Методическая разработка «Принципы ансамблевого музицирования. Решение исполнительских задач в пьесе А. Затина «Величальная»

В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру. Коллективная игра раскрывает перед юными музыкантами новые грани возможностей: обогащает кругозор, музыкальное восприятие, оттачивает профессионализм, эстетический вкус, ощущение стиля, повышается общее развитие обучающихся.

Ансамблевое музицирование дает детям жизненно-необходимые навыки общения в коллективе, который делает одно общее дело, но состоит из отдельных личностей, каждая из которых имеет свой индивидуальный голос и свою индивидуальную значимость для остальных членов коллектива и при должном усердии может стать солистом, лидером. Игра в ансамбле дарит радость коллективного творчества, вселяет веру в собственные силы, поддерживает робких, помогает быстрее и ярче раскрыться таланту (из-за наличия элемента соревновательности) и поэтому является социально-значимой деятельностью. Занятия в ансамбле это накопление опыта коллективного музицирования, следующая ступень для подготовки игры в оркестре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_2022.docx22.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление культуры города Курска

МБОУ ДО ДШИ № 5 им. Д.Д. Шостаковича

Методическая разработка

«Принципы ансамблевого музицирования.

Решение исполнительских задач

 в пьесе А. Затина «Величальная»

Выполнила:

преподаватель высшей

квалификационной категории

по классу виолончели Рудая Г.А.

Курск 2022

Содержание

Введение

 I. Принципы ансамблевого музицирования.

  1. Принципы и навыки необходимые в ансамблевой игре.
  2. Общие требования к ансамблистам.

II. Решение исполнительских задач в пьесе А. Затина «Величальная».

            2.1. Знакомство с творчеством композитора.

            2.2. Анализ пьесы А. Затина «Величальная».

Заключение

Введение

В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру. Коллективная игра раскрывает перед юными музыкантами новые грани возможностей: обогащает кругозор, музыкальное восприятие, оттачивает профессионализм, эстетический вкус, ощущение стиля, повышается общее развитие обучающихся.

Ансамблевое музицирование дает детям жизненно-необходимые навыки общения в коллективе, который делает одно общее дело, но состоит из отдельных личностей, каждая из которых имеет свой индивидуальный голос и свою индивидуальную значимость для остальных членов коллектива и при должном усердии может стать солистом, лидером. Игра в ансамбле дарит радость коллективного творчества, вселяет веру в собственные силы, поддерживает робких, помогает быстрее и ярче раскрыться таланту (из-за наличия элемента соревновательности) и поэтому является социально-значимой деятельностью. Занятия в ансамбле это накопление опыта коллективного музицирования, следующая ступень для подготовки игры в оркестре.

           I. Принципы ансамблевого музицирования.

  1. Принципы и навыки необходимые в ансамблевой игре.

В ансамблевой игре необходимо сформировать музыкально-технические навыки: владение инструментом, совместной игры, коллективного творчества ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнения и реализацию  исполнительского замысла, музыкально-исполнительских задач, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения. Виолончельные ансамбли имеют огромное значение в формировании комплекса важных профессиональных качеств: чувства ансамбля, единство штрихов, фразировки, артикуляции, точности ритма.

При повседневной работе необходимо помнить о главных принципах:

а) принцип постоянного сочетания индивидуальных и коллективных занятий;

б) принцип взаимосвязи развития сольного и ансамблевого мастерства;

в) принцип сохранения и развития индивидуальности исполнителя в коллективном музыкальном творчестве.

Все формы занятий следует применять системно и стремиться задействовать в работе с обучающимися все виды индивидуальных, групповых, коллективных занятий.

  1. Общие требования к ансамблистам.

