Методическое сообщение: «Межпредметные связи в музыкальной школе»

Стасевич Ирина Анатольевна

Комплексный метод преподавания, широкое взаимопроникновение содержания учебных предметов, единство целей обучения и практическая слуховая основа всех дисциплин в ДМШ создают благоприятные объективные условия для разносторонних и плодотворных межпредметных связей в музыкально-воспитательном процессе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhpredmetnye_svyazi_23g.docx22.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ДШИ»

Методическое сообщение

«Межпредметные связи в музыкальной школе»

Подготовила:        Стасевич Ирина Анатольевна

Преподаватель по классу домры

Первая квалификационная категория

2023 г.

Основной задачей ДМШ и ДШИ в наше время является воспитание не только музыканта - профессионала, но и истинного ценителя и пропагандиста классической и хорошей эстрадной музыки.

Широкая сеть музыкальных школ охватывает большое количество детей, желающих получить музыкальную подготовку. Естественно, что музыкальные данные учащихся неодинаковы, подчас встречаются ученики с весьма посредственными способностями. Но психологи утверждают, что способности человека развиваются в его деятельности, у одних это происходит быстрее, у других- медленнее. Именно поэтому главным фактором в успешном обучении детей является комплексный подход к процессу обучения в ДМШ. Учебно-воспитательные задачи, которые решают преподаватели ДМШ в своей основе едины - развитие практических музыкальных навыков – исполнительских, слуховых, аналитических и формирование активных музыкально - слуховых представлений. Лишь совместные усилия педагогов по специальным, музыкально- теоретическим предметам, их дидактическая связь дают полный эффект в процессе становления начинающего музыканта. Само понятие «комплексный подход» обозначает объединение различных видов учебной работы в общем педагогическом процессе, где подразумевается межпредметная связь как основа преподавания. Слияние всех музыкальных дисциплин в единую систему обучения способствует развитию мышления, образного представления и воображения, осознанного восприятия музыки и применение полученных знаний и умений на практике.

Педагог музыкальной школы: имеет дело учениками самой различной степени одарённости, ему приходится развивать сложнейшие исполнительские навыки, укладываться в жесткую норму времени занятий. Очевидно что, он должен обладать не только глубокими знаниями, но и очень высокой технической педагогической работой: уметь правильно подходить к каждому ученику, учитывая его индивидуальные особенности, находить правильное решение того или иного вопроса в самых различных ситуациях, он должен уметь предельно целесообразно использовать  ограниченное время урока, так чтобы успеть и проверить итоги домашней работы ученика, и дать ему четкие, запоминающиеся указания, и успеть оказать необходимую помощь на самом уроке. Педагог – музыкант должен владеть разнообразными приёмами проведения урока и непрерывно находить новые возможности, новые сочетания приемов педагогического воздействия, искать новые кратчайшие пути.

Как же осуществляются межпредметные связи и какие общие конкретные черты существуют в методиках преподавания теоретических и специальных дисциплин? Ведь не секрет, что эти связи часто отсутствуют в процессе обучения.

Итак, для начала обратимся к связи между сольфеджио и специальных дисциплин. Если вспомнить о начальном этапе обучения музыке, то не случайно набор учащихся в музыкальную школу проводится на основе музыкально- слуховых данных детей. Наверное, для всех преподавателей ДМШ является очевидным тот факт, что учить детей, не обладающих музыкальным слухом, гораздо труднее (да и результаты, как правило, плачевны), чем детей музыкально одарённых. А в процессе продолжения обучения в ДМШ любые природные музыкальные данные должны постоянно претерпевать эволюцию. Музыкальные впечатления должны не только накапливаться, но и осознаваться. И вот здесь постоянным спутником занятий на инструменте должно стать сольфеджио. Известно, что критерием музыкальности на начальном этапе является умение воспроизвести услышанное. Именно поэтому на уроках специальности очень часто звучит пение разучиваемых мелодий, воспроизведение ритма. Этим же занимаются и преподаватели сольфеджио.

Необходимо, чтобы педагоги-специалисты в своих занятиях использовали получаемые учащимися на уроках сольфеджио знания. Это не только развивает учащихся, делает их музыкально грамотными, а их исполнение более осмысленным, но и оказывает большую практическую помощь в работе. Например, известно, что гармонический анализ произведения (конечно, в пределах теоретических знаний учащихся) способствует более быстрому его запоминанию, сводит к минимуму количество ошибок. При начальном разборе в младших классах педагоги используют вспомогательные приемы: простукивание ритмического рисунка отдельных голосов до игры на инструменте, одновременное простукивание 2-х голосов. Очень полезно также заставлять ученика водить карандашом по нотным головкам, считая вслух, передвигая карандаш соответственно ритму. Полезен также «словесный анализ» ритмики, при котором ученик говорит, что происходит в области ритмики. Простейшим приемом предварительной расшифровки нотных знаков является прочтение в слух нот каждого из голосов, аккорды читаются снизу вверх, полезно называть интервалы и аккорды.

Уже в младших классах, начиная изучать минор, ребята готовят к уроку свои пьесы в миноре, да ещё и анализируют, какой вид минора звучит в том или ином отрывке. Кроме того, изучая определённую тональность, ребята на уроках играют и поют гаммы этих тональностей. Что такое музыкальный диктант? Это осознание слухом мелодии, а иногда и гармонии с записью услышанного. Кроме того, диктант очень развивает музыкальную память. И если учащийся достаточно владеет этим видом тренировки слуха, его успехи непременно должны отразиться и на занятиях по специальности в грамотном запоминании произведения.

