Развитие восприятия музыки – основа воспитания музыкальной культуры обучающихся

Михтеева Елена Юрьевна

Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания школьников, и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности. Восприятие музыкальных образов происходит благодаря своеобразной творческой деятельности слушателя. Процессы восприятия музыкального произведения зависят от индивидуальных особенностей ребенка-слушателя, его общего и музыкального развития, жизненного опыта, интересов, от социального окружения и статуса их семьи, который определяется уровнем образования родителей и родом их занятий.  Развить  процесс музыкального восприятия — значит научить слушателя переживать чувства и настроения, выражаемые композитором с помощью игры звуков, специальным образом организованных; включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам.  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Развитие восприятия музыки – основа воспитания музыкальной культуры обучающихся»

Восприятие музыки – это процесс музыкального мышления, целостное, эмоционально – осознанное познание содержания, смысла музыкального произведения. Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания школьников, и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности. Восприятие музыки на уроке является самостоятельным видом деятельности на уроке. Оно определяется как слушание или слушание-восприятие. Учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями, более сложными по сравнению с теми, которые могут исполнить сами. Однако процесс слушания таких произведений не сводится лишь к знакомству с музыкой. Важно формировать у учащихся навыки и умения, необходимые для полноценного восприятия ими музыкальных произведений, развивать у них интерес и музыкальный вкус.

Основой воспитания у школьников музыкального вкуса являются художественно ценные произведения и активная музыкальная деятельность, направленная на их освоение. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активации восприятия (например, через движение, игру на простейших музыкальных инструментах, а также вокализацию тем) способствуют развитию интересов учащихся, формированию их музыкальных потребностей.

Музыкальное восприятие – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Музыка воздействует комплексом выразительных средств. Это - ладогармонический склад, тембр, темп, динамика, метроритм. Они передают настроение, основную мысль произведения, вызывают ассоциации с жизненными явлениями, с переживаниями человека.

Восприятие музыкальных образов происходит благодаря своеобразной творческой деятельности слушателя, так как включает его собственный опыт (музыкально-слуховой и жизненный). В результате идея произведения воспринимается как нечто сокровенное. Именно поэтому музыковеды утверждают, что слушать музыку так, чтобы слышать ее – это напряженная работа сердца, ума и особое творчество. В первую очередь важно привить детям элементарные навыки восприятия музыкальных структур, так как для слушателя, лишенного чувства восприятия формы, не ощущающего ее в данном сочинении, музыка «не оканчивается, а прекращается». Иначе, анализ музыкальных произведений углубляет их эмоциональное восприятие. Воздействуя, музыка способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес. Радость и печаль, надежда и разочарование, счастье и страдание – всю эту гамму человеческих чувств, переданную в музыке, учитель должен помочь детям услышать, пережить и осознать. Педагог создает все условия для проявления эмоционального отклика учащихся на музыку. Только потом он подводит их к осознанию содержания произведения, выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств. Благодаря этому произведение оказывает более сильное воздействие на чувства и мысли детей. У них формируются навыки культурного слушания, умения рассуждать о музыке, то есть давать эстетическую оценку ее содержанию. Учитель разными средствами стремится внести радость в общение детей с музыкой. Это во многом зависит от используемых на уроке произведений. Они должны быть художественно ценными, образно-увлекательными близкими детям по содержанию, доступными по языку и вместе с тем должны удовлетворять потребность учащихся в общении с прекрасным. Музыкальному восприятию свойственны:

эмоциональность 

 целостность

 образность

 осмысленность

 ассоциативность

Развить  процесс музыкального восприятия — значит научить слушателя переживать чувства и настроения, выражаемые композитором с помощью игры звуков, специальным образом организованных; включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам. Для умения слушать серьезное музыкальное произведение необходимо иметь достаточный уровень развития специальных музыкальных способностей — слуха, памяти, мышления, воображения. Все они развиваются в процессе целенаправленных музыкальных занятий, как-то: пение в хоре, ритмика, прослушивание одних и тех же музыкальных произведений, разучивание мелодических тем, которые встречаются в прослушиваемом произведении, изучение биографий композиторов и особенностей их творческого пути.

