Работа с родителями.

Федулова (Козлова) Анастасия

В приложении Viber создала группу класса, где в течении года происходит обмен учебным, познавательным, обучающим материалом, обмен мнениями, анкетирование и др.   

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Преподаватель по классу фортепиано Федулова Анастасия Николаевна  2020-2021гг.

дата

мероприятие

Кол-во участников

1

1 сентября

«День солидарности в борьбе с терроризмом». «В память о Беслане!», «Международный терроризм в современном мире!», «Действия при ЧС».

10 человек

2

2 сентября

 Единый день Здоровья. Просмотр видеороликов в фойе школы «Нет сигарете! Нет алкоголю!», «Профилактика курения, алкоголизма, наркотиков!»,

10 человек

3

24 сентября

«Учимся жить в многоликом мире»

10 человек

4

7 октября

Проведение родительских собраний в дистанционном формате по темам «Комплексная безопасность несовершеннолетних», «Безопасность в сети интернет», «Информационная безопасность».

10 человек

5

3 октября

Классный часы. Тема: День музыки.

4 человека

6

12 октября

Тематический классный час «Гармония звука и слова» приуроченная ко Дню народного единства

6 человек

7

21 октября

видеолекторий «Экстремизм – путь в никуда», «Профилактика и разрешение конфликтов». Беседа-занятие «Толерантность – дорога к миру»

6 человек

8

20 октября

Посвящение в первоклассники

6 человек

9

Ноябрь

Тематический классный час, посвященное Дню народного единства «Россия – это мы!»»

10

Ноябрь  

Тематическое мероприятие, посвященное Дню матери «Целуйте руки матерям».

9 человек

11

Декабрь

Классный час, посвященный 90-летию со дня образования ХМАО-Югры

9 человек

12

17 декабря

классный час  «Необходимые мероприятия,  при обнаружении подозрительных лиц и предметов, а также взрывных устройств»

9 человек

13

Декабрь

Родительское собрание «Правила поведения детей во время Новогодних и праздничных мероприятий», «Правила использования пиротехнических средств». Итоги первого полугодия.

9 человек

14

28 января

Встреча со старшим инспектором по пропаганде и безопасности дорожного движения ОГИБДД Поспеловой А.П. «Правила дорожного движения в темное время суток»

6 человек

15

2 февраля

Встреча с инспектором КДН ОМВД России по Нефтеюганскому району Бобсковой В.В. «Этикет и поведение в общественных местах», «Поговорим о вежливости», «Культурный, современный человек это…»

6 человек

16

10 февраля

Встреча со старшим инспектором ОМВД России по Нефтеюганскому району  по связям с общественностью Решетниковой В.С. беседа «правила безопасного поведения в сети Интернет»

3 человека

17

15 февраля

Тематическое мероприятие, посвященное Дню защитника Отечества «К подвигу солдата сердцем прикоснись ….»

6 человек

9 человек

18

22 февраля

Классный час, посвященный Дню защитника Отечества. ??????

9 человек

19

март

Классное  праздничное мероприятие, посвященное 8 марта   «Весенний букет мелодий»     (записи концертов размещались в  группах)

9 человек

20

18 марта

Беседа с учащимися 5-6 классов инспектором по делам несовершеннолетних с целью профилактики административных правонарушений Лукьяновой Л.А. «Внимание – наркотики!», «Административная и уголовная ответственность за хранение, употребление наркотических средств»

9 человек

21

20 марта

Классный час на тему:"История появления нотной записи"

9 человек

22

7 апреля

классный час «Правила поведения при ЧС в школе и в местах общего пользования», в рамках проведения всемирного дня здоровья

«Мы против наркотиков!»

9 человек

23

6 апреля

Классный час «7 апреля – всемирный день здоровья».

9 человек

24

 С 1 по 3 апреля

Родительское собрание: воспитание и профилактика правонарушений : «Профилактика противоправного поведения», «Скажем «Нет!» вредным привычкам».

9 человек

25

20 мая

Классный час «Что такое экология? Экологическое воспитание в ДМШ»

9 человек

26

24 мая

Классный час «Правила поведения на улице, в общественных местах во время каникул», «Внимание – ребенок и велосипед!»

9 человек

27

19 мая

Родительское собрание «Итоги учебного года», «Правила поведения детей во время летних каникул. Концерт класса.

9 человек



Предварительный просмотр:

Преподаватель по классу фортепиано Федулова Анастасия Николаевна.

дата

мероприятие

Кол-во участников

1.

2 сентября

«День солидарности в борьбе с терроризмом».

7 человек

2.

7 сентября

Ознакомление с инструкциями: № 1 по правилам безопасного поведения на водоёмах в летний, осенне- зимний и весенний периоды, № 2 по профилактике негативных ситуаций во дворе, на улицах, дома и в общественных местах, №3 по правилам безопасности при обнаружении неразорвавшихся снарядов, мин, гранат и неизвестных пакетов, № 4 «Электробезопасность», № 5 «Пожарная безопасность для учащихся», № 6 Правила безопасного поведения на дорогах и на транспорте для учащихся», № 7 «Безопасное поведение учащихся на объектах железнодорожного транспорта», № 8 «Правила поведения обучающихся пожарной безопасности, сохранению материально- технической базы школы при проведении массовых мероприятий»;

12 человек

3.

17сентября

«Правила для учащихся»;

«Вводный инструктаж по технике безопасности для учащихся»

12 человек

4.

1 октября

«День музыки»

10 человек

5.

20 октября

«Посвящение в юные музыканты и художники», общешкольное мероприятие

4 человека

6.

27 октября

Общероссийский детский телефон доверия проводит акцию «Не дай себя в обиду»

12 человек

7.

30 октября

«Визуализация классической музыки», видеозапись

12 человек

8.

08.11.2021

«Рояли- как это работает», видеозапись

12 человек

9.

21.11.2021

«Мастерство пианиста», видеозапись

12 человек

10.

23.11.2021

«Темперамент музыканта. Серенада», видеозапись

12 человек

11.

23.11.2021

«Музыка Д.Д. Шостаковича на балетной сцене», онлайн трансляция мероприятия, просмотр и разбор балетов «Барышня и хулиган» и «Золотой век». Показ хореографического мастерства учениками хореографического отделения Центра искусств для одаренных детей Севера.

https://www.culture.ru/live/broadcast/22298/muzyka-d-d-shostakovicha-na-baletnoi-scene-tvorcheskoi-laboratorii-terpsikhora

12 человек

12.

24.11.2021

«Сохранение духовно- нравственных ценностей», встреча с Мурзаковым В. (Отец Виктор)

7 человек

13.

29.11.2021

«Ответственность за заведомо- ложное сообщение о террористическом акте», встреча с сотрудником по делам несовершеннолетних.

2 человека

14.

08.12.2021

«Правила пожарной безопасности»

12 человек

15.

20.12.2022

«Безопасное применение фейерверков, салютов и других пиротехнических изделий»

12 человек

16.

22.12.2021

«Пожарная безопасность». Новогодняя ёлка.

12 человек

17.

22.12.2021

Ознакомление с инструкциями: № 9 Правила поведения обучающихся в зимние каникулы», № 10 «Правила поведения учащихся во время каникул», № 11 «Правила поведения при теракте», № 12 «Инструкция по технике безопасности при угрозе терроризма», № 13 «Техника безопасности поведения, чтобы не стать жертвой воровства и мошенничества».

12 человек

18.

28.12.2021

«Меры пожарной безопасности в сильные морозы»

11 человек

19.

10.01.2022

«Новый год: инструкция по применению», «Снежная памятка».

11 человек

20.

09.02.2022

«Если ты дома остался один», памятка.

11 человек

21.

21.02.2022

«Правила пожарной безопасности»

11 человек

22.

23.02.2022

«С днём защитника отечества». Музыкальные моменты из жизни класса, видеозаписи.

11 человек

23.

08.03.2022

 «8 марта», музыкальный номер А. век «Beauty and the Beast» (из м/ф «Красавица и Чудовище»), видеозапись.

11 человек

24.

10.03.2022

Первичные средства пожаротушения.

11 человек

25.

15.03.2022

Памятка при пожаре

11 человек

26.

19.03.2022

Чаепитие класса «Итоги первого полугодия», общение с учащимися класса и родителями о итогах обучения первого полугодия.

6 человек

27.

21.03.2022

Памятка для детей о пожарной опасности,

«Осторожно, сход снега и льда с крыш»

11 человек

28.

31.03.2022

«Общественное обсуждение проекта закона о запрете продажи детям энергетических напитков в Югре»

11 человек

29.

04.04.2022

«Терроризм- угроза, которая касается каждого».

11 человек

30.

05.04.2022

Встреча с инспектором ПДН Мустафиной Т.А. «Об ответственности за распространение ложной информации о действиях Российских военных, дискредитации Вооруженных Сил и за призывы к антироссийским санкциям»

Чрезвычайных ситуаций много, а телефон всегда один- 101! С сотового 112!

6 человек

11 человек

31.

06.04.2022

«Опасайтесь весеннего льда, даже если он кажется крепким»

11 человек

32.

