Работа над звукообразованием в детском хоровом коллективе

Зенкина Светлана Александровна

Пение – сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т. е. взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения. Дети подражают речевой и певческой интонации взрослых, пытаются воспроизвести звуки, издаваемые домашними животными, птицами. Исследования взаимосвязи слуха и голоса ведутся многими учёными. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа им. В. М. Комарова

с углублённым изучением английского языка

закрытого административно - территориального образования

городского округа Звёздный городок Московской области

Структурное подразделение – «Детская музыкальная школа»

Работа над звукообразованием в детском хоровом коллективе.

Подготовила преподаватель Зенкина С. А.

Звёздный городок, 2022г.

Пение – сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т. е. взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения. Дети подражают речевой и певческой интонации взрослых, пытаются воспроизвести звуки, издаваемые домашними животными, птицами. Исследования взаимосвязи слуха и голоса ведутся многими учёными. Доктор Е.И. Алмазов, изучающий природу детского голоса, подчёркивает особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации. Анализируя несовершенное качество детского пения, он называет причины: дефекты слуха, больное горло, отсутствие связи между слухом и голосом; и говорит о необходимости своевременных врачебных осмотров и лечения этих заболеваний. 

Образование звука человеческого голоса обусловлено сложной работой голосового аппарата. Колебания голосовых связок и проходящего между ними воздуха образуют звуковые волны, которые направляются в расширяющуюся к верху полость, представляющую собой верхний резонатор голосового аппарата. Важным вопросом певческого звукообразования является атака звука, связанная со способом его возникновения в гортани, с характером работы голосовых складок. 

В детском пении применяется и мягкая, и твёрдая атаки. Однако и при мягкой атаке требуется точность и определённость в становлении звука, поэтому необходимо работать над преодолением расплывчатости и неопределённости его возникновения. Дети будут воспроизводить звук особенно осторожно, без толчка. В младшем возрасте наряду с использованием мягкой атаки можно применять и твёрдую атаку. Но при этом надо обязательно следить за звуком, чтобы он не был крикливым, форсированным. В работе над качеством звука часто применяется принцип контрастного сопоставления: некрасивому, гнусавому, глухому, крикливому, pезкому звуку противопоставляется звук красивый, нежный, мягкий округлый, звонкий, тембристый. 

Условиями грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, чётко артикулирующие каждый звук. Первое требование – воспитание напевного, протяжного звучания голоса. Детям необходимо объяснить, что петь – значит тянуть звук, то есть протяжно исполнять каждый гласный звук. Педагог обращает внимание учащихся на особенности звучания гласных звуков в пении: для того чтобы пение было красивым и правильным, необходимо округлённо и мягко исполнять все гласные звуки: ма – мэ – ми – мо – му . При пении на заданной высоте разных гласных следить, чтобы звук тянулся ровно, без толчков. Надо научить ребёнка сохранять одинаковую степень вокальности на всех гласных. Вокальная методика отводит вопросу формирования гласных большое место ещё и потому, что вокальные качества голоса ищутся и совершенствуются на пении того или иного гласного звука или сочетании согласного и гласного. При обучении пению не следует исходить из предвзятого мнения о необходимости держать губы, язык в определённом положении. Надо идти от качества звука, чистоты произношения на этом звуке той или иной гласной, так как отличное звукоизвлечение можно наблюдать при самых разнообразных положениях языка и губ. Путём поисков лучшего звучания голоса можно отметить, что на этом пути всегда следует идти от индивидуальности ученика. Гласный «у» помогает выработке пения на «зевке», так как при его формировании мягкое нёбо находит правильное положение. Использование в упражнениях гласного звука «у» ведёт к образованию «узкого», чётко фиксирующего высоту звука . Пропев эту секвенцию закрытым ртом в 3х-4х тональностях, можно перейти на слог «лё». Здесь важно сохранить ту же ровность звука, которая была достигнута при пении с закрытым ртом. При пении с закрытым ртом нужно следить, чтобы зубы не сжимались. Губы сомкнуты мягко (рот открыт, губы сжаты). Звук направлять «не в себя», а к передним стенкам зубов.