Развитие восприятия предполагает умение вычленять из общей ткани отдельные средства музыкальной выразительности — мелодию, гармонию, фактуру, темп, ритм и другое; освоение принципов творческого преобразования и отражения действительности в звуках музыки; выявление ассоциаций, которые вызваны тем или иным средством. Когда слушатель воспринимает музыкальное произведение и оно глубоко захватывает его, в идеальном случае происходит то, что Л.С. Выготский называл чудом искусства, а американский психолог А. Маслоу — «пиковым переживанием». В момент переживания «пикового» опыта человек, согласно А. Маслоу, испытывает свое единение с Вселенной. Он выходит за границы собственного Я и ощущает мир как свое естественное продолжение. В момент «пика» человек приобретает особое восприятие — он видит вещи как бы впервые, в их единственности, неповторимости. Такие переживания вызывают стремление к творчеству и способствуют росту личности человека.

Процесс восприятия музыки.

В соответствии с методикой и особенностями восприятия, ученые-психологи выделяют три стадии  процесса восприятия музыки:

Первая стадия-первое знакомство с музыкальным произведением, первые впечатления о музыкальном образе. Воспринимая произведение в первый раз, малоподготовленный слушатель получает лишь общее представление о музыкальном образе. Задача учителя на этом этапе восприятия музыки помочь ребенку найти свое отношение к музыкальному произведению, понять, какие чувства вызывает у него эта музыка, заострить внимание на главном носителе образа-мелодии, ее характерных интонациях.

Вторая стадия связана с повторным прослушиванием музыкального произведения. Здесь происходит выделение наиболее ярких особенностей. Эта стадия восприятия связана с включением аналитических свойств сознания ребенка. Здесь включаются методы и приемы интонационно-образного анализа музыкального произведения.

Третья стадия еще одно обращение к музыкальному произведению, обогащенное уже ранее возникшими музыкально-слуховыми представлениями и ассоциациями. На этом этапе проявляется личностное отношение школьников к воспринятой музыке, ее индивидуальная оценка с позиций значимости для конкретного слушателя.

Процессы восприятия музыкального произведения зависят от индивидуальных особенностей ребенка-слушателя, его общего и музыкального развития, жизненного опыта, интересов, от социального окружения и статуса их семьи, который определяется уровнем образования родителей и родом их занятий. Слушая, например, пьесу П.И. Чайковского «Песня жаворонка» и не зная еще ее названия, а воспринимая лишь спокойный, светлый характер мелодии, дети, даже имеющие одинаковую подготовку, будут переживать и мыслить по-разному. У одних может возникнуть представление о картине природы, о птицах. Другие могут почувствовать лишь характер изложения: «тихая, легкая, нежная». У третьих появятся приятные чувства, которые ассоциируются с определенными жизненными явлениями. Педагог должен словесными пояснениями вызвать конкретные переживания и направить внимание детей на особенности средств музыкальной выразительности,- которые придают произведению светлый, мечтательный характер и создают образ поющего жаворонка. Педагог поощряет правильные реакции детей на музыку.

Большое значение для воспитания интереса к восприятию музыки имеют создание эмоционально благоприятной обстановки и эмоционально положительное отношение к музыке самого педагога, пример которого для детей весьма важен. Кроме того, особую роль в формировании эстетического восприятия музыки играет разнообразие форм занятий.

На первом этапе развития неопытный слушатель воспринимает главным образом «внешний слой» музыкального произведения. На последующих — осознает отдельные детали и фрагменты сочинения. В соответствии с методикой и особенностями восприятия, я использую на уроках следующий порядок понимания музыкального произведения в процессе его восприятия:

-выявление главного настроения; определение средств музыкальной выразительности; рассмотрение особенностей развития художественного образа; определение главной идеи произведения; понимание специфики автора; нахождение личностного подхода к произведению;

Каждое из этих направлений работы связано с постановкой перед учащимися проблемных заданий. Например, при выявлении главного настроения учащимся можно предложить обсуждение следующих вопросов:

-какие чувства передаются в предлагаемой музыке? Какие эпизоды понравились больше всего?

