Классный час «Её величество домра».

Стасевич Ирина Анатольевна

Ознакомление с историей инструмента, музыкальным материалом, с исполнителями на домре.

Повышение уровня знаний учащихся;

Расширение багажа музыкальных впечатлений;

Формирование интереса к инструменту у обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eyo_velichestvo_domra_-21.docx402.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ДШИ»

Классный час

«Её величество домра».

Подготовила:        Стасевич Ирина Анатольевна

Преподаватель по классу домры

Первая квалификационная категория

2021 г.

Тема классного часа: «Её величество домра»

Место проведения: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ»

Дата проведения: 19 .03. 2021  г.

Продолжительность: 40 минут.

Участники: преподаватель, учащиеся класса

Цель: ознакомление с историей инструмента, музыкальным материалом, с исполнителями на домре.

Задачи:

а) повышение уровня знаний учащихся;

б) расширение багажа музыкальных впечатлений;

в) формирование интереса к инструменту у обучающихся.

Методика проведения классного часа: лекция.  

Ход мероприятия.

  1. История возникновения инструмента.

История домры насчитывает несколько веков. Когда точно появился этот инструмент, сказать сложно, однако известно, что уже в XVI веке он широко использовался скоморохами, развлекавшими своими выступлениями знать и простой люд. Кстати, именно из-за скоморохов, позволявших себе смелые высказывания в адрес знати и духовенства, в XVII веке домра и ряд других инструментов подверглись опале – власти объявили их вне закона и даже устроили «показательное» сожжение нескольких телег с орудиями «бесовских игрищ», как они называли выступления скоморохов. Таким образом, домра пропала из поля зрения почти на двести лет. 

Вернулась из забытья она благодаря музыканту Василию Андрееву, ранее уже «воскресившему» балалайку. В конце XIX века в глухой деревеньке Вятской губернии Андреев нашел инструмент, напоминавший старинную домру. Вместе со своими соратниками он усовершенствовал его, а также разработал несколько разновидностей. Считается, что домры разных размеров существовали еще в XVII веке (назывались они домришка и домра басистая), однако именно Василий Андреев с коллегами создал инструменты современного образца, которые вошли в состав Великорусского оркестра и используются до сих пор. 

Современная домра имеет полусферический корпус из хорошо высушенного дерева (редко – пластика) и узкий короткий гриф. 

Задняя часть корпуса, называемая кузовом, состоит из 7 или 9 сегментов (клепок) и изготавливается обычно из клена, палисандра или березы. На ней установлены кнопки для закрепления струн.

Верхняя дека выполняется из резонансной ели или пихты, имеет круглое резонаторное отверстие (голосник) с фигурной розеткой и окантовывается по кромке обечайкой. На деку устанавливаются нижний порожек и кленовая подставка для струн – она передает колебания струн корпусу. Над декой крепится навесной панцирь из твердого дерева, пластика или винила, который защищает деку от случайных попаданий медиатора – овальной пластины, используемой для звукоизвлечения.

Гриф производится из твердых пород дерева. Металлическими порожками он разделяется на лады (их может быть от 19 до 30). На голове грифа, отделенной от основной его части костяным или пластиковым верхним порожком, устанавливается колковый механизм для натяжения и настройки струн.

2.Об уходе за домрой.

Домру рекомендуется хранить при температуре 20–25 оС, вдали от отопительных приборов, окон и дверей. Хранить лучше в чехле. Если же вы часто перевозите вашу домру, то чехол просто обязателен – он позволит сберечь инструмент от резких перепадов температур, пыли, грязи, случайных ударов и прочего внешнего воздействия. 

Корпус домры периодически нужно протирать мягкой тряпочкой, а вот струны – после каждого сеанса игры, чтобы удалить осевший на них пот и грязь с пальцев. Кроме того, струны периодически нужно менять: хотя бы раз в два месяца при регулярных репетициях (а при активной игре – еще чаще) и за день до публичного выступления (чтобы они успели «вытянуться» до рабочего состояния и уверенно держали строй). 

Если вы будете соблюдать эти нехитрые рекомендации, ваш инструмент всегда будет выглядеть и звучать «на отлично», а игра на нем будет для вас настоящим удовольствием! 

3.Виды домр.

Трехструнные домры бывают нескольких видов: пикколо, малая, меццо-сопрановая, альтовая, теноровая, басовая и контрабасовая. В оркестре русских народных инструментов получили распространение пикколо, малые, альтовые и басовые домры. img11.jpg

4.Интересные факты о балалайке.

Давным - давно жили бедные крестьяне и, чтобы скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень полюбилось людям. Он играл на всех народных гуляньях и ярмарках. Под его веселые звуки пели, танцевали, играли. Но вот как назвать его? Думали- думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», то есть разговаривать, болтать. Музыкантов, которые играют на балалайках, называют балалаечниками. Балалайка - струнный инструмент, потому что звук возникает благодаря игре на струнах. Посмотрите, из каких частей состоит она - гриф, резонатор, три струны. Корпус у балалайки треугольный. Изготавливают ее из дерева, чаще всего из ели, без единого гвоздя, а детали соединяют специальным клеем. В современном виде  балалайка стала  музыкальным символом нашей России. А что такое «символ»? Символ — это условный знак  понятия или явления. 

Балалайка сегодня неизменно ассоциируется с Россией, с ее историей и культурой. Знаете ли вы, что в Тверской области в городе Бежецке  в родном городе Андреева поставлен первый памятник русской балалайке. А летом 2014г был установлен памятник и в  городе Севастополе.

В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.

  1. Виды балалаек.

В современном оркестре русских народных инструментов используются пять видов балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас — функцию баса.

img6.jpg

6.Звучит её величество домра.

А теперь, ребята, давайте послушаем как звучат русские народные инструменты.

Ребята, отгадайте, пожалуйста, мою загадку:

Балалайки, гусли, домры

И баяны, и гармошки

Есть трещотки, дудки, бубны

Даже расписные ложки

Все играют звонко, дружно

Слушать их не надоест

Отгадать, ребята, нужно

Что это? (это оркестр)

Давайте вспомним, что такое оркестр?

ОРКЕСТР – это коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах, одновременно, одно и то же музыкальное произведение. Ребята, оркестры по своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра. В оркестре русских народных инструментов три основные группы – струнные, духовые и ударные. К струнным относятся: балалайки, гусли, домры. А теперь давайте послушаем, несколько произведений в исполнении оркестра русских народных инструментов. (Звучат несколько произведений в исполнении оркестра).

img0.jpg

И в конце нашего классного часа я предлагаю вам послушать как звучит домра в руках бывшей выпускнице нашей школы Анчутиной Наташи. Многих из вас я уже знакомила вас с творчеством Анчутиной и сейчас я предлагаю послушать ещё несколько произведений из её репертуара.

На этом наш классный час заканчивается, а я вамжелаю играть на своём инструменте так же хорошо, как вы только что слышали. Но не забывайте, чтобы так играть нужно много трудиться.