11.04.2022

«Если ты дома один», памятка.

11 человек

33.

23.04.2022

«Правила посадки за фортепиано», «Правила использования правой педали на фортепиано»

11 человек

34.

08.05.2022

«Сохраняйте бдительность, чтобы не допустить террористической угрозы»

11 человек

35.

11.05.2022

«17 мая- Международный День детского телефона доверия»

11 человек

36.

11.05.2022

«Внимание! Особый противопожарный режим»,

«Меры пожарной безопасности в пожароопасный период».

11 человек

37.

18.05.2022

«Угроза теракта»

11 человек

38.

19.05.2022

Телефоны экстренных служб

11 человек

39.

23.05.2022

Родительское собрание в режиме онлайн на тему «Ответственность родителей за безопасность детей»

11 человек

40.

24.05.2022

«Отдохнём на даче», «Безопасность на велосипеде»

11 человек

41.

30.05.2022

«Меры по предотвращению возгораний», «Правила поведения при пожаре», «Действия при обнаружении пожара», «Правила оказания первой помощи пострадавшим при пожаре», «Памятка садоводам, огородникам в связи с наступлением весенне- летнего пожароопасного периода».

11 человек



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное бюджетное учреждение             дополнительного образования

«Детская музыкальная школа»

Сценарий мероприятия

«День музыки».

                                                             Подготовила: преподаватель Федулова А. Н.

                                                                    2021г.

День  Музыки

Звучит музыка …На экране ноутбука красочная заставка: «С Днем рождения, Музыка!»

                             
Ведущая: Добрый день!

Скажите мне, пожалуйста, какой у вас самый любимый праздник? Когда дарят много подарков? Верно – это День рождения. Вот и мы с вами попали на День рождения. Наша именинница – Музыка. Во всем мире музыканты отмечают День Музыки 1 октября.

Ребятки, а как вы думаете, с помощью музыки можно нарисовать картину?

Что только есть прекрасного на свете –

Все музыка нам может передать:

И шум волны, и пенье птиц, и ветер.

Про все она нам может рассказать

То звонкою капелью засмеется,

То вьюгой заметет, запорошит,

Дождем весенним радостно прольется,

Листвою золотою закружит.

Поют, танцуют, веселятся дети

И просто слушают, закрыв глаза.

Прекрасно, что есть музыка на свете!

Нам без нее прожить никак нельзя!

                                                 М.В. Сидоров

Ведущий: Ребятки, а как вы думаете, чем отличается музыкальная картина от картины, нарисованной художником? (Дети отвечают…)

Ведущий: Верно, музыкальную картину композитор создает с помощью музыкальных звуков и записывает ее нотами, а музыкант потом ее исполняет. А вот художник рисует свои картины с помощью красок.

На День рождения принято дарить подарки. Как вы думаете, что мы можем подарить Музыке? Ну, конечно же, наши игры, песни, стихи и загадки. И первыми  поздравлять нашу именинницу будут наши самые юные музыканты.

А. Артоболевская «Вальс собачек», исполняет Е. Попова

Ведущий: Музыка – это великая сила. Она окружает нас везде, помогает работать и отдыхать, поддерживает в трудную минуту, поднимает настроение и заряжает энергией, грустит с нами или веселит. 
Музыка  - это волшебная сила. Люди еще с древности знали, что она может обладать какой-то чудодейственной силой. Неслучайно первобытные люди начинали свой поход на охоту с энергичной пляски. 
     Музыка – это новая  и неповторимая сила, она всегда неповторима и вызывает восхищение.

Ведущий:  Ребята , давайте поиграем с вами в игру «Слова»…. Участники команд выбирают одну предложенную ноту (До, Ре. Приложение 1). За отведенное время команда должна придумать как можно больше слов с этой нотой . Например, выбрали ноту До – ДОрога, ДОм и т.д.

Молодцы, ребята! Очень дружно вы справляетесь с заданиями, на нашем празднике.

И вновь звучат поздравления для нашей имениннице … (музыкальные номера)

Аливердиева Элла, «Кукушка» р.н.п.

                                   Киреева Расима «Прыг- скок», по А. Артоболевской

Щербакова А. «Песенка Крокодила Гены», В. Шаинский

Ведущий:   Следующее задание называется «Ребусы» (раздаются листочки с ребусами)

Ведущий: Как безграничен образный мир музыки! 
В ней можно услышать пение птиц и шелест листвы, шепот волн и порывы ветра, капли дождя и восход солнца.
Обычно, сочиняя музыку, композитор предварительно обдумывает множество деталей, делает наброски, наигрывает её на инструменте и только потом уже записывает своё сочинение на нотной бумаге. Йозеф Гайдн любил работать за фортепиано. А вот, к примеру, Петр Ильич Чайковский сочинял музыку мысленно, во время прогулок по живописным местам.

Федулова А. Н. «Песня жаворонка», П. Чайковский.

Ведущий:   Ребята, пришло время для конкурса «Отгадай инструмент», нашим командам нужно отгадать 5 загадок по очереди.

 Мама как-то мне сказала,
Что её бабуля Марфа,
Очень здорово играла
И на домре, и на...

Очень музыку любили
Две сестры, Наташа с Ниной,
И поэтому купили
Им большое...
Дед Егор ещё не старый,
Внуку сделал он подарок,
И теперь у нас Ванютка
Целый день дудит на.


На концерте выступала
Наша милая Татьяна,
Как звезда она играла
Целый час на...

Все мы очень любим слушать
Как поёт у нас Тамара,
И в руках её послушна
Шестиструнная...

Мы очень удивляемся
И очень восхищаемся
Когда малыш Филиппка
Играет нам на...

Тут же сразу тянет нас
На частушки и на пляс,
Если весело Серёжка
Заиграет на...

Интересно стало Ире:
- Почему она на небе?
Вот сюда б её и мне бы
Поиграть на этой...


Жал на клавиши Антон,
Жал на кнопочки Иван,
И звучал аккордеон,
И наигрывал...

Удовольствие для Васи -
Поиграть на контрабасе,
А для Сани и для Вани
Постучать на...

Ведущий:  Музыка не стареет, она будет жить столько, сколько будет существовать человек. Музыка окружает нас повсюду. Она обладает невероятным магнетизмом и энергетикой.А сейчас, у нас музыкальная пауза…музыкальные подарки.

Я. Дубравин, сл. В. Суслова «Всюду музыка живёт», общее исполнение песни.

Ведущий: Конкурс «Кросворды». Каждая команда должна разгадать кроссворды.

Ведущий: Ученые доказали, что посредством музыки можно влиять на интеллектуальное развитие человека, а также воздействовать на его эмоциональное самочувствие.
Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее.

Земля, весь мир людской ежечасно, ежесекундно вибрирует звуками музыки. Представьте себе, что музыка вдруг исчезнет и наступит тишина. (ПАУЗА)

Мы не сможем петь и танцевать. Человечество потеряет самый живой и понятный общий язык.

Послушай: музыка вокруг, 
Она во всем – в самой природе,
 
И для бесчисленных мелодий
 
Она сама рождает звук.
 
Ей служат ветер, плеск волны,
 
Раскаты грома, звон капели,
 
Птиц несмолкаемые трели,
 
Среди зеленой тишины,
 
И дятла дробь, и поездов
 
Гудки, чуть слышные в дремоте,
 
И ливень – песенкой без слов.

Все на одной звенящей ноте. 

Ведущий: А сейчас конкурс «Найди пару»

2 звука , взятые вместе или по очереди                               
Созвучие из 3 и более звуков                                              
Самое близкое расстояние между звуками                        
2 такта                                                                                    
Знак повышение ноты на полутон                                      
3 полутона                                                                             
Повторение мотива выше или ниже                                   
Длительность, которая считается Раз-и-Два-и
Перенос нижнего звука на октаву вверх                        
1 полутон                                                                               
Цифры у ключа                                                                      
4 такта                                                                                     
Четвертый интервал                                                                                                
Строка для записи нот                                                            
Длительность, которая считается Раз-и        

Фраза
Малая терция
Четверть
Половинная
Кварта
Нотоносец
Секвенция
Обращение
Интервал
Диез
Полутон
Малая секундааккорд  
Размер
Предложение

Ведущий: Одна из главных особенностей музыки – объединять людей. Язык нот и дирижерских жестов понятен музыкантам всего мира. Музыканты – первые посланцы мира. Они связывают народы пониманием, уважением, дружбой и любовью. И нам с вами, дорогие ребята, музыка нежна так же, как природа, дружба и любовь. 

Общее исполнение песни «От улыбки», В. Шаинского, из м/ф «Крошка Енот».

Ведущий: В этот день мы поздравляем всех тех, кто любит музыку и посвятил ей свою жизнь, тех, кто сочиняет музыку и дарит ее людям или просто слушает. Ведь она вызывает прекрасные эмоции и чувства.

Спасибо всем, кто принял участие в сегодняшнем празднике!

