4. РОЛЬ ДИСТАНЦИОННЫХ КОНКУРСОВ В ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ 2022г.

Тимофеева Алла Юрьевна

раскрыты факторы, способствующие улучшению мотивации учащихся к подготовке к конкурсам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_distantsionnyh_konkursov_11.22g.doc47.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБУДО Вяземская ДШИ им. А.С. Даргомыжского

Методический доклад

«РОЛЬ ДИСТАНЦИОННЫХ КОНКУРСОВ В ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДШИ»

преподаватель

Тимофеева А.Ю.

г. Вязьма 2022г

Детские школы искусств призваны работать на перспективу и решать первостепенно значимые вопросы творческого развития обучающихся, обеспечивая условия для их самореализации. Именно здесь создается особое образовательное пространство, ориентирующее своих воспитанников на личностные достижения. Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей на государственном уровне объявлены одной из приоритетных задач современного образования, поэтому актуальность творческого развития личности обучающихся в ДШИ обусловлена требованиями времени.

Конкурсы, как форма воспитания юных музыкантов имеют важное значение. Именно конкурс является одной из значимых форм, способствующих творческому развитию и социализации личности. Одним из направлений по созданию оптимальных условий для развития детей является их участие в различного рода дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах, так как миру информационных технологий отводится значительная доля в нашей жизни.

Система исполнительских интернет-конкурсов, которая получила в последнее время распространение, позволяет расширить степень участия детей в конкурсах, на что обращается внимание в Программе развития детских школ искусств Российской Федерации. Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность преподавателям ДШИ организовать работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей посредством участия в подобных конкурсах, что является эффективным способом выявления и развития потенциала одаренных детей, хотя отношение к участию в таких конкурсах неоднозначное. 

Тем не менее, можно утверждать, что участие в дистанционных конкурсах – один из способов повышения учебной мотивации обучающегося и ИКТ-компетенции преподавателя ДШИ. Для педагогов такие конкурсы способствуют овладению технологией и методами организации участия обучающихся в конкурсах, а для каждого обучающегося современные информационные технологии раскрывают возможности реализовать себя в конкурсной деятельности. С помощью применения подобных технологий выявляются скрытые возможности и таланты обучающихся, создаются условия для психологического комфорта при записи выступления, атмосфера которой более спокойная, чем в публичных выступлениях на сцене.

В настоящее время проводится множество дистанционных конкурсов, целью которых является выявление и поощрение творчески одаренных детей, развитие их творческих и интеллектуальных способностей, возможность показать свои таланты на Всероссийском и Международном уровне. Преимуществами дистанционных форм являются: участие независимо от места проживания, выбор удобного времени для записи выступления и выбор лучшего варианта исполнения, возможность совмещения с учебным процессом. Положительным моментом таких конкурсов является их доступность. Следует сразу оговориться, что дистанционные конкурсы ни в коей мере не заменяют профессиональных исполнительских конкурсов, да и сравнивать их по значимости просто не имеет смысла, но отказываться от новых технологий также не представляется целесообразным.

Нужно заметить, что сегодня в инструментальный приходят дети различного уровня одаренности и подготовки. А если ребенок не обладает яркими данными, но хочет выступать? Для основной массы детей — это единственная возможность стать участником конкурса, который может стать стимулом для плодотворных занятий музыкой. Как раз таких детей можно стимулировать участием в конкурсах менее значительных по программным требованиям, ведь две разнохарактерных пьесы сыграть проще, чем полифонию И.С. Баха, классическую сонату или развернутую оригинальную виртуозную пьесу. В дистанционных конкурсах педагог может подобрать обучающимся конкурсные требования в соответствии с индивидуальной траекторией развития.

Дистанционные конкурсы могут явиться первой ступенькой для ребенка на пути к музыкальному творчеству, а успешность участия в них поможет укрепиться в решении заниматься серьезно и профессионально музыкальным исполнительством. Для ребенка со средними способностями дистанционные конкурсы могут стать стимулом для обучения, заставят поверить в свои силы и возможности, помогут испытать чувство радости при получении диплома, который он, скорее всего, никогда не получит в профессиональном конкурсе исполнительского мастерства. Участием же в дистанционных конкурсах каждый обучающийся может существенно пополнить свое портфолио.