Выполняя задания и следя за развитием художественного образа произведения, учащийся начинает его лучше понимать. И в ходе урока мы начинаем углубляться в образное содержание предложенных музыкальных примеров. Вопросы к ученику могут быть следующие:

-как произведение начинается? Какой характер имеют мелодия и другие средства музыкальной выразительности? Какой образ возникает в твоем сознании? Как он развивается - плавно или с резкими контрастами? Как заканчивается произведение? К чему привело развитие образа?

Развитию образного мышления способствует поиск названия, которое необходимо подобрать к прослушиваемой музыке.

На уроках в 5-8 классах мы говорим уже об определении главной идеи произведения. Можно спросить у учащихся:

- для чего автор создал это произведение? Какая основная мысль владела им в процессе создания? Что он хотел сказать своей музыкой?

Если это программное произведение, можно спросить:

- почему автор назвал произведение именно так, а не иначе? Как можно было бы передать главную мысль — строчкой стихотворения, образным сравнением?

Ответы на эти вопросы заставляют учащихся размышлять над общечеловеческими ценностями, находящими свое воплощение в звуках музыки. Понимание этих ценностей ведет к нравственному возвышению личности школьника.

Большое влияние на учащихся оказывает не только музыка, но и личность самого композитора. Часто ребята сами задают вопросы о жизни автора.

Вопросы к учащимся здесь могут быть такие:

- Какое мироощущение и мировосприятие отличает музыку данного композитора? Каково его отношение к своим героям? Относится ли он к ним с симпатией, юмором, со страданием или с иронической усмешкой?

Следующие вопросы требуют самораскрытия учащегося, к чему он не всегда готов:

- Какие события из жизни напоминает эта музыка? Какие воспоминания и надежды она пробуждает? Что бы захотелось сделать, прослушав эту музыку?

Все творческие задания выполняются в определенной последовательности. Например, в начальных классах, чтобы найти выразительные движения, соответствующие музыке, дети сначала слушают произведение, выявляют его характер, средства музыкальной выразительности, форму. Затем они планируют возможные варианты тех или иных движений. Замысел обсуждается коллективно или обдумывается индивидуально и дополняется. Итогом творческого решения является выразительное исполнение сочинения. В первом классе я использую шумовой оркестр из подручных средств: деревянные кубики, металлические ложки, бумага (шуршание), и т.д.

При оценке выполненного задания необходимо учитывать степень понимания музыкального образа, стремление к совершенствованию композиции в процессе сочинения, способность «автора» выразительно ее повторить.

При выполнении заданий такого типа ребята учатся понимать и устанавливать взаимосвязь между музыкальным образом и средствами его воплощения.

Так же я использую слушание и при разучивании новых песен. Но сначала ребята поют свои варианты песни, а уж потом мной предлагается оригинальное исполнение, чтобы не создавался стереотип, шаблон. Таким образом, учащиеся получают больше возможности для творческой мысли, и легче воспринимают уже знакомое произведение.

Восприятию любого произведения должна предшествовать установка. 

Установка на восприятие это готовность человека воспринимать какое-либо явление. Установка имеет организационные и методические моменты.

Организационные моменты: слушать музыку в тишине, создать атмосферу концертного зала.

Методические моменты  - это методически грамотное слово учителя перед прослушиванием музыкального произведения. Словом предвосхитить содержание музыкального произведения.

Подготовка школьников к эмоциональному восприятию музыки может осуществляться разными методами и приемами.

Метод (от греч. metodos – путь к чему-либо) в образовательном процессе выполняет  роль связующего звена между целью и конечным результатом, т.е. метод является способом, который позволяет достичь намеченную цель и представляет завершенное действие. Метод имеет двухсторонний характер, проявляя себя с внешней и внутренней стороны. Внутренняя сторона определяет правила, на основе которых осуществляется его движение, действия. Внешняя сторона связана со средствами его осуществления. Каждый из методов организует определенным образом деятельность учителя и учащихся. Он определяет как направление их действий, так и правила по которым они осуществляют свою деятельность на урок.

