Методическое сообщение: "Концертная деятельность как одна из форм повышения мотивации к образовательному процессу".

Стасевич Ирина Анатольевна

Одной из главных задач педагога является поддержание устойчивого интереса к любимому предмету.

Концертная деятельность - одна из форм повышения мотивации к образовательному процессу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rabota_-_2019.docx22.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ДШИ»

Методическое сообщение

Концертная деятельность как одна из форм повышения мотивации к образовательному процессу

Подготовила:        Стасевич Ирина Анатольевна

Преподаватель по классу домры

Первая квалификационная категория

2019 г.

Концертная деятельность как одна из форм повышения мотивации к образовательному процессу.

Коренной вопрос педагогики, являющийся актуальным на разных этапах его развития - как заинтересовать и увлечь ребенка музыкой. Музыкальное обучение - очень индивидуальное занятие, связанное с неповторимым самоопределением личности. А потому, путь к музыке должен быть оправдан с точки зрения человека, и исходить из него. Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение.

У нас в Дорогобуже мало кто знал, что из себя представляет домра и мало кто слышал многообразие исполняемой музыки на этом инструменте. Встал ряд задач: это реклама и пропаганда инструмента, умение заинтересовать ребенка процессом овладения игры на домре. Для поддержания интереса к занятиям встала необходимость повысить мотивацию учащегося различными способами. Для успешного решения данной проблемы необходимо применять весь спектр известных и адекватных мер, нужно было любым способом увлечь каждого учащегося индивидуально.

Большое количество детей приходит в ДШИ под влиянием родителей. Любой педагог в своей практике сталкивается с проблемой мотивации учащегося, а также с проблемой снижения интереса к инструменту в начале обучения, в частности к домре. Сложность данной работы заключается в том, что в современном обществе сложилось неправильное отношение к искусству игры на домре. Подавляющее большинство считают домру несерьезным инструментом. Поэтому большинство детей, приходящих в ДШИ не представляют себе объема требований, предъявляемых к ним в процессе обучения. Ученики сталкиваются с большой нагрузкой по специальности, а также по другим дисциплинам. Учащиеся и их родители не понимают и не видят конечных результатов. Занятия на любом инструменте в определенной степени сложнее, чем занятие в других отраслях искусства. Например, в рисовании, танцах, где ребенку легче проявить творческое начало и где он раньше видит конечные результаты своей работы. Добровольное возникшее желание играть на инструменте перерастает в обременительную обязанность. Дети и их родители крайне мало слышат музыку  в исполнении на домре. Чтобы занятия с каждым учеником проходили более продуктивнее, я решила, что для повышении мотивации учащегося целесообразно применить выступления и участие ребят в различных видах концертов. Каждый человек хочет быть услышанным, увиденным, оцененным и признанным. Именно концертные выступления каждого ученика – это результат напряженного, творческого, ответственного труда. Участие в концертах служат огромным стимулом дальнейшего творческого роста ребенка. Различные свойства натуры исполнителя: воля, интеллект, глубина эмоций, творческая фантазия – все это проявляется в публичных выступлениях. Чем больше и успешнее ребенок выступает на сцене, возможно, даже просто перед родственниками на дне рождения, тем больше у него проявляется интерес к этому виду деятельности. Это и называется «сценотерапия». Одной из причин отказа ребенка от занятий может быть стеснительность и страх публичных выступлений. В этом случае стоит уделить особенное внимание дополнительным занятиям по раскрепощению на сцене. Затем можно постепенно учить его двигаться и взаимодействовать на сцене с другими детьми. Чрезвычайно важна для развития ребенка исполнительская активность. Он ждет указаний взрослого, при этом не только о том, что он должен делать, но и как, каким образом, в каком порядке надо выполнять ряд действий. Именно благодаря исполнительной активности, дети овладевают нужными уже отработанными взрослыми наиболее экономными и результативными способами и приемами действий. Выступления и участие в концертах открывают перед учеником дополнительную возможность практиковаться в игре.

