Проблемы чистого интонирования в младшем хоре Детской музыкальной школы

Зенкина Светлана Александровна

Освещение вокально-педагогических вопросов связанных с проблемой чистого интонирования в младшем хоре ДМШ

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа им. В. М. Комарова

с углублённым изучением английского языка

закрытого административно - территориального образования

городского округа Звёздный городок Московской области

Структурное подразделение – «Детская музыкальная школа»

Методическое сообщение на тему:

«Проблемы чистого интонирования в младшем хоре Детской музыкальной школы»

Подготовила преподаватель Зенкина С. А.

Звёздный городок, 2023г.

Цель: освещение вокально-педагогических вопросов связанных с проблемой чистого интонирования в младшем хоре ДМШ.

Задачи:

  • Раскрыть некоторые вопросы хорового пения;
  • Поделиться накопленным опытом;
  • Дать практические советы для решения проблемы чистого интонирования в пении.

Прогнозируемый результат:

  • Вспомнить многие вопросы вокально – хоровой техники;
  • Почерпнуть полезное, интересное, важное, нужное;
  • Применить на уроках хора и сольфеджио.

Большинство руководителей детских вокальных и хоровых коллективов сталкиваются с проблемой плохой интонации у детей. Особенно это заметно у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Фальшиво поющие дети тормозят развитие всех остальных детей и коллектива в целом. Разница в музыкальном развитии создает большие трудности в организации учебного процесса. Если, например, ребенок плохо рисует на занятиях в изостудии, то это не помешает другим детям рисовать хорошо. Нечистое же пение даже нескольких учеников отрицательно сказывается на общем звучании, вредит хорошо поющим детям, расстраивая их музыкальный слух.  А между тем, при правильной и своевременной помощи со стороны педагога, желании и воли со стороны ребенка, задачу эту можно успешно решить. Замечено, чем раньше предприняты попытки исправить неточное интонирование, тем качественнее результат. Чем младше ребенок, тем легче он перестраивается и исправляет недостаток.

Основываясь на опыте работы, можно сделать следующие выводы: вначале учебного года количество вновь принятых детей 7-8 лет, совсем не умеющих интонировать и интонирующих приблизительно, весьма значительно. В среднем, при наборе в 25 человек, приходится только 5-6 поющих чисто, остальные интонируют – чаще приблизительно, либо поют на 2, 3 нотах, а то и вовсе «говорком» (таких певцов называют «гудошниками»). Диапазон любой детской песни будет шире, чем 2, 3 ноты, если это только не музыкальные попевки. Чтобы разнообразить репертуар, чтобы коллектив зазвучал, руководитель должен искать методы работы, направленные на исправление интонации.

Можно разделить детей на следующие группы:

  • 1- я группа младших школьников – ограниченный диапазон, атака звука бывает либо придыхательная, либо очень твердая, что уже может являться причиной неточного интонирования. Одни поют очень тихо, другие очень громко, а также у многих из них нет легато - это дети с нарушением нормального голосообразования. Дети уже до школы могут получать какие-то неверные певческие навыки, это и в детском саду, и дома, часто дети подражают эстрадным певцам, поют «шёпотом».
  • 2-я группа младших школьников, назовем их «лжегудошниками». В этой группе, в первую очередь, оказываются дети первых классов, которые трудно привыкают к школе, а также застенчивые, стеснительные, «зажатые» дети.
  • 3 - группа – это самые сложные дети, когда нарушения вызваны тяжелыми хроническими заболеваниями органов голосообразования, а также заболеваниями центральной нервной системы. Чаще всего «гудошниками» на весь период обучения остаются дети с психоневрологическими расстройствами. Научить таких детей правильно петь крайне трудно. 

