Методическое сообщение «Повышение мотивации учащихся музыкальных школ в современном мире»

Стасевич Ирина Анатольевна

В процессе обучения игре на инструменте, использование информационных технологий решает ряд важнейших задач, прежде всего-это повышение интереса к музыке и познавательной деятельности на уроке, помогает усвоению учебного материала, активизации познавательной деятельности, развитию творческих способностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya21g.docx24.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ДШИ»

Методическое сообщение

«Повышение мотивации учащихся музыкальных школ в современном мире»

Подготовила:        Стасевич Ирина Анатольевна

Преподаватель по классу домры

Первая квалификационная категория

2021 г.

Все дети приходят в школу, испытывая желанием извлечь из инструмента звуки своими собственными руками. Преподаватель должен сберечь и приумножить этот интерес.

Педагог должен уметь создавать на уроках непринужденную, радостную атмосферу, поддерживать в них игровое настроение, пробуждать их воображение.  Содержание урока должно быть составлено разнообразно и красочно, чтобы в течение всего времени интерес у ребенка не слабел.

Век, в котором мы живём — это век информационных технологий. Сейчас информационные технологии активно внедряются в различные сферы жизни, в том числе и в музыкальном образовании. В наше время информационные технологии применяется в учебном процессе и в музыкальной школе. Использование информационных технологий в обучении игре на инструменте дает учителю большие возможности при проведении урока, делает урок более увлекательным, запоминающимся, наглядным. В процессе обучения игре на инструменте, использование информационных технологий решает ряд важнейших задач, прежде всего-это повышение интереса к музыке и познавательной деятельности на уроке, помогает усвоению учебного материала, активизации познавательной деятельности, развитию творческих способностей.

Использование мультимедийной установки на уроках специальности помогает в овладении инструментом.

 «Мотивация» образовано от слова «мотив» (франц.) - повод к действию. Это одно из важнейших условий успешности обучения ребёнка. Нужно организовать учебный процесс так, чтобы у ребёнка появлялось желание учиться и самосовершенствоваться. Столкнувшись с трудностями, ребёнок нередко теряет интерес к занятиям, и одна из важных задач преподавателя – сделать обучение как можно более увлекательным, чтобы сохранить интерес к занятиям. 

В самом начале обучения, ребёнком движет любопытство и интерес. В 6-7 лет многие дети ещё не знают, как звучит и выглядит инструмент, на котором будут играть. Некоторые ребята пришли в музыкальную школу с желанием учиться игре на инструменте, потому что кто-то из знакомых играет на нём или услышали звучание инструмента на концерте. И задача педагога, что бы ребёнок не потерял интерес к занятиям. И в этом педагогу могут помочь компьютеры, интернет, смартфоны, диктофоны, видеоэкраны и проекторы, которые являются для детей частью их существования. Применение в работе мультимедийных технологий помогают преподавателю разнообразить и «освежить» учебный процесс.

Нетрадиционными, инновационными технологиями можно назвать

  интегрированные уроки, уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, ролевая игра, кроссворд, викторина, урок-презентация, пресс-конференция, дискуссия, телепередача, урок-сказка, урок-сюрприз, интервью, репортаж.

Во внеклассной работе можно использовать «КВН», «Что? Где? Когда?», утренник, концерт, инсценировка, "посиделки", и др.

Все виды уроков могут быть использованы преподавателем для мотивации учащихся. Так каким же должен быть современней урок? Как сделать урок лучше и интереснее? Использование нестандартных форм занятий создает благоприятные условия для организации коллективной работы учащихся, формирования у детей таких качеств личности, как самостоятельность, коллективизм, организаторских и коммуникативных склонностей и способностей, умения планировать свою работу, предвидеть результаты труда, ответственность за последствия своей деятельности, повышения интереса школьников к учению.

Сейчас рассмотрим несколько видов нетрадиционных уроков.

