Классный час «Семь волшебных нот».

Стасевич Ирина Анатольевна

Цель: закрепить в игровой форме теоретические знания учащихся,  активизация инициативы и творческих способностей детей через игровые моменты; расширение общего кругозора; приобщение к музыкальному искусству.

Задачи:

  • Способствовать развитию познавательного интереса к урокам музыки, воспитание эстетического вкуса.
  • Развитие логического мышления и творческих способностей
  • Формирование навыков и знаний через игровую деятельность, формирование чувства коллективизма и здорового соперничество.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sem_volshebnyh_not_19.docx28.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ДШИ»

Классный час

«Семь волшебных нот».

Подготовила:        Стасевич Ирина Анатольевна

Преподаватель по классу домры

Первая квалификационная категория

2019 г.

Тема: «Семь волшебных нот».

Дата проведения: 19. 12. 2019 г.

Аудитория: учащиеся класса домры, балалайки.

Цель: закрепить в игровой форме теоретические знания учащихся,  активизация инициативы и творческих способностей детей через игровые моменты; расширение общего кругозора; приобщение к музыкальному искусству.

Задачи:

  • Способствовать развитию познавательного интереса к урокам музыки, воспитание эстетического вкуса.
  • Развитие логического мышления и творческих способностей
  • Формирование навыков и знаний через игровую деятельность, формирование чувства коллективизма и здорового соперничество.

Ведущий: Добрый вечер! 

Тема классного часа «Семь волшебных нот».

В течение нашего занятия вы отвечать на мои вопросы и отгадывать загадки. Будьте внимательны!

Чтобы пьесы исполнять

Ноты нужно твердо знать

Выучи названья нот

И где каждая живет.

Мы знаем, что лампочку изобрел Эдисон, кино – братья Люмье, радио – Попов, гармошку – Фридрих Бушман, баян – Петр Стерлигов.

А кто изобрел ноты? Не знаете? Сейчас я вам расскажу.

Более 900 лет тому назад в итальянском городе Ареццо

жил монах Гвидо. Он был учителем пения. Его подопечные – мальчики из церковного хора – ежедневно собирались на спевки. И, как всегда, начинали занятия с распевного гимна, который был очень популярен в то время. Особенность этого гимна была в том, что каждая строка начиналась тоном (звуком) выше. Если кто-то из хористов начинал фальшивить, сам пел нужный звук. При этом четко произносил первый слог начального слога фразы: - Ут! – гремел голос Гвидо под сводами церкви. Мальчики, широко раскрыв рты, дружно подхватывали «Ут». За слогом «ут» следовало «ре», «ми», «фа», «соль» и «ля». Это первые слоги начала каждой строки гимна. Но вот что удивительно: эти слоги так и остались названиями нот. Слово «нота» в переводе с латинского языка означает «знак». Правда, слог «ут» переделали в «до» и прибавили к шести названиям нот еще одну – «си» и получился мажорный лад. Этот лад - до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. А теперь назовите ноты по порядку. Правильно! Гвидо придумал нотные линейки, на которых удивительно просто и наглядно разместились нотные знаки, указывающие движение мелодии. Сначала было три линейки - красная, желтая, черная. Знаки – ноты были квадратные. Но время шло. Один век сменял другой. Бурно развивалось музыкальное искусство. К 17 веку появилась простая и доступная нотная запись. И ноты навсегда заняли свои места на нотном стане (на пяти линейках).

Есть у радуги семь красок

А у музыки семь нот

Только кто же без подсказок

Эти ноты разберет?

Будто капельки похожи

Различить мы их не можем

Вот что: ноты все украсим,

Словно радугу раскрасим.

И запомним сразу мы,

Где тут фа, а где тут ми.

Как запомнить название и порядок нот?

Например, чтобы запомнить порядок цветов радуги, мы проговариваем считалку. Каждый охотник желает знать где сидит фазан, и у нас получается, следующий порядок: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

А чтобы запомнить порядок нот, можно выучить детскую считалку:

До ре ми фа

Соль ля си

Едет кошка на такси!