Проблема чистоты интонирования многих учеников первого года обучения – это лишь вопрос времени. В более сложных случаях нужно выяснить, что мешает ученику верно петь. Основываясь на опыте Огородного Д. и Емельянова А., можно применять следующие методы:

Первый этап:

1. Первоочередной задачей вокальных или хоровых занятий является формирование устойчивого интереса к пению. Ведь если у ребенка что-то не получается, у него пропадает интерес к занятиям. Поэтому первые занятия строятся на игровых моментах. Например, искать примарные звуки следует при эмоционально ярком исполнении, когда с ребенка снимается всякая скованность и он свободен в пении. Народные мелодии с ограниченным диапазоном, имеющие нисходящее мелодическое движение – это лучший вариант для начинающего певца. Таких образцов можно найти довольно много, например русские народные песенки: «Дон-дон», «Колокольцы- бубенцы» и т. д. Яркое образное содержание песен позволяет активно включать элементы игры. В игре значительно легче создаются предпосылки для правильного воспитания голоса, снимается зажатость, скованность, присущая детям, которые попадают в новый коллектив.

2. Причина фальшивого пения и даже “гудения” объясняется следующим: многие неверно поющие дети переносят манеру “разговорного голоса” в пение. Встречаются дети 5-6 лет (чаще мальчики), разговаривающие и поющие очень низкими голосами. Этим детям необходимо ощутить правильную высоту звука. В таких случаях можно использовать пение звуков верхнего регистра – h1 – es2. Высокие звуки благодаря своим акустическим свойствам легче воспринимаются на слух, чем низкие. Используя в упражнениях звуки верхнего регистра, можно добиться за сравнительно небольшой срок регулярных хоровых занятий прекрасных результатов. Очень часто у детей наблюдается «зажатость» голосового аппарата, поэтому, с первых занятий обращаю внимание детей на положение нижней челюсти при пении. Для этой цели использую в упражнениях различные восклицания: «ах», «ох», «ой». Этот прием помогает непроизвольно найти верный начальный тон и освободить нижнюю челюсть. Как только дети научатся правильно петь верхний звук, следует перенести найденное звучание на все другие звуки.

 3. Концентрация внимания на отдельном звуке. Для того, чтобы ребенок точно повторил звук, нужно помочь ему сконцентрироваться. Вот примерный «сценарий»: «Закрой глаза и представь себе, как этот звук попадает в уши и начинает звучать внутри тебя. Не торопись, послушай, а затем представь, как ты его поешь. Только после этого попробуй спеть вслух».

В дальнейшем, это упражнение применяется всякий раз, как только слышится неточная интонация. А в группе упражнение помогает добиться воспроизведения точного унисона.

4. Пение с движением руки.  Подключение движения руки, показывающей направление движения мелодии и протяженность звука, хорошо помогает в развитии певческой координации. Т.е. каждый звук песенки во время пения четко фиксируется положением руки и «протягивается», столько, сколько нужно ритмически. Только нужно следить, чтоб ладошка, опущенная вниз, двигалась свободно, рука не была зажата. Используйте для начальной отработки этого приема песенки с минимальным диапазоном, начиная с одного-двух звуков, в разных темпах.

5. Пение с подключением зрительного ряда. Или пение «по лесенке». Одни педагоги используют традиционную «столбицу», другие - «лесенку» ступеней. Суть одна – подключение зрительного восприятия для осознания разницы высоты музыкальных звуков, соответственно развития координации и, в дальнейшем, осознания соподчинения звуков в ладу. Для самого начального этапа цифровое обозначение ступеней лучше не использовать. Пение «по лесенке» можно использовать разнообразно: знакомую песенку поёте и показываете Вы, поёт и показывает ребенок. Вы только показываете, а ребёнок поёт «про себя» и угадывает (и наоборот!). Можно просто упражняться в сочетании звуков, отрабатывая поступенное движение, движение с пропуском ступеней и т.д.

6. Пение «про себя». Обязательно включите этот приём в процесс обучения, превратив в игру, напомнив ребенку бессмертную сказку: "Открывает Щука рот, а не слышно, что поёт..." Для начала, чтоб ребенок понял суть: хорошо знакомую песенку Вы беззвучно «поете», а ребенок угадывает ее по Вашей артикуляции. А затем, любую детскую песенку, которую она слушает в хорошей записи, просите ее петь БЕЗЗВУЧНО одновременно с исполнителем, так же артикулируя слова… Связки будут «безопасно» регулярно тренироваться, а именно это нам и нужно.