Следующее упражнение построено на интонировании нисходящего мажорного и минорного трезвучия. Важным методом воспитания правильного певческого звукообразования является показ педагогом, демонстрация правильного звучания и ошибок. Основная задача первоначального этапа обучения – воспитание у ребёнка умения слушать самого себя, контролировать воспроизводимый звук, сосредоточиться на звучании. Если педагог постоянно воспитывает в юном певце чуткое отношение к краскам голосa, aкцентирует внимание на анализе качества пения, то тем самым добивается и активизации слуха. Слух совершенствуется, если обучение поставлено правильно. Дети знакомятся с первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии, сравнивают звуки разной высоты, длительности. Слух ребёнка всё время контролирует правильность звучания.

 Так как в этом возрасте голосовой аппарат ещё не сформирован и укрепляется вместе с общим развитием организма, он требует к себе бережного отношения. Певческое звучание из-за неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краёв характеризуется лёгкостью, недостаточной звонкостью и поэтому необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения. Важным в работе педагога является общение не только с детьми, но и с их родителями, которым необходимо разъяснять о вредности крикливого пения, а также пения на улице в сырую и холодную погоду.

В работе над звукообразованием важно укреплять и развивать певческий диапазон детей. Однако делать это нужно крайне осторожно, чтобы не навредить. Расширению диапазона способствуют небольшие упражнения, которые каждый раз поются в более высокой тональности. 

Певческий звук, возникающий вследствие смыкания и размыкания голосовых связок, неразрывно связан с певческим дыханием. Основное требование художественного вокального исполнения – правильный красивый певческий звук.

Дикция.

Дикция – это ясность, разборчивость, правильность произнесения текста. В пении она играет важную роль. На рубеже XX века развивается экспериментальная фонетика – наука, чрезвычайно важная для теоретической разработки ряда проблем вокальной педагогики, в частности – дикции в пении.

Звукообразующими органами являются губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы. Всё это называется артикуляционным аппаратом. У юных певцов артикуляционный аппарат часто работает слабо, он скован, зажат. Этот недостаток необходимо сразу же устранять путём мягкого опускания челюсти при полном спокойствии лицевых мышц. Серьёзным тормозом в работе над артикуляцией являются напряжённые движения языка. Выправить этот недостаток помогают слоги с зубными язычными согласными: д, з, т, р , л ,н, а также губными: б, п, в, м, оставляющими заднюю часть языка в пассивном состоянии.

Важно отметить, что речевая орфоэпия несколько отличается от певческой. Особенно это относится к неударным гласным. Основу вокальной дикции составляет звучание определённого певческого тона, которое остаётся неизменным при произношении различных гласных, а также их комбинации. Таким образом, в пении происходит округление гласных, связанное с техникой певческого голосообразования. Округление (в какой-то степени «нейтрализация» гласных) обусловливается также относительно устойчивым положением гортани в пении. При этом, а приближается к о, и – к ю, е – к э. 

Вокальная дикция требует повышенной активности артикуляционного аппарата. Вялость артикуляции обычно является одной из основных причин плохой дикции в пении – гласные и согласные не имеют необходимой ясности, чёткости и устойчивости, звук приобретает однообразный, невыразительный характер. Особое значение для качества вокальных гласных имеет активность не только передней части артикуляционного аппарата, но и заднего отдела – глотки, непосредственно связанной с гортанью (активностью мягкого нёба и корня языка). Однакоэ та активность не должна приводить к перенапряжению, форсированию работы глотки, ибо это приведёт к искажению гласных, чрезмерному их «затемнению». Огромную роль для правильности дикции в пении играют согласные звуки и их взаимоотношение с гласными. Согласные в пении имеют свои особенности, заключающиеся в озвончении, смягчении, уподоблении.