Приемы по отношению к методу, носят подчиненный характер. Прием представляет единичное действие, шаг, ведущий к намеченной цели, прием отличается незавершенностью. Прием имеет односторонний характер. Ориентация на результат, ради которого был выбран тот или иной метод, является условием выбора приемов. Одни и те же приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод в практике его реализации может включать различные приемы.

Определяя метод как способ взаимодействия, имеющий двусторонний характер проявления (внешний и внутренний), а прием как одностороннее действие можно посмотреть на те методы, которые широко известны учителям музыки. С этих позиций можно определить, рассматривать их в современном школьном уроке как методы или как приемы.


Так, методы 
«наблюдение за музыкой» (Б. М. Асафьев), «размышления о музыке», «сопереживания» (Н. А. Ветлугина) это действия, которые осуществляют учащиеся по отношению к объекту своей деятельности, они имеют односторонний характер, поэтому их необходимо рассматривать как приемы.
Методы 
«эмоциональной драматургии» (Э. Б. Абдулин), «забегание вперед и возвращение к пройденному» (Д. Б. Кабалевский), «перспективы и ретроспективы» (Э. Б. Абдулин),«междисциплинарного взаимодействия» (В. В. Алеев) непосредственно определяют направление деятельности учителя, правила, по которым он организует содержание программного материала на уроке, логику его разворачивания. Соответственно их необходимо отнести к числу приемов для учителя.
Методы 
«моделирования художественно-творческого процесса» (Л. В. Школяр),«интонационно-стилевого постижения музыки» (Е. Д. Критская), «сочинение сочиненного»(В. О. Усачева), «переинтонирования» (М. С. Красильникова) опираются на закономерности процессов мышления в восприятии музыки. Они задают направление деятельности как учителю, так и учащимся. Поэтому их можно рассматривать как методы, основанные на взаимодействии учителя и учащихся.
Итак, конструируя урок музыки, учитель точно должен определиться в своем понимании педагогических категорий «метод» и «прием». Выделим те их признаки, на основе которых они будут использоваться в дальнейшем изложении:

Метод призван урегулировать способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение педагогической цели. В выборе методов для урока ведущая и направляющая роль остается за учителем.

Метод определяется на основе его двустороннего проявления. Внутренняя сторона определяет правила, на основе которых осуществляется его движение, действия. Внешняя сторона связана со средствами его осуществления.

Методы обучения, используемые на уроке музыки, характеризуются на основе трех признаков: направленности (для решения какой задачи они используются), системности (каждый метод есть совокупность элементов, входящих в его структуру), характера взаимодействия субъектов обучения (учителя и учащихся).

В состав метода входят приемы как отдельные элементы метода, они характеризуют глубину его осуществления. Так же, как и метод, приемы направлены на решение какой-либо задачи, имеют состав элементов, но отличаются своим односторонним действием.

Выделяя конкретные методы, мы будем исходить из того, что они связаны с достижением дидактических целей обучения и решением учебных задач на основе взаимодействия учителя и учащихся. Деятельностная сущность является основой этих методов, их содержание позволяет организовать субъект-субъектное взаимодействие на уроке, а их эффективность связана с изменениями, происходящими во внутреннем мире ребенка.

Метод моделирования необходимо включать в учебный процесс с раннего школьного возраста.Это универсальный и общий для искусства метод. Он требует самостоятельности в добывании и присвоении знаний (которые при прохождении пути композитора не отчуждаются от ребенка), творчества (когда школьник, в опоре на музыкальный опыт и на воображение, фантазию, интуицию, сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создает и т.д.), развития способности к индивидуальному слушанию и творческой интерпретацией. Каждый ребенок может стать в позицию композитора, отвечающего для себя на вопросы, которыми и мучается композитор-творец: о чем и как я хочу сказать своей музыкой, почему именно это важно для меня, и важно ли это для других?  Метод моделирования художественно-творческого процесса направляет мышление учащихся в русло выявления истоков происхождения изучаемого явления.