Приложение 1

 Ре

ДО

Приложение2

https://pp.vk.me/c631318/v631318152/2191a/DAA2-NBq_Lo.jpg

https://pp.vk.me/c631318/v631318152/21913/thOCqK6GKjA.jpg

https://pp.vk.me/c631318/v631318152/218a1/hjnZYOjjmNk.jpg

https://pp.vk.me/c631318/v631318152/21756/UPoTCEPn1p8.jpg

https://pp.vk.me/c631318/v631318152/219ca/sVjqDSK9y2Y.jpg



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская музыкальная школа»

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:  

«ПРАВИЛА ПОСАДКИ ЗА ФОРТЕПИАНО.  

Подготовила преподаватель: Федулова А.Н.

г.п. Пойковский 2022г.

Организацию пианистического аппарата нужно начинать с правильной посадки за инструментом. Она важна для того, чтобы сформировать основу для правильного положения рук и пальцев. Если на начальном этапе обучения не уделить внимание этой очень важной детали в освоении инструмента, то со временем могут возникнуть трудности в исполнении. Если спина, плечи, локти, кисти рук будут находиться в неудобном положении, то в будущем будет сложно исполнить красивые технические пассажи в быстром темпе, звук исполнителя будет поверхностным, аккорды не будут звучать глубоко и насыщенно. Так на что же нужно обратить первое внимание, садясь за инструмент?

Первое на что мы обращаем внимание – это стул. Й. Гат говорит так: «Для твердой основы требуется, прежде всего, хороший, прочно стоящий на месте стул. Вращающиеся «специально фортепьянные» стулья - совершенно не пригодны, нельзя также сидеть на мягком, пружинящем стуле»[1]. И он совершенно прав, так как для пианиста важно иметь точку опоры. Также он говорит о том, чтобы исполнители избегали вогнутого сиденья. «Итак, тело пианиста должно иметь возможность свободно двигаться во всех направлениях. Поэтому следует избегать вогнутого сиденья»[2] Можно приобрести стулья для фортепиано. Они устойчивы и регулируются по высоте. Но если нет такой возможности можно воспользоваться обыкновенным стулом. Важно чтобы он был устойчивым.

Следующий вопрос, который часто возникает у ребенка: «А как правильно сесть?»  Садиться нужно ближе к переднему краю стула, но не на самый край, потому что так будет теряться вторая точка опоры – на ноги. Вот что пишет по этому поводу Й. Гат в своей работе «Техника фортепьянной игры»: «Слишком глубокая посадка будет препятствовать опорной роли ног и тем самым делать неуверенными движения корпуса. Но и на самом краю стула сидеть тоже неудобно, ибо в таком случае большая часть тяжести тела падает на ноги. В таком положении корпус так же не может свободно двигаться; тело попадает в очень напряженное положение»[3] Следующее на что нужно обратить внимание, вторая точка опоры, это ноги. Многие дети не достают до пола. Поэтому нужно использовать скамеечку. А. Артоболевская предлагает использовать скамеечку  с «заменителями педалей».

«Пока ноги ребенка еще не достают до педалей, я пользуюсь скамеечкой, в которой имеется особое приспособление – передача на педали: приделанные к скамеечке «заменители педалей», соединенные через отверстия с педалями фортепиано» [4] 

Также важно расстояние, на котором исполнитель будет находиться от инструмента. Проверить это можно так: нужно опустить руки на клавиши, длина нашего предплечья (от запястья до локтя) это то расстояние, на котором ребенок должен находиться перед инструментом. Сидеть нужно ровно, прямо, сильно не наклоняться вперед и не откидываться назад.  

Следующий вопрос — это высота сиденья стула над полом. Высота сиденья должна быть отрегулирована так, чтобы предплечья опущенных на клавиатуру рук были параллельны уровню клавиатуры, либо чуть-чуть выше. Локти ни в коем случае не должны быть ниже уровня кистей рук. Важно помнить, что спина при этом должна находиться вертикально. Кисти рук направлены ладонями вниз, и при этом, как бы накрывают клавиатуру. Очень хорошую и наглядную картинку о посадке за инструментом приводит в пример С.А. Барсукова в своем сборнике «Азбука игры на фортепиано».[5] Она предлагает юному музыканту выбрать картинку, на которой изображен правильно сидящий за инструментом исполнитель. Верна картинка под номером №4.

Таким образом мы выяснили, что посадка за инструментом имеет три точки опоры: стул, ноги и руки, а также является важным критерием в организации пианистического аппарата.  

Т.И. Смирнова в своей работе «Фортепиано. Интенсивный курс. Пособие для преподавателей, детей и родителей. Методические рекомендации» предлагает использовать следующие упражнения[6]:

Упражнение №1. «Новая и сломанная кукла» (для девочек), «Солдатик и медвежонок» (для мальчиков). Первое время выполняется сидя на полу, затем за фортепиано.

Сидеть, как кукла на витрине (от 2 до 20 секунд), затем расслабиться (5-10 секунд). Выполнить 6 раз.

Упражнение №2. Исходная позиция – «новая кукла». Покачать туловищем с прямой, напряженной спиной вперед и назад. Затем расслабиться – кукла сломалась, кончился завод. (Мальчики в этих упражнениях изображают солдатика и мягкого толстенького медвежонка.)

Упражнение №3.  «Подснежник»

Преподаватель играет пьесу П.И. Чайковского «Подснежник». Ребенок сидит на стуле, руки свободно лежат на коленях. Первая фраза – подснежник «растет» - правая рука плавно поднимается и опускается. На протяжении всего упражнения кисть висит расслабленная, как цветок подснежника. Следует объяснить ребенку, что ладошку не нужно показывать, так как подснежник не распускается, как ромашка, его лепестки собраны и опущены вниз. Вторая фраза- то же самое левой рукой. Третья фраза – поднимаются обе руки с покачиванием вверху расслабленными кистями.

На занятиях с детьми рекомендуется:

  1. Не употреблять слово «упражнения» или словосочетание «делать упражнение». Лучше использовать фразу «Давай поиграем в куклу».

Так ребенок не испугает, а с большим желанием захочет поиграть.

  1. Стараться не делать замечания «Ты плохо сидишь, неправильно». Лучше сказать: «Так медвежонок сидит, а как у нас Леночка сидит?». На такое замечание ребенок не обидится, а с удовольствием покажет, как нужно сделать правильно.

Список используемой литературы:

  1. Й. Гат, «Техника фортепьянной игры»
  2. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой
  3. Барсукова С.А. Азбука игры на фортепиано.
  4. Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. Пособие для преподавателей, детей и родителей.


[1] Гат Й. Техника фортепьянной игры. С. 45

[2] Гат Й. Техника фортепьянной игры С. 46

[3]  Гат  Й. Техника фортепьянной игры. С. 46

[4] Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. С. 12

[5] Барсукова С.А. Азбука игры на фортепиано. С. 5

[6] Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. Пособие для преподавателей, детей и родителей.

Методические рекомендации. С. 9



Предварительный просмотр:

 

Нефтеюганское районное муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская музыкальная школа»

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:  

«ОСНОВЫ ИСКУССТВА ПЕДАЛИЗАЦИИ.  

 

 

 

 

 

 

                                                                                   Подготовила: преподаватель Федулова А. Н.

 

 

 

 

г.п. Пойковский

2022г.

«Педаль – душа рояля»  

А. Рубинштейн

Рояль, как инструмент, пользуется огромной популярностью как на концертной эстраде, так и в быту. Мощь и нежность звучания этого чудесного инструмента завоевали ему признательность и любовь слушателей. Тем не менее, малоискушенный слушатель подчас не воспринимает звуковой прелести и выразительной силы фортепиано и склонен приписывать ему бездушие и сухость. В природе фортепианного звука есть объективные причины для такого восприятия. Звук рояля не льется струей, подобно голосу, быстро утрачивает первоначальную силу и гаснет. Если бы не существовало правой педали, такая «слава» была бы заслуженной. И, по справедливости, правая педаль названа «душой» рояля. Борьба с сухостью и безжизненностью принадлежит именно педали.  

 

«Хорошая педализация – три четверти хорошей игры на фортепиано»  А. Рубинштейн

Руки пианиста непрерывно живут исполняемой музыкой. Точно так же и нога, управляющая педалью, одновременно с руками участвует в рождении звукового образа. До конца движения ноги уловить невозможно. Движения эти слиты со слуховым приказом. В какой момент нажать и снять педаль, как глубоко нажать – эти тонкости нельзя рассчитать до конца. Для тонкого управления ими нужно тонкое понимание музыки, знание инструмента, тонкий слух.  