Согласные следует произносить кратко, чётко, многие из них для своего образования требуют значительного выдоха или активного движения языка. Часть согласных произносится с участием голосовых связок, часть без него (при помощи пропускания струи воздуха в щель между языком и нёбом, языком и зубами).

Согласные, которые произносятся с участием голосовых связок (б, в, г, д), благоприятны в вокальном отношении. Поэтому тексты песен, содержащие большое количество таких согласных, в пении наиболее удобны. Важное значение в работе над дикцией и звучанием детского голоса имеет применение слогов, состоящих из различных сочетаний гласных и согласных, ибо согласный звук придаёт большую ясность, чёткость артикуляционной оформленности гласного. Сочетание гласных у, о с согласными, произносящимися с участием заднего отдела артикуляционного аппарата, например, слоги ку, гу, наиболее эффективно в борьбе с «белым», «плоским», «открытым» звучанием. Выработать звонкий, светлый звук у детей поющих глухим звуком можно благодаря применению гласных и, е с согласными, произносящимися с участием переднего отдела артикуляционного аппарата (ди, ле, зи ).

Следует отметить, что артикуляционный аппарат более чем любая другая часть голосообразующего аппарата подчинён волевому контролю, сознательному регулированию его работы.

Артикуляционный аппарат способен в значительной степени к дифференцированным движениям его отдельных частей. Он доступен непосредственному наблюдению и контролю, как со стороны педагога, так и самого учащегося. Поэтому работа над дикцией – одно из средств, косвенно регулирующих работу тех частей голосового аппарата, которые функционируют непроизвольно.

Характерным недостатком дикции детей обычно бывает вялость артикуляции (малоподвижные губы, язык, нижняя челюсть, плохо открывающийся рот). Иногда наблюдается и другой недостаток – утрированная дикция, лишающая голос необходимой вокальности.

Педагогу необходимо помнить и довести до сведения ученика следующие важные правила: 

согласные, которыми заканчиваются слог или слово, должны относиться к следующему слогу или слову;

одинаковые гласные, встречающиеся в конце одного и начале другого слова поются раздельно, например: «Там где» поётся «та – мгде»… 

с детьми младшего возраста необходимо усиленно работать над согласными, которые вырабатываются у них очень постепенно, так как чёткость фонем сильно зависит от артикуляционной подвижности языка. 

В возрасте 7 лет при целенаправленной работе и внимательном отношении к речи ребёнка в семье и в школе подвижность языка становится достаточно хорошей. Очень часто у детей встречаются дефекты произношения согласных «С» и «Р», из которых скорее исправляется «С». Для её быстрого исправления необходимо отобрать несколько слов, начинающихся с согласной «С», и произносить их ежедневно, прижимая кончик языка к верхним зубам. При частых упражнениях недостаток постепенно исчезает. С большей трудностью исправляется согласный «Р», особенно если он носит характер картавости. Выправлять эту фонему следует при помощи перестройки движения языка, т. е. освобождения от напряжения его задней стенки. Такое освобождение приносят зубные согласные. Работать над исправлением необходимо в следующих сочетаниях: ДТ, ДРРР, ТРР и впоследствии сочетаниями: дработа, дремесло, драдуга. При постоянных занятиях недостаток может исправиться во внеклассной работе, но при его стойкости ученика следует направить для его к специалистам-логопедам. Так как пение, связанное со словом, обогащает детские представления, не следует долго задерживаться на упражнениях только со слогами, а переходить к однотактным упражнениям с трёхсложными словами, имеющими ударения на последнем слоге: ти-ши-на, у-ра-ган, гром гре-мит. Такой подбор слов необходим в целях единого и грамотного сочетания слова с музыкальным временем.