Так я поступаю на уроке, чтобы эффективно включить в певческий процесс плохо интонирующих детей в группе: естественно, убедив всех детей, что поручаю таким «рыбкам» «особо трудную роль»…

Далее, поиграйте в такую игру: "включаем и выключаем звук в телевизоре...". Например, ребёнок поёт знакомую песенку, а Вы то "включаете" звук, то "выключаете", показывая какой-либо знак рукой. Получается весело, и неплохо тренирует у  детей так называемый "внутренний слух". Этот игровой прием примените после того, как чистая интонация на двух-трёхзвучных песенках будет достигнута.

7. Если режим работы позволяет, использую индивидуальные занятия для исправления интонации. Индивидуальная работа является более плодотворной, нежели групповые занятия. Происходит более близкое знакомство с ребенком, быстрее налаживается контакт. Проводя индивидуальную работу, учитываю особенности каждого ребенка: одному нужно тянуть звуки, другому – петь повыше, третьим – более мягко, тише.

8. Еще один используемый мною  метод, когда перескочив на октаву вверх от примарных тонов, прошу ребенка, как бы пропищать какой-либо звук тоненьким голосом. Это поможет переключить его сразу на другой регистр, фальцетный. Интересен тот факт, что спеть звук на один тон выше своей примарной зоны он не сможет. А на 6-7 ступеней выше, используя другую манеру звукообразования, начинает сразу правильно интонировать заданные тоны. Установлено, что детям легче услышать более высокие звуки 1 октавы, чем более низкие.

9. «Глиссандирование» на гласных звуках – это еще один способ в достижении чистого интонирования. Глиссандирование производится в максимально широком диапазоне с различной скоростью и относительно протяженной остановкой на низком или высоком звуке. После нескольких занятий можно перейти на чередование отдельных звуков разной высоты без глиссандирования, завершая упражнение звуком максимальной длительности.

Второй этап – закрепление вокально-интонационной координации. Если на первом этапе ребенок сумел справиться со своим голосом и теперь он может повторить несложные мелодии достаточно чисто, то на втором этапе нужно закрепить эту способность, сделать владение голосом более уверенным и точным. На этом этапе можно продолжить работу над предыдущими упражнениями, обращая внимание на точность интонирования. В этих целях нужно приучать ученика слушать и контролировать свое пение. Можно пропевать небольшие, несложные попевки на гласную «ю» или на слог «ку», время от времени останавливаясь, на любом из звуков, чтобы послушать и выверить интонацию. Полезно, весь музыкальный материал давать без гармонического аккомпанемента, дублируя, только мелодическую линию. Со стороны педагога, требуется подбирать интересный музыкальный материал, желательно, в игровой манере, чтобы этот сложный для учащегося период, был не так тягостен.

Третий период-формирование первоначальных навыков сольфеджирования, пение по нотам. Происходит освоение музыки не только ухом, но и глазом. А глаз, как, известно, очень важный для человека орган чувств. Через зрение мы получаем очень большой процент информации, гораздо больше, чем через слух. Зрительные образы способствуют постижению мелодии в пространстве. Глаз связывает звуки и нотную запись. К третьему периоду заканчивается этап формирования унисона в группе или в коллективе. Сколько по времени продлятся первый и второй периоды? Каждый раз, по- разному, все зависит от первоначальных возможностей детей.

Красивое пение без фальши – это конечный результат многоплановой работы. Красивое чистое пение можно сравнить с прекрасной картиной – мы любуемся ей, потому что, в нее вложено много кропотливого труда, любви и, конечно, мастерства. От чего зависит чистое пение? Что мешает правильной интонации? Какие органы нашего тела им управляют?

Можно сделать вывод, что в работе над интонированием важно учитывать все аспекты: это и музыкальный  аспект (распознавание, запоминание музыкального материала), это вокальный аспект (умение воспроизводить этот материал). Важно учитывать физиологию, психологию.

