Технология формирования певческой культуры учащихся

Михтеева Елена Юрьевна

Главной целью технологии является – расширение функций пения в процессе формирования музыкальной культуры школьников, развитие вокально-хоровых умений и навыков эмоционального и осознанного исполнения произведений различных жанров и стилей. Вокально-хоровое пение выполняет несколько функций. Вокально-хоровое пение расширяет жизненный и музыкальный кругозор учащихся, формирует положительное отношение школьников к музыкальному искусству, позволяет усваивать закономерности музыки, стимулирует закономерности интереса к музыкальным занятиям, дает возможность участвовать в коллективном музицировании.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_formirovaniya_pevcheskoy_kultury.docx27.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Технология формирования певческой культуры учащихся»

     

     Обучение детей вокально-хоровому пению обычно понимают как подчинение детских певческих способностей руководству учителя и условиях общеобразовательной школы. В процессе обучения на уроках музыки они получают те знания и умения хорового, сольного, ансамблевого пения, которые способствуют формированию их личности. Вокально-хоровое пение остается самое демократичное и активное из всех видов музыкально-практической деятельности учащихся.

    Технология, о которой я хочу рассказать, называется  «Технология формирования певческой культуры учащихся». Главной целью технологии является – расширение функций пения в процессе формирования музыкальной культуры школьников, развитие вокально-хоровых умений и навыков эмоционального и осознанного исполнения произведений различных жанров и стилей.

     Планируемые результаты – формирование устойчивого интереса к пению (хоровому, ансамблевому, сольному) на основе изучения методик и практик певческого развития учащихся.

     Традиции хорового пения имеют в России глубокие корни, которые уходят в глубь веков, черпая сегодня живительную силу из народно-песенного и профессионального церковно-певческого искусства.

     Основные принципы вокального воспитания едины как в профессиональном обучении пению, так и в системе музыкального образования в школе.

Вокально-хоровое пение выполняет несколько функций:

- знакомство с разноплановыми музыкальными сочинениями, тем самым расширяя представление о содержании музыки, ее связях с окружающей их жизнью;

- получают представления о музыкальных стилях и жанрах музыки, их интонационно-образных особенностях, приемах развития, формообразования.

- соотношение музыки и слова;

- развитие слуха и голоса учащихся, формирование определенных умений и навыков;

- развивает общеучебные умения и навыки, необходимые для обучения в общеобразовательных учреждениях: память , слух, эмоциональный отклик на различные явления жизни;

- осваивают некоторые особенности бытования и исполнения народных песен и произведений профессиональных композиторов (русских и зарубежных).
     Вокально-хоровое пение расширяет жизненный и музыкальный кругозор учащихся, формирует положительное отношение школьников к музыкальному искусству, позволяет усваивать закономерности музыки, стимулирует закономерности интереса к музыкальным занятиям, дает возможность участвовать в коллективном музицировании.

     В процессе хорового, ансамблевого, сольного пения на уроках музыки активно используются здоровьесберегающие технологии, направленные на формирование правильного диаграфмального дыхания, развитие активности артикуляционного аппарата, слухового внимания, положительного эмоционального тонуса у учащихся. Участие в концертных выступлениях, вокальных конкурсах, фестивалях формирует у учащихся чувство ответственности, коллективизма, коммуникации, стремление к успешности певческой деятельности.

  Основа репертуара составляют те направления, которые включены в содержание музыкального образования:

- образцы музыкального фольклора разных стран и народов;

- произведения композиторов-классиков;

- духовная музыка;

- песни современных композиторов.

Виды вокально-хоровой работы:

- распевание;

- показ вокального сочинения;

- этапы разучивания;

 - концертное исполнение песни  на классном  или школьном празднике, конкурсе, фестивале;

- сочетание вокально-хорового пения с другими видами детского музицирования – сочинение и исполнение ритмического сопровождения, инсуенирование песни группой учащихся, составление композиций, ритмопластика, игра в дирижера, пение под фонограмму.

Распевание - подготавливает голосовой аппарат к вокально-хоровой работе, это могут быть небольшие народные песенки, мелодии из классических произведений.

Показ песни на уроке- сам педагог разучивает музыкальное произведение, выразительно исполняет мелодию и аккомпанемент, дирижируя рукой каждую вокальную линию с подыгрыванием ее на фортепиано. При этом нужно выявить разного рода трудности и пути их преодоления при разучивании, составить исполнительский план песни. Затем подготовить краткий рассказ о композиторе и поэте, сформулировать вопросы к учащимся.

После показа песни ведется беседа о содержании.