 

«Применением педали должен всегда управлять слух»  

И. Гофман

Для мастерства педализации должна быть воспитана быстрота и точная реакция и слуха, и движений ноги на художественную цель. Если движения ноги на педаль неуловимы в подробностях, это не означает, что акт педализации целиком не поддается осознанию. Шопен, единственный композитор, тщательно записывающий педализацию. Но, и он пишет педаль только в легко обозримых сознанием случаях. Рядом с его педальными указаниями пустоты. Это не означает, что в таких случаях Шопен предлагает играть без педали. Просто, педализация слишком тонка и зависит от того, что делают руки. Воспитанное ухо сумеет дать верный приказ ноге и руке. Нельзя точно отрегулировать гамму педальных оттенков, ровно, как и гамму динамических нюансов. Точная запись учитывает только момент нажатия, а глубина нажатия уже выпадает из поля зрения. С педагогической точки зрения точная запись педали порочна, так как лишает ученика инициативы. Особенно вредно то, что точная запись сосредотачивает внимание на движениях ноги, приучает ногу следовать за приказом зрения, а не слуха. Конечно, для памяти невнимательным ученикам возможно вписывать педальную идею. Ни заучивать, ни переучивать педаль нельзя. Смысл ее нужно понимать, а не запоминать. Выучивать пьесу без педали, а потом прибавлять педализацию – неверно! Нужно сразу ею пользоваться при разборе. Потом от нее следует отказаться в рабочем порядке на время. Если ученик привыкнет играть без педали, то эта привычка не педализировать может укорениться, и он обнаружит, что ноги окажутся помехой для пальцев.

 

Фортепианная методика не может обойти вопросы педализации. Данная проблема – одна из труднейших в фортепианной педагогике. Она менее, чем любая другая педагогическая проблема, поддается систематизации и методической разработке потому, что умение педализировать – один из компонентов художественного мышления музыканта-исполнителя.

Обучение педализации должно быть составной частью всего педагогического процесса. Оно должно непрестанно находиться в поде зрения педагога. Научить педализации – значит, прежде всего, научить слушать.

 

«Пользоваться педалью учатся в течение всей жизни. Это наиболее трудная область высшего фортепианного образования. Конечно, можно определить основные правила для её использования, и учащемуся необходимо тщательно их изучить. Но, в то же время, эти законы можно искусно нарушать во имя достижения необычных чарующих красок».  С. Рахманинов

В процессе обучения педагогу надо заботиться одновременно о нескольких компонентах художественного исполнения – о качестве звука, фразировке, о пальцевой беглости, ритме и о многом другом. Поэтому случается так, что вопросы педализации отодвигаются иногда на второй план, поэтому неудивительно, что у юных пианистов наиболее часто встречающимся недостатком являются именно дефекты педализации.

Некоторые педагоги считают, что учить педализации незачем, якобы, педаль настолько «слышна», а нажатие педали столь простое движение, что нет никакой необходимости указывать, где и как ее надо брать. Но это мнение ошибочно. Поправки нужны и необходимы, однако «поправки» можно понимать достаточно широко. Если педагог объясняет принцип сохранения гармонической основы, нужную степень густоты педализации, соотношение регистров, колорит звучания, то этим он открывает художественно-выразительную роль педали в трактовке определенного произведения, затрагивает проблемы стиля, что, по существу, и является обучением педализации, однако, ученика школы нельзя только поправлять. Его надо направлять, учить слушать себя, учить приемам педализации.

Одна из самых главных задач педагога является воспитание хорошего вкуса. Таким образом, развивая в ученике умение педализировать, надо стремиться к тому, чтобы он слышал возможно больше гармонически чистого, красивого звучания. Необходимо устранять возможность слушания различных «случайных» неправильностей педализации, объяснить ему заранее все те случаи, где, по мнению педагога, ученик самостоятельно еще не сможет найти нужную звучность и верный прием.

 

 

 

 

 

 

 

 

Изобретение фортепиано принято связывать с именем флорентийца Бартоломео Кристофори.  Но не он один причастен к рождению фортепиано. Во Франции Жан Мариус, в Германии Готлиб Шрётер предложили свои конструкции нового инструмента.

Бартоломео Кристофори работал хранителем и реставратором музея музыкальных инструментов во дворце флорентийского герцога Медичи. Однажды гостям объявили, что их ожидает сюрприз. Изобретённое Кристофори фортепиано и было тем сюрпризом. Но ожидаемой радости не получилось. Звучание первого фортепиано, продемонстрированного в 1709 году, было грубым. То, что инструмент стал способен даже в одной музыкальной фразе издавать то очень тихие, то громкие звуки, не спасало дела: сами звуки были маловыразительными и плохо складывались в музыку.  

Музыкальный мастер Готфрид Зильберман, державший в Дрездене клавесинную фабрику, наладил производство фортепиано и показал один из своих инструментов Иоганну Себастьяну Баху, но ожидаемой похвалы не получил. Тем не менее фортепиано прокладывало себе дорогу к признанию.

Интересно, что первым появился механизм, подобный левой педали рояля.

Изобретатель фортепиано Б. Кристофори уже в 1726 г. стал применять для своих инструментов ручной рычаг, сдвигающий механизм вправо. При этом молоточки ударяли только по одной струне. (Отсюда и пошло обозначение una corda, или U.C., – одна струна, что и сейчас обозначает «нажать левую педаль».) Развитие правой педали шло более тернистым путем. Сначала это был ручной рычаг для поднятия демпферов, а затем коленные рычаги.

Устройство же, которое приподнимало все демпферы сразу, появляется позже, уже в 1781 году. Изобретение его приписывается английскому мастеру А. Бейеру. В 1780-х годах ножная педаль стала применяться в инструментах большинства фортепианных фирм, после того как в 1782 году английский фабрикант Д. Бродвуд взял на нее патент.  

Особого разговора заслуживает третья (средняя) педаль на роялях. В 1844 году ее предложил мастер Буаселло из Марселя. Впоследствии эта педаль стала называться sostenuto или sustaining pedal.

Педаль-sostenuto в ее окончательном варианте появилась в 1874 году. Она была изобретена Альбертом Стейнвеем. Хотя истоки ее — в органной клавиатурообразной педали. И позднее мастера фортепианного строения продолжали интенсивно искать механизм, который позволял бы задерживать один или несколько звуков.

В современных фортепиано присутствует две или три педали.  В совокупности эти педальные механизмы влияют на характеристику звучания — его продолжительность, тембр и динамику.

СИСТЕМА ФОРТЕПИАННЫХ ПЕДАЛЕЙ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ: правую (демпферную) педаль левую (сдвигающую) педаль, педаль–sostenuto, позволяющую выборочно задерживать отдельные звуки и созвучия      

 

Правая педаль (её называют иногда просто "педалью", т.к. используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать.

Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука.

Роль правой педали в искусстве фортепианного исполнения многообразна. Можно выделить несколько ее функций. Но при этом надо помнить, что на практике полного разграничения их не бывает, так как действие педали всегда комплексное:

  • педаль способствует усилению звука, его продолжительности, его певучести
  • педаль для обогащения окраски звучания
  • педаль как связующее средство (при сочетании различных звуков в единый гармонический комплекс — для соединения мелодии и сопровождения, басов с отделенными от них аккордами, осуществление Legato, когда одними пальцами без педали нет возможности связать звуки или аккорды друг с другом, когда идут повторяющимися звуки или аккорды).

В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped.), а её снятие - звёздочкой. Также можно встретить и другие обозначения:

Senza sordini (без демпферов, от немецкого слова dampfer-заглушать), т. е. на правой педали. Con sordini (без правой педали).

В музыке композиторов эпох романтизма и импрессионизма часто встречаются эти обозначения, обычно для придания звуку особого колорита.

Левая педаль   используется для изменения окраски звука и для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум. В пианино молоточки приближаются к струнам и размах молоточков при ударе уменьшается.

Эта педаль используется значительно реже. В нотах она обозначается пометкой una corda («одна струна»), её снятие - пометкой tre corde («три стпруны»), или tutte le corde («все струны»).

Кстати, Л. Бетховен имел три левых педали на своём рояле. Одна опускала на струны кусок пергамента, приглушая звук.  Другая протягивала между молоточками и струнами кусочек фетра, что также приглушало звук. А третья была похожа на знакомую нам педаль: она сдвигала весь механизм вправо. Кроме того, у Бетховена имелся рычаг, находившийся справа от клавиатуры, который сдвигал механизм ещё правее. Следовательно, молоточки в верхней октаве фактически ударяли одну струну, а не две (due cordo). Именно поэтому и начал использовать всем известный термин una corda.

Средняя педаль или педаль sostenuto, служит для избирательного поднятия демпферов. При нажатой средней педали демпферы, поднимаемые при нажатии клавиш, остаются поднятыми до снятия педали. Она, как и правая педаль, может служить для игры legato, но не будет обогащать звук вибрацией остальных струн. Ее принцип аналогичен правой педали. Однако действие педали sostenuto распространяется только на демпферы тех клавиш, которые были нажаты до ее взятия.  

Чаще всего средняя педаль используется для задержки басовых нот, подобно органной педали. При использовании средней педали нужно быть уверенным, что это полностью соответствует художественному замыслу композитора.  

Сегодня эта педаль отсутствует у большинства пианино и присутствует у большинства роялей. Однако, её применение минимально. И этому есть определенные причины:

  1. Необходимость применения педали sostenuto в XVIII-XIX вв. близка к нулевой.  
  2. В современной зарубежной музыке, а также в произведениях С. Рахманинова и Н. Метнера средняя педаль используется, хотя и довольно редко.  
  3. Концептуальную роль в произведении средняя педаль играет еще реже.  