Можно определить модель составляющих чистого пения, т.е. то без чего невозможно отрегулировать процесс развития правильного чистого пения:

Модель составляющих чистого интонирования

Чтобы разобраться в проблемах чистого пения предлагается рассмотреть каждую составляющую.

Музыкальный слух - является главным проводником между восприятием и воспроизведением музыкального материала, а также осуществляет контроль над исполнением. Мелодический слух - это способность  воспринимать и интонировать, оценивать и эмоционально переживать мелодические явления.

Гармонический слух - умение исполнять мелодию под любой сложности аккомпанемент, а также петь в ансамбле.

Музыкальный слух можно развивать, тренировать, совершенствовать. И чем раньше начать музыкальные занятия, тем лучше. Ребенку старшего возраста без музыкального слуха сложнее научиться правильно интонировать, но вполне возможно (было бы желание и терпение).

Музыкальная память

По роду певческой деятельности память можно условно разделить на «Музыкальную» и «Мышечную». Музыкальная память – это узнавание и запоминание мелодии, отдельных ее частей, интервальных скачков.

Мышечная память  фиксирует и помогает запомнить работу всех мышц, участвующих в пении (диафрагма, артикуляционный аппарат и т. д.)

Физиологические особенности.

Для решения проблемы чистого интонирования необходимо знать устройство голосового аппарата.  Основу составляет диафрагма – это перегородка, которая отделяет грудную полость от брюшной. Во время вдоха мышцы диафрагмы сокращаются, и объем грудной клетки увеличивается. В грудной клетке находятся жизненно важный орган дыхания – легкие. Легкие участвуют в звукообразовании, создавая необходимый поток воздуха. Из легких воздух поступает в бронхи, затем через трахею в гортань, где находятся голосовые связки. Гортань очень подвижна, при вдохе она расширяется. Голосовые связки – это две горизонтальные складки, или мы их называем связками. Отверстие между ними называется голосовой щелью.

При звукообразовании голосовые складки соединяются или смыкаются, и щель закрывается. Воздух, проходя через соединенные складки, колеблет их - так получается звук, который устремляется через глотку и ротовую полость наружу.

Строение голосового аппарата имеет индивидуальное строение. В работе с певцами необходимо учитывать не только физиологическое строение. Но и психологическое и эмоциональное состояние.

Психологические особенности

Есть 4 вида темперамента: Сангвиник; Холерик; Флегматик; Меланхолик.

Подвижный, очень активный холерик, например, может иметь тенденцию к завышению. И, наоборот меланхоличный ребенок в силу своего характера может занижать звук.

Дети с заниженной самооценкой, дети с пессимистичным характером или в состоянии плохого настроения тоже склоны к занижению звука. Это, конечно не закономерность, но об этом необходимо помнить. И стараться на хоровом занятии по возможности создать дружелюбную атмосферу, чтобы дети могли лучше раскрывать свои способности, и лучше развивать свои таланты.

И для создания необходимой атмосферы на занятиях, для установления доверительного контакта  существуют приемы  психолого-педагогического воздействия на учащихся.

Основные приемы психолого-педагогического воздействия на учащихся.

  • творческие задания, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся;
  • постоянное побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
  • организация соревнований на уроке между отдельными детьми, группами как игровой момент, повышающий интерес к занятиям;
  • различные индивидуальные задания и рисунки на тему исполняемых песен для усиления эмоциональной отзывчивости детей на музыку;
  • одобрение, поощрение учителем успехов учеников с целью стимуляции их интереса к занятиям;
  • использование легких физических упражнений в процессе занятия, что  снимает мышечные напряжения,

Возрастные изменения детского  голоса.