Некоторые преподаватели специальных дисциплин в старших классах часто дают задания записать в классе по памяти отрывок заученного наизусть произведения, особенно тот, который не совсем получается. Знаете, этот приём помогал не только в исполнении, но и в сольфеджио, при такой тренировке памяти ребята неплохо писали диктанты.

Хоровые занятия воспитывают умение слушать, вырабатывают навыки слухового контроля, столь необходимого в специальных классах; кроме того, постоянно обращается внимание учащихся на голосоведение, что оказывает большую помощь специалистам в работе над полифонией. В хоре ученики постоянно слышат в живом звучании интервалы и аккорды, с которыми они имеют дело на уроках сольфеджио и специальности. Наконец, на уроках хора вырабатывается навык чтения с листа.

На занятиях по музыкальной литературе: демонстрируя музыку, развивая у детей способность откликаться на выразительность её художественных образов и осознавать отдельные элементы музыкальной речи, мы совершенствуем их слух в его главной функции-как аппарат восприятия контроля и анализа. Именно на уроках музыкальной литературы учащиеся более всего получают тот необходимый эстетический материал, без которого слуховое развитие может утратить свою художественную сущность. Народные песни в обработке композиторов учащиеся и поют, и слушают, и разбирают, и играют. А теперь следует поговорить о связи музыкальной литературы со специальными предметами. Именно благодаря изучению этого предмета учащиеся получают те знания в области истории музыки, которые так необходимы им в определении отличий стилей разных композиторов, и просто знание музыки разных стран. Как правило, этот предмет привлекает ещё и благодаря возможности узнать о жизни и творчестве многих композиторов, а это ребятам всегда очень интересно.

В этом плане преподаватели должны объединиться в стремлении расширить музыкальный кругозор наших учащихся. Ведь иногда встречаешься с такими примерами: учащиеся не всегда могут назвать авторов своих пьес, не говоря уже о том, в какое время жил этот композитор. А с каким интересом ученики младших классов слушают рассказы об исторической и музыкальной эпохе 18 века, о танцах, костюмах, о композиторах.

И ещё обиднее тот факт, когда уже среди старшеклассников находятся ученики, которые также не могут назвать авторов своих произведений, хотя переиграли их к этому времени очень много. Наверное, поэтому на академических концертах, а иногда и на выпускных экзаменах произведения композиторов разных эпох, стилей звучат одинаково, нельзя отличить Бетховена от Гайдна, Баха от Кабалевского.

Наряду с сольфеджио, музыкальной литературой, такие дисциплины как хор, оркестр, ансамбль также играют немаловажную роль в учебном процессе. Со специальностью их связывают исполнительские задачи, возникающие в процессе работы над музыкальным произведением, с сольфеджио и музыкальной литературой – умение читать листа, слышать интервалы и аккорды в живом звучании, разбираются стилистические особенности и форма музыкального произведения. Нередко одни и те же музыкальные произведения или подобные на разных этапах обучения, в разных аспектах помогают учащимся полнее осознать взаимосвязь всех дисциплин ДМШ.

Ещё в своём методическом сообщении хотелось бы сказать о необходимости учитывать современные тенденции в образовании. Важно владеть новыми технологиями и информационными источниками для того, чтобы процесс обучения оказался соответствующим современным потребностям. Учащиеся с детства знакомы с ресурсами сети интернет, пользуются рядом компьютерных программ, обучаются с помощью интерактивных энциклопедий. У преподавателя задача приобщить информационно искушенных учеников к самому предмету, что выдвигает ряд критериев к современному преподавателю: владение широким кругом информационных источников. Применение новых информационных технологий и ресурсов – одна из главных задач современного образования.

Укрепление связей между дисциплинами позволит не только использовать на одних уроках знания и навыки, приобретённые на других, но и закреплять, совершенствовать их, применять в иных музыкально – дидактических ситуациях. Представления учащихся о музыке становятся разносторонними, а знания глубже, если они повседневно ощущают взаимосвязь всех музыкальных занятий. Ребята начинают осознавать, что, к примеру, без сольфеджио снижаются успехи в вокальной технике, а музыкальная литература помогает полнее почувствовать красоту музыки, которую они исполняют и слушают на всех других уроках в музыкальной школе. Одним из основных приёмов реализации межпредметной интеграции является напоминание; так, объясняя, показывая что-либо новое, преподаватель опирается на знания и умения, усвоенные учащимися при изучении других дисциплин, восстанавливая в памяти – напоминая – из их содержания то, что связано с его объяснением, показом. Чем лучше преподаватель будет знать содержание смежных дисциплин и систему, в которой они изучаются, тем проще ему будет устанавливать связи и реализовывать их в целях большей эффективности музыкального обучения. 

Комплексный метод преподавания, широкое взаимопроникновение содержания учебных предметов, единство целей обучения и практическая слуховая основа всех дисциплин в ДМШ создают благоприятные объективные условия для разносторонних и плодотворных межпредметных связей в музыкально-воспитательном процессе. Задача преподавателя состоит в том, чтобы знать эти условия и полнее использовать их для успешного приобщения учащихся к основам музыкальной культуры. 

Музыкальный педагог в музыкальной школе не должен быть «спецом» в одной какой-либо области музыки. Он должен быть теоретиком и регентом, и в тоже время музыкальным историком, музыкальным этнографом и исполнителем, владеющим инструментом… Главное же, он должен знать музыкальную литературу, т.е. музыкальные произведения в возможно большем количестве». Только осознание того, что межпредметные связи играют наиважнейшую роль в построении учебного процесса, может принести ощутимый результат.