Эффект средней педали формулирует Г. Нейгауз: «При умно используемой полу- или треть-педали опытный пианист может добиться почти тех же звуковых результатов, которые даёт употребление третьей педали».

Встречаются пианино, в которых средняя педаль "задвигается" влево и таким образом фиксируется, при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань, из-за которой звук становится очень тихим, что позволяет музыканту играть, например, ночью.

ГРАФИЧЕСКИЙ СПОСОБ ИЗОБРАЖАНИЯ ПЕДАЛИ      

Взятие педали         |__________  

Снятие педали         __________|

Смена педали            _____| |_____

Полупедаль                _____|\_____      

Постепенное снятие педали       _______________/

Тремолирующая педаль        ---~~~~~~~~~~

 

Несмотря на ориентацию данной работы над основными видами педализации, нельзя не остановиться на богатейшем видовом многообразии педальной техники, представление о которых должен иметь каждый педагог-пианист.  

Существуют виды педали, применяемые в соответствии с необходимостью извлечения нужной в данный момент звучности. Так, различают педаль:

  • связующую, назначение которой соединять звуки, расстояния между которыми недоступны пальцам; мелодическую, помогающую окрасить и подчеркнуть некоторые звуки мелодии;
  • гармоническую, служащую для окраски и подчёркивания отдельных гармоний или целого ряда аккордов;
  • вуалирующая педаль делает звучание быстрых узоров более слитным и текучим. Это, как правило, короткая педаль, берущаяся с большей или меньшей частотой, связана она с импровизационной нюансировкой звуковой линии, и поэтому не всегда поддаётся письменной фиксации.  

Задача педали фоновой – создавать звучащий фон из звуков, не удерживаемых пальцами. Она чаще всего действует в пределах одной гармонии. Разумеется, нельзя обойти вниманием такое понятие, как полупедаль. Здесь подразумеваются два различных приёма: полунажатие в различных видах короткой педали. Педальная лапка не нажимается глубоко за отсутствием времени, которое бы затратилось на её поднимание из глубокого нижнего положения и привело бы к ненужному шуму. Второй полупедальный приём – это быстрая подмена педали («полусмена»), при которой демпферы успевают заглушить или ослабить звучание струн среднего регистра, но при этом взятый ранее бас продолжает звучать. Однако такие тонкости доступны не всем инструментам и обучение полупедали происходит на позднем этапе обучения.

 

 

Знакомство с педалью начинается, когда ученик:

  • Достает педальную лапку, сидя правильно за инструментом (если от использования педали страдает посадка ребёнка и нет возможности использовать педальную скамеечку, лучше показ педали временно отложить);
  • Овладел навыками игры legato, получил достаточную пианистическую подготовку;
  • Научился контролировать слухом свою игру (себя слушать) и уже может «проверит ухом» результаты своей педализации (приблизительно 2 класс).

Прежде, чем начать работу над педалью, следует обязательно рассказать ученику для чего нужна педаль. Сыграть короткие музыкальные отрывки с различным использованием педали. На этих примерах обратить внимание, слух ученика на их звучание и показать:

  • Как педаль способствует усилению звука, его певучести;
  • Как, только благодаря педали, можно объединить legato мелодические звуки, находящиеся на расстоянии друг от друга;
  • Как педаль помогает объединить аккордовые последовательности;
  • Как педаль помогает объединить бас с далёким аккордом или гармонической фигурацией;  Каким образом можно использовать педаль для обогащения окраски звучания.

После этого ученику следует рассказать о механизме фортепианных деталей: открыть крышку рояля

(пианино) и показать, как при нажатии педальной лапки одновременно поднимаются все демпферы («глушители»), в результате чего «открываются» все струны. Таким образом, это дает возможность извлеченному звуку продолжить звучание, он «оживает», окрашивается обертоновыми звучаниями, возникающими на других струнах, становится полнее, ярче.  

Параллельно можно рассказать о функции левой педали, которая имеет иное демпферное устройство, показав, как с нажатием педали клавиатура сдвигается вправо – поэтому при нажатии на клавишу молоточек ударяем не по трем струнам, а по двум (в старинных инструментах – по одной, отсюда и обозначение una corda - одна струна. Полученный звук, таким образом, становится тише, мягче, приобретает матовую окраску.

Познакомив ученика с устройством педалей, можно посадить его за инструмент. Важно объяснить положение ноги. Пятка ноги упирается в пол у педали. Для взятия педали надо поставить носок (примерно одну его треть) правой ноги на лапку педали.

Основные недостатки в педализации:

  • Стук ногой (нога не «прилепилась» к педальной лапке, а поднимается над ней);
  • Нога глубоко сидит на педали (педаль не успевает освободиться от предыдущего звучания, хотя ученик педализирует правильно);
  • Ученик передерживает звуки пальцами;
  • Ученик спешит нажать педаль – звучат предыдущие звуки, отсюда «педальная грязь».

 

 

Формирование навыка запаздывающей педали

Существует два основных приема педализации: прямая педаль и запаздывающая.  Как надо начинать с учеником работу над педализацией — с прямой или с запаздывающей педали? 

Мнения педагогов в этом вопросе расходятся. Некоторые рекомендуют начинать с освоения прямой педали, так как детям легче координировать движения рук и ноги в одну сторону (рука вниз- нога вниз). Конечно — это легче. Но ведь внимание ребенка важно направить на слушание педального звучания, а не на механику движения. Как приучаем мы ребенка не просто извлекать какой-то звук, а звук нужный: красивый, мягкий, яркий, густой, светлый, певучий, так же и в педализации надо, чтобы ребенок не просто услышал педальную окраску, а сразу привыкал бы слушать чистое педальное звучание, бесшумность движения (педального механизма), что вернее достигается на приеме запаздывающей педали. Если ребенок прежде всего усвоит прямую педализацию, то, как показал опыт, ему уже труднее переключиться на запаздывающую педаль: нога по привычке нажимает педаль вместе со звукоизвлечением, предыдущая гармония захватывается педалью и звучит «грязь». В случае же перехода от запаздывающей педали к прямой, ученик может, например, по привычке взять педаль чуть позднее короткого аккорда, который из-за этого не попадет в педаль. Однако такая ошибка приносит меньше неприятности, так как при этом не возникает грязное звучание и не страдает слух ученика. Наладить же одновременное движение рук и ноги обычно бывает нетрудно.

Учащиеся младших классов с большими сложностями осваивают запаздывающую педаль, поскольку руки и ноги работают вразнобой. Прямая педаль для них проще, но только при редком ее использовании. При частой смене прямая педаль выходит у них плохо. Вот педагоги и учат учеников в основном запаздывающей педали до такой степени, что прямая педаль порой вообще не употребляется. На мой взгляд, это ошибка. Музыкант должен одинаково свободно владеть как прямой, так и запаздывающей педалью.  

Итак, начинать обучение педализации целесообразно с приема запаздывающей педали: ученик слушает чистое, обогащенное обертонами звучание, и у него автоматизируется необходимая координация движений (рука вниз, нога вверх).

Первые педальные упражнения. Смена педали.

Первые педальные упражнения лучше строить по принципу запаздывающей педали, при которой нога опускается лишь после того, как звук взят и услышан, а поднимается вместе с появлением нового звука. Овладение этой педалью представляет для участников определенную трудность, преодоление которой может потребовать дополнительных усилий и времени. 

Моменты нажатия и снятия запаздывающей педали целесообразно отрабатывать на упражнениях с одним звуком. 

Виды педальных упражнений можно найти в нотном репертуаре, а можно придумать самим. В зависимости от подготовки учащегося, от стиля произведения или от необходимой фактуры, с которой ученик встречается впервые. 

Иногда бывает, что по каким- либо причинам ученик поздно приступает к изучению педали, а детские упражнения ему играть неинтересно. 

Упражнение 1 Учимся бесшумно опускать и поднимать ногу 

 

 

Упражнение 2 Берется звук или аккорд и, после того как он услышан, нажимается педаль. При этом обращается внимание ученика на изменение окраски звука. (в работе со старшими учениками) 

 Упражнение 3 Нажимается педаль, после чего берется звук (или аккорд). В момент появления звука педаль снимается. Здесь важно научить ученика услышать смену педали. Цель смены педали – очистить звучание.

Смена педали — это настолько сближенные понятия: снятие и взятие её, что вместе они становятся как бы единым действием. Цель смены педали - очистить звучание. Неумение учащихся сменить педаль проявляется в следующих формах: 1. Торопливая смена педали, в результате которой звучание не успевает очиститься.

  1. Преждевременная смена, когда ученик снимает педаль слишком рано, а значит (из-за единства действий снятия и взятия педали) и рано её снова берёт. В подобных случаях неизбежна грязь.
  2. Запоздалая смена педали тоже создаёт грязное звучание, но оно кратковременно, а потому этот недостаток менее заметен.

Упражнение 2 и 3 труднее первого, так как в них одновременно сочетаются противоположные движения руки и ноги. Когда ученик с ними справится, можно объединить оба упражнения, то есть: после снятия педали нажимать ее вновь для воздействия на уже извлеченный звук:

После этих упражнений можно предложить ученику сыграть Legato несколько звуков и на каждый звук брать запаздывающую педаль:

Упражнение 4 Соединить несколько звуков подряд.  