  • 1) Домутационный период
  • От 6 до 10-11 лет. Младший школьный возраст.
  • Диапазон: ДО I октавы – ДО  II  октавы;
  • 2) Мутационный период
  • От 11 до 13-14 лет. Средний школьный возраст.
  • Диапазон: Сопрано ДО I октавы –  СОЛЬ II октавы
  • Альты ЛЯ малой октавы –       РЕ II октавы;
  •  3) Послемутационный период
  • 14-16 лет. Старший школьный возраст.
  • Диапазон:1,5 – 2 октавы.

У младших школьников (до 10—11-ти лет) голос имеет чисто детское звучание. Рост ребенка этого возраста идет плавно, и в его голосе нет еще существенных изменений. Звук голоса нежный, легкий.

Изменения в голосе появляются и у мальчиков и у девочек, но у мальчиков развитие идет более интенсивно и неравномерно. В голосе появляется  сипловатый оттенок. Это признак наступающей мутации, связанной с ростом и формированием не только гортани, но и всего организма.

В период мутации у мальчиков голосовые связки становятся длиннее, голос заметно изменяется: понижается и переходит в малую октаву. Рост гортани часто идет настолько неравномерно и даже болезненно, что приходится временно прекращать занятия. Резкая форма мутации может встретиться и у девочек, но это бывает довольно редко. Если же мутация у мальчиков проходит спокойно, то пения можно и не прекращать.

Певческое дыхание

Почему певческое дыхание? Потому, что поющему человеку необходимо большее количество воздуха, и более активная работа дыхательных мышц.

Чтобы пение было красивым, плотным по звучанию, концы фраз и долгие звуки были «чистыми» по интонированию, необходимо правильно использовать дыхание. И для этого существует ряд правил.

Правила  певческого дыхания.

  • Не поднимать плечи при вдохе;
  • Вдох делать предпочтительно через нос – закрытым ртом;
  • Короткий активный бесшумный вдох и равномерный длительный выдох на певческих фразах;
  • Набирать достаточное количество воздуха в легкие, экономно расходовать его, для продолжительного выдоха, что будет способствовать плотному долгому звучанию;
  • Чрезмерное количество вдыхаемого воздуха не даст положительного результата;
  • Брать дыхание, не нарушая целостного восприятия песни, по фразам, не разрывая слова

Звукообразование

Момент образования звука называется атакой. Различаются три вида атаки: твердая, мягкая и придыхательная. Твердая атака: связки смыкаются плотно, звук получается энергичный, твердый. Мягкая атака: связки смыкаются менее плотно, звук получается мягкий. Придыхательная атака: связки смыкаются не полностью. Придыхательная атака может свидетельствоватъ о болезни горла, общей вялости связок, слабом вдохе и выдохе. Если, конечно она не направлена на достижение, какого – нибудь эмоционального образа, например: грусти, отчаяния и т. п. В работе с детьми  следует добиваться смыкания связок, используя мягкую и твердую атаки.

Певческая дикция – это умение правильно произносить слова и звуковые сочетания в процессе пения.

Необходимо четко пропевать текст песен, с выделением отдельных слов, имеющих особую смысловую нагрузку.

Дикция напрямую связана с работой артикуляционного аппарата.

В качестве разминки детям предлагается  артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика (примерный комплекс)

  • Кусаем кончик языка так, чтобы выделялась слюна. Язык становится управляемым, чувствительным.
  • "Шинкуем" язык от кончика и далее, вытаскивая его вперед.
  • Кончиком языка проводим по верхним  и нижним зубам, «чистим зубы» (рот в это время закрыт).Выполняем щелчки языком.
  • Кончиком языка прокалываем 4 стороны лица: слева, справа, сверху, снизу.
  • Оттопыриваем нижнюю, затем верхнюю губу.
  • Чмокаем губами, посылая воздушный поцелуй.
  • Втягиваем внутрь губы и резко открываем рот.
  • Изображаем сведенное лицо в одну, затем в другую стороны.
  • Третьими пальцами легко постукать по лицу, вискам, под глазами, по лбу, подбородку.
  • Выполнять круговые вращения челюстью.