При игре в ансамбле виолончелистов обязательно надо обращать внимание на настройку инструментов, правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую согласованность, ритмическую сложенность. В звучании ансамбля немаловажным моментом является развитие у учеников осмысленной игры и творческого отношения к работе. Необходимо развить в участниках ансамбля способность слышать все голоса и играть свою партию в соответствии с общим исполнительским планом. При игре в ансамбле необходимо добиваться чистой мелодической и гармонической интонации и уделить больше внимание на исполнение нюансировки, штрихам, распределению смычка. Следует постоянно обращать внимание обучающихся на особенности различных средств музыкальной выразительности (ритм, темп, динамику, штрихи, темповые оттенки). В работе над музыкальным произведением большое значение имеет аппликатура. Она должна быть наиболее удобной и целесообразной. Работая с ансамблем необходимо знакомить обучающихся с музыкальными терминами, поясняя их значение при исполнении произведения, знакомить с музыкальным содержанием и стилем произведения, разъяснять его форму.

     II. Решение исполнительских задач в пьесе А. Затина  «Величальная»                                              

  1.   Знакомство с творчеством композитора

Анатолий Борисович Затин – композитор, пианист, дирижер, педагог. Родился в СССР, получил мексиканское гражданство в 1996 г.

А.Б. Затин родился 23 марта 1954 г. в городе Ужгород в семье музыкантов, начал обучаться музыке в 3 года. В 1968 году занял первое место на конкурсе молодых композиторов и пианистов в Киеве. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции и оркестрового дирижирования в 1977 г., по классу фортепиано в 1979 г., аспирантуру по классу композиции в 1983 г.

В консерватории обучался композиции у Сергея Слонимского, оркестровому дирижированию у Равиля Мартынова и Александра Лукашавичуса (ученики Ильи Мусина), фортепиано у Юрия Ананьева (ассистент Генриха Нейгауза), Павла Серебрякова и А. Логовинского. Дебютировал как дирижер с Ленинградским филармоническим оркестром под руководством своего наставника Евгения Мравинского. В 1979 году вступил в Союз композиторов СССР. Работал в Ленинградском музыкальном училище имени Модеста Мусоргского, после окончания учебы преподавал композицию, оркестровку и камерную музыку в Ленинградской консерватории. В 1979 г. завоевал вторую премию на конкурсе имени С. Прокофьева в Ленинграде.

В 1990 году Затин был награжден Почетной медалью ЮНИСЕФ за свою деятельность как пианист и дирижер. В то время гастролировал по России, Украине, Китаю, Северной и Южной Корее, Японии, Великобритании, Финляндии, Норвегии, Швеции, Эстонии, Венгрии и Италии. В 1990-1992 годах был художественным руководителем и главным дирижером Екатеринбургского театра музыкальной комедии и камерного оркестра В-А-С-Н. С 1992 г. Затин живет и работает в Мексике. В 1996 году основал Международную музыкальную академию Анатолия Затина AIMAZ в Гвадалахаре, штат Халиско. С 2001 года является профессором Университета Колимы, где в 2001-2011 гг. руководил музыкальным факультетом. С 2011-2016 гг. работал деканом Института изящных искусств (IUDA). В 2008 году получил звание Артиста Петроф художника на международном уровне. В 2015 г. награжден медалью Моцарта за вклад в развитие музыкального искусства.

А.Б. Затин написал: концерты, оперы, мюзиклы, балеты, пьесы для фортепиано, симфонические произведения, камерную музыку, ансамбли, вокальную музыку, музыку для кино и ТВ. Для ансамбля виолончелистов: «Величальная», 3 этюда и 3 танца.

2.1. Анализ пьесы А.Б. Затина «Величальная»

Пьеса написана в простой трехчастной форме,  тональность До мажор, размер 4/4,  темпе Moderato, характер величавый, монументальный, декламационный.

Для удобства изучения музыкального материала произведение разбито на 10 цифр. Автором написана пьеса для 4-х голосного ансамбля и двух фортепиано, что придаёт произведению мощное оркестровое звучание. Однако в связи с ограниченным составом ансамбля, мною текст был адаптирован на три партии.

Основой всякого подлинно-художественного музыкального произведения является мелодия. В основном пьеса «Величальная» написана штрихом Legato. Следовательно, певучее и выразительное воспроизведение мелодии является важнейшим условием музыкального исполнения. Для этого требуется прежде всего высокое качество звучания, умелое распределение динамических оттенков и различных красок, в соответствии с содержанием и стилем произведения.

