Открытый урок по фортепиано 16.03.2022

Кириленко Галина Валентиновна

Тема урока: Работа над полифоническими произведениями в старших классах ДШИ. Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Ведь фортепианная музыка вся полифонична, в широком смысле этого слова. Воспитание полифонического мышления, полифонического слуха, то есть способности расчленено, дифференцированно воспринимать (слышать) и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий - один из важнейших разделов музыкального воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.2.2_razrabotka_otkrytogo_uroka_16.03.2022.docx41.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока от 16.03.2022

Название образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» пгт. Нижний Одес

Ф.И.О. преподавателя

Кириленко Галина Валентиновна

Ф.И. обучающегося, класс

Матвиенко Эвелина, 8 класс

Название программы

«Фортепиано»

Название предмета

«Специальность и чтение с листа»

Дата проведения открытого урока

16.03.2022

Тема урока

Работа над полифоническими произведениями в старших классах ДШИ

Актуальность темы

Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Ведь фортепианная музыка вся полифонична, в широком смысле этого слова. Воспитание полифонического мышления, полифонического слуха, то есть способности расчленено, дифференцированно воспринимать (слышать) и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий - один из важнейших разделов музыкального воспитания.

Цель урока:

Формирование навыков работы над полифоническим произведением на примере трехголосной инвенции И.С. Баха ля минор.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить с различными приемами работы над полифоническим произведением;
  • Выявить и закрепить необходимые исполнительские приемы звукоизвлечения при игре различного музыкального материала полифонической ткани;
  • Познакомить с разными редакциями инвенций И.С. Баха;
  • Познакомить с разными исполнительскими интерпретациями инвенции ля минор И.С. Баха.

Развивающие:

  • Продолжить развитие навыка полифонического слышания;
  • Продолжить развитие навыка работы с текстом полифонических произведений;
  • Продолжить развитие рациональных исполнительских приемов при игре полифонических произведений;
  • Формировать умение анализировать свое исполнение;
  • Продолжить развитие навыка выразительного интонирования мелодической линии.

Воспитательные:

  • Мотивировать к изучению полифонических произведений;
  • Привить интерес к творчеству И.С. Баха;
  • Содействовать проявлению профессионально-творческого подхода к исполнительской деятельности.

Используемые методы обучения

  • Основные: словесный, наглядно-слуховой, практический; объяснительно-иллюстративный;
  • Интерактивные: исследовательский; активизация деятельности обучающихся на основе анализа проблемных вопросов и ситуаций; эмоционально-познавательный; частично-поисковый; метод коммуникативного взаимодействия; информационно-коммуникативные технологии; метод анализа; сократовский; метод контроля; обобщающий и рефлексивный.

Тип урока

 Комбинированный

Виды работы обучающихся на уроке

Исполнение произведений, поиск разрешения проблемных ситуаций, ответ, самоанализ.

Дидактический материал

Нотный материал; таблица мелизмов; учебная схема изучения двухголосных и трехголосных полифонических произведений; справочная литература.

СОДЕРЖАНИЕ И ХОД УРОКА

1 Этап урока: Организационный

Планируемый результат

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Готовность обучающейся к уроку.

Положительный и деловой настрой на урок.

Внимание и организованность учащейся. 1 мин.

Демонстрация готовности к уроку. Восприятие информации.

Проверка готовности учащейся  к уроку. Создание необходимого эмоционального настроя.

Озвучивание (напоминание) правил и структуры урока (словесный метод)

2. Этап урока: Основная часть

Структурный компонент урока, Планируемый результат

Деятельность учащегося

Деятельность преподавателя/

Методы и приемы работы

Игра подготовительных упражнений, гамма ля минор.

4 мин.

Демонстрация умения беглого и уверенного исполнения упражнений и гамм; игра различными штрихами (легато, нон легато, стаккато), игра с использованием различной динамики.

Оценивает деятельность учащейся. Предлагает сделать самоанализ исполнения, дает установку на творческий подход к изучению и исполнению гамм и упражнений (практический метод)

Беседа о полифоническом наследии И.С. Баха. Особенность инвенции ля минор среди трехголосных инвенций. 4 мин.

Отвечает на наводящие вопросы, показывает теоретические знания о творчестве Баха, его цикле «Инвенции».

Ведет беседу, задает наводящие вопросы, дает углубляющие знания по предмету. (Сократовский метод)

Разбор строения инвенции ля минор: нахождение темы, противосложений и интермедий. Подбор художественно-исполнительских составляющих для выразительного исполнения (условная аранжировка разными музыкальными инструментами, анализ характера инвенции в целом и музыкальных фрагментов в отдельности, музыкальный образ).    5 мин.

Анализирует нотный текст, находит нужные компоненты полифонической фактуры, разбирает тональный и динамический план. Определяет характер, находит музыкальный образ, условно оркеструет фрагменты произведения. Подбирает необходимые приемы звукоизвлечения.

Оценивает деятельность учащейся, задает направляющие вопросы, помогает найти нужные решения, нужные приемы звукоизвлечения и правильно формулировать выводы. Использует объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый методы.

Работа по голосам. Использование подобранных ранее приемов. Подбор необходимых приемов звукоизвлечения для каждого элемента музыкальной ткани,  выразительного интонирования и убедительного исполнения голосов. 15 мин.  

Демонстрирует умение практически использовать найденные решения. Работает над выразительностью исполнения голосов, используя различные приемы звукоизвлечения.

Контролирует деятельность учащейся, используя метод коммуникативного взаимодействия.