Для усовершенствования певческого слова в занятия можно включить скороговорки, улучшающие не только артикуляционную подвижность речевых органов, но и развивающие зрительное внимание учеников, необходимое для запоминания нотных знаков. Воспитание внимания успешно проводится в скороговорках при использовании следующего метода: предлагается простейшая скороговорка: « Раз дрова, два дрова, три дрова». При первом произнесении даже в медленном темпе, дети подменяют согласную «Р» на «В». Чтобы этого избежать, букву «Р» в тексте выделить красным цветом, на которой дети фиксируют своё внимание. В этом примере согласный «Р» является главным раздражителем, и дети, фиксируя внимание, начинают безошибочно произносить слово «дрова», постепенно ускоряя скороговорку. Упражнение повторяется 3-5 раз и задаётся на дом для тренировки. На следующем уроке красная буква «Р» заменяется буквой «В». Дети медленно произносят:  « Один двор, два двора, три двора» и постепенно ускоряют скороговорку.  Следующая возрастающая трудность встретится в удлинённой скороговорке: «На дворе – трава, на траве – дрова».

Для концентрации внимания написать четыре согласных «В», «Р», «Р», «Р». Привыкнув сосредотачивать внимание на этих выделенных согласных звуках, дети легко произносят и эту скороговорку сначала в медленном темпе, а затем и в ускоренном. Подобные упражнения хорошо растормаживают артикуляционные органы. Впоследствии они могут быть использованы в вокальных упражнениях на трезвучиях и звукоряде. Формирование навыков артикуляции предполагает становление тембрального родства гласных, главным условием чего является стремление сохранить устойчивое положение гортани при пении различных гласных.

Виды вокальных упражнений.

Упражнения – это один из простых видов музыкального материала для начинающих петь. Они присутствуют на всём периоде обучения. Упражнения – это основное средство приобретения вокальных навыков. Правильное зарождение звука и техника звуковедения осваивается и закрепляется на упражнениях и потом совершенствуется на вокализах и художественных произведениях. Упражнения, построенные на коротких отрезках музыкальных фраз, транспонируются по полутонам вверх и вниз. Такое повторение одних и тех же попевок ведёт к установлению прочных навыков. Однако, такое повторение можно назвать упражнением только тогда, когда оно производится с определённой целью и когда педагог и ученик оценивают результат каждой попытки. Простое пропевание упражнений без чётко поставленной цели и оценки не ведёт к совершенствованию выполнения. Наоборот, бездумное, формальное пение укрепляет неправильные навыки. Применение упражнений должно быть результатом анализа тех недостатков, которые есть у ученика.

Работая над вокальными навыками, не следует обособлять техническую сторону от художественной и хочу остановиться на этом более подробно. Только при их сочетании у начинающих заниматься пением смогут возникнуть и развиться образные представления. Каждое несложное упражнение должно подкрепляться художественной попевкой. Такой метод работы содействует тому что:

  • дети воспринимают вокальные упражнения как часть песни, которую они поют;
  • художественная попевка, начинающаяся с ладовых сочетаний, уже отработанных в вокальных упражнениях, быстро и чётко запоминается интонационно и требует значительно меньшей работы для её освоения;
  • попевки дают возможность непосредственно входить в художественный образ. Большое количество мелодий обогащают детскую музыкальную память, что имеет большое значение для общего музыкального развития детей.

Сначала упражнения поются сверху вниз, так как в верхнем отрезке рабочего диапазона голоса лучше ощущается головное резонирование, являющееся наиболее характерным для детского голоса. Пение сверху вниз важно ещё и потому, что верхний звук, обладающий более высокими частотами, физиологически вызывает большее раздражение в слуховой области центральной нервной системы, что содействует лучшей координации слуха с голосом. Это подтвердилось и на моей практике. Ребёнку проще повторить тоническое мажорное трезвучие с пятой ступени вниз, чем с первой ступени. А так как последовательность в работе требует продвижения от простого к сложному я применяю сначала вокальные упражнения начинающиеся с пятой ступени. Они помогают координации слуха и голоса, развитию и укреплению музыкального слуха, выработке правильного произношения гласных и согласных звуков, развитию певческого дыхания, гибкости и подвижности голоса. Все эти задачи в комплексе решаются на каждом занятии. Но педагог должен делать акцент, на котором фиксируется основная задача данного урока. 