В первой части пьесы legato исполняется широко, напевно, величаво в соответствии с названием пьесы. Звучание должно быть яркое, достигаемое плотным ведением смычка, четкими переходами в позицию. Исполнение пьесы кантиленного характера не мыслимо без приема вибрации. Следует различать виды вибрации и использовать их в соответствии с задачами музыкальной фразы. В начале и окончании фразы вибрация должна быть спокойной и широкой. С каждым тактом приближения кульминации желательно делать вибрацию более мелкой и интенсивной (трепетной).

В конце первой части изложение музыкального материала следует триолями.  Исполнять их надо на detache напряженно и взволнованно в средней части смычка. В конце произведения, при исполнении кульминации, detache следует исполнять широко и энергично, используя весь смычок. протяжении  всей пьесы.

Вторая часть  содержит похожий музыкальный материал, однако темп становится более оживлённым (piu mosso). Она небольшая по объёму музыкального материала, всего занимает две (5 и 6) цифры.

Третья часть начинается с первой темы, которая передаётся фортепиано, но исполняется также величаво, имитируя оркестровое звучание. Уже в 8 цифре партия вновь возвращается к виолончелям. 10 цифра  - мощная кода, выраженная триолями в виде четвертных нот, которые исполняются широким декламационным деташе, переходящим в тремоло.

Какую же роль играют голоса партий в изложении музыкального материала?

В первой части произведения основная мелодия пьесы (1-2 цифры), проходит у всех трех голосов в унисон. Особо важным при игре в унисон является формирование у участников ансамбля таких качеств как: чувство ансамбля, единство штрихов, фразировки, артикуляции, точности ритма. Далее в 3 цифре мелодия остаётся у второй и третьей партий. Все три следующие цифры исполняются широко и величаво в темпе Moderato. К концу первой части каждая из трёх партий ведёт свой голос с большим  эмоциональным напряжением.

Вторая часть начинается на mp с  постепенным крещендо. Пятая цифра исполняется на два голоса. У первой и третьей партии основная мелодия проходит выдержанными половинными нотами. В конце этой цифры партии выстраиваются в трехголосие с интервалами б.2 и м.2, идет поступенное движение вверх на крещендо к форте в шестой  цифре, которая  проходит на два голоса (первая и вторая партии играют в унисон, а третья на б.6 вниз)

В третьей части произведения  (7 цифра)  основная мелодия переходит к фортепиано и исполняется на ff. Все три партии у виолончелей играют эту цифру в унисон в октаву, что придает музыке объемное и масштабное звучание. 8 и 9 цифры – реприза первоначальной мелодии первой части пьесы. Звучат все три партии в унисон на ff, подводя слушателя к кульминации в 10 цифре. Здесь партии делятся на два голоса, играются триолями на detache широким смычком. Заканчивается произведение тремоло и  выдержанной целой нотой на высоком эмоциональном подъёме.

Большое значение в раскрытии музыкального образа пьесы А. Затина «Величальная» играет фортепианная партия. Написана она для двух роялей, что делает это произведение более масштабным и монументальным. На протяжении всей пьесы используются арпеджированные аккорды, тремоло и октавы, что придает звучанию величественный характер.

                                        Заключение

Произведения кантиленной формы являются неотъемлемой частью виолончельного ансамблевого исполнительства. Чем раньше мы начнем воспитывать у обучающихся ансамбля тягу к исполнению произведений кантиленного плана, тем раньше мы сформируем палитру художественных исполнительских приемов. «Величальная» А. Затина является одной из ступеней в репертуарном списке произведений подобного рода. На занятиях в классе ансамбля необходимо уделить внимание формированию у учеников осмысленной коллективной игры и творческого отношения к работе. Необходимо развить способность слышать все голоса и играть свою партию в соответствии с общим исполнительским планом. Тогда звучание ансамбля будет слитным и хорошо уравновешенным. Освоив все выше перечисленные требования и исполнительские приемы, весь комплекс технических и художественных задач данного произведения для ансамбля виолончелистов, можно приступать к работе над произведениями более высокой сложности.

                                                           

Литература

  1. Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Струнные инструменты». Рабочая программа учебного предмета «Ансамбль»
  2. Р.Е. Сапожников. Основы методики обучения игре на виолончели. Издательство Музыка 1967 г.