Одновременно с нажатием соседней клавиши поднимается нога и тут же опускается. Таким образом, звуки связываются друг с другом. А «ухо проверяет» чистоту соединения. Важно вовремя подхватить педалью новый звук.

 

 

Упражнение 5 Поиграть хроматическую гамму. При педализации малой секунды, грязная педаль особенно слышна (следить, чтобы пальцы не передерживали предыдущие звуки, и приучать воспитанника «проверять ухом» чистоту звучания).

Упражнение 6 В сборнике Е.Ф. Гнесиной имеются также хорошие упражнения на соединение аккордов, отдельных звуков в аккорды и др.:

     

                       

Упражнение 7 Приём предварительной педали  

Иногда хочется использовать так называемую предварительную педаль. Это когда нога раньше ложится на педаль, чем пальцы на клавиши, и как бы сказал Г. Нейгауз: «открыть все поры»

 

Упражнение 8 Педаль можно нажимать в разные моменты: на счет «два», «три» или на «четыре» – в зависимости от задания педагога. Снимается педаль всегда определенно – на счет «раз», вместе с появлением нового звука. Считать во время этого упражнения лучше не в слух, а про себя, так как при громком счете ослабляется слуховой контроль.

Неплохо обратить внимание ученика на то, что педаль, взятая в разное время после извлечения звука, воздействует на него одинаково: на счет «два» – поддерживает звук в момент его наибольшей силы, а насчет «четыре» – чуть усиливает в момент угасания. В дальнейшем это обстоятельство будет играть большую роль при педализации фортепианных сочинений, в которых, в зависимости от постановленных звуковых задач, следует точно продумывать моменты нажатия запаздывающей педали.

Упражнение 9 У Е. Гнесиной есть хороший пример: «Маленький этюд на запаздывающую педаль» для учеников средних классов, когда приходится связывать ряд аккордов на легато, которых без употребления педали одними пальцами связать нельзя.

Задачи первоначальных педальных упражнений – обеспечить учащемуся усвоение основных навыков педализации. Они не требуют длительного времени: как только мы убедимся, что ученик правильно выполняет элементарные задания и понимает цели педализации, следует применить эти навыки в исполняемых произведениях.

Вначале целесообразно выбирать пьесы, в которых педализация была бы не сложной. Среди первых пьес, исполняющихся с педалью, можно назвать «Болезнь куклы».  

 

 

 

 

 

 

 

Можно выбрать такое произведение, где педаль встречалась бы в отдельных местах – например

  

Если в пьесе педализируется последний аккорд, следует приучить ученика не снимать руки пока длится аккорд на педали. Если педаль применяется в пьесе только один раз, то нога должна находиться на педали с самого начала исполнения.

Необходимо сразу требовать от ученика бесшумности нажатия и особенно отпускания педали. Надо проверить, свободна ли нога на педали или ребенок держит ее с небольшим напряжением в голеностопном суставе.

Пьесы с повторяющимися (пульсирующими) аккордами при постоянной смене педали помогут воспитать в ученике умение непрерывно слушать гармонию на педали, слушать исчезновение прежнего звучания в момент появления нового. Пример:

 

Полезно поиграть отдельно партию левой руки с педалью, чтобы вслушаться в звуковой фон.

На первых этапах обучения важным является разучивание пьесы без педали. На этой стадии обучения ребенок средних способностей еще не может охватить все сразу: точность текста и ритма, качество звука и фразировки и чистоту педализации. Поэтому от таких учащихся нужно сначала требовать правильного выучивания текста и красивого звучания мелодии без педали.  

Однако такой метод имеет и отрицательную сторону: ткань пьесы как бы разложена на составные части, басы не тянутся, отделяются от фигурации сопровождения, гармония не звучит. Если способности ученика не позволяют разбирать пьесу сразу с педалью, то желательно, чтобы период беспедальной игры не затягивался. Первую попытку игры с педалью рекомендуется проводить на уроке, попутно объясняя и корректируя педализацию учащегося, размечая ее в нотах.  

С музыкальными, восприимчивыми детьми можно разбирать пьесу сразу с педалью. Постепенно ученику можно предоставлять все большую самостоятельность в применении педали. Например, объяснив педализацию первых фраз и трудных мест пьесы, предложить ему дальше самому вслушаться в звучание и найти необходимое применение педали. Иногда можно дать задание: «подумай и разметь педаль».

 

Формирование навыка прямой педали

Когда педаль нажимается одновременно с моментом появления педализируемого звука или аккорда, то такая педаль называется ритмической или прямой.  

Прямая педаль обычно является разделяющей. Основные виды разделяющей педали – ритмическая, динамическая, красочная, артикуляционная. Под красочной подразумевается педаль, подчеркивающая различие красок, так называемая инструментующая педаль (полная педаль в аккордах, минимальная - на мелодии). Динамическая роль педали заключается в поддержке акцентов, динамических контрастов, нарастаний и спадов звучности. Артикуляционная, разделяющая, например, стаккато от легато: 

  

Упражнения для прямой педали:

Упражнение 1 Можно сыграть последовательность снизу-вверх из нескольких звуков до-мажорного трезвучия, мягко и плавно нажав педаль одновременно с первым звуком.

Нажатая педаль должна обеспечивать связывание звуков без помощи пальцев. Не надо давить при этом на педаль до упора – как только демпферы поднялись, освободив струны и появилось ощущение протяженности звучания, нужно прекратить нажимать педаль. Доиграв до конца, послушать наложенные друг на друга звуки, после чего так же мягко, без стука снять педаль (следить, чтобы подошва не отрывалась от лапки педали при движении вверх), контролируя слухом полное прекращение звучания. Затем, сыграть аналогичную последовательность с педалью от другого звука.

 

Упражнение 2 Е. Гнесиной в сборнике «Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники» есть лёгкий и понятный «Маленький педальный этюд» на прямую педаль (№8).

Прямая педаль употребляется главным образом, в пьесах с острым, четким или танцевальным ритмом.

Она подчеркивает сильные доли или создает ритмическую опору фразы. Например:

 

Применение прямой педали во многих случаях может вызвать загрязнение педализируемых звуков, так как она имеет свойство захватывать предшествующие звуки, если они звучат вплотную до момента её нажима. Поэтому что прямая педаль даёт чистое звучание только тогда, когда перед нажимом педали не имеется никаких предшествующих звуков, или, когда предшествующие звуки уже прекратились, так что педаль не может уже их захватить.

Поэтому прямая педаль допустима:

  1. в начале пьесы;
  2. после пауз;
  3. после нот стаккато;

В данном случае ритмическая педаль хорошо подчеркнёт сфорцандо.

  1. иногда после дуг – легато

Пример: С. Майкапар «Прелюдия» №4

 

На начальном этапе педаль фиксируется и берётся, например, на длинную ноту, а на короткую снимается. Желательно, чтобы она не была частой.

 

Пример И. Стрибогг «Вальс петушков»

 

 

 

Во многих танцевальных пьесах ритмическая педаль на» сильную долю является также и связующей, так как соединяет отдаленный бас с аккордом.

 

 

 

Пример: Э Григ. Листок из альбома, Ор.12.

В процессе работы полезно поучить отдельно ритмическую фигуру пьесы (аккомпанемент) с педалью:

 

 В подвижных танцевальных пьесах ученики, чтобы успеть вовремя взять аккорд, нередко берут отдаленный бас настолько коротким звуком, что он или вовсе не подхватывается педалью, или же в педали остается только «призвук» баса, как бы «эхо» от взятого звука, тогда как бас — гармоническая основа — должен полноценно звучать, пока длится педаль. Поэтому здесь ученику следует контролировать себя слухом, упражняться, останавливаясь на педализируемых басах, вслушиваться в их звучание на педали. Играя в медленном темпе, полезно взять отдаленный бас глубоким звуком и несколько придержать его, а в быстром темпе научиться брать басовый звук чуть тяжелее, чем остальные легкие аккорды партии сопровождения (гибко переходя от баса к легким аккордам, взятым как бы «по пути» движения руки вверх).

В нетанцевальной музыке прямая педаль встречается преимущественно при подвижных темпах исполнения. Цель такой педали – подчеркнуть сильную долю, синкопу или sforzando, сделать более рельефными штрихи.

Левой педалью в первые годы обучения лучше вообще не пользоваться, чтобы не толкнуть ученика на ложный путь достигать piano с помощью левой педали.

Заниматься левой педалью стоит только попутно, например, в пьесе С. Майкапара «Эхо в горах»

 

 

 

Необходимо сразу требовать от ученика бесшумности нажатия и, особенно отпускания педали (при воспитании первых навыков педализации лучше не употреблять слово «снять» педаль, так как у ребенка это невольно связывается с представлением «снять ногу с педали». Слово «отпустить педаль более точно отражает характер действия, (слитности ноги с педалью как будто подошва «приклеилась» к педали); надо следить, чтобы ученик накрывал ногой только расширение педальной лапки («головку» педали)).