Вокальные упражнения можно разделить на два основных вида: настроечные и вокально- технические.

К настроечным относятся те, которые приводят голосовой аппарат в рабочее состояние. Цель настроечных упражнений – постепенное приведение голосового механизма в должную координацию, содействующую зарождению здорового звука. Следует давать привычные упражнения, не требующие от ученика особого внимания, хорошо впетые. Умеренная сила и работа в центральной части диапазона голоса способствуют стабильному, правильному выполнению упражнений. Последовательность распевочных упражнений и их характер не следует оставлять из урока в урок одинаковыми, иначе может образоваться привычка – стереотип их повторения, что в дальнейшем может затруднить пользование каждым в отдельности. Настройка голоса проводится в основном на тонических трезвучиях и звукорядах, поющихся сверху вниз на отрывистом звуке. Стаккато при мягкой атаке хорошо настраивает аппарат на лёгкое и мягкое звучание. Учитывается возрастающая трудность упражнений. 

Вокально-технические упражнения. 

Искусство пения требует овладения сложным комплексом художественно – технических элементов. Достигается это путём фиксации внимания учащихся на конкретной вокально-технической задаче. При этом целенаправленный, постепенно усложняющийся музыкальный материал упражнений будет способствовать закреплению определённых навыков. Упражнения и попевки подбираются соответственно уровню певческого развития учащегося и усложняются постепенно в процессе обучения. Например, предлагая упражнения на кантилену, можно сознательно упростить элементы музыкальной выразительности, подобрать попевку с несложным ритмом, плавным мелодическим рисунком, в умеренном темпе. Этим создаются наиболее благоприятные условия для выработки протяжности звучания. Пение legato считается основой вокального искусства. Выработка навыков напевного звучания представляет одну из основных задач в вокальной педагогике. Однако если не сочетать эту задачу с выработкой лёгкости, подвижности голоса, с навыками пения non legato, то это может привести к образованию тяжёлого звучания, лишённого гибкости и выразительности. Концентрация упражнений вокруг определённой вокально-технической задачи приводит к усвоению соответствующего навыка. Однако не следует задерживать внимание на каком-либо одном задании: это утомляет детей и отвлекает их от других задач.

Конкретный подбор упражнений для начинающих зависит от метода, которым пользуется педагог, от особенностей звучания голоса и его недостатков. Вокализы – это музыкальный материал, который используется в качестве перехода от упражнений к художественным произведениям. Их можно назвать музыкальным произведением, написанным с определённой технической задачей. Цель вокализов заключается в выработке тех или иных технических качеств. Они имеют узкую направленность и потому схожи с упражнениями. Отличаются тем, что являются музыкальными произведениями со свойственными им характерными чертами. Вокализы поют либо на гласный звук, либо с названием нот. Он имеет определённое музыкальное содержание, законченную музыкальную форму.

Вокализы приучают особенно внимательно относиться к музыкальному тексту, авторским ремаркам, что так полезно для исполнения художественных произведений. Большинству учащихся отсутствие текста облегчает задачу и позволяет сконцентрировать внимание на правильности звукообразования и звуковедения. Можно использовать вокализы Ф. Абта, Г. Зейдлера с начального этапа обучения.

Упражнения для начинающих должны быть предельно просты в мелодическом и ритмическом плане. Для слабых учеников рекомендуется использовать упражнения, построенные на интонациях народных песен. Конкретный подбор упражнений для начинающих зависит от метода, которым пользуется педагог, от особенностей звучания голоса и его недостатков.

Подбор и разучивание репертуара.