Рассмотрим использование метода моделирования на примере урока музыки в начальных классах – слушание темы Пети их симфонической сказки С.Прокофьева “Петя и волк”. Прежде всего, учитель сосредотачивает внимание учеников на общее восприятие музыки, ее развитие, необходимо вспоминать об истории написания произведения. При повторном восприятии дети определяют динамику эмоционального развития образа, его кульминационные точки: ориентируясь на карточку характеристики музыки, ищут определения, которые отвечают эмоциям, которые вызвала музыка, устанавливают их последовательность в соответствии с динамикой музыкального образа. Им разрешается использовать слова, которых, по их мнению, недостаточно для выражения того или другого настроения. Дети выражают содержание музыкального произведения эмоциональной речью, т.е. создают его эмоциональную модель. Вот некоторые субъективные модели восприятия темы Пети (в начале симфонии) С.Прокофьева “Петя и волк” второклассниками: беззаботная – лирическая – мечтательная – предостерегающая – тревожная; бодрая – светлая – мягкая – волнующая – предостерегающая – тревожная. Как видим, воспринятый музыкальный образ выражен здесь внешней линейностью, устной формой. Учитель видит содержание, динамику и структуру восприятия произведения каждым учеником.

Проблемный метод подчеркивает важность самостоятельного принятия детьми решений: «Учитель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся как можно чаще сами отвечали на возникающие по ходу урока вопросы, а не довольствовались получением от учителя готовых ответов истин, которые им остается лишь запомнить». Надо сделать все возможное, чтобы до правильных ответов учащиеся додумывались сами… Важно, чтобы решение новых вопросов приобретало форму кратких собеседований учителя с учащимися. В каждом таком собеседовании должно наглядно ощущаться три неразрывно связанных момента:

  • Первый – четко сформулированная учителем задача;
  • Второй – постепенное, совместно с учащимися, решение этой задачи;
  • Третий – окончательный вывод, сделать который и произнести (всегда, когда это возможно) должны сами учащиеся”.

Метод «музыкальный театр» направлен на постижение целостного музыкального содержания. Средства – звук, жест, танец, слово, литературный сюжет, стихи. Особенностью является то, что определяемые учителем средства, должны быть реализованы в синтезе, например звук + жест. Этот метод помогает ребенку сделать музыку зримой, осязаемой, что очень важно на начальном этапе взаимодействия с музыкальным искусством, когда дети еще не могут говорить о музыке. Так в теме «Разыграй музыкальное произведение» 1 класс, в произведении А.Гречанинова «Необычное происшествие» по характеру музыки дети определяют различных животных, а потом и разыгрывают спектакль, изображая повадки того животного, кто больше понравился. Таким образом, закладываются основы понимания развития и восприятия музыки, проявляется творческое начало в исполнении музыкальных произведений (смотреть приложение 1).

Метод погружения – позволяет осознать ценностно-смысловое значение музыкального произведения в жизни человека. Средством реализации данного метода являются различные жизненные ситуации, содержание которых могло бы быть связано или было связано с тем или иным произведением. Эти ситуации конструируются на основе реальных событий, взятых из литературных источников или специально придуманных.

Метод  «пластическое интонирование» - направлен на освоение способов «активного слушания». Особенностью данного метода является целостное восприятие музыки, через моторику своего тела.

Этот метод связан с именами таких педагогов, как Д.Б.Кабалевский, Т.Вендерова, В.Коэн. Средства реализации метода – музыка, жест.

Метод проектов – позволяет учащимся проявить как свои знания, умения в самостоятельной работе с информацией, так и волевые качества, интересы и предпочтения. Проект – это способ достижения цели, через детальную разработку имеющейся проблемы. Круг проблем может быть связан с творческими портретами композиторов, событиями музыкальной жизни страны, историей создания музыкальных сочинений и т.д.

