Конспект мастер-класса "Работа над полифоническими произведениями с учащимися младших классов фортепианного отделения."

Ирина Александровна Шведова

Знакомство  с полифонией  является  определенным  этапом  в  жизни  маленького пианиста. В жизни человек с рождения  окружен  множеством звуков. Голос мамы, уличный шум, мурлыканье кота - уже полифония, если  это все звучит одновременно.  На этом мастер-классе я поделюсь своим опытом работы  с начинающими музыкантами  над  развитием музыкального полифонического слуха, анализом полифонических произведений  и  над решением художественных задач в полифонических произведениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_2023.docx18.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

2023г.

МБОУ « ФДШИ» г.Фролово  Волгоградская область  

Шведова  Ирина Александровна, преподаватель фортепиано.

 Мастер-класс

«Работа над полифоническими произведениями с учениками  младших  классов фортепианного отделения»

Цель: развитие полифонического мышления

Задачи

Обучающие:                                                                                                                           -определить отличия полифонии от других стилей музыки.                                     - знакомство с видами полифонии.

Развивающие:                                                                                                                        -развитие полифонического слуха                                                                                    -развитие пианистических навыков работы над полифонией                                  -развитие эмоциональной сферы ребёнка

Воспитывающие:                                                                                                                  -воспитание  исполнительской  культуры  в  произведениях полифонического склада.

 Нотный материал:

Н.Руднев  «Щебетала пташечка»

Г. Пёрселл «Ария»

Ход  мастер-класса

1часть

Работа с ученицей 2 года обучения

  Музыкальное  развитие  ребенка  предполагает  воспитание  способности слышать  и  воспринимать  как  отдельные  элементы  фортепианной  ткани,  т.  е. горизонталь,  так  и  единое  целое  –  вертикаль.  В  этом  смысле  большое воспитательное  значение  придается  полифонической  музыке. Полифония (от греч. πολύς — многочисленный и φωνή — звук) — склад многоголосной музыки, характеризуемый одновременным звучанием, развитием и взаимодействием нескольких голосов.

 С  элементами подголосочной,  контрастной  и  имитационной полифонии ученик  знакомится уже с первого класса. Для ученицы второго года обучения я выбрала пьесу Н.Руднева «Щебетала пташечка». Эта пьеса помимо того, что имеет в основе красивую, запоминающуюся мелодию, является примером использования в одном произведении трех видов полифонии. Разбор пьесы начинаем с просмотра фактуры, подсчета тактов в каждой фразе и пропевания мелодии сольфеджио(первые 4 такта). В этом отрывке ученица, основываясь на определении, называет стиль полифонического изложения - контрастный. Присутствуют как бы два человека, два разных по тембру голоса.                                                                              В следующих 4 х тактах голоса меняются местами. Тема уходит в левую руку. Мы видим четкий, понятный пример имитации, при том, что контрастность никуда не девается.

Работа над мелодией в этой пьесе строится на уже имеющихся пианистических навыках - ощущении начала, развития и конца фразы, владении хорошим пальцевым и кистевым legato. В первых 4х тактах левая рука должна звучать, подстраиваясь под правую, во втором построении левая рука ведет основную тему. Ученик в месте перехода темы из руки в руку должен быть максимально собран, этим местом необходимо заниматься отдельно. Пока ученик не будет заранее готов к  этому переходу, нужного баланса звука и, следовательно, нужного образа мы не получим.

В заключительном построении пьесы встречаются элементы основной темы- подголоски. Здесь я обязательно останавливаюсь еще раз для беседы с учеником, для просмотра и проигрывания этих маленьких мотивов. Повторяем терминологию: кусочек темы- это элемент имитации. Этот элемент делает форму более завершенной, мелодия появилась опять в немного измененном виде, но мы все равно ее узнали! Таким образом у ученика развивается аналитическое мышление, чувство формы и законченности произведения.

Результат занятия:                                                                                                                       - при разучивании данного произведения ученик знакомиться сразу с несколькими полифоническими приемами.  

 -Приобретает  навыки владения полифонической фактурой.                                                                                                              

 

2 часть

 Работа с ученицей 3 года обучения

«Ария» Г.Перселла- прекрасный образец барочной музыки 17-го века.

Это пьеса — пример контрастного двухголосия. «Солирующая поющая» мелодия в верхнем голосе очень выразительна и протяжна. Нижний голос исполняется portamento, ровно и мягко, как бы в отдалении, по динамике и тембру он должен контрастировать с верхним голосом. Пьеса имеет четкую структуру, очень красивую мелодию. Я нахожу ее очень полезной для учеников с точки зрения работы над формой, драматургией пьесы в целом. Вторая часть начинается с мажора, однако он совсем ненадолго приходит, и красивая кульминация в конце приносит состояние просветления и печали. Ученик здесь должен уметь то, что называется «петь за двоих»- партия левой  руки выступает организующим началом, находится в противопоставлении мелодической линии в правой. Задача педагога здесь - научить ребенка слушать и понимать взаимодействие двух персонажей, а не просто нажимать правильные ноты. Собственно, это и является смыслом изучения полифонии в целом.

Приемы работы над пьесой:

Полезно поработать следующим образом: петь верхний голос и аккомпанировать левой рукой, затем наоборот.

 Необходимо добиваться большого мелодического дыхания в обоих голосах. Для этого следует поучить партию левой руки legato.

Результат занятия: ученик научился контролировать звуковой и тембральный баланс своего исполнения, это является компонентом полифонического слуха – одним  из самых  сложных видов музыкального слуха.