Методическое сообщение «Здоровьесберегающие технологии при игре на ударных инструментах»,2023 г.

Васильева Мария

Методическое сообщение

«Здоровьесберегающие технологии при игре на ударных инструментах»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_2.docx20.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» МО «ДОРОГОБУЖСКИЙ РАЙОН» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Методическое сообщение

«Здоровьесберегающие технологии при игре на ударных инструментах»

Выполнила:

Преподаватель I квалификационной категории

по классу Духовые и ударные инструменты

Васильева М.В.

пгт.Верхнеднепрвский

март 2023г.

В России профессионал- ударник или учащийся на ударных инструментах осваивает практически все возможные шумовые и звуковысотные ударные инструменты, начиная с треугольника, заканчивая ксилофоном, вибрафоном и ударной установкой, требующие участия абсолютно всех частей тела. Каждый инструмент требует своей постановки и способа звукоизвлечения.

У исполнителей на ударных инструментах работают практически все группы мышц, а также суставы ног и рук. В зависимости от инструмента исполнитель на ударных инструментах может играть как сидя, так и стоя, что происходит чаще всего. В связи с этим возникает вопрос, не наносит ли вред  игра на ударных инструментах в целом, или какой-то отдельно взятый ударный инструмент, здоровью исполнителя? В редких случаях да! Может быть нанесен ущерб здоровью. Уточним, какие же это случаи. И как их избежать.

Для начала стоит отметить общие причины, которые могут повлечь за собой ущерб здоровья:

-неправильная постановка корпуса;

-мышечные зажимы;

-неправильное расположение инструментов относительно корпуса исполнителя;

-сильно громкие звуки.

Рассмотрим некоторые ударные инструменты в отдельности.

Малый барабан.

Чаще произведения на малом барабане исполняются стоя. При игре в таком положении тела исполнитель сталкивается со следующими сложностями, способный причинить вред здоровью:

Высота барабана не соответствует росту исполнителя. Барабанщик сутулится. Положение рук неправильное, они через чур вытянуты, что не дает исполнителю правильно извлекать звук-это влечет за собой зажимы в руках, не говоря уже о некачественном звуке.

Выход из ситуации: поднять барабан. Если данный вариант не возможен- играть сидя или поставить барабан на подставку.

Если же исполнитель-ударник, ребенок и барабан ему высок. То такой исполнитель встречается со следующими трудностями. Руки сильно задраны в кистях, что ведет также к мышечному  зажиму, и как следствие некачественному звукоизвлечению.

Выход: опустить барабан. Если такой вариант не возможен- исполнитель должен встать на подставку для ног.

Еще одна опасность, которая поджидает исполнителя на малом барабане-это излишний шум. Поэтому занятия в классе и дома должны проходить на «глухом» барабане (пэде). Помещение, где играют на барабане должно достаточно свободным и  быть специально оборудовано под игру на малом барабане (иметь звукоизолирующие полотна).

Еще одна трудность- это неправильно подобранные барабанные палочки. Они слишком тяжелые и кисти при длительной игре перенапрягаются. Встречаются и искусственно утяжеленные палочки (головки покрывают лаком, свинцом, чтобы якобы продлить срок службы палочек). Это недопустимо! Приобретите палочки с пластиковыми головками- они служат дольше деревянных.

Мы плавно переходим к здоровьесберегающим технологиям при игре на ударной установке.

Ударная установка.

Так как часть ударной установки- это малый барабан, то и правила, касающиеся  высоты сольника и барабанных палочек будут такие же как и в предыдущем пункте.

Ударную установку следует «подстраивать» под себя. Правую ногу расположить на педали бас-барабана так, чтобы избежать острых углов в коленном суставе. Или задранного колена. Так же ноги недолжны быть вытянуты вперед. Постановка левой  ноги на хай-хете- с такими же требованиями как и правая. В отличии от правой ноги, которая может осуществлять удары 2-х типов (с пятки, мыском). Правая нога играет с пятки.

Руки на тарелке находятся как бы в «лежащем» расслабленном положении и являются продолжением барабанных палок.

Наибольшая сложность в игре на ударной установке составляет координация движений, так как она задействует 4 точки координации. В нее входят: правая рука- тарелка или хай-хет, левая рука- малый барабан, правая нога- бас-барабан (бочку), левая нога- бочку или педаль хай-хета. Каждая точка имеет свой ритмический рисунок и технику/прием исполнения звукоизвлечения.

