"Учебно-методические материалы"

Карпонина Наталья Дмитриевна

Данная публикация представляет собой учебно-методические материалы для лучшего усвоения учебного предмета "Хор" дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства "Хоровое пение".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство культуры Российской Федерации

Администрация МО Приозерский район Ленинградской области

Муниципальное учреждение дополнительного образования

Шумиловская детская школа искусств

Учебно-методические материалы

для усвоения учебного предмета «Хор» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение»                                                                                    

                                                                                                                 

Составитель:

Преподаватель сольного пения                           Н.Д. Карпонина

МУ ДО «Шумиловская ДШИ»

Содержание

1. Примеры ритмических диктантов

2. Примеры скороговорок

3. Артикуляционная разминка

4. Логопедическая гимнастика

5. Логоритмическая гимнастика

6. Упражнения для фокусирования звука

7. Упражнения для расширения диапазона голоса

8. Основной комплекс дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой

9. Список используемой литературы

1. Примеры ритмических диктантов

для развития ритмического слуха

 

Тук-тук молотком. Мы построим новый дом

      Ставенки резные, окна расписные.

 Солнце встало, детвора! Вот ивам вставать пора.

 Всем советуем дружить. Ссориться не смейте!

 Без друзей нам не прожить ни за что на свете.

 Скок, скок, поскок. Молодой дроздок

      По водичку пошёл, молодичку нашёл.

 Котя-котенька, коток, котя серенький хвосток.

      Приди, котя, ночевать, нашу деточку качать. Прибаюкивать.

 Знают мамы, знают дети, знает взрослый и малыш,

      На безногом табурете ни за что не усидишь.

 В синем море белый дом. Трубы красные на нём.

      Дым из труб повалил. Дом по морю поплыл.

 – Где обедал воробей? - В зоопарке у зверей.

 Чок, чок, пятачок, сзади розовый крючок.

      Посреди бочонок. Голос тонок, тонок.

 Раз, два, три, четыре. Кошку грамоте учили.

  Не читать, не писать, а мышей считать.

       У Скворцова Гришки жили-были книжки

            Грязные, лохматые, рваные, горбатые.

   

      Та-та, два кота, два пушистых хвоста.

       Едет, едет паровоз, две трубы и сто колёс

       Две трубы, сто колёс. Машинистом рыжий пёс.

       Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

        Белый снег, белый мел. Белый заяц тоже бел.

             Это папа, это я, это улица моя.

             Вот какой рассеянный с улицы Бассеенной.

             Раз, два, три, четыре, пять. Я иду тебя искать.

             Я лиса, я хитра, по делам спешу всегда.

            – Жук, жук, пожужжи, Где ты прячешься, скажи.

            - Жу, жу, жу, жу. Я на дереве сижу.

             Плачет киска в коридоре, у неё большое горе.

             Злые люди бедной киске не дают украсть сосиски.

              Куры, гуси да индюшки наклевалися петрушки,

       Закусили лебедой, побежали за водой.

             Дин-дон,  дин-дон, загорелся Кошкин дом.

 

             Дождь в лесу как сетка серая висит.

             А на каждой ветке песенка сидит.

             Вы со мной знакомы близко – я приветливая киска.

 

             Петушок, петушок, золотой гребешок.

             Масляна головушка, Шёлкова бородушка.

          Дело было в январе. Стояла ёлка во дворе.

         – Жребий метаешь, что выбираешь?

             -  Дядю Федю иль иди к медведю.

             Плыл по морю чемодан. В чемодане был диван.

             Мышка знает: неспроста мягки лапы у кота.

             На лугу цвели фиалки, а вокруг ходили галки.

             Выросла я, липка, тоненькой и гибкой.

 

             Уж как шла лиса по травке, нашла грамотку в канавке.

             Лиса села на пенёк и читала весь денёк.

             Тили-тень, тили-тень, село солнце на плетень.

             Рядом с ним сел петух, кукарекнул – день потух.

       Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

       Сделан он из олова и в мундир одет.

             «Стой», - кричит солдатик,  - «Здесь прохода нет».

        Косой, косой, не ходи босой.

        А ходи обутый, лапочки закутай.

        Ой, звоны звонят, злого волка гонят.

        Скачет зайка беленький по снегу.

        А за ним лиса идёт по следу.

        Плавают утята на моём пруду.

        Головой ныряют, хвостик на виду.

 

              Левой, правой, на парад идёт отряд.