Научить педализации – значит, прежде всего, научить слушать, улавливать оттенки звучания и вслушиваться в них; воспитывать вкус к педальным краскам, научить подчинять педаль (ногу) требованиям слуха.

 

 

 

 

 

 

                                                                   Список используемой литературы:

  1. Светозарова – Крими «Педализация в процессе обучения». Изд. «Классика» – XXI Москва, 2010 г.
  2. Голубовская «Искусство педализации». Изд. «Музыка» Ленинградское отделение, 1974 г.
  3. Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры» 4 глава. Изд. «Классика» – XXI Москва, 2007 г.
  4. Очерки по методике обучения игре на фортепиано. Изд. «Музыка», 1965 г. выпуск 2  Статья Кокушкин «О Педализации» под редакцией Николаева.  
  5. Н. Перельман «В классе рояля». Издание 4, Ленинград, изд. Музыка, 1986 г.
  6. Е. Гнесина «Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники».  Изд. «Музыка»
  7. С. Майкапар «20 педальных прелюдий для фортепиано с подробным объяснительным текстом» Изд. Music Production International, 2005 г.
  8. И. Гофман «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». Государственное музыкальное издательство, Москва, 1961 г.
  9. Светозарова «Обучение педали в детской музыкальной школе» 10. Корыхалова «За вторым роялем», Москва, изд. Музыка, 2005 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-  -

 



Предварительный просмотр:

Преподаватель по классу фортепиано Федулова Анастасия Николаевна (2023г).

дата

мероприятие

Кол-во участников

1.

9 сентября

«Зажимы у детей», «Мир глазами ребёнка». (познавательные фотостатьи)

10 человек

2.

21сентября

«Пять ошибок, которые мешают стать хорошим пианистом» (Ссылка на ютуб)

«Строение игрового аппарата» (фото).

10 человек

3.

23сентября

«Анкета- опрос о качестве осуществления образовательной деятельности НРМБДУ ДО ДШИ»

10 человек

4.

30сентября

«Что нужно знать о своей безопасности» (Фото)

«Как отличить сотрудника МЧС от мошенника?» (Фото)

10 человек

5.

1 октября

Тематический классный час «День музыки».

10 человек

6.

12 октября

«Проезд вблизи образовательных организаций». «Осторожно дети».

10 человека

7.

13 октября

«Требования к антитеррористической защищенности объектов в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов» (ред. 05.03.2023г.)

10 человек

8.

27 октября  

«Основные правила безопасных прогулок», «Если вы поскользнулись».

10 человек

9.

04 ноября

«День народного единства» (Фото, стихи, музыка).

10 человек

10.

07 ноября

«Осторожно: телефонные мошенники!», «Как защититься от онлайн- мошенников».

10 человек

11.

09 ноября

«Водно- спасательная служба», «Осторожно, тонкий лёд!».(Фото)

10 человек

12.

22 ноября

«Требования по пожарной безопасности!» (Фото)

10 человек

13.

27 ноября

«День матери» (Фото, стихи, музыка, видео).

10 человек

14.

22 декабря

«Памятка безопасного поведения на зимних каникулах».

«Памятка родителям: научите ребенка правильным действиям при пожаре».

«Памятка по применению гражданами бытовых пиротехнических изделий».

10 человек

15.

28 декабря

Конкурс юных пианистов «Наши надежды»- 2022г. (Видео с ютуб- канала).

10 человек

16.

10 января

«Безопасность в морозы».

9 человек

17.

06 февраля

«А вы знали откуда происходят названия нот?».

9 человек

18.

23 февраля

23 февраля (фото, музыка).

9 человек

19.

03 марта

Приглашение в чат «Музыкальная мастерская».

9 человек

20.

04 марта

Познавательный мультфильм «Волшебная флейта», по мотивам оперы В. Моцарта

9 человек

21.

08 марта

8 марта (Фото, видео, стихи).

9 человек

22.

12 марта

«Тhe Chopin metod: the piano hand». (видео)

«Способы запоминания наизусть» (Фото).

9 человек

23.

16 марта

«Как музыка влияет на мозг ребёнка» Т. Черниговская (Видео).

9 человек

24.

17 марта

«Музыкотерапия» (Фото)

9 человек

25.

20 марта

«Осторожно, телефонные мошенники».

9 человек

26.

05 апреля

«Чаепитие класса» (обсуждение работы сайта «Музыкальная мастерская»), (Фото, видео, ссылка на сайт закрытого сообщества).

9 человек

27.

12 апреля

 «Культурный код Победы» (Ссылка).

9 человек

28.

16 апреля

«День Святой Пасхи» (Фото, видео).

9 человек

29.

25 апреля

«Чтобы ребёнок не выпал в окно»,

«Весенний паводок- ответственный период!».

9 человек

30.

01 мая

«Праздник весны и труда» (фото).

9 человек

31.

09 мая

«День Победы!» (Фото, видео).

9 человек

32.

11 мая

«Что нужно, чтобы стать лидером?» (видео).

9 человек

33.

19 мая

«Муниципальное родительское собрание» (Ссылка).

«Концерт класса «Волшебные клавиши» (Фото, видео).

9 человек

34.

1 июня

«День защиты детей». (Фото).

9 человек



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Детская школа искусств»

Конспект  классного часа

 «День музыки».

Составила:

преподаватель Федулова А.Н.

2022-2023 гг.

Классный час «День музыки»

                                              (к международному Дню музыки)


Цель : Расширение знаний о таком виде искусства, как музыка.
Задачи:
-Познакомить с историей возникновения музыки.
-Развивать творческие и музыкальные способности детей.
-Привлечь детей к участию во внешкольных мероприятиях.
-Расширять знания об известных музыкальных терминах, музыкальных инструментах.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Формировать способности обучающихся к различным способам действия;
  • закреплять понятие музыка;

Метапредметные:

Познавательные:

  • учить извлекать информацию, представленную в виде текста;.
  • учить добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные:

  • развивать умение работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других;
  • аргументировать свое мнение и выбор.

Регулятивные:

  • учить определяют правильность выполненного задания;

Оборудование: презентация.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/17982_9eee03e7004ec13a4c33509cb0cd3fa0.jpg.jpg

Ход занятия

Звучит волшебная музыка
1Ведущий
Дорогие друзья, сегодня мы собрались в этом красивом зале, чтобы отметить замечательный праздник, который отмечают во всем мире 1 октября. Кто знает что это за праздник?
(Ответы детей)
Да, это международный День музыки.Отмечать его принято с 1975 года.Одним из инициаторов учреждения Международного дня музыки является композитор Дмитрий Шостакович.
Можно сказать, что Дмитрий Дмитриевич Шостакович являлся одним из величайших композиторов двадцатого века. Он оказал очень большое влияние на развитие мировой музыкальной культуры. Шостакович с письмом обратился к международной общественности, он хотел обратить внимание общества на огромную роль музыки в нашей жизни. Он считал, что музыка способна открывать людям новые миры и объединять их. В 1996 году исполнилось 90 лет со дня рождения этого великого композитора. Тогда и было принято решение начать отмечать Международный день музыки.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/17982_4b2aad63af81793a5cd7ba2405b307c2.jpeg.jpg


Праздник отмечается ежегодно во всем мире большими концертными программами, с участием лучших артистов и художественных коллективов. В этот день звучат сочинения, вошедшие в сокровищницу мировой культуры. Также проходят творческие встречи с композиторами, исполнителями, музыковедами, организуются тематические выставки.
Международный день музыки - это праздник для певцов и музыкантов, для композиторов, учителей музыки и преподавателей консерваторий, студентов и учащихся музыкальных учебных заведений, но его могут также отмечать и, просто, все любители музыки.

Прекрасен мир…
Прекрасное мгновенье
Когда загадочно мелодия звучит
Все затихает, только музы вдохновенье
Над миром и в сердцах наших царит
Смешалось все: любовь, печаль, надежда…
Простые нотки – сколько нежных слов!
Мелодия расскажет больше текста
Услышит сердце долгожданный зов
Лишь в музыке гармония, как вечность
На подвиг с ней – надежный, верный друг
Музыка – о чудо, бесконечность
Объединяет миллионы душ и сотни рук.


Ребята, а что вы знаете об истории возникновения музыки?
(ответы детей)
Появление сочетания звуков, названного мелодией, относится учеными к древнейшему периоду, минувшему около 50 000 лет тому назад. Согласно мнению исследователей, родоначальником музыки был африканский народ, а одним из первых инструментов для ее воспроизведения – нежная флейта, чей возраст оценивают чуть большим 40 000 лет.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/17982_208e13aad5608516bd16fde20a327cd1.jpg.jpg


Происхождение слова «музыка» известно всем: от греческого «искусство муз». А вот вопрос о том, как возник этот вид искусства, еще в прошлом веке и начале нашего столетия вызывал споры. Одни исследователи склонялись к тому, что музыка родилась из слова, возбужденной человеческой речи;

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/17982_d3ec4ceb6ba9fd41132df456444479e3.jpg.jpg


другие относили ее истоки к пению птиц

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/17982_70d1cc21a63f3647d08514d05449a53d.jpg.jpg


и голосам животных;

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/17982_0e53a735f544c4c43e55d0932d45d1d8.jpg.jpg


третьи видели ее начало в ритмичной работе людей, магических заклинаниях и т. д.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/17982_9feb7bccc6c799e6e04d02d7356d5b48.jpg.jpg


Данный вид искусства обладает рядом особенностей. Это достаточно сложная наука, но постигший ее может, при условии хорошего слуха, сочинять собственные мелодии, исполнять их на музыкальных инструментах, воспроизводить при помощи голосовых связок. Важной составляющей является нотная грамота.
А вы знакомы с нотной грамотой?(Ответы детей)
Вот сейчас и проверим.

