Открытый урок «Первые шаги домриста»

Стасевич Ирина Анатольевна

 Воспитание начальных исполнительских навыков при обучении игры на домре.

Уметь слушать преподавателя, воспринимать мелодию по характеру звучания, размышлять о ней, выполнять учебные действия, включая слуховой контроль во время слушания, разучивания и исполнения пьес.

Умение выразительно исполнять несложные пьесы на открытых струнах в ансамбле с преподавателем.

Получение опыта разгадывания ребусов с названием нот, для дальнейшего применения знания нот в обучении. Выразительного простукивания ритмического рисунка исполняемых песен со словами, нахождение кульминационной точки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervye_shagi_domrista_22.docx23.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
            ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  
       «ДШИ»

Открытый урок

«Первые шаги домриста»

Подготовила:        Стасевич Ирина Анатольевна

                                                          Преподаватель по классу домры

                                                          Первая квалификационная категория

2022 г.

Тема: Первые шаги домриста.

Ученик: Романаускас Софья 1 класс

Время проведения: 08. 12. 2022 г.

Цель урока:   Воспитание начальных исполнительских навыков при обучении игры на домре.

Задачи:  Уметь слушать преподавателя, воспринимать мелодию по характеру звучания, размышлять о ней, выполнять учебные действия, включая слуховой контроль во время слушания, разучивания и исполнения пьес.

Умение выразительно исполнять несложные пьесы на открытых струнах в ансамбле с преподавателем.

Получение опыта разгадывания ребусов с названием нот, для дальнейшего применения знания нот в обучении. Выразительного простукивания ритмического рисунка исполняемых песен со словами, нахождение кульминационной точки.

Форма учебного занятия: индивидуальная;

Тип учебного занятия: комбинированное занятие;

Материально-техническое оснащение урока: классная комната, нотные пособия,  музыкальные инструменты (две домры, фортепиано),

 стул по росту учащегося, подставка для ног, пульт.

Методические приемы: объяснение, наглядный метод, игровой метод, сравнение, самоконтроль, практическая работа.

Используемые современные технологии обучения:

  • Технология личностно-ориентированного обучения;
  • Здоровьесберегающие технологии;

Вид занятия: урок-беседа.

Демонстрационный материал: Карточки с ребусами;

 Используемый на уроке учебный материал: «Музыкальные картинки» О. Моисеева; «Домра с азов»   сост. А. Потапова;   «Волшебные струны домры» В -1 сост.В. Дутова;   «Альбом малыша домриста»; «Ассоль» Альбом упражнений и пьес сост. В. Владимиров.

План занятия:

  • Вступительное слово(2 мин.).
  • Организационный момент (2мин.).
  • Исполнение пьес-попевок (15 мин.)
  • Разгадывание ребусов (3)
  • Исполнение пьес для академического концерта (15 МИН.)
  • Подведение итогов занятия (2 мин.).
  • Домашнее задание (1мин.).

Ход занятия:

1.Вступительное слово. 

Начальное обучение едва ли не самый ответственный и трудный этап в работе педагога. Первые уроки с учеником имеют особенно важное значение для установления контакта, без которого занятия музыкой с детьми не дают нужного результата. Уроки музыки нельзя начинать с обучения ремеслу. Учитывая детскую психологию и возрастные особенности, нужно стараться преподносить учебный материал в качестве игры. Такая организация учебного процесса всегда вызывает у детей живой интерес к занятиям  и приносит им радость общения с педагогом музыки.

Начальный этап обучения домриста включает в себя:

  • Формирование посадки с инструментом;
  • Постановку игрового аппарата;
  • Простейшие навыки звукоизвлечения.

2. Организационный момент.

 Приветствие, знакомство с участниками открытого занятия. Задача учителя – подготовить ученика психологически к открытому уроку. Создать дружелюбную, располагающую к творчеству обстановку, заинтересовать темой урока, озвучить план урока, настроить ученика на активную работу. Задачи для обучающегося: подготовка рабочего места, принятие удобной правильной посадки.

3.Исполнение пьес-попевок. 