Для начала важно, чтобы ребенок чаще приходил на концерты и внимательно следил за тем, что происходит. Любой концерт – это одна из возможностей показать себя. Выступления в таком мероприятии заинтересовывают ребят, тем более, если концерт проходит в красочной музыкально - театрализованной, музыкально - поэтической форме. Все свои цели и задачи, а это привлечение большего числа учащихся на спец. инструмент, пропаганда и реклама домры и самая основная задача – это повышение мотивации моих учеников к образовательному процессу я решаю при помощи создания моих мини - проектов, где участвуют и выступают ученики моего класса.

Полезно проводить «музыкальные салоны», во время которых учащиеся музицируют сольно, ансамблем, делают доклады, делятся интересными музыкальными фактами. Новые, необычные формы организации урока привлекают детей: занятия перестают быть скучными. Большинству учеников нравится чувствовать себя артистами: показывать свои умения зрителям и получать одобрение публики.

Подготовка такого мероприятия объединяет в себе ряд других форм повышения мотивации у детей. Сталкиваясь на уроках с классической музыкой, а не с ожидаемым музыкальным материалом, возникают проблемы с подбором репертуара. Выбрать музыкальные пьесы по душе – это тоже одна из важных форм, которая способствует заинтересованности детей. Репертуар стоит подбирать с учетом желаний учащегося, но всегда следует помнить, что ни при каких обстоятельствах нельзя идти на поводу у учащегося относительно плохого вкуса и сомнительных музыкальных пристрастий. Поэтому одна из самых важных и самых сложных задач педагога домры заключается в том, чтобы привить ученикам хороший вкус, чтобы они получали истинное удовольствие от исполняемой музыки. Перед выбором какой - либо пьесы я неоднократно проигрываю музыкальное произведение, рассказываю о композиторе и вместе с ребенком мы начинаем фантазировать и рисовать подходящие образы. Повышению интереса к занятиям способствует и ансамблевая практика. Именно ансамбль оказывает влияние на эстетическое воспитание, гармоничное развитие, на создание внутренней духовной культуры ребенка. Коллективная игра увлекает и дает толчок к быстрому разучиванию пьесы. В своей практике я использую различного вида ансамбли. Это однородные ансамбли – дуэты, трио.

Необходимо постоянно проводить работу с родителями своих учеников в области пропаганды домры: предлагать им ходить на концерты, организованные ДШИ, концерты профессиональных домристов, а также знакомить с видео - и аудиозаписями выдающихся исполнителей. В частности на родительских собраниях моего класса я практикую концертные выступления каждого учащегося. Концерт может проходить в классической форме или в обстановке, напоминающей музыкальное кафе, где за чашкой чая родители могут наслаждаться игрой своих любимых деток. Выступления и участие в концертах открывают перед учеником дополнительную возможность практиковаться в игре: так, я предоставляю ученикам возможность выступать перед другими учениками своего класса и перед родителями на родительских собраниях. Помимо этого, важно устраивать и классные мероприятия (утренники, «голубые огоньки», новогодние ёлки, встречи зимы, КВНы, викторины), где дети также играют на музыкальном инструменте. 

Реализуя проекты или просто небольшие концерты на родительских собраниях, образовательный процесс становится интереснее и увлекательнее. Каждый может проявить себя в более близкой и доступной сфере. Учащиеся пробуют свои силы в сольном инструментальном исполнительстве, как ведущие концерта, играют в ансамбле, поют, выступают в роли работников сцены, помогают создать необходимое сценическое освещение. В моем классе можно отметить такие мероприятия, как «Музыкальный ринг»,

«Музыкальный турнир», «Делу время, а потехе час».