Ноты гаммы составляют,
Если выстроятся в ряд.
Ноты чувства выражают,
Если в музыке звучат.
И, как буквы в предложеньи,
Ноты – музыки прочтенье.
А всего-то их – семь штук.
И у каждой – сольный звук.
Только сколько комбинаций,
Музыкальных вариаций
Память нотная хранит!
Нет числа для всех мелодий,
Что из этих нот выходит,
В музыкальный мир манит.

Послушайте загадки и скажите что это?

Он ключ, но ключ не для двери,
Он в нотоносце впереди.
(Скрипичный ключ)

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/17982_c70f5c048b8fe54cf94f37c29ecf0813.jpg.jpg


Эта нота в каждом доме,
В каждой будочке живет.
То лежит она в ладони,
То на лодочке плывет.
(ДО)

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/17982_f670bb67187f4d898d3535eed717b171.jpg.jpg


Нота мчит на бал в карете,
Плещет в море и в реке,
Есть она и в винегрете,
И в ремне, и в теремке.
(РЕ)
Нота водится в камине,
Ест миндаль и ходит в мини,
Может мину заложить
И в милиции служить.
(МИ)

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/17982_456dac4a907940f7bb35f3314faf9fdc.jpg.jpg


Нота говорит: "Мерси!",
Ездит только на такси,
Обожает мокасины,
Силачей и апельсины
(СИ)
Эта нота есть в гуляке,
И в каляке, и в маляке,
В землянике на полянке,
А еще в стеклянной склянке
(ЛЯ)

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/17982_4d94f68d3b569c9dae6023a087759f5c.jpg.jpg


Нота на консоль встает
И сольфеджио поет.
(СОЛЬ)

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/17982_858c0fbf82488cef832b28cba1f758f6.jpg.jpg


Облачившись в сарафаны
И фату из целлофана,
Нота-фараон опять
В саркофаг ложится спать.
(ФА)
Семь всего лишь нот на свете:
Ноты эти назови?
...
Ты запомни ноты эти
И в тетрадку занеси!

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/17982_6a6fc6ecf15277b6228371338eb44407.jpg.jpg


Отлично, вы действительно хорошо знаете нотную грамоту.

С течением времени музыка стала обретать более устойчивые формы, вырабатывались свои законы, логика построения мелодии, употребления тех или иных ритмов. Из огромного количества звуков и шумов люди научились отбирать звуки музыкальные, осознавали их соотношение по высоте и длительности, их связь между собой. Совершенствовались и примитивные инструменты.
А какие музыкальные инструменты вы можете назвать?
(Ответы детей)
Предлагаю вам отгадать некоторые из них:
Треугольная доска,
А на ней три волоска.
Волосок
тонкий,
Голосок
звонкий.
(Балалайка)

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/17982_2bad2237ab88da1c3343bbd63878d625.jpg.jpg

Из материи с картоном
У красавицы меха –
Но в присядку и с поклоном
В пляс пускает жениха.
(Гармошка)

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/17982_7b515f69387ec89b43e0dfb2a7dec049.jpg.jpg


Вот клавиши, как на рояле,
Но чтобы они заиграли,
Чтобы песня была неплоха,
Растягивать надо меха
(Аккордеон)

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/17982_cc2216ea353dabf82c39418a48eecb1c.jpg.jpg


Этот струнный инструмент
Зазвенит в любой момент
И на сцене в лучшем зале,
И в походе на привале.
(Гитара)

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/17982_f6c2a07f6bee4b3623c60c57b33aa220.jpg.jpg


Самый шумный инструмент, круглый и большой.
Если палочкой ударишь – раздаётся гром!
(Барабан)

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/17982_0239be6b8203d4c0fd272c41a8b56503.jpg.jpg


Он стоит на трёх ногах,
Сам чёрный, в чёрных сапогах,
Зубы белые, педаль,
Называется...
(Рояль)

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/17982_d326861a5227a5c134c0203b844d5c56.jpg.jpg



Отлично! И с инструментами вы хорошо знакомы.
Но чудесный характер музыки обусловлен главным образом ее положительными свойствами. Звуковые комбинации оказывают на живой организм порой просто фантастическое воздействие, сравнимое по эффективности с таковым медицинского препарата. Так, классическая музыка исцеляет головную боль, борется с депрессией, уничтожает гнев, прогоняет бессонницу. Большими мастерами по созданию лечебных композиций были, сами того не зная, такие живые легенды, как Вивальди,

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/17982_2a6db0133886684ada70f867e842d11c.jpg.jpg


Чайковский,

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/17982_720bda24a8c1ac35880f3aa4213bc938.png.jpg


Бетховен.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/17982_ac2642f9918c126e4cd44438f18ce631.jpg.jpg

И если веселые песни дарят заряд бодрости, то печальные композиции способны воздействовать на особенно больные места сознания, провоцируя возвращение неприятных воспоминаний, появление душевной боли, избавиться от которых после бывает достаточно трудно. Впрочем, именно это свойство музыки делает нас лучше, пробуждая в сердцах ростки человечности.

Нам музыка грустить всегда поможет,
Играя нежно, сердцу вторя грусть!
И словно клоун улыбнуться может,
Звучит же музыка везде сегодня пусть!
И пусть не только в этот день прольются
Во всех забытых уголках Земли,
Мелодии, что музыкой зовутся,
И пусть от музыки богаче станем мы!



И сегодня музыка способна будоражить наши чувства и оказывать сильнейшее влияние на наши эмоции. Музыка нам необходима и она не стареет. Сегодня существует большое количество разнообразных музыкальных жанров. К основным из них относятся: народная музыка, блюз, духовная музыка, джаз, кантри, рок, поп, шансон, электронная музыка, регги, рэп, романс и т.д.
Пожалуй, людей, абсолютно равнодушных к музыке, найдется совсем немного. Талантливым композиторам при помощи музыки удается выражать состояние своей души. Их имена навсегда вписаны в историю.
Музыка обладает очень мощной энергетикой. Она помогает человеку познавать себя.
Музыка – это единственный вид искусства, результат которого нельзя не увидеть глазами, как, например, томик стихов или картину, ни ощутить кожей, как связанную вещь. Зато над мелодией не властно время, а люди оказываются в ее плену навсегда.
Но без композитора, человека, который сочиняет музыку, ее никогда бы не было. А кого из композиторов вы можете назвать?(ответы детей)
Предлагаю сейчас проверить как много композиторов вы знаете.
Игра "Угадай композитора" Дети делятся на две команды и получают задания, составить фамилию композитора из предложенных букв. Команды получают одинаковое задание, при проверке устанавливают победителя, правильно составившего наибольшее количество фамилий
1.ЦМАРОТ
(Моцарт)

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/17982_874b3e2e6faed725d5146f94bfccc34c.jpg.jpg


2.ГАПАИННИ
(Паганини)

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/17982_813e52127d5617facf694fbf82fb561e.jpg.jpg


3.РИГГ
(Григ)

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/17982_e777b053fd307d8066b983a539e0fc44.jpg.jpg


4.СКИЙСОРМУГ
(Мусоргский)

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/17982_44d8464c433c1f335161106e066c29e1.jpeg.jpg


5.КАЛИГН
(Глинка)

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/17982_d3e714a8a3583ea2d6930e0908f53297.jpg.jpg


Подведение итогов
Молодцы, ребята! Вы не только знаете, что такое музыка, но знаете и тех, кто ее создавал и создает.

На свете найдется мало людей, равнодушных к музыке. Многие композиторы пытались выразить через нее состояние своей души. Их великие имена всегда с благодарностью будут произносить потомки. Музыка не стареет, она будет жить столько, сколько будет существовать человек. А Международный день музыки сближает народы, взаимно обогащает культуру, ведь язык музыки интернационален и понятен всем, кто чувствует...

С днем музыки поздравим песней
Всех, кто не представляет жизнь
Без до-ре-ми и фа-диеза,
Кто с музыкой привык дружить!
И музыкантов, и солистов,
И дирижеров, и актрис -
Знаком кто с музыкою близко,
И кто привык играть на бис!
Всех, кто встает под звуки песни,
Кто "на зарядку становись!"
Ты, музыка, погромче лейся,
Наполни смыслом нашу жизнь.
Звучит песня "Льется музыка" В.Добрынина и Л.Дербенева

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/17982_fe2b214ab2348095ee4e2e32df52925c.png.jpg