Поскольку свободно звук извлекается только на открытых струнах, то огромную часть времени преподаватель тратит на преодоление болезненных ощущений в левой руке, возникающих при прижатии струн на ладах. Процесс преодоления этих ощущений длителен. Адаптация к инструменту проходит по-разному (в зависимости от возраста), но в основном она завершается к концу первого полугодия. Кроме того, большие проблемы возникают при освоении игры медиатором. Очень часто вся энергия преподавателя тратится на решение именно этих технических задач и не учитывается тот фактор, что формирование будущего музыканта необходимо начинать с самых первых уроков.

Начнем с упражнений. Упражнения - форма игры для ребенка, создающая условия для активного поиска образно-звуковых характеристик динамическими и тембральными возможностями инструмента. Исполняем пьесы «Барашеньки крутороженьки», «Козочка», «Пастушок», «Бьют часы» (в ансамбле с педагогом).  Творческие задания для ученика. Творческое задание: Повторить за преподавателем песенку «Андрей воробей» на ноте «до», прижатой 2 пальцем. Затем, по заданию преподавателя, сыграть её от имени хитрой лисы, диктора телевидения, барабанщика. При игре нужно менять настроение, тембр, темп, силу звука в соответствии с выбранным образом. Поскольку музыкальное интонирование изначально связано с речью с речевым интонированием, то необходимо на раннем этапе обучения связывать нотный материал со словом, использую простейшие, доступные ребенку тексты. Самым важным в этой работе является умение ученика найти и выделить во фразе смысловое слово, а в нем ударный слог, что будет являться кульминацией, и связать это с нотным звучанием.

Переходим к проигрыванию пьес из сборника О. Моисеевой «Музыкальные картинки». Пьесы «Лягушонок», «Кошкин дом», «Дятел», «Частушка», «Мишка косолапый», «Другой мишка косолапый», «Слоник», «Мишка гармонист».  Обсуждаем  характер исполняемых произведений. Ученица учится выражать свои мысли.  Залогом успеха такой работы является подбор художественно-ценного репертуара. В этом смысле рациональнее всего использовать мелодии со словами, и прежде всего народные песни, которые понятны ученику и не очень сложны для исполнения. Учимся  слушать преподавателя, воспринимать мелодию по характеру звучания, размышлять о ней, выразительно исполнять, сопоставлять веселую и грустную, быструю и медленную музыку при исполнении на инструменте, передавать свои мысли об исполненной музыке. 

Условные названия даны для активизации музыкально - художественных представлений. Затем переходим к исполнению этих  пьес на фортепиано.

4.Разгадывание ребусов.

Итак, мы уже хорошо знаем ноты, где они пишутся и какой длительности бывают. Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Ребусы».

Ребусы -  это особый вид загадок, в которых загаданные слова зашифрованы с помощью последовательности картинок, букв, цифр и других символов. Возможно и нот.

И так у меня на картинке зашифрованы слова, твоя задача их разгадать.

Ноты мы повторили, а теперь проверим, как ты знаешь, где эти ноты находятся на инструменте. Покажи где находится ноты «МИ , «ЛЯ2», «РЕ2».

А теперь приступим к игре на домре.

5.Исполнение пьес для академического концерта.

Переходим к следующей пьесе, над которой мы работаем. Сейчас Софья исполнит нам русскую народную песню «Во саду ли, в огороде».  Пьеса исполняется с остановками для более тщательного прорабатывания материала. Эту пьесу мы готовим к академическому концерту. Работаем над фразировкой.  Проигрываем с концертмейстером, как на концерте.

Переходим к следующему произведению. Переходим к пьесе О. Моисеевой «Бараш».

6.Заключительный этап. 

В конце занятия очень важно подвести итог проделанной на уроке работы. Осознавая важность художественно-эмоциональной окраски исполняемой музыки, произведение, исполняемое учащимся, обретёт объёмное звучание, наполнится смыслом, переживаниями. Юный музыкант скорее найдёт духовную связь с окружающим миром, повысит свой интеллект.

7.Домашнее задание

Продолжить работу над произведениями, привнося в исполнение эмоционально-художественную окраску. Играть произведения «Во саду ли . в огороде» и «Бараш» как на концерте. Готовимся к академическому концерту. Записать в тетради несколько музыкальных кроссвордов.