Таким образом, в концерте задействованы практически все учащиеся класса. Подготовка к такому мероприятию сплачивает и объединяет ребят. Выступающие дети более ответственно относятся к занятиям и репетициям к концерту. Это их очень увлекает. Часто стимулом для работы является возможность участия в исполнительских конкурсах разных уровней. Если перед учеником поставлена определённая цель - то для её достижения необходимо найти силы и время, побороть лень. Участие в конкурсах соответствует детской потребности к соревнованиям, а также расширяет репертуар, укрепляет сценическую выносливость, становится праздником. После конкурса часто появляется желание заниматься, наблюдается прогресс, лучшие результаты работы. Теперь поговорим о подростковом возрасте.  В подростковый период ценности, привитые ребенку в детстве, проверяются на прочность. Идет процесс осознания личностной значимости взаимодействия с музыкой. Только в подростковом возрасте дети начинают осознавать свои потребности, которые привели их в музыкальную школу. Необходимо более тщательно подходить к составлению личностно-ориентированных программ музыкального развития, включая в репертуарный список произведения современных авторов, вызывающие наибольший интерес ребенка. На занятиях я использую многообразные творческие формы, например, игру в ансамбле, под фонограмму. Я часто записываю фонограмму и дети дома пробуют играть под фонограмму. Игра под фонограмму значительно расширяет музыкальный кругозор учеников, развивает умение слушать и слышать записанный аккомпанемент. Такой вид музицирования вовлекает ученика в активную форму музицирования. Ведь исполняя самые простые мелодии, ребенок приобщается к творческому процессу. Играть под фонограмму можно на протяжении всего времени обучения в школе. Игра под фонограмму воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств: ритмическая дисциплина, ощущение темпа, способствует развитию музыкальности, исполнительской выразительности, слуха. Такой вид работы позволяет развивать самостоятельность, т.к. есть возможность разучивать произведение и дома, а не только в классе с педагогом, а также является хорошей формой для домашнего музицирования. Игра под фонограмму доставляет ученикам истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу, раскрепощает его, снимает зажатость, страх публичных выступлений. Любому преподавателю важно увлечь маленьких музыкантов, ведь играя под фонограмму, он ощущает себя настоящим артистом, играющим в сопровождении целого коллектива.  В последнее время возрос интерес к эстрадной, популярной музыке исполняемой на академических и народных инструментах (скрипка, домра, аккордеон, ансамбли различных составов) под фонограмму «-1». Баян и аккордеон раскрылись с новой стороны, о чем свидетельствуют выступления П. Дранги, дуэта «Баян-mix». Это послужило популяризации инструментов. Интерес со стороны детей и родителей объясняется тем, что они приходят в музыкальную школу в класс баяна, аккордеона, чтобы играть «как Дранга». Задача преподавателя - познакомить учащихся с качественными образцами эстрадной музыки,развивая музыкальный вкус, раскрывая творческий потенциал. Такой репертуар, несомненно, дополняет, расширяет содержание музыкального образования, способствует активизации учебного процесса.

Наша зрительская аудитория – это воспитанники детского сада и школы, сверстники, родители и близкие родственники, жители Дорогобужа. Это очень доброжелательная и благодарная публика, для которой не важны профессиональные тонкости, для которой дети всегда самые лучшие. Это очень важно потому, что учащиеся должны видеть и чувствовать, что их музыкальные занятия и творческие достижения нужны не только преподавателю, но и окружающим их близким людям.

Одной из главных задач педагога является поддержание устойчивого интереса к любимому предмету, ведь когда учебный предмет представляется маленькому человеку важным и значительным, он с особым увлечением занимается им, стараясь глубоко и основательно изучить все стороны интересующей области знаний и если задача интересна ребенку, она поглощает его целиком, всю его личность, просто отключая его от всего остального. Познавательный интерес учащегося представляет собой важный фактор мотивации к обучению, в то же время являясь жизненно-необходимым пунктом в становлении личности. Процесс мотивации - постоянно развивающееся явление.

По мере усложнения задач обучения происходит и повышение мотивации к обучению. Оказывается несомненное влияние на развитие личностных качеств учащихся.