3. методическое сообщение "Воспитание и обучение детей на отделении народных инструментов на основе народной музыки»2022г.

Тимофеева Алла Юрьевна

в работе раскрываются темы, касоющиеся патриотического воспитания, сохранение народных традиций

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБУДО Вяземская ДШИ им. А.С.Даргомыжского

Методическая работа преподавателя отделения

«Народные инструменты»

Тимофеевой А.Ю.

Тема: «Воспитание и обучение детей на отделении народных инструментов на основе народной музыки»

13.04.22г


«Чтобы уничтожить нацию, не обязательно её истреблять,

 достаточно лишить её своей культуры,

искусства и родного языка,

и она будет обречена на самоуничтожение»

(Михаил Дмитриевич Скобелев)

  Патриотическое воспитание – вечная проблема педагогики. Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотизме. Сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, в политике, в системе государственного и местного самоуправления. Отошли в прошлое многие известные праздники, появились новые; в молодёжной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием, проявляется рост жестокости, насилия, падает интерес и уважение к прошлому России у подрастающего поколения. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема воспитания гражданина страны – настоящего патриота своей Родины.

  Развивать в детях уважение к собственному народу, культуре, уважение к родному очагу – вот ведущая педагогическая идея, которой необходимо придерживаться, чтобы воспитать достойного гражданина своей Родины. Назрела необходимость пересмотреть, как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному ребенку чувство патриотизма.

  Музыка как искусство является одной из форм общественного сознания, отображает общие законы социального развития, отражает черты свойственные на данном историческом отрезке времени: общий уровень культуры, быта. Она является совершенно необходимым условием достойного человеческого существования.  Музыкальному воспитанию испокон веков отводилось значимое место.

Музыкальная культура и народная музыка, в частности, способствует становлению личности ребенка, формируя у него воображение, активирует память, мыслительные процессы и образное восприятие действительности, духовно обогащает его внутренний мир и является великолепным средством общения. Кроме этого, музыка выполняет воспитательную роль, прививая ребенку такие понятия, как красота, гармония, любовь и благородство. Именно народная музыка является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит детей бережно относиться к культурному наследию.
Традиционно преподаватели детских музыкальных школ основной целью ставили развитие музыкальных способностей ученика, непрерывное совершенствование природных данных, приобретение необходимых знаний и навыков. Мы всегда связывали обучение с целью получения начального профессионально музыкального образования, однако меняющаяся ситуация – политическая, экономическая, социальная; этика современной жизни, ее нравственная сторона диктуют необходимость к корректировке музыкального воспитания. Единственной собирательной идеей может и должно стать чувство любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, а также за так называемую малую Родину, (то место, где он родился, живет, учится). Сегодня возрастает ценность и значимость деятельности педагогов по пропаганде народного творчества. Деятельности во имя возрождения в ребенке чувства своей родной земли, связи со своим народом, вызывающей в школьнике те душевные качества, которые определяют его как личность, как гражданина, формирует нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека.

  Отсюда очевидна роль развивающих моделей обучения, способствующих воспитанию устойчивого интереса учащихся к музыкальному образованию, что дает возможность большему количеству детей включиться в процесс формирования художественных вкусов на лучших образцах народного музыкального творчества.

  Удивительный мир музыки разнообразен, в нем и жемчужные россыпи фольклора, творения гениальных музыкантов и многообразие жанров музыки. Именно фольклор и национальные традиции являются одной из высших духовных ценностей русского народа. Народные традиции веками вырабатывали и создавали каноны правильного и разумного, поэтому важно передавать их нашим детям в процессе воспитания.

  У каждого народа есть свой любимый музыкальный инструмент. В России таким инструментом по праву считаются баян, балалайка, домра. Глубокий, густой, «дышащий» звук баяна может передать целую гамму чувств – от глубокой печали до безудержного веселья, яркие черты национального характера: смелость, верность, доброту. Домра – лирическая песенность, скромность и застенчивость. Балалайка – смелая, громкоголосая, с неповторимой скоморошностью.