Работа над песней планируется на несколько уроков: разучивание мелодии и текста вокального сочинения, исполнение а капелла и с сопровождением, устранение недостатков звучания хора. Одновременно должна происходить работа над выразительностью звучания и эмоциональностью исполнения песни, с самого начала работы нужно искать выразительный звук, стремиться к тому, чтобы фразировка была логически оправданной, текст произносился осмысленно, подчеркивались жанровые признаки песни при выборе штрихов, динамики, тембра звучания голосов, темповых отклонений.

Заключительный этап работы – исполнение выученного произведения целиком, от начала до конца, «как на концерте».

 Перед этим можно повторить наиболее трудные фрагменты песни с одновременным вступлением в начале каждого куплета после фортепианных проигрышей.

     Пение под фонограмму (дети очень любят). Учитель должен предварительно изучить особенности трактовки этого произведения в фонозаписи – темп, динамика, характер аккомпанемента и.т.д.

     Очень важной особенностью заключительного этапа работы над песней является рефлексия – оценка качества исполнения песни, формирование вокально-хоровых навыков и умений учащихся.

Критерии оценки:

- выразительность звучания и эмоциональность исполнения;

- интерес к певческой деятельности;

 - осознание содержания и языка исполняемых произведений;

 - развитие основных певческих функций  - чистота интонирования, кантилена, дыхание, четкость дикции, правильность звукообразования, работа артикуляциноого аппарата, строй и ансамбль, умение петь а капелла, с сопровождением, под фонограмму.

     Единство теории и практики, взаимопроникновение и взаимовлияние научных и теоретических знаний и практических умений трансформируется в практической деятельности.

    Выдающийся деятель в области вокальной педагогики, доктор искусствоведения профессор В. А. Багадуров писал: «История детской вокальной педагогики на протяжении ряда столетий с совершенной ясностью показывает, что специальных теорий постановки именно детского голоса никогда не существовало. Некоторые особенности работы с детскими голосами, обусловленные возрастом и детской психикой, спецификой детского восприятия, разумеется, должны быть учитываемы, но это относится не к принципам воспитания голоса, а к педагогическим приемам обучения».

     Основные принципы вокального воспитания едины как в профессиональном обучении пению, так и в системе музыкального образования в школе; как для взрослых певцов, так и для детей. Существует различие лишь в специфике воспитания детского голоса, обусловленной психологическими особенностями и физиологическими возможностями в том или ином возрасте. Обязательно при работе с детьми, особенно в мутационный период, применение голососберегающих технологий. Кроме того, вокальное воспитание детей осуществляется на несколько ином музыкальном материале.

     Одной из важнейших задач распевания является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:

  • певческую установку;
  • певческое дыхание и опору звука;
  • высокую вокальную позицию;
  • точное интонирование;
  • ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;
  • использование различных видов звуковедения;
  • дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.

Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале.

Примером универсальности приемов служит «концентрический» метод М. И. Глинки. Являясь фундаментом русской вокальной школы, он может быть и основой певческого воспитания детей. Сформулированные М. И. Глинкой требования эффективны в работе с детьми и с взрослыми, с мало подготовленными певцами и с певцами профессиональными. Данные современных исследований подтверждают правильность всех основных положений Глинки. Конечно, постепенно они дополняются на основе выявленных закономерностей развития голоса.

«Концентрический» метод включает в себя стабильные упражнения, которые разработаны М. И. Глинкой для систематического использования из года в год. В них представлены элементы, встречающиеся в вокально-хоровых произведениях в различных вариантах. Сущность метода такова:

  • Развивать голос следует исходя из примарных, натуральных звуков.
  • Объем, диапазон голоса, в пределах которого можно в основном работать, для слабых, певчески мало развитых голосов (как и больных) – всего лишь несколько тонов, для здоровых певцов – октава. И в том, и в другом случае не должно быть никакого напряжения.
  • Работать надо постепенно, без торопливости.
  • Ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания.
  • Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).
  • Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении.
  • Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.
  • Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.

Хочется отметить, что абсолютно все рекомендации М.И. Глинки отвечают современным требованиям здоровьесбережения. Ведь, как мне кажется, основная задача научить пользоваться голосом во всём многообразии его нюансов, выявить красоту тембра, развить выносливость голосовых связок. Наши ученики далеко не всегда становятся профессиональными исполнителями, но навык правильного использования голосового аппарата поможет им не только в профессиональной деятельности, связанной с большой голосовой нагрузкой, но и в общении с людьми, поможет сделать речь интонационно разнообразной и грамотной.

Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных упражнениях приводит к ценному навыку – «автоматизму» их применения. Этот принцип заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответственные мышечные системы. Умелое использование дифференцированного возрастного диапазона, подбор репертуара в удобной тесситуре, исключение форсированного звука обеспечивают естественное звучание, гармоничное развитие голосообразующих органов, выявление индивидуального тембра обучающихся.