  1. Урок – концерт

Разновидность обобщающего урока в конце года. Цель его - наглядно продемонстрировать уровень музыкальной культуры учащихся, достигнутый в течение учебного года. Урок- концерт необходимо проводить в торжественной обстановке. На уроке- концерте должны быть представлены разнообразные по характеру и содержанию произведения, выученные школьниками в течение года. Урок-концерт можно проводить как репетицию перед академическим концертом. На урок можно пригласить учащихся класса, других педагогов.

2. Урок – игра

Девиз нестандартного урока – «Где детвора, там и игра!». А основная задача – возбуждать, поддерживать живой интерес к учению, воспитывать и развивать играя. Игра — это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта. Игра дает возможность ребёнку испытать яркие эмоциональные переживания успеха или неудачи. Также дети в процессе игры развивают способности, проявляют инициативу, учатся самостоятельности, чувству товарищества и партнерства, учатся вести диалог, идти на компромисс. Игра способствует также развитию личности, формируя такие качества, как уверенность в себе, инициативность, стремление к творчеству. Учебные игры дают возможность глубже познать окружающую действительность, погрузиться в профессию, ситуацию и т. д.

Из собственного опыта могу предложить использовать произведения из сборника А. Самохвалова «Мои игрушки».

Также рекомендую использовать в работе сборник О. Моисеевой «Музыкальные картинки».

3. Урок – зачёт

Зачет выполняет не только контролирующую функцию, но и основное его назначение – систематизировать и обобщать материал по теме или разделу, уточнить знания по основным вопросам. Для зачета можно использовать итоговые уроки, уроки обобщающего повторения или уроки контроля и проверки знаний, умений и навыков. Можно снимать выступления ребёнка на телефон, а затем вместе с преподавателем просматривать запись и обсуждать выступление ребёнка.

4. Урок – путешествие.

К этому уроку преподавателю нужно подобрать соответствующий репертуар. Помогают в работе произведения из сборников С. Фёдорова.

(«Морское путешествие» «Путешествие на машине времени»)

5.  Бинарный урок (Интегрированный) 

Урок, сочетающий музыку с любым другим предметом: музыку и литературу, музыку и ИЗО. Могу предложить такие темы уроков: «Пейзаж в музыке», «Образы природы в творчестве музыкантов». Музыка и ритмика. Темы уроков: «Хоровод», «Танец», «Марш».  Можно попросить ребёнка нарисовать картину к исполняемому произведению и сделать в классе выставку картин.

6. Урок – сказка.

На этом уроке рекомендую использовать пьесы из сборника О. Моисеевой «В гостях у сказки». В этом сборнике исполняем произведении «Теремок», «Сивка-бурка», «Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Иванушка дурачок» и другие.

7. Урок-семинар.

Семинар – это один из видов урока.

Цель семинара: более углубленное самостоятельное изучение вопроса, темы. В условиях школы семинар – один из основных видов практических занятий, состоящих в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, презентаций, выполненных по результатам самостоятельного исследования, опыта, доказательства. Темы для докладов: «Балалайка», «История инструмента», «Музыкальная азбука» и т. д. Для учащихся самое важное – подготовка доклада, реферата.  Для учителя хорошо подготовить и провести семинарские занятия. На одну и ту же тему или вопрос может быть предоставлен не один, а два-три реферата, доклада. Один для заслушивания, наиболее полно раскрывающий тему, вопрос.

Повышению интереса к занятиям способствуют концертная деятельность и ансамблевая практика.

   Кроме того, преподавателям необходимо постоянно проводить работу с родителями своих учеников, предлагать им посещать концерты, организованные ДМШ. Такая «воспитательная» работа должна помочь преподавателю заинтересовать искусством не только детей, но и их родителей в обучении на каком-либо музыкальном инструменте. Это очень важно, потому что учащиеся должны видеть и чувствовать, что их музыкальные занятия и творческие достижения нужны не только преподавателю, но и окружающим их близким людям. Я использую такую форму работы, как онлайн концерты. Записываю выступления ребят на видео и отправляю родителям.