Просмотр видеозаписи исполнения трехголосной инвенции ля минор: https://yandex.ru/video/preview/820396068198047104 

4 мин.

Эмоционально-психологическая разрядка. Смена позы. Учащаяся анализирует чужое исполнение.

Педагог демонстрирует видеоролик на ноутбуке, направляет внимание учащейся на отдельные фрагменты. После исполнения предлагает кратко оценить услышанное исполнение (наглядно-слуховой метод, информационно-коммуникативные технологии)

Знакомство с редакциями Инвенций И.С. Баха.

 Отличительные особенности редакций К.Черни, Ф. Бузони, А. Гольденвейзера, С.Диденко,  Л.Ройзмана, А. Майкапара.

4 мин.

Отвечает на наводящие вопросы, анализирует нотный текст, делает выводы.

Знакомит с различными редакциями Инвенций. Выделяет особенности каждой редакции. Объясняет, почему выбрана редакция Ф. Бузони (метод анализа)

Итоговое исполнение инвенции ля минор с учетом проделанной на уроке работы. Закрепление знаний, умений и навыков. 4 мин.

Демонстрирует умение практического применения полученных на уроке знаний, умений, навыков.

Контролирует деятельность учащейся (метод контроля)

Рефлексия. 2 мин.

Оценивает свое исполнение. Делает краткий анализ, рассматривает перспективы устранения недочетов.

Контролирует деятельность учащейся, задает наводящие вопросы для решения некоторых задач (Обобщающий и рефлексивный методы, метод контроля)

3. Этап урока: Подведение итогов урока

Планируемый результат

Деятельность учащихся

Деятельность преподавателя

Актуализация субъективного опыта учащейся.

Положительная мотивация к обучению и самостоятельной работе над музыкальным произведением.        

2 мин.

Самооценка результата работы на уроке.

Проведение мониторинга полученных знаний обучающейся и рефлексия умений.

Оценка работы учащегося.

Особые результаты работы учащегося.

Приложение 1

Итог урока. Вопросы для самооценки учащейся результата работы на уроке.

Насколько, примерно, в процентном соотношении мы приблизились сегодня к хорошему, качественному исполнению произведения?

Что показалось особенно трудным, непонятным?

Какие замечания преподавателя были особенно полезны?

Над чем планируете поработать дома?

Как будете строить свою работу?

Приложение 2

Учебная схема изучения двухголосных и трехголосных полифонических произведений

1. Выбор редакции произведения.

2. Анализ формы произведения. Разделы. Нахождение основного и вспомогательного материала. Тонально-динамический план.

3. Работа по голосам, каждый голос проигрывается отдельно, выразительно и законченно.

4. Исполнение пары голосов двумя руками с различным динамическим планом: верхний (средний) - f, нижний - р. Затем наоборот.

5.Исполнение голосов разными штрихами (верхний (средний) - легато, нижний – стаккато), затем наоборот.

6. Изменить регистры голосов при исполнении (избрать более широкое расположение голосов)

7. Играть один голос, пропевать другой.

8. Исполнение в «готовом» виде. Поиск точного динамического сочетания голосов. Выстраивание динамического плана произведения в целом.


КРАТКИЙ САМОАНАЛИЗ

на открытый урок от 16.03.2022 г.

Тема открытого урока: Работа над полифоническими произведениями в старших классах ДШИ. 

Вид мероприятия:  Открытый урок с учащейся 8 класса предпрофессиональной программы «Фортепиано» по предмету «Специальность и чтение с листа».

Форма работы: Индивидуальный урок

Тип урока: Комбинированный

Цель: Формирование навыков работы над полифоническим произведением на примере трехголосной инвенции И.С. Баха ля минор.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с различными приемами работы над полифоническим произведением;
  • Выявить и закрепить необходимые исполнительские приемы звукоизвлечения при игре различного музыкального материала полифонической ткани;
  • Познакомить с разными редакциями инвенций И.С. Баха;
  • Познакомить с разными исполнительскими интерпретациями инвенции ля минор И.С. Баха.

Развивающие:

  • Продолжить развитие навыка полифонического слышания;
  • Продолжить развитие навыка работы с текстом полифонических произведений;
  • Продолжить развитие рациональных исполнительских приемов при игре полифонических произведений;  
  • Формировать умение анализировать свое исполнение;  
  • Продолжить развитие навыка выразительного интонирования мелодической линии.

Воспитательные:

  • Мотивировать к изучению полифонических произведений;
  • Привить интерес к творчеству И.С. Баха;
  • Содействовать проявлению профессионально-творческого подхода к исполнительской деятельности.

Структура урока выстроена в соответствии с поэтапным формированием навыков работы над полифоническими произведениями: подготовительные упражнения, анализ строения формы, подбор художественно-исполнительских составляющих для выразительного исполнения произведения, работа по голосам с использованием различных приемов звукоизвлечения, знакомство с различными редакциями, интерпретациями исполнения произведения.

Цель урока была направлена на формирование базовых компетенций учащейся в работе над полифоническими произведениями.

В задачах урока эта цель конкретизирована. На уроке формировались знания и умения учащейся согласно его структурным компонентам, все запланированные направления работы были показаны.

 Драматургия урока выстроена традиционно: организационная часть урока, основная и заключительная.    

В ходе урока использовались как традиционные методы и приемы работы, так и интерактивные: моделирование проблемных ситуаций, художественно-исполнительская коммуникация; установление обратной связи в усвоении теоретического и практического материала учащейся.  

Учащаяся была активна  на уроке, выполняла задания с интересом.  

В заключение урока был проведен мониторинг знаний и рефлексия умений учащейся.