Учащиеся совместно могут работать как над общей проблемой, так и создавать индивидуальный проект, но цель, каждый учащийся определяет для себя сам. Это одно из условий реализации метода проектов. Достигнутая цель должна быть представлена конкретным результатом, т.е. воплощенным образом проекта. Средства реализации зависят от типа проекта: информационный, исследовательский, творческий. Так, например, в информационном проекте, связанном с созданием видеофильма (компьютерного) о Большом театре, средствами его реализации являются книги, Интернет-ресурсы, аудио-записи, фотоальбомы, компьютер. Действия, совершаемые учащимися, связаны со сбором информации, ее анализом и выстраиванием в определенной  последовательности, оформлением страничек презентации и подготовкой к ее публичной презентации. В результате учащиеся приобретают новые знания, развиваются коммуникативные умения, формы, мышления, связанные с обработкой информации, формируются умения публичной защиты своих результатов деятельности.Проектная деятельность, оформленная в виде презентации, позволяет использовать на уроке помимо музыкальных произведений, произведения изобразительного искусства и литературы. Показ электронных презентаций выводит урок на новый уровень его понимания и восприятия (смотреть приложение 2).

Метод «синквейн» - является одним из методов развития критического мышления. Помогает научиться доказательно и логично строить свои высказывания о музыке. Метод основан на дедуктивном структурировании процесса осмысления музыкального произведения. Перевести музыку на язык слов очень сложно. Необходимо не только научиться подбирать адекватные звучанию музыки слова, но и выражать их в словесной форме. Данный метод представляет определенную конструкцию высказывания, которое основано на алгоритме действий, состоящих из 5 шагов.Средства: слова, алгоритм основных действий. Приемы соответствуют действиям по алгоритму:

1 – сформулировать основную мысль, звучащего произведения (не более двух слов);

2 – двумя глаголами дополнить характеристику выделенной мысли;

3 – охарактеризовать ее с помощью трех прилагательных;

4 – в одном предложении выразить собственное отношение к основной идее произведения;

5 – одним словом сделать вывод-итог, акцентировав ценностно-смысловое значение произведения (смотреть приложение 3).

Метод – «цифровой диктант». Этот метод позволяет за очень короткое время проверить и оценить знание музыкального содержания. Учитель формулирует задание и предлагает выбрать один из ответов (да или нет). Каждый ответ имеет определенную цифру: Да – 1, Нет – 0. Учащиеся в своей тетради должны записать только цифру выбранного ими ответа. Данный метод позволяет учащимся наглядно оценить уровень своих достижений. Средством являются формы тестовых заданий с двумя и более ответами. Возможно использование компьютерного варианта  представления  заданий.

Метод – «викторина». Метод, широко используемый в практике музыкального воспитания. Позволяет проверить и оценить знания, связанные с музыкальным содержанием. Средствами являются вопросы и ответы. Учитель формулирует вопрос, учащиеся дают на него ответ. Вопросы и ответы могут быть составлены в форме тестовых заданий, с выбором ответа, на дополнение, на установление соответствия. Возможны задания  со свободным ответом. Такие задания требуют точного определения критериев для их оценки.

Методический прием. Чтобы развить у учащихся восприятие музыки и сформировать у них способность следить за развитием музыкального образа поможет методический прием – составление психологического портрета героя. Разнообразные слуховые представления, полученные в активной музыкальной деятельности, осознаются детьми, обобщаются в музыкальных картинках, ярких словесных характеристиках образов. Так, благодаря приемам активизации наблюдения за развитием музыкального образа, создаются условия для усвоения знаний о музыке, полученные знания помогают ребятам осознанно воспринимать музыку, высказывать о ней свои суждения. Для более яркого эмоционального восприятия было предложено ребятам нарисовать любой из образов  наиболее понравившимся им. Рисунки детей представляли собой иллюстрации к сказкам. В них они рисовали богатырей, витязей, царя Черномора, животных, цветы, волшебные сады,  Кикимору (смотри приложение 2). Этот прием художественного творчества, как и прием “цвет-настроение” позволяет детям через цвет отобразить настроение, характер музыки. Главное, чтобы они не просто рисовали на заданную тему, а старались использовать те средства выразительности, которые соответствовали бы характеру музыки, поняли, что цвет в рисунке имеет большое выразительное значение: светлые тона часто соответствуют светлому, нежному, спокойному настроению музыки; темные – тревожному, таинственному, яркие сочные краски – веселому, радостному характеру музыки.