Воспитание творческой, всесторонне развитой личности – такова задача любого образовательного учреждения, особенно это касается системы дополнительного образования. Личность имеет социальную, общественную природу и формируется под влиянием воздействий окружающей среды, обучения и воспитания, под влиянием условий жизни и деятельности, которую выполняет человек.
Личность и ее психологические особенности формируются в детском дошкольном возрасте под решающим влиянием обучения и воспитания, правильной организации жизни и деятельности ребенка.
С каждым днем возрастает интерес к окружающему. Эмоции ребенка становятся более устойчивыми, формируются интеллектуальные, эстетические, моральные чувства. В игре, в доступных формах трудовой деятельности, под воздействием взрослых формируются личностные проявления, привычные формы поведения, волевые качества. При этом, в каком бы виде деятельности ребенок не проявлял себя, на какой стадии своего развития не был, он всегда будет эмоционально откликаться на выразительные интонации музыки.
В процессе музыкального развития школьников значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. Народное музыкальное творчество,Н.В.Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное «отрубание» своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. Поэтому одну из задач воспитания ученые видят в обогащении детей знаниями о народном музыкальном фольклоре. Основой при развитии эстетического сознания школьников должны стать художественные ценности традиционной национальной культуры народа, фундаментом, которого является фольклор – источник знаний о действительности, о человеке, средство развития важнейших народных понятий о добре и зле, средство познания родного языка, родной речи через лучшие образцы народной песни. Английское слово «фольклор», т.е. народная мудрость, народная традиция, чаще всего употребляется в применении к народному поэтическому искусству, но наряду с этим говорят и о музыкальном и изобразительном фольклоре. Фольклор развивает национальное мировоззрение, учит ребенка видеть мир глазами своего народа. Сказки, песни, былины, уличные представления – все это разные жанры фольклора, народного устно-поэтического творчества. Они отличаются своими специфическими особенностями, различна их роль в народном быту, по-разному они живут и в современности. Сейчас фольклор постоянно и широко используется в музыкальном воспитании, его применение опирается на четкие педагогические принципы. В школе детям дается ясное представление о народном творчестве; в процессе музыкального развития слуха народным мелодиям отводится важная роль, особенно в осознании ладовых тяготений; в детских хоровых коллективах народная музыка занимает почетное место во всех возрастных группах; в издательствах регулярно печатаются сборники, нередко целиком состоящие из народных образцов и имеющие определенные воспитательные задачи. Обучение музыкальному фольклору строится на таких известных дидактических принципах:

- постепенность и последовательность,

- доступность и систематичность,

- наглядность и достоверность,

- активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы,

-комплексное основание материала, -индивидуальный подход в условиях коллективного обучения.

Известно, что детские вкусы изменчивы: для каждого возрастного периода характерны свои особенности. Народная педагогика, обращенная к миру малыша, освещена поэзией и добром.

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Она помогает в воспитании личности, она необходима каждому ребенку. Но каждый ребенок неповторим в своих музыкальных проявлениях. И чтобы открыть перед ним дверь в мир музыки необходимо развивать у него способности, и прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, чему способствуют занятия народной музыкой.
Знакомство с народной музыкальной культурой вводит детей в образный мир песни, служит средством сохранения национальных традиций. Многолетний опыт работы с детьми позволяет говорить о необходимости расширения репертуара русских песен, народных танцев и хороводов. Несомненно, именно народная музыка, фольклор являются совершенным средством в воспитании детей, способствуют воспитанию таких качеств, как любовь к Родине, своему народу, к традициям своего края.
Народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия. Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок получает первые представления о культуре. При этом народный фольклор обогащает детские игры новым содержанием.
Детский фольклор – это особая область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков наши предки использовали прибаутки, потешки, приговорки, которые в игровой форме мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. В работе с инструменталистами народниками, неотъемлемой частью в формировании начальных навыков игры на инструменте – является народная музыка и детский фольклор, т.к. этот репертуар прост в текстовом и содержательном плане. Незатейливыеи простые по форме произведения народного поэтического и музыкального творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые и ритмические.
Яркие, оригинальные, порой шуточные и сказочные, доступные по форме и содержанию заклички и попевки, легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в обучении. Поэтому не вызывает сомнения, что детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребенка, в его духовном развитии.