Для сохранения интереса в обучении нельзя сбрасывать со счетов и применение в учебном процессе игровых технологий. Игра является основным и наиболее доступным, любимым детьми видом деятельности для ребёнка.  Дети во время игры мало устают, а мозг их активно работает. Можно самим придумать игру. После прослушивания пьесы дети или педагог распределяют роли, инсценируя народную песню, стараются изобразить действие. Из собственного опыта также могу преподавателям порекомендовать сборник пьес О. Моисеевой «В гостях у сказки».

Эти пьесы дети с удовольствием инсценируют. Полезно включать на уроках различные виды движений под музыку.

Движение под музыку развивают воображение ребенка, давая выход детскому стремлению к самовыражению. Также рекомендуется исполнять произведения под фонограмму. Потому что они звучат ярче, сочнее. Любая пьеса превращается в яркий концертный номер, игру на инструменте в сопровождении собственного эстрадного оркестра. Можно записывать партию концертмейстера, чтобы ученик дома играл в сопровождении фортепиано. Также нужно расширять репертуар ученика песнями, которые интересны ребёнку, а также его друзьям и знакомым.

Следует помнить, что истинная мотивация учащихся формируется постоянно на всем протяжении педагогического процесса, причем на всех его уровнях и касается абсолютно всех его аспектов. Умелая организация на уроках действий учащихся становится мощным фактором повышения мотивации к творчеству. Между педагогом и учеником возникает некая доверительность, налаживается особый контакт, ребёнок раскрепощается, уходят психологическая скованность и зажатость. Всё это помогает решить одну из главных задач преподавателей детской музыкальной школы - заглянуть во внутренний мир каждого ученика и раскрыть его творческую индивидуальность.

И ещё несколько советов для повышения мотивации учащихся.

  1. Повторяем старый репертуар. (Приходят гости и просят ребёнка, который занимается музыкой что-то сыграть. Если дело происходит в начале учебного года, вы скорее всего услышите, что новую пьесу ребенок ещё не выучил, а то, что раньше играл, успел позабыть. Так вот, одно из важных правил нашей методики - повторение старого репертуара.)
  2. Записываем выступление на видео (Весь репертуар ученика снимается на видео с помощью смартфона или другого устройства. Лучше, если ребенок будет делать видеозапись самостоятельно.)
  3. Просматриваем видео с выступлением на большом экране. (Можно пригласить на такой просмотр и кого-то кроме членов семьи. Такие просмотры показывают ученику, что его игра доставляет удовольствие окружающим, становятся стимулом для занятий музыкой, повышают самооценку.)
  4. Посылаем запись родственникам и друзьям. (Люди старшего поколения имеют смартфоны, поэтому ничего не мешает видео игры внука или внучки отправить бабушкам-дедушкам, а сам ребенок может послать видео своим друзьям. После просмотра они почти наверняка позвонят и поблагодарят за доставленное удовольствие.)
  5. Храним видеозаписи концертов на флешке или на компьютере (Просматривая время от времени старые записи, ученик сможет наглядно увидеть, как выросло его мастерство, сможет ещё раз показать ту или иную пьесу всем желающим.)
  6. Применение всего вышеизложенного на практике действительно помогает сохранить и приумножить интерес учащегося к занятиям, а это, в свою очередь, позволяет добиться больших успехов в образовательном процессе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. М.: Изд.«Эгвес», 2009. — 456 с.
2. Ларичева Е. А. Двойственная роль инноваций / Менеджмент в России и за рубежом, № 3, 2004. 
3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
4. Аствацатуров Г.О. Технология современного урока и творчества учителя школы – М., 2012. – 274с.
5. Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. – 2-е изд. перераб. - М.: Просвещение, 1986.