Методическое сообщение «Работа над координацией движений при игре на ударных инструментах», 2022

Васильева Мария

 

Методическое сообщение

«Работа над координацией движений при игре на ударных инструментах»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka.docx22.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Методическое сообщение

«Работа над координацией движений при игре на ударных инструментах»

Выполнила: преподаватель

I квалификационной категории класса

«Духовые и ударные инструменты»

Васильева М.В.

Май 2022 г.

пгт. Верхнеднепровский

Каждый, кто начинает обучатся игре на любом музыкальном инструменте, сталкивается с тем, что нужно скоординировать свои движения. На одном инструменте это делается легче, на другом сложнее, так как количество «точек» координации для каждого инструмента разная.

Сейчас мы не будем брать во внимание координацию движений при игре по нотам и счета или пения вслух- они тоже являются некими точками координации движений. Рассмотрим только координацию крупных точек (руки, ноги).

Возьмем к примеру начинающего скрипача. Он использует двусторонюю координацию. Давайте вспомним какую.  Первый прием игры-как правило «щепок». Одна рука держит инструмент, другая, практически в том же положение выполняет щепок одним пальцем. Все меняется, когда нужно подключить движение пальцев правой руки (нужно помнить, что у нас существуют более сильные пальцы: указательный и средний, и более слабые- безымянный и мизинец), а это значит, что нужно скоординировать движение каждого пальца, чтобы ладонь была в правильном положение. Затем подключается работа смычка- с совершенно другим механизмом действий.

У духовиков двухсторонняя: рассмотрим на  примере трубача- две руки подняты в одинаковом положении, но работают три пальца одной руки в разных комбинация. Причем, работа сильных пальцев (указательный, средний) значительно легче, чем если в комбинацию включается безымянный палец. Исполнитель-духовик не может считать вслух, поэтому ему приходится считать ногой. Что не всегда получается, ведь нога должна считать ровно, независимо.

У саксофониста же- трехсторонняя координация. Он использует ногу для счета. Все 10 пальцев рук. У саксофона много дополнительных клавиш, на которые нужно переставить пальцы, или зажать частью ладони.

Что же касается ударных инструментов. Наибольшую сложность в координации движения представляет ударная установка, так как она задействует 4 точки координации. В нее входят: правая рука- тарелка или хай-хет, левая рука- малый барабан, правая нога- бас-барабан (бочку), левая нога- бочку или педаль хай-хета. Каждая точка имеет свой ритмический рисунок и технику/прием исполнения звукоизвлечения.

Барабанщикам действительно требуется лучшая координация, чем другим музыкантам, но, как ни странно это звучит, координации нетрудно научиться – если вы знаете некоторые приемы.

Прежде, чем приступить к упражнениям на ударной установке. Можно потренироваться всеми известными с уроков физкультуры  упражнениями.

Упражнение 1:

Исходное положение: ноги вместе, руки  в стороны. В прыжке меняем положение на: ноги на ширине плеч, руки вместе над головой.

Упражнение 2:

Аналогичное первому. Исходное положение ноги на ширине плеч, руки над головой, при прыжке меняем: ноги вместе, руки опущены вдоль корпуса.

 Упражнение 3:

Одной рукой гладим живот круговыми движениями, второй «стучим» по голове. Выполнять упражнение стоит с переменой рук. И переменой направления движения руки (по часовой и против часовой стрелки).

Упражнение 4:

Прыжки со скакалкой с перекрещиванием ног.

Упражнение 5:

Прыжки со скакалкой «Ноги вместе-ноги врозь»

Приступим к упражнениям на инструменте.



Базовое упражнение на четырехстороннюю координацию.

Игра на барабанной установке. Начинаем с игры четвертей правой ногой (бочка). Продолжая ритм правой ногой, левой (бочка, хай-хет) начните играть восьмые ноты в тот же ритм. Это – двухсторонняя координация. Теперь левой палочкой начните играть восьмые триоли одновременно с партиями ногами. Это – трехсторонняя координация. А вот сейчас – самое сложное.
Продолжая играть три предыдущих партии, добавьте шестнадцатые правой палочкой. Теперь получается четырехстороння координация. Прислушайтесь внимательно к каждой партии, чтобы убедиться, что вы играете их правильно – вот вам и пятисторонняя координация.