А котята прицепились

И бесплатно прокатились!

А еще есть стихотворение.

Слушайте внимательно и подсказывайте!

Звукоряд от «До» до «До»

Впереди всех нота «До»

А за нею на горе

Машет ручкой нота «Ре»

Третья нота из семи,

Безусловно, нота «Ми».

Нарисована графа

А под нею нота «Фа»

В огороде есть фасоль –

Здесь же в нотах

Только «соль»

Быстро пальцем шевеля

Поиграла ноту «ля»

У ребят у всех спроси,

Как закончить звукоряд? «Си»

Гамма вся, от «До» до «До».

Ноты мы повторили.

  1. Музыкальная викторина.

Как называют пять линеек, на которых расположены ноты? (Нотный стан).

Какое произведение мамы исполняют своим детям перед сном? (Колыбельная).

Какие ноты растут на грядках? (Фа-соль, по-ми-до-р).

Без какой ноты не может обойтись повар? (Без ноты «Соль»).

Как называют музыканта, в совершенстве владеющего инструментом? (Виртуоз).

На каком инструменте играл былинный герой Садко? (На гуслях).

Кто автор балета «Щелкунчик»? (П.И. Чайковский).

Что Д.Б. Кабалевский называл «тремя китами»? (Песню, танец, марш).

Как называется музыкальный спектакль, в котором все герои танцуют? (Балет).

Назовите самый музыкальный цветок. (Колокольчик).

Назовите хоть одно кулинарное блюдо с музыкальным названием. (Солянка).

Кто написал оперу «Иван Сусанин»? (М.И. Глинка).

Как называют музыканта, который руководит хором? (Дирижёр).

Назовите самый большой музыкальный инструмент. (Орган).

Какую песню исполняют стоя? (Гимн).

Как называется музыкальная погремушка? (Маракас).

Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом? (Треугольник).

Как называется известный балет П.И. Чайковского, посвящённый прекрасным птицам? («Лебединое озеро»).

Как называется музыкальный коллектив из четырёх исполнителей? (Квартет).

Сколько струн у балалайки? (Три).

Какими ключами нельзя открыть входную дверь? (Скрипичным и басовым ключом).

2. Конкурс «Сказочные исполнители».

На каких инструментах играли известные сказочные музыканты-исполнители?

Крокодил Гена. (На гармошке).

Папа Карло. (На шарманке).

Садко. (На гуслях).

Кот Матроскин. (На гитаре).

3. «Музыкальная дуэль».

В «музыкальной дуэле» принимают участие равное количество игроков (смельчаков) от каждой команды. Их задача - назвать слова, в которых присутствует название хотя бы одной ноты. Побеждает тот, кто больше назовёт таких слов. Слова ребята называют по очереди. Тот, кто не смог назвать слово, выбывает из игры.

(Примерные ответы: подорожник, дорога, домра, подосиновик, доктор, дом); ремень, рельсы, серебро, ремень, ремесло, религия; мимоза, минута, мир, миф, помидор, мидия; факс, фагот, фары, фанфары, фанера, фанат; лягушка, поляна, слякоть, колядки, клякса, коляска; сито, сироп, сила, синева, косилка, сирень).

4. Фауна и флора.

Ведущий. Для участия в этом конкурсе вам достаточно знать названия нот, составляющих всем известную гамму: до. ре. ми, фа. соль, ля. си. Но, как ни странно, вам понадобится знакомство с животным и растительным миром.

1. Назовите животное, в названии которого есть нота «ре».

(Черепаха)

2. Назовите растение, в названии которого есть нота «соль» и еще одна нота.

(Фасоль)

3. Назовите птицу и цветок, в названиях которых есть нота «си».

(Синица, сирень)

4. Назовите птицу и растение, в названиях которых есть нота «до».

(Удод, подорожник)

5. «Аукцион песен»

Кто больше споет песен, где упоминается какой-либо музыкальный инструмент?