Чувство ритма

Непонятный ритм может повлиять на качество интонирования, поэтому необходимо:

  • Сложные по ритмическому рисунку фрагменты песни проучить отдельно.
  • Такты с трудным ритмическим рисунком можно прохлопать, затем одновременно с хлопками пропеть на какой-либо слог.

Еще раз посмотрим на модель составляющих.

Причинами нечистого интонирования так же могут быть:

Психологические причины.

  • Излишнее волнение;
  • Плохое самочувствие;
  • Плохо выученный текст;
  • Не проученная мелодия;

Зависимость интонации от фактуры произведения.

  • Метроритмическая структура: сложный ритм осложняет интонирование.
  • Гармоническая структура изложения поддерживаемого аккомпанемента: чем яснее, проще гармонический язык, тем легче интонировать.
  • Мелодическая линия: плавное мелодия облегчает интонирование, наличие скачков,– усложняет.
  • Темп: в спокойных темпах интонирование менее затруднительно, нежели в быстрых.
  • Тесситурные условия: в крайних высоких и крайних низких регистрах чистое интонирование труднее, нежели в пределах рабочего диапазона.

Правильно подобранный репертуар - это залог успешной работы над чистотой интонирования.            

Репертуар должен:

  • Носить воспитательный характер;
  • Соответствовать возрасту, диапазону, характеру певца;
  • Иметь содержательный текст;
  • Иметь яркую мелодию;
  • Иметь хорошо поддерживающий аккомпанемент инструмента
  • Быть разнообразным по характеру, содержанию;
  • Иметь принцип от простого к сложному, (каждое произведение должно двигать вперед в приобретении различных навыков, или закреплять их).

Все эти составляющие не могут существовать отдельно друг от друга. Работая над одной из них, невольно затрагиваешь другие составляющие. Развивая их именно в совокупности можно добиться правильного, чистого исполнения.

Чистое интонирование не является самоцелью, ибо это умение, значительно облегчает разучивание песен. Интонирование развивает певческие данные (расширяется диапазон), чувство тональности, музыкальную память и воображение, в дальнейшем облегчает разучивание 2х и Зх- голосных произведений. У детей, которые после упорного труда добились хороших результатов, появляется чувство уверенности в себе, заинтересованность в дальнейшей работе.

От педагога в такой работе требуется большой запас терпения, настойчивости и изобретательность, а также юмор как способ вызвать положительные эмоции, повышающий работоспособность учащихся на занятиях. Главное «оружие» музыкального педагога - это умение во время заметить успехи учащегося и похвалить. Несмотря ни на что, музыка должна приносить детям радость. Способных детей от 2-4 %, поэтому особенно важно увлечь, заинтересовать, приучить к контакту с музыкой остальные 96- 98%. Метод «игры» должен занять большое место в работе с плохо интонирующими детьми. Театрализация песен с игровыми моментами, с движениями, также является дополнительным источником творчества и радости на занятиях хора. 

Список использованной литературы:

1. Апраксина О. Методика развития детского голоса. Учебное пособие. М.:МГПИим. В.И. Ленина, 1983.

2. Апраксина О., Орлова Н. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними. «Музыкальное воспитание в школе» Вып.10. М.: «Музыка», 1975.

3. Вертов А. Техника постановки голоса. М.: Гос. муз. изд-во, 1961.

4. Витт Ф. Практические советы, обучающимся пению. Л.: «Музыка», 1968

5. Жданова Г. Игровой метод в развитии музыкально-нравственных интересов младших школьников в детском хоре. «Музыкальное воспитание в школе».Вып.14. М.:«Музыка», 1979.

6. Куликова Н. К вопросу о работе с неточно интонирующими учащимися первого класса. «Музыкальное воспитание в школе». Вып. 11.М.: «Музыка », 1976.

7. Менабени А. Методы вокальной работы в школе. «Музыкальное воспитание в школе». Вып.11. М.:«Музыка», 1976.

8. Д.Е. Огороднов «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе», Изд-во «Музыка» ленинградское отделение 1972.

9. Статья из интернета «Пение как вид активной деятельности детей» Festival/1september.ru