Чтобы избежать зажимов. Следует делать упражнения на координацию. Прорабатывать отдельные партии. Игра должна быть в расслабленном, естественном состоянии.

Ксилофон.

Самая распространенная проблема при игре на ксилофоне-это зажатые руки, что влечет в себе мышечные боли. Чтобы избежать этого стоит правильно отрегулировать высоту инструмента под рост. И уделить внимание постановке рук и расслабленности, движений как кистей, так и пальцев. Не надо играть сразу в быстром темпе, темп нужно наращивать постепенно.

В наше время многие заболевания человечества молодеют, в том числе и психические, наверное, виной тому напряженный ритм жизни, обширный поток информации, магнитные и электрические поля, создаваемые бытовой электротехникой и нашим «спутником» становиться стресс. Музыкант исполнитель имеет возможность «разрядиться», то есть «выплеснуть» накопившееся эмоции или душевное напряжение в исполнение музыкального произведения.    

  Другим еще более важным аспектом, зачастую незамеченным, является РАБОТА ДУШИ музыканта исполнителя. Наверное, только музыкальное искусство и театр заставляют душу так работать: страдать и радоваться. И переживать это заново с каждым следующим исполнением. Для формирования всесторонне развитой личности необходима работа по всем направлениям: для тренировки ума – математика, для укрепления физического здоровья занятия спортом, но в разумных пределах, без травм.

  Чтобы стать музыкантом профессионалом одних природных данных недостаточно, необходимо крепкое физическое и психологическое здоровье, но происходит и обратный процесс. Стремление к цели, увлеченность занятиями, стремление к успеху мобилизует, скрытые на первый взгляд, ресурсы организма, делает жизнь интересной. Дети, готовящиеся к конкурсам, концертам реже болеют простудными заболеваниями. Успешные выступления на конкурсах укрепляют самооценку детей среди своих ровесников и это очень ценно. Дети испытывают удовлетворение, скажем от «покорения вершины», таким образом, укрепляется нервная система, появляется уверенность в своих силах, прививается трудолюбие, здоровое честолюбие, здоровая конкуренция, а это уже твердая жизненная позиция, необходимая во взрослой жизни.  

 В нашей  вселенной существует единый ритм – время, кратное четырем ударам сердца. ( 8, 12, 16, 20.) В мире все процессы связаны между собой, нужно только знать эти связи. В настоящее время появились новые отрасли, направления научных исследований, изучающие взаимосвязь физических явлений с процессами, протекающими в организме человека

 Музыка способна лечить – это уже многократно доказано учеными-медиками всего мира. Музыка – основа гармоничного развития личности. Только она способна вызывать в человеке такой широкий диапазон чувств. И наш организм, как правило, благодарно принимает музыкальные подарки: нормализуется дыхание, пульс, давление, температура, снимается мышечное напряжение. А главное музыка стимулирует выработку гормонов, ответственных за эмоциональное состояние человека, в том числе тех, которые связаны с ощущением вдохновения и душевного покоя. Музыкальная мелодия представляет собой особое сочетание звуковых волн, входящих в резонанс с каждой клеткой нашего тела. Причем это происходит не только с теми, кого природа наградила музыкальным слухом, человеческий организм устроен так, что он воспринимает звуковые волны внутренними органами, кожей и даже скелетом.

Прорвать замкнутый круг хронических болей успешно пытается музыкальная терапия. Многочисленные исследования подтверждают, что гармонические звуки поразительным образом помогают обеспечить больному минуты счастья и значительно снижают дозы обезболивающих средств. То, что практиковалось в течении тысячелетий  у многих народов и что умело использовал Давид, играя  на арфе перед царем Саулом, - обезболивающее влияние ритма – сейчас быстро обретает популярность для лечения боли. Через полгода занятий музыкальной терапией, например, игрой на блокфлейте, или  другом музыкальном инструменте, состояние больных значительно улучшается.

  Наш позвоночник живо откликается на каждый звук. И когда гудит барабан или колокол, или звучит медный голос гонга, позвоночник  подстраивается под звук, ловит информацию, а вибрации говорят ему о правильном устройстве как всего мироздания, так и нашего дома – тела.