Если упражнения и вокализы носят подсобный характер материала, подготавливающего к пению художественных произведений, то сами произведения, правильно подобранные, являются основным средством воспитания певца. Простые произведения с текстом я даю после двух месяцев работы на упражнениях и вокализах. Этот срок позволяет ребёнку приобрести первичные навыки правильного образования звука, элементарные установки формирования гласных, работы дыхания. Музыкальный материал для детей должен подбираться с точки зрения его воспитательной и художественной ценности. Произведения, используемые в работе должны отвечать следующим художественно-педагогическим требованиям:

- способствовать пробуждению и развитию гуманных чувств;

- нести художественную ценность;

- эмоционально насыщенными;

- содержательными и занимательными по сюжету;

- мелодичными;

-простыми по форме и доступными по содержанию.

Но не только разнообразный по тематике и форме музыкальный материал оказывает воспитательное воздействие на детей. Этому способствует и метод его преподнесения. Мало только уделить внимание технически точному исполнению произведения. Необходимо подчинить технику выразительности для того, чтобы помочь детям более глубоко воспринять музыкальный образ, осмыслить его содержание. Ничто не должно быть заучено без понимания смысла и значения выразительных свойств. Репертуар должен соответствовать возрасту и вокальным возможностям ребёнка. Трудность в подборе репертуара привносят те обстоятельства, что у детей младшего возраста очень ограничен диапазон, сила голоса невелика, и в тоже время подчёркивает ответственность и внимание, с которым нужно подходить к подбору репертуара. Не допускается завышение репертуара по степени сложности. Новый материал следует разучивать в начале урока, пока ребёнок не утомился. Сначала песню исполняет педагог, разбирает её вместе с учеником при помощи наводящих вопросов: 


Какой характер песни?


Содержание: о чём или о ком в ней поётся? 


Какие картинки и образы ребёнок видит при её исполнении? 


Что чувствует ребенок, когда поёт эту песню? 

Если в песне встречаются незнакомые для ребёнка слова, надо обязательно объяснить их значения. На следующем уроке надо попросить ребёнка напомнить значение новых слов. После прочитать весь текст, для того, чтобы ребёнок воспринял его целиком, и лишь затем перейти к разучиванию. Иногда дети запоминают мелодию песни скорее, если они её разучивают сразу со словами, поэтому, не отрицая этого метода, не надо отказываться от чёткого произнесения текста без музыки, так как только при раздельной работе над словами можно установить, какие недостатки слова и речи выявляются у детей. Но не стоит задерживаться на чтении текста без пения, так как образность песни возникает быстрее, когда сочетают слово с музыкой. Полезно разученную песню пропевать вокализом. Это особенно необходимо, если песня напевного характера. Подобный приём приучает детей с раннего возраста к кантилене. Но прибегать к этому методу следует, когда у детей развиты вокальные навыки, исключающие крикливость. В противном случае кантилена на нездоровом аппарате не только не вырабатывается, а наоборот, укрепит вредные навыки напряжения. Вокализировать полезно и подвижные песни, так как быстрые мелодии обретают лучшую звучность, если в основе их лежит непрерывность дыхания.

Развитие выразительности – одна из существенных задач обучения пению с раннего детства. Осуществление этой задачи находится в большой зависимости от индивидуальности ребёнка, но успех развития этой способности во многом зависит и от методов. Надо вызвать у него то эмоциональное состояние, которое непроизвольно заставит его войти в образ исполняемой песни. У детей необходимо развивать фантазию и воображение. Можно сделать элементарную театрализацию какой-нибудь детской песни, и она вызовет у них то настроение, какое никак не возникает в статичной обстановке. Конкретность мышления особенно свойственна детям младшего возраста, и поэтому самые примитивные движения ведут к тому, что они включаются в песню, как в игру. Только творческая атмосфера позволит ребёнку по-настоящему передать свои чувства. Заинтересованность детей исполнительским процессом активизирует весь ход занятий. 

Репертуар составляет основу воспитания музыканта, его вкуса. Поэтому подбор должен осуществляться тщательным образом из лучших произведений народной, классической, современной музыки. Высокие требования следует предъявлять к литературно-поэтическому тексту, содержанию произведения.