              Заяц нёс морковь домой. Хлынул дождик проливной.

         Сотрясается весь дом – бьёт Серёжа молотком.

         Ха-ха, ха-ха, что за шум? В плен лиса попала.

               Утки, куры, берегитесь, что б не убежала.

         Двух воришек напугав, пёс залаял: «Гав-гав-гав».

         Чёрный кот у ворот грустно песенки поёт.

         Летнее утро чистое, солнце такое лучистое.

               Тянется к солнцу земля, люди, подсолнух и я.

    Муравьишка косолапый отдавил мишутке лапу.

    Мы весёлые мышата, нам всегда работать лень.

          Мы весёлые мышата. Мы играем целый день.

    Хи-хи-хи, ха-ха-ха, куры съели петуха!

     Маленькая Юлька, ты у нас чистюлька.

           Быстро поднимайся, мойся, одевайся.

     Плыл кораблик по волнам. Нынче здесь, а завтра там.

                               Методика:

 - проговаривать текст в ритме стихотворения;

 - простукивать ритм;

 - проговаривать ритм, используя ритмослоги;

 - петь на одном звуке.    

           

2. Примеры скороговорок

для развития артикуляции и дикции

      Наш Полкан попал в капкан: «Ргав!»

Курочка черно-пестра, уточка с носка плоска.

Ходит перепел межу перепёлками

Со своими всё перепелятами.

Ой, качи-качи-качи, в головах-то калачи,

В ручках прянички, в ножках яблочки.

По бокам конфеточки, золотые веточки.

Спи-ка, спи-ка, баю-бай, свои глазки закрывай.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Поскорее засыпай, баю-баю, баю-бай.

Ходит сон по лавочке в голубой рубашечке.

Щетинка – у чушки, чешуя – у щучки.

Макар да кошка, комар да мошка.

Степан да Макарка взяли по палке,

Ударили по доске, поехали по Москве.

Мотылёк-вителёк. Принеси нам ветерок.

От ворот в поворот гнать кораблик в ручеёк.

Бык-тупогуб, тупогубенький бычок

У быка была бела губа тупа.

Четыре чёрненьких чумазеньких чертёночка

Чертили Чёрными чернилами чертёж.

Расскажите про покупки. Про какие про покупки.

Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Андрей-воробей. Не гоняй голубей. Гоняй галочек из-под палочек.

Не клюй песок, не тупи носок. Пригодится носок клевать колосок.

 А пяти пеньках по пять опят.

Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак.

Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку  - цап.

Барашеньки-крутороженьки, по горам ходят, по лесам бродят,

В скрипочку играют, Ваню потешают.

А совища из лесища глазами-то хлоп-хлоп.

А козлище из хлевища ногами-то топ-топ

Сшит колпак не по колпаковски, не по колпаковски сшит колпак.

Надо его переколпаковать, перевыколпаковать.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Методика:

 - проговаривать текст в ритме;

 - петь на одном звуке, постепенно поднимая каждый раз на

 полтона вверх или вниз;

 - начинить петь медленно, постепенно ускоряя темп.

3. Артикуляционная разминка

для укрепления арткуляционного аппарата.

  1. Массаж лица. Похлопайте ладонями лоб, щёки, нос, шею.
  2. «Улыбка». Растяните губы в улыбку, затем в трубочку.
  3. Вытяните губы вперёд «трубочкой» и вращайте по кругу по часовой стрелке, затем против часовой.
  4. «Вращение». Вращайте кончик языка по зубам по часовой и против часовой стрелке.
  5. «Шинкование». Слегка покусывайте язык,  начиная от кончика до корня языка и обратно.
  6. «Конфета». Пожуйте язык коренными зубами, имитируя жевание вкусной конфеты.
  7. «Зевание». Вызываем ощущение зевоты после пробуждения.
  8. «Поцелуй». Втяните вовнутрь щёки и отпустите, имитируя поцелуй.
  9. На ощущении зевка открываем и закрываем рот, опуская нижнюю и поднимая верхнюю челюсти попеременно и вместе.
  10. «Поза льва». Вытянете до предела вперёд язык, мысленно считая до десяти.

Методика:

  - разминку делать перед распеванием.

4. Логопедическая гимнастика

для укрепления артикуляционного аппарата.