Разбиение

Вообще говоря, базовое упражнение- это  четырехуровневая полиритмия, где вы играете 1 долю на 2, на 3 и на 4 удара одновременно.

Лучший способ решить проблему координации – это разбить ее на меньшие и тренироваться по ним отдельно. Самый эффективный способ, состоит из 15 шагов. Что это за 15 шагов?

Метод пятнадцати шагов

Когда бы у вас ни возникли трудности с четырехсторонней координацией, применяйте метод 15-ти шагов, и в конце концов вы сможете сыграть всё что угодно.

1.

ПР

2.

ЛР

3.

ПН

4.

ЛН

5.

ПР + ЛР

6.

ПР + ПН

7.

ПР + ЛН

8.

ЛР + ПН

9.

ЛР + ЛН

10.

ПН + ЛН

11.

ПР + ЛР + ПН

12.

ПР + ЛР + ЛН

13.

ПР + ПН + ЛН

14.

ЛР + ПН + ЛН

15.

ПР + ЛР + ПН + ЛН

Применение пятнадцати шагов

Для примера применим метод 15-ти шагов к базовому упражнению на четырехстороннюю координацию. Итак, правая нога играет четверти, левая – восьмые, левая рука – восьмые триоли, правая рука – шестнадцатые. Вот как к этому упражнению применяют метод 15-ти шагов:

1.

Потренируйтесь играть только партию Правой Руки (все шестнадцатые).

2.

Потренируйтесь играть только партию Левой Руки (все восьмые триоли).

3.

Потренируйтесь играть только партию Правой Ноги (все четверти).

4.

Потренируйтесь играть только партию Левой Ноги (все восьмые).

5.

Потренируйтесь играть партии Правой Руки и Левой Руки вместе.

6.

Потренируйтесь играть партии Правой Руки и Правой Ноги вместе.

7.

Потренируйтесь играть партии Правой Руки и Левой Ноги вместе.

8.

Потренируйтесь играть партии Левой Руки и Правой Ноги вместе.

9.

Потренируйтесь играть партии Левой Руки и Левой Ноги вместе.

10.

Потренируйтесь играть партии Правой Ноги и Левой Ноги вместе.

11.

Потренируйтесь играть партии Правой РукиЛевой Руки, и Правой Ноги вместе.

12.

Потренируйтесь играть партии Правой РукиЛевой Руки, и Левой Ноги вместе.

13.

Потренируйтесь играть партии Правой РукиПравой Ноги, и Левой Ноги вместе.

14.

Потренируйтесь играть партии Левой РукиПравой Ноги, и Левой Ноги вместе.

15.

А теперь потренируйтесь играть все четыре партии вместе.

Чтобы эта "матрица" из 15 строк сработала эффективно, нужно тренироваться по каждой строчке непрерывно до тех пор, пока она не будет выходить легко. Только после этого следует переходить к следующей строчке. Путем тренировки всех 15-ти комбинаций вы без особого труда должны подчинить себе любую партию ударных, требующую четырехсторонней координации.

Попробуйте применить метод 15-ти шагов к первой же проблемной партии, которая вам попадется, и вы увидите, насколько этот метод действительно эффективен.

Каждый барабанщик должен иметь хорошую четырехстороннюю координацию. Не зависимо от того, вы профессионал с некоторыми проблемами либо вы только учитесь играть, самые эффективные упражнения на координацию не имеют ничего общего с ударной установкой.

Лишь некоторые из нас оказались счастливчиками, родившись амбидекстрами, то есть владеющими одинаково хорошо обеими руками. Большинство из нас праворукие и правоногие или, реже, леворукие и левоногие. Некоторые из нас праворукие, но левоногие, и наоборот. Но в любом случае, к каким бы конечностям вы ни были предрасположены, амбидекстрии не так уж и трудно научиться – при помощи нескольких простых приемов. Следующие упражнения можно выполнять где угодно, и барабаны для них не нужны.