Влияние певческой нагрузки на здоровье детей.

Чрезвычайно важно знать влияние певческой нагрузки на состояние здоровья обучающихся. Знание преподавателем возрастных особенностей развития детского голоса (особенно в мутационный период) способствует правильному формированию вокальных навыков, несоблюдение же их ведёт к нарушению и даже заболеваниям голосового аппарата. Пение – сложный психофизический процесс, в котором задействованы все жизненно важные системы организма. На певческую нагрузку, кроме певческих органов реагируют также сердечно-сосудистая и нейроэндокринная системы, отвечающие на пение изменением пульса, артериального давления, температуры тела. При правильной певческой нагрузке эти изменения незначительны и не опасны для организма. Более того: систематические занятия пением при постоянном контроле педагога могут играть оздоравливающую роль, в частности улучшается дыхание и кровообращение, снижается внутричерепное давление, смягчаются последствия логоневроза и т.д. Также исследования врачей-отоларингологов показывают, что лечение тонзиллита, обострений катаров носоглотки и верхних дыхательных путей облегчается у детей, занимающихся пением в европейской академической смешанно-прикрытой манере. Нельзя также исключить важность овладения навыком певческого дыхания на опоре для снятия бронхоспазма, что немаловажно для лечения детей, страдающих бронхиальной астмой.

Таким образом, можно сделать вывод, что определённый уровень сформированности вокальных навыков необходим абсолютно всем – и обладающим яркими вокальными данными, и тем, кто может правильно интонировать в пределах квинты, тем, кто грезит об оперной сцене, и тем, кто мечтает стать инженером. Правильное певческое развитие способствует не только формированию личностных качеств, но и более гармоничному физическому развитию ребёнка. Исходя из всего сказанного, мы приходим к выводу, что основная форма охраны голоса – это правильное певческое воспитание.

Перейдём к вокальным упражнениям, которые я использую на каждом уроке для подготовки голосового аппарата к работе и формирования основных певческих навыков. Одной из важнейших особенностей является формирования навыка «автоматизма» исполнения упражнений, поэтому все они всегда поются в определённой последовательности, в определённом диапазоне исходя из примарной зоны ребёнка. Через некоторое время, даже распеваясь a capella, дети сами начинают петь с привычных нот, что, безусловно, говорит о сформированности у них слуховых ощущений.

В работе с детьми 7-9 лет я широко использую русские народные песенки-попевки, что помогает вызвать в детях интерес и привить любовь к национальному мелосу. Кроме того, они обычно лаконичны по своей музыкальной мысли, часто имеют поступенную структуру, помогающую маленьким детям не заострять внимание на сложности интонирования.

  1. Самая первая наша распевка – это песенка-дразнилка «Андрей воробей». Формируются активная артикуляция и опорное дыхание, не дающее интонационно сползать с заданной ноты.
  2. 2. Упражнение помогающее усвоить широкое интонирование большой секунды и твёрдое, уверенное пение тоники «Динь-дон».  Можно провести параллель в звучании больших, средних колоколов и совсем маленьких колокольчиков. При переходе во вторую октаву дети показывают рукой движение, имитирующее встряхивание маленького колокольчика. Такое лёгкое мышечное движение передаётся на связки, и звучание голосов становится лёгким и более интонационно точным.
  3. Одно из любимейших упражнений моих детей «Ходит зайка по саду». Перед его исполнением я прошу их представить, что на ладошке у них сидит маленький зайчик (интересно бывает спросить, а какой именно зайчик у каждого – тут и серые с зелёными глазками, и рыжие, с голубыми!). Во время исполнения четверти на слог «по» мы показываем, как гладим его, а на последующие восьмые делаем лёгкие движения руками, изображая, как зайчик убегает. Так легко, в игре дети знакомятся со штрихами legato и staccato.
  4. Следующие упражнение чрезвычайно полезно для формирования артикуляционного навыка и навыка пения мажорного тетрахорда «Как под горкой».  Если в исполнении верхнего звука присутствует вялость, я прошу детей съимитировать руками движение по лесенке вверх и вниз, но прошу обязательно на верхнюю ступеньку наступить сверху, а не «вползать» на неё. Обычно такое предложение вызывает улыбки и смех, и, впоследствии, правильное исполнение поставленной задачи.
  5. Следующее упражнение состоит из 5 звуков. Таким образом, в каждом упражнении мы прибавляем по одному звуку. Когда впервые обращаешь на это внимание детей, они обычно принимают такую закономерность с восторгом. И, впоследствии, любят подсказывать, сколько звуков в том или ином упражнении.