ ред. В Натансона. М., Музыка, 1967.Вып. 2. С. 132-147.
  6. Соколов М.Г. С.Е.Фейнберг// Пианисты рассказывают. Вып 2.М., Музыка, 1984.
  7. Самуил Фейнберг (1890 – 1962). 120 лет со дня рождения. Научно-издательский центр «Московская консерватория». М., 2011.
  8. Фейнберг С.Е: пианист, композитор, исследователь. М., Советский композитор, 1984.
  9. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М., Музыка, 1969.
  10. Фейнберг С.Е. Мастерство пианиста. М., Музыка, 1978.
  11. Фейнберг. Сонаты Бетховена// Пианисты рассказывают. Вып. 3/ Ред. М.Г. Соколова. М., Советский композитор, 1988.