Концертная программа Классика для всех

Сценарий концертной программы "Классика для всех", посвященной творчеству Й.Брамса и Э.Грига. В сценарии собраны интересные факты о жизни и творчестве композиторов, органично вплетены хоровые, вокальные и фортепианные номера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassika_dlya_vseh_brams_i_grig_2023.docx24.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Концерт  «Классика для всех»,

посвященная творчеству Й.Брамса и Э.Грига 24.03.23

В конце 18 века закончилась эпоха классицизма, связанная с именами Гайдна, Моцарта и Бетховена. Ей на смену пришла эпоха романтизма. Свободолюбие, мятежность, страстные порывы к активному действию и одновременно переменчивость состояний одухотворённой души – всё это стало достоянием романтического искусства 19 века. Крылатыми стали слова Гейне: «Музыка начинается там, где кончаются слова». Музыка 19 века имела множество ответвлений и национальных школ, но оставалась единой в главном - в стремлении запечатлеть внутренний мир человека, передать порывы его души. Героями нашей концертной программы станут два ярких представителя романтизма Й.Брамс и Э.Григ. Открывает наш концерт музыка Брамса.

Брамс «Домовой»  Подготовительный хор

Биография Брамса поначалу была ничем не примечательна. Обычный ребенок из бедной семьи, живущий в квартале для нищих в маленькой неуютной квартирке. Иоганнес, родившийся в Гамбурге весной 1833 года, был вторым сыном музыканта-контрабасиста, служившего в городском театре.

Отец Брамса был сильной и волевой личностью, талантливым исполнителем, с детства влюбленным в музыку. Свое творческое призвание ему пришлось отстаивать перед непреклонными родителями, которые совсем не хотели видеть своего сына играющим на духовых инструментах. Якоб Брамс знал, что стоит за родительским непониманием и непреклонностью, и не хотел, чтобы его мальчики когда-нибудь пережили нечто подобное. Поэтому с самого детства отец прививал сыновьям любовь к музыке и умение отстаивать свое мнение. Как же он был рад, когда увидел в своем младшеньком истинные задатки великого музыканта! Поначалу глава семьи лично обучал сына, он старался помочь прочувствовать маленькому Йоганессу ритм, полюбить мелодию, понять нотное искусство. Сын делал успехи, и ему уже стало не хватать отцовских познаний.

Брамс «Колыбельная песнь»

В семь лет мальчик был отдан на обучение другу отца – талантливому пианисту Косселю. Тот не только научил ребенка правильно играть на фортепиано, но и помог осознать теорию композиции, а также проникнуть в сущность музыкального искусства. Благодаря Отто Косселю маленький Брамс стал выступать на публичных концертах, талантливо исполняя композиции известных композиторов - Бетховена и Моцарта. Мог ли кто-то подумать, что этот одаренный мальчик-пианист вскоре сам станет великим композитором Иоганнесом Брамсом!

Отто Коссель, видя способность мальчика к написанию музыкальных произведений, предлагает родителям перевести Иоганнеса на специальность композиции. Отец был категорически против, но педагогу удалось его убедить, и Брамса переводят в класс композитора Эдуарда Маркессена. Воспитанный на музыке Шуберта и Моцарта Маркессен понимает, что перед ним ребёнок с необыкновенным дарованием. Позднее после смерти великого Мендельсона он скажет, что один мастер ушёл, но другой пришёл ему на смену и это Брамс.

Брамс «Наседка»

В возрасте четырнадцати лет Иоганнес Брамс впервые дал свой сольный концерт как пианист. Его талантливая игра и четкое исполнение сложных композиций очаровывали слух и завораживали воображение.

Брамс «Песня» фортепианный ансамбль

Однако, приблизительно в это время, музыкант стал понимать, что не может ограничиваться лишь блестящим исполнением чужих композиций. Он захотел сам писать музыку, чтобы передавать свои внутренние эмоции и ощущения, чтобы заставлять публику плакать и переживать, замирая в ожидании продолжения. Юноша оказался прав в своем желании творить. Очень скоро музыка Брамса станет популярной и знаменитой, ею будут восхищаться и ее будут ругать, она будет заставлять слушателей аплодировать в экстазе и свистеть в недоумении - она никого не оставит равнодушным. 

Брамс «Песочный человечек»

В своем творчестве Брамс выступил как хранитель вечных ценностей – классических традиций, и это роднит его с такими романтиками, как Шуберт, Мендельсон, Шопен.

Брамс стремился к гармонии нового и традиционногоон не считал, что классические жанры и формы исчерпали себя и их нужно обязательно заменить чем-то новым.

Брамс «Wie Melodien»

Брамс питал огромный интерес к фольклору. Как ни один из современных ему немецких композиторов, он глубоко и вдумчиво изучал фольклор. С 24 лет и до конца жизни Брамс обрабатывал немецкие народные песни и пропагандировал их в качестве руководителя хоровой капеллы. Не случайны слова композитора: «Народная песня – мой идеал». Проведя половину жизни в Вене, в центре многонациональной страны, Брамс прекрасно знал и любил фольклор самых разных народов. Он часто сочинял на переводы из славянской (чешской, словацкой, сербской, моравской), итальянской, шотландской, венгерской народной поэзии.