6. «Музыкальные загадки»

1.Что мы слышим ухом? (звук).

2.Как называют музыканта или певца, играющего или поющего в сопровождении оркестра или хора? (солист).

3.Музыкальный инструмент в форме стола на трёх ножках (рояль).

4.Как называются графические знаки для записи музыкальных звуков? (ноты).

5.То, что натягивают на гитаре (струны).

6.Грустное печальное звучание музыки (минор).

7.То, что есть у каждого человека, возникает в результате колебания связок (голос).

8.Весёлое оптимистическое звучание музыки (мажор).

9.На каком инструменте играл Шерлок Холмс? (скрипка).

10. Назвать клавишный музыкальный инструмент (ф-но)

11.Назвать русский народный струнный музыкальный инструмент (балалайка, гусли)

12.Пьеса в четком ритме для сопровождения военных парадов, демонстраций, шествий (марш)

13.Автор, создатель музыкальных произведений (композитор)

14. Многочисленный коллектив музыкантов инструменталистов (оркестр)

15. Ансамбль из двух исполнителей (дуэт)

16. Какой русский народный инструмент имеется в каждом доме? (ложки)

7. Инсценировка сказки «Репка»

Ведущий: Ребята, я думаю всем вам в детстве мамы читали сказку «Репка».

И сейчас мы попробуем эту сказку инсценировать. Я попрошу подойти ко мне героев этой сказки. Сейчас я раздам слова и когда я буду рассказывать сказку персонажи будут произносить написанные слова, когда услышат свое имя. Читается сказка «Репка». 

Посадил дед репку — выросла репка большая, пребольшая.
Стал дед репку из земли тянуть: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед на помощь бабку.
Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула кошка мышку.
Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут-потянут — вытянули репку!

Будьте внимательны!
1-й игрок будет репкой. Когда ведущий говорит слово «репка», игрок должен сказать «Оба-на» или «Оба-на, вот я какая…»

2-й игрок будет дедом. Когда ведущий говорит слово «дед», игрок должен сказать "Ой не могу всё трясётся " 

3-й игрок будет бабкой. Когда ведущий говорит слово «бабка», игрок должен сказать  «Где мои 17 лет?»

4-й игрок будет внучкой. Когда ведущий говорит слово «внучка», игрок должен сказать  «Не готовая я»

5-й игрок будет Жучкой. Когда ведущий говорит слово «Жучка», игрок должен сказать «Гав-гав» 

6-й игрок будет кошкой. Когда ведущий говорит слово «кошка», игрок должен сказать "Мяу-мяу « или «Уберите собаку с площадки! Аллергия у меня на ее шерсть!

7-й игрок будет мышкой. Когда ведущий говорит слово «мышка», игрок должен сказать «Пи-пи» или "

Начинается игра, ведущий рассказывает сказку, а игроки ее озвучивают. Ведущий:

 Дорогие зрители:

Про Репку вам поведает рассказ.

Мы очень постараемся

И с волненьем справимся!

Итак, поехали-и-и-и-и-и!

Ведущий: Уважаемые зрители! Сказку на новый лад увидеть, не хотите ли?

Знакомую до удивления, но с некоторыми добавлениями…в одной, ну очень сельской, местности весьма далекой от известности, жил-был дед.

(Появляется дед).
Дед: Ой не могу всё трясётся " 
Ведущий: и посадил дед репку.
(Выныривает Репка)
Репка: О-ба-на! Вот я какая!
Ведущий: Выросла наша репка большая-пребольшая!
(выныривает из-за занавеса Репка)
Репка: Оба-на, вот я какая!
Ведущий: Стал тянуть Дед репку.
Дед: (высовываясь из-за занавеса) Ой не могу всё трясётся .
Репка: Оба-на, вот я какая!
Ведущий: позвал Дед Бабку.
Дед: Ой не могу всё трясётся .
Бабка (выныривая над занавесом): Где мои 17 лет?!
Ведущий: пришла бабка…
Бабка: Где мои 17лет?
Ведущий: Бабка за дедку…
Дед: Ой не могу всё трясётся
Ведущий: Дедка за репку…
Репка: Оба-на, вот я какая!
Ведущий: Тянут, тянут – вытянуть не могут. Зовет Бабка…