Всего лишь вести себя неестественно

Если вы от рождения правша, пользуйтесь левой рукой, а если левша – правой. Для чего? Практически для всего, что вы обычно делаете своей "основной" рукой. "Слабой" рукой я бы не рекомендовала, разве что, бриться или фехтовать холодным оружием. Начните с простого и безопасного: открывайте двери, кушайте яблоко, очистите банан "слабой" рукой. Играйте в карты, держа колоду "не в той" руке. Попробуйте также писáть "слабой" рукой, но не ожидайте, что кто-нибудь сможет это прочесть. Попробуйте бросать теннисный мячик "слабой" рукой.

Не теряйте присутствия духа, когда пытаетесь воспользоваться "слабой" рукой вместо "сильной". Для любой руки развитие хорошей координации занимает время. Если вы тренируетесь регулярно, вы должны почувствовать разницу через пару недель. Чем больше практики, тем легче становится. Контуры между вашим мозгом и мускулами "сильной" руки формировались, начиная с вашего раннего детства. Теперь вам нужно только переучить мозг, развивая новые контуры нервных сигналов между мозгом и "слабой" рукой.

Развивая "слабую" руку, не пренебрегайте и "слабой" ногой. Тренируйтесь, ударяя по футбольному мячу "слабой" ногой или прыгая на ней.Если вы обычно надеваете туфли с правой ноги, начните надевать с левой. Не рекомендую делать ничего опасного вроде вождения автомобиля с использованием "слабой" ноги, но стоит вам только подумать, и вы найдете тысячу вполне безопасных занятий, которые можно превратить в тренировки. И снова – не теряйте присутствия духа. Переучивание мозга занимает время.

Чем больше вы тренируетесь, переучивая свой мозг при помощи упражнений, описанных выше, тем легче вам будет развить четырехстороннюю координацию на ударной установке.

Упражнения для ударной установки

Как вы уже заметили, упражнения записаны знакомыми вам буквами R (правая рука или нога) и (левая рука или нога). Во время тренировок играйте все упражнения так, чтобы каждая нота соответствовала четверти при размере 4/4. Таким образом, в каждом упражнении получаем четыре такта.

Упражнение №1

РУКИ

RLRL

RLRL

RLRL

RLRL

НОГИ

LRLR

LRLR

LRLR

LRLR

Упражнение №2

РУКИ

LRLR

LRLR

RLRL

RLRL

НОГИ

RLRL

RLRL

LRLR

LRLR

Упражнение №3

РУКИ

RRLL

RRLL

RRLL

RRLL

НОГИ

RRLL

RRLL

LLRR

LLRR

Упражнение №4

РУКИ

LLRR

LLRR

LLRR

LLRR

НОГИ

LLRR

LLRR

RRLL

RRLL

Упражнение №5

РУКИ

RLRR

LRLL

RLRR

LRLL

НОГИ

RLRR

LRLL

LRLL

RLRR

Упражнение №6

РУКИ

LRLL

RLRR

LRLL

RLRR

НОГИ

LRLL

RLRR

RLRR

LRLL

Упражнение №7

РУКИ

RLRL

RLRL

LRLR

LRLR

НОГИ

RRLL

RRLL

LLRR

LLRR

Упражнение №8

РУКИ

RLRR

LRLL

LRLL

RLRR

НОГИ

RRLL

RRLL

LLRR

LLRR

Каждое из восьми упражнений выполняйте отдельно, пока вы не сможете играть его легко. Потом попробуйте переходить от одного упражнения к другому, не останавливаясь и не теряя темпа. Всегда играйте упражнения в четком темпе: это подготовит вас к игре с оркестром, где вы не только должны хорошо держать неизменный темп, но и буквально вколачивать его, чтобы другие музыканты не ускорялись и не замедлялись.

Помните, как только вы наладите контуры для передачи сигналов от мозга к вашим "слабым" конечностям, четырехсторонняя координация покажется вам гораздо легче и интереснее. Нужно только потратить немного времени на тренировку.