Прием развития музыкального восприятия необходимо варьировать, сочетать друг с другом. Такой прием, как сравнение, активизирует процесс восприятия, делает его осмысленным, глубоким.  Этот прием может сочетать в себе различные варианты. Прием контрастного сопоставления музыкальных произведений обостряет слуховое внимание, заинтересовывает

Детей (использование контрастных произведений одного жанра, пьесы с одинаковым названием, варианты исполнения одного и того же исполнения).

Существует прием цвет-настроение. Он позволяет детям принять новое слово и в игровой форме высказываться о характере музыки. Действительно, одно из форм процесса обучения – игра – по сей день является  самой занимательной, увлекающей, доставляющей удовольствие ученикам в овладении знаниями. Это прием так же помогает выявить  реакции детей на музыку, закрепить представление о ее характере. Определенный цвет связывается с соответствующим настроением музыки: пастельные, светлые тона (голубой, розовый ) – с нежным, спокойным характером музыки; темные, густые тона (темно-коричневый, темно-синий) – с мрачным, тревожным характером; интенсивные, яркие тона (красный) – с решительным торжественным характером. Необходимо развивать представления ребят о выразительности цвета, обсуждать вместе с ними, какие рисунки соответствуют характеру музыки и почему. Воображение у ребят младшего школьного возраста, как правило, яркое, живое, и “музыкальные картинки” они слушают с удовольствием. Их зрительные ощущения реализуются в рисунках, отражающих настроения, навеянные прослушанной музыкой, которые они рисуют прямо на уроке или дома. Существует мнение, что дети легче усваивают программную музыку, нежели музыку, не имеющую программных названий, наверное, потому что они легко усваивают не программную музыку, а программные заглавия. В этих случаях программа не только не активизирует музыкальное восприятие у детей, но зачастую парализует его. Слушая фрагменты симфоний, опер и не зная об этом, дети слушают просто красивую музыку, а если заранее объявить, что сейчас мы услышим фрагмент симфонии, в них срабатывает стереотип: симфония – это непонятно и скучно. Вот почему для творческого развития детей, играя им программную музыку (это должна быть очень хорошая,  ярко-образная музыка, с очень точным авторским названием), автор не сообщает предварительно ее названия, с тем, чтобы они сначала определили характер самой музыки, а уж потом попытались дать ей свое название, исходя из того, что ими было услышано, почувствовано и осмыслено.

Прием Кластер – в переводе «гроздь», во главу ставится ключевое слово. Помогает научиться доказательно и логично строить свои высказывания о музыке.

Итак, эмоционально-осознанное восприятие музыкального произведения способствует более глубокому проникновению в его содержание и осмысление его идеи. Каждый ученик, имея свой музыкальный опыт и индивидуальные особенности, по-своему воспринимает музыкальное произведение. При этом восприятие музыкального образа зависит от его музыкальных и творческих способностей.

Список литературы

  1. Алиев, Ю.Б. Настольная книга учителя музыканта / Ю.Б. Алиев. - М.: ВЛАДОС, 2000.-336 с.
  2. Белобородова, В.Г. Музыкальное восприятие школьников / В.Г.Белобородова. - М.: Педагогика, 1975. - 506 с.
  3. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарев. - М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1997. - 352 с.
  4. Иванченко, Г.И. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы / Г.И.Иванченко. - М.: Смысл, 2001. - 264 с.
  5. Медушевский, В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки / В.В.Медушевский // Восприятие музыки. - М., 1980. - с. 178-194.
  6. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб.пособие для студ. нач. фак. педвузов / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. - М.: Академия, 2001 - 368 с.
  7. Музыкальная психология: Учеб.пособие для студ. и препод. / В.И. Петрушин. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 384 с.
  8. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1972. - 383 с.