Бабка: Где мои 17 лет?
Ведущий: Внучку!
Внучка: Не готова я еще!
Ведущий:  Губки не накрасила? Пришла внучка…
Внучка: Не готова я еще!
Ведущий:  взялась за Бабку…
Бабка: Где мои 17 лет?
Ведущий:  Бабка за Дедку…
Дедка: Ой не могу всё трясётся " 
Ведущий:  Дедка за репку…
Репка: Оба-на, вот я какая!
Ведущий:  тянут, тянут – вытянуть не могут…зовет Внучка…
Внучка: Не готовая я!
Ведущий: Жучку!
Жучка: ну вы блин, даете, собачья работа!
Ведущий: Прибежала Жучка…
Жучка: Ну вы, блин, даете, собачья работа…
Ведущий: Взялась на Внучку…
Внучка:: Не готовая я…
Ведущий: Внучка за Бабку…
Бабка: Где мои 17 лет?
Ведущий:  Бабка за Дедку…
Дед: Ой не могу всё трясётся .
Ведущий: Дедка за Репку…
Репка: Оба-на, вот я какая!
Ведущий: Ой не могу всё трясётся . Ведущий:  тянут- потянут – вытянуть не могут…взяла Жучка …
Жучка: ну вы, блин, даете, собачья работа!
Ведущий: : Кошку!
Кошка: Уберите собаку с площадки! Аллергия у меня на ее шерсть! Без валерьянки не работаю!
Ведущий: прибежала кошка и как вцепится в Жучку…
Жучка: Ну, вы, блин, даете, собачья работа!
Ведущий: : Жучка взвизнула…
Жучка: (визжа) Ну вы, блин, даете, собачья работа!
Ведущий:  взялась на внучку...
Внучка: Не готовая я…
Ведущий: внучка – за Бабку…
Бабка: Где мои 17 лет?
Ведущий: Бабка – за Дедку…
Дед: Ой не могу всё трясётся
Ведущий: Дедка – за репку…
Репка: Оба-на!
Ведущий: : Тянут, тянут, вытянуть не могут. Неожиданно из амбара широкой поступью появляется Мышка…
Мышка: Все окей, забодай вас Комар?
Ведущий:  По нужде вышла и сделала она это под Кошку.
Кошка: Собаку уберите. Аллергия у меня на шерсть, без валерьянки – не работаю!
Ведущий: Как заорет от возмущения…Мышка…Мышка: Все окей, забодай вас комар?
Ведущий: схватила Кошку, Кошка…
Кошка: Собаку уберите, аллергия у меня на его шерсть, без валерьянки не работаю!
Ведущий: кошка опять вцепилась в Жучку…
Жучка: Ну, вы, блин, даете, собачья работа!
Ведущий: Жучка ухватилась за внучку…
Внучка: Не готовая я…
Ведущий:  Внучка летит на бабку…
Бабка: Где мои 17 лет?
Ведущий:  Бабка вломила Дедке…
Дед: Ой не могу всё трясётся
Ведущий:  тут и мышка разозлилась, отодвинула народ, крепко за ботву схватилась и достала корнеплод! Да, видать, по всем приметам не простая мышка эта!
Мышка: Все окей, забодай вас комар?
Репка: Оба- на, вот я какая. Все: Вот и репка наша здесь. Ой, как хочется поесть! Дружба – вот в чём наша сила!

Ведущий: Вот и сказочке конец.

А кто слушал – МОЛОДЕЦ!

 

Ведущий: И закончить наш классный час «Семь волшебных нот» хочется следующими словами:

Льется музыка рекой,

Вьется нотною строкой.

Снова звуков половодье

Захлестнуло нас вокруг

До свиданья, до свиданья,

До свиданья милый друг!