  1. «Болит зуб». Прикладывать руку поочерёдно то к одной, то к другой щеке, произнося длинно «Н-н-н» 8 раз
  2. «Звонок в дверь». Громко произносить «Тр-р-р» 8 раз, изображая звонок в дверь.
  3. «Комарище и комарик». Мягко произносить звук «Зь», поднося кулачок к одному уху. Твёрдо произносить звук «З», поднося кулачок к другому уху поочерёдно 4 раза.
  4. «Дворник». Произнести мягко «Щь». Изображая дворника с маленькой метёлкой, и твёрдо «Ш», изображая дворника с большой метлой поочерёдно 4 раза.

                                                 Методика:

 - гимнастику делать перед распеванием.

5. Логоритмическая гимнастика

для укрепления артикуляционного аппарата

с использованием здоровьесберегающих технологий.

               1. Для размягчения голосовых связок:

«Шпага» - укаливание кончиком языка каждой щеки.

«Пожёвывание языка» - копим слюну и проглатываем.

«Бежит лошадка» - поцокивание языком.

 «Сосём соску» - ытягивание губы.

 2.  Прочистка носоглоточной системы:

  Оздоровительный массаж – энергичное постукивание зон        гайморовых пазух, расположенных над бровями от переносицы (там, где скапливается слизь во время насморка).

                Вдох – ведём указательным пальцем от основания ноздри до

                верхних пазух. Выдох  бьём слегка указательными пальчиками

                по крылышкам носа.

                «Нюхаем цветок». Вдох – носом втягивая воздух. Выдох «Ах!»

                 счёт на 4.

Методика:

                 - каждое упражнение выполнять 8 раз  ритмично в быстром темпе;

                 - проводить перед распеванием.          

6. Упражнения на фокусирование звука

  1. Закрытый звук «М». Исполняется на одной высоте в области примарной зоны голоса. Сделать быстрый вдох носом, опустить гортань (как при зевке0 и открыть ноздри. На выдохе петь согласную «М» (гортань внизу, нижняя челюсть опущена, ноздри открыть). Удерживать долгий ровный звук (вибрация ощущается в области носа, переносицы, щёк, подбородка; эпицентр вибрации находится на передних верхних зубах).
  2. 2. Ми-и-и. Исполняется на ступенях I-II-III-II-I. Первая нота звучит также, но на последующих приоткрывать рот.

7. Упражнения для расширение диапазона голоса.

  1. «Р-р-р». Исполняется по I-II-III-IV-V-IV-III-II-I ступеням.
  2. «Ма-а-а». Исполняется по I-Iii-V-III-I ступеням в быстром темпе.
  3. «Крик ослика». Петь сверху вниз «Й-а, й-а, й-а».

8. Основной комплекс дыхательных упражнений

 дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой

для укрепления певческого дыхания

 с использованием здоровьесберегающих технологий.

  1. «Ладошки» (разминочное).

И.п.: встать прямо, показать ладошки «зрителю», руки далеко от тела не уводить. Делать короткий, активный, шумный вдох носом и одновременно сжимать кулачки в ладоши.

2. «Погончики». И.п. встать прямо. Сжать в кулаки кисти рук, прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха толкать кулачки к полу, как бы стряхивая что-то. Во время толчка разжимать кулачки.

3. «Насос».

И.п.: встать прямо, опустить руки. Слегка наклониться вниз к полу: спина круглая, голова смотрит вниз. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхай пол»). Приподняться чуть-чуть – в этот момент выдохнуть через рот и нос.

4. «Обними плечи».

И.п.: встать прямо. Согнуть руки в локтях поднять на уровень плеч. В момент короткого шумного вдоха бросить руку навстречу («обнимаем» себя за плечи). Руки вести параллельно друг другу.

5. «Большой маятник».

И.п.: встать прямо. Поклон к полу, руки к коленям – вдох. Затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук – тоже вдох. Тик-так: вдох с пола, вдох с потолка.

6. «Китайский болванчик».

И.п.: встать прямо. Слегка наклонить голову вправо – короткий шумный вдох носом, затем также влево – вдох. Плечи ровные, голова ровно не фиксируется(«Ах, как стыдно»).

9. Список используемой литературы

1. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей. Pdf 13. 8 МБ.

2. Кочетковская И. Н. «Парадоксальная гимнастика А. Н. Стрельниковой». – Москва, 1989 г. 3.

3. Константин Дергачёв 2013 Свидетельство о пуликации № 214110801782

4. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987.

5. Струве Г. А. «Ступеньки музыкальной грамотности». СПб, 1997

Составитель: преподаватель                                              Н. Д. Карпонина

МУ ДО «Шумиловская ДШИ»