Подобно тому, как навсегда запоминаются первые книжки, так память хранит и те мелодии, которые довелось услышать или исполнить  в ранние годы. Вот почему так важно, чтобы колыбельная песня, частушка, прибаутка входили в жизнь в ту пору, когда человек особенно восприимчив ко всему прекрасному. Вот почему, приобщение ребенка с ранних лет к народному творчеству – очень важная и благородная задача, решить которую под силу педагогам дополнительного образования, работающим индивидуально и с народными коллективами и ансамблями.

Формы и способы подачи информации могут быть разнообразными. Это и беседа, и занятия, на которых особое внимание можно уделить русскому народному искусству; участие в обрядах, играх, хороводах; прослушивание народной музыки и обучение игре на народных музыкальных инструментах. Таким образом, детям открывается занимательный и яркий мир народного творчества. В процессе работы для педагога важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении детских народных песен, закличек, инсценировок сказок и т.д., поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей, знакомить с музыкальной культурой своего народа

РЕКЛАМА|16+

4.Анализ народных обработок.
Для достижения цели музыкального воспитания ребенка следует начинать занятия с обучения детей слуховому восприятию музыки. Этот раздел включает в себя знакомство, как с вокальной, так и инструментальной музыкой. Причем, самым увлекательным для детей является слушание русских народных инструментов, как в записи, так и в «живом исполнении».
При прослушивании музыки в исполнении оркестра следует обращать внимание детей на особенности звучания каждого музыкального инструмента. При исполнении вокальных произведений также нужно уделять внимание характеру и содержанию песни. Желательно сравнить звук или фразу с каким-либо физическим действием: качанием колыбели, движением мехов баяна, стуком дождя, бегом лошадки (ритм). На данном этапе музыкального развития педагог может предложить ребенку ассоциативные образы, а с возрастом у обучающегося появится свое видение и чувствование музыкального произведения. При прослушивании музыки обязательно следует использовать иллюстрации из детских книг, репродукций русских художников, заклички, загадки,потешки, прибаутки.

В работе над народными обработками, необходимо провести с ребенком общение по поводу его видения сюжетного образа произведения. Педагог проигрывает произведение в нудном темпе, правильными штрихами и динамическими оттенками. Должен появиться рассказ, в котором будет завязка, развитие и кульминация. Очень часто кульминация в обработках народных песен приходится на финал. Завязка - проведение самой мелодии песни, в первоначальном варианте. Развитие – самая большая частьпо объему текста, с всевозможными вариациями, модуляциями, ритмическим разнообразием, направленные на демонстрацию технических виртуозных способностях ученика. Финал – яркий, виртуозный, подытоживающий все произведение.

В формировании музыкального образа, очень часто помогает замысел композитора-аранжировщика.

  • Штрих стаккато – придает игривый, веселый, танцевальный характер.
  • Штрих легато – ласковый женский образ.
  • Проведение темы в басовом ключе – мужской, богатырский образ.
  • Лёгкие вариации – шелест листьев, журчание ветерка, шум ветра.
  • Динамические оттенки – проявление выражения эмоциональности в формировании образов и т.д.

Все эти способы и методы способствуют ученику скорейшему выучиванию произведения, заинтересованность в работе.

В старшем возрасте чаще следует использовать иллюстрации; таким образом, их представления о картинах природы («На горе-то калина»), шуточные(«Долговязый журавель»),о труде человека («Во кузнице») дополняются средствами изобразительного и музыкального искусства.
Многолетний опыт работы позволяет утверждать, что слушание народной музыки – это активный вид музыкальной деятельности. Активность выражается во внутренней готовности к ее восприятию, к умению не только слушать, но и слышать. Подобные свойства народной музыки могут быть использованы при воспитании ребенка, формировании его нравственности и мировоззрения.  Основным средством формирование патриотизма на уроках специальности выступает правильно подобранный репертуарный план, поэтому к его подбору я подхожу с особой тщательностью. При составлении репертуара я ставлю перед собой следующие цели:

-воспитание вкуса;

-формирование нравственных и эстетических чувств (любви к ближнему, к своему народу, к Родине);

-воспитание уважения к истории, традициям музыкальной культуры разных стран мира;

Особый акцент делается на:

-изучение народной музыки, знакомство с историей народа. Его традициями и обычаями;

-изучение произведений связанных с историей Отечества; постижение основных пластов

-мирового музыкального искусства, т. е. произведений композиторов классиков.

Основу репертуара на протяжении всего курса обучения составляет народная музыка, начиная с простейших напевок, потешек, прибауток, («Ладушки», «Андрей – воробей»), заканчивая современными народными обработками («Тонкая рябина»  в обработке В. Мотова, «Утушка луговая» в обработке Н. Чайкина).

Именно народная песня с её поэтичным и удивительным миром, эмоциональной выразительностью и мелодичностью формирует у детей бережное отношение к истории и культуре своего народа, усиливает связь и преемственность поколений. Существует целая классификация русских народных песен это рекрутские, обрядовые, лирические, военные, хороводные, трудовые, колыбельные, прибаутки, заклички. Если проанализировать сюжет этих песен, то можно увидеть, что большинство поются и играются о человеке, о родине, о любви, о труде. Песня всегда отражает окружающий мир, в котором она была создана и в жизни народа имеет огромное значение. 

В процессе разучивания песни обязательно знакомлю ученика с её содержанием, героями, персонажами. Это помогает формировать у учащегося такие черты характера как: трудолюбие («Уж мы сеяли ленок»); любовь к животным («Коровушка», «Сел комарик на дубочек»); гостеприимство («Блины»); сопереживание («Степь да степь кругом»); веселье («Во саду ли, в огороде», «Как пошли наши подружки»); раскрывают красоту родного края («Как пойду я на быструю речку», «Среди долины ровные»). Дети с огромным желанием и удовольствием любят исполнять частушки, ведь частушка занимает в жизни народа очень значимое место. Частушка оперативно и активно откликается на все события жизни. Частушка – это и бодрость, оптимизм, юмор, озорство.

Изучая эти произведения, мы говорим с учениками о подвигах советского народа, героизме, о смелости, храбрости, любви к Родине, о переживаниях, о мыслях, чувствах народа. А в итоге подвожу к мысли, что Родина у человека одна и её надо любить. Очень важно раскрыть перед детьми взаимосвязь между музыкальным наследием прошлого и современной музыкой, научить понимать истинные ценности.

Безусловно, школа помогает раскрытию наилучших сторон личности, подрастающего человека посредством музыки, но это будет более эффективным при поддержке родителей, если в доме ученика царит дух любви и уважения. Есть много форм работы с учеником и его родителями: это совместные концерты учащихся и родителей, лекции, лекции - концерты, выезды на конкурсы, совместные походы в музеи, на выставки, родительские собрания. Только совместно с семьёй педагог может привить детям любовь к музыке и формировать их как высококультурных членов общества.

Литература:

Арчажникова, – учитель музыки. Книга для учителя /– М.: Просвещение, 1984. Алиев, книга школьного учителя-музыканта / . – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000. «Радостное музицирование». - Курган: Мир Нот, 2001. - 66 с. Левкодимов, Г. Мой друг баян. Литературно-музыкальный альманах «Молодежная эстрада» № 3 – 4. – М.: , 2000. Натансон, В. А., Рощина, музыкальной педагогики / , . – М.: Музыка, 1984. «У истоков народной мудрости». - Екатеринбург, 1994.