Востребованность дистанционных конкурсов заключается и в том, что каждый ученик - и одаренный, и обычный - чувствует свою значимость, и это помогает ему проявить свои способности, раскрыть творческий потенциал. Кстати, сам обучающийся может на сайте найти свою работу, прослушать запись, оценить со стороны, познакомиться с выступлением других конкурсантов, провести анализ выступлений совместно с преподавателем. Самое главное, заключается в том, что о своих успехах он может рассказать своим друзьям и близким, указать адрес сайта, чтобы те послушали и оценили его игру, тем самым повышается его самооценка, авторитет в кругу сверстников. Он встречает поддержку и одобрение семьи, которая радуется успехам ребенка.

Кроме того, дистанционные конкурсы формируют важные качества характера: настойчивость, целеустремленность, умение добиваться задуманного, повышают творческую активность обучающегося. Чтобы отправить качественную видеозапись на конкурс, приходится приложить определенные усилия. Кто из преподавателей занимался этим вопросом, те поймут, как непросто записать успешное выступление с первого раза. В этом заключаются свои плюсы дистанционных конкурсов. Если посылается видеозапись, специально подготовленная для данного конкурса, то можно выбрать лучший и наиболее благополучный вариант исполнения в отличие от выступлений «вживую», где исполнение происходит здесь и сейчас.

К своеобразным проблемам дистанционных конкурсов следует отнести следующие моменты. Сейчас большинство детей, независимо от возраста, владеют компьютером, видеокамерой или другими средствами для создания видеозаписей. Но чтобы правильно оформить работу, на помощь детям должен придти преподаватель. При отправлении материалов для участия в конкурсе необходимо соблюдать определенные требования, суметь разместить видеозапись на файлообменнике или канале YouTube, отправить ссылку на размещенный видеофайл организаторам конкурса. Все эти проблемы под силу решить грамотному преподавателю, вооруженному знаниями в области информационно-коммуникативных технологий. Подготовка материалов для участия в дистанционном конкурсе наполняет деятельность педагога новым содержанием, способствует развитию целого комплекса новых и современных профессиональных навыков и умений. В данном случае педагог должен проявить свою компетентность в овладении ИКТ.

Знакомство с технологией проведения дистанционных конкурсов мотивирует преподавателя организовывать детей на активное участие в такого рода мероприятиях. Наш опыт показал, что на начальном этапе обучения с помощью дистанционных конкурсов можно не только выявлять одаренных детей, но и развивать у детей познавательный интерес к творческой деятельности, формировать навыки самостоятельной домашней работы. Со временем у них в сознании сформируется, что компьютер – это не только средство для развлечения, а инструмент для развития способностей, проявления своих творческих возможностей.

Участие в дистанционных конкурсах является интересной формой самообразования и обмена опытом с коллегами других школ России. Материалы, подготовленные для конкурсов, можно использовать в методической работе, как иллюстрацию к практической деятельности преподавателя, а также во внеклассной работе.

Таким образом, участие в дистанционных конкурсах предусматривает создание педагогических условий для интеллектуального и личностного роста обучающихся в учреждениях дополнительного образования, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования, а для педагогов становится стимулирующим фактором повышения профессионального роста и освоения новейших информационно-коммуникативных технологий.

Литература

  1. Кузина З.К.  Дети и исполнительские конкурсы. - [Электронный ресурс]. URL: www.krasndmsh.ru/files/work16.doc
  2. Пономарева С.Ю. Роль детских исполнительских конкурсов в музыкальном развитии учащихся ДМШ. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.pavlikovskaya.ru/mttod/konf/konf01.html
  3. Сеничева Н.Н., Соколова Д.В. Участие в конкурсах и олимпиадах как форма развития одаренности обучающихся. - [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-v-konkursah-i-olimpiadah-kak-forma-razvitiya-odarennosti-obuchayuschihsya