Брамс «Феномен» вокальный ансамбль

Важнейшей чертой стиля Йоганнеса Брамса большинство исследователей считает песенность. Влияние народной песенности ощутимо не только в вокальных, но и оркестровых, фортепианных, ансамблевых сочинениях Брамса. Всеобъемлемость песенного начала составляет тайну музыки Брамса, секрет ее привлекательности для слушателя. К народной песне композитор обращался на протяжении всей своей жизни. Она питала его музыку, наполняя ее искренностью и теплотой. Неслучайно завершает творческий путь композитора цикл обработок народных песен «49 немецких народных песен».

Брамс «Коровка Божья» Младший хор

Такое же особое внимание к народному творчеству, песням, танцам  роднит с Брамсом  норвежского композитора Эдварда Грига. Его часто называют певцом скандинавских легенд, и это полностью соответствует истине. Он любил свою Норвегию, сказочно прекрасную и величавую, с ее ослепительно-белыми горными вершинами и синими озерами, волшебным северным сиянием и бездонным небом. Он с детства впитал в себя своеобразную народную музыку, песни и танцы, увлекался древними легендами и сказаниями. В его музыке нашел отражение сказочный скандинавский фольклор, с троллями и гномами, живущими в своих пещерах.

Григ «Детская песенка» Младший хор

Родился Эдвард Хагеруп Григ 15 июня 1843 года в провинциальном норвежском городе Бергене. Семья мальчика была достаточно образованной.

Мама была профессиональной пианисткой, именно она научила двух своих сыновей и трех дочерей любить музыку Моцарта и Шопена. Эдвард впервые сел за фортепиано в четыре года, а спустя год уже сам писал небольшие пьесы. В 12 лет Эдвард сочинил первую мелодию. Когда ему исполнилось 15 лет у них в гостях побывал прославленный норвежский скрипач Уле Булль. Именно он рассмотрел в мальчике яркий талант и невероятные способности и  посоветовал родителям отдать сына в Лейпцигскую консерваторию.

Григ «Я знаю маленькую девушку»

Эдвард закончил консерваторию в  1862 году с отличием. По мнению наставников и профессоров, Григ был одним из самых талантливых и незаурядных пианистов, имел свою выразительную манеру исполнения. Они прочили ему большое будущее на музыкальном поприще. Буквально сразу после выпуска Эдвард выступил с первым концертом в Швеции, но жить там он не собирался, его манил к себе родной город Берген. Однако вернувшись туда, молодой человек откровенно заскучал – музыкальная культура родного города пребывала на очень низком уровне.

Тогда Григ переезжает в Копенгаген, который в то время считался законодателем музыкальной моды.

Наряду с фортепианной музыкой, основной сферой творчества Грига  стала вокальная лирика (около 150 песен и романсов). Показательно, что основу его вокальных сочинений составила норвежская поэзия, он пишет на стихи Бьёрнсона, Паульсена, Ибсена.

Григ «Лесная песня»  

Современники называли Грига  гениальным миниатюристом, мастером малых форм, где запечатлены его личные жизненные наблюдения, впечатления от окружающего мира, природы, мысли и чувства, думы о Родине. Композитор написал около 150 фортепианных миниатюр. 66 из них включены в цикл из 10 тетрадей «Лирические пьесы», который занял основное место в его фортепианном творчестве. Одна из фортепианных миниатюр Грига посвящена его учителю Нельсону Гаде. Это своеобразный музыкальный портрет выдающегося композитора и пианиста.

Григ «Гадэ»

В 1870-х Григ получил поддержку от норвежского правительства в виде пожизненной стипендии, таким образом был отмечен его вклад в развитие национальной культуры. Тогда же композитор знакомится с Генриком Ибсеном, поэтом, творчество которого любил с детских лет. Григ стал автором музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт», которая впоследствии названа самой известной из всех увертюр композитора. После того, как в 1876-м состоялась ее премьера, Эдвард получил мировую известность.

Григ «Старая песня»

Григ переписывался с многочисленными друзьями, и в своих посланиях восхищался величественной природой родного края, а музыку, созданную в те годы, можно смело назвать гимном лесам и рекам родной Норвегии. В 1888 году, во время пребывания в Лейпциге, Григ познакомился с П.И.Чайковским. Впоследствии они стали настоящими друзьями, много сотрудничали.

Чайковский написал в честь Грига увертюру под названием «Гамлет», посвятил ему несколько страниц в своих мемуарах. В 90-х годах обоим музыкантам было присвоено звание доктор Кембриджа. Задолго до этого Эдварда приняли в члены академии изящных искусств во Франции, университета в Лейдене и шведской королевской академии.

Григ «Покорность»

Григ проявил себя не только как композитор. Он был также прекрасным исполнителем, выступал как дирижер и пианист, музыкальным критиком, общественным деятелем. До последних лет жизни продолжалась просветительская деятельность Грига (руководство концертами бергенского музыкального общества «Гармония», организация в 1898 г. первого фестиваля норвежской музыки).

Григ «К Родине»

Сосредоточенный композиторский труд сменялся гастрольными поездками в Германию, Австрию, Англию, Францию, что способствовало распространению норвежской музыки в Европе, приносили новые связи, знакомства с крупнейшими современными композиторами – И. Брамсом, К. Сен-Сансом, М. Регером, Ф. Бузони. В завершении нашего концерта в исполнении фортепианного ансамбля преподавателей звучит

Григ «Вальс-каприс»

Уважаемые слушатели, благодарим вас за внимание и будем рады